Научная статья на тему 'Социологический анализ восприятия студенческой молодежью современной России'

Социологический анализ восприятия студенческой молодежью современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / NATIONAL SECURITY / INTERNAL AND EXTERNAL THREATS / STUDENTS / MODERN SOCIETY / MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталья Анатольевна

В статье в рамках проведенного в октябре 2015 года Институтом социологии РАН мониторинга, направленного на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России, анализируются ответы студенческой молодежи, касающиеся их представлений о нынешней ситуации в России в целом, внутренних и внешних угрозах для страны и перспективах ее развития, а также планов студентов на жизнь, самодостаточности или зависимости от государства, отношения к свободе и материальному благополучию, готовности жертвовать чем-либо ради важных целей в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности. Подчеркивается актуальность и значение гражданского, патриотического и нравственного воспитания молодежи для определения жизненных стратегий граждан и развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russia in the Perception of the Student Youth: A Sociological Analysis

The article discusses the results of the monitoring carried out by the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences in October 2015; the monitoring was aimed at studying the transformation processes in today’s Russia. The article analyses students’ responses and their views on the current situation in Russia as a whole, internal and external threats to the country and its development outlooks, students’ plans for life, their self-sufficiency or dependence on the state, attitude to freedom and material well-being, and readiness to make sacrifices for the sake of important objectives in the context of national security. The article highlights relevance and importance of civic, patriotic and moral education of young people to define the citizens’ life strategies and national development.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ восприятия студенческой молодежью современной России»

Иванова Н.А.

Социологический анализ восприятия студенческой молодежью современной России

Иванова Наталья Анатольевна — соискатель, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: ivanova@,spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 4932-3320

Аннотация

В статье в рамках проведенного в октябре 2015 года Институтом социологии РАН мониторинга, направленного на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России, анализируются ответы студенческой молодежи, касающиеся их представлений о нынешней ситуации в России в целом, внутренних и внешних угрозах для страны и перспективах ее развития, а также планов студентов на жизнь, самодостаточности или зависимости от государства, отношения к свободе и материальному благополучию, готовности жертвовать чем-либо ради важных целей в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности. Подчеркивается актуальность и значение гражданского, патриотического и нравственного воспитания молодежи для определения жизненных стратегий граждан и развития страны.

Ключевые слова

Национальная безопасность, внутренние и внешние угрозы, студенческая молодежь, современное общество, нравственное воспитание молодежи.

Под влиянием процессов глобализации и меняющегося образа жизни , которые затронули большую часть современного мира, включая Россию, происходит трансформация современного общества. Социальное самочувствие1 людей неразрывно связано с их восприятием общей ситуации в стране и мире.

Студенческая молодежь — это своего рода лакмусовая бумага, по которой можно судить о кризисных явлениях в обществе. В период студенчества закладывается ценностный фундамент мировоззрения, формулируются жизненные цели. В России в 2014 году насчитывалось 950 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 5,209 млн студентов2. Проанализировав восприятие молодежью сегодняшней ситуации в мире и стране, можно судить о предпринимаемых государством усилиях в сфере образования, в частности, в области патриотического воспитания, сохранения и развития традиционных российских духовно-нравственных ценностей3. Основным достоинством отечественной системы образования всегда была

1 Сушко В.А., Сушко А.И. Социальная безопасность и социальное самочувствие россиян в современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 2 (24). С. 43-59.

2 Образовательные организации высшего образования (Россия в цифрах — 2015 г.) // Росстат [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15 11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-10.htm (дата обращения: 09.10.2016).

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Совет безопасности Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (дата обращения: 27.03.2016).

его ориентация на целостное развитие личности4, получение тех знаний, которые помогают ориентироваться в мире и давать адекватную оценку происходящим в нем процессам. И, конечно, образование должно отвечать вызовам времени, соответствовать целям модернизации и формировать у молодых людей систему нравственных ценностей5.

Государство и общество должны вовремя выявить возникающую угрозу, предупредить ее появление и устранить опасность6. Впервые термин «безопасность» как состояние спокойствия, появляющееся в отсутствие реальной опасности, появился в трудах философов XVП-XVШ вв. Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка и других мыслителей. Русские языковеды С. Ожегов и В. Даль трактовали безопасность как положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо; состояние защищенности от опасности; защита от опасности ; сохранность, надежность . В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 году, безопасность квалифицируется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»9. В современной России безопасность воспринимается как защита национальных интересов, сохранение ценностей и духовно-нравственных ориентиров, являющихся основой функционирования общества10, обеспечение достойного качества и уровня жизни граждан, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации11.

Происходившие в нашей стране в течение последних двух десятилетий процессы внесли изменения в экономику и политику, в отношения между людьми, в обыденную жизнь каждого человека. Сегодня в условиях угроз, вызванных

4 Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность в современной России: экономические и социокультурные аспекты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

5 Бабич И.Н. Российское образование в контексте многостороннего диалога // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 36. С. 130-142.

URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013babich.htm (дата обращения: 03.12.2016).

6 Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108546/ (дата обращения: 11.11.2016).

7 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981; Ожегов С.И., ШведоваН.И. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

8 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1981. Т. 1.

9 Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-I «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Гарант [Информационно-правовый портал].

URL: http://base.garant.ru/10136200/ (дата обращения: 11.11.2016).

10 Серебрянников В.В., Хлопьев А.Т. Социальная безопасность России. М.: ИСПИ РАН, 1996.

11 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Совет безопасности Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.htmI (дата обращения: 27.03.2016).

глобализацией, государственная молодежная политика12 является тем механизмом общественного регулирования, который позволяет разрешать противоречия развития молодого поколения. Они определяются, с одной стороны, переходным социальным статусом молодежи, а с другой — спецификой современного общества, переживающего новый виток глобальной нестабильности. Помощь в выборе мировоззренческих установок и развитие морально-нравственного контроля становятся в данной ситуации наиболее актуальными задачами молодежной политики13.

В октябре 2015 года Институтом социологии РАН в рамках одного из проектов Российского научного фонда был проведен мониторинг14, направленный на изучение трансформационных процессов, происходящих в современной России. Если попытаться охарактеризовать период, когда проводился мониторинг, то, с одной стороны, наблюдалось резкое ослабление курса рубля, снижение мировых цен на нефть, вооруженный конфликт на Украине, введение санкций и контрсанкций, что могло бы сказаться на повышении протестных настроений в российском обществе. С другой стороны, показатели социально-психологического состояния россиян в тот период улучшились, хотя и незначительно15. Несомненно, на общественные умонастроения граждан положительно повлияло укрепление позиций России на мировой арене, присоединение Крыма, контртеррористические действия в Сирии.

Основные вопросы, предлагавшиеся респондентам, касались их представлений о нынешней ситуации в России в целом, об угрозах для страны, о перспективах ее развития, также задавались вопросы о планах на жизнь, об их самодостаточности или

12 Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 52. С. 87-100. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/52 2015merkulov eliseev.htm (дата обращения: 03.12.2016).

13 Горшков М.К., Седова Н.Н. «Самодостаточные» россияне и их жизненные приоритеты // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 12.

14 Результаты опроса опубликованы в книге: Российское общество и вызовы времени. Книга третья / Под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. Проект РНФ № 14-28-00218 «Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах». В опросе приняли участие 4 000 респондентов. Репрезентативность социологической информации была обеспечена за счет использования модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения на последней ступени. Строго соблюдались профессиональные требования к такому рода опросам. Стандартная величина массива (1 500-2 000 респондентов) была увеличена до 4 000 опрошенных. Количественный состав выборки позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Качественный состав выборки характеризуется такими параметрами, как равноценное соотношение по тендерному принципу (мужчин — 47,8%; женщин — 52,2%), охвачены различные слои населения по территориальному признаку, возрасту, социально-профессиональной принадлежности, достатку, национальности и вероисповедованию. Зондаж общественного мнения проводился по намеченной программе и позволил проследить, как влияют внутриполитические и внешнеполитические факторы на восприятия населения страны. При проведении опроса использовалась методика так называемой «закрытой анкеты»: по каждому вопросу респондентам предлагалось несколько вариантов ответов.

15 Российское общество и вызовы времени. Книга третья.

зависимости от государства, об отношении к свободе и материальному благополучию, о готовности жертвовать чем-либо ради важных целей, о возможности проживания за рубежом и др.

Исследования студенческой молодежи являются актуальными и необходимыми для определения жизненных стратегий граждан и путей дальнейшего развития страны. Анализ ответов российских граждан в рамках проведенного опроса позволяет выявить причины протестных настроений и сформулировать рекомендации по работе с молодежью, касающиеся формирования социально значимых ценностей у студентов через их патриотическое воспитание.

В данной статье предпринята попытка сравнить ответы населения страны в целом и выделенной группы студентов16 с целью выявить сдвиги в общественном настроении и общественных интересах, изменения ценностных моделей17. Ниже приведены ответы жителей России и — отдельно — студентов на вопрос о том, как они оценивали ситуацию в стране в 2015 году (Таблица 1).

Таблица 1. Характеристика ситуации в России в целом

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Ситуация нормальная, спокойная 23,5 35,0

Ситуация напряженная, кризисная 59,3 54,1

Ситуация катастрофическая 8,5 2,7

Затруднились ответить 8,7 8,2

Большинство россиян озабочены ситуацией в стране и понимают, что внешние факторы, как экономические, так и политические, вызывают опасения за будущее. Сравнивая ответы, подчеркнем, что студенты несколько более оптимистичны в оценке ситуации в России в целом, чем общее количество опрашиваемых. Студенты чаще, чем остальные, отмечают, что нынешняя ситуация в России нормальная, спокойная (35% и 23,5% соответственно). Хотя более чем половина всех россиян (и студентов также) оценила текущее положение как «кризисное».

16 Из общего массива опрошенных была выделена социальная группа студенчества (294 человек), которая составляла 7,4% от всех респондентов. В опросе приняли участие студенты из Москвы (9,5%), Казани (5,8%), Воронежа (5,8%), Ростова-на-Дону (5,1%), Нижнего Новгорода (5,1%) и др. российских городов. 48% студентов — юноши и 52% — девушки; возрастной состав представлен в диапазоне от 17 до 32 лет, но основная масса опрошенных — в возрасте от 19 до 23 лет (82,7%); 85,4% респондентов — представители русской национальности; почти 73,5% — из семей, количество человек в которой составляет не более четырех человек; 60% — из областных, краевых и республиканских центров.

17 Горшков М.К. Стране нужны не только публичные политики, но и публичные социологи // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3. С. 39.

Следующий вопрос характеризует, в какой степени и какими угрозами обеспокоены российские граждане (Таблица 2).

Таблица 2. Суждения о характере угроз для России

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Основные угрозы для России исходят из-за рубежа 75,2 26,5

Основные угрозы для России находятся внутри страны 24,4 63,3

Затруднились ответить 0,4 10,2

Хочется обратить внимание на диаметральные различия в ответах на поставленный вопрос между основной массой респондентов и выделенной группой студентов. Если население России в целом считает, что угрозы для страны исходят в основном из-за рубежа (75,2%), то студенты придерживаются мнения, что значительная часть угроз находится внутри страны (63,3%). Можно предположить, что студенты недооценивают внешние факторы в силу небольшого жизненного опыта и полагают, что развитие страны и благополучие ее граждан зависят от внутренней политики, а внешние факторы играют меньшую роль, и что для сильной России не очень важны угрозы, исходящие извне.

Ответы на следующий вопрос показывают, как граждане оценивают перспективы развития России на ближайший год (Таблица 3). Население страны достаточно пессимистично настроено, но на это есть определенные объективные причины, обусловленные нестабильной ситуацией в мире во время проведения опроса.

Таблица 3. Перспективы развития России в ближайший год

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Страна будет развиваться успешно 22 27,6

Страну ждут трудные времена 50,8 37,4

Ничего принципиально не изменится 27,2 35,0

Несомненно, граждане России в целом и студенты в частности обеспокоены будущим развитием страны в ближайшие годы, хотя молодое поколение в лице студенчества разделилось примерно поровну, выбирая один из трех ответов на поставленный вопрос, что свидетельствует о некой устойчивости молодежи к кризисным явлениям: ситуация в стране не рассматривается ею как катастрофичная. Значительная часть студентов предполагает, что страну ждут непростые времена (37,4%) в связи с экономической и политической ситуацией в стране и мире, но в

большинстве своем они считают, что или ничего принципиально не изменится (35,0%), или страна будет развиваться успешно (27,6%).

Ответ еще на один вопрос характеризует устойчивость развития общества (Таблица 4). В зависимости от того, на сколько лет вперед граждане планируют свою жизнь, можно говорить о социальной стабильности. Если люди не знают, что с ними произойдет в ближайшие год или два, то это сигнал, что у населения нет уверенности в завтрашнем дне. Из опроса видно, насколько россияне пока не готовы планировать свою жизнь на долгий срок (54,5%). Но все же студенты более оптимистичны, чем население страны в целом. И это, скорее всего, связано с тем, что студенты — не самая уязвимая со стороны жизненных обстоятельств социальная группа в силу своего возраста и материальной зависимости от старшего поколения.

Таблица 4. Планы на жизнь

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Нет, т. к. в нашей жизни невозможно что-то планировать даже на год вперед 54,5 26,2

Планируют, но только на ближайшие 1-2 года 33,2 48,6

Планируют на ближайшие 3-5 лет и затем просто корректируют свои действия «по ситуации» 9,3 19,0

Планируют свою жизнь не меньше чем на 5-10 лет вперед и потом корректируют свои планы 2,5 5,8

Не ответили 0,6 0,3

Насколько граждане активны в обеспечении благополучия своей семьи, показывают данные Таблицы 5. Без поддержки государства готова себя обеспечить примерно половина населения страны (44,5%), при этом считают, что без поддержки государства им не выжить, 55% опрошенных. Студенты в большей степени готовы отказаться от поддержки со стороны государства (60,5%), но, возможно, они просто рассчитывают на поддержку со стороны родителей. Тем не менее, значительная часть населения ожидает поддержки государства, что еще раз подчеркивает социальный характер Российского государства.

Таблица 5. Самодостаточность и зависимость россиян

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Смогут сами обеспечить себя и свою семью и не нуждаются в поддержке со стороны государства 44,5 60,5

Без поддержки со стороны государства мне и моей семье не выжить 55,1 38,8

Затруднились ответить 0,3 0,7

Анализируя следующую группу ответов россиян в целом и студентов (Таблица 6), касающихся восприятия самодостаточности, наблюдается высокая склонность студентов принимать ответственность за свою жизнь на себя (73,1%), а не возлагать ее на кого-то еще (26,9%). В то время как основная масса населения России примерно поровну делит такую ответственность между собой (51,8%) и внешними обстоятельствами (47,7%). Современные студенты готовы предпринимать активные действия для реализации жизненных планов и считают, что человек сам в ответе за свою судьбу. Это может быть следствием государственной политики, проводившейся в течение многих лет после распада СССР, ориентированной на свободное самоопределение человека и его опору на собственные силы.

Таблица 6. Самодостаточность или зависимость от государства

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Человек сам кузнец своего счастья, и успех и неудачи — все в его руках 51,8 73,1

Жизнь человека в гораздо большей степени определяется внешними обстоятельствами, чем его собственными усилиями 47,7 26,9

Затруднились ответить 0,5 0,0

Рассмотрим еще один вопрос — о жизненных интересах и установках граждан, который показывает, как должна жить Россия в представлениях российских граждан, а также по мнению студентов (Таблица 7).

Таблица 7. Пути развития России

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Россия должна жить по тем же правилам, что и современные западные страны 24,5 34,7

Россия — особая цивилизация, в ней никогда не привьется западный образ жизни 75 64,6

Затруднились ответить 0,5 0,7

Проанализированные данные в целом демонстрируют единение в ответах на данный вопрос. Согласно опросу, 64,6% студентов считают, что Россия — самобытная цивилизация со своей историей, и в ней никогда не привьется западная система ценностей и западный образ жизни. Для студенчества, так же как и для всего населения России, свойственны патриотические устремления. Граждане России ориентированы на «власть, способную обеспечить сильное, независимое, демократическое государство. При этом государство мыслится как опора, а вовсе не противник, с которым призвано

бороться гражданское общество, в соответствии с либерально-демократической концепцией»18.

Свобода как ценность, как право пользоваться достижениями цивилизации, иметь альтернативный выбор, высоко ценится россиянами. Для студентов важно, чтобы в обществе создавались такие условия, которые позволят каждому молодому человеку выбирать свой жизненный путь. Очень показательны ответы респондентов на пару утверждений о важности категории свободы в жизни человека (Таблица 8). И все опрошенные граждане в целом (59,5%), и студенты (73,5%) придают большую важность наличию свободы в своей жизни. Хотя основное население страны (40%), да и студенты (26,2%) не сильно принижают роль материального благополучия. Студенты стремятся к свободе и независимости, а материальное благополучие расценивается ими в меньшей степени как приоритетное.

Таблица 8. Свобода и материальное благополучие

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Свобода — то, без чего жизнь человека теряет смысл 59,5 73,5

Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна 40,0 26,2

Затруднились ответить 0,6 0,3

В то же время значительная часть населения не готова жертвовать собственным благополучием ради важных общезначимых целей (около 70%), и в этом вопросе единодушны и студенты, и граждане страны в целом (Таблица 9). Менее 30% (29,9% и 26,2% соответственно) респондентов имеют альтруистические убеждения. Это говорит о том, насколько важным является материальное благополучие для граждан страны — гораздо более, чем духовные ценности. Но в то же время, возможно, это связано со страхом людей остаться без средств к существованию. Общество потребления превалирует в умонастроениях жителей России и студентов, которые ориентированы на выживание в современном обществе, в том числе.

Таблица 9. Готовность жертвовать чем-либо ради важных целей

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Ради высоких, общезначимых целей можно пожертвовать личным благополучием 29,9 26,2

Я не готов(а) жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей 69,8 73,5

Затруднились ответить 0,4 0,3

18 Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году / Под ред. Г.В. Осипова и Г.И. Осадчей. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, несмотря ни на что, Россия, по мнению респондентов, находится на верном пути развития и в перспективе этот путь даст положительные результаты. Граждане с оптимизмом смотрят в будущее. Такую точку зрения разделяют и россияне в целом (72,9%), и студенчество в том числе (69,4%) (Таблица 10).

Таблица 10. Перспективы развития России

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Путь, по которому идет современная Россия, даст в перспективе положительные результаты 72,9 69,4

Путь, по которому идет современная Россия, ведет страну в тупик 26,3 29,6

Затруднились ответить 0,8 1,0

Во многом пессимистические настроения среди молодежи (29,6%) обусловлены наличием в их жизни другой реальности — это телевидение, интернет и компьютерные игры, где они погружаются в другой, особый мир, который не всегда имеет какое-либо отношение к действительности.

Нельзя сказать, что современная молодежь мало интересуется российской историей, культурой и ориентирована на западные ценности. Так, например, всего 17,7% студентов рассматривают возможность уехать за рубеж, чтобы жить там постоянно. Хотя, по сравнению со всеми опрошенными гражданами (8,1%), этот показатель не такой и низкий. Основная масса респондентов предпочитает поехать на стажировку или учебу (39,1%), а у 20,1% студентов и 65,2% россиян в целом нет желания жить за рубежом (Таблица 11).

Таблица 11. Ориентация на зарубежную страну как место постоянного жительства

Ответ Все опрошенные (%) Студенты (%)

Уехать, чтобы жить там постоянно 8,1 17,7

Уехать на время заработать деньги 17,5 21,1

Поехать на стажировку, учебу 8,3 39,1

Вообще нет желания жить за рубежом 65,2 20,1

Не ответили 1,0 2,0

Поскольку задачи патриотического воспитания являются приоритетными для благополучного развития государства и общества, «важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать

чувство гордости за Отечество»19. Определение средств, форм и методов работы со студентами находится в прямой зависимости от знания социальных особенностей данной группы населения.

Социальные институты и структуры в постсоветском обществе претерпевают серьезную трансформацию. Глобальное перемещение людей, обмен технологиями, идеями, символами, капиталом расширяются с каждым днем, а ценности, институты и практики, их обосновывающие, отстают во времени20. От нашего сегодняшнего выбора путей дальнейшего развития зависит будущее. И, конечно, образовательные учреждения могут и должны стать центрами духовного и патриотического воспитания граждан (и в первую очередь — молодого поколения), внедрять принципы духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику21.

Полученный статистический материал позволяет выявить воспринимаемые гражданами «болевые точки» современной ситуации в стране и, возможно, скорректировать направление молодежной политики, повысить внимание к актуальным проблемам, усилить патриотическое воспитание. Не может остаться без внимания тот факт, что более 50% студентов оценивают ситуацию в стране как напряженную и кризисную и более 70% не готовы жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей. Смысл жизни для них в материальном благополучии и самовыражении.

В современном обществе необходимо уделять существенное внимание духовному развитию молодого поколения22, формированию его мировоззрения, ценностных ориентаций и идеалов. В воспитании патриотических и гражданских качеств, любви к своему государству важнейшая роль принадлежит системе образования23. Необходима слаженная работа всех без исключения участников образовательного процесса, направленная на повышение качества образования и

19 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835/259d15e3e1e1cdf34051651764c142ec83e16 404 (дата обращения: 09.10.2016).

20 МартинеллиА. Глобальная модернизация. Переосмысляя проект современности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

21 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Совет безопасности Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (дата обращения: 27.03.2016).

22 Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003.

23 Шаповалов В.Ф. Государство как ценность // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 50. С. 5-22. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/50 2015shapovalov.htm (дата обращения: 03.12.2016).

воспитание личности, и в последние годы государством предпринимается немало усилий для сохранения традиционных ценностей через реализацию молодежной политики. В посланиях Президента Российской Федерации из года в год подчеркивается, насколько важно сохранение традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу русского народа24.

Когда в обществе отсутствуют моральные ценности и нормы, молодежь может стать объектом манипуляций. В социуме, в котором наблюдаются духовно-нравственные противоречия и потеряны национальные ориентиры, сложно сформировать гармонично развитую личность. В этих условиях неизбежно утрачивается созидательный потенциал народа, что неизбежно ведет к ослаблению основ государства25. Когда народ утрачивает понимание исторической перспективы, в стране наблюдается чувство тревожности, апатии и неудовлетворенности.

Гражданско-политическая социализация современной студенческой молодежи 1993-1997 годов рождения происходила уже в «стабильной» России, когда были предприняты основные шаги в направлении консолидации расколотого российского социума через гражданско-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях26. Можно предположить, что в условиях глобализации, в условиях, когда после распада СССР молодежная политика находилась на периферии государственных интересов и подрастающее поколение было предоставлено само себе, будут наблюдаться диаметрально противоположные ответы на поставленные вопросы, но это не так. По базовым нормам и ценностям жизненные установки основной массы населения страны и студенчества не находятся в существенном отрыве друг от друга.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-I «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Гарант [Информационно-правовый портал]. URL: http://base.garant.ru/10136200/ (дата обращения: 11.11.2016).

24 Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Президент России [Официальный Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 16.10.2016);_ Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Президент России [Официальный Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 16.10.2016).

25 КлементьевД.С. Социология и психология управления: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014.

26 Гаврилюк В.В. Патриотизм и гражданственность в образе современной России // Социология общества: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 2144-2151.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835/259d15e3e1e1cdf340516 51764c142ec83e16404 (дата обращения: 09.10.2016).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Совет безопасности Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (дата обращения: 27.03.2016).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108546/ (дата обращения: 11.11.2016).

5. Бабич И.Н. Российское образование в контексте многостороннего диалога // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 36. С. 130-142. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013babich.htm (дата обращения: 03.12.2016).

6. Гаврилюк В.В. Патриотизм и гражданственность в образе современной России // Социология общества: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 1921 октября 2016 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 2144-2151.

7. Горшков М.К. Стране нужны не только публичные политики, но и публичные социологи // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3. С. 36-41.

8. Горшков М.К., Седова Н.Н. «Самодостаточные» россияне и их жизненные приоритеты // Социологические исследования. 2015. № 12. C. 4-16.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1981. Т. 1.

10. КлементьевД.С. Социология и психология управления: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014.

11. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность в современной России: экономические и социокультурные аспекты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

12. Мартинелли А. Глобальная модернизация. Переосмысляя проект современности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

13. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. Региональная государственная молодежная политика: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 52. С. 87-100. URL: http://e-

journal.spa.msu.ru/vestnik/item/52 2015merkulov eliseev.htm (дата обращения: 03.12.2016).

14. Образовательные организации высшего образования (Россия в цифрах — 2015 г.) // Росстат [Официальный сайт]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b 15_11/IssWW W.exe/Stg/d01/08-10.htm (дата обращения: 09.10.2016).

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

17. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003.

18. Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Президент России [Официальный Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 16.10.2016).

19. Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Президент России [Официальный Сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 16.10.2016).

20. Российское общество и вызовы времени. Книга третья / Под ред. М.К. Горшкова и Н Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016.

21. Серебрянников В.В., Хлопьев А.Т. Социальная безопасность России. М.: ИСПИ РАН, 1996.

22. Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году / Под ред. Г.В. Осипова и Г.И. Осадчей. М.: ИСПИ РАН, 2014.

23. Сушко В.А., Сушко А.И. Социальная безопасность и социальное самочувствие россиян в современной России // Ценности и смыслы. 2013. № 2 (24). С. 43-59.

24. Шаповалов В.Ф. Государство как ценность // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 50. С. 5-22.

URL: http://e-j ournal. spa.msu.ru/vestnik/item/50_2015 shapovalov.htm (дата обращения: 03.12.2016).

Ivanova N.A.

Modern Russia in the Perception of the Student Youth: A Sociological Analysis

Natalya A. Ivanova — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Annotation

The article discusses the results of the monitoring carried out by the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences in October 2015; the monitoring was aimed at studying the transformation processes in today's Russia. The article analyses students' responses and their views on the current situation in Russia as a whole, internal and external threats to the country and its development outlooks, students' plans for life, their self-sufficiency or dependence on the state, attitude to freedom and material well-being, and readiness to make sacrifices for the sake of important objectives in the context of national security. The article highlights relevance and importance of civic, patriotic and moral education of young people to define the citizens' life strategies and national development.

Keywords

National security, internal and external threats, students, modern society, moral education of young people.

References:

1. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 05.03.1992 № 2446-I "O bezopasnosti" (s izmeneniiami i dopolneniiami) (utratil silu). Garant [Informatsionno-pravovyi portal]. URL: http://base. garant. ru/10136200/ (data obrashcheniia: 11.11.2016).

2. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovoi portal]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835/259d15e3e1e1cdf34051651764c142 ec83e16404 (data obrashcheniia: 09.10.2016).

3. Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683. Sovet bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/133.html (data obrashcheniia: 27.03.2016).

4. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 28.12.2010 № 390-FZ "O bezopasnosti". Konsul'tantPlius [Informatsionno-pravovoi portal]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108546/ (data obrashcheniia: 11.11.2016).

5. Babich I.N. Rossiiskoe obrazovanie v kontekste mnogostoronnego dialoga. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2013, 36, pp. 130-142. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/36 2013babich.htm (data obrashcheniia: 03.12.2016).

6. Gavriliuk V.V. Patriotizm i grazhdanstvennost' v obraze sovremennoi Rossii. Sotsiologiia obshchestva: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naia spravedlivost'. Materialy V Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa (Ekaterinburg, 19-21 oktiabria 2016 g.) / Otv. red. V.A. Mansurov. Moscow: Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov, 2016. Pp. 2144-2151.

7. Gorshkov M.K. Strane nuzhny ne tol'ko publichnye politiki, no i publichnye sotsiologi. Monitoring obshchestvennogo mneniia, 2005, 3, pp. 36-41.

8. Gorshkov M.K., Sedova N.N. "Samodostatochnye" rossiiane i ikh zhiznennye prioritety. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2015, 12, pp. 4-16.

9. Dal' V. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka: v 41. Moscow: Russkii iazyk, 1981. T. 1.

10. Klement'ev D.S. Sotsiologiia i psikhologiia upravleniia: Monografiia. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: ARGAMAK-MEDIA, 2014.

11. Kostin V.I., Kostina A.V. Natsional'naia bezopasnost' v sovremennoi Rossii: ekonomicheskie i sotsiokul'turnye aspekty. Moscow: Knizhnyi dom "LIBROKOM', 2013.

12. Martinelli A. Global'naia modernizatsiia. Pereosmysliaia proekt sovremennosti. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2006.

13. Merkulov P.A., Eliseev A.L. Regional'naia gosudarstvennaia molodezhnaia politika: problemy i perspektivy. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2015, 52, pp. 87-100. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/vestnik/item/52 2015merkulov eliseev.htm (data obrashcheniia: 03.12.2016).

14. Obrazovatel'nye organizatsii vysshego obrazovaniia (Rossiia v tsifrakh — 2015 g.). Rosstat [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b15 11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-10.htm (data obrashcheniia: 09.10.2016).

15. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka. Moscow: Russkii iazyk, 1981.

16. Ozhegov S.I., Shvedova N.I. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka. Moscow, 1995.

17. Polozhenie molodezhi i realizatsiia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii: 2002 god / Otv. red. Iu.A. Zubok, V.I. Chuprov. Moscow: Ministerstvo obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii, 2003.

18. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniiu ot 12.12.2012. Prezident Rossii [Ofitsial'nyi Sait]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (data obrashcheniia: 16.10.2016).

19. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniiu ot 12.12.2013. Prezident Rossii [Ofitsial'nyi Sait]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (data obrashcheniia: 16.10.2016).

20. Rossiiskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga tret'ia / Pod red. M.K. Gorshkova i N.E. Tikhonovoi. Moscow: Ves' Mir, 2016.

21. Serebriannikov V.V., Khlop'ev A.T. Sotsial'naia bezopasnost' Rossii. Moscow: ISPI RAN, 1996.

22. Sotsiologiia i ekonomika sovremennoi sotsial'noi real'nosti. Sotsial'naia i sotsial'no-politicheskaia situatsiia v Rossii v 2013 godu / Pod red. G.V. Osipova i G.I. Osadchei. Moscow: ISPI RAN, 2014.

23. Sushko V.A., Sushko A.I. Sotsial'naia bezopasnost' i sotsial'noe samochuvstvie rossiian v sovremennoi Rossii. Tsennosti i smysly, 2013, 2 (24), pp. 43-59.

24. Shapovalov V.F. Gosudarstvo kak tsennost'. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2015, 50, pp. 5-22. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/50 2015shapovalov.htm (data obrashcheniia: 03.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.