Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе'

Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3859
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / YOUNG STUDENTS / NATIONAL SECURITY / MODERN SOCIETY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / PATRIOTISM / MORAL EDUCATION AND UPBRINGING OF THE YOUNG

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Анатольевна

В статье анализируются взгляды студенческой молодежи, касающиеся жизненных приоритетов и установок, роли моральных норм и принципов, личных и общественных интересов, изменений во взаимодействии между людьми, отношения к стране и перспектив ее развития на основе мониторингов, проведенных Институтом социологии РАН в период с осени 2014 по осень 2015 года и направленных на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России. Подчеркивается особая значимость мер по предотвращению и преодолению внешних и внутренних угроз, а также патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в целях обеспечения безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Students in Modern Russian Society: Spiritual and Moral Values

This article deals with the students’ priorities and their attitudes towards life, the role of moral norms and principles, individual and social interests, changes in the relationship between people, the country and prospects for its development. The article is based on the data collected by the Russian Academy of Sciences Institute of Sociology within the period from autumn 2014 to autumn 2015. The monitoring program was aimed at studying the transformation processes taking place in contemporary Russia. The article emphasizes the importance of developing measures to prevent and overcome external and internal threats, to provide patriotic and moral education and upbringing of young people to ensure the country’s security.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе»

Социологические исследования

Иванова Н.А.

Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе

Иванова Наталья Анатольевна — соискатель, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: ivanova@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 4932-3320

Аннотация

В статье анализируются взгляды студенческой молодежи, касающиеся жизненных приоритетов и установок, роли моральных норм и принципов, личных и общественных интересов, изменений во взаимодействии между людьми, отношения к стране и перспектив ее развития на основе мониторингов, проведенных Институтом социологии РАН в период с осени 2014 по осень 2015 года и направленных на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России. Подчеркивается особая значимость мер по предотвращению и преодолению внешних и внутренних угроз, а также патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в целях обеспечения безопасности страны.

Ключевые слова

Студенческая молодежь, национальная безопасность, современное общество, духовно -нравственные ценности, патриотизм, нравственное воспитание молодежи.

Духовно-нравственные ценности формируют уклад жизни общества и служат основой национальной безопасности. Из поколения в поколение передаются духовные ценности, нарушение этого процесса ведет к торможению общественного развития, росту экстремизма, ксенофобии и преступности в молодежной среде, скептицизму, пассивности и потребительскому отношению к жизни, к деградации и разрушению личности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2015 году, определен курс на «возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; консолидацию гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм»1.

В условиях глобализации формирование ценностных ориентаций у студентов приобретает особую актуальность. И сфера образования играет здесь первостепенную

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 191669/ (дата обращения: 14.02.2017).

роль. Образование, по сути, выступает гарантом устойчивого развития общества2, мощным механизмом нейтрализации внешних и внутренних угроз через формирование ответственной личности, у которой развито чувство собственного достоинства, реализующееся в патриотическом служении Родине и, следовательно, способствующее укреплению национальной безопасности России3. Духовно-нравственное состояние студенчества зависит от уровня воспитания, влияния старших поколений, общественного развития.

Проведение мониторинга по вопросам безопасности и уровня угроз национальным ценностям и интересам России особенно актуально для современного общества, поскольку позволяет сформировать меры по предотвращению и преодолению этих угроз, которые появляются вследствие социальной нестабильности и неспособности политических институтов справиться с вызовами и рисками современности4. Изучение нравственного и психологического настроя студентов дает представление об уровне внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Конечно, исследование общественной нравственности сопряжено с известными сложностями самого предмета изучения. Мораль является «трудноуловимым», необычным для строгих научных методов объектом. Тем не менее, за последние годы было предложено много новых когнитивных инструментов, позволивших исследовать нравственные ценности различных социальных групп5.

Весной 2015 года Институтом социологии РАН был проведен мониторинг6, направленный на изучение трансформационных процессов, происходящих в

2 Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. № 1. С. 39.

3 Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность // Армия и общество. 2009. № 2. С. 31-35.

4 Клементьев Д.С. Социальное измерение рисков индустриализации в современных технологиях управления // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2014. № 4. С. 62-72.

5 Петрунин Ю.Ю. Как прибить желе к стенке? (модели нечеткой логики в этике бизнеса) // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2007. № 3. С. 21-41; Петрунин Ю., Рязанов М., Абанина О.Н. Лидерство, деловая этика и антикризисное управление. М.: Макс-Пресс, 2013; Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1. С. 61-68; Петрунин Ю.Ю., Рязанов М.А., Абанина О.Н. Этика арбитражного управляющего. Практические аспекты. М.: Макс-Пресс, 2011; Petrunin Yu.., Borisov V. Evolution und Spezifika von Wirtschaftsethik in Russland // Handbuch zur europäischen Wirtschaftsethik: Business Ethics: Expectations of Society and the Social Sensitisation of Business / Ed.: A. Krylov. Berlin: BWV Berliner Wissenschafts-Verlag, 2016. P. 439-451.

6 Результаты опроса опубликованы в книге: Российское общество и вызовы времени. Кн. 2 / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2015. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (302 чел.). Репрезентативность социологической информации была

современной России. Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (302 чел.) и получены результаты исследования представлений студентов о жизненных приоритетах и установках, роли моральных норм и принципов, личных и общественных интересах, об их отношении к стране, перспективам ее развития и т. д.

В рамках мониторинга проведено исследование изменений за последние годы таких человеческих качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, уважение к старшим, агрессивность, цинизм, честность, трудолюбие, патриотизм и т. д. (см. Таблицу 1). Анализируя приведенные данные, можно судить о степени сформированности духовно-нравственных ценностей и о жизненных установках студентов.

Таблица 1. Изменения в отношениях между людьми

Человеческие качества Усилились (%) Ослабли (%) Остались теми же (%) Затруднились ответить (%)

1. Доброжелательность 11,3 58,3 21,5 8,9

2. Активность, целеустремленность, инициативность 44,1 29,1 20,2 6,6

3. Уважение к старшим 13,2 51,7 29,1 6,0

4. Уважение к женщине 16,2 45,7 29,8 8,3

5. Агрессивность 60 13,9 18,5 7,6

6. Ум, образованность 30,5 41,4 20,5 7,6

7. Внушаемость, склонность подчиняться авторитетам 33,8 16,9 33,1 16,2

8. Душевность 11,9 50,3 28,8 9,0

9. Искренность 8,6 55,0 28,1 8,3

10. Цинизм 62,3 11,6 17,5 8,6

11. Бескорыстие, готовность помочь другому 11 53,6 25,8 9,6

12. Патриотизм, преданность своей Родине 31,8 33,1 24,5 10,6

13. Способность к сотрудничеству 29,5 27,8 30,1 12,6

14. Трудолюбие 21,2 39,7 30,8 8,3

15. Честность 8,6 55,0 27,5 8,9

16. Верность своим товарищам 13,6 42,7 35,4 8,3

17. Ответственность за семью, забота о ней 23,5 26,5 39,4 10,6

18. Доверие друг другу 14,9 44 29,8 11,3

19. Ответственность за то, что происходит вокруг 20,2 38,4 25,2 16,2

обеспечена за счет использования модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения на последней ступени. Строго соблюдались профессиональные требования к такому рода опросам. Стандартная величина массива (1 500-2 000 респондентов) была увеличена до

4 000 опрошенных. Количественный состав выборки позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Качественный состав выборки характеризуется такими параметрами, как равноценное соотношение по тендерному принципу; охвачены различные слои населения по территориальному признаку, возрасту, социально-профессиональной принадлежности, достатку, национальности и вероисповедованию. Зондаж общественного мнения проводился по намеченной программе и позволил проследить, как влияют внутриполитические и внешнеполитические факторы на восприятия населения страны. При проведении опроса использовалась методика так называемой «закрытой анкеты»: по каждому вопросу респондентам предлагалось несколько вариантов ответов.

По мнению студентов, в 2015 году отмечался некоторый рост агрессивности (60%) и цинизма (62,3%) наряду со снижением уровня доброжелательности (58,3%), уважения к старшим (51,7%), искренности (55,0%), бескорыстия, готовности помочь другому (53,6%) и честности между людьми (55,0%). Анализ ответов современных студентов позволяет сформулировать рекомендации по усилению воспитательной работы с молодежью, направленной на развитие социально значимых ценностей. Динамика изменения уровня патриотизма, преданности своей Родине была оценена как положительная либо отрицательная примерно равным количеством студентов (31,8% — патриотизм усилился, 33,1% — ослаб, 24,5% — остался на прежнем уровне).

Исследования таких жизненных установок, как отношение к семье, образованию, культуре, дружбе, общению, следованию идеалам, принципам и т. п., также могут дать представление о моральных ценностях молодого поколения (Таблица 2).

Таблица 2. Жизненные установки студентов

1 — не ^ з 4 5 — очень важно 2 3 4 важно

Средний показатель

1. Работа, бизнес 4,2

2. Карьера 4,3

3. Образование 4,6

4. Создание семьи, рождение детей 4,0

5. Любовь, секс 4,1

6. Музыка, культура 3,8

7. Жить интересно, много путешествовать, развлекаться и т. д. 4,2

8. Доступ к информации, общение в социальных сетях 4,0

9. Обретение важных знакомств, связей 4,2

10. Здоровье, красота, спорт 4,4

11. Самореализация, проявление себя 4,4

12. Дружба, общение 4,5

13. Признание, уважение со стороны окружающих 4,2

14. Следование идеалам, принципам, ценностям 3,9

15. Финансовое благополучие 4,6

16. Быть полезным обществу, людям 4,0

17. Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе 4,2

18. Политика, участие в политических, общественных организациях 2,7

На первом месте у студентов такие приоритеты, как получение хорошего образования (4,6 балла), достижение финансового благополучия (4,6 балла), успешная карьера (4,3 балла) и профессиональная самореализация (4,4 балла), что является свидетельством оптимизма молодых людей. В свою очередь, «нацеленность на учебу

прививает студентам активные жизненные позиции, что делает невозможным узко гедонистический подход к жизни»7.

Немаловажной ценностью для студентов является дружба и общение со сверстниками (4,5 балла). «Идеальная модель жизни для россиян включает наличие счастливой семьи, хороших детей и надежных друзей»8. Студенты придают большое значение созданию прочной, счастливой семьи (4,0 балла), и в первую очередь семья должна прививать нравственные устои молодому человеку. У студенческой молодежи наблюдается возрастание роли традиционных ценностей через приверженность близкому кругу (семья, друзья, работа): «значение этих традиционных ценностей даже растет, поскольку именно в них люди ищут защиту от жизненных трудностей»9.

Для современной молодежи является важным доступ к информации и общению в социальных сетях (4,0 балла), что приобрело особую актуальность в России в последние 15-20 лет. В то же время такой показатель, как отношение к культуре, не дотягивает до 4,0 баллов; это сигнал обществу и государству обратить внимание на данную проблему, поскольку процесс разрушения механизмов культурной преемственности, утрата национальной идентичности может негативно повлиять на национальную безопасность. Интерес к участию в политических и общественных организациях находится на последнем месте (2,7 балла), что свидетельствует о необходимости вовлечения молодежи в социальную, культурную и политическую жизнь общества, содействия развитию молодежной инициативы и молодежного общественного движения.

Студенты, находясь в начале жизненного пути, на вопрос о приоритете выбора работы отвечают, что более склонны потратить значительную часть жизни на интересную работу (см. Рисунок 1).

Результаты опроса показывают важность для современной студенческой молодежи наличия интересной работы (61,3%); при этом не так значимо, насколько она хорошо оплачивается (38,7%). Это в очередной раз подчеркивает, что для студентов приоритетнее приобретение профессионального опыта и навыков, которые будут способствовать карьерному росту. Общий массив ответов респондентов на данный

7 Рыбакова М.В. Интеграция образования и науки как основа элитного естественнонаучного образования // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 86-91.

8 Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

9 Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис (Политические исследования). 2000. № 6. С. 64.

вопрос показывает некоторое сближение между всеми опрошенными (52,4% и 46,9% соответственно).

Все опрошенные (%} Студенты (%}

□ Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни

■ Главное в работе - это сколько за нее платят

Рисунок 1. Приоритеты при выборе работы, %

В период студенчества происходит формирование системы ценностей, становление и выбор жизненного пути. Молодые люди пересматривают и критически осмысливают опыт предшествующих поколений. Согласно мнению отечественного ученого В.А. Ядова10, ценностные ориентации важны при принятии жизненно важных решений в ситуациях морального выбора, поэтому интересным представляется анализ мнений студентов относительно допустимости тех или иных поступков с моральной точки зрения (см. Таблицу 3).

По мнению студентов, такие поступки, как употребление наркотиков (87,4%), пьянство и алкоголизм (69,2%), никогда не могут быть оправданы, что подчеркивает ориентированность молодежи на здоровый образ жизни и определяет формирование здорового поколения в будущем. Необходимо отметить высокий уровень недопустимости оскорбления чувств верующих (75,8%). Разжигание конфликтов на религиозной почве может привести к угрозам национальной безопасности России, поэтому необходимо поддерживать право граждан на сохранение и развитие исторически сложившихся религиозных традиций народов страны. Студентов характеризует достаточно высокая степень толерантности к другим национальностям (70,9%). Бесспорно, это результат проведения государственной политики в духе

10 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52; Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181; Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 25-28.

многонационального сосуществования, которая базируется на историческом опыте нашей страны. Большая часть — 49,7% — студентов допускают уклонение от службы в армии и 18,9% — снисходительно относятся к такому поступку. В целях улучшения этого показателя следует продолжить воспитательную и патриотическую работу среди молодежи, которая уже дала определенные результаты в последние годы.

Таблица 3. Допустимость по отношению к моральным поступкам

Поступок Никогда не может быть оправдано(%) Иногда это допустимо (%) К этому надо относиться снисходительно (%)

1. Употребление наркотиков 87,4 8 4,6

2. Пьянство, алкоголизм 69,2 23,5 7,3

3. Жестокое обращение с животными 89,7 8 2,3

4. Дача / получение взятки 51,3 40,7 8

5. Уклонение от уплаты налогов 47,7 42 10,3

6. Уклонение от службы в армии 31,4 49,7 18,9

7. Присвоение найденных вещей, денег 41,4 44,4 14,2

8. Однополые браки 79,4 10,3 10,3

9. Проституция 65,2 23,8 10,9

10. Аборт 46,7 40,7 12,6

11. Гомосексуализм 77,1 11,6 11,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Публичное проявление неприязни к представителям других национальностей 70,9 23,8 5,3

13. Хамство, грубость, нецензурная брань 59,3 36,4 4,3

14. Оскорбление чувств верующих 75,8 15,9 8,3

Обращает на себя внимание, что борьба с коррупцией пока что недостаточно эффективна, поскольку студенты допускают дачу или получение взятки, или относятся к этому снисходительно (40,7% и 8% соответственно). Активное насаждение нетрадиционных, не свойственных отечественной культуре ценностей представляет собой угрозу национальной безопасности России как независимому государству. Однако необходимо отметить, что российское общество и молодое поколение в частности демонстрируют устойчивость к традиционным ценностям: отмечается высокий уровень недопустимости таких поступков, как вступление в однополые браки (79,4%), проституция (65,2%) и гомосексуализм (77,1%).

Проводимые в форме мониторинга исследования трансформационных процессов, происходящих в современной России в период с осени 201411 по весну

11 Результаты опроса опубликованы в книге: Российское общество и вызовы времени. Кн. 1. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом,

2015 года12, показывают уровень социального самочувствия граждан. Из общего массива результатов двух волн исследования были выделены ответы групп студентов, после чего проведено их сравнение с ответами всех опрошенных, в т. ч. было отслежено изменение тех или иных показателей с течением времени (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Чувства, выражающие личное отношение к России

Чувство Осень 2014 Весна 2015

По всем опрошенным (%) Студенты (%) По всем опрошенным (%) Студенты (%)

Любовь 16,4 19,3 17,4 18,2

Гордость 23,2 24,5 23,8 23,5

Уважение 25,7 20,9 25,6 25,2

Равнодушие 5,2 6,0 5,2 8,6

Обида, стыд 8 6,4 6,8 5,3

Возмущение 6,4 5,6 6,1 7,3

Затруднились ответить 15,1 17,3 15,2 11,9

Ответы студентов касательно таких чувств, как любовь, гордость и уважение к сегодняшней России, разделились практически поровну и составили около 20-25%, а такие чувства к стране, как обида, стыд, равнодушие и возмущение, составили менее 10%. Показатели в период опроса осенью 2014 года существенно не отличаются ни по всем респондентам, ни по студентам. Необходимо обратить внимание, что у студентов наблюдается небольшой рост показателя «уважение к стране» (20,9% в 2014 году, 25,2% в 2015 году). Показатели «равнодушие и возмущение» несколько выросли среди студентов в 2015 году, но все равно в абсолютном значении они ниже, чем показатели «гордость и уважение». Действия России на международной арене были поддержаны большинством населения страны, они вызвали чувство гордости как основной части граждан, так и студенчества. Укрепление позиций России в мире и воссоединение Крыма с Россией, несомненно, положительно повлияли на общественные умонастроения.

Важным представляется исследование зависимости личности от государства, в том числе — насколько современная студенческая молодежь готова отказаться от помощи со стороны государства (см. Таблицу 5). Для этого приведены данные исследований в период с осени 2014 по осень 2015 года.

политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (249 чел.).

12 Российское общество и вызовы времени. Кн. 2. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (302 чел.).

Таблица 5. Поддержка со стороны государства

Осень 2014 Весна 2015 Осень 2015

Ответ S 1 « и ^ ¿J и 0J « S? S В W S н ® и s? S I « и ^ ¿J и 0J « S? S В W S н ® и s? S I « и ^ t-i и 0J « S? S В w В н ® и s?

1=3 £ в о н и 1=3 ä в о н и 1=3 £ в О н и

Смогут сами обеспечить себя и свою семью, и не нуждаются в поддержке со стороны государства 44,3 58,6 44 58,6 44,5 60,5

Без поддержки со стороны государства мне и моей семье не выжить 55,4 40,6 55,9 41,4 55,1 38,8

Затруднились ответить 0,3 0,8 0,2 0,0 0,3 0,7

Убеждены в том, что смогут обеспечить себя и свою семью и не нуждаются в поддержке со стороны государства, около 60% студентов. Данные по всем респондентам показывают примерно равное соотношение ответов на данный вопрос. Наше государство является социально ориентированным13, и его поддержка важна для всех граждан (от 55 до 60%) и для студентов не в меньшей степени (около 40%). В то же время молодежь полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого (около 60%). Возможно, это говорит о более активной социальной позиции молодых людей, которые считают, что самостоятельно должны добиваться успехов в жизни, а не ждать помощи от государства.

Ориентация современных студентов на собственные силы подтверждается данными мониторингов, приведенными в Таблице 6.

Таблица 6. Зависимость от государства

Осень 2014 Весна 2015 Осень 2015

S I « и ^ В н S I « и ^ В н S § « и ^ В н

Ответ QJ « S? Sa Ь и чО QJ « S? Sa w и чО QJ « S? Sa Ь и чО

сз ä в о н и сз ä в о н и сз £ в о н и

Человек сам кузнец своего счастья, и успех и неудачи — все в его руках 54,0 71,5 53,3 75,1 51,8 73,1

Жизнь человека в гораздо большей степени

определяется внешними обстоятельствами, чем 45,7 28,5 46,4 24,2 47,7 26,9

его собственными усилиями

Затруднились ответить 0,3 0,0 0,3 0,7 0,5 0,0

Очевидно, что студенческая молодежь склонна больше надеяться на собственные силы (более 70%) и в меньшей степени считает, что внешние

13 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 14.02.2017).

обстоятельства могут влиять на ее жизнь (менее 30%). Тем самым подчеркивается независимость от кого бы то ни было, в том числе и от государства.

Специфично и отношение современной молодежи к основной либеральной ценности — свободе. Она воспринимается молодыми людьми как совершенно естественное состояние нынешнего времени. Следует также отметить, что подчас молодежь понимает свободу как полное отсутствие ограничений, т. е. как отказ от социальной ответственности (см. Таблицу 7).

Таблица 7. Отношение к свободе

Осень 2014 Весна 2015 Осень 2015

§ § = е 3 т § § = е 3 т § § = е 3 т

Ответ чО и чО чО и чО чО щ чО

сз £ в о т и сз £ в о т и сз £ в о т и

Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл 57,2 60,6 60,7 69,9 59,5 73,5

Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна 42,4 39,4 38,8 29,8 40 26,2

Затруднились ответить 0,4 0,0 0,5 0,3 0,6 0,3

По результатам опроса мы видим, что и студенты, и респонденты в целом по стране в большей степени ценят свободу, чем материальное благополучие. У студентов наблюдается динамика роста отношения к свободе как к ценности в период с 2014 по 2015 год (с 60,6% до 73,5%). Но свобода не может быть абсолютной, и как раз моральные нормы призваны ее ограничивать. Именно они формируют уклад духовной и общественной жизни и служат основой национальной идентичности. По результатам мониторинга, проведенного весной 2015 года Институтом социологии РАН, была составлена диаграмма о роли моральных норм и принципов по всем респондентам и по выделенной группе студентов (см. Рисунок 2).

Больше двух третей населения страны (70,1%) считают, что не стоит переступать через моральные нормы для достижения успеха в жизни, при этом студенты в меньшей степени категоричны в этом высказывании (57,4%). Несмотря на то, что современные реалии подвергают граждан России, в т. ч. студентов, серьезным испытаниям, традиционные ценности, общепринятые нормы и правила поведения остаются актуальными. Хотя нельзя не отметить, что 29,5% респондентов, которые считают возможным обходить нормы и правила, — это не такой низкий показатель. Следует обратить на него внимание, поскольку именно старшее поколение передает

опыт и несет ответственность за воспитание молодежи в нравственном отношении. Студенты иногда готовы обходить нормы (41,8%), диктуемые обществом и государством. Это говорит о том, что они относятся к этим нормам проще, чем старшее поколение, и морально отстают в своих суждениях. Следует усилить воспитательную работу в высших учебных заведениях, в противном случае страна может столкнуться с серьезной проблемой.

Рисунок 2. О роли моральных норм и принципов, %

Следующая пара суждений говорит о небольшом превалировании личных интересов (55-60%) над интересами страны и общества (40-45%) (см. Таблицу 8), но значительной разницы между исследуемыми категориями граждан не наблюдается.

Таблица 8. Личные и общественные интересы

Осень 2014 Весна 2015

§ 1 = е 3 т § 1 = е 3 т

Ответ 2 ^ чО £ э Ь и чО 2 О \0 £ э Ь и чО

В & в о т и В & в о т и

Людям следует ограничивать свои личные интересы во имя интересов страны и общества 43,3 43,8 41,2 40,1

Личные интересы — это главное для человека 55,9 54,6 58,5 59,9

Затруднились ответить 0,8 1,6 0,3 0,0

Напротив, по следующей паре ответов респондентов можно проследить если не диаметрально противоположное, то существенное различие в суждениях. Студентам в силу их молодости импонируют перемены (более 70%), а около 50% населения страны в целом настроено более консервативно; перемены воспринимаются как путь к худшему варианту, и граждане не готовы жить в меняющемся обществе (см. Таблицу 9). Опрос показал, что поколение, пережившее «лихие 90-е», предпочитает стабильность — в отличие от молодежи, которой часто свойственно желание перемен.

Таблица 9. Отношение к переменам в жизни

Осень 2014 Весна 2015

Ответ По всем опрошенным (%) Студенты (%) По всем опрошенным (%) Студенты (%)

Нравятся перемены, жизнь в меняющемся обществе 51,9 73,5 48,8 76,5

Все перемены к худшему, пусть лучше жизнь остается такой же, как и прежде 47,3 26,5 50,7 23,5

Затруднились ответить 0,8 0,0 0,5 0,0

Ниже приведены ответы студентов первой волны мониторинга (осень 2014 года) в сравнении с ответами общего массива респондентов относительно дальнейших путей развития России (см. Таблицу 10).

Таблица 10. Пути развития России

Ответ По всем опрошенным (%) Студенты (%)

Россия должна быть великой державой с мощными вооруженными силами и влиять на все политические процессы в мире 67,0 63,5

Россия не должна стремиться к укреплению державной мощи, лучше позаботиться о благосостоянии собственных граждан 32,5 36,1

Затруднились ответить 0,5 0,4

Общественная консолидация вокруг образа России как великой державы возросла в 2014 году14. При этом отмечается, что присущий российскому обществу

14 Российское общество и вызовы времени. Кн. 1. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (249 чел.). Гендерный состав студентов: 48,2% — мужчин, 51,8% — женщин. Возрастной состав студентов: 16 лет — 0,4%, 17 — 2,4%, 18 — 12,0%, 19 — 20,9%, 20 — 32,5%, 21 —20,5%, 22 — 4,0%, 23 — 4,4%, 24 — 0,4%, 25 — 1,6%, 30 лет — 0,4%.

пессимизм практически исчез (86% жителей России гордятся тем, что живут в ней15, а число стыдящихся достигло минимума с 2003 года — с 80% до 20%16). Изменились и предпочтения между понятиями «великая держава» и «высокий уровень жизни». Если раньше между двумя вариантами выбирался второй (либо сущность великой державы трактовалась через сильную экономику), то теперь более половины респондентов (67% всех опрошенных и 63,5% студентов) предпочитает видеть Россию в качестве великой державы с мощными вооруженными силами и влиянием на политические процессы в мире17.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 53718, категория «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Данные приведенного исследования по вопросу опасений внутренних и внешних угроз, которые ощущают студенты, характеризуют уровень напряженности в обществе (см. Таблицу 11).

Студенты, оценивая осенью 2014 года внутреннюю и внешнюю политику страны, испытывали постоянный страх и сильную тревогу в отношении «втягивания» России в долгосрочный конфликт на Украине (положительно ответили на данный вопрос более 40% студентов), гражданской войны в России (около 36%), диктатуры, массовых репрессий (около 32%) и углубления экономического кризиса в России (около 40%). Это говорит о том, что молодежь привыкла жить в комфортных условиях и опасается возможной нестабильности в обществе с непредсказуемыми последствиями и снижением качества жизни. При этом студентов практически не беспокоит раскол внутри нынешней правящей элиты (более 70%).

15 Подосенов С. Нынешняя Россия наиболее близка к идеальной // ra3eTa.Ru. 19.11.2014. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2014/11/18 a 6305885.shtml (дата обращения: 07.05.2016).

16 Там же.

17 Железнова МВеликодержавность вместо достатка // Ведомости. 14.03.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/03/17/velikoderzhavnost-vmesto-dostatka (дата обращения: 08.01.2017).

18 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19.05.2009. Федеральный выпуск № 4912 (88). URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 14.02.2017).

Таблица 11. Опасения респондентов

Ответ Это не беспокоит (%) т о 2 « £ « о £ ■а £ о н 5 * ■а и 2 п е п пс :пытывают сильную эевогу (%) :пытывают )стоянный :трах (%)

с н ес Я ю Я " с 3 В

1. Раскол внутри нынешней правящей элиты 71,1 26,9 1,6 0,4

2. Резкое снижение уровня жизни значительной части населения 15,7 42,6 35,3 6,4

3. «Втягивание» России в долгосрочный конфликт на Украине 22,9 35,3 30,9 10,8

4. Распад России на несколько самостоятельных государств 44,2 32,1 14,9 8,8

5. Гражданская война в России 34,5 29,3 22,1 14,1

6. Диктатура, массовые репрессии в стране 38,6 28,9 18,1 14,5

7. Ухудшение отношений с бывшими республиками СССР 36,5 37,8 18,5 7,2

8. Углубление экономического кризиса в России в связи с санкциями Запада 23,3 37,3 30,9 8,4

9. Межэтнические и межконфессиональные конфликты 29,7 41,4 19,3 9,6

10. Потеря государственного суверенитета России, введение над ней «внешнего» управления со стороны США и стран Запада 32,1 37,3 21,3 9,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Новая революция в России 36,9 33,7 21,7 7,6

12. Приход к власти радикальных националистических и религиозных группировок 29,3 31,7 26,5 12,4

13. Ухудшение системы медицинского обслуживания и образования 17,7 32,9 35,3 14,1

14. Моральная и культурная деградация значительных слоев населения 16,1 34,1 31,3 18,5

Если примерно четверть всех опрошенных (25,8%) считает, что наша страна должна вернуть статус супердержавы (хотя лидером на постсоветском пространстве готовы видеть Россию всего около 9% респондентов), то более 50% населения полагает, что Россия должна быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира (см. Таблицу 12).

Таблица 12. Цели, к которым должна стремиться Россия в ХХ1 веке

Суждение По всем опрошенным (%) Студенты (%)

Вернуть статус супердержавы, какой был у СССР 25,8 19,7

Быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира 52,1 57,8

Быть лидером на постсоветском пространстве 8,7 9,2

России не следует стремиться к глобальным целям 4 4,4

Затруднились ответить 9,4 8,8

Важным представляется анализ симпатий к тем или иным общественно-политическим силам, по результатам которого можно судить об уровне вовлечения населения страны, в том числе студентов, в политический процесс, а также о количестве сторонников рыночных реформ или об ориентации граждан на социальное государство (см. Таблицу 13).

Таблица 13. Симпатии общественно-политическим силам

Суждение По всем опрошенным (%) Студенты (%)

Социалистам, сторонникам сильного и социально ориентированного государства 15,6 6,4

Сторонникам сочетания сильного государства и рыночной экономики 18,8 19,3

Русским националистам, выступающим против наплыва в Россию приезжих из других стран и регионов 5,3 6,8

Сторонникам возрождения страны как великой державы на основе ее исторических и духовных традиций 19,1 14,1

Тем, кто выступает за сближение с Европой, с Западом, за имеющуюся в западных странах демократическую и экономическую систему 2,7 8,8

Никаким силам не симпатизируют 22,5 26,1

Затруднились ответить 16,1 18,5

Почти пятую часть опрошенных студентов (19,3%) составляют сторонники сочетания сильного государства и рыночной экономики. Студенты чаще выступают за сближение с Европой и Западом (8,8%), чем все респонденты в целом (2,7%). И, наоборот, возрождение страны как великой державы поддерживают 19,1% населения России и только 14,1% студентов. Сторонников социально ориентированного государства больше среди граждан в целом (15,6%), чем среди студентов (6,4%). Ответы по остальным суждениям очень близки у обеих категорий опрашиваемых. Более чем у четверти студентов (26,1%) не наблюдаются симпатии к каким-либо политическим партиям и организациям, поскольку современная студенческая молодежь в основном сосредоточена на получении образования, спорте, общении с друзьями, создании семьи, и в стране отсутствуют активные политические процессы, подобные тем, что имели место в 1990-е годы.

Весной 2015 года студентам также задавался вопрос: «Что больше всего объединяет граждан России? — общие символы, обычаи или историческое прошлое, а, может быть, просто общая территория?». Можно было выбрать любое количество ответов; результаты исследования представлены на следующей диаграмме (Рисунок 3).

Рисунок 3. Что объединяет граждан России, %

Неудивительно, что большинство студентов выбрало ответ «общее государство» (65,9%), второй по частоте ответ — «территория» (52,3%), далее — «государственный язык» (49,0%) и «ответственность за судьбу страны» (25,2%). Почти четверть опрошенных студентов считает, что граждан объединяют родственные и дружеские связи (24,5%); около 30% видят в качестве сплачивающих факторов культуру, общие символы, обычаи, праздники. Совокупность ответов на данный вопрос наглядно демонстрирует единство страны.

Молодежь не просто определяет будущее общества, она ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культурных традиций и истории. В обществе, имеющем духовно-нравственные противоречия, сложно сформировать гармоничную, духовно и физически развитую личность. Как следствие, наблюдается падение патриотизма. Принцип обогащения и материальные блага ставятся выше, чем духовные ценности. Такая расстановка приоритетов отражается и на личности студента, у которого преобладает установка на получение документа об образовании и престижной работы, а не профессии.

В мае 2015 года утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»19. Целью ее является определение приоритетов в

19 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 08.06.2015. Федеральный выпуск № 6693 (122). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 21.10.2016).

государственной политике воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания, учитывающих интересы подрастающего поколения, актуальные потребности общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Стратегия направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите своей Родины. Она опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как гуманизм, справедливость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, семью, патриотизм. Данные проведенного мониторинга20 отражают мнения студентов по вопросу «кого считать патриотами» (см. Рисунок 4).

Рисунок 4. Кого считают патриотами, %

20 Результаты опроса опубликованы в книге: Российское общество и вызовы времени. Кн. 2. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». Из общего массива опрошенных (4 000 респондентов) была выделена социальная группа студенчества (302 чел.).

Большинство современных студентов считает патриотами России тех, кто любит свою страну такой, какая она есть, знает ее историю, интересуется ее культурой и традициями (почти 90%), трудится на благо страны (около 95%) и при этом борется с недостатками в ней (более 90%). Скорее не считают патриотами тех, кто стремится к тому, чтобы другие государства боялись России (40,4%), или борется с засильем мигрантов (36,4%). Современное отечественное образование уделяет все большее внимание таким аспектам развития молодого поколения, как патриотизм, гражданственность, осознание места и роли России в мировом сообществе.

Ценностные трансформации имеют глубокий характер и привносят серьезные, фундаментальные подвижки в развитие общества21. Свое становление современное молодое поколение проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества. Общество будет устойчивым только тогда, когда оно базируется на системе собственных ценностей, а не на привнесенных извне.

Ответственность за воспитание молодого поколения целиком лежит на взрослых. В образовательном процессе должна быть усилена воспитательная функция, помимо специальных профилирующих дисциплин в него должны быть включены аспекты гуманитарного образования, имеющего огромное значение при формировании ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим22.

Несмотря на то, что в российском обществе происходит столкновение национальной системы ценностей с западными, либеральными традициями, современную молодежь характеризует наличие четких ориентиров, заключающихся в первостепенности духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, семья, дружба23. Все чаще говорится о формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. То, какие цели ставят перед собой студенты и какими средствами для достижения этих целей готовы пользоваться, характеризует внутреннее состояние современной молодежи, а значит и будущее страны.

21 Российское общество и вызовы времени. Кн. 3.

22 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000.

23 Серебрянникова О.А. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи: поколенческий подход // Философия образования. 2010. № 3. С. 219.

Список литературы:

1. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис (Политические исследования). 2000. № 6. С. 51-65.

2. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования // Экономика образования. 2011. № 1. С. 7-42.

3. ЖелезноваМ.Великодержавность вместо достатка // Ведомости. 14.03.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/03/17/velikoderzhavnost-vmesto-dostatka (дата обращения: 08.01.2017).

4. КлементьевД.С. Социальное измерение рисков индустриализации в современных технологиях управления // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2014. № 4. С. 62-72.

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. URL: http://www.constitution. ru/ (дата обращения: 14.02.2017).

6. Лисовский В.Т.Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000.

7. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

8. Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность // Армия и общество. 2009. № 2. С. 31-35.

9. Петрунин Ю., Рязанов М., Абанина О.Н. Лидерство, деловая этика и антикризисное управление. М.: Макс-Пресс, 2013.

10. Петрунин Ю.Ю., Рязанов М.А., Абанина О.Н. Этика арбитражного управляющего. Практические аспекты. М.: Макс-Пресс, 2011.

11. Петрунин Ю.Ю. Как прибить желе к стенке? (модели нечеткой логики в этике бизнеса) // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2007. № 3. С. 21-41.

12. Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1. С. 61-68.

13. Подосенов С. Нынешняя Россия наиболее близка к идеальной // Газетами. 19.11.2014. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2014/11/18 a 6305885.shtml (дата обращения: 07.05.2016).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года» // Российская газета. 08.06.2015. Федеральный выпуск № 6693 (122). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 21.10.2016).

15. Российское общество и вызовы времени. В 3 кн. / Под ред. М.К. Горшкова и

B.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2015.

16. Рыбакова М.В. Интеграция образования и науки как основа элитного естественнонаучного образования // Социологические исследования. 2007. № 4.

C. 86-91.

17. Серебрянникова О.А. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи: поколенческий подход // Философия образования. 2010. № 3. С. 216-221.

18. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19.05.2009. Федеральный выпуск № 4912 (88). URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 14.02.2017).

19. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Информационно-правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 14.02.2017).

20. Уэбстер Ф. Теории информационного» общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

21. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.

22. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181.

23. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 25-28.

24. Petrunin Yu.., Borisov V. Evolution und Spezifika von Wirtschaftsethik in Russland // Handbuch zur europäischen Wirtschaftsethik: Business Ethics: Expectations of Society and the Social Sensitisation of Business / Ed.: A. Krylov. Berlin: BWV Berliner WissenschaftsVerlag, 2016. P. 439-451.

Ivanova N.A.

Young Students in Modern Russian Society: Spiritual and Moral Values

Natalya A. Ivanova — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: ivanova@spa. msu. ru

Annotation

This article deals with the students' priorities and their attitudes towards life, the role of moral norms and principles, individual and social interests, changes in the relationship between people, the country and prospects for its development. The article is based on the data collected by the Russian Academy of Sciences Institute of Sociology within the period from autumn 2014 to autumn 2015. The monitoring program was aimed at studying the transformation processes taking place in contemporary Russia. The article emphasizes the importance of developing measures to prevent and overcome external and internal threats, to provide patriotic and moral education and upbringing of young people to ensure the country's security.

Keywords

Young students, national security, modern society, spiritual and moral values, patriotism, moral education and upbringing of the young.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.