Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях'

Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / ACTIVITY IN EXTREME CONDITIONS / PROFESSIONALISM / SUCCESS OF ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS / EXTREME FACTORS / EFFICIENCY OF ACTIVITY / FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Успенский И. В.

Рассмотрены и обобщены материалы психолого-акмеологических исследований психологической готовности кадров управления к деятельности в экстремальных условиях. Они свидетельствуют, о том, что успешность деятельности кадров управления в экстремальных ситуациях зависит, в первую очередь, от интеллектуальных качеств, высокой работоспособности, воли, умения принимать точные и своевременные решения, умения предвидеть, «просчитывать» ситуацию и ее последствия. Подчеркивается, что при формировании психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях следует осуществлять в контексте повышения профессионализма управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Успенский И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MANAGER’S PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ACTIVITY IN EXTREME CONDITIONS

Materials of psyhological-akmeological researches of psychological readiness of the management for activity in extreme conditions are considered and generalized. They scientifically prove that the success of the management’s activity in extreme situations first of all depends on intellectual qualities, high working capacity, willpower, ability to make exact and timely decisions, abilities to expect, «count» a situation and its consequences. Emphasizes that formation of the manager’s psychological readiness for activity in extreme conditions should be carried out in a context of professionalism increase.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных условиях»

Результатом исследования выступили научно-практические рекомендации по внедрению акмеологического сопровождения специалистов в критические периоды развития общества. Разработанные рекомендации содержат теоретические основы и практические формы и методы акмеологического сопровождения специалиста в критические периоды развития общества: методологию, структурную организацию, динамику развития, принципы его использования в профессиональной деятельности, а также технологические основы: стратегии, совокупности тактик и техник выбора и применения соответствующего комплекса средств, способов, методов и форм данного сопровождения.

© Кумохин А.Г., 2010

И.В. Успенский

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: деятельность в экстремальных условиях, профессионализм, успешность деятельности, психологическая готовность, экстремальные факторы, эффективность деятельности, формирование психологической готовности Keywords: activity in extreme conditions, professionalism, success of activity, psychological readiness, extreme factors, efficiency ofactivity, formation ofpsychological readiness

Опрос, проведенный А.В. Щербиной на репрезентативной выборке руководителей предприятий, показал, что экстремальные управленческие ситуации возникают практически постоянно с различной частотой, имеют не разрушающий характер и формируют особые условия деятельности (по классификации В.Г. Зазыкина [4]). Они приводят к сбоям в работе, провоцируют возникновение высокой напряженности как функционального состояния и характеристики отношений, приводят к перегрузкам руководителя и персонала, негативно влияют на морально-психологический климат. Сами экстремальные ситуации проявляются в виде управленческих проблем, требующих оперативного разрешения, и носят субъективный характер.

Успешность деятельности в экстремальных управленческих ситуациях зависит, в первую очередь, от интеллектуальных качеств личности, высокой работоспособности, воли, умения принимать точные и своевременные решения, умения предвидеть, «просчитывать» ситуацию и ее последствия. В экстремальных ситуациях наиболее приемлемым является авторитарный стиль руководства, а также сочетание стилей в зависимости от характеристик ситуации. Для работы в экстремальных ситуациях кадры целесообразно подбирать по критериям профессионализма.

Руководитель должен не только знать, какие экстремальные факторы могут действовать и к чему они приведут, но и быть настроенным на эффективную работу в таких условиях и соответствующим образом настраивать коллектив. Тогда экстремальные ситуации не застанут врасплох, не дезорганизуют взаимодействия, при их появлении не будет растерянности.

Психологические исследования (Г.Т. Береговой, Г.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. По-номаренко) свидетельствуют, что само появление экстремальных ситуаций может вызвать различные формы поведенческих реакций [2]. Наиболее распространенными из них являются следующие:

- приспособительно-защитные (типа ориентировочного исследовательского рефлекса);

- сложные интеллектуальные действия, связанные с оценкой обстановки, формированием стратегии деятельности в изменившихся условиях, тщательным анализом ситуации, выдвижением гипотез, выработкой решений, их реализации, коррекции, организации взаимодействий;

- стохастические нецеленаправленные.

Согласно другим данным, в условиях действия экстремальных факторов могут проявляться следующие поведенческие реакции:

- возникновение ступора (преобладание тормозных процессов, заторможенность действий, вплоть до полного их прекращения);

- возрастание активности, сопровождающееся существенным снижением организованности и целенаправленности управленческих действий (нецеленаправленная чисто двигательная активность);

- увеличение активности, сопровождающееся повышением организованности и эффективности деятельности [1].

Нетрудно заметить, что сложные интеллектуальные действия в первой типологии соответствуют третьему случаю во второй типологии. Однако тождественными их назвать нельзя, потому что они связаны, прежде всего с результативностью. Очевидно, что психологическая готовность должна проявляться именно в поведенческих реакциях данных типов.

По мнению специалистов (Г.А. Аминев, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, В.М. Русалов и др.), это связано, в первую очередь, с индивидуальными особенностями, в частности с типом нервной системы (для лиц с сильным типом нервной системы характерны именно отмеченные конструктивные формы поведения). Согласно другой точке зрения, различные формы поведенческих реакций в осложненных условиях зависят главным образом от уровня саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин), который может быть связан с индивидуальными особенностями, а может и специально вырабатываться. Чем выше уровень саморегуляции, тем выше функциональная активность, стрессоустойчи-вость и, как следствие, — эффективность и надежность деятельности. Третья точка зрения базируется на положении о том, что различные формы поведения и характер деятельности в экстремальных ситуациях связаны с уровнем психологической готовности (А.В. Бобков, Ю.В. Крюков, В.Г. Черницкий, В.Т. Юсов), причем составляющей частью психологической готовности является высокий уровень саморегуляции. Это соответствует и акмеологическим представлениям, согласно которым высокий уровень саморегуляции является важнейшим акмеологическим инвариантом профессионализма (В.Г. Зазыкин). Таким образом, формирование психологической готовности к экстремальным управленческим ситуациям обеспечит увеличение активности субъекта труда, результатом чего станет высокая организованность и эффективность деятельности.

Психолого-акмеологические исследования последних лет позволили обобщить имеющиеся сведения о психологической готовности и получить новые научные результаты. Согласно им, общая психологическая готовность имеет универсальную структуру [3], включающую мотивы деятельности и сформировавшиеся установки (мотивационный компонент), профессиональные умения (операционно-деятельностный компонент), глубокие профессиональные знания (когнитивный компонент), личностно-деловые и профессионально важные качества (личностный компонент). При этом психологическая готовность будет высокой не в случае наличия всех компонентов или составляющих данной структуры, а только при их определенном уровне развития. Данный уровень развития соответствует их качественным изменениям, тогда они становятся акмеологическими инвариантами профессионализма.

Другой взгляд на проблему психологической готовности можно встретить в исследованиях О.А. Конопкин, Л.С. Нерсесяна и В.Н. Пушкина, которые рассматривали психологическую готовность как готовность к экстренным действиям — ГЭД [6]. По мнению авторов, готовность к экстренным действиям является способностью адекватно и быстро реагировать на возникновение экстренных ситуаций, вероятность появления которых велика, а время наступления не определено. Данная трактовка готовности к экстренным действиям по своему содержанию близка к понятию готовности к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. По мнению исследователей, готовность к экстренным действиям имеет трех-компонентную структуру.

Первым компонентом является образ действия, которое необходимо совершить в ответ на действующий экстремальный фактор. Данный образ должен быть адекватным ситуации и оперативным, то есть обладающим регулирующей ролью — за ним должны последовать

управляющие решения и действия, направленные на компенсацию данного фактора. Образ действия формируется в процессе тренировок, моделирования различных ситуаций, анализа экстремальных ситуаций, возникавших ранее.

Вторым компонентом готовности к экстренному действию является то общее функциональное состояние, которое обеспечивает быстроту принятия управленческого решения и соответствующего управляющего действия. По своим характеристикам данное состояние является состоянием оперативного покоя и адекватной мобилизации [5].

Третьим компонентом является психологическая направленность личности на эффективную деятельность в экстремальных ситуациях, отсутствие ее боязни, волевая регуляция поведения.

Если рассматривать трехкомпонентную концепцию готовности к экстренным действиям с точки зрения поставленных задач и специфики объекта исследований, то ее содержание может быть представлено следующим образом.

Первый компонент: образ действия, адекватный управленческой ситуации — формируется в процессе приобретения опыта и создания надежной информационной основы деятельности. Опыт позволяет по отдельным признакам возникающей экстремальной ситуации определить ее сущностные характеристики, возможные действия и последствия, и на этой основе сформировать эффективные алгоритмы адекватных управленческих действий и решений. Надежная информационная основа, базирующаяся на анализе различных потоков информации, позволяет предвосхищать возникновение экстремальных управленческих ситуаций и характер их действия.

Второй компонент: состояние оперативного покоя и адекватной мобилизации — должен базироваться на высоком уровне психологической саморегуляции, позволяющем компенсировать возникающие негативные функциональные состояния. Иными словами, данный компонент готовности к экстренным действиям обеспечивается одной из акмеологических инвариант профессионализма. Формирование высокого уровня саморегуляции позволяет повысить стрессоустойчивость и работоспособность.

Наконец, третий компонент: адекватный психологический настрой — обеспечивается психологической подготовкой к деятельности в экстремальных ситуациях, включающей их моделирование в процессе деловых и организационно-деятельностных игр.

Готовность к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях необходимо формировать по следующим направлениям:

- развитие мотивационного компонента; оно может быть достигнуто за счет формирования психологических установок (изучение опыта ликвидации экстремальных управленческих ситуаций, методов предвосхищения их, моделирование в деловых играх); психологический профессиональный отбор; развитие профессионализма в процессе кадрового движения;

- развитие когнитивного компонента (повышение профессиональной компетентности, приобретение опыта);

- развитие операционально-деятельностного компонента (освоение новых алгоритмов и продуктивных способов решения управленческих задач, формирование управленческих умений и навыков);

- развитие личностного компонента (развитие профессионально важных качеств до уровня акмеологических инвариант профессионализма).

Можно утверждать, что готовность к экстренным действиям является важной составляющей структуры психологической готовности и конкретизирует ее содержание. В частности, операционально-деятельностный и когнитивные компоненты способствуют формированию адекватного образа ситуации, а также связаны с приобретением необходимого опыта, в том числе и в организации информационной основы деятельности. Но содержание операционально-деятельностного компонента шире, так как в него входит и деятельность по компенсации негативных психических состояний. Состояние адекватной мобилизации достигается за счет развития акмеологического инварианта профессионализма, входящего в личностный компонент. Мотивационный компонент связан с созданием соответствующего психологического настроя.

Формирование психологической готовности к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях следует осуществлять в контексте повышения профессионализма управленческих кадров. В то же время, психологическая готовность может быть объектом специального развития.

Как свидетельствуют исследования (Ю.М. Забродин, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, В.Т. Юсов и др.), основными путями повышения психологической готовности являются:

- активное прогнозирование изменения ситуации — необходим поиск таких показателей деятельности организации, которые бы обладали прогностической ценностью, характерные изменения которых были своеобразным предупреждающим сигналом об осложнении управленческой ситуации;

- повышение способности к оценке потенциально возможных событий (это связано с аналитической составляющей управленческой деятельности, изучением функциональных связей и взаимодействий);

- повышение способности к ориентации во множестве задач и правилах их решения (данная функция связана с уровнем профессиональной компетентности);

- развитие профессионально важных качеств и умений, формирование резерва функциональных возможностей.

Важным фактором повышения психологической готовности является формирование внутренних планов действий в различных типах экстремальных ситуаций, своеобразное внутреннее моделирование их и своей деятельности в них. Это не только повышает психологическую готовность, но и помогает освоить новые алгоритмы деятельности.

В прикладных психологических исследованиях было показано, что формирование и повышение психологической готовности должно включать:

- укрепление чувства уверенности, способности справляться со сложными и экстремальными ситуациями;

- формирование представлений о возможных экстремальных ситуациях, характере их протекания и возможных последствиях;

- формирование представления о возможной деятельности в экстремальных ситуациях (перегрузки, алгоритмы, психологические и временные затраты и пр.);

- развитие профессионализма личности и деятельности;

- формирование качеств психологической надежности личности (устойчивости к напряжению и перенапряжению, готовности к экстренным действиям, ответственности, отсутствие склонности к поспешным выводам).

Приоритет тех или иных составляющих в этой схеме зависит от индивидуального подхода, учета личностных особенностей руководителя и членов управленческой команды. Отмеченные характеристики психологической готовности, пути ее формирования должны конкретизироваться в разработке типовых и индивидуальных программ формирования и повышения психологической готовности к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях.

Литература

1. Абрамова В.Н. Психологические методы работы с кадрами на АЭС. М., 1990.

2. Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., 1990.

3. Дмитриева О.Б. Методы оценки сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности инженера. Ковров, 1997.

4. Зазыкин В.Г. Деятельность специалиста в особых условиях. Деп. Рук. НИИВО, № 275-94 от 7.12.1994.

5. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.

6. Нерсесян Л.С., Конопкин О.А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. М., 1978.

© Успенский И.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.