Научная статья на тему 'Проблема оптимальной размерности юрисдикций'

Проблема оптимальной размерности юрисдикций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / РАЗМЕРНОСТЬ ЮРИСДИКЦИЙ / AGENT-BASED MODELING / OPTIMIZATION / ECONOMIC FEASIBILITY / JURISDICTIONS DIMENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Р.Р.

В настоящей статье обсуждаются вопросы, связанные с оптимизацией территориальных образований. Приведены агентные модели, позволяющие взглянуть на данную проблематику с позиции оптимизации затрат при предоставлении общественных услуг и учета предпочтений неоднородного населения территориальных образований. Объяснение явного несоответствия структур административного деления критериям экономической оптимальности лежит не только в плоскости экономических отношений. Являясь проекцией комплекса причин самого разного характера, данное несоответствие естественным образом вызывает трудности для интерпретации. Нетривиальность обозначенной проблемы требует нестандартного подхода. В качестве такого подхода, в работе предлагается использовать агентное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OPTIMUM DIMENSION OF JURISDICTIONS

In the article, the problems associated with the optimization of territorial entities is discussed. The author presents agent-based models to illustrate this problematic. On the basis of the first model, it is shown, what should be the structure of the territorial units to optimize costs in the provision of public services. On the basis of the second model, how the processes of the formation of the jurisdictions affected by the ethnic factor, and how the formed territorial units meet the criteria for economic optimality. Explanation of apparent inconsistencies of current administrative division to the criteria of economic optimality lies not only in the sphere of economic relations. This discrepancy, as the projection of the complex causes of different nature, makes it difficult for interpretation. The non-triviality of these problems requires a non-standard approach. The author proposes to use agent-based modeling. Agent approach is one of the ways to represent complex non-linear systems consisting of independent non-uniform subjects (agents).The advantages of this approach is the possibility of taking into account the individual characteristics of the behavior of the agents, their qualitative and quantitative characteristics. The aims of the present study are to indicate explicitly of some problems associated with determining the optimal dimensions of jurisdictions and to illustrate these problems with the help of agent-based modeling tools.

Текст научной работы на тему «Проблема оптимальной размерности юрисдикций»

УДК 332.12

ПРОБЛЕМА ОПТИМАЛЬНОИ РАЗМЕРНОСТИ ЮРИСДИКЦИИ

© Р. Р. Рамазанов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.

Тел.: +7 (347) 229 96 06.

Email: ruslan4729@mail.ru

В настоящей статье обсуждаются вопросы, связанные с оптимизацией территориальных образований. Приведены агентные модели, позволяющие взглянуть на данную проблематику с позиции оптимизации затрат при предоставлении общественных услуг и учета предпочтений неоднородного населения территориальных образований.

Объяснение явного несоответствия структур административного деления критериям экономической оптимальности лежит не только в плоскости экономических отношений. Являясь проекцией комплекса причин самого разного характера, данное несоответствие естественным образом вызывает трудности для интерпретации. Нетривиальность обозначенной проблемы требует нестандартного подхода. В качестве такого подхода, в работе предлагается использовать агентное моделирование.

Ключевые слова: агент-ориентированное моделирование, оптимизация, экономическая целесообразность, размерность юрисдикций.

Прежде чем приступить к описанию основной части нашей работы, дадим определение понятию «юрисдикция». Под юрисдикцией будет пониматься сфера фискальной (налогово-бюджетной) ответственности и ответственности бюрократических образований, связанной с предоставлением общественных услуг на ограниченной территории. Юрисдикциями могут быть образования разных уровней: муниципалитет, регион, страна и т.п.

Современная экономическая теория рассматривает проблему оптимальной размерности юрис-дикций с двух позиций. Первая заключается в том, что меньшая по размерности юрисдикция лучше поддается контролю и учету индивидуальных предпочтений населения местными властями [3]. Кроме того, в рамках небольшой юрисдикции населению проще контролировать и влиять на местную бюрократию, что также положительно сказывается на эффективности управления территориальным образованием. Вторая позиция подчеркивает прямую связь между размерностью юрисдикции и возможностью проводить политику экономии, суть которой сводится к сокращению постоянных издержек на предоставление общественных услуг. Таким образом, проблема определения оптимальной размерности юрисдикции находится на стыке исследований эффективности управления и эффектов экономии на масштабе. В точке пересечения соответствующих этим эффектам кривых юрисдикция достигает максимальной полезности.

Вопрос об оптимальном размере юрисдикций тесно связан с вопросами управляемости территорий и взаимодействия государства, как института общества, с населением, влияющим на госуправление, а в идеале - управляющим государством [7]. Также этот вопрос пересекается с проблематикой асимметрии федерации, распределения функций государства по вертикали и с конкуренцией юрис-дикций между собой [8-9].

В современной России проблема оптимизации территориальных образований стоит особенно остро. Начиная с распада Советского Союза Российская Федерация находится в процессе адаптации к новой социально-экономической реальности. Структурная перестройка экономики сделала неактуальным существование многих территориальных образований. Большое количество производственных комплексов, не сумевших вписаться в рынок, были расформированы. Самый большой ущерб от этого понесли моногорода и регионы, фокусировавшиеся на производстве неконкурентной продукции.

На протяжении всего переходного периода наблюдается тенденция роста асимметрии в социально-экономическом развитии субъектов. Первые строчки в рейтинге регионального развития занимают сырьевые субъекты и регионы, производящие продукцию военного и квазивоенного назначения. Сырьевая специфика отечественной экономики выделила небольшую группу крупных компаний, представляющих российскую экономику на внешнем рынке. Эти компании стали основными проводниками экспорта и источниками доходов для российской экономики. В этой связи роль государства как перераспределителя доходов выходит на передний план. Для депрессивных регионов основой социально-экономической стабильности стали государственные трансферты. Проблему эффективного перераспределения средств во многом осложняет старая система юрисдикционного устройства.

Одним из направлений оптимизации территориальных образований может стать поиск эффективной размерности юрисдикций. Используя агент-ориентированный подход [6; 11], В. Л. Макаров и А. Р. Бахтизин демонстрируют, как эффекты, связанные с областью действия чистых и смешанных общественных услуг, могут влиять на размерность региональных структур (юрисдикций) [1].

Суть агентного подхода сводится к представлению сложных систем, как совокупностей автономно принимающих решение субъектов (агентов). Агент является ключевым элементом в агент-ориентированном моделировании (АОМ). Взаимодействуя друг с другом и с окружающей средой, агенты подчиняются определенным правилам. АОМ основывается на принципе моделирования «снизу-вверх», что позволяет исследователю понять, как особенности поведения отдельных агентов рождают глобальные системные закономерности.

Итак, модель Макарова-Бахтизина представляет собой упрощенную схему процесса формирования территориальных образований, движущей силой которого являются локальные общественные услуги, распространяемые на ограниченной территории. Для простоты и большей наглядности авторы выделили три типа общественных услуг, предоставляемых тремя уровнями юрисдикций.

Первый вид общественных услуг - это услуги, которыми каждый гражданин пользуется в своей повседневной жизни. К ним относятся местная коммунальная и почтовая службы, регистратура и т.п. Затраты (сost1) юрисдикций первого уровня зависят от количества обслуживаемых граждан.

cost1 = к1 + с1^п2

(1),

где к1 - величина постоянных издержек; сг - переменные издержки, зависящие от количества обслуживаемых юрисдикцией граждан. Первый уровень юрисдикций условно можно назвать муниципальным.

Ко второму уровню общественных услуг относятся услуги образования и здравоохранения, услуги связанные с содержанием судов, тюрем и т.д. Издержки на предоставление второго вида услуг соб12 также зависят от числа граждан, проживающих в пределах юрисдикции территориального образования.

cost2 = к2 + с2 •п1

(2).

Здесь, как и в первом случае к2 - постоянные издержки, с2 - переменные издержки. Второй вид общественных услуг можно отнести к юрисдикции регионального уровня.

И наконец, третий вид общественных услуг -это услуги, подпадающие под определение чистых общественных услуг/благ (pure public good), которыми явно или косвенно пользуются все граждане, находящиеся в зоне ответственности юрисдикции [4]. К ним относятся ведомства национальной обороны и внутренней безопасности, службы по разрешению чрезвычайных происшествий, дороги национального значения и т.п. Издержки на предоставление услуг государственного уровня cost3 являются постоянными и не зависят от числа индивидов, попадающих под его юрисдикцию.

cosU = ко

(3).

В качестве агентов в модели Макарова-Бахтизина выступают виртуальные индивиды, которые кооперируются в юрисдикции разного уровня по критерию минимизации издержек на предоставление общественных услуг на душу населения.

Юрисдикции первого и второго уровня будут включать в себя новых индивидов до тех пор, пока издержки на одного человека не достигнут своего минимального значения. Таким образом, мы можем говорить о существовании оптимума - точки, после достижения которой дальнейшее расширение юрисдикции приводит к росту, а не к сокращению издержек на душу населения. Юрисдикции третьего уровня будут стремиться вобрать в себя как можно больше индивидов, так как их расширение способствует неограниченному сокращению издержек на душу населения. Очевидно, что результатом реализации модели станет возникновение пирамиды юрисдикций. В основу данной структуры лягут муниципалитеты одинаковой размерности. На среднем уровне должны появиться регионы идентичной размерности. Венчать структуру будет государственная юрисдикция, объединяющая регионы.

В реальной жизни в основе сил, выстраивающих государственные структуры, находятся не только соображения, связанные с оптимизацией предоставления общественных услуг. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, заметим, что далеко не всегда территориальные структуры отвечают критериям экономической оптимальности. В этой связи следует отметить проблему моногородов. Моногород - это населенный пункт, состояние социально-экономической среды которого напрямую зависит от функционирования какого-то одного предприятия. Даже частичное сокращение на градообразующем предприятии может сильно ударить по социально-экономическому состоянию населения. Закрытие градообразующего предприятия вообще делает нецелесообразным существование населенного пункта [14]. Согласно информационному агентству Я^иит, на территории РФ существует около 75 моногородов. В 149 монопрофильных муниципальных образованиях имеются риски ухудшения социально-экономического положения [13]. Существование данных населенных пунктов было оправданно в условиях советской экономической системы, однако на сегодняшний день они являются бременем для экономики.

Помимо экономических факторов и исторического пути развития на внутреннее устройство государства влияют этнические, религиозные, культурные и другие особенности страны. Например, в России из 85 субъектов 22 выделены как национальные республики [10]. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки. Как мы можем видеть, здесь ключевым фактором региональной консолидации выступила этническая принадлежность, а не экономическая целесообразность.

Рисунок 1. Интерфейс модели, реализованной в NetLogo

Используя агент-ориентированный подход, смоделируем процесс формирования юрисдикций и оценим, как сложившаяся структура будет отвечать критериям оптимальности территориальных образований, предложенных в модели Макарова-Бахти-зина. В качестве фактора, консолидирующего индивидов, примем этническую принадлежность. Для реализации агентной модели используем интегрированную среду разработки NetLogo [2].

Опишем общую конфигурацию модели, а затем алгоритм ее реализации.

В абстрактное двумерное пространство помещается некоторая совокупность различающихся по цвету виртуальных агентов. Цвет играет роль этнического идентификатора. Распределение агентов по цветовому признаку осуществляется случайным образом по гамма-закону. Алгоритм модели состоит из четырех шагов.

1. Агенты идентичного цвета формируют юрисдикции первого уровня - муниципалитеты.

2. Близкие по цветовому оттенку муниципалитеты формируют юрисдикции второго уровня -регионы.

3. Регионы объединяются в страны. Если один регион по числу индивидов больше другого (например, в 1.4 раза), субъекты объединяются в федерацию.

На последнем шаге одни страны поглощают другие, также как и на предыдущем шаге по принципу превосходства в количестве населения (рис. 1).

Многочисленные эксперименты с моделью, с опорой на критерии Макарова-Бахтизина (формулы 1-3), показывают, что интеграционные процессы в одних случаях могут формировать юрисдикции слишком большой размерности, в других наоборот, слишком малой.

Если абстрагироваться от неэкономических факторов, мы получим структуру, состоящую из

неоднородных по составу, но идентичных по размерности юрисдикций. Неоднородность населения юрисдикции создает социальное напряжение и проблему учета индивидуальных потребностей граждан при предоставлении общественных услуг [5]. Таким образом, возникает необходимость поиска компромисса между размерностью и однородностью юрисдикций. И. У. Зулькарнай, также используя агент-ориентированный подход, демонстрирует, как неудовлетворенность в предоставляемых общественных услугах стимулирует граждан менять юрисдикцию своего проживания [9]. Результатом описанного Зулькарнаем миграционного процесса становится возникновение нескольких устойчивых, но не одинаковых по числу жителей юрисдикций.

Подводя общий итог работы, мы можем констатировать, что проблема оптимизации юрисдик-ций носит комплексный характер и не имеет однозначного решения. Основная трудность в этом вопросе заключается в конфликтном соотношении между качественными и количественными факторами. Позитивным усложнением и приближением предложенной модели к реальности, может стать включение в нее факторов, объясняющих преимущества, которые могут получать юрисдикции от высокой концентрации населения. К таким факторам можно отнести емкость потребительского рынка и рынка труда, широту ассортимента предлагаемых услуг, всевозможные положительные внешние эффекты (экстерналии), возникающие только в условиях густо и неоднородно населенной юрисдикции [12]. Агент-ориентированный подход позволяет тем или иным способом включить все эти факторы в аналитический процесс.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00532а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Makarov V. L., Bakhtizin A. R. The 6th Conference of the European Social Simulation Association, 14th-18th September, 2009. University of Surrey. Guildford. United Kingdom.

2. NetLogo User Manual (version 5.3.0). URL: http://ccl. northwestern. edu/netlogo/faq .html

3. Oates W. E. Fiscal Federalism. New York. 1972. 234 p.

4. Samuelson P. A. (1954) The Pure Theory of Public Expenditure. Review of Economics and Statistics, 37, 4.

5. Tiebout Charles. A pure theory of local expenditures // Journal of political economy. 1956. LXIV. P. 416-424.

6. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика. 2008. 279 c.

7. Зулькарнай И. У. Государство и ограниченная рациональность населения: формализованные модели. М.: Наука. 2014. 230 с.

8. Зулькарнай И. У. Задача агент-ориентированного моделирования распределения функций по вертикали в асимметричной федерации // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4. С. 1249-1255.

9. Зулькарнай И. У. Моделирование горизонтальной конкуренции юрисдикций // Ежеквартальный Интернет-журнал «Искусственные общества» Т. 9. №1-4, I-IV квартал. 2014. С. 133-143.

10. Конституция Российской Федерации. Ст. 65, пп. 1.

11. Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. Социальное моделирование - новый компьютерный прорыв (агент-ориентированные модели). М.: Экономика, 2013. 295 с.

12. Матвеенко В. Д. Экстерналии, экономический рост и агломерация // Экономика и география // под ред. А. П. За-островцева, Л. Э. Лимонова. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». С. 47-62.

13. Моногорода России. URL: http://regnum.ru/news/economy/ 1886332.html

14. Рамазанов Р. Р. Агент-ориентированное моделирование движения рабочей силы моногорода // Ежеквартальный интернет-журнал «Искусственные общества». Т. 10. №1-4, I-IV квартал. 2015.C. 111-125.

Поступила в редакцию 15.08.2016 г.

THE PROBLEM OF OPTIMUM DIMENSION OF JURISDICTIONS

© R. R. Ramazanov

Bashkir State University 3/4 Karl Marx St., 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 229 96 06.

Email: ruslan4729@mail.ru

In the article, the problems associated with the optimization of territorial entities is discussed. The author presents agent-based models to illustrate this problematic. On the basis of the first model, it is shown, what should be the structure of the territorial units to optimize costs in the provision of public services. On the basis of the second model, how the processes of the formation of the jurisdictions affected by the ethnic factor, and how the formed territorial units meet the criteria for economic optimality. Explanation of apparent inconsistencies of current administrative division to the criteria of economic optimality lies not only in the sphere of economic relations. This discrepancy, as the projection of the complex causes of different nature, makes it difficult for interpretation. The non-triviality of these problems requires a non-standard approach. The author proposes to use agent-based modeling. Agent approach is one of the ways to represent complex non-linear systems consisting of independent non-uniform subjects (agents).The advantages of this approach is the possibility of taking into account the individual characteristics of the behavior of the agents, their qualitative and quantitative characteristics. The aims of the present study are to indicate explicitly of some problems associated with determining the optimal dimensions of jurisdictions and to illustrate these problems with the help of agent-based modeling tools.

Keywords: agent-based modeling, optimization, economic feasibility, jurisdictions dimension.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Makarov V. L., Bakhtizin A. R. The 6th Conference of the European Social Simulation Association, 14th—18th September, 2009. University of Surrey. Guildford. United Kingdom.

2. NetLogo User Manual (version 5.3.0). URL: http://ccl.northwestern.edu/netlogo/faq.html

3. Oates W. E. Fiscal Federalism. New York. 1972.

4. Samuelson P. A. (1954) The Pure Theory of Public Expenditure. Review of Economics and Statistics, 37, 4.

5. Tiebout Charles. A pure theory of local expenditures. Journal of political economy. 1956. LXIV. Pp. 416-424.

6. Bakhtizin A. R. Agent-orientirovannye modeli ekonomiki [Agent-oriented models of the economy]. Moscow: Ekonomika. 2008.

7. Zul'karnai I. U. Gosudarstvo i ogranichennaya ratsional'nost' naseleniya: formalizovannye modeli [The state and the bounded rationality of the population: formalized models]. Moscow: Nauka. 2014.

8. Zul'karnai I. U. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. Vol. 19. No. 4. Pp. 1249-1255.

9. Zul'karnai I. U. Ezhekvartal'nyi Internet-zhurnal «Iskusstvennye obshchestva» T. 9. No. 1-4, I-IV kvartal. 2014. Pp. 133-143.

10. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. St. 65, pp. 1.

11. Makarov V. L., Bakhtizin A. R. Sotsial'noe modelirovanie - novyi komp'yuternyi proryv (agent-orientirovannye modeli) [Social simulation - a new computer breakthrough (agent-oriented models)]. Moscow: Ekonomika, 2013.

12. Matveenko V. D. Ekonomika i geografiya. pod red. A. P. Zaostrovtseva, L. E. Limonova. Saint Petersburg: Mezhdunarodnyi tsentr sot-sial'no-ekonomicheskikh issledovanii «Leont'evskii tsentr». Pp. 47-62.

13. Monogoroda Rossii. URL: http://regnum.ru/news/economy/1886332.html

14. Ramazanov R. R. Ezhekvartal'nyi internet-zhurnal «Iskusstvennye obshchestva». Vol. 10. No. 1-4, I-IV kvartal. 2015. Pp. 111-125.

Received 15.08.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.