Петинова Татьяна Михайловна
ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ И ИДЕАЛЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ
В статье рассматривается проблема жизненных целей, ценностей и нравственных установок студенческой молодежи. На материалах конкретных социологических исследований, проведенных в разные временные промежутки на одном объекте исследования, прослеживается динамика изменения поведенческих и ценностных установок молодежи. Особое внимание уделено определению влияния существующих в молодежной среде идеальных моделей, образцов для подражания на формирование жизненных целей и стратегий их достижения. Сделан вывод о причинах и факторах, повлиявших на изменение системы ценностей студенческой молодежи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/10737.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 141-147. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
TYPES OF IDENTITY AMONG ETHNIC GROUPS OF SIBERIA: COMPARING SOCIOLOGICAL RESEARCH FINDINGS
Persidskaya Ol'ga Alekseevna
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
olga_alekseevna@mail. ru
Evdokimov Aleksei Igorevich
Khakass State University named after N. F. Katanov [email protected]
The article examines the problem of identifying the hierarchy of social identity types in the mass consciousness of the ethnic groups of Siberia. The paper analyzes the specifics of such types of social identity as national, ethnic, macro-regional, regional-territorial and local ones. Comparing the findings of two sociological researches that were conducted by the employees of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences and Khakass State University named after N. F. Katanov in five regions of Siberia the authors conclude on the dominance of civil identity among the ethnic groups under study.
Key words and phrases: identity; ethnic identity; civil identity; ethnos; Siberia; mass sociological survey.
УДК 316.75
Социологические науки
В статье рассматривается проблема жизненных целей, ценностей и нравственных установок студенческой молодежи. На материалах конкретных социологических исследований, проведенных в разные временные промежутки на одном объекте исследования, прослеживается динамика изменения поведенческих и ценностных установок молодежи. Особое внимание уделено определению влияния существующих в молодежной среде идеальных моделей, образцов для подражания на формирование жизненных целей и стратегий их достижения. Сделан вывод о причинах и факторах, повлиявших на изменение системы ценностей студенческой молодежи.
Ключевые слова и фразы: студенческая молодежь; жизненные приоритеты; ценности; стратегия достижения цели; нравственные нормы.
Петинова Татьяна Михайловна, к. филос. н.
Самарский государственный технический университет petinovatm@yandex. т
ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ И ИДЕАЛЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ
Ценностные ориентации, нравственные установки, образцы поведения молодежи на протяжении более чем десятка лет являются одной из тем общественного дискурса, в который вовлечены как государственные деятели всех уровней власти, так и представители социально-гуманитарного знания - социологи, психологи, культурологи. Современная молодежь (а в особенности студенческая молодежь), в силу обладания большими ресурсами (возрастными, образовательными) и открытостью, активно формирует новое ценностное пространство и является носителем новых идентификационных механизмов, которые будут определять функционирование ценностно-нормативной системы россиян в целом. Именно поэтому актуальность тем, связанных с изменяющимися поведенческими и ценностными установками российской молодежи, делает эти сферы исследования злободневными для отечественной социологической науки и общества в целом. Опираясь на уже имеющийся опыт исследований, можно судить о тех изменениях, которые произошли в ценностных ориентациях молодежи, а также о том, что осваивает современная молодежь в качестве ценностей и общественных норм и как формирует свои жизненные приоритеты [1-4; 8]. При этом следует учитывать, что в стремлении реализовать свои притязания на достойную жизнь, на определенный социальный статус, на успешность в семейной жизни молодые люди оказываются одновременно и наиболее требовательной социальной категорией, и наиболее уязвимой для воздействия со стороны внешних неблагоприятных факторов.
Представленные в статье данные основаны на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного под руководством автора в 2016 году на базе Самарского государственного технического университета. Целью исследования являлось определение системы жизненных приоритетов молодежи как модели реализации собственных притязаний в системе социальных взаимодействий, а также путей их достижения. Стратегия исследования заключалась в сравнительном анализе изменения некоторых характеристик объекта исследования с течением времени. Структура исследования была ориентирована на решение двух основных задач. В первой части исследования предполагалось изучение потребностей и настроений молодежи, ее оценок социальной действительности, выявление ценностных ориентаций, взглядов и убеждений респондентов разных возрастных групп. Вторая часть исследования была посвящена анализу влияния
на нравственное сознание молодежи идеалов, формируемых социокультурной средой. В качестве аналитической базы использовались результаты исследования студентов СамГТУ, проводившегося по сходной методике под руководством автора в 2007 году [6]. В исследовании использовалась квотная выборка, при этом параметрами квот были курс обучения и пол студентов. Всего было опрошено 250 человек, в том числе 41% студентов 1 курса и 59% студентов 4 курса. Также среди опрошенных 46% мужчин и 54% женщин.
Ощущение социальной защищенности, стабильности, благополучия и в целом удовлетворенности жизнью -важный фактор, влияющий на формирование жизненных приоритетов и путей их достижения. Для характеристики этого фактора использовались показатели экономического положения, потенциальной текучести, а также областей неудовлетворенности и беспокойства в студенческой среде. Совокупный анализ этих показателей демонстрирует отношение между уровнем притязаний, степенью удовлетворения потребностей в ходе реализации разрабатываемых в течение жизни стратегий и субъективным ощущением благополучия в определенных жизненных ситуациях. Несмотря на то, что съем информации осуществлялся в преддверии сегодняшнего экономического кризиса, социальное самочувствие студентов нельзя назвать безмятежным. При этом в целом на социальное самочувствие студентов в большей степени влияют процессы, происходящие в ближнем круге социального взаимодействия: остаться без близких людей, не суметь создать свою семью, остаться без средств к существованию. Проблемы, существующие в обществе и в мире в целом, являются в определенной мере второстепенными, хотя и их молодые люди не сбрасывают со счетов. Так, например, проблема терроризма еще никогда не волновала студенческую молодежь так, как сейчас. Процесс индивидуализации морали в настоящее время в России зашел уже так далеко, что проблемы равнодушия окружающих людей и падения нравственности в обществе беспокоят гораздо меньше, чем экономические проблемы (см. Табл. 1).
Сравнительный анализ с данными 2007 года демонстрирует изменение фокуса социального беспокойства в среде студенческой молодежи: из области материальных проблем он перемещается в область социального взаимодействия респондентов. При этом субъективная оценка степени благополучия социальной макросреды остается примерно на одном уровне.
Таблица 1.
Области неудовлетворенности, беспокойства в студенческой среде
(не более 3 выборов)
Чего Вы опасаетесь больше всего? 1 курс (%) 4 курс(%) В целом по выборке (%)
Невозможность закончить вуз 29,0 11,0 20,0
Проблемы с трудоустройством 35,0 31,0 33,0
Безработица 12,0 18,0 15,0
Остаться без средств к существованию 21,0 21,0 21,0
Остаться без близких людей, друзей 61,0 61,0 61,0
Преступность 8,5 4,0 6,0
Терроризм 23,0 24,0 23,5
Не суметь создать свою семью 21,0 19,5 20,5
Равнодушие окружающих 8,5 16,0 12,0
Падение нравственности в обществе 8,5 13,5 10,0
Для анализа материального благополучия студенческой молодежи использовался субъективный показатель экономического положения, выраженный через оценку собственного потребительского статуса, под которым понимается соответствие доходов семьи уровню потребительских запросов. При этом необходимо учитывать, что выбор определенной позиции носит субъективный характер, поскольку зависит от материального состояния ближайшего социального окружения. К группе, имеющей самый высокий потребительский статус, отнесли себя 5,5% студентов. Около половины опрошенных оценивают свой потребительский статус несколько выше среднего, а от зарплаты до зарплаты живут 46% семей. Сопоставляя самооценку потребительского статуса старшекурсниками и первокурсниками, можно сделать вывод о наличии связи между возрастом и ощущением материального благополучия - чем старше человек, тем более критичен он в оценке своего материального положения.
Как известно, именно субъективная оценка материального положения может оказывать влияние на формирование намерений изменить свое положение путем переезда в более благополучные с точки зрения молодежи места проживания. Место жительства представляется его обладателю своеобразным социальным ресурсом, который можно конвертировать в другие виды ресурсов (доход). Показатели потенциальной текучести в студенческой среде свидетельствуют о том, что приверженцев локального патриотизма чуть больше 40%, причем этот показатель имеет тенденцию к уменьшению по мере взросления. Около 40% респондентов планируют поменять место жительства и работы в пределах РФ, а каждый пятый студент мечтает уехать из страны. Как видим, чем меньше ресурсов может предоставить локальная социальная общность, тем сильнее стремление изменить место жительства.
Таким образом, совокупный анализ показателей социального самочувствия студенческой молодежи позволяет сделать вывод о том, что наблюдаемая в студенческой среде дифференциация по доходам приводит, с одной стороны, к росту потенциальной текучести, а с другой - к концентрации областей беспокойства и рисков в ближнем круге социального взаимодействия. Этот вывод подтверждается и мнением студентов
о факторах, влияющих на благополучие человека. На сегодняшний день в студенческой среде преобладают индивидуалистические установки: большинство опрошенных заявили, что благополучие человека зависит от его собственных усилий (69%) или от помощи близких людей (23,5%). И только примерно каждый десятый полагает, что оно зависит от того, как устроено общество.
Центральной идеей нашего исследования являлось представление о том, что жизненные цели и их преломление в ценностные ориентации студенческой молодежи происходит в процессе социализации, под влиянием агентов самого разного уровня, как основных социальных институтов общества, так и малых социальных групп, в которые включен индивид. Возрастные группы, составляющие объект исследования, отличаются друг от друга тем, что относятся к совершенно разным возрастным подгруппам. Студенты-первокурсники -это, условно говоря, юношество, это возраст самоопределения. Студенты старших курсов - это люди взрослые, в том числе и в социальном плане. Тем не менее подавляющее большинство и тех, и других считают, что имеют в жизни главную цель, к которой будут идти. Конкретизация жизненной цели - это реализация собственных притязаний в системе социальных взаимодействий. Респондентам предлагался список некоторых жизненных приоритетов, в котором необходимо было сделать три выбора. Иерархию жизненных приоритетов в целом по выборке можно разделить на несколько тематических категорий. Лидирующие позиции принадлежат личностным ценностям - семья, дети, любовь, дружба - 80,5% и 44% соответственно. На втором месте тематический блок профессиональных ценностей - интересная, любимая работа (39%), карьера, высокая должность (31%), возможность самореализации в жизни (35%). Материальные ценности занимают третье место - 24%, образование - четвертое (15%), а общественно значимые ценности завершают иерархию жизненных целей студентов. Можно сказать, что базис системы ценностных приоритетов молодежи составили все-таки в большей мере интегрирующие, традиционные ценности, чем дифференцирующие общество (материальный достаток). Анализ данного распределения свидетельствует также о влиянии социально-демографических факторов на формирование системы приоритетов. Наблюдается определенная дифференциация между возрастными группами по курсам обучения и приоритетам карьеры и материального достатка. Ценность высокого заработка существенно выше среди старшекурсников, а для первокурсников важнее карьерные амбиции и образование как единственный доступный ресурс для изменения своего статуса. Видимо, значимость той или иной ценности повышается в тех группах, которым она, с одной стороны, в наименьшей степени доступна, а с другой стороны - востребована (см. Табл. 2). Сравнительный анализ с данными 2007 года демонстрирует существенные изменения в системе жизненных приоритетов - возрастание значимости личностных ценностей (семьи, дружеских связей) существенно снижает значение карьеры, образования и материального достатка [Там же].
Таблица 2.
Жизненные приоритеты студентов
(не более 3 выборов)
Какие жизненные цели Вы считаете для себя самыми важными 1 курс (%) 4 курс (%) В целом по выборке (%)
Счастье в личной жизни, благополучие семьи и детей 84,0 77,0 80,5
Хорошие друзья 47,6 41,5 44,0
Хорошая, интересная, любимая работа 42,4 36,5 39,5
Получение образования, профессионализм 18,2 12,0 15,0
Успех, карьера, высокая должность по своей профессии 44,0 22,0 33,0
Материальное благополучие, достаток 16,0 33,0 24,5
Хочу приносить пользу стране, обществу, людям 7,3 12,0 10,0
Уважение, признание в обществе, слава 6,0 9,0 7,5
Самореализация, определение своего места в жизни, возможность гордиться собой 33,0 35,0 34,0
Хочу сделать карьеру в политике, добиться власти 2,5 2,0 2,3
Выбирая важные для себя жизненные цели, человек, прежде всего, нуждается в признании и одобрении своих приоритетов и только потом задумывается о том, как он будет их реализовывать. О притязаниях относительно признания достижений свидетельствуют ответы на вопрос: «Признание и уважение какого круга людей для Вас важнее всего?». Большинство студентов (60%) отметили важность признания и одобрения ближнего круга социального взаимодействия: семьи, близких, друзей. На мнение соратников, людей с близкими взглядами, соучеников, товарищей и коллег, единомышленников ориентируется только каждый десятый респондент (10,6%), примерно столько же студентов, для которых важно только собственное мнение (10%).
На что же готовы пойти молодые люди для достижения своих жизненных целей, жизненного успеха? Ответы участников опроса показывают готовность рисковать ради достижения своих жизненных целей, однако в целом демонстрируют большую расположенность к рациональной стратегии планирования. Студенты сдержанно реагируют на предложение ради успеха как заниматься тяжелым физическим, неквалифицированным трудом, так и рисковать здоровьем, жертвовать интересами семьи. В то же время у них ярко выражена готовность к активной стратегии, нацеленной на развитие профессионализма и стремление к успеху. Они готовы: 1) переехать
в другой город (54%); 2) отказывать себе в отдыхе, развлечениях (44%); 3) иметь ненормированный график работы (38%); 4) ограничить общение с друзьями (18%); 5) временно откладывать создание семьи и рождение ребенка (18%). Сегодня молодые люди готовы жертвовать свободным временем, развлечениями, отдыхом и созданием семьи, но сама по себе ценность семьи не конкурирует ни с работой, ни с карьерой. Таким образом, будучи активной социальной группой, студенты демонстрируют высокую готовность рисковать. Однако они достаточно избирательны в рисках: их не привлекают «непрестижные» риски, не способствующие профессиональному росту. В достижительной культуре студентов семье отводится значимое место, она интегрирует все остальные жизненные цели (профессия, карьера, материальное благополучие, саморазвитие личности).
К сожалению, стратегия достижения жизненного успеха у студентов зачастую проявляется в готовности на практике преступать моральные принципы. Ответы на вопрос: «Чем, по Вашему мнению, может поступиться человек для достижения цели своей жизни?» - демонстрируют нам рост процесса индивидуализации морали: в целом более половины опрошенных считают, что для достижения собственной цели можно совершить любой поступок: унизить, обидеть, солгать, причем ложь считается наиболее безобидной стратегией достижения цели (см. Табл. 3). Подобная стратегия вряд ли свидетельствует о нонконформизме молодежи, здесь мы имеем дело с осознанным нарушением социальных норм ради собственной выгоды. И высказывания респондентов иллюстрируют именно этот вид девиантности. Подобную стратегию достижения цели Р. Мертон называл инновационной и считал, что «.. .такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху» [5, с. 110]. Сравнительный анализ с данными 2007 года свидетельствует о существенном изменении мировоззренческих установок молодежи. Наблюдается рост доли конформистов, согласных и с целью, и со способом ее достижения (22% против 12,9%), одновременно снижается количество молодых людей, готовых совершить антиобщественный, противоправный поступок (15,5% против 50,0%). Вместе с тем практически неизменной остается стратегия достижения собственной цели за счет безнравственного отношения к людям, в том числе и друзьям. Почему такое происходит? Почему молодежь так легко идет на нарушение нравственных норм? Мы попросили студентов высказать свое мнение о существующих в современном российском обществе нравственных нормах. Данное распределение демонстрирует со всей очевидностью процесс трансформации нравственного сознания молодежи. Безоговорочно признают незыблемость существующих в обществе норм только около 16% респондентов, при этом необходимыми признаются только те нормы, которые способствуют сохранению жизни человека (48,5%). А более трети опрошенных (независимо от возраста) уверены, что в современном мире нет места традиционным нравственным нормам. Учитывая современную тенденцию смягчения общественных норм морали и глобализацию принципов социальной толерантности, становятся понятными причины, по которым современные молодые люди менее догматично относятся к морали, иначе понимают сложность моральных проблем. И все же по мере взросления приходит осознание того, что проблемы, существующие в обществе, вполне могут повлиять на благополучие индивида. Молодые люди понимают, что в современных условиях они не гарантированы от возникновения каких-либо критических ситуаций, трудностей и проблем. Где искать поддержку и на кого можно рассчитывать в такой ситуации - на этот вопрос у студентов есть однозначный ответ - только семья, близкие родственники и друзья могут помочь, считают около 80% студентов. На собственные силы рассчитывают лишь около 19%. Интересно то, что чем старше студенты, тем более они склонны сужать границы своего ближнего мира, считая, что помощь могут все-таки оказать только самые близкие, родные «по крови» или ты сам.
Таблица 3.
Нелегитимные способы достижения жизненного успеха в студенческой среде
Чем, по Вашему мнению, может поступиться человек для достижения цели своей жизни? 1 курс(%) 4 курс(%) В целом по выборке (%)
Предать друга 6,0 9,0 7,5
Обидеть и унизить человека 9,0 12,0 10,5
Совершить противоправный поступок 16,0 15,0 15,5
Солгать 21,0 21,0 20,0
Что угодно, лишь бы добиться своего 25,0 23,0 24,5
Человек не должен совершать такие поступки 23,0 20,0 22,0
Итого 100,0 100,0 100,0
Полученные в результате анализа данные наглядно демонстрируют изменения и противоречия в системе ценностей и мировоззренческих установках молодежи. Уменьшение значимости для современных студентов ценности материального достатка и рост ценности семьи в упрощенном виде можно объяснить двумя причинами. Во-первых, ценности семьи, дружбы в российской культуре традиционно значимы, независимо от степени адаптированности человека к социальной ситуации. Во-вторых, в течение последнего десятилетия большинство россиян активно использовали легальные возможности накапливать и передавать по наследству различные материальные и нематериальные ресурсы, что, безусловно, облегчало адаптацию молодых людей к меняющейся социальной реальности и повышало значимость ресурсов семьи.
Одной из задач исследования было определение наличия в студенческой среде ориентиров в их жизненной биографии, идеалов, образцов для подражания. Как известно, формирование жизненных целей и ценностных ориентаций - сложный многоступенчатый процесс, обусловленный целым рядом факторов. В их число входят как социальные институты в целом, так и находящиеся в приватной сфере жизни индивида референтные группы или обусловленные его индивидуально-психологическими особенностями «значимые другие». Кто же является для студенческой молодежи образцом для подражания, идеалом? Сразу необходимо отметить, что около 40% опрошенных считают, что у них вообще нет никакого идеального образца (в 2007 году таковых было 60%). Ранжированный ряд распределения ответов молодых людей, имеющих пример для подражания, позволяет сделать ряд важных выводов (см. Табл. 4).
Таблица 4.
«Значимый другой» в студенческой среде
Выбирая цель в жизни, мы всегда ориентируемся на кого-то, выбираем образец для подражания, идеал. Кто является для Вас лично таким идеалом? 1 курс(%) 4 курс(%) В целом по выборке (%)
Один из членов моей семьи 15,0 28,0 21,5
Политик 28,0 13,0 20,5
Персонаж книги, фильма 17,0 13,0 15,0
Спортсмен 15,0 8,5 11,7
Успешный бизнесмен 10,0 9,0 9,5
Представитель шоу-бизнеса 11,0 7,5 9,5
Просто богатый и знаменитый человек 4,0 12,5 9,2
Другое - 8,5 3,1
Итого 100,0 100,0 100,0
Во-первых, наблюдается безусловное восприятие семьи как нормативно-ценностной модели как в плане постановки и достижения жизненных целей, так и в плане позитивных личностных качеств (21,5%). Во-вторых, ушли в прошлое времена, когда таким ориентиром были представители бизнеса, шоу-бизнеса, да и просто очень богатые люди: доля респондентов, выбравших такой идеал в 2007 году, составляла более 60%, сегодня - 28,2%. В-третьих, наблюдается значительное возрастание интереса как к сфере политики в целом, так и к наиболее ярким ее представителям - 20,5% (в 2007 году - 2,9%). Необходимо отметить, что на сегодняшний день в среде студенческой молодежи «значимым другим» в сфере политики в большинстве случаев является Президент РФ В. В. Путин.
Анализ распределения свидетельствует о наличии взаимосвязи между возрастом респондентов и выбором идеала. С возрастом растет осознание значимых личностных качеств членов семьи и снижается нравственная оценка людей, работающих в сфере политики. Возможно, это связано с осознанием малозначимо-сти соответствующих социальных институтов или их эфемерности, а также с распространенными представлениями о неэффективности разного рода коллективных действий.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать ряд выводов.
• Студенты высших учебных заведений являются активной социальной группой в молодежной среде. Эта та часть молодежи, которая умеет грамотно формулировать свои притязания, активно рефлектирует условия жизни, имеющиеся ресурсы и владеет механизмами достижения поставленных целей.
• Социальное самочувствие современных студентов, на наш взгляд, вполне соответствует объективной ситуации, сложившейся как в сфере образования, так и в обществе в целом. С другой стороны, оно отражает субъективную оценку респондентами уровня и степени благополучия окружающей микросреды, как правило, эмоционально окрашенную, так как на социальное самочувствие студентов в большей степени влияют процессы, происходящие в ближнем круге социального взаимодействия: остаться без близких людей, не суметь создать свою семью, остаться без средств к существованию. Вместе с тем им не безразличны и проблемы, существующие в обществе и в мире в целом - преступность, терроризм, безработица. Сравнительный анализ с данными 2007 года демонстрирует изменение фокуса социального беспокойства в среде студенческой молодежи: из области материальных проблем он перемещается в область социального взаимодействия респондентов.
• Социальная дифференциация российского общества по доходам продолжает оставаться существенной проблемой. И, хотя динамика самооценки материального положения студенческой молодежи за период с 2007 по 2016 гг. свидетельствует о росте этого показателя, уровень потенциальной текучести демонстрирует сформированность у значительной части студентов намерений изменить свое положение путем переезда в более благополучные места проживания. Совокупный анализ показателей социального самочувствия студенческой молодежи позволяет сделать вывод о том, что наблюдаемая в студенческой среде дифференциация по доходам приводит, с одной стороны, к росту потенциальной текучести, а с другой - к концентрации областей беспокойства и рисков в ближнем круге социального взаимодействия.
• Особенность заявленных студентами жизненных целей состоит в том, что материальные цели растворяются в более широком списке притязаний. Интересная работа и возможность самореализации привлекают
студентов не меньше, чем материальное благосостояние. Студенты, как и молодые люди в целом, прежде всего, ориентированы на признание и уважение в ближнем круге - в семье, среди близких и друзей. Судя по ответам на вопрос о жизненных целях, студенты весьма прагматичны, но их прагматизм состоит не столько в стремлении к богатству как таковому, сколько в сильной ориентации на получение профессии и хорошей работы. Высокий доход является лишь одной из составляющих такого прагматизма; не менее важны престижность занятия, а для студентов - в особенности - интересность работы.
• Ответы участников исследования показывают готовность рисковать ради достижения своих жизненных целей, однако в целом демонстрируют большую расположенность к рациональной стратегии планирования, исключающей «непрестижные» риски, не способствующие профессиональному росту. Сегодня молодые люди готовы жертвовать свободным временем, развлечениями, отдыхом и созданием семьи, но сама по себе ценность семьи не конкурирует ни с работой, ни с карьерой. Именно семья интегрирует все остальные жизненные цели (профессия, карьера, материальное благополучие, саморазвитие личности).
• Результаты исследования свидетельствуют о влиянии социально-демографических факторов на формирование системы приоритетов. Наблюдается определенная дифференциация между возрастными группами по курсам обучения и приоритетам карьеры и материального достатка - значимость той или иной ценности повышается в тех группах, которым она, с одной стороны, в наименьшей степени доступна, а с другой стороны, востребована. Сравнительный анализ с данными 2007 года демонстрирует существенные изменения в системе жизненных приоритетов - возрастание значимости личностных ценностей (семьи, дружеских связей) существенно снижает значение карьеры, образования и материального достатка.
• Стратегия достижения жизненного успеха у студентов зачастую проявляется в готовности на практике преступать моральные принципы. Подобную стратегию достижения цели Р. Мертон называл инновационной и объяснял ее несовершенством процессов и механизмов социализации в обществе. Сравнительный анализ с данными 2007 года свидетельствует о позитивном изменении мировоззренческих установок молодежи: рост доли конформистов, согласных и с целью, и со способом ее достижения, снижение количества молодых людей, готовых совершить антиобщественный, противоправный поступок. Вместе с тем практически неизменной остается стратегия достижения собственной цели за счет безнравственного отношения к людям, в том числе и друзьям. На наш взгляд, это связано с процессом трансформации нравственного сознания в молодежной среде. Молодежь активно формирует новое ценностное пространство, в котором зачастую нет места традиционным нравственным нормам, где индивидуальные цели и устремления оказываются приоритетными. Этому способствуют и современная тенденция смягчения общественных норм морали, и глобализация принципов социальной толерантности.
• Анализ влияния на нравственное сознание молодежи идеалов, формируемых социокультурной средой, показал следующее. Наблюдается безусловное восприятие семьи как нормативно-ценностной модели как в плане постановки и достижения жизненных целей, так и в плане позитивных личностных качеств ее членов. И это свидетельствует о довольно тесной связи между характером ценностных ориентаций и выбором идеального образца для подражания [7]. По сравнению с 2007 годом существенно снизилась доля респондентов, выбравших в качестве образца для подражания представителей бизнеса и шоу-бизнеса, наблюдается значительное возрастание интереса как к сфере политики в целом, так и к наиболее ярким ее представителям. Вместе с тем с возрастом растет осознание значимых личностных качеств членов семьи и снижается нравственная оценка людей, работающих в сфере политики. Скорее всего, здесь играет свою роль отчужденность значительной части студенческой молодежи от модели коллективного действия в принципе. Это связано как с осознанием отсутствия систематической заинтересованности в них со стороны различных социальных образований и институтов, так и с распространенными представлениями о неэффективности разного рода коллективных действий.
Список литературы
1. Головчин М. А., Леонидова Г. В. Социокультурные характеристики современной молодежи: некоторые результаты пилотного исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35). С. 113-126.
2. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011. 96 с.
3. Дивисенко К. С. Трансформация ценностей молодежи на рубеже веков (на материалах биографических текстов) // Социология вчера, сегодня, завтра. Вторые социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / под ред. О. Б. Божкова. СПб.: Бильбо, 2008. С. 76-88.
4. Локова М. Ю. Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): дисс. ... к. филос. н. М.: Московский гуманитарный университет, 2007. 167 с.
5. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 104-114.
6. Петинова Т. М., Полищук В. Н. Специфика социализации молодежи Самарской губернии: попытка самоанализа // Высшее образование, бизнес, предпринимательство - 2008: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Самара, 2008. С. 85-91.
7. Пушкина А. В. Герои нашего времени: роль персонажей произведений искусства в формировании героев и идеалов современной молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (54). Ч. 1. С. 147-150.
8. Семенов В. Е. Жизненные ценности и нравственные установки молодежи в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный на V съезде психологов России в Москве на факультете психологии МГУ 17.02.2012. URL: http://ruskline.ru/analitika/2012/04/02/zhiznennye_cennosti_i_nravstvennye_ustanovki_molodyozhi_v_sanktpeterburge (дата обращения: 11.07.2016).
VALUES, GOALS AND IDEALS IN STUDENT ENVIRONMENT: DYNAMICS OF CHANGES
Petinova Tat'yana Mikhailovna, Ph. D. in Philosophy Samara State Technical University [email protected]
The article deals with the problem of life goals, values, and moral attitudes of student youth. By the materials of concrete sociological studies conducted in different time intervals with the same study object the dynamics of changes in behavioral and value attitudes of young people is traced. Special attention is paid to the determination of the impact of existing in youth environment ideal models, role models on the formation of life goals and strategies to achieve them. The conclusion is made about causes and factors that influenced the change of the system of values of student youth.
Key words and phrases: student youth; life priorities; values; strategy of goal achievement; moral standards.
УДК 94(470.57)
Исторические науки и археология
Статья посвящена проблемам выявления и анализа мемуарных источников по истории городских служащих - вольнонаёмных сотрудников органов городского самоуправления в дореволюционной России. Рассмотренные издания впервые привлекаются для реконструкции облика данной социальной группы. На основании проведённого анализа устанавливается, что мемуары зафиксировали факты и тенденции, которые не получили отражения в других типах источников.
Ключевые слова и фразы: воспоминания; мемуары; органы городского самоуправления; муниципальные служащие; городские служащие; «третий элемент».
Полянина Ольга Анатольевна, к.и.н.
Башкирский государственный университет olga-polyanina@mail. т
ГОРОДСКИЕ СЛУЖАЩИЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В МЕМУАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Как и любое крупное направление научного поиска, история дореволюционной системы местного самоуправления отличается неравномерностью освещения различных аспектов и, вследствие этого, выборочностью использования источниковой базы. Для российского земствоведения, особенно для специалистов, изучающих земских служащих, характерно обращение к источникам личного происхождения и, прежде всего, к мемуарам. Но стабильный исследовательский интерес к земским служащим контрастирует с практически полным отсутствием внимания к другой группе «третьего элемента» - сотрудникам, которых принимали на службу органы городского самоуправления. Воспоминания, зафиксировавшие облик городских служащих, в свою очередь, до сих пор не вовлечены в научный оборот. В данном контексте важной исследовательской задачей становится выявление таких мемуарных источников, их описание и анализ.
Обширность земской мемуаристики предопределила возможность и даже необходимость типологизации анализируемых текстов. Так, Е. В. Чернышёва делит «всю пестроту печатных источников, в которых земские деятели рассказывали о своём прошлом», на 7 основных типов: пространственное жизнеописание, публицистика, хроника, некролог, реплика, тамиздат, технический материал [13, с. 288-290]. Сравнительная немногочисленность выявленных на сегодняшний день «городских» мемуаров не позволяет использовать для их изучения приведённую (или схожую) типологию. Более целесообразным является выделение только двух самостоятельных групп источников: мемуаров, написанных выборными муниципальными деятелями (городскими головами, членами управ), и воспоминаний, принадлежащих перу представителей «третьего элемента». По мере вовлечения в научный оборот новых документов возможна типологизация по хронологическому или территориальному признакам, профессиональной принадлежности и политическим взглядам авторов.
В 1905 г. увидели свет «Записки» бывшего бакинского городского головы Александра Новикова [4]. Общественный деятель, публицист, прозаик Александр Иванович Новиков (1861-1913) к тому времени был уже известен как автор «Записок земского начальника» и «Записок о сельской школе», написанных по итогам работы в Тамбовской губернии. Затем Александр Иванович служил по министерству земледелия на Кавказе и в Крыму, был управляющим государственными имуществами Астраханской губернии, а в 1902-1904 гг. занимал пост городского головы Баку. В политических воззрениях он, по выражению известного эсера В. М. Чернова, «явно и неуклонно шёл в одном определённом направлении: справа - налево», и революция 1905 г. застала потомственного дворянина Новикова в рядах партии социалистов-революционеров.
«Записки городского головы» автор посвятил «своим сослуживцам третьего элемента: людям честным, прямым, бескомпромиссным, добросовестным» [Там же, с. 2]. При этом Новиков относил к «третьему элементу» не всякого «вольнонаёмного культурного служащего городского или земского самоуправления, а лишь тех из них, которые выделялись "общественной жилкой"». Сотрудники, принятые на работу прежним составом управы, были охарактеризованы как «выгребные ямы города», куда гласные «сбывали» всех «родственников,