Научная статья на тему 'Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности'

Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1422
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качалко Александр Валентинович, Кандыбович Л. А.

В статье произведен комплексный теоретический анализ проблемы формирования состояния психологической готовности к профессиональной деятельности. На основании этого автором предлагаются основы модели формирования данного состояния, учитывающей принципы системности, динамизма и деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the complex theoretical analysis of a problem of formation of psychological readiness for professional work. On this basis the author offers a model of formation of psychological readiness for professional work. The given model considers a principle of dynamism and activity approach in psychology.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

97

Выводы

Проведенное исследование показывает, что модель обеспечения процесса преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования - это функциональный конструкт, состоящий из взаимосвязанных компонентов, реализующих нормативную функцию преемственности в образовании: цели, подходы, систему понятий, методы, организационные формы и средства.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 1630 с.

2. Братко, А. А. Моделирование психики / А. А. Братко. - М. : Наука, 1969. - С. 10.

3. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина. - М. : Педагогика, 1987. - 185 с.

4. Ладенко, И. С. Игровое моделирование: методология и практика / И. С. Ладенко. - Новосибирск : Наука, 1987. - 228 с.

Summary

The article suggests the structure of the functional-integrated model disclosing the succession of the family upbringing, nursery and primary education.

Поступила в редакцию 18.02.09.

УДК 159.99

А. В. Качалко

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье произведен комплексный теоретический анализ проблемы формирования состояния психологической готовности к профессиональной деятельности. На основании этого автором предлагаются основы модели формирования данного состояния, учитывающей принципы системности, динамизма и деятельностного подхода.

Введение

Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в психологии, поскольку в современном обществе существует острая социально-экономическая необходимость в наличии специалистов, способных активно и творчески решать профессиональные задачи, эффективно исполнять профессиональные функции, с успехом преодолевая внешние и внутренние трудности. Наличием именно таких специалистов во многом определяется способность конкретного государства к эффективному росту и развитию в научно-технической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни. Качественное исполнение работником своих профессиональных обязанностей возможно при соответствующем владении им знаниями, умениями и навыками данной профессии, что является операциональным компонентом готовности к деятельности. Формирование данного компонента является основной целью профессионального образования. Однако не менее важно наличие комплекса психологических особенностей, позволяющих в полной мере соответствовать многочисленным требованиям профессии. Совокупность данных особенностей выражается в состоянии психологической готовности к данной деятельности.

Сегодня существует ряд исследований, в которых был проведен анализ особенностей состояния психологической готовности к различным сферам деятельности. Проблема готовности к деятельности являлась предметом исследований таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Г. О. Балла, Б. С. Братуся, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. И. Захаров, В. П. Зинченко, С. Б. Каверин, Л. А. Кандыбович, М. А. Котик, В. А. Крутецкий, С. М. Либин, Е. В. Моргунов, К. К. Платонов, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, С. В. Рыбников, Д. Н. Узнадзе и др. Однако на сегодняшний день не разработана четкая и эффективная модель формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Таким образом, актуальность проблемы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, с одной стороны, обусловлена общественным заказом на создание специалистов высокого уровня профессионализма, а с другой -недостаточной ее разработанностью в научных исследованиях.

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Результаты исследования и их обсуждение

Целью нашей работы является выявление базовых элементов модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Понятие «психологическая готовность» у различных авторов приобретает свое значение. В настоящее время существует три подхода к определению сущности понятия «психологическая готовность».

Сторонники функционального подхода определяют психологическую готовность как психическое состояние, выражающееся во временной активизации психических функций, мобилизации психических ресурсов для реализации деятельности, выполнения поставленной задачи. Они определяют готовность как предстартовую активизацию, максимальное функционирование системы [1], [2], [3] и др.

Сторонники личностного подхода рассматривают готовность как качество либо совокупность относительно стабильных и устойчивых качеств личности [4], [5], [6], [7], [8] и др.

Основные различия функционального и личностного подходов в рассмотрении феномена психологической готовности связаны с пониманием уровня устойчивости данного образования, особенностями его формирования и локализации в психической сфере человека.

Данные подходы не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, поскольку психологическая готовность зависит как от наличного состояния психических функций, так и от устойчивых черт личности. В соответствии с логикой системного подхода к целостности личности и связанным с ней явлениям, данные детерминанты организуются в систему. Поэтому мы придерживаемся третьего подхода.

Третий подход определяет психологическую готовность как неразделимую совокупность личностных образований и состояния настроенности на определенные действия. По мнению М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, понятие готовности определяется, прежде всего, как активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей задачи и условия предстоящего его выполнения [9, 87]. Авторы указывают, что «по своей сути готовность - это единство устойчивых и ситуативных установок на активные и целесообразные действия» [10, 319], то есть состояние психологической готовности является сложным, состоящим из ряда элементов, объединенных в целостную систему.

Таким образом, под психологической готовностью нами понимается интегральное образование устойчивых и ситуативных психологических образований, выражающееся в активно -действенном состоянии личности, установке на определенное поведение, мобилизованности сил для реализации задачи, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий. Под психологической готовностью к профессиональной деятельности понимается интегральное образование устойчивых и ситуативных психологических образований, соответствующих требованиям определенной профессии, выражающееся в активно-действенном состоянии личности, установке на определенное поведение, мобилизованности сил для реализации задач профессиональной деятельности, обеспечивающее эффективное выполнение данной деятельности.

Поскольку психологическая готовность к профессиональной деятельности является интегративным образованием устойчивых психологических особенностей, в которые входят различные черты личности и ситуативные психологические особенности, то можно сделать вывод, что формирование ее компонентов начинается с раннего возраста.

И. А. Калининой выделены следующие этапы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности:

1) общая психологическая готовность к труду, условием формирования которой является развитие и наличие трудовой мотивации, потребности в труде;

2) психологическая готовность к обучению в школе, условием формирования является развитие и наличие мотивации учения;

3) к концу обучения в школе формируется психологическая готовность к профессиональному самоопределению;

4) при обучении в учебно-профессиональном заведении начинает формироваться психологическая готовность к профессиональному обучению;

5) психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется в учебно-профессиональном заведении, и этот процесс продолжается уже непосредственно в профессиональной деятельности [11].

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

99

В основу данной классификации положен генезис трудовой деятельности, видоизменяющей свою форму в зависимости от возрастного этапа развития личности. Следует отметить, что предпосылкой оптимизации этапов формирования психологической готовности к профессиональной деятельности выступает полноценное развитие этапов, предшествующих ему. По мнению многих авторов, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности происходит на уровне профессионализации, когда работа по приобретению профессии актуализируется в жизненном пространстве индивида [4], [10], [11], [12] и др. Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой соответствующее социальному возрасту новообразование. В этой связи возникает вопрос о формировании психологической готовности к профессиональной деятельности во время профессионализации личности.

В настоящее время в научной литературе существует несколько подходов к проблеме формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Сторонники личностного подхода представляют формирование психологической готовности к профессиональной деятельности как формирование определенного уровня развития структурных компонентов психологической готовности, при котором компоненты становятся акмеологическими инвариантами профессионализма.

По мнению В. А. Сластенина, формирование психологической готовности к деятельности представляется как синтез свойств личности, которые организуются в длительное и устойчивое образование - качество личности [7, 60].

В. А. Крутецкий, анализируя структуру профессионально-значимых качеств личности учителя, выделяет четыре подструктурных блока: 1) идейно'-нравственный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности; 4) педагогический ум и навыки. Описывая блок педагогической направленности, он определяет компоненты психологической готовности к педагогической деятельности: активно-положительное отношение к педагогической деятельности, склонности заниматься ею, соответствующее желание, стремление, переходящее на высоком уровне развития в жизненную потребность [5, 5].

Согласно взгляду А. А. Деркача, с позиций общей психологической готовности к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях ее необходимо формировать по следующим направлениям:

1) развитие мотивационного компонента (оно может быть достигнуто за счет формирования психологических установок);

2) развитие операционально-деятельностного компонента (достигается за счет освоения новых алгоритмов и продуктивных способов решения задач);

3) развитие личностного компонента (достигается за счет развития профессионально важных качеств) [13, 67].

П. Р. Чамата рассматривает готовность к труду как образование, формирующееся в процессе учебно-воспитательного процесса, выраженное в совокупности морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к процессу трудовой деятельности [8].

Однако следует отметить, что данный подход обладает рядом недостатков. При представлении динамической структуры психологической готовности недостаточно внимания уделяется ее многоуровневости, саморазвитию и саморегуляции. Вектор динамизма представлен линейно вверх, к большей степени развитости элементов образования. Формирование каждого из компонентов психологической готовности по отдельности не позволяет создать целостную и непротиворечивую систему, результатом которой является психологическая готовность к профессиональной деятельности. Необходимо определение тех механизмов, которые связывают все элементы воедино. Недостаточно внимания уделено также деятельностному подходу при формировании психологической готовности.

Формирование психологической готовности к деятельности рассматривается и в контексте повышения профессионализма. Следует отметить, что психологическая готовность к профессиональной деятельности является частью профессиональной готовности. Однако авторами в основном рассматривается формирование операционального компонента психологической готовности к деятельности, что не позволяет учесть остальные структурные элементы образования.

100

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Представителями структурного подхода в качестве предмета формирования, определяющего развитие психологической готовности, указывается некая функциональная структура, компоненты которой выступают в определенных заданных взаимосвязях.

Так, Л. М. Митиной было рассмотрено функциональное назначение каждого из пространств труда учителя (педагогическая деятельность, общение и модель личности учителя), что позволило представить ее в виде единой функциональной структуры, дающей целостное представление о существенных связях одних элементов с другими. Эти связи и иерархии образуют интегральные характеристики личности и труда учителя, детерминируют его профессиональное развитие и сами, по сути, являются объектом развития. Л. М. Митиной выделены три интегральные характеристики: направленность, компетентность и гибкость. Они обусловливают не только эффективность педагогического труда в целом, но и профессиональное развитие учителя, понимаемое как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности [14, 56-57].

В исследованиях О. А. Конопкина, Л. С. Нерсесяна, В. Н. Пушкина были выделены три компонента психологической готовности к экстренным действиям, связанные в функциональную структуру:

1) образ действия, адекватный управленческой ситуации, формируемый в процессе приобретения опыта и создания надежной информационной основы деятельности, позволяющий предвосхищать возникновение экстремальных управленческих ситуаций и характер их действия;

2) состояние оперативного покоя и адекватной мобилизации, связаное с сформированностью высокого уровня психологической саморегуляции, позволяющее повысить стрессоустойчивость и работоспособность;

3) адекватный психологический настрой, обеспечивающийся психологической подготовкой к деятельности в экстремальных ситуациях, осуществляемый при помощи моделирования, деловых и организационно-деятельностных игр [12].

Но согласно деятельностному подходу, психологическая готовность, являясь состоянием, непосредственно обусловленным деятельностью, должна формироваться, корректироваться и видоизменяться в ней. Тогда модель формирования психологической готовности к профессиональной деятельности должна базироваться на общих механизмах и закономерностях функциональной системы деятельности, а затем уже учитывать частные особенности функциональной структуры. Поэтому предлагаемая нами модель формирования психологической готовности основывается на теории функциональной системы П. К. Анохина.

Теория функциональной системы представляет собой физиологическую и кибернетическую модель формирования и реализации действий. Но, по мнению П. К. Анохина, она может стать универсальным принципом в поисках понимания формирования того или иного поведения [15]. Структурными компонентами данной системы являются:

1) афферентный синтез, состоящий из обстановочной и пусковой афферентации, памяти и мотивации, представляющий собой сбор всей доступной информации для принятия решения об активизации;

2) решение;

3) акцептор результата действия, программа действия представляет образ будущих действий;

4) действие, результат действия, параметры результата;

5) обратная афферентация, представляющая сопоставление полученных результатов с образцом.

П. К. Анохин отмечает, что определенная им модель может быть дополнена,

если структурный элемент функциональной системы способствует общеприспособительному принципу [15, 22-45]. Поэтому данную модель следует дополнить компонентом саморазвития при рассогласовании между желаемым и полученным результатом на этапе обратной афферентации.

Определив общую функциональную систему возникновения деятельности, мы переходим к специфической функциональной структуре психологической готовности к профессиональной деятельности. Выявленные М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовичем структурные элементы психологической готовности к профессиональной деятельности являются частями функциональной системы профессиональной деятельности. Эти авторы в структуру психологической готовности к профессиональной деятельности включили следующие компоненты:

1) мотивационный (устойчивые мотивы профессиональной деятельности);

2) ориентационный (знания и представления о профессии, образ профессии);

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

101

3) оценочный (самооценка собственной подготовленности);

4) эмоционально-волевой (эмоционально положительное отношение к деятельности и произвольность в деятельности);

5) мобилизационно-настроечный (оценка трудностей и настрой на их преодоление) [9, 319-320].

Состав профессионально-психологической готовности дополняется операционным компонентом

(владение навыками и умениями будущей работы), по своей сути являющимся профессиональной готовностью, однако без его наличия невозможно представить психологическую готовность к профессиональной деятельности. Как нами было указано выше, до момента профессионализации на основании внешних и внутренних воздействий формируются многочисленные предпосылки, способствующие либо мешающие развитию психологической готовности к профессиональной деятельности. К этим предпосылкам, помимо прочего, относятся черты личности. Затем в процессе профессионализации личность проходит ряд этапов формирования профессиональной деятельности. На каждом из этих этапов формируются конкретные психологические особенности, обеспечивающие эффективность предстоящей деятельности, которые объединяются и составляют активно-действенное состояние психологической готовности. Основные этапы отражают структуру возникновения деятельности и состоят из афферентного синтеза, включающего в себя память, обстановочную и пусковую афферентации (здесь преимущественно происходит развитие мотивационного компонента психологической готовности); решения, являющегося результатом афферентного синтеза; акцептора результата деятельности, представляющего собой сформированность ее образа; деятельности и результата деятельности; обратной афферентации, требующей развития самооценочного компонента; в случае рассогласования между целью и полученным результатом активизируется и развивается мобилизационно-настроечный блок, а затем может проявиться процесс саморазвития (см. рисунок).

Рисунок - Модель формирования психологической готовности к профессиональной деятельности

102

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

Таким образом, психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой развивающуюся циклическую систему, в которой формирование ее компонентов осуществляется поэтапно в соответствии с механизмами и блоками функциональной системы данного вида деятельности. Базовыми элементами модели формирования психологической готовности являются:

1) актуализация и формирование мотивационного компонента психологической готовности на стадии афферентного синтеза;

2) формирование ориентационного компонента на этапе возникновения акцептора результата деятельности;

3) актуализация и формирование самооценочного компонента на этапе обратной афферентации;

4) формирование мобилизационно -настроечного блока и компонента направленности на профессиональное развитие на этапе рассогласования между целью и полученным результатом.

Литература

1. Генов, Ф. Психология управления: основные проблемы / Ф. Генов. - М. : Наука, 1982. - 285 с.

2. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - М. : Просвещение, 1969. - 234 с.

3. Ухтомский, А. А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия : сб. / А. А. Ухтомский. -Рыбинск : Рыбин. подворье, 2000. - 605 с.

4. Деркач, А. А. Взаимосвязь структурных компонентов состояния психической готовности студентов к педагогической деятельности / А. А. Деркач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. - М. : Просвещение, 1980. - 328 с.

5. Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В. А. Крутецкий. - М. : Прометей, 1991. - 212 с.

6. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. - М. : Просвещение, 1969. - 241 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М. : Магистр, 1997. - 224 с.

8. Чамата, П. Р. Психология готовности детей к труду и основные пути ее формирования / П. Р. Чамата. - М. : Просвещение, 1965. - 219 с.

9. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Минск : Харвест, 2007. - 573 с.

10. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. -Минск : Харвест, 2006. - 416 с.

11. Калинина, И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения: на примере экономического вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / И. А. Калинина. - М., 2007. - 232 л.

12. Нерсесян, Л. С. Инженерная психология и проблема надежности машиниста / Л. С. Нерсесян. -М. : Прометей, 1978. - 239 с.

13. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях: Психолого-акмеологические основы / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - М. : Изд-во РАГС, 2003. - 152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 320 с.

15. Анохин, П. К. Кибернетика функциональных систем : избр. тр. / П. К. Анохин ; под общ. ред. К. В. Суданова. - М. : Медицина, 1998. - 397 с.

Summary

The article shows the complex theoretical analysis of a problem of formation of psychological readiness for professional work. On this basis the author offers a model of formation of psychological readiness for professional work. The given model considers a principle of dynamism and activity approach in psychology.

Поступила в редакцию 11.02.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.