Научная статья на тему 'Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как условие конкурентоспособности'

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как условие конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
882
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ACMEOLOGY / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / ACMEOLOGICAL WILLINGNESS / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова Анастасия Владиславовна

Представлены результаты исследований психологической готовности к предпринимательской деятельности как условия и составной части конкурентоспособности. Проанализировано содержание психологической готовности. Приводятся результаты поисковых эмпирических исследований. Показано, что психологическая готовность к предпринимательской деятельности связывается с ее успешностью, обеспечивает ее конкурентоспособность. Психологическая готовность обусловливается развитием важнейших личностно-профессиональных качеств, способностью мобилизовать свои ресурсы, знанием возможных вариантов развития событий. Значимые гендерные различия в оценках не проявились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Readiness for Entrepreneurship as a Condition of Competitiveness

The results of studies of psychological readiness for entrepreneurship as a part and a condition of competitiveness are presented. The content of psychological readiness is analyzed. The results of exploratory empirical research are given. It is shown that psychological readiness for entrepreneurship is associated with its successfulness, provides its competitiveness. Psychological readiness is determined by the development of important personal and professional qualities, the ability to mobilize inner resources, and knowledge of possible scenarios. Significant gender differences in the estimates did not appear.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как условие конкурентоспособности»

УДК 159.9:330.16

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как условие конкурентоспособности

А. В. Посохова

Институт международной торговли и права (Москва)

Представлены результаты исследований психологической готовности к предпринимательской деятельности как условия и составной части конкурентоспособности. Проанализировано содержание психологической готовности. Приводятся результаты поисковых эмпирических исследований. Показано, что психологическая готовность к предпринимательской деятельности связывается с ее успешностью, обеспечивает ее конкурентоспособность. Психологическая готовность обусловливается развитием важнейших личностно-профессиональных качеств, способностью мобилизовать свои ресурсы, знанием возможных вариантов развития событий. Значимые гендерные различия в оценках не проявились.

Ключевые слова: акмеология; конкурентоспособность; профессиональная готовность; психологическая готовность; акмеологическая готовность; личностно-профессиональные качества.

Известно, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в условиях постоянной и острой конкуренции, по психологическому содержанию является сложно-совмещенной, требует развития полипрофессиональной компетентности, многих специальных навыков, умений и личностно-профессиональных качеств. Кроме того, нередко она сопровождается воздействием различных негативных экстремальных факторов (риски, недобросовестная конкуренция, перегрузки, сильные стрессы, угрозы и даже опасность), чаще всего направленных на самого субъекта предпринимательской деятельности. Они могут действовать как закономерно, так и случайно, что затрудняет их прогнозирование. Отсутствие их в настоящем не означает, что они не проявятся в будущем: вероятность их возникновения всегда велика. Все это обусловливает появление и доминирование у предпринимателей негативных функциональных состояний (особенно высокой непродуктивной психической напряженности), нарушающих регуляцию деятельности и связанных с большими психоэнергетическими затратами. В свою очередь это уменьшает внутреннюю ресурсность предпринимателей и тем самым снижает уровень их конкурентоспособности.

Таким образом, многие предприниматели действуют в затрудненных, особых, а нередко и экстремальных с психологической точки зрения условиях. Как показали проведенные исследования (О. И. Жданов, Н. Д. Завалова, В. Г. Зазыкин, Л. А. Кан-дыбович, П. А. Корчемный, В. И. Лебедев, В. Л. Марищук, В. А. Пономаренко и др.), регуляция деятельности в подобных условиях существенно отличается от таковой в нормальных. Для нее необходимы специфические личностно-профессиональные качества и подключение внутренних ресурсов, в частности функциональных и психофизиологических.

Отмеченные отличительные особенности предпринимательской деятельности требуют не только соответствующих умений и компетентности, но и психологической готовности. Недостаточная сформированность психологической готовности

© Посохова А. В.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

85

___________________Проблемы общественного развития и образования_________

предпринимателей к конкурентной деятельности может привести к негативным проявлениям в деятельности и поведении: нецеленаправленной активности, растерянности, феномена отчужденного сознания и пр.

Следовательно, развитие конкурентоспособности предпринимателей должно обязательно сопровождаться психологической подготовкой с целью выработать психологическую готовность действовать в условиях острой конкуренции и влияния негативных факторов, осложняющих деятельность. Иными словами, предприниматель должен знать, что такое работа в условиях острой конкуренции, какие экстремальные факторы могут проявиться и к чему приведут, уметь противостоять им или преодолевать их. Кроме того, предпринимателям необходимо формировать у себя и своих партнеров по взаимодействию настрой на эффективную работу в подобных условиях, а также психологическую установку на эффективную деятельность. Тогда отмеченные негативные условия и факторы не дезорганизуют предпринимательскую деятельность, не вызовут растерянности, снижения эффективности и надежности деятельности.

Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как составная часть конкурентоспособности предпринимателей пока не стала объектом систематизированных психологических и акмеологических исследований, отсюда высокая научная и практическая значимость результатов, полученных при разработке данной проблемы.

Очевидно, что изучение психологической готовности к работе в условиях действия экстремальных факторов (как составляющей конкурентоспособности) должно базироваться на психологических и акмеологических исследованиях общей профессиональной и психологической готовности (А. В. Бобков, Ф. Д. Горбов, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Н. Д. Завалова, В. Г. Зазыкин, Л. А. Кандыбович,

В. А. Крутецкий, В. И. Лебедев, Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко,

A. Ц. Пуни, В. Т. Юсов и др.).

В трудах названных авторов изучалась в основном профессиональная готовность, причем двух видов: общая долговременная и кратковременная, или настрой (последняя особенно важна при случайном действии разных по силе экстремальных факторов). Обе разновидности профессиональной готовности рассматривались в данных работах и как проявление иных видов готовности:

— инструментальной (знания, опыт, умения и навыки, позволяющие эффективно выполнять профессиональную деятельность);

— собственно психологической (мотивационная готовность, уверенность в способности справиться с заданием, адекватная мобилизация, настрой на успешное решение профессиональных задач).

В проведенных исследованиях отмечалось, что без соответствующей инструментальной готовности трудно сформировать психологическую и что последняя, как и общая профессиональная, может быть постоянной (долговременной) и кратковременной (настроем). При этом сформированность постоянной психологической готовности не исключает необходимости создавать и активизировать настрой.

Все рассмотренные виды психологической готовности важны в профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях.

Психолого-акмеологические исследования (А. А. Деркач, О. Б. Дмитриева,

B. Г. Зазыкин, А. А. Касабов, Г. С. Михайлов и др.) показали, что если готовность является значимой составляющей профессионализма личности и деятельности, она

86

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

________________________________Посохова А. В.____________________________

приобретает акмеологическое качество и может рассматриваться как акмеологиче-ская (т. е. как готовность к продуктивному личностному и профессиональному развитию или росту в выбранной сфере профессиональной деятельности).

По мнению Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и В. Д. Шадрикова, исследовавших психологическую сущность готовности, психологическими предпосылками формирования и развития долго- и кратковременной готовности служат направленность субъекта на деятельность, его психологические установки, интересы и жизненный опыт. Кроме того, сильно влияние профессионализма, ценностного отношения к профессии.

Ряд авторов (В. А. Бодров, Н. Д. Завалова, А. В. Карпов, В. Т. Мышкина, Л. С. Нерсесян и др.) связывают сущностные характеристики психологической готовности со способностью мобилизовать внутренние ресурсы, с психической устойчивостью, уровнем произвольной саморегуляции, информационного и инструментального обеспечения деятельности.

Такой вид психологической готовности, как готовность к экстренным действиям, особенно значим для предпринимательской деятельности, так как она часто протекает в ситуации неопределенности и подвержена влиянию трудно прогнозируемых экстремальных факторов ([1; 2] и др.). Готовность к экстренным действиям проявляется в способности адекватно и быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, вероятность наступления которых велика, а время не определено; зависит от уровня произвольной саморегуляции, опыта, направленности на такую деятельность и ряда других психологических факторов. Данный вид готовности может быть определен с помощью инструментальных количественных методов.

В результате исследования психологической готовности к управленческой деятельности в затрудненных ситуациях (А. А. Деркач, А. В. Щербина и др.), было установлено, что данную готовность следует развивать, формируя функциональные резервы компенсаторного типа и развивая акмеологические инварианты профессионализма.

Очевидно, что деятельность предпринимателя вряд ли будет успешной, если у него не сформирована психологическая готовность.Неудача может свидетельствовать и о преждевременности включения субъекта в подобную деятельность. Следовательно, важно выяснить, настроен ли предприниматель развивать свою психологическую готовность.

Данные теоретические предпосылки стали основой для эмпирических исследований психологической готовности как условия и составной части конкурентоспособности предпринимателей. Поисковый характер исследований определил постановку задач: получить целостное представление об изучаемом объекте и наметить пути дальнейших исследований.

В качестве объекта выбрана студенческая молодежь, обучающаяся по специальностям «Экономика», «Маркетинг» и «Менеджмент», всего 86 студентов старших курсов, из них 26 мужчин и 60 женщин. Большинство респондентов в будущем предполагают работать в бизнес-структурах.

Основными методами исследования, в соответствии с характеристиками изучаемого объекта, стали анкетный опрос, интервьюирование и групповые дискуссии. С этой целью разработана специальная анкета, впоследствии апробированная и доработанная, согласно полученным рекомендациям.

Ниже представлены результаты количественно-качественного анализа данных анкетирования.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

87

___________________Проблемы общественного развития и образования__________

Все опрошенные (100 %) признали, что психологическая готовность необходима для обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности (72 % ответов «да» и 28 % «скорее да, чем нет»). Респонденты-женщины проявили большую уверенность в ответах. Те, кто выразил сомнения, объяснили свою позицию все еще сильным влиянием теневого сектора, «административного ресурса и протекционизма» в российской экономике: «Психологическая готовность, безусловно, важна, но в бизнесе есть более значимые факторы».

Единодушно согласились испытуемые и с тем, что психологическая готовность поддается формированию. При этом примерно треть респондентов сочли, что это может произойти самопроизвольно, в практической деятельности (большую уверенность в этом проявили женщины), тогда как 25 % согласились с этим лишь отчасти. По мнению 45 % опрошенных, формировать психологическую готовность к предпринимательской деятельности для обеспечения конкурентоспособности ее самой и ее субъекта следует заранее и целенаправленно, в том числе в процессе обучения. В дискуссиях и собеседованиях респонденты отметили, что возможно совмещение обоих путей.

Психологическое содержание психологической готовности для обеспечения конкурентоспособности студенты расценили следующим образом: 24 % связали ее с высоким уровнем психологических личностно-профессиональных качеств (активности, мобильности, гибкости, оперативности, психической устойчивости, мотивации на успех и др.); 20 — со способностью мобилизовать свои личностные и профессиональные ресурсы, настроить себя на успешную деятельность (при особой роли саморегуляции, умения пополнять свои ресурсы); 12 — с опытом и умением эффективно взаимодействовать; 14 % трактовали ее преимущественно как инструментальную (специальные знания и умения с их «переизбытком» в качестве резерва).

Гендерный аспект проявился лишь в оценке роли специальных знаний и развития личностно-профессиональных качеств (женщины отметили их как более значимые).

По мнению 69 % опрошенных, формировать психологическую готовность к конкурентной деятельности как составляющей конкурентоспособности можно во время обучения профессии предпринимателя (причем женщины проявили в этом большую уверенность); 30 % согласились с этим утверждением лишь отчасти. Против такого пути обретения психологической готовности к конкурентной предпринимательской деятельности не возразил никто.

Мнения респондентов о связи психологической готовности к конкурентной деятельности и их конкурентоспособности разделились примерно поровну: 35 % сочли, что психологическая готовность служит необходимым условием конкурентоспособности предпринимателей, а связь между ними линейная пропорциональная; другие 35 % — что она выступает составной частью конкурентоспособности (характер связи такой же: линейная пропорциональная) и 30 % — что психологическая готовность является и тем, и другим (с психологической точки зрения последнее утверждение наиболее точно).

Уровень психологической готовности к конкурентной деятельности у начинающих предпринимателей никто из опрошенных не назвал ни очень высоким, ни очень низким; 19 % оценили его как приемлемый, 28 — как довольно низкий и 53 % — как средний. При этом женщины-респонденты были более строгими в суждениях.

Респонденты как будущие предприниматели определили свой персональный уровень психологической готовности к конкурентной деятельности: 9 % — как очень высокий, 63 — как высокий, 25 — как средний и только 2 % — как низкий. 88 Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

_______________________________Посохова А. В.___________________________

В собеседованиях и дискуссиях выявлены причины столь оптимистической оценки: большинство испытуемых недостаточно отчетливо представляют себе специфику предпринимательской деятельности и сущностные характеристики исследуемого личностно-профессионального свойства; повлияла на ответы и переоценка своих возможностей, столь характерная для студенческого возраста. Вместе с тем часть респондентов совмещают обучение с занятием предпринимательством, они на практике узнали, что такое конкурентная среда и как настраиваться на деятельность в ней.

Психологическую готовность к предпринимательской деятельности как свойство конкурентоспособности, по мнению студентов, можно формировать в процессе самой деятельности, однако на это потребуется продолжительное время: как считают 19 % респондентов, не менее одного года; 53 % — до двух лет; 23 % — не менее пяти лет; 5 % — более пяти лет. В собеседованиях было отмечено, что процесс обретения психологического готовности сугубо индивидуален и многое в нем определяется способностями к предпринимательской деятельности, условиями ее осуществления, наличием персонифицированных образцов или эталонов конкурентоспособных предпринимателей и пр.

Респонденты отдали предпочтение разным путям формирования и развития психологической готовности как условия или свойства конкурентоспособности: 27 % высказались в пользу «ненаучного» метода проб и ошибок, пояснив, что такой индивидуальный опыт является самым надежным («пока не сделаешь своего количества ошибок, ничему не научишься»); 25 % связали обретение психологической готовности с общим личностно-профессиональным саморазвитием; 20 — уверены, что ее можно сформировать с помощью моделирования ситуаций в конкурентной среде; 10 — с помощью психологических и акмеологических тренингов; 17 % ответили, что «все способы хороши», главное, чтобы они соответствовали психологическим особенностям конкретного субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что психологическая готовность рассматривается как необходимое условие и важная составная часть конкурентоспособности предпринимателей: без формирования и развития первой невозможно достичь высокого уровня второй.

Развивать психологическую готовность как составляющую конкурентоспособности следует различными способами, но преимущество рекомендуется отдавать саморазвитию и использованию психологических и акмеологических технологий.

Полученные результаты позволили составить представление о связях психологической готовности к предпринимательской деятельности с конкурентоспособностью. Вместе с тем для определения путей развития конкурентоспособности предпринимателей необходимо углубить данные представления, выявить тип и характеристику связей, определить механизмы формирования и факторы детерминации. Это станет предметом дальнейших исследований.

Литература

1. Нерсесян Л. С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М.: Транспорт, 1978. 239 с.

2. Нерсесян Л. С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами. М.: Промедэк, 1992. 288 с.

3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: Изд-во РАГС, 2003. 152 с.: ил.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

89

_______________________Проблемы общественного развития и образования_____________________

4. Посохова А. В. Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 2 (2). С. 84—88.

5. Посохова А. В. Конкурентоспособность предпринимателей: психолого-акмеологический взгляд на проблему // Человеческий капитал. 2014. № 7 (67). С. 83—86.

6. Щербина А. В. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААН, 1997. 57 с.

Посохова Анастасия Владиславовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НОУ ВПО «Институт международной торговли и права» (Москва).

E-mail: aposohova@mail.ru

90

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.