ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МЕДИЦИНЫ
УДК 37.013.46
М. В. Еремина, С. В. Поройский, О. С. Булычева
Кафедра медицины катастроф ВолгГМУ
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Проведен обзор научных публикаций, посвященных тематике исследования феномена экстремальной ситуации в междисциплинарном проблемном поле, включающем изучение психологических и социологических параметров профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Выявлено, что остается малоисследованной проблема социально-психологической детерминации влияния экстремальной ситуации на врачей, вынужденных оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, профессиональная готовность,
профессиональная компетентность.
M. V. Eremina, S. V. Poroyskiy, O. S. Bulycheva
UP-TO-DATE ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF DOCTORS FOR PROFESSIONAL WORK IN EMERGENCY SITUATIONS
A review of scientific publications on the phenomenon of emergency situation that includes a study of the psychological and sociological parameters of professional work in emergency situations was conducted. It was revealed that the problem of socio-psychological determination of the impact of an emergency on the doctor who has to provide medical care in emergency situations remains uncharted.
Key words: emergency situation, professional readiness, professional competence.
Рост числа чрезвычайных ситуаций различного генеза, сопровождающихся массовыми санитарными потерями среди населения и значительным экономическим ущербом, обусловливает необходимость совершенствования мероприятий государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, только в первом полугодии 2011 г. произошло 139 случаев чрезвычайных ситуаций, в том числе 68 техногенных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибло 218 человек, пострадало 355 человек; 48 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадало 22268 человек; 20 биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Пожары, охватившие зна-
чительную часть территории Российской Федерации летом 2010 г., продемонстрировали неготовность как ответственных служб обеспечения, так и в целом всего социума к экстремальным ситуациям. За 6 месяцев 2010 г. произошло 87 837 пожаров, при которых погибло 6 711 человек. На пожарах получил травмы 6 931 человек. По официальным данным, в первом полугодии 2010 г. на территории Российской Федерации произошло 12 крупных террористических актов, в результате которых погибло 78 человек, пострадало 293 человека, а в первом полугодии 2011 г. — 3 крупных террористических акта, в результате которых погибло 30 человек, пострадало 123 человека.
Несмотря на современный уровень развития науки и техники, предусматривающий высокотехнологичное сопровождение мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и антропогенно-
го генеза, как и на предыдущих ступенях развития человечества, лесные пожары вызвали панические настроения среди населения и дезорганизацию служб реагирования. В этом контексте представляется практически востребованным комплексное исследование феномена экстремальной ситуации в междисциплинарном проблемном поле, включающем изучение психологических и социологических параметров профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Таким образом, проблема социально-психологической готовности медицинских работников высшего профессионального звена в условиях экстремальных ситуаций становится все более актуальной на современном этапе. Исследования социально-психологических детерминант профессиональной готовности выступают фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
К тому же аварии, катастрофы, стихийные бедствия, произошедшие в последние годы в России и за рубежом и сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами, обусловили необходимость пересмотра многих ставших традиционными подходов к организации и оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций [8].
Исследование личности в условиях экстремальных ситуаций в конце XIX века осуществлялось принципиально в рамках военной психологии. В середине XX века проблемы личности в экстремальных ситуациях привлекли внимание представителей экзистенциальной традиции в философии и психологии (Ясперс К., 1994; Франкл В., 1990) и интенсивно разрабатывались в психологии личности (Александровский Ю. Л., 1976; Василюк Ф. В., 1984, Лазебная Е. О., 1999; Короленко Ц. П., 1978; Березин Ф. Б., 1988; Лебедев В. И., 1989; Китаев-Смык Л. А., 1983; Пергаменщик Л. А., 1996; Дикая Л. Г., Махнач А. В., 1996; Магомед-Эми-нов М. Ш., 1996). Проблемы надежности и психологической устойчивости личности в особых условиях жизнедеятельности исследовались в прикладной психологии такими направлениями, как психология труда, инженерная психология, психология спорта. (Небылицын В. Д., 1964; Мансуров Р. С., Суходольс-кий Г. В., 1988; Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1971; Ломов Б. Ф., Мясников В. И., 1988; Конопкин О. А., Нерсесян Л. С., 1978; Плахтиенко В. А., Блудов В. Л., 1983; Марищук В. Л.,1989 и др.). В социальной психологии анализируются стратегии поведения в трудных и кризисных ситуациях (Анцыферова Л. А., 1994; Хобфолл А. В., 1994; и др.); формируется направление психологии экстремальных ситуаций (Гостюшин А. В., 2001; Лебедев В. И., 2001; Столяренко A. 1№., 2002; Тарас А. Е., 2000). В последнее время понятие «экстремальная ситуация» существенно расширило свои рамки, что обусловлено сменой критериальных подходов к классификации ситуаций, переходом от внеш-несредовых представлений о ситуации к изучению особенностей ее перцепции и интерпретации. Это позволяет в качестве экстремальных рассматривать ситуации сильного стресса в обыденной жизни и в профес-
сиональной деятельности, предельного напряжения в спорте и т. д. [3].
На современном этапе преобладающее число исследований в этой области фокусируется на субъективно-личностных, психофизиологических и клинических аспектах. В настоящее время такие исследования носят единичный, дискретный характер, в основном они ориентированы на подбор кадров для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В этом отношении особый интерес представляют работы по анализу надежности деятельности групп специального назначения (Анцыферова Л. И., Либин А. В., Сарычев С. В.; 2007—2009 гг.), закрытый характер деятельности которых ограничивает доступ исследователей в рассматриваемое проблемное поле. В связи с этим остается малоисследованной проблема социально-психологической детерминации влияния экстремальной ситуации на врачей, вынужденных оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях. А также малоисследова-ны проблемы подготовки медицинских работников высшего профессионального звена на додипломной стадии профессионализации к работе в условиях экстремальных ситуаций. Учитывая значительные психоэмоциональные нагрузки при выполнении профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайных ситуаций, считаем, что особую актуальность приобретают исследования социально-психологических компетенций врачей, определяющих их готовность к оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях. В рамках современных подходов в качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности — прежде всего непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач [9]. Понятие «экстремальная ситуация», таким образом, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием [5].
Анализ литературных данных, посвященных проблеме профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций, свидетельствует, что катастрофы характеризуются рядом особенностей, создающих определенные проблемы для специалистов, работающих в условиях экстремальных ситуаций. Выявлено, что для выполнения профессиональных обязанностей в условиях экстремальных ситуаций специалисты должны обладать рационализмом мышления и готовностью к риску. Это связано, прежде всего, с тем, что они вынуждены зачастую принимать решения, от которых зависит жизнь человека. Время на принятие решения ограничено, необходимо выбрать из имеющихся вариантов решения наиболее оптимальные. В исследованиях отмечается, что наиболее стрессогенное влияние на психофизическое и функциональное состояние лич-
ности оказывают непредсказуемость и неопределенность, которые являются основной характеристикой экстремальных ситуаций [2, 6].
Готовность к риску в данном случае понимается как готовность к актуализации своего интеллектуального и личностного потенциала при принятии решений в экстремальных условиях и отражает связь личностной обусловленности принятия решений с другими шкалами личностной регуляции, в том числе с рациональностью [4, 7].
Следовательно, можно выделить следующие профессионально значимые для врачей качества личности: профессиональная компетентность, гуманизм, эмпатичность, доброжелательность и внимание к людям, контактность, бесконфликтность, сила воли, такт, оптимизм, умение психологического воздействия, ответственность, наблюдательность [1].
В рамках зарубежных научных работ проводились немногочисленные исследования психологических и социологических параметров профессиональной деятельности врачей в ситуациях, требующих экстренной помощи, в результатах которых не выявлено значительных различий в показателях готовности к риску между исследуемыми группами врачей скорой медицинской помощи и врачами не экстремального профиля и студентами медицинских вузов [10].
Учитывая то, что проблему качества оказания медицинской помощи населению достаточно тесно ассоциируют с подготовкой врачебных кадров на додипломной стадии профессионализации такие известные специалисты в высшем медицинском образовании, как академики РАМН М. А. Пальцев и И. Н. Денисов (2005), на современном этапе необходимо проведение социологического исследования
в рассматриваемой области. Таким образом, социологический анализ формирования профессиональной готовности врача к деятельности в экстремальных ситуациях в динамике его профессиогенеза позволит оптимизировать мероприятия профессиональной подготовки врачей к деятельности в экстремальных ситуациях мирного времени в рамках совершенствования государственной системы ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доника А. Д. Медико-социологический анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов медицинского вуза. — Волгоград: Изд-во ПринТерра-Дизайн, 2005. — 95 с.
2. Кокурин А. // Развитие личности. — 2004. — № 4. —
192 c.
3. Магомед Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М.: ПАРФ, 2008. — 147 с.
4. Моторин В. Б. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: (на материалах функционирования Государственной противопожарной службы) : автореф. дис. ... д. с. н. — СПб., 2002. — 30 с.
5. Розов В. И. // Социальная психология. — 2007. — № 4 (24). — С. 174—188.
6. Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). — Курск: КГУ, 2007. — 23 с.
7. Смирнов В. Н. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2002. — № 2 (18). — С. 32—42.
8. Шалев О. А. Социально психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2006. — 18 с.
9. Шевченко Т. И., Макарова Н. В. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2009. — № 1. — С. 71.
10. Pajonk F, Andersen B, Schneider-Axmann T, et al. // Emergency medicine. — 2011. — Vol. 28. — P. 141—146.