Научная статья на тему 'Проблема организации пешеходных пространств города'

Проблема организации пешеходных пространств города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
638
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПЕШЕХОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЛИЦА / ПРОХОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дорощук Наталия Романовна, Миллер Елена Михайловна, Шевякина Олеся Владимировна

В статье рассмотрены проблемы создания сбалансированной и комфортабельной городской среды и формирования пешеходного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема организации пешеходных пространств города»

АРХИТЕКТУРА

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ

ГОРОДА

Дорощук Н.Р.1, Миллер Е.М.2, Шевякина О.В.3

1Дорощук Наталия Романовна - магистрант;

2Миллер Елена Михайловна - магистрант;

3Шевякина Олеся Владимировна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы создания сбалансированной и комфортабельной городской среды и формирования пешеходного пространства. Ключевые слова: городская среда, пешеходное пространство, улица, проходная территория, город, городское пространство.

Сегодня одной из основных проблем современного города является формирование сбалансированной и комфортабельной для человека среды. За последние 50 лет городское движение стало более эффективным, а пешеходные уличные пространства стали исчезать.

Улица - это цельная городская структура, в которой взаимосвязаны разные виды транспорта и пешеходные пространства. В отличие от рекреационных пространств (парков и скверов) улицам уделяется меньше внимания, а ведь они играют большую роль в создании городских общественных пространства, формируют туристические и пешеходные маршруты.

«Проходная» территория является составной часть формирования облика улиц города, поэтому большое внимание уделяется созданию привлекательной среды. «Проходное» пространство не являются отдельным объектом, как сквер и парк, который посещают целенаправленно, его посещает большое количество людских потоков по различным причинам каждый день. Городские набережные, бульвары и пешеходные улицы нуждаются в создании продуманного ландшафтно-архитектурного дизайна, зонировании и формировании привлекательного пространства, они являются единой зеленной сетью города.

Наличие на одной территории большого количества различных участников движения (пешеходов, велосипедистов и автомобилистов) является особенностью «проходных территорий», поэтому важно грамотная взаимосвязь пешеходных и велосипедных дорожек, магазинов и мест отдыха. Средства ландшафтного обустройства мест отдыха и обслуживания пешеходов относятся к тем компонентам среды, которые создают привлекательную атмосферу для человека, предлагая ему попутное обслуживание и предоставляя возможность для общения в изолированных от транзита участках уличного пространства [1, с. 213].

Проанализировав мировой исторический опыт можно выделить несколько способов формирования пешеходных пространств: создание пешеходных пространств как коммуникационных зон (пешеходные улицы, площади, мосты, бульвары); благоустройство и формирование открытых озелененных пространств (парки, скверы, набережные); реконструкция и модернизация исторически-сложившихся транспортных пространств.

На данный момент в архитектурно-градостроительной практике существует два вида проектной деятельности при создании пешеходных пространств: реконструкция существующих пешеходных пространств города (полная и частичная); формирования и развитие пешеходных пространств в строительстве новых районов и комплексов.

Для формирования благоприятных городских пространств улиц уделяется внимание: зонированию пространства территории; разделению пешеходных и транспортных

| 97 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(20) 2017

потоков; формированию мест для разгрузки товаров и магазинов, парковочных мест и зон отдыха; размещению малых архитектурных форм; озеленению.

Важно уделить внимание не только планировочной структуре пешеходных пространств, но и эстетическому облику улицы (материалам отделки фасада, мощению, освещению, дизайну малых архитектурных форм).

Введение озеленение в структуру пешеходных зон придает привлекательность пространству, позволяет создать органично природную городскую среду, выразительность пространства помогает создать уникальный образ места, которое воспринимается пешеходами.

Город создается для людей, а не для машин, поэтому важны не здания, а пространство между ними, которые и создают городскую среду. Важно разграничивать транспортные и пешеходные потоки, используя малые формы архитектуры и растительность, создавать места для определенного времяпрепровождения, формировать привлекательный и индивидуальный образ улиц, за счет природных и созданных человеком форм и материалов.

Список литературы

1. Нефёдов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие. СПб.: Любавин, 2012. С. 320.

ЛЕДОВАЯ АРЕНА ВМЕСТИМОСТЬЮ 2500 МЕСТ НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ УПЫ ГОРОДА ТУЛЫ Шевякина О.В.1, Дорощук Н.Р.2, Миллер Е.М.3

1Шевякина Олеся Владимировна - магистрант;

2Дорощук Наталия Романовна - магистрант; 3Миллер Елена Михайловна - магистрант, кафедра городского строительства и архитектуры, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье рассматривается проектирование Ледовой арены вместимостью 2500 мест на набережной реки Упы как один из способов решения проблемы нехватки спортивных сооружений в г. Туле.

Ключевые слова: спортивное сооружение, ледовая арена, архитектура, набережная.

На данный момент в России реализуется программа увеличения количества спортивных сооружений в стране с целью улучшения здоровья граждан. Что касается Тулы, на сегодняшний день в городе построена одна Ледовая арена «Тропик», которой недостаточно для полноценного развития фигурного катания и хоккея среди жителей города, поэтому данная проблема актуальна.

Новизна и цель данной работы заключаются в проектировании Ледовой арены для города Тулы с учетом местных особенностей территории и визуальных аспектов на основе функциональной планировки.

Выделенная территория в границах участка составляет 157845,7 м2, расположена в отдалении от центральной части города и ограничена:

- с севера - красной линией ул. Пролетарская набережная, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города;

- с востока - красной линией магистрали Р32, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города;

- с юга и юго-запада - красной линией по ул. Пролетарская, связывающей транспортной сетью данный участок с районами города.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 6(20) 2017 | 98 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.