Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ'

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ»

ме. Здесь требуется экономическая оценка снижения уровня здоровья.

Экономика изучает проблему выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Но сам выбор остается за потребителями медицинских услуг и не может быть оптимальным именно в связи с отсутствием надежной информации о причинно-следственных связях здоровья и среды обитания. Степень достоверности и надежности информации является величиной переменной в пространстве и во времени. Мы полагаем, что сегодня уже есть достаточно информации о причинно-следствен-ных связях здоровья и среды обитания для того, чтобы включить эти показатели в актуарные расчеты в медицинском страховании, пенсионном обеспечении и в расчеты других трансфертных платежей.

Нами совместное НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН проводятся исследования по расчету компенсационного финансирования при снижении уровня здоровья в связи с загрязнением окружающей среды, основанные на моделях заболеваемости городского населения и разработке соответствующих методик. Теоретической основой таких расчетов является интерпретация заболеваемости населения в экономической (стоимостной) форме путем определения экономического ущерба, наносимого населению, системе здравоохранения, государству и работодателю.

Мы считаем необходимым включить в систему медицинского страхования и в другие виды финансирования "гигиеническую составляющую", т. е. выделить ту часть расходов по лечению, которая связана с воздействием факторов окружающей среды на здоровье населения, работающих, и к этим расходам отнести затраты на разработку гигиенических рекомендаций. Природоохранные мероприятия следует оставить в системе организации охраны окружающей среды с соответствующим перераспределением приоритетов в государственном управлении социальным комплексом в пользу охраны здоровья населения.

Другим недостатком гигиенической науки и практики является игнорирование населения не только как контролера и союзника, но и как экономического агента. Здесь нужны маркетинг и технологии взаимодействия с общественностью.

Кроме бюджетных и корпоративных средств, в рыночной экономике существуют непосредственные затра-

ты домохозяйств, и нет другого пути, кроме как доказать свою полезность потребителям, чтобы получить деньги на развитие теоретической и практической гигиены [5, 6|. Нужна активная, как уже упоминалось выше, маркетинговая политика гигиенистов. Общество должно знать, что качество среды — основная причина отклонений в уровне здоровья, и здесь нужны не только лечебные учреждения, гигиенические и санитарные мероприятия, а радикальные меры, требующие соответствующих финансовых вложений.

Следует подчеркнуть важную роль потребительского спроса в определении видов и количества производимых продуктов, что в зарубежной литературе именуется "голосованием долларом". Потребители, не подверженные правительственным ограничениям и обладающие денежным доходом от реализации ресурсов, расходуют свои средства на те товары и услуги, которые они главным образом хотят и могут купить. Эти расходы фактически представляют собой голосование деньгами, с помощью которого потребитель декларирует свои потребности, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если набирается достаточно большое количество таких "голосов", предприятия готовы производить данный продукт (услуги).

Л итература

1. Голяченко О. Сошальна медицина та оргажзашя охо-рони здоров'я. — КиУв, 1993. — Ч. 1.

2. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учебное пособие / Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. — М., 1997.

3. Жильцов £. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учебное пособие. — М., 1995.

4. Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э. А. Нечаева, Е. Н. Жильцова. — М., 1994.

5. Магуайр Е., Гендерссон А., Муш Г. Економка охоро-ни здоров'я. — КиГв, 1998

6. Макконел К., Брю С. Экономикс. — М., 1992. — Т. I.

7. Мизес Л. Человеческая деятельность. — М., 2000.

8. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. — М., 1996.

Поступила 22.03.02

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДК »13:378.661

М. П. Захарченко, С. И. Иванов, С. А. Лопатин

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Минздрав РФ, Москва; Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им И. И. Мечникова

Как известно, в бывшем СССР существовал единственный в мировой практике вуз по подготовке врачей профилактического профиля — Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, где фундаментально готовили специалистов по многочисленным направлениям гигиены (коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда и др.). В названном вузе были сформированы научные школы по базисным разделам гигиенической науки, проходили подготовку высококвалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава, на что потребовались десятилетия упорного труда кафедр медико-профилактического профиля.

В дальнейшем, после упразднения, СССР образовался Государственный комитет санэпиднадзора, который вышел из подчинения Минздрава РФ, однако упомянутый выше вуз остался в ведении Минздрава РФ и неоправданно был переименован в Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию им. И. И. Меч-

никова. Сокращение количества обучаемых на медико-профилактическом факультете привело к тому, что штаты гигиенических кафедр постоянно уменьшались, последипломное образование в виде интернатуры частично было передано на факультет усовершенствования врачей и т. д. В результате так называемой "реформы" медицинского образования в России выпускники медико-профилактических факультетов вынуждены сдавать государственный экзамен в виде "гигиены" без специализации выпускающих кафедр (коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда); кафедры, на которых готовили высококвалифицированные кадры врачей-профилактиков на протяжении десятилетий, стали объединять. Так, в бывшем Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте кафедру гигиены труда, организованную в 1925 г., объединили с кафедрой коммунальной гигиены, которой в сентябре 2002 г. исполнится 70 лет. Это все равно, что объединить, к примеру, терапию с офтальмологией или хи-

рургию с фармакологией. Кафедра гигиены питания объединена с кафедрой гигиены детей и подростков. Нелепость таких объединений столь очевидна, что не требует никаких доказательств. По сути уничтожаются научные школы по подготовке врачей профилактического профиля.

Следует отметить, что, несмотря на частое употребление термина "профилактика" и даже признание профилактики генеральной линией отечественного здравоохранения, трактуется это определение далеко не однозначно. Н. А. Семашко определял профилактику как направление в медицине; О. П. Щепин, Г. И. Царегород-цев и другие ученые — как систему комплексных государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на предупреждение заболеваний; В. П. Петленко — как социальную нормологию, определяющую оптимальное состояние популяции.

Если говорить о медицине, то профилактика является методом достижения основной ее цели — сохранения, укрепления и приумножения здоровья людей. Первичная профилактика — это активная, наступательная компонента профилактического метода, направленная на ликвидацию причин, вызывающих снижение здоровья, на стимулирование, активацию факторов, способствующих его оптимизации |4, 5|. В реализации метода первичной профилактики принимает участие не только и даже не столько медицина, сколько все государство в целом с его политическими, экономическими, административными, законодательными, воспитательными, научными и другими социальными институтами, а также все население страны. В связи с этим первичная профилактика реализуется в форме системы экономических, хозяйственных, административных, законодательных, общественных, воспитательных, медицинских и других мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и приумножение здоровья народа. Такая направленность дает основание рассматривать здоровье в качестве системообразующего элемента, а здравоохранение в целом и особенно его медико-профилактическую службу — в качестве организатора реализации всей системы на практике.

Вторичная профилактика проводится в жизнь почти исключительно органами и учреждениями здравоохранения, профсоюзами и частично администрацией Ее содержанием являются раннее выявление заболеваний в процессе диспансеризации, определение групп риска, проведение лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий на индивидуально-групповом уровне. Совершенно очевидно, что стратегических задач здоровья эта профилактика самостоятельно решать не может. Тем не менее до сих пор примат в профилактике принадлежит именно вторичной се компоненте, т. е. настойчиво реализуется известный постулат Н. А. Семашко: "Если профилактика — направление всей нашей медицины, то диспансеризация — метод, которым это профилактическое направление проводится в жизнь". При этом понятие диспансеризации сузилось до проведения сплошных или выборочных осмотров населения и отбором больных (скрининг), оставляя в стороне исследования и работу со здоровыми. Недооценка и снижение роли медико-профилактической службы и се учреждений в деле вторичной профилактики, разрыв в самом здравоохранении между первичной и вторичной профилактикой привели к тому, что здоровье исследуется в одном месте, а окружающая среда, которая это здоровье во многом определяет, в другом. Этот разрыв произошел еще в 30-е годы прошлого столетия, в пору формирования методологических основ профилактического метода. Именно в то время проходила полемика между 3. П. Соловьевым и А. Н. Сысиным о том, в каких организационных и методических отношениях должна находиться первичная и вторичная профилактика. А. Н. Сысин считал, что организация вторичной профилактики должна быть в руках учреждений, осуществляющих первичную профилактику, т. е. в руках медико-профилактической службы. 3. П.

Соловьев полагал, что у этой службы свои, как он выразился, специфические задачи, которыми она должна заниматься, и что более правильным будет все дело вторичной профилактики передать участковым больницам и поликлиникам. Что из этого получилось, мы знаем: первичная профилактика лишилась зрения, вторичная — рук, а вся профилактика на многие годы оказалась малоэффективной. За эти годы воспитано несколько поколений врачей-профилактиков, занимающихся только окружающей средой и не видящих в ней человека. Попытки заставить заниматься этим врачей-лечебников, предпринятые 3. П. Соловьевым в 30-е годы и Е. И. Смирновым в 50-е годы, ни к чему не привели. Если говорить об использовании первичной профилактики в рамках медицины, то на современном этапе с учетом ошибок прошлых лет решающим звеном ее функционирования должна быть тесная связь с профилактикой вторичной. Эти два направления профилактики должны представлять единую и неделимую систему, обеспечивающую достижение главной цели медицины. Руководящая и организующая роль в этой системе должна принадлежать организациям здравоохранения и службе, занимающейся первичной профилактикой. В ее учреждениях должны собираться и анализироваться результаты медико-профилактического обследования населения, определяться величина его здоровья, выявляться причинно-следственные связи между условиями жизни, труда и быта людей и их здоровьем и на этой основе разрабатываться рекомендации по устранению абиотических и усилению действия биотических факторов окружающей среды |2, 31.

Приходится констатировать, что отсутствие государственного подхода к подготовке врачей-профилактиков сказалось на формировании учебного плана, в котором гигиеническим кафедрам отводится второстепенная роль. Так, в учебном плане Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И Мечникова на 2000 г. по специальности 040300 — "Медико-профилактическое дело" при общем бюджете времени 11 566 учебных часов (3862 — самостоятельная работа студентов) на кафедры медико-профилактического профиля приходится около 16% (1884 учебных часа, из них 629 ч на самостоятельную работу). Это даже меньше, чем в примерном учебном плане указанной специальности, утвержденном Министерством образовании РФ в 2000 г. (1947 учебных часов, из них 649 ч на самостоятельную работу). Из 58 медицинских дисциплин лишь 7 представлены гигиеническими науками (общая гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда). Между тем давно назрела необходимость в преподавании таких медико-профилактических дисциплин, как пропедевтика гигиены, профилактическая токсикология, медицинская география, экология человека, гигиена окружающей среды, гигиеническая диагностика в экстремальных условиях и др.

В Российской Федерации на сегодняшний день имеются Стоматологический университет, Фармацевтическая академия. Педиатрическая академия. Назрела настоятельная необходимость в организации Российского медико-профилактического университета, где следует предусмотреть 5 базисных факультетов: по подготовке врачей-профилактиков и врачей-экологов, по усовершенствованию врачей-профилактиков и врачей-экологов, по менеджменту и маркетингу в профилактической медицине, по лабораторной диагностике. Названному университету необходимо присвоить имя А. П. Добро-славина — основателя гигиены и профилактической медицины в России, первого начальника кафедры гигиены в Медико-хирургической академии, имя которого до сих пор не увековечено.

В России, как известно, деление профилактической медицины, возглавляемой гигиеной, произошло в соответствии с факторами окружающей среды. Так, появились общая гигиена, являющаяся пропедевтикой гигие-

ны, гигиена питания, гигиена труда, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков и др., поскольку опасность для здоровья населения антропогенного изменения окружающей среды заметили прежде всего гигиенисты, приступившие к организации зашиты населения, которая вылилась в форму гак называемого предупредительного и текущего санитарного надзора за всеми сторонами жизни, труда и быта людей. Создание законодательных нормативных документов в свою очередь породило проблему гигиенического нормирования факторов окружающей среды [6]. Данная проблема получила небывалое развитие, что вывело нашу страну в этом отношении на одно из первых мест в мире и в методологии, и в методике, и в количестве нормативов, и в качестве нормативного законодательства. Однако реализация этих научных и законодательных наработок, несмотря на наличие, казалось бы, стройной системы практической медико-профилактической службы, осуществлялась крайне неудовлетворительно. В известном споре по поводу приоритетности затрат на сохранение природных свойств окружающей среды и здоровья населения и затрат на производство материальных средств побеждали, к сожалению, сторонники последнего приоритета. Такое смешение приоритетов медленно, но верно вело к печальному финалу: страна оказалась на грани экологической катастрофы и угрозы вымирания населения. Эта проблема породила не только общенациональные, но и медицинские, в частности гигиенические, издержки. Пренебрежение правительства и общества к охране окружающей среды вынуждало гигиеническую науку и практику бросать все силы и средства на изучение и защиту окружающей среды и меньше внимания уделять изучению и оценке здоровья населения. Эта сторона дела была отдана на откуп лечебной медицине и так называемой социальной гигиене, которая после ее разгрома в 30-х годах занималась организацией лечебной помощи населению и учетом его заболеваемости без какой-то связи с условиями жизни. В соответствии с такими приоритетами готовились кадры врачей профилактического профиля.

В современных условиях такое положение с подготовкой кадров по гигиенической диагностике необходимо коренным образом исправлять, тем более что объективные и социальные условия резко изменились в благоприятную для гигиены сторону и диктуют необходимость смены ее приоритетных направлений, поскольку негативные изменения в окружающей среде и здоровье населения достигли такого предела, что стали доступными для понимания не только широкой общественности, но и правительству, привели к формированию экологического мышления и мощного экологического движения. Постепенно многие функции по исследованию, оценке и охране окружающей среды отторгаются от гигиены и переходят в руки так называемых экологов. Гигиена получает возможность заняться своим непосредственным предметом — здоровьем здорового человека на индивидуальном и популяционном уровнях. На современном этапе требуется врач-профилактик, умеющий работать не только и даже не столько со средой, а главным образом с человеком, определять величину его здоровья и давать профессиональные рекомендации по его оптимизации. Основой деятельности специалиста в области гигиены должны стать организация профилактических осмотров населения, непосредственное участие в них, анализ результатов, т. е. гигиеническая донозологи-ческая диагностика. В связи с этим он должен быть под-

готовлен в области диагностики даже в большей степени, чем врач лечебного профиля, поскольку ему надо будет распознать не болезнь, а величину здоровья и самые начальные признаки его потери [1].

На кафедрах клинического профиля названного университета следует существенно расширить разделы диагностики болезней и преморбидных состояний за счет сокращения разделов лечения болезней, усилить подготовку студентов медико-профилактического направления по организации амбулаторно-поликлинического дела, использованию поликлиник и амбулаторий в качестве баз для скрининговых осмотров и диагностики донозо-логического статуса. В этом же ракурсе потребуется перестройка деятельности центров санэпиднадзора всех уровней, которые должны стать центрами гигиенической диагностики, где совместно с врачами лечебного профиля должна проводиться диспансеризация всех групп населения с последующим анализом ее результатов и накоплением банка данных о здоровье обслуживаемого ими контингента. В структурах центров следует иметь сильные отделы, обеспечивающие диагностику донозо-логических состояний, с соответствующим современным оборудованием и аппаратурой.

В ведении главного санитарного врача РФ должна быть предусмотрена приватная структура с опытными педагогами в области профилактической медицины, к компетенции которой следует отнести формирование нового учебного плана по подготовке врачей профилактического профиля с учетом последних событий и достижений.

На сегодняшний день неоправданно расходуются средства федерального бюджета на организацию мини-факультетов медико-профилактического профиля во многих медицинских вузах РФ. Следует сосчитать годовую потребность во врачах-профилактиках для страны, и, возможно, возникают необходимость в создании двух медико-профилактических университетов — для европейской и для азиатской частей России, где при подготовке специалистов будут учитываться экологические, демографические и другие особенности регионов.

Настала пора остановить развал в подготовке кадров для нужд профилактической медицины, вернуться к системе, существовавшей в бывшем СССР, с наслоением специфики современных условий. Создавшееся положение далее недопустимо и чревато опасными последствиями для здоровья нации на ближайшие десятилетия.

Литература

1. Захарченко М. П., Кошелев Н. Ф. // Гиг. и сан. — 1992. - № 9. - С. 13-14.

2. Захарченко М. П. // Экология человека. — Архангельск, 1995. - С. 46-47.

3. Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Шабров А. В. Диагностика в профилактической медицине. — СПб., 1997.

4. Ионизация воздушной среды и здоровье / Захарченко М. П., Бовтюшко В. Г., Хавинсон В. X., Губернский 10. Д. - СПб., 2002.

5. Сидоренко Г. И., Захарченко М. П., Морозов В. Г., Кошелев Н. Ф. // Гин. и сан. - 1993. - № 7. - С. 60-64.

6. Современные проблемы экогигиены / Захарченко М. П., Гончарук Е. И., Кошелев Н. Ф., Сидоренко Г. И. - Киев, 1993. - Ч. 1-2.

Поступила 22.03.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.