Научная статья на тему 'Психологические личностно-профессиональные качества конкурентоспособных предпринимателей'

Психологические личностно-профессиональные качества конкурентоспособных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
848
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова А. В.

В статье проанализированы и обобщены результаты психологических исследований конкурентоспособности современных отечественных предпринимателей. Использовались методы анализа, инструментальной и неинструментальной психологической диагностики, экспертное оценивание, интервьюирование, включенное наблюдение. Разработан «краткий психологический портрет» конкурентоспособного предпринимателя в форме лингвистического качественного системного описания. Представлено системное описание личностно-профессиональных качеств, обусловливающих конкурентоспособность предпринимателей. Показана связь конкурентоспособности предпринимателей с предпринимательским потенциалом, полипрофессионализмом личности и деятельности, деловой хваткой, предприимчивостью и др. Дано лингвистическое качественно строгое описание психологических характеристик неконкурентоспособных предпринимателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические личностно-профессиональные качества конкурентоспособных предпринимателей»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

А.В. ПОСОХОВА* НОУ ВПО «Институт международной торговли и права», Москва

В статье проанализированы и обобщены результаты психологических исследований конкурентоспособности современных отечественных предпринимателей. Использовались методы анализа, инструментальной и неинструментальной психологической диагностики, экспертное оценивание, интервьюирование, включенное наблюдение. Разработан «краткий психологический портрет» конкурентоспособного предпринимателя в форме лингвистического качественного системного описания. Представлено системное описание личностно-профессиональных качеств, обусловливающих конкурентоспособность предпринимателей. Показана связь конкурентоспособности предпринимателей с предпринимательским потенциалом, полипрофессионализмом личности и деятельности, деловой хваткой, предприимчивостью и др. Дано лингвистическое качественно строгое описание психологических характеристик неконкурентоспособных предпринимателей.

Ключевые слова: профессионализм, конкуренция, конкурентоспособность, предприниматель, личностно-профессиональные свойства конкурентоспособного предпринимателя.

Становление рыночных отношений, происходящее в нашей стране, обусловило большой интерес к проблеме конкурентоспособности со стороны разных наук. Если раньше среди таких исследований конкурентоспособности доминировали экономические, социологические и маркетинговые, то с недавнего времени стали применяться психологические исследования (Борисова Н.В.; Деркач А.А. [4, 5]; Ко-тикова Д.С.; Лазарева Л.П.; Митина М.Л.; Светунькова С.Г.; Сидорова Н.Н.; Строи-лова А.С.; Фатхутдинов Р.А.; Фомин Н.В. и др.). Конкурентоспособность изучалась в них преимущественно на уровне общего подхода, в основном как личностно-про-фессиональное свойство субъекта, осуществляющего свою деятельность в конкурентной среде. Были получены значимые

© Посохова А.В., 2016

* Для корреспонденции:

Посохова Анастасия Владиславовна канд. психол. наук, доцент

НОУ ВПО «Институт международной торговли

и права», Москва

E-mail: арозоЬоуа@ тай.ги

научно-практические результаты. Однако дальнейшее развитие таких исследований потребовало выхода на конкретные сферы профессиональной деятельности, в которых конкурентоспособность является одним из важнейших в широком понимании личностно-профессиональных качеств [3, 11]. Среди таких профессиональных сфер наиболее важной является предпринимательская деятельность, всегда проводимая в условиях острой конкуренции.

Конкурентоспособность предпринимателей как специалистов, реализующих свою деятельность исключительно в условиях острой конкуренции, осуществлялась ограниченно. Это объясняется, прежде всего, тем, что конкурентоспособность предпринимателей является очень сложным психологическим объектом исследования, содержание которого на сегодняшний день раскрыто недостаточно. Кроме того, многие предприниматели весьма неохотно участвуют в психологическом исследовании, особенно связанном с проведением психологической диагностики, формально из-за «большой занятости». Реально это

происходит потому, что, по их мнению, любая психологическая информация о них может усилить возможности их конкурентов и тем самым снизить их персональную конкурентоспособность.

Несмотря на отмеченные трудности, психологические исследования конкурентоспособности предпринимателей ведутся (Ермолаева, 1996) [6]. В них, помимо традиционных для психологии труда методов исследования (психологической диагностики, профессиографии, наблюдения, анкетирования и др.), применяются и методы неинструментальной психологической диагностики (психобиографический метод, наблюдение за слабо контролируемыми формами поведения, дистанционная психологическая диагностика и др.) [7]. В проведенных работах конкурентоспособность рассматривалась как личностно-профес-сиональное свойство субъекта предпринимательства, проявляющееся в деятельности, поведении и отношениях, которые осуществляются в условиях противоборства или состязательности и регулируются не только целями деятельности, но и личностными смыслами и нравственными нормами (Андреев, 2004) [2]. Это понимание сущности конкурентоспособности характерно для конкурентологии.

В конкурентологии констатируется, что конкурентоспособность присуща следующим субъектам профессиональной деятельности, независимо от ее вида:

- настоящим, то есть реализовавшим свой потенциал, лидерам;

- профессионалам своего дела;

- субъектам, умеющим эффективно осуществлять не только профессиональную деятельность, но и противоборство в процессе ее выполнения;

- сильным личностям, которых в обыденном понимании называют «бойцами», то есть не боящимися борьбы и умеющими ее вести, способными преодолевать трудности.

Однако психологические особенности конкурентоспособности предпринимате-

лей имеют свою специфику, отличную от общего понимания. Особенно это касается личностно-профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность предпринимателей, именно тех, которые могут развиваться до высокого уровня. Определять эти качества необходимо для решения многих связанных с профессией задач и задач, обусловленных необходимостью развития конкурентоспособности.

Исходя из данных предпосылок, было проведено настоящее исследование лич-ностно-профессиональных качеств конкурентоспособных предпринимателей (в широком понимании этой категории). Главными методами являлись анализ публикаций по данной проблеме, экспертное оценивание, неинструментальная психологическая диагностика (Посохова, 2014а) [9].

Проведенные исследования показали, что для достижения конкурентоспособности предпринимателям необходимо обладать преимуществами, прежде всего, в интеллектуальной, волевой и коммуникативной сферах их деятельности. Самыми надежными из преимуществ считаются те, которые обусловлены высоким уровнем развития личностно-профессиональных качеств. Достижение преимуществ связано также и с развитием поликомпетентности. Среди важнейших видов компетентности, входящих в систему полипрофессиональной компетентности предпринимателей, необходимой для достижения конкурентоспособности, особенно значимыми являются следующие ее виды: управленческая; экономическая; человековедческая или психологическая; коммуникативная; акмеологическая [1]; правовая или юридическая (здесь и далее проранжировано в порядке убывания степени значимости). Развитие полипрофессиональной компетентности должно стать основой формирования полипрофессионализма предпринимателей. Именно полипрофессионализм способен обеспечить высшие уровни конкурентоспособности предпринимателей (Посохова, 2014б) [10].

Обобщение результатов проведенных исследований дало возможность разработать краткий психологический портрет современного российского конкурентоспособного предпринимателя. Конкурентоспособным является предприниматель волевой, активный, сильный (Эго), коммуникабельный, обладающий поликомпетентностью, развитым практическим интеллектом, с деловой хваткой, настоящий лидер.

Среди отмеченных качеств особенно хотелось бы подчеркнуть роль деловой хватки и лидерских качеств. Предприниматели деловую хватку характеризуют как способность видеть выгоду там, где ее не видят другие, и способность добиться этой выгоды. В процессе экспертного оценивания и интервьюирования предпринимателей психологическими коррелятами деловой хватки были названы: нестандартность мышления, проявляющаяся наряду с практичностью мышления; инициативность; мобильность; активность; предприимчивость; решительность. Деловая хватка является, скорее всего, природно обусловленным свойством, однако она может быть повышена за счет соответствующего обучения и освоения передового в этом деле опыта.

Лидерские качества, безусловно, необходимы, потому что предпринимательская деятельность является совместной, сложно совмещенной деятельностью, осуществляемой в условиях противоборства. Поэтому многие предприниматели представляют собой настоящих лидеров, объединяющих и направляющих тех, кто с ними работает. В предложенном перечне качеств конкурентоспособной личности лидерские качества отражены в их личностных коррелятах.

Следует подчеркнуть, что в проведенных психологических исследованиях были отмечены и другие личностно-професси-ональные качества конкурентоспособных предпринимателей. Они обычно характеризовались в виде неструктурированной совокупности, что затрудняло их практи-

ческое использование. Их объединение с полученными автором результатами и структурирование на основе функционально-динамической концепции личности К.К. Платонова [8] позволило разработать следующее системное описание. Напомним, что в соответствии с данной концепцией личность представляется как система, включающая в себя пять подсистем.

1. Биологически обусловленная подсистема субъекта предпринимательской деятельности:

1.1. Сила личности, активность.

1.2. Сложные частные способности (интеллектуальные, организаторские, общая способность к управленческой деятельности, предпринимательские, коммуникативные, лидерские).

1.3. Сангвинический тип темперамента.

1.4. Экстравертированность.

1.5. Гибкость, пластичность.

1.6. Креативность.

1.7. Личностные потенциалы.

2. Подсистема психических свойств:

2.1. Развитые функции внимания, памяти, мышления.

2.2. Системность мышления, глубина ума, практическая направленность ума.

2.3. Развитая интуиция.

2.4. Способность к антиципации.

3. Подсистема характера:

3.1. Сильная воля.

3.2. Психическая устойчивость (в том числе, за счет произвольной саморегуляции).

3.3. Упорство, целеустремленность, настойчивость.

3.4. Склонность к «расчетливому риску».

3.5. Инициативность.

3.6. Уверенность в себе.

3.7. «Бойцовские» качества, способность эффективно действовать в условиях острого противоборства (умение «держать удар»).

3.8. Ответственность.

4. Подсистема опыта:

4.1. Полипрофессиональная компетентность с движением к полипрофессионализму.

4.2. Развитая система полипрофессиональных умений и навыков.

4.3. Склонность к профессиональному творчеству.

4.4. Продуктивная рефлексия собственной деятельности и деятельности других в сфере предпринимательства.

4.5. Умение оказывать влияние на других людей, объединять их.

4.6. Хорошая самопрезентация.

4.7. Самоэффективность.

4.8. Деловая хватка.

5. Подсистема направленности:

5.1. Направленность на получение прибыли и самореализацию в предпринимательской деятельности.

5.2. Инновационная направленность.

5.3. Продуктивная «Я-концепция».

5.4. Направленность на профессиональные достижения.

5.5. Позитивная мотивационно-смыс-ловая система.

5.6. Нравственная нормативность деятельности, поведения и отношений.

5.7. Высокие личностные и профессиональные стандарты.

5.8. Направленность на лидерство.

Данное представление личностно-про-

фессиональных качеств конкурентоспособных предпринимателей позволяет решать многие задачи, связанные с профессиональным отбором и личностно-про-фессиональным развитием.

Проведенные исследования дали возможность описать психологические особенности предпринимателей с недостаточным уровнем конкурентоспособности. Такие предприниматели недооценивают роль специальных способностей к предпринимательской деятельности («на самом деле все очень просто, сможет каждый»). У них слабовыраженные лидерские качества. Свою активность, целеустремленность, интеллектуальные качества и умения и

работоспособность они оценивали весьма высоко, однако объективность их оценок вызывала сомнение. Уровень притязаний у таких предпринимателей, как правило, был также весьма высоким; при этом просматривалось стремление получить «все, много и сразу». В суждениях проявлялась эгоцентричность. В процессе общения выяснилось, что таким предпринимателям не хватает умения оказывать влияние на людей. Обращала на себя внимание сильная неудовлетворенность существующим положением.

Образ «Я» предпринимателей с низкой конкурентоспособностью отличался дисгармоничностью, отмечено доминирование «Я»-идеального и «Я»-фантастическо-го. У некоторых неконкурентоспособных предпринимателей образ «Я» представляется отрицательным или ущербным. Отсюда - видимое нечеткое отношение к себе (от полного одобрения до уничижения). Рефлексия в большинстве случаев непродуктивна и выборочна. Отмечены уход в себя, неадекватное реагирование, проявление высокой напряженности и тревожности. Зафиксирована повышенная агрессивность, в том числе в отдельных случаях и аутоагрессия.

В их поведении отчетливо обнаруживалось экстрапунитивное реагирование, то есть практически полностью отрицалась субъективная причинность их низкой конкурентоспособности. Причины своих неудач в бизнесе они видели в следующем:

- протекционизме власти по отношению к отдельным предпринимателям;

- недобросовестной конкуренции;

- доминированием теневой экономики в нашей стране;

- ненадежности партнеров и соисполнителей («смежников»);

- частой смене «правил ведения бизнеса»;

- коррупции многочисленных проверяющих инстанций;

- в сформированном негативном имидже отечественных предпринимателей, что

вызывает недоверие к их личности и деятельности.

Данные причины на самом деле реально существуют и оказывают негативное влияние на отечественное предпринимательство. В то же время масштаб их действия нередко искусственно преувеличивается. К тому же они часто называются средствами массовой информации, отсюда и являются своеобразной психологической установкой на восприятие неуспеха, служат субъективным оправданием.

В процессе исследований были выявлены и другие психологические аспекты отличий. В частности, конкурентоспособные предприниматели, в отличие от неконкурентоспособных, большое значение придают своему личностно-профессиональному развитию, у них высокие и ясные личност-но-профессиональные стандарты и эталоны, направленность на развитие и совершенствование.

Полученные результаты позволяют лучше разобраться во внутренних условиях, обеспечивающих предпринимателям достижение высокого уровня конкурентоспособности.

Литература

1. Аленова Н.Н., Аленова Е.Г. Акмеологиче-ские механизмы формирования предприимчивости управленческого персонала. -М.: МААН, 2011.

2. Андреев В.И. Конкурентология. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

3. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Пугачева Е.В. Конкурентная среда - основной фактор влияния на процесс допрофесси-онального развития человека // Человеческий капитал. - 2014. - № 3(63). - С. 40-45.

4. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации лич-ностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмео-логия. - 2012. - № 4. - С. 11-17.

5. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации лич-ностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмео-

логия. - 2013. - № 1. - С. 11-16; № 2. - С. 9-18; № 3. - С. 14-21.

6. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. - М.: Академия, 1996.

7. Зазыкин В.Г., Карпенко А.С. Психологическая компетентность руководителей. - М.: ИПК ГС, 2010.

8. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

9. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: результаты психоло-го-акмеологического исследования // Человеческий капитал. - 2014а. - № 8(68). - С. 64-67.

10. Посохова А.В. Психолого-акмеологические основания проблемы полипрофессионализма // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 20146. - Т. 20. - № 3. - С. 93-96.

11. Селезнев В.Н., Сысоев В.В., Гайдамашко И.В. Подготовка антикризисных менеджеров методами психологического анализа профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 2. - C. 155-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alenova NN, Alenova YeG. Akmeologicheski-ye mekhanizmy formirovaniya predpriimchi-vosti upravlencheskogo personala. Moscow: MAAN, 2011 (in Russian).

2. Andreyev VI. Konkurentologiya. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2004 (in Russian).

3. Gaydamashko IV, Zhemerikina YuI, Pugache-va YeV. Konkurentnaya sreda - osnovnoy faktor vliyaniya na protsess doprofessional'nogo razvitiya cheloveka. Chelovecheskiy kapital 2014; 3(63):40-45 (in Russian).

4. Derkach AA. Psikhologo-akmeologicheskiye osnovaniya i sredstva optimizatsii lichnost-no-professional'nogo razvitiya konkurento-sposobnogo spetsialista. Akmeologiya 2012; 4:11-17 (in Russian).

5. Derkach AA. Psikhologo-akmeologicheskiye osnovaniya i sredstva optimizatsii lichnost-no-professional'nogo razvitiya konkurento-sposobnogo spetsialista. Akmeologiya 2013; 1:11-16; 2:9-18; 3:14-21 (in Russian).

6. Yermolayeva YeP. Predprinimatel'stvo: samo-diagnostika i preodoleniye psikhologicheskikh bar'yerov. Moscow: Akademiya, 1996 (in Russian).

7. Zazykin VG, Karpenko AS. Psikhologicheska-ya kompetentnost' rukovoditeley. Moscow: IPK GS, 2010 (in Russian).

8. Platonov KK. Sistema psikhologii i teoriya otrazheniya. Moscow: Nauka, 1982 (in Russian).

9. Posokhova AV. Konkurentosposobnost' predprinimateley: rezul'taty psikholo-go-akmeologicheskogo issledovaniya.

Chelovecheskiy kapital 2014; 8(68):64-67 (in Russian).

10. Posokhova AV. Psikhologo-akmeologiches-kiye osnovaniya problemy poliprofessional-izma. Vestnik KGU im. NA Nekrasova 2014; 20(3):93-96 (in Russian).

11. Seleznev VN, Sysoyev VV, Gaydamashko IV. Podgotovka antikrizisnykh menedzherov metodami psikhologicheskogo analiza profes-sional'noy deyatel'nosti. Vestnik Moskovsko-go gosudarstvennogo oblastnogo universite-ta. Seriya «Psikhologicheskiye nauki» 2012; 2:155-163 (in Russian).

PSYCHOLOGICAL PERSONAL-PROFESSIONAL QUALITIES OF COMPETITIVE ENTREPRENEURS

A.V. POSOKHOVA Institute of International Trade and Law, Moscow

The article analyzes and summarizes the results of psychological studies of competitiveness of modern Russian entrepreneurs. We used the methods of instrumental and non-instrumental psychological diagnostics, expert evaluation, interviews, participant observation. A «brief psychological profile» of a competitive entrepreneur was developed in the form of linguistic qualitative systematic description. We described personal and professional qualities that determine the competitiveness of entrepreneurs. We also showed the association between the competitiveness of entrepreneurs with an entrepreneurial potential, polyprofessionalism of the personality and activities, business acumen, entrepreneurial spirit, and others. A linguistic qualitative rigorous description of the psychological characteristics of non-competitive entrepreneurs was given.

Keywords: professionalism, competition, competitiveness, entrepreneur, personal and professional characteristics of competitive entrepreneur.

Address

Posokhova Anastasia

Ph.D., Associate Professor

Institute for International Trade and Law, Moscow

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.