Научная статья на тему 'Проблема персонального имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний'

Проблема персонального имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ПСИХОЛОГ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСИН РОССИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич, Кечил Дмитрий Иванович, Курдин Денис Алексеевич

В статье представлено обоснование формирования позитивного имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализирована ситуация с имиджем ведомства и его сотрудников. Показано, что в настоящее время имидж Федеральной службы исполнения наказаний и ее сотрудников не является позитивным ввиду того, что он формировался стихийно без соответствующего психологического обеспечения. Отмечено, что при формировании имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний целесообразно использовать четырехлучевую психологическую модель, создавать систему информационно-психологического сопровождения, осуществлять мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич, Кечил Дмитрий Иванович, Курдин Денис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема персонального имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 159.9.075

DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).015-018

ПРОБЛЕМА ПЕРСОНАЛЬНОГО

ИМИДЖА ПСИХОЛОГОВ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

В. Г. Зазыкин, Д. И. Кечил, Д. А. Курдин

Для цитирования

Зазыкин, В. Г Проблема персонального имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний / В. Г. Зазыкин, Д. И. Кечил, Д. А. Курдин // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 2(47). - С. 15-18. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).015-018.

Аннотация. В статье представлено обоснование формирования позитивного имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Проанализирована ситуация с имиджем ведомства и его сотрудников. Показано, что в настоящее время имидж Федеральной службы исполнения наказаний и ее сотрудников не является позитивным ввиду того, что он формировался стихийно без соответствующего психологического обеспечения. Отмечено, что при формировании имиджа психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний целесообразно использовать четырехлучевую психологическую модель, создавать систему информационно-психологи-

© Зазыкин В. Г., Кечил Д. И., Курдин Д. А., 2019

ческого сопровождения, осуществлять мониторинг.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, психолог служебной деятельности ФСИН России, персональный имидж, система информационно-психологического обеспечения.

Для любой организационной системы важной задачей является формирование ее позитивного образа (имиджа), не только самой системы, но и ее руководителей и сотрудников. Организационная система будет функционировать эффективнее в среде взаимодействий, если к ней сформировано положительное отношение. Для этого необходима соответствующая внешняя благоприятная информационная среда. В ней центральное место принадлежит системе позитивных имиджей.

Для системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) проблема позитивного имиджа весьма актуальна, так как, по мнению специалистов в области «паблик рилейшнз», в настоящее время имидж ФСИН России и ее сотрудников в обществе в целом не является удовлетворительным. Кроме того, о самом существовании ФСИН России, ее деятельности, сотрудниках люди знают существенно меньше, чем о других силовых структурах (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения за 2017 г.).

В то же время имидж ФСИН России и ее сотрудников, по мнению тех, кто работает в данной системе и обучается в ее образовательных организациях, является положительным, причем оценки они дают высокие. Так, по результатам проведенного социологического опроса практически все курсанты Академии ФСИН России (г. Рязань, 2018-2019 гг.) гордятся выбранной профессией и сферой деятельности, шли учиться сознательно, считают будущую профессиональную деятельность очень важной для страны.

Иными словами, существует несколько имиджей системы ФСИН России и ее сотрудников.

Такая ситуация сложилась ввиду того, что имидж ФСИН России и ее сотрудников формировался в известной мере стихийно, без координированной и целенаправленной работы, поэтому он носит стереотипный характер. Негативную роль здесь играют средства массовой информации (СМИ) с их доминирующей установкой на освещение скандалов и конфликтов (Д. Дондурей, С. Соседов и др.). Большое влияние на формирование имиджа оказывают также художественные произведения (особенно книги, кинофильмы и др.),

в которых нередко проводятся параллели между ФСИН России и ГУЛАГом.

Отмеченные негативные информационные факторы в большей степени влияют на имидж ФСИН России как организационной системы. В то же время полагаем, что это влияние не распространяется на психологов служебной деятельности ФСИН России. Во-первых, они находятся под влиянием в целом позитивного отношения к ним психологов, роль которых возросла в последнее время. Во-вторых, об их деятельности практически нет негативной информации в СМИ. В связи с этим появляются реальные возможности для формирования позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России.

Организацию работы по формированию позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России следует осуществлять с ориентацией на психологическую сущность имиджа как вторичного репродуктивного психического образа. Напомним, что имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо [2]. В данном случае речь идет о персональном имидже психологов служебной деятельности ФСИН России как представителей профессиональной группы. Подчеркнем, что персональный имидж является вторичным психическим образом представления, или репродуктивным психическим образом. Это образ в большинстве своем не действует на органы чувств, возникает благодаря обобщению другой информации о субъектах, которая дополняет образы. Репродуктивные образы существенно отличаются от образов непосредственного восприятия. Главное их отличие - реконструкция,

то есть мысленное обогащенное другой информацией воспроизведение своих прошлых впечатлений и пр. [1]. Если оно будет наполнено информацией положительного характера, то и образ будет привлекательным. Обогащение может значительно изменять первоначальное впечатление, безусловно, все зависит от категории информации и ее эмоционального воздействия. При этом самое важное, что оно становится простым, целостным, определенным. Данные параметры обогащения по истечении определенного срока выступают в качестве основы психологической установки, вследствие чего восприятие субъекта (при условии, что впечатление сформировалось ранее)предполагается и скорее всего будет под влиянием отношения и установки.

В связи с этим образ представления о части реальности может отличаться от других психических образов возможностью воздействия, буквально формировать, создавая психологическую информационную среду, установки, иллюзию свойств и др. В этом и заключается психологическая сущность деятельности по формированию позитивного имиджа. При формировании позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России следует обязательно учитывать соответствующие правила и использовать психологические модельные схемы [2]. Психологические модели имиджа - это информация, находящаяся в определенной структуре и соответствующая вычисленному персональному имиджу. Общими требованиями к моделям персонального имиджа являются простота, выразительность и запоминаемость. Если поднимать вопрос о содержательном наполнении

данных моделей, то априори им необходимо придавать не только соответствующие ожиданиям характеристики личности, но и те, которые ценны для людей.

Среди эффективных психологических моделей персонального имиджа, пригодных для формирования имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России, предпочтение следует отдавать модели типа «интеллект -потенциал - нравственные качества -профессионализм». В векторе интеллекта особо подчеркивать общую и профессиональную эрудицию, широту знаний, креативность и пр., в векторе потенциала - специальные профессиональные способности, работоспособность, силу личности,психическую устойчивость,волевые качества, в векторе нравственных качеств - гуманистическую направленность личности, порядочность, верность своему слову, надежность и пр. Необходимые личностно-профессиональные качества психологов служебной деятельности ФСИН России следует определять, используя методы профессио-графии [3].

На базе разработанной психологической модели позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России следует создавать соответствующую информационную (информационно-психологическую) среду. В информационной среде целесообразно отмечать те характеристики, которые еще и способствуют повышению престижа профессии. В частности, по данным Т. А. Бондаренко, это материальный достаток, социальная защищенность и стабильность, перспектива профессионального и карьерного роста, высокая общественная значимость выполнения служебных обязан-

ностей, принадлежность к престижному профессиональному сообществу, высокая степень самостоятельности, возможность продуктивной самореализации и самовыражения, творческий характер деятельности, возможность продуктивного личностно-профессио-нального развития до уровня профессионализма. При наличии интеллектуально-творческого компонента престиж профессии будет более высоким, если в ней доминирует уровень субъ-ектности специалистов.

Формирование позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России будет результативным, если для этого будет создана отвечающая всем параметрам информационно-психологическая система, позволяющая функционировать данной деятельности. Основной параметр ее создания - использование таких систем в политической среде, в том числе при проведении различных избирательных кампаний (Б. В. Пронина, А. П. Федоркина и др.).

Опыт создания подобных систем (С. Е. Захарова, Ю. А. Небольсин и др.) свидетельствует, что каждая из них должна включать в себя ряд взаимосвязанных подсистем:

- мониторинг (отслеживающий контроль, трансляция и функционирование имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России);

- РR (сопровождение информации о профессии психолога служебной деятельности ФСИН России через средства массовой информации с использованием РR-технологий);

- информационная известность (увеличение объема широко адресной информации о профессии, характере деятельности, общественной значимости и пр.);

- повышение качества подготовки психологов служебной деятельности ФСИН России;

- развитие профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН России (ее задачами является разработка психолого-акмеологических моделей профессионализма личности и деятельности профессиональных психологов, которые могут выступать ориентирами в развитии их профессионализма, а также типовых проектов профессиональной, должностной и смешанной карьеры для психологов служебной деятельности ФСИН России).

Таким образом, формирование позитивного имиджа психологов служебной деятельности ФСИН России является не только актуальной и важной задачей, но и вполне решаемой. Для этого имеются необходимые возможности. Позитивный имидж психологов служебной деятельности ФСИН России будет способствовать привлечению к указанной работе людей, обладающих большим потенциалом, имеющих гуманистическую направленность личности. Все это будет способствовать повышению эффективности деятельности ФСИН России, формированию позитивного имиджа данного ведомства.

Библиографический список

1. Гостев А. А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М. : ИП РАН, 1998. 218 с.

2. Зазыкин В. Г., Захарова С. Е. Психология «паблик рилейшнз», или психология эффективного РR-а : учеб. пособие. М. : Белый ветер, 2017. 484 с.

3. Кечил Д. И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кызыл : Тув. ГУ, 2014. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.