Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний'

Психологические особенности профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАСТИЙНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ТРАНСГЕНЕРАТИВНЫЙ ПЕРЕНОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович, Лапшин Виталий Евгеньевич

В статье рассматриваются психологические особенности формирования профессиональной преемственности в Федеральной службе исполнения наказаний. Указанная тема является особенно значимой, поскольку для системы Федеральной службы исполнения наказаний профессиональные династии являются предметом особой гордости и интереса. Выявлена и описана особая роль династийности в Федеральной службе исполнения наказаний. Сделано предположение о том, что профессиональное самоопределение в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний имеет ряд существенных психологических особенностей, детерминированных особенностями детско-родительских отношений, смысложизненными ориентациями, структурой ценностных ориентаций и др. В трудовых династиях профессиональная преемственность обеспечивает наследование от поколения к поколению содержания труда и профессиональных традиций. Установлено, что семья оказывает значительное влияние на формирование трудовых династий. Родители, работающие в Федеральной службе исполнения наказаний, стремятся контролировать поведение ребенка, их характеризует высокая директивность в сочетании с позитивным интересом к жизни ребенка. Однако подобный интерес основан на своем видении профессионального развития младших членов семьи. Формирование профессиональной преемственности в династийных семьях в Федеральной службе исполнения наказаний обусловлено особенностями детско-родительских отношений, установок и методов воспитания родителей. Профессиональное самоопределение трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной ситуации. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод о наличии трансгенеративного переноса в профессиональном самоопределении личности при формировании трудовых династий в Федеральной службе исполнения наказаний. В статье поднимается вопрос о положительном и отрицательном влиянии династийной семьи на профессиональное самоопределение младших членов. Династийная семья может являться опорой для младших членов. На базе династийной семьи происходит успешное формирование профессионально важных качеств личности. Династийная семья также может обладать инерционным потенциалом, игнорируя в процессе профессионального само-определения задатки, способности и интересы младших членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович, Лапшин Виталий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний»

УДК 159.9

DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).019-027

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ТРУДОВЫХ ДИНАСТИЯХ

В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Н. В. Шаманин, В. Е. Лапшин

Для цитирования

Шаманин, Н. В. Психологические особенности профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний / Н. В. Шаманин, В. Е. Лапшин // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 19-27. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47). 019-027.

I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

1 Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности формирования профессиональной преемственности в Федеральной службе исполнения наказаний. Указанная тема является особенно значимой, поскольку для системы Федеральной службы исполнения наказаний профессиональные династии являются предметом особой гордости и интереса. Выявлена и описана особая роль династийности в Федеральной службе исполнения наказаний. Сделано предположение о том, что профессиональное самоопределение в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний имеет ряд существенных психологических особенностей, детерминированных особенностями детско-родительских отношений, смысложизненными ори© Шаманин Н. В., Лапшин В. Е., 2019

ентациями, структурой ценностных ори-ентаций и др. В трудовых династиях профессиональная преемственность обеспечивает наследование от поколения к поколению содержания труда и профессиональных традиций. Установлено, что семья оказывает значительное влияние на формирование трудовых династий. Родители, работающие в Федеральной службе исполнения наказаний, стремятся контролировать поведение ребенка, их характеризует высокая ди-рективность в сочетании с позитивным интересом к жизни ребенка. Однако подобный интерес основан на своем видении профессионального развития младших членов семьи. Формирование профессиональной преемственности в династийных семьях в Федеральной службе исполнения наказаний обусловлено особенностями детско-родительских отношений, устано-

вок и методов воспитания родителей. Профессиональное самоопределение трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной ситуации. Проведенное исследование позволяет авторам сделать вывод о наличии трансгенеративного переноса в профессиональном самоопределении личности при формировании трудовых династий в Федеральной службе исполнения наказаний. В статье поднимается вопрос о положительном и отрицательном влиянии династийной семьи на профессиональное самоопределение младших членов. Династийная семья может являться опорой для младших членов. На базе династийной семьи происходит успешное формирование профессионально важных качеств личности. Ди-настийная семья также может обладать инерционным потенциалом, игнорируя в процессе профессионального самоопределения задатки, способности и интересы младших членов.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, детско-родитель-ские отношения, династийность, профессиональная преемственность, конвенциональная семья, трансгенеративный перенос, профессиональные установки, профессиональные ценности.

Успешность профессиональной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) тесно связана с психологическим и эмоциональным благополучием, нравственными качествами сотрудников, их стрессоустойчивостью, эмоцио-

нальным самоконтролем и системой ценностей. Характер задач, решаемых уголовно-исполнительной системой России в условиях трансформации ценностей и норм, предъявляет высокие требования к качествам личности будущих сотрудников ФСИН России. В связи с этим актуальное значение приобретают задачи, связанные с успешной профессионализацией.

Не вызывает сомнений тот факт, что профессиональное становление личности начинается с семьи, где происходит формирование тех качеств личности, которые в дальнейшем обусловливают ее более успешную профессионализацию. Если члены семьи занимаются одной и той же профессиональной деятельностью, то в этом случае уместно говорить о таком понятии, как «преемственность». Ее необходимо рассматривать как передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению и их усвоение каждым новым поколением как значимых для своего становления и развития [3, с. 26-35]. Преемственность становится профессиональной тогда, когда объектом передачи из поколения в поколение становятся профессия и определенные профессиональные ценности, посредством многопоколенной профессиональной преемственности образуется такой феномен, как профессиональные династии. Для ФСИН России профессиональные династии являются предметом особой гордости и интереса.

Профессиональное самоопределение в династийных семьях ФСИН России особо значимо, так как обладает высокой социальной и семейной ценностью. В подобных семьях происходит передача от поколения к поколению содержания труда, профессиональных навыков, традиций и цен-

ностей. Однако вопрос о том, является ли такой тип семьи безусловным благом в контексте формирования профессиональной преемственности остается открытым. Династийная семья может быть опорой для ее младших членов, на базе которой происходит успешное формирование профессионально важных качеств личности. В то же время такая семья может обладать неким инерционным потенциалом, поскольку в процессе профессионального самоопределения ее младших членов их задатки, способности и интересы учитываются в меньшей степени.

Выбор профессии в процессе развития личности рассматривали А. Г Асмолов, А. В. Карпов, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. С. Пряжников и др. Особенности личности в процессе профессионального самоопределения изучались А. Е. Голомштоком, Е. А. Климовым, Л. М. Митиной, О. В. Филатовой и др. В западной психологии профессиональный выбор в основном рассматривается в рамках карьерного развития, опирающегося на исследования Ш. Бюлер (Ch. Bühler, 1961), Э. Эрик-сона (E. H. Erikson, 1968) и др. Наиболее полно и многогранно выбор профессии как конечный результат профессионального самоопределения личности был раскрыт в рамках типологического подхода Д. Хол-ланда (J. H. Holland, 1962), концепции Д. Сьюпера, делающей акцент на содержании профессионального развития (D. Super, 1957), а также с позиции психодинамического подхода Э. Ро (A. Roe, 1956). Роль семьи в процессе становления личности рассматривали Ю. Е. Алешина, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, М. В. Сапоровская, В. А. Зобков и др.

По мнению В. А. Зобкова, семья - это

триединство отношений: отношение к себе, отношение к деятельности и отношение к другим [6, с. 31-34]. Следовательно, на первом этапе профессионализации личности младшие члены семьи ориентируются на свои желания и интересы (компонент «отношение к себе», по В. А. Зобкову), отношение к возможной будущей профессиональной деятельности (компонент «отношение к деятельности», по В. А. Зобкову), ее престиж, социальный статус и др. (компонент «отношение к другим», по В. А. Зобкову). Причем данные отношения являются относительно устойчивыми, но не константными. Они взаимодействуют друг с другом, образуя определенную иерархически сопряженную систему, в которой эти отношения могут поочередно сменять друг друга, изменяясь под воздействием субъективно значимых внешних и внутренних факторов.

Описанные аспекты позволяют выделить в процессе профессионализации личности феномен трансгенеративного переноса, который включает в себя формирование родителями в процессе семейного воспитания профессиональной идентичности младших членов семьи, планирование профессионального будущего, формирование профессиональных предпочтений, профессионального кругозора, профессиональных установок, стереотипов и профессиональной ориентации.

В изучении психологических особенностей профессионального самоопределения в трудовых династиях в Федеральной службе исполнения наказаний приняли участие 20 семей (10 династийных семей составили экспериментальную группу и 10 недина-стийных семей - контрольная группа).

По мнению И. А. Дидук, династия представляет собой самоорганизую-

Рис. 1. Изучение родительского отношения в различных типах семей

Рис. 2. Изучение смысложизненных ориентаций в различных типах семей

щуюся систему детерминированных социальным и культурным состоянием российской действительности интегральных признаков, влияющих на сам институт династии и образование и проявляющихся на уровне отношений к членам семьи, воспитанникам, социуму [4, с. 2-5].

В нашем исследовании династий-ность констатировалась в течение трех поколений. Для изучения психологических особенностей профессионального самоопределения нами был подобран комплекс психодиагностических методик: тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина, методика изучения смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ПОР) Е. Шафера. Для математической обработки полученных эмпири-

ческих данных нами были использованы методы описательной статистики, непараметрические методы сравнения (и-критерий Манна - Уитни).

При изучении родительского отношения в различных типах семей нами были получены результаты, представленные на рисунке 1. В результате проведенного исследования установлено, что для династийных семей во ФСИН России характерно предпочтение использования родительского отношения «контроль» (40 % испытуемых). Родители в династийных семьях в Федеральной службе исполнения наказаний ведут себя авторитарно по отношению к младшим членам семьи, требуя безоговорочного послушания и ограничивая его строгими дисциплинарными рамками. На наш взгляд, это обусловлено спецификой профессиональной деятельности, поскольку в династийных

семьях в Федеральной службе исполнения наказаний профессиональное самосознание является значимой интегральной составляющей личностного самосознания. Остальные формы родительского отношения выражены незначительно. По 20 % испытуемых предпочитают отношения «кооперация» и «симбиоз». Такие родители проявляют неподдельный интерес к тому, что интересует младшего члена дина-стийной семьи, высоко оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу. Родители стараются всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его основные потребности, ограждать от неприятностей.

Таким образом, родители активно участвуют в формировании жизненных целей и планов своих детей. Наименее предпочтительными формами родительского отношения в династийных семьях выступают «отношение к неудачам ребенка» и «принятие - отвержение» (по 10 % испытуемых).

В контрольной группе представлены все типы детско-родительских отношений. Однако преобладающими являются показатели «принятие» и «кооперация» (по 30 % испытуемых). Родители в контрольных семьях демонстрируют разностороннее использование различных стилей детско-родительских отношений, однако в большинстве своем относятся к ребенку с уважением, признавая его индивидуальность, принимая его таким, какой он есть, одобряют его интересы и поддерживают планы, стараясь общаться с ним на равных.

Для изучения смысложизненных ориентаций младших членов дина-стийных и нединастийных семей нами была использована методика СЖО Д. А. Леонтьева. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Для младших членов династийных семей в Федеральной службе исполнения наказаний характерны высокие показатели локус контроля «цели в жизни» (среднее значение - 37,5 балла), следовательно, младшие члены дина-стийных семей в Федеральной службе исполнения наказаний считают, что они сами могут контролировать свою жизнь. Они думают, что им дана возможность свободно принимать значимые решения и воплощать эти решения в жизнь. Таким образом, испытуемые в династийных семьях считают, что все события в их жизни происходят вследствие их собственных действий. Однако, на наш взгляд, данные показатели имеют высокий уровень субъективизма, поскольку в так называемых конвенциональных семьях могут возникать трансформационные феномены при осуществлении профессионального самоопределения. У младших членов династийных семей в Федеральной службе исполнения наказаний может создаваться иллюзия наличия свободного профессионального выбора.

Для младших членов династийных семей в Федеральной службе исполнения наказаний характерны низкие показатели локус контроля результативности жизни (среднее значение -20,2 балла). На наш взгляд, данные показатели отражают возрастные особенности испытуемых, поскольку устремления младших членов семей направлены в основном на будущее, то есть для данных испытуемых характерны не столько размышления о прожитом этапе жизни, сколько строительство новых жизненных планов и поиск перспектив.

Полученные результаты согласуются с высокими показателями ло-

кус контроля Я (среднее значение -33,6 балла). Младшие члены династийных семей в Федеральной службе исполнения наказаний считаютсебя сильными, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами.

Для младших членов нединастий-ных семей характерна выраженная процессуальная направленность жизни (среднее значение процесса жизни -35,8 балла) в сочетании с наличием целей в жизни (среднее значение -35,6 балла), то есть испытуемые воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, осмысленный и наполненный для них субъективным значимым смыслом.

Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей в различных типах семей нами была использована методика ПОР Е. Шафера.

По мнению младших членов дина-стийных семей, родители используют директивность как основной метод воспитания (среднее значение -4,8 балла). Династийные родители пытаются завоевать авторитет, однако эта попытка основана на фактических достижениях и преобладании доминантного стиля общения. Это выражается в управлении поведением ребенка и своевременной его коррекции. При этом родители очень четко дают понять ребенку, что ради его благополучия идут на жертвы, что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения. Высокое значение также имеет шкала «позитивный интерес» (среднее значение - 4,2 балла). Позитивный интерес в отношениях с детьми рассматривается как отсутствие грубой силы, стремление к нераздельной

власти в общении с ним. О позитивном интересе говорят в случаях, когда родители стремятся достигнуть расположения и почитания родительского авторитета, не прибегая к декларациям и догмам. Показатели по шкале «автономность» в династийных семьях в Федеральной службе исполнения наказаний низкие (среднее значение -2,2 балла). Следовательно, родители стремятся к контролю жизни и интересов младших членов семьи.

Для родителей в нединастийных семьях доминирующими установками являются шкала автономности (среднее значение - 4 балла) и шкала позитивного интереса (среднее значение - 3,6 балла). Таким образом, в не-династийных семьях младшие члены семьи видят тенденцию в поведении родителей к лидерству путем завоевания авторитета, отсутствие грубой силы. Нединастийные родители меньше интересуются жизнью и проблемами своих детей, позволяя им самим возможность действовать.

Для оценки достоверности полученных различий нами был использован U-критерий Манна - Уитни. При n = 10 икр = 27 (при p < 0,05).

В результате математической обработки полученных эмпирических данных были найдены следующие значимые различия: показатели «принятие», «контроль» и «отношение к неудачам» методики А. Я. Варка и В. В. Столина, показатели «результат жизни» и «локус контроля Я» методики СЖО Д. А. Леонтьева, показатели «директивность» методики ПОР Е. Шафера.

В результате проведенного исследования установлено, что семья оказывает значительное влияние на формирование трудовых династий. Родители, работающие во ФСИН России,

стремятся контролировать поведение ребенка, их характеризует высокая ди-рективность в сочетании с позитивным интересом к жизни ребенка, однако, на наш взгляд, данный интерес основан на своем видении профессионального развития младших членов семей. Таким образом, формирование профессиональной преемственности обусловлено особенностями детско-родитель-ских отношений, установок и методов воспитания родителей.

Библиографический список

1. Ананьина Е. А. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура . 2007. № 6(78). С. 124-126.

2. Зиброва Е. А. Психология трудовых династий в контексте адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 166-171.

3. Гладкая И. В. Преемственность исследования профессионального становления будущих учителей на кафедре педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 26-35.

4. Дидук И. А. Изучение педагогических династий как источника сохранения традиций служения профессии в условиях прагматизации сферы образования // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). URL : https://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=3405 (дата обращения: 20.03.2019).

5. Зиброва Е. А. Психология трудовых династий в контексте адапта-

ции // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 166-171.

6. Зобков В. А. Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. 2016. Т. 22. С. 31-34.

7. Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. № 8. С. 61-70. URL: http:// ekoncept.ru/2017/170206.htm (дата обращения: 20.03.2019).

8. Динамика метакогнитивных детерминант управленческой деятельности в процессе профессионализации / А. В. Карпов и др. // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 1. С. 49-60.

9. Осницкий A. B. Теоретико-методологические основы наследственности психологических свойств личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 12. Вып. 1.

10. Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. 2013. № 12. С. 100-103.

11. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2 . С. 57-68.

12. Филатова О. В. Динамика структурной организации личности: концепции, методики, модели // Saarbr ücken (LAP LAMBERT Academic Publiszing GmbH&Co. KG). 2011. С. 7-23.

13. Шаманин Н. В. Психологические особенности трансформаций специфических феноменов профессионального самоопределения в различных типах семей (на материале династий) // Вестник Костромского государственного университета. 2012.

№ 4. С. 181-184.

14. Шаманин Н. В. Типы трансформаций профессионального самоопределения в семейных династиях // Вестник Орловского государственного университета. 2014. № 4. С. 146-151.

15. Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.