Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России как один из факторов повышения уровня профессиональной ответственности'

Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России как один из факторов повышения уровня профессиональной ответственности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / PSYCHOLOGICAL EVENTS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SERVICE ACTIVITY / PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минюкова Дарья Сергеевна

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные особенности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России. В ней затрагиваются вопросы, посвященные важности осуществления психокоррекционной работы с данным контингентом сотрудников. Автором предлагается многоуровневый психопрофилактический комплекс, основной целью которого является повышение и поддержание оптимального уровня профессиональной ответственности личного состава уголовно-исполнительных инспекций, а также приводятся данные, полученные в ходе апробации социально психологического тренинга «Профессиональная ответственность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минюкова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of the service of the staff of the Research Institute of the penitentiary system of Russia as one of the factors of increasing the level of professional responsibility

In this article, an attempt is made to disclose the main features of the official activity of the officers of the penitentiary inspectorates of the Federal Penitentiary Service of Russia. It touches upon issues related to the importance of carrying out psycho-correctional work with this contingent of employees. The author proposes a multi-level psycho-preventive complex the main goal of which, is to increase and to maintain the optimal level of professional responsibility of personnel of penitentiary inspectorates, as well as data obtained during the testing of the social psychological training "Professional Responsibility of Penitentiary Inspectors of the Federal Penitentiary Service of Russia".

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России как один из факторов повышения уровня профессиональной ответственности»

Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России..,

УДК 159.99

Минюкова Дарья Сергеевна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

дагуа-т1пуико¥а@гатЫег. ги

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В данной статье предпринята попытка раскрыть основные особенности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России. В ней затрагиваются вопросы, посвященные важности осуществления психокоррекционной работы с данным контингентом сотрудников. Автором предлагается многоуровневый психопрофилактический комплекс, основной целью которого является повышение и поддержание оптимального уровня профессиональной ответственности личного состава уголовно-исполнительных инспекций, а также приводятся данные, полученные в ходе апробации социально психологического тренинга «Профессиональная ответственность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России».

Ключевые слова: профессиональная ответственность, психокоррекционные мероприятия, психологическое сопровождение, служебная деятельность, уголовно-исполнительные инспекции.

В современном обществе все большее значение набирает тенденция, направленная на гуманизацию исполнения наказаний. Анализ статистики Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) доказывает, что за последние три года происходит увеличение количества осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (рис. 1) [6].

Проведенный анализ свидетельствует о росте нагрузки на личный состав уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) ФСИН России. В связи с тем, что УИИ исполняют различные виды уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, которые отличаются друг от друга условиями и порядком отбывания, возрастает профессиональная ответственность сотрудников УИИ ФСИН России.

Все это приводит к повышенным требованиям к сотрудникам инспекций, они должны владеть соответствующей психологической готовностью, обеспечивающей добросовестное исполнение служебных обязанностей, качественное функционирование системы. Они должны отличаться эмоциональной выдержкой, иметь стойкий иммунитет к воздействию криминальной культуры и ряда других неблагоприятных факторов.

Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе (УИС), и в УИИ ФСИН России в частности, неминуемо связана с высокими психическими и физическими нагрузками, которые порождают острую необходимость ее психологического сопровождения с целью поддержания оптимального уровня эффективности деятельности сотрудников [3, с. 74]. Такое сопровождение должно положительно влиять на профессионализм сотрудников инспекций, обеспечивать положительные изменения в структуре их отношений к служебным обязанностям за счет совершенствования компонентов профессиональной ответственности.

Главная цель психологического сопровождения служебной деятельности - оказание психологической помощи сотрудникам УИИ ФСИН России, находящимся в условиях постоянно меняющейся трудовой деятельности с целью адаптации к ней, восстановление психологического равновесия и поиска личностных ресурсов для поддержания работоспособности на высоком уровне [4].

Оптимизация и развитие профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России обеспечивает совершенствование их навыков, что приводит к строгому соблюдению требований

503865

423092

306448

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Рис. 1. Количество осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы

© Минюкова Д.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

103

Рис. 2. Уровни организации психопрофилактического комплекса, направленного на развитие и поддержание уровня профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России

Уровень Организационный Групповой Личностный

Мероприятия Занятия в рамках служебно-боевой и общественно-государственной подготовки с личным составом; применение психодиагностического комплекса, в рамках сопровождения служебной деятельности сотрудников УИИ ФСИН России, аттестации и формирования резерва кадров. Социально-психологические тренинги (включая групповые дискуссии и беседы) Индивидуальные беседы, психологическое консультирование

нормативно-правовой базы, сознательному и заинтересованному отношению к осуществлению ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, мы констатируем, что в настоящее время существует необходимость в создании и апробировании серьезного психопрофилактического комплекса, направленного на развитие и поддержание уровня профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России. Данный вид работы, также должен быть направлен на расширение и актуализацию диапазона личностных ресурсов сотрудников для самостоятельного преодоления трудностей и решения, возникающих в ходе служебной деятельности проблем.

Учитывая современное кадровое состояние УИИ ФСИН России данный комплекс, направленный на повышение и оптимизацию профессиональной ответственности сотрудников должен охватывать три уровня: организационный, групповой и личностный (рис. 2).

Реализация данного комплекса на различных уровнях оказывает полное влияние на служебную деятельность сотрудников инспекций, что позволяет не только диагностировать уровень профессиональной ответственности, но и применять различные психологические приемы для его опти-мизации.Это будет способствовать рационализации служебной эффективности, а также повышению качества психологического здоровья личного состава УИИ ФСИН России.

Социально-психологический тренинг, разработанный нами для группового уровня психопрофилактического комплекса, включает в себя три равноправные части, которые дополняют друг друга кругом решаемых задач. Целью каждой из них является воздействие на определенные структурные элементы профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России [2]. Каждая часть включает в себя установленный набор психокор-рекционного инструментария, задачами которого является формирование сознательного и заинтересованного отношения сотрудников инспекций к своей служебной деятельности, развитие и поддержание соблюдения законодательных норм.

Первая часть социально-психологического тренинга, направлена на развитие когнитивного и поведенчески результативного подкомпонента

профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России. Ее основной целью является знакомство с понятием «профессиональная ответственность», осознание значимости данного качества для эффективной профессиональной деятельности, закрепление профессионально-ответственного поведения.

Вторая часть направлена на развитие эмоционально волевого подкомпонента профессиональной ответственности сотрудников инспекций. Основная цель данной части социально-психологического тренинга - формирование эмоционально-волевой сферы, осознание и вербализация своих представлений о стрессе в служебной деятельности.

Третья часть социально-психологического тренинга направлена на развитие мотивационного подкомпонента профессиональной ответственности. Ее основная цель заключается в повышении профессиональной мотивации сотрудников УИИ ФСИН России, осознание собственных профессиональных мотивов, тренировка навыка понимания мотивации своих коллег.

Апробация социально-психологического тренинга проходила в нескольких территориальных органах ФСИН. Для подтверждения эффективности данного психологического инструмента были сформированы две группы сотрудников - контрольная и экспериментальная. В соответствии с программой тренинга занятия проводились еженедельно по 2 часа.

Перед началом реализации данного социально-психологического тренинга была проведена вводная диагностика данного феномена с применением опросника, разработанного В.П. Прядеиным [5, с. 48]. Данная методика также применялась нами после окончания работы.

После окончания работы был осуществлен сравнительный анализ результатов, полученных после апробации с использованием методов анализа статистической значимости различий - непараметрических критериев Манна-Уитни - для сравнения несвязанных (независимых) выборок, Т-Вилкоксона - для сравнения связанных (зависимых) выборок (рис. 3).

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что у сотрудников, входящих в экспериментальную группу, отмечается тенденция

Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России...

ДЭ ДАЭ МС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ я <ртДо ^б^После

Рис. 3. Распределение показателей профессиональной ответственности экспериментальной группы сотрудников УИИ ФСИН России до и после психокоррекционного воздействия.

ДЭ - динамическая эргичность; ДАЭ - динамическая аэргичность; МС - мотивация социоцентрическая; МЭ - мотивация эгоцентрическая; КО - когнитивная осмысленность; КОС - когнитивная осведомленность; РП - результативность предметная; РС - результативность субъектная; ЭС - эмоциональность стеническая; ЭА - эмоциональность астеническая; РИ - регуляторная интернальность; РЭ - регуляторная экстернальность.

к росту динамической эргичности, что характеризуется стремлением к самостоятельному и более тщательному выполнению ответственных заданий, снижению тенденции перекладывания такого рода работы на других сотрудников, увеличению соци-оцентрической мотивации, которая связывает изучаемый феномен с чувством долга, преобладанием служебных интересов над личными. Кроме того, в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга наблюдается более глубокое понимание профессиональной ответственности сотрудниками УИИ ФСИН России, рассмотрение ее с точки зрения необходимости и совести, отмечается рост добросовестности и продуктивности при выполнении коллективных дел. Происходит смещение от эмоциональной астеничности в сторону стеничности, что характеризуется ростом положительных эмоций, их появлением в связи с возможностью или при выполнении ответственных дел.

Положительные результаты экспериментальной апробации, показывают необходимость внедрения данного комплекса мероприятий в психологическое сопровождение сотрудников УИИ ФСИН России во всех субъектах Российской Федерации, так как от качества и эффективности работы инспекторов УИИ ФСИН России зависит не только соблюдение закона, но и поддержание позитивного образа Федеральной службы исполнения наказаний в целом. От того, насколько сотрудник соответствует требованиям, которые предъявляет к нему сегодняшняя действительность, зависит не только уровень выполнения служебных задач, но и престиж пенитенциарной системы в глазах населения [1, с. 28].

Внедрение психопрофилактического комплекса, направленного на повышение и развитие профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России должно оказать положительное влияние на становление сотрудников как зрелых

в личностном и социальном плане людей, способных адекватно воспринимать действительность и готовых нести ответственность за свое профессиональной поведение, которое должно отличаться строгой правовой нормативностью и эмоциональной устойчивостью.

Библиографический список

1. Горностаев С.В., Лафуткин А.М. Профессионально важные качества сотрудника // Преступление и наказание. - 2012. - № 11. - С. 28-29.

2. МинюковаД.С. Теоретические основы исследования ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2016. -Т. 4. - № 3. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/ РБР/38Р8ЫШ16.р^ (дата обращения: 20.02.2018).

3. Пестриков Д.В. О понятии «конструктивное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - Вологда, 2016. -№ 4 (36). - С. 74-78.

4. Приказ Минюста РФ от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.vcom.ru/cgi-bin/db/ zakdoc?_reg_number=%C20504042 (дата обращения: 20.02.2018).

5. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. -Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. - 215 с.

6. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно исполнительной инспекции. Официальные статистические данные ФСИН России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://фсин.рф/ stmcture/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (дата обращения: 20.02.2018).

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

105

References

1. Gornostaev S.V., Lafutkin A.M. Professional'no vazhnye kachestva sotrudnika // Prestuplenie i nakazanie. - 2012. - № 11. - S. 28-29.

2. Minyukova D.S. Teoreticheskie osnovy issledovaniya otvetstvennosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii (FSIN Rossii) [EHlektronnyj resurs] // Mir nauki. - 2016. - T. 4. - № 3. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/38PSMN316.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2018).

3. Pestrikov D.V. O ponyatii «konstruktivnoe povedenie sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Vestnik instituía: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - Vologda, 2016. - № 4 (36). -S. 74-78.

4. Prikaz Minyusta RF ot 12.12.2005 № 238 «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii deyatel'nosti psihologicheskoj sluzhby ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc7_reg_ number=%C20504042 (data obrashcheniya: 20.02.2018).

5. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologicheskie testy: Praktikum. - Surgut: Surgutskij gos. ped. un-t, 2014. - 215 s.

6. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno ispolnitel'noj inspekcii. Oficial'nye statisticheskie dannye FSIN Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fsin.rf/structure/ inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (data obrashcheniya: 20.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.