Научная статья на тему 'Современные аспекты формирования профессиональной готовности врача к деятельности в экстремальных ситуациях'

Современные аспекты формирования профессиональной готовности врача к деятельности в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
460
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EMERGENCY SITUATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремина М. В., Поройский С. В., Булычева О. С.

Проведен обзор научных публикаций, посвященных тематике исследования феномена экстремальной ситуации в междисциплинарном проблемном поле, включающем изучение психологических и социологических параметров профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Выявлено, что остается малоисследованной проблема социально-психологической детерминации влияния экстремальной ситуации на врачей, вынужденных оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еремина М. В., Поройский С. В., Булычева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UP-TO-DATE ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF DOCTORS FOR PROFESSIONAL WORK IN EMERGENCY SITUATIONS

A review of scientific publications on the phenomenon of emergency situation that includes a study of the psychological and sociological parameters of professional work in emergency situations was conducted. It was revealed that the problem of socio-psychological determination of the impact of an emergency on the doctor who has to provide medical care in emergency situations remains uncharted.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты формирования профессиональной готовности врача к деятельности в экстремальных ситуациях»

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МЕДИЦИНЫ

УДК 37.013.46

М. В. Еремина, С. В. Поройский, О. С. Булычева

Кафедра медицины катастроф ВолгГМУ

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Проведен обзор научных публикаций, посвященных тематике исследования феномена экстремальной ситуации в междисциплинарном проблемном поле, включающем изучение психологических и социологических параметров профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Выявлено, что остается малоисследованной проблема социально-психологической детерминации влияния экстремальной ситуации на врачей, вынужденных оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, профессиональная готовность,

профессиональная компетентность.

M. V. Eremina, S. V. Poroyskiy, O. S. Bulycheva

UP-TO-DATE ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF DOCTORS FOR PROFESSIONAL WORK IN EMERGENCY SITUATIONS

A review of scientific publications on the phenomenon of emergency situation that includes a study of the psychological and sociological parameters of professional work in emergency situations was conducted. It was revealed that the problem of socio-psychological determination of the impact of an emergency on the doctor who has to provide medical care in emergency situations remains uncharted.

Key words: emergency situation, professional readiness, professional competence.

Рост числа чрезвычайных ситуаций различного генеза, сопровождающихся массовыми санитарными потерями среди населения и значительным экономическим ущербом, обусловливает необходимость совершенствования мероприятий государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, только в первом полугодии 2011 г. произошло 139 случаев чрезвычайных ситуаций, в том числе 68 техногенных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибло 218 человек, пострадало 355 человек; 48 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадало 22268 человек; 20 биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Пожары, охватившие зна-

чительную часть территории Российской Федерации летом 2010 г., продемонстрировали неготовность как ответственных служб обеспечения, так и в целом всего социума к экстремальным ситуациям. За 6 месяцев 2010 г. произошло 87 837 пожаров, при которых погибло 6 711 человек. На пожарах получил травмы 6 931 человек. По официальным данным, в первом полугодии 2010 г. на территории Российской Федерации произошло 12 крупных террористических актов, в результате которых погибло 78 человек, пострадало 293 человека, а в первом полугодии 2011 г. — 3 крупных террористических акта, в результате которых погибло 30 человек, пострадало 123 человека.

Несмотря на современный уровень развития науки и техники, предусматривающий высокотехнологичное сопровождение мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и антропогенно-

го генеза, как и на предыдущих ступенях развития человечества, лесные пожары вызвали панические настроения среди населения и дезорганизацию служб реагирования. В этом контексте представляется практически востребованным комплексное исследование феномена экстремальной ситуации в междисциплинарном проблемном поле, включающем изучение психологических и социологических параметров профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Таким образом, проблема социально-психологической готовности медицинских работников высшего профессионального звена в условиях экстремальных ситуаций становится все более актуальной на современном этапе. Исследования социально-психологических детерминант профессиональной готовности выступают фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

К тому же аварии, катастрофы, стихийные бедствия, произошедшие в последние годы в России и за рубежом и сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами, обусловили необходимость пересмотра многих ставших традиционными подходов к организации и оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций [8].

Исследование личности в условиях экстремальных ситуаций в конце XIX века осуществлялось принципиально в рамках военной психологии. В середине XX века проблемы личности в экстремальных ситуациях привлекли внимание представителей экзистенциальной традиции в философии и психологии (Ясперс К., 1994; Франкл В., 1990) и интенсивно разрабатывались в психологии личности (Александровский Ю. Л., 1976; Василюк Ф. В., 1984, Лазебная Е. О., 1999; Короленко Ц. П., 1978; Березин Ф. Б., 1988; Лебедев В. И., 1989; Китаев-Смык Л. А., 1983; Пергаменщик Л. А., 1996; Дикая Л. Г., Махнач А. В., 1996; Магомед-Эми-нов М. Ш., 1996). Проблемы надежности и психологической устойчивости личности в особых условиях жизнедеятельности исследовались в прикладной психологии такими направлениями, как психология труда, инженерная психология, психология спорта. (Небылицын В. Д., 1964; Мансуров Р. С., Суходольс-кий Г. В., 1988; Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1971; Ломов Б. Ф., Мясников В. И., 1988; Конопкин О. А., Нерсесян Л. С., 1978; Плахтиенко В. А., Блудов В. Л., 1983; Марищук В. Л.,1989 и др.). В социальной психологии анализируются стратегии поведения в трудных и кризисных ситуациях (Анцыферова Л. А., 1994; Хобфолл А. В., 1994; и др.); формируется направление психологии экстремальных ситуаций (Гостюшин А. В., 2001; Лебедев В. И., 2001; Столяренко A. 1№., 2002; Тарас А. Е., 2000). В последнее время понятие «экстремальная ситуация» существенно расширило свои рамки, что обусловлено сменой критериальных подходов к классификации ситуаций, переходом от внеш-несредовых представлений о ситуации к изучению особенностей ее перцепции и интерпретации. Это позволяет в качестве экстремальных рассматривать ситуации сильного стресса в обыденной жизни и в профес-

сиональной деятельности, предельного напряжения в спорте и т. д. [3].

На современном этапе преобладающее число исследований в этой области фокусируется на субъективно-личностных, психофизиологических и клинических аспектах. В настоящее время такие исследования носят единичный, дискретный характер, в основном они ориентированы на подбор кадров для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В этом отношении особый интерес представляют работы по анализу надежности деятельности групп специального назначения (Анцыферова Л. И., Либин А. В., Сарычев С. В.; 2007—2009 гг.), закрытый характер деятельности которых ограничивает доступ исследователей в рассматриваемое проблемное поле. В связи с этим остается малоисследованной проблема социально-психологической детерминации влияния экстремальной ситуации на врачей, вынужденных оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях. А также малоисследова-ны проблемы подготовки медицинских работников высшего профессионального звена на додипломной стадии профессионализации к работе в условиях экстремальных ситуаций. Учитывая значительные психоэмоциональные нагрузки при выполнении профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, считаем, что особую актуальность приобретают исследования социально-психологических компетенций врачей, определяющих их готовность к оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях. В рамках современных подходов в качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности — прежде всего непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач [9]. Понятие «экстремальная ситуация», таким образом, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием [5].

Анализ литературных данных, посвященных проблеме профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций, свидетельствует, что катастрофы характеризуются рядом особенностей, создающих определенные проблемы для специалистов, работающих в условиях экстремальных ситуаций. Выявлено, что для выполнения профессиональных обязанностей в условиях экстремальных ситуаций специалисты должны обладать рационализмом мышления и готовностью к риску. Это связано, прежде всего, с тем, что они вынуждены зачастую принимать решения, от которых зависит жизнь человека. Время на принятие решения ограничено, необходимо выбрать из имеющихся вариантов решения наиболее оптимальные. В исследованиях отмечается, что наиболее стрессогенное влияние на психофизическое и функциональное состояние лич-

ности оказывают непредсказуемость и неопределенность, которые являются основной характеристикой экстремальных ситуаций [2, 6].

Готовность к риску в данном случае понимается как готовность к актуализации своего интеллектуального и личностного потенциала при принятии решений в экстремальных условиях и отражает связь личностной обусловленности принятия решений с другими шкалами личностной регуляции, в том числе с рациональностью [4, 7].

Следовательно, можно выделить следующие профессионально значимые для врачей качества личности: профессиональная компетентность, гуманизм, эмпатичность, доброжелательность и внимание к людям, контактность, бесконфликтность, сила воли, такт, оптимизм, умение психологического воздействия, ответственность, наблюдательность [1].

В рамках зарубежных научных работ проводились немногочисленные исследования психологических и социологических параметров профессиональной деятельности врачей в ситуациях, требующих экстренной помощи, в результатах которых не выявлено значительных различий в показателях готовности к риску между исследуемыми группами врачей скорой медицинской помощи и врачами не экстремального профиля и студентами медицинских вузов [10].

Учитывая то, что проблему качества оказания медицинской помощи населению достаточно тесно ассоциируют с подготовкой врачебных кадров на додипломной стадии профессионализации такие известные специалисты в высшем медицинском образовании, как академики РАМН М. А. Пальцев и И. Н. Денисов (2005), на современном этапе необходимо проведение социологического исследования

в рассматриваемой области. Таким образом, социологический анализ формирования профессиональной готовности врача к деятельности в экстремальных ситуациях в динамике его профессиогенеза позволит оптимизировать мероприятия профессиональной подготовки врачей к деятельности в экстремальных ситуациях мирного времени в рамках совершенствования государственной системы ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доника А. Д. Медико-социологический анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов медицинского вуза. — Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2005. — 95 с.

2. Кокурин А. // Развитие личности. — 2004. — № 4. —

192 c.

3. Магомед Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М.: ПАРФ, 2008. — 147 с.

4. Моторин В. Б. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: (на материалах функционирования Государственной противопожарной службы) : автореф. дис. ... д. с. н. — СПб., 2002. — 30 с.

5. Розов В. И. // Социальная психология. — 2007. — № 4 (24). — С. 174—188.

6. Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). — Курск: КГУ, 2007. — 23 с.

7. Смирнов В. Н. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2002. — № 2 (18). — С. 32—42.

8. Шалев О. А. Социально психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2006. — 18 с.

9. Шевченко Т. И., Макарова Н. В. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2009. — № 1. — С. 71.

10. Pajonk F, Andersen B, Schneider-Axmann T, et al. // Emergency medicine. — 2011. — Vol. 28. — P. 141—146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.