АРХИТЕКТУРА
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ
ГОРОДА
Дорощук Н.Р.1, Миллер Е.М.2, Шевякина О.В.3
1Дорощук Наталия Романовна - магистрант;
2Миллер Елена Михайловна - магистрант;
3Шевякина Олеся Владимировна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассмотрены проблемы создания сбалансированной и комфортабельной городской среды и формирования пешеходного пространства. Ключевые слова: городская среда, пешеходное пространство, улица, проходная территория, город, городское пространство.
Сегодня одной из основных проблем современного города является формирование сбалансированной и комфортабельной для человека среды. За последние 50 лет городское движение стало более эффективным, а пешеходные уличные пространства стали исчезать.
Улица - это цельная городская структура, в которой взаимосвязаны разные виды транспорта и пешеходные пространства. В отличие от рекреационных пространств (парков и скверов) улицам уделяется меньше внимания, а ведь они играют большую роль в создании городских общественных пространства, формируют туристические и пешеходные маршруты.
«Проходная» территория является составной часть формирования облика улиц города, поэтому большое внимание уделяется созданию привлекательной среды. «Проходное» пространство не являются отдельным объектом, как сквер и парк, который посещают целенаправленно, его посещает большое количество людских потоков по различным причинам каждый день. Городские набережные, бульвары и пешеходные улицы нуждаются в создании продуманного ландшафтно-архитектурного дизайна, зонировании и формировании привлекательного пространства, они являются единой зеленной сетью города.
Наличие на одной территории большого количества различных участников движения (пешеходов, велосипедистов и автомобилистов) является особенностью «проходных территорий», поэтому важно грамотная взаимосвязь пешеходных и велосипедных дорожек, магазинов и мест отдыха. Средства ландшафтного обустройства мест отдыха и обслуживания пешеходов относятся к тем компонентам среды, которые создают привлекательную атмосферу для человека, предлагая ему попутное обслуживание и предоставляя возможность для общения в изолированных от транзита участках уличного пространства [1, с. 213].
Проанализировав мировой исторический опыт можно выделить несколько способов формирования пешеходных пространств: создание пешеходных пространств как коммуникационных зон (пешеходные улицы, площади, мосты, бульвары); благоустройство и формирование открытых озелененных пространств (парки, скверы, набережные); реконструкция и модернизация исторически-сложившихся транспортных пространств.
На данный момент в архитектурно-градостроительной практике существует два вида проектной деятельности при создании пешеходных пространств: реконструкция существующих пешеходных пространств города (полная и частичная); формирования и развитие пешеходных пространств в строительстве новых районов и комплексов.
Для формирования благоприятных городских пространств улиц уделяется внимание: зонированию пространства территории; разделению пешеходных и транспортных
| 97 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(20) 2017
потоков; формированию мест для разгрузки товаров и магазинов, парковочных мест и зон отдыха; размещению малых архитектурных форм; озеленению.
Важно уделить внимание не только планировочной структуре пешеходных пространств, но и эстетическому облику улицы (материалам отделки фасада, мощению, освещению, дизайну малых архитектурных форм).
Введение озеленение в структуру пешеходных зон придает привлекательность пространству, позволяет создать органично природную городскую среду, выразительность пространства помогает создать уникальный образ места, которое воспринимается пешеходами.
Город создается для людей, а не для машин, поэтому важны не здания, а пространство между ними, которые и создают городскую среду. Важно разграничивать транспортные и пешеходные потоки, используя малые формы архитектуры и растительность, создавать места для определенного времяпрепровождения, формировать привлекательный и индивидуальный образ улиц, за счет природных и созданных человеком форм и материалов.
Список литературы
1. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие. СПб.: Любавин, 2012. С. 320.
ЛЕДОВАЯ АРЕНА ВМЕСТИМОСТЬЮ 2500 МЕСТ НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ УПЫ ГОРОДА ТУЛЫ Шевякина О.В.1, Дорощук Н.Р.2, Миллер Е.М.3
1Шевякина Олеся Владимировна - магистрант;
2Дорощук Наталия Романовна - магистрант; 3Миллер Елена Михайловна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассматривается проектирование Ледовой арены вместимостью 2500 мест на набережной реки Упы как один из способов решения проблемы нехватки спортивных сооружений в г. Туле.
Ключевые слова: спортивное сооружение, ледовая арена, архитектура, набережная.
На данный момент в России реализуется программа увеличения количества спортивных сооружений в стране с целью улучшения здоровья граждан. Что касается Тулы, на сегодняшний день в городе построена одна Ледовая арена «Тропик», которой недостаточно для полноценного развития фигурного катания и хоккея среди жителей города, поэтому данная проблема актуальна.
Новизна и цель данной работы заключаются в проектировании Ледовой арены для города Тулы с учетом местных особенностей территории и визуальных аспектов на основе функциональной планировки.
Выделенная территория в границах участка составляет 157845,7 м2, расположена в отдалении от центральной части города и ограничена:
- с севера - красной линией ул. Пролетарская набережная, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города;
- с востока - красной линией магистрали Р32, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города;
- с юга и юго-запада - красной линией по ул. Пролетарская, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(20) 2017 | 98 |