Научная статья на тему 'Проблема определения жизненных целей студентами и подходы к ее решению'

Проблема определения жизненных целей студентами и подходы к ее решению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1923
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ / ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СТРУКТУРА ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СТУДЕНТ / LIFE VALUES​​ / THE HIERARCHY OF VALUES ​​IN LIFE / GOAL / LIFE GOALS / LIFE GOALS HIERARCHY / THE STRUCTURE OF LIFE GOALS / GOAL-SETTING / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Александровна

В статье проанализирована проблема определения жизненных целей студентами. Представлены результаты исследования жизненных целей и ценностей студентов первого курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Выявлены иерархия, структура и диапазон жизненных целей и ценностей. Актуальность и практическая значимость диагностики жизненных целей и ценностей заключается в том, что на основе полученных результатов можно построить систему оказания помощи студенту в постановке и реализации его жизненных целей, что, в целом, будет способствовать повышению эффективности его учебной и жизненной деятельности. Представлены возможные подходы к решению проблемы определения жизненных целей студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of determining students'' life goals and approaches to its solution

The article analyzed the problem of determining the life goals of students. Presented results of the research of life goals and values of first-year students enrolled in the direction "State and municipal management". Identified hierarchy, structure and range of life goals and values. The relevance and practical importance of diagnosing life goals and values is that, based on the obtained results it can be to construct a system to assist the student in the formulation and implementation of its goals in life, which, in general, will contribute to improve the efficiency of its training and life activities. Presented possible approaches to solution the problem of the determining of life goals of students.

Текст научной работы на тему «Проблема определения жизненных целей студентами и подходы к ее решению»

УДК 37.01 ББК 74.00

Егорова Юлия Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

г. Чистополь Egorova Yulia Aleksandrovna The Candidate of Pedagogics, Associate Professor The Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines The Branch of "Kazan (Volga Region) Federal University"

Chistopol egorovaulia@mail.ru

Проблема определения жизненных целей студентами и подходы к ее решению The problem of determining students' life goals and approaches to its solution

В статье проанализирована проблема определения жизненных целей студентами. Представлены результаты исследования жизненных целей и ценностей студентов первого курса, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Выявлены иерархия, структура и диапазон жизненных целей и ценностей. Актуальность и практическая значимость диагностики жизненных целей и ценностей заключается в том, что на основе полученных результатов можно построить систему оказания помощи студенту в постановке и реализации его жизненных целей, что, в целом, будет способствовать повышению эффективности его учебной и жизненной деятельности. Представлены возможные подходы к решению проблемы определения жизненных целей студентами.

The article analyzed the problem of determining the life goals of students. Presented results of the research of life goals and values of first-year students enrolled in the direction "State and municipal management". Identified hierarchy, structure and range of life goals and values. The relevance and practical importance of diagnosing life goals and values is that, based on the obtained results it can be to construct a system to assist the student in the formulation and implementation of its goals in life, which, in general, will contribute to improve the efficiency of its training and life activities. Presented possible approaches to solution the problem of the determining of life goals of students.

Ключевые слова: цель, жизненные цели, жизненные ценности, иерархия жизненных целей, иерархия жизненных ценностей, структура жизненных це-

лей, целеполагание, студент.

Key words: goal, life goals, life values, life goals hierarchy, the hierarchy of values in life, the structure of life goals, goal-setting, student.

Жизненные цели - это: высшая подструктура мотивационной сферы личности, выполняющая регулятивную роль долгосрочной детерминации человеческой деятельности; представление о том, что должно произойти в будущем [1, с. 5]; своего рода вектор социальной активности личности, указывающий направление движения в жизненном пространстве [3, с. 80]; предвосхищаемые субъектом результаты жизнедеятельности, придающие осмысленность и направленность человеческой жизни [4, с. 62]; проекция потребного будущего, задающая направленность и базовые принципы долгосрочного социального поведения в системе «социальных координат». Специфика комплекса жизненных целей определяет выбор конкретной жизненной стратегии [2, с. 169].

Жизненные цели приобретают особое значение в юношеском возрасте, когда человек определяет направление своего профессионального развития [1, с. 5]. Большинство исследователей говорят о значимости осознания своих жизненных целей на этапе выбора профессии (Л.И. Катаева, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев) [1, с. 5]. Юность - период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека [3, с. 38]. 15-17 лет - наиболее благоприятный возраст для активизации внутреннего механизма целеполагания [4, с. 72]. По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов, комплекс жизненных целей личности как устойчивая система ценностей формируется в период поздней юности или начала взрослости, которому соответствует примерный жизненный отрезок от 18 до 23 лет (И.С. Кон, Дж. Коннер, П. Массен и др.) [1, с. 14]. Следовательно, большую важность постановка и реализация жизненных целей имеет для студентов (особенно, первокурсников).

Однако, несмотря на важность определения жизненных целей, учеными констатируется: неумение студентами грамотно построить систему целей, достижение которых может привести к успеху в частной жизни; отсутствие пони-

мания того факта, что к успеху в обустройстве частной жизни приводит система четко сформулированных, взаимосвязанных, поддерживающих друг друга целей и неустанная напряженная деятельность по их реализации [3, с. 37]; неумение прогнозировать (многие студенты живут сегодняшним днем); отсутствие опыта проектирования частной жизни на сколько-нибудь далекое будущее, хотя бы на 10-15 лет (о дальней перспективе думают немногие, преобладают ближайшие цели) [3, с. 38; 4, с. 151]; неумение совместить дальнюю и ближнюю перспективу, отобрать необходимые средства достижения, несоответствие потребностей и реальных условий жизнедеятельности [4, с. 124]; глубокое личностное осознание жизненных целей, соотнесение их с собственной системой ценностей не доступно многим студентам [1, с. 14].

Студенты-первокурсники - это вчерашние школьники со «школьными» установками. У большинства из них еще не сформировано отношение к учебе в институте, к своей карьере, не выработаны жизненные цели, они имеют слабое представление об избранной специальности [4, с. 4].

В подтверждение приведем цитаты из сочинений студентов первого курса на тему «Каков я в будущем?»: «... сложно рассуждать на эту тему. Главные задачи на сегодняшний день - это успешно учиться, закончить учебу и получить диплом... Планировать нельзя... Нужно жить сегодняшним днем, а не загадывать, что будет в будущем...» (18 лет, жен.); «Каждый, по моему мнению, задает себе вопрос: «Каков я в будущем»? Лично я никогда в жизни не задавал себе этот вопрос. Каков я? Я сам не знаю. Я никогда не задумывался об этом...» (18 лет, муж.); «Каков я в будущем? На этот вопрос в данное время я ответить не смогу...» (18 лет, муж.).

Все это показывает, что определение студентами (особенно, первокурсниками) жизненных целей представляет собой сложную проблему. Однако, важно, чтобы они как можно скорее нашли для себя ответы на такие жизненно важные вопросы: для чего они поступили в институт, почему они выбрали именно эту специальность, какие ставят перед собой жизненные цели, какими

средствами собираются их достичь? Ответы на данные вопросы формируют ценностную базу человека, помогают студенту осознанно подойти к обучению, планированию своей карьеры, сформировать потребности в самосовершенствовании, а значит, использовать пять лет обучения в вузе максимально эффективно [4, с. 4]. Следовательно, необходимо попытаться решить проблему определения жизненных целей студентами педагогическими средствами, выявив для этого имеющиеся в образовательном процессе педагогические возможности.

Первым шагом к решению обозначенной проблемы является диагностика жизненных целей и ценностей студентов. Исследование ценностей необходимо потому, что «... жизненные цели часто соотносятся с ценностями личности. ... ценности, усвоенные человеком, реализуются в жизненных целях» [1, с. 12]; «Цель может быть реализацией той или иной ценности личности» [1, с. 5]; общественные ценности, усвоенные личностью в процессе социализации, выступают базой формирования комплекса жизненных целей [2, с. 169]; «Выбор жизненного пути и принятие способов и форм долгосрочного социального поведения возможны лишь при одновременном наличии сформированной системы ценностей и комплекса жизненных целей, которые и являются основным регулятором социального поведения личности [2, с. 170].

С учетом вышесказанного, автором статьи было проведено исследование, заключающееся в выявлении у студентов первого курса, обучающихся в филиале КФУ в г. Чистополе по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление», иерархии жизненных ценностей; иерархии, структуры и диапазона жизненных целей (нас интересует весь спектр целевых установок студентов) по методикам «Жизненные ценности» [2], «Жизненные цели» [2] и «Цели-мечты» [3].

По методике «Жизненные ценности» студентам предлагалось осуществить ранжирование по порядку значимости для них 29 жизненных ценностей. В результате обработки эмпирических данных была выявлена следующая иерархия жизненных ценностей студентов:

1. Семья.

2. Здоровье.

3. Любовь.

4. Уважение к родителям.

5. Дружба.

6. Воспитанность.

7. Личная жизнь.

8. Личная свобода.

9. Успех.

10. Порядочность.

11. Образованность.

12. Дом.

13. Процветание.

14. Независимость.

15. Справедливость.

16. Труд. Ответственность.

17. Профессионализм. Стабильность.

18. Работа. Культура.

19. Безопасность.

20. Достаток.

21. Мир.

22. Законность.

23. Собственность.

24. Патриотизм.

25. Творчество.

26. Власть.

Сходство с результатами исследования С.А. Митрюшина заключается в том, что на первом по значимости месте находится ценность «семья», на втором - ценность «здоровье», на четвертом - «уважение к родителям». Ценность «власть» замыкает иерархию. Также одно из последних мест разделяют ценности «патриотизм» и «творчество» [2, с. 117, 198].

По методике «Жизненные цели» студентам предлагалось осуществить ранжирование по порядку значимости для них 50 жизненных целей. В результате обработки эмпирических данных была выявлена следующая иерархия жизненных целей студентов:

1. Здоровье и счастье родителей.

2. Крепкое здоровье.

3. Счастливая семейная жизнь.

4. Безопасность семьи.

5. Настоящая любовь.

6. Верные друзья.

7. Поддержка родных.

8. Материальное благополучие семьи.

9. Быть отличным специалистом в своей области. Совершить в жизни что-то полезное для общества.

10. Хорошее воспитание и образование детей.

11. Интересная работа.

12. Крепкие родственные связи.

13. Хорошее образование.

14. Помощь людям, живущим рядом со мной.

15. Встречи с друзьями.

16. Материальное благополучие.

17. Занятия спортом.

18. Отдых в кругу семьи.

19. Работа в сплоченном коллективе.

20. Успешная профессиональная деятельность.

21. Помощь бездомным.

22. Защита свобод и прав личности.

23. Хорошие жилищные условия.

24. Путешествия по миру.

25. Руководящая должность.

26. Помощь детям-сиротам и инвалидам.

27. Охрана окружающей среды.

28. Удовлетворение от труда.

29. Высокое социальное положение.

30. Умение зарабатывать деньги.

31. Участвовать в политических движениях.

32. Отдых на природе.

33. Работа в местных органах власти.

34. Работа в законодательных органах.

35. Работа в общественных организациях.

36. Общение и развлечения в Интернете.

37. Активная гражданская позиция.

38. Участие в выборах.

39. Руководство собственной политической партией.

40. Охрана общественного порядка.

41. Сотрудничество с местными муниципалитетами (управами).

42. Оппозиционная политическая деятельность. Участие в волонтерских движениях.

43. Посещение музеев, художественных галерей, выставок и т.п.

44. Занятия творчеством.

45. Входить в политическую элиту.

46. Быть главой государства.

47. Иметь власть над людьми.

48. Азартные игры.

Сходство с результатами исследования С.А. Митрюшина заключается в том, что на первом по значимости месте находится цель «здоровье и счастье родителей», на третьем - цель «счастливая семейная жизнь». Иерархию замыкает ценность «азартные игры» [2, с. 116, 197].

Для выявления целевых приоритетов студентов по пяти сферам жизнедеятельности: семейно-бытовой, профессиональной, общественной, культурно-досуговой, политической, студентам предлагалось оценить каждую из 50 жизненных целей по степени важности для них («очень важна», «не важна). В результате обработки эмпирических данных была выявлена следующая иерархия жизненных целей, относящихся к пяти сферам жизнедеятельности, по степени важности для студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семейно-бытовая сфера

1. (степень важности целей - 100 %, т.е. 100 % студентов обозначили данные цели в качестве очень важных для себя): Хорошее воспитание и образование детей. Счастливая семейная жизнь. Безопасность семьи. Крепкие родственные связи. Хорошие жилищные условия. Поддержка родных. Здоровье и счастье родителей. Материальное благополучие семьи. Настоящая любовь.

2. (88.8 %): Верные друзья.

Профессиональная сфера

1. (100 %): Успешная профессиональная деятельность. Интересная работа. Быть отличным специалистом в своей области.

2. (88.8 %): Материальное благополучие. Работа в сплоченном коллективе.

3. (77.7 %): Хорошее образование.

4. (66.6 %): Удовлетворение от труда.

5. (55.5 %): Умение зарабатывать деньги.

6. (22.2 %): Руководящая должность.

7. (0 %): Высокое социальное положение.

Общественная сфера

1. (100 %): Помощь бездомным. Помощь людям, живущим рядом со мной.

2. (88.8 %): Помощь детям-сиротам и инвалидам. Охрана окружающей среды. Совершить в жизни что-то полезное для общества.

3. (66.6 %): Охрана общественного порядка.

4. (55.5 %): Активная гражданская позиция.

5. (33.3 %): Сотрудничество с местными муниципалитетами (управами).

6. (22.2 %): Работа в общественных организациях.

7. (0 %): Участие в волонтерских движениях. Культурно-досуговая сфера

1. (100 %): Крепкое здоровье. Отдых в кругу семьи.

2. (77.7 %): Встречи с друзьями.

3. (66.6 %): Путешествия по миру. Занятия спортом.

4. (44.4 %): Отдых на природе.

5. (33.3 %): Общение и развлечения в Интернете.

6. (22.2 %): Занятия творчеством.

7. (11.1 %): Посещение музеев, художественных галерей, выставок и т.п.

8. (0 %): Азартные игры. Политическая сфера

1. (77.7 %): Защита свобод и прав личности.

2. (66.6 %): Работа в законодательных органах. Участие в выборах.

3. (55.5 %): Работа в местных органах власти.

4. (33.3 %): Руководство собственной политической партией.

5. (22.2 %): Быть главой государства. Иметь власть над людьми. Входить в политическую элиту. Участвовать в политических движениях. Оппозиционная политическая деятельность.

Установлена иерархия сфер жизнедеятельности по степени их важности

для студентов - будущих государственных и муниципальных служащих:

1. Семейно-бытовая сфера (80.1 % целей являются очень важными).

2. Профессиональная сфера (56.7 %).

3. Общественная сфера (52.2 %).

4. Культурно-досуговая сфера (42.3 %).

5. Политическая сфера (33.3 %).

Проведенный нами анализ обнаружил, что цели обследованных студентов сосредоточены на таких направлениях жизнедеятельности, как: семья, здоровье, карьера. Выявленные приоритеты жизненных целей подтверждаются результатами исследований других ученых: «базовый уровень пространства жизненных целей студенчества представлен целями семейно-бытовой сферы» [1, с. 14]; «Жизненные цели в области семейно-бытовой сферы являются явно превалирующими - 98,4 % участников исследования поставили их на первое по важности место из всего предложенного списка» [2, с. 97]; «Наиболее значимыми сферами для студентов всех групп являются сферы профессиональной жизни,

образования, семьи» [3, с. 40]; «цели молодежи сосредоточены на таких на-

54

правлениях жизнедеятельности, как: семья, карьера, досуг, здоровье» [3, с. 49].

По результатам анкетного опроса студентов Государственного университета управления, проведенного в рамках мониторинга «Российский ВУЗ глазами студентов» в 2008 г., по степени важности на первые места выходят следующие жизненные цели: «быть здоровым», «иметь хорошую семью», «любить и быть любимым», «иметь хорошую работу», «быть материально обеспеченным». «Власть» и «высокое положение в обществе» занимают последние места [2, с. 117].

Установленная нами иерархия сфер жизнедеятельности по степени их важности для студентов - будущих государственных и муниципальных служащих обнаружила сходство с иерархической структурой пространства жизненных целей студенчества, выявленной С.А. Митрюшиным [2, с. 115], в которой наиболее важные жизненные цели находятся в центре пространства; расстояние от центра фиксирует значимость жизненных целей в структуре представлений молодежи о позитивном будущем (рис. 1).

Рис. 1. Структура пространства жизненных целей студенческой молодежи по основным сферам жизнедеятельности (С.А. Митрюшин) [2, с. 115]

Базовый уровень пространства в указанной структуре составляют зани-

мающие первые места в иерархии жизненные цели семейно-бытовой сферы. На следующем уровне находятся жизненные цели, относящиеся к профессиональной сфере. В следующий блок выделились цели, связанные с общественной сферой [2, с. 115].

Сходство между нашими результатами и результатами С.А. Митрюшина заключается и в том, что жизненные цели политической сферы занимают последнее по значимости место [2, с. 116].

Отличие же заключается в том, что по результатам нашего исследования жизненные цели культурно-досуговой сферы представлены на четвертом уровне, а у С.А. Митрюшина - «не занимают четко выделенной зоны в общем пространстве. Они рассредоточены между профессиональными, общественными и политическими целями, что подтверждает их «обслуживающую» роль по отношению к другим, более важным, целям» [2, с. 116].

Для выявления структуры и диапазона жизненных целей студентов была осуществлена диагностика по первому пункту методики З.А. Саговой «Цели-мечты», согласно которому студентам предлагалось написать все цели, которые они ставят перед собой, не задумываясь об их выполнимости, рациональности, приемлемости, т.е., от самых фантастичных и несбыточных до простых мелочей. Сделать это было необходимо для того, чтобы выявить все цели студентов, даже не достаточно четко осознаваемые ими (находящиеся на подсознательном уровне). Результаты должны были показать, насколько широк диапазон целей и желаний опрошенных [3, с. 50].

В результате, из всего многообразия целевых установок (названных студентами целей) были выделены 10 групп (направлений целеобразования), в каждую из которых вошли цели, сходные по каким-то существенным признакам: самосовершенствование; карьера; образование; материальное положение; работа; бизнес; семья; родители и близкие; общение и досуг; социально-ориентированная деятельность.

1. Самосовершенствование. В эту группу вошли следующие цели: «нау-

читься свободно говорить на многих языках», «в совершенстве овладеть английским языком», «в совершенстве овладеть техникой самовнушения, чтобы научиться настраивать себя на цели и задачи, управлять своими эмоциями, психикой», «стать лучше для самого себя», «стать мастером спорта по армейскому рукопашному бою», «выполнить первый разряд по парашютному спорту», «достичь успехов во всех начинаниях», «похудеть». Особого внимания заслуживает мечта девушки (18 лет): «Хочу научиться управлять своим временем. Нет, речь не о рациональном распределении собственного времени. Я хочу создать машину времени, хочу перемещаться в пространстве, научиться возвращаться в прошлое. Конечно, я понимаю, что возможна или даже неизбежна, некая путаница: реальность переплетется с прошлым, но желание вернуть хорошие моменты жизни и пережить их снова меня пересиливает».

2. Карьера. В эту группу вошли следующие цели: «добиться успехов в карьерном росте», «стать президентом РФ», «стать президентом на один день», «после себя оставить «след в истории».

3. Образование. В эту группу вошли следующие цели: «получить высшее образование», «получить хорошее образование», «получить профессию», «получить специальность», «выучиться», «закончить успешно учебу», «получить диплом», «сдать сессию», «подготовиться к Дню первокурсника», «пройти медосмотр для военкомата», «выучиться на права (получить водительское удостоверение)», «сходить в армию».

4. Материальное положение. В эту группу вошли следующие цели: «получать хорошую зарплату», «часть прибыли отдавать на благотворительность», «приобрести машину», «купить трехкомнатную квартиру», «иметь свою яхту», «мечтаю о большом загородном доме для всей семьи, чтобы приезжать туда всей семьей отдыхать», «хочу купить родителям огромный дом», «жить отдельно», «съездить в Турцию, в Индию и на Мальдивы», «посетить Испанию», «накопить денег для поездки в Южную Корею», «посетить как можно больше стран», «как можно больше путешествовать», «путешествовать».

5. Работа. В эту группу вошли следующие цели: «найти (устроиться на) хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», «работать по специальности», «заниматься любимым делом».

6. Бизнес. В эту группу вошла цель «открыть свое дело, чтоб не быть ни от кого зависимым».

7. Семья. В эту группу вошли цели: «создать полноценную, любящую семью (новую ячейку общества)», «выйти замуж», «удачно выйти замуж», «родить детей», «мечтаю о большой и крепкой семье, так как я сама проживаю в многодетной семье, я понимаю, какая это радость - собраться одним вечером всей семьей за столом».

8. Родители и близкие. В эту группу вошли цели: «хочу, чтобы мои родители, родные и близкие люди были здоровы и жили долго», «чтобы родители и родные всегда были здоровы», «свозить маму в Питер».

9. Общение и досуг. В эту группу вошли цели: «увидеть своих родных, которых я давно не видела и с которыми давно не общалась», «посетить концерт своего кумира», «играть в футбол», «посмотреть футбол», «посетить матчи Рубина и Ак Барса», «полетать на парашюте», «поездить на машине», «встретиться с друзьями и одноклассниками», «съездить с друзьями на курорт», «с друзьями съездить в Соль-Илецк», «летом съездить отдохнуть на море», «полететь в космос», «найти новую планету, где обитают такие же по разуму люди, как мы».

10. Социально-ориентированная деятельность. В данную группу вошли следующие цели: «открыть приют для бездомных животных», «создать место для обитания уличных животных», «прекратить тот бардак, который сейчас творится», «восстановить былую красоту города», «обеспечить всех бездомных людей жильем», «сделать мир добрее», «сделать страну лучше», «бороться с коррупцией», «жить без бедности», «избавить людей от бедности», «отобрать деньги у слишком богатых и отдать бедным», «чтобы все было справедливо», «сделать так, чтобы люди умели держать данное ими слово, умели выполнять

требования, правила», «уничтожить атомную бомбу», «научиться рационально пользоваться природными богатствами», «очистить природу от масштабных загрязнений», «создать биотопливо». Особого внимания заслуживает мечта девушки (18 лет): «... создать «новое государство», которое не будет иметь тех изъянов, которыми кишит наше общество сейчас. Для этого потребуется много времени: нужно полностью обновить поколение, воспитывать его согласно выработанным принципам. Я очень хочу, чтобы общество полностью поменялось... Мечтаю о том, чтобы все люди на планете снова вспомнили, что такое совесть, стыд и честь».

ГТЧ "

Таковы основные группы целевых ориентаций, которые выделены нами в ходе проведенного исследования. Данные результаты подтверждаются результатами исследования З.А. Саговой [3]. Однако, отличительной особенностью результатов нашего исследования является отсутствие целевой установки «география места проживания» (никто из обследованных не выразил желания поменять место жительства). Наличие целевой ориентации «социально-ориентированная деятельность», как видно, продиктовано характером будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Полагаем, что информацию о жизненных целях студентов, полученную в результате диагностики, целесообразно использовать для усовершенствования учебного процесса, а также в процессе создания и реализации специального курса для студентов «Основы эффективного целеполагания».

Каковы подходы к решению проблемы определения жизненных целей студентами?

Изучение специальной литературы позволило автору статьи выделить следующие подходы: разработка (конструирование) педагогической системы становления жизненных целей студентов; психолого-педагогическое просвещение родителей, консультативная помощь им; оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи студентам; убеждение студентов в необходи-

мости сознательного определения целей в жизни, «не плыть по течению»; развитие мотивации целеполагания, активной, заинтересованной позиции студентов, чтобы они чувствовали себя экспертами по вопросам собственной жизни [4, с. 106]; развитие способности к постановке жизненных целей [1, с. 6]; специальное обучение студентов рациональным приемам целеполагания; овладение студентами базовыми умениями целеполагания, т.к. без этого «успешность деятельности и всего жизненного пути личности остается под сомнением» [3, с. 34]; разработка и реализация специального курса «Основы эффективного целе-полагания»; проведение тренингов со студентами первых курсов и др.; работа педагогов по активизации целеполагания студентов в учебной деятельности; целенаправленное включение студентов в практическую деятельность целепо-лагания, выбор средств деятельности и анализа итогов практической деятельности (О.И. Богданов); предоставление (расширение) самостоятельности, определенной свободы, права выбора в постановке целей; создание ситуации успеха как условия для обретения жизненных целей [4, с. 94]; развитие рефлексии; координация действий субъектов образования в решении данной проблемы.

Реализация перечисленных подходов, возможная в индивидуальной, групповой и коллективной формах, может быть осложнена некоторыми трудностями, такими, например, как: отсутствие восприятия становления жизненных целей педагогами как педагогической задачи [4, с. 124], неготовность педагогов к такой работе [4, с. 118] и др.

Однако, всем субъектам образования, задействованным в решении проблемы нужно иметь в виду, что в случае положительного результата будет получена выгода, как в материальном, так и нематериальном эквиваленте, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы, и не жалеть времени и усилий в преодолении возможных сложностей.

В контексте системной парадигмы можно предположить, что для успешного решения проблемы определения жизненных целей студентами необходимо использовать в логической взаимосвязи все перечисленные подходы.

Временная последовательность использования выделенных подходов или их сочетания определяется особенностями поставленных задач, этапом решения проблемы и научно-педагогической компетентностью исследователя.

Библиографический список

1. Маркова, М. Ю. Развитие мотивации профессионального образования студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 [Текст] / Марина Юрьевна Маркова. - Казань, 2013. - 26 с.

2. Митрюшин, С. А. Жизненные цели студенческой молодежи как регулятор социального поведения : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 [Текст] / Митрюшин Сергей Анатольевич. - М., 2008. - 237 с.

3. Сагова, З. А. Целевые ориентации в жизненных планах студентов вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Сагова Зурида Айсовна. - Ставрополь, 2004. - 156 с.

4. Смирнова, И. Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Смирнова Ирина Федоровна. - Пенза, 1998. - 203 с.

5. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учебное пособие [Текст] / под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 475 с.

Bibliography

1. Магкоуа, M. Yu. Development of motivation professional education the students in the process of understanding and structuring life goals : Abstract dis. ... candidate. psychol. sciences : 19.00.13 [Text] / Markovа Marina Yurievna. - Kazan, 2013. - 26 p.

2. Mitryushin, S. A. Life goals of students as a regulator of social behavior : dis. ... candidate. soc. sciences : 22.00.08 [Text] / Mitryushin Sergey Anatolyevich. - Moscow, 2008. - 237 p.

3. Sagova, Z. A. Target orientation in the life plans of the students of high school : dis. ... candidate. psychol. sciences : 19.00.07 [Text] / Sagova Zurida Aysovna. -Stavropol, 2004. - 156 p.

4. Smirnovа, I. F. Pedagogical conditions of life goals formation at senior pupils : dis. ... candidate. ped. sciences : 13.00.01 [Text] / Smirnova Irina Fedorovna. - Penza, 1998. - 203 p.

5. A student of high school : technology training and professional career : study guide [Text] / ed. S. D. Resnick. - Moscow: INFRA-M, 2010. - 475 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.