Научная статья на тему 'Психологическая готовность психологов служебной деятельности (на примере психологов служебной деятельности ФСИН России)'

Психологическая готовность психологов служебной деятельности (на примере психологов служебной деятельности ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
358
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ФСИН) / ПСИХОЛОГ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСИН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / НАСТРОЙ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA (FSIN) / FSIN PSYCHOLOGIST OF SERVICE ACTIVITIES / PROFESSIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / FIGHTING MOOD / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кечил Дмитрий Иванович, Андреев Андрей Михайлович

В статье представлены результаты исследований психологической готовности психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН). Проанализировано содержание психологической готовности на уровне общего и особенного. Основное внимание уделено результатам эмпирических исследований, главными методами которых было анкетирование, интервьюирование и включенное наблюдение. Психологическая готовность психологов служебной деятельности ФСИН обусловливается действием ряда значимых факторов: высоким уровнем инструментальной готовности, высоким уровнем развития личностно-профессиональных качеств, способностью мобилизовать свои ресурс, психологической установкой на успешную деятелность. Проанализированы методы, формирующие психологический настрой. Развитие психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН должно осуществляться преимущественно с помощью освоения опыта, психологических тренингов, саморазвития и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кечил Дмитрий Иванович, Андреев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness of psychologists to service activities (in terms of psychologists of service activities of the penitentiary service of the Russian Federation)

The article presents the results of studies of psychological readiness of psychologists of official activity of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter the FSIN). The content of psychological readiness at the level of general and special is analysed. The main attention is paid to the results of empirical studies, the main methods of which included questioning, interviewing and compassionate observation. Psychological readiness of the FSIN psychologists of service activities is predetermined by the effect of a number of important factors: a high level of instrumental readiness, high level of development of personal and professional qualities, the ability to mobilise their resource, attitude to success. Methods for forming mental attitude are analysed. Development of psychological readiness of the FSIN psychologists of service activities should be carried out mainly with the help of development experience, psychological training, self-development, etc.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность психологов служебной деятельности (на примере психологов служебной деятельности ФСИН России)»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-84-87 УДК 159.9:343

Кечил Дмитрий Иванович

кандидат психологических наук

Андреев Андрей Михайлович

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

dkechil@mail.ru, andra0303@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере психологов служебной деятельности ФСИН России)

В статье представлены результаты исследований психологической готовности психологов служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН). Проанализировано содержание психологической готовности на уровне общего и особенного. Основное внимание уделено результатам эмпирических исследований, главными методами которых было анкетирование, интервьюирование и включенное наблюдение. Психологическая готовность психологов служебной деятельности ФСИН обусловливается действием ряда значимых факторов: высоким уровнем инструментальной готовности, высоким уровнем развития личностно-профес-сиональных качеств, способностью мобилизовать свои ресурс, психологической установкой на успешную деятельность. Проанализированы методы, формирующие психологический настрой.

Развитие психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН должно осуществляться преимущественно с помощью освоения опыта, психологических тренингов, саморазвития и пр.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), психолог служебной деятельности ФСИН, профессиональная готовность, психологическая готовность, настрой, личностно-профессиональные качества.

Психологическая готовность является составной частью и условием профессионализма. Ее формирование необходимо потому, что работа психологов служебной деятельности ФСИН осуществляется в системе «человек-человек» и «человек-группа» с психологически сложными объектами при действии различных негативных экстремальных факторов (риск, опасность, угрозы, перегрузки, сильные стрессы и пр.). В связи с этим она с полным правом относится к деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях.

Регуляция деятельности в особых и экстремальных условиях отличается от регуляции деятельности в нормальных условиях, что требует особых личностно-профессиональных качеств и подключения внутренних ресурсов, в частности, функциональных резервных возможностей компенсаторного типа (Н.Д. Завалова, В.Г. Зазыкин, С. Л. Кандыбович, В.И. Лебедев, В. А. Пономарен-ко, М.Ф. Секач и др.).

Особенности деятельности психологов ФСИН обусловливают необходимость формирования не только профессиональной, но и психологической готовности. Недостаточный уровень психологической готовности может привести к просчетам и ошибкам психолога при организации взаимодействий, выбору неадекватного психологического воздействия на объекты. В связи с этим профессиональное развитие психологов служебной деятельности ФСИН должно обязательно сопровождаться соответствующей психологической подготовкой, результатом которой должна стать психологическая готовность к деятельности в данных особых и экстремальных условиях.

Целью настоящего исследования является определение психологического содержания психологической готовности психологов служебной

деятельности ФСИН, факторов ее детерминации и путей развития.

Объектом исследования являются курсанты психологического факультета Академии ФСИН России (г. Рязань).

Предметом исследования являлось понимание роли и содержания психологической готовности к работе психологов служебной деятельности ФСИН.

Психологическая готовность к работе психологов служебной деятельности ФСИН обусловливается значимыми детерминантами, которые должны формироваться в процессе профессиональной подготовки, в частности, инструментальной готовностью, направленностью на развитие профессионализма, пониманием значимости психологической готовности, произвольной саморегуляцией, ответственностью и др.

В результате проведенного исследования, мы приходим к выводу, что психологическая готовность к служебной деятельности психолога ФСИН пока не стала объектом систематизированных психологических исследований, несмотря на ее актуальность и значимость. Практика ФСИН свидетельствует, что психолог служебной деятельности должен знать: какова специфика работы в этой системе, какие экстремальные факторы могут действовать и к чему они приведут, какими психолог должен обладать качествами и умениями для их преодоления. Кроме того, психологам необходимо формировать настрой на эффективную работу в таких условиях и соответствующим образом настраивать тех, с кем осуществляется взаимодействие. В этом случае экстремальные условия не дезорганизуют их деятельность и взаимодействия. Очевидно, что формирование психологической готовности (долговременной и кратковременной) позитивно скажется на развитии профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН. В психоло-

84

Вестник КГУ 2019

© Кечил Д.И., Андреев А.М., 2019

гических исследованиях (О.Б. Дмитриева, В.Г. За-зыкин, А.А. Касабов, Г.С. Михайлов и др.) было показано, что психологическая готовность является важной составляющей профессионализма.

Предпосылками формирования долговременной и кратковременной психологической готовности являются направленность субъекта на деятельность, его психологические установки, интересы, жизненный опыт, ценностное отношение к профессии, способность произвольно мобилизовать внутренние ресурсы (В.А. Бодров, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.).

Важным видом психологической готовности, необходимым для психологов служебной деятельности ФСИН является готовность к экстренным действиям в ситуации трудно прогнозируемых экстремальных факторов. Данная готовность проявляется в способности адекватно и быстро реагировать на возникновение таких факторов, в уровне произвольной саморегуляции, опыте, направленности на соответствующую деятельность (О.А. Конопкин, Л.С. Нерсесян и др.).

Изучение психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН следует осуществлять с учетом результатов психологических исследований профессиональной и психологической готовности (Ф.Д. Горбов, М.И. Дьяченко , Н.Д. Завалова, В.Г. Зазыкин, С. Л. Кандыбович, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Ц. Пуни и др.). В них отмечалось, что готовность к профессиональной деятельности является как инструментальной готовностью (знания, опыт, умения, навыки, позволяющие эффективно выполнять профессиональную деятельность), так и собственно психологической готовностью (моти-вационная готовность, адекватная мобилизация), причем как долговременной, так и кратковременной (настрой). Наличие постоянной психологической готовности не исключает необходимости формировать соответствующий настрой. Подчеркивалось, что без инструментальной готовности практически невозможно сформировать готовность психологическую.

Для разработки проблемы психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН интерес представляют прикладные исследования психологической готовности к управленческой деятельности в затрудненных ситуациях (А.В. Щербина и др.) и к предпринимательской деятельности в условиях острой конкуренции (А.В. Посохова).

Проведенные исследования стали основой для эмпирических исследований психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН как условия их профессионализма.

В соответствии с теоретическими представлениями о характеристиках изучаемого объекта и опытом проведения подобных исследований основными методами эмпирического исследования

стали анкетный опрос, интервьюирование, групповые дискуссии.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе осуществлялось анкетирование, на втором - интервьюирование и групповые дискуссии.

Для проведения анкетирования была специально разработана анкета, которая прошла апробацию и была доработана в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями.

В анкетировании приняло участие 187 курсантов с 1 по 5 курс психологического факультета Академии ФСИН РФ, из них - 54 мужчины (29%) и - 133 женщины (71%). В данном цикле эмпирических исследований гендерный аспект проблемы не рассматривался.

Важно отметить и то, что большинство курсантов проявили интерес к данному исследованию. Их интересовало содержание психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН, возможности ее развития.

Результаты первого этапа эмпирических исследований. Практически все респонденты считают, что психологу служебной деятельности ФСИН обязательно нужна психологическая готовность к данной деятельности, причем как долговременная, так и кратковременная, обусловленная спецификой ситуации (84% ответов «да» и 14% ответов «скорее да, чем нет»1). Таким образом, имеет место понимание значимости психологической готовности для служебной деятельности психологов ФСИН.

В то же время, обнаружилась тенденция к снижению оценки значимости психологической готовности с годами обучения. В частности, у курсантов 1 и 2-го курсов по 20% ответов «да», а у 4 и 5-го курсов всего 14%, то есть в 1,4 раза меньше. В дальнейшем эта тенденция усилилась. Проведенный анализ позволил установить, что психологическую готовность курсанты отождествляют с готовностью инструментальной, поэтому по мере освоения психологических знаний и умений, они считают, что их психологическая готовность повышается. Не исключено, что психологической причиной такой тенденции может быть так же проявление самоуверенности, характерной для тех, кто заканчивает обучение, но еще не приступил к практической деятельности в системе ФСИН.

Примерно треть курсантов считают, что психологическая готовность сформируется в процессе практической деятельности (12%; 19%). Не согласны с ними 63% (30%; 33%).

80% опрошенных полагают, что психологическая готовность психологов служебной деятельности ФСИН обусловливается высоким уровнем развития специальных личностно-профессиональ-ных качеств, 51% - высоким уровнем специальных умений, особенно психологических, 50% - высоким уровнем специальных психологических знаний, 36% связывают ее с большим опытом работы с психологически сложными объектами и умением

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

85

эффективно взаимодействовать, 30% - с умением мобилизовать внутренние ресурсы, 13,5% отмечают умение предвосхищать действия и намерения других людей2.

Иными словами, приоритет отдается специальным психологическим знаниям и умениям, то есть, по сути дела инструментальной готовности, которая является основанием для формирования психологической готовности.

Респонденты отметили важнейшие психологические качества, развитие которых обусловливает формирование психологической готовности психологов ФСИН. Главная роль, по их мнению, принадлежит психической устойчивости (82%). Большое значение они придают наблюдательности (56%) и проницательности (34%), которые являются основой социально-перцептивной компетентности. Велика роль ответственности (50%) и волевых качеств (44%), решительности (28%). Отмечались и такие качества, как сдержанность, способность взаимодействовать, способность действовать нестандартно и эффективно.

На наш взгляд, недооцененной оказалась психологическая защищенность (19%), ведь в таких системах взаимодействий ФСИН весьма распространены манипулятивные психологические воздействия.

Важно подчеркнуть, что отмеченные респондентами важнейшие личностно-профессиональ-ные качества психологов служебной деятельности ФСИН относятся к общим и специальным (особенным) инвариантам профессионализма, поэтому их развитие приведет к повышению уровня профессионализма.

Анкетирование позволило выявить также психологические умения, которые формируют психологическую готовность к деятельности в особых и экстремальных условиях, характерных для деятельности психологов в ФСИН.

Важнейшими названы социально-перцептивные умения, то есть психологическое умение точно определить личностные и характерологические особенности другого человека, его эмоциональное состояние, возможные намерения и пр. (70%). Высоко оценено умение оказывать влияние на людей (65%). Важным названо умение управлять своими эмоциями (56%).

Следует отметить высокие оценки респондентов, которые были даны интеллектуальным умениям: 48% отметили значимость аналитических умений и умений обобщать; 38% - умений строить психологические прогнозы изменения поведения и отношения людей.

Умениями «второго плана» названы аутопсихоло-гические умения: осуществлять самоанализ (13%); создавать себе позитивную мотивацию (13%), использовать и мобилизовать свои ресурсы (21%). Следует иметь в виду, что именно эти умения позволяют формировать кратковременную психологическую

готовность, то есть настрой на деятельность. Недооценка их свидетельствует об ориентации на инструментальную психологическую готовность, что снижает ее общий уровень готовности.

Таким образом, по мнению респондентов для психологов служебной деятельности ФСИН важнейшими являются умения «разбираться в людях», оказывать на них влияние, анализировать и обобщать психологическую информацию, строить психологические прогнозы. Такие умения связаны с инструментальной психологической готовностью.

Подавляющее большинство респондентов (67%; 23%) считают, что психологическую готовность к служебной деятельности психолога ФСИН можно формировать в процессе обучения. 5,5% с этим согласились отчасти.

Примерно три четверти респондентов (47,4%; 26%) считают, что психологическая готовность к служебной деятельности психологов ФСИН является необходимым и важным условием достижения профессионализма. 24% согласились с этим отчасти. Подобный результат может свидетельствовать о недостаточной сформированности представлений относительно содержания профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН.

Уровень психологической готовности у начинающих психологов служебной деятельности ФСИН был оценен как очень высокий - 6,5%; высокий -20%; средний - 59%; как низкий - 13%; крайне низкий - 1%. Это самокритическая оценка. Она обусловливает необходимость принятия мер для формирования психологической готовности психологов служебной деятельности в ФСИН.

Собственный уровень психологической готовности у курсантов - будущих психологов служебной деятельности ФСИН был оценен как очень высокий - 2%; высокий - 16%; средний - 58%; низкий - 22%; крайне низкий - 2%.

Отмечено совпадение с результатами предыдущей оценки по параметру «средний» (59%; 58%). Близкие оценки по параметру «высокий» (20%; 16%), «крайне низкий» (1%; 2%). Остальные отличаются существенно.

Зафиксировано разное понимание необходимого времени для формирования психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН: не менее пяти лет (то есть все время обучения) - 51%; один-два года - 35%; более пяти лет - 8%; меньше года - 6%.

Иными словами, у будущих психологов ФСИН проявляется ориентация на формирование психологической готовности при обучении.

Наиболее перспективными путями развития психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН, по мнению респондентов, являются:

- стажировки по месту будущей работы - 71%, то есть за счет систематизированного обретения профессионального опыта;

Вестник КГУ А 2019

86

- психологические тренинги, практикумы -56%, то есть непосредственно в процессе учебы и после нее при повышении квалификации;

- освоение имеющегося опыта у специалистов - 46%, то есть опять же за счет систематизированного обретения профессионального опыта;

- моделирование типичных профессиональных ситуаций служебной деятельности психологов -41%, то есть непосредственно в процессе учебы;

- целенаправленного саморазвития - 32%;

- обретения опыта методом проб и ошибок -31%, то есть за счет несистематизированного обретения профессионального опыта;

- выбор путей развития зависит от психологических особенностей конкретного субъекта - 17%.

Результаты второго этапа эмпирических исследований. Полученные в процессе анкетирования результаты определили характер и содержание второго этапа эмпирических исследований. Методами стали интервьюирование в свободной форме и групповые дискуссии. В них приняли участие 67 респондентов. Предметом собеседований и дискуссий стало недостаточное внимание респондентов к кратковременной психологической готовности или настрою.

Предположение о том, что респонденты психологическую готовность психологов служебной деятельности ФСИН отождествляют с инструментальной готовностью, подтвердилось. Инструментальную психологическую готовность они считают основной, требующей специального формирования и развития на основе освоения систематизированных психологических знаний и формирования гибких психологических навыков и умений.

Обретение настроя респонденты не связывали с освоением специальных аутопсихологических навыков и умений. В то же время, для этого они применяли апробированные приемы самовоздействия, входящие в систему психической саморегуляции. В первую очередь, самоприказ, самомотивацию, позитивную самооценку, следование в своей деятельности позитивной социальной роли, установку на успех (образное моделирование будущего), образы представления восприятия другими их будущей деятельности и ее результатов, формулирование дополнительных личностных смыслов деятельности.

Личностными коррелятами таких приемов самовоздействия являются: ответственность, чувство профессионального долга; развитость образной сферы личности; волевые качества. Они были выявлены в процессе анкетирования.

Проведенное исследование подтвердило связь психологической готовности психологов служебной деятельности ФСИН с их профессионализмом, психологи служебной деятельности ФСИН отождествляют психологическую готовность с инструментальной готовностью, недооценивая роль кратковременной готовности.

Так же у психологов служебной деятельности ФСИН отмечено адекватное представление о со-

держании психологической готовности к служебной деятельности и путях ее развития, они имеют представление о методах формирования психологического настроя, однако для повышения его уровня необходима систематизированная работа, направленная на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Примечания

1 В дальнейшем на первом месте будут ответы «да», на втором «скорее да, чем нет» и т.д. Для ответов на данный вопрос - S4%; 14%;. 25.

2 Итоговая сумма больше 100%, так как предлагалось выбрать не менее трех вариантов из представленных.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Конкурентология. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 46S с.

2. Гайдамашко И.В., Посохова А.В. Проблема психологической готовности к предпринимательской деятельности II Вестник MTOY Серия: психологические науки. - 2015. - № 3. - С. 17-22.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. - M.: РАГС, 2003. - 156 с.

4. Зазыкин В.Г. Психическая устойчивость человека в особых и экстремальных условиях деятельности I В.Г. Зазыкин, С.Л. Кандыбович, M^. Секач, С.В. Смульский. - M.: Академия военных наук, 2015. - 72S с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с.

6. Щербина А.В. Формирование психологической готовности к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. - M.: MAAН, 1997. - 12S с.

References

1. Andreev V.I. Konkurentologiya. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2004. - 46S s.

2. Gajdamashko I.V., Posohova A.V Problema psihologicheskoj gotovnosti k predprinimatel'skoj deyatel'nosti II Vestnik MGOU. Seriya: psihologicheskie nauki. - 2015. - № 3. - S. 17-22.

3. Derkach A.A., Zazykin VG. Professionalizm deyatel'nosti v osobyh i ekstremal'nyh usloviyah. -M.: RAGS, 2003. - 156 s.

4. Zazykin V.G. Psihicheskaya ustojchivost' cheloveka v osobyh i ekstremal'nyh usloviyah deyatel'nosti I V.G. Zazykin, S.L. Kandybovich, M.F. Sekach, S.V. Smul'skij. - M.: Akademiya voennyh nauk, 2015. - 72S s.

5. Tolochek V.A. Sovremennaya psihologiya truda. - SPb.: Piter, 2005. - 479 s.

6. SHCHerbina A.V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti k deyatel'nosti v ekstremal'nyh upravlencheskih situaciyah. - M.: MAAN, 1997. - 12S s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

B7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.