Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в Орловской области'

Реализация государственной молодежной политики в Орловской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1286
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МОЛОДЕЖЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МОЛОДЕЖИ / STATE YOUTH POLICY / REGULATORY ENVIRONMENT / YOUTH / YOUTH LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович

Статья посвящена изучению уровня осведомленности и оценке молодежью перспектив развития нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. Выводы статьи базируются на результатах социологического опроса молодежи Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Меркулов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of the State Youth Policy in Oryol Oblast

The article studies the level of awareness and young people’s estimation of the prospects for the regulatory and legal framework development in the field of the state youth policy. The conclusions of the article are based on the results of a sociological survey of the youth of the Oryol region.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в Орловской области»

Реализация государственной молодежной политики в Орловской области

П. А. Меркулов (Российский государственный университет туризма и сервиса)

Статья посвящена изучению уровня осведомленности и оценке молодежью перспектив развития нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. Выводы статьи базируются на результатах социологического опроса молодежи Орловской области.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, нормативно-правовая база, молодежь, законодательство о молодежи.

Молодежь — органическая составная и место в социальной структуре. Не перечис-

часть российского общества. Как любая ляя особенности данной социальной группы,

социальная группа, она обладает рядом уни- следует сразу указать на главное — именно

кальных особенностей, определяющих ее роль молодежь во многом определяет лицо России

в настоящем и будет определять в ближайшей и отдаленной перспективе.

Государство заинтересовано в формировании поколения, способного обеспечить жизнеспособность российского общества. Главным механизмом воздействия государства на молодежь является проводимая им государственная молодежная политика.

«Государственная молодежная политика, — указывается в Постановлении Верховного Совета РФ № 5090-01 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г., — является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека» (Постановление Верховного совета..., 1993: Электр. ресурс).

Государственная молодежная политика последних двух десятилетий определялась рядом нормативных актов, в том числе Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г.), Постановлением Верховного Совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г.), Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации» (1995 г.), постановлениями Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (2000 г.), «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002-2010 годы» (2000 г.), Постановлением Правительства «О Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” на 2006-2010 годы» (2005 г.), Распоряжением

Правительства «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2006 г.), Распоряжением Правительства «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» (2008 г.) и др.

В регионах разработаны и осуществляются на практике региональные законы, программы, направленные на решение молодежных проблем.

Однако до сегодняшнего дня отсутствует единый федеральный закон о молодежи, что снижает эффективность предпринимаемых усилий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Необходимость разработки федерального закона в настоящее время осознается многими специалистами, работающими в сфере реализации молодежной политики, и научным сообществом. Но немаловажно, чтобы эта необходимость осознавалось и самим субъектом воздействия молодежной политики — молодежью.

Одной из задач социологического исследования, проведенного весной 2013 г. в Орловской области, являлось определение уровня заинтересованности молодежи региона в совершенствовании законодательства, регулирующего государственную молодежную политику.

Социологический опрос проведен в апреле — мае 2013 г. Объектом исследования явилась молодежь Орловской области в возрасте 14-30 лет. Метод сбора информации — индивидуальное и групповое анкетирование. В опросе использовалась смешанная выборка. На первом этапе — стратифицированная. В качестве страт выступают учащиеся средних школ, средних профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений и работающая молодежь. На втором этапе применялась районированная выборка. Места опроса: г. Орел, Болховский, Мценский, Ливенский, Орловский, Шаблыкинский районы Орловской области. Всего опрошено 659 респондентов.

Полученная выборочная совокупность состоит из 48% мужчин и 52% женщин. Страты представлены следующим образом:

Состав выборочной совокупности %

Ученики школы 7,0

Студенты колледжа 6,7

Студенты вуза ,0 сч

Работающая молодежь 51,8

Временно неработающая молодежь 5,5

Структура выборочной совокупности в целом соответствует численности молодежи Орловской области. Ошибка выборки не превышает 5%, что позволяет считать стратифицированную выборку репрезентативной.

Государственная молодежная политика — направление деятельности государства по формированию молодого поколения, способного эффективно решать задачи социальноэкономического и социально-политического развития России. Это один из действенных инструментов развития страны.

В социологическом опросе выяснялось, знакомо ли респондентам само понятие «государственная молодежная политика». Положительно ответили на этот вопрос 41,6% респондентов, 43,6% заявили, что данное понятие им незнакомо. Остальные затруднились с ответом, что дает основание считать их недостаточно сведущими в данной сфере.

Большинство опрошенных (63,3%) уверено в необходимости проведения государственной молодежной политики, что значительно превышает долю имеющих о ней какое-либо представление. Отрицают необходимость государственной молодежной политики всего 13,5% респондентов и 23,2% затруднились с ответом. Таким образом, даже при условии, что все знакомые с данным понятием согласились с объективной необходимостью проведения государственной молодежной политики, каждый третий сделал это «вслепую» — не имея четкого представления, что это такое.

Данное заключение подтверждается корреляцией вопросов «Знакомо ли Вам понятие «государственная молодежная политика»?» и «Нужна ли государственная молодежная политика?». Среди респондентов, знакомых с понятием «государственная молодежная политика», подавляющее большинство убеж-

дены в необходимости ее проведения. Но и в группе тех, кто с данным понятием, по собственному признанию, незнаком, поддерживают проведение государственной молодежной политики около половины опрошенных.

Наиболее высокий уровень как осведомленности о понятии «государственная молодежная политика», так и признания ее необходимости декларировала самая молодая группа респондентов в возрастном интервале 14-17 лет.

Меньше, чем учащиеся и студенты, представляют себе государственную молодежную политику работающие (38,6%) и временно неработающие молодые люди (19,4%).

Женщины опережают мужчин по уровню осведомленности на 16,7%, а по осознанию необходимости проведения государственной молодежной политики — на 16,4%.

Жители города Орла лучше жителей райцентров, но хуже сельской молодежи осведомлены о том, что такое государственная молодежная политика. Три четверти селян уверены, что молодежную политику проводить необходимо, 62,7% опрошенных жителей города Орла и только половина жителей райцентров рассуждают таким же образом.

Более высокие показатели сельской молодежи объясняются, по всей видимости, тем, что респонденты, относящие себя к категории «сельская молодежь», в основном находятся на обучении или на заработках в более крупных населенных пунктах, оставаясь селянами по месту прописки. Это по большей части молодые люди, стремящиеся к определенному жизненному успеху и находящиеся на пути к нему, что порождает надежду и придает им ощущение большего социального оптимизма по сравнению с коренными горожанами.

В 1997 г. в Орловской области был принят закон «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области», который с определенными поправками действовал на протяжении 13 лет. В декабре 2010 г. был принят новый закон Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области». Данный закон «устанавливает правовые основы, общие принципы, основные направления государственной мо-

лодежной политики в Орловской области, а также полномочия органов государственной власти Орловской области в указанной сфере» (Долгосрочная областная целевая программа., 2011: Электр. ресурс).

Закон определяет субъектов, принципы государственной молодежной политики в Орловской области, полномочия губернатора, областного совета народных депутатов, правительства, органа исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере государственной молодежной политики в Орловской области. Кроме этого, в законе перечислены основные направления государственной молодежной политики в Орловском регионе и источники финансирования.

Однако, как показал опрос, знают о наличии закона «О государственной молодежной политике в Орловской области» лишь 16,5% опрошенных молодых людей.

На протяжении многих лет в Орловском регионе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь Орловщины». В частности, в данное время действует утвержденная в 2010 г. программа «Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы». Об этой программе известно лишь 19% респондентов.

Чем старше опрошенные, тем ниже уровень их осведомленности. Школьники и студенты знают о региональном законе «О государственной молодежной политике в Орловской области» значительно лучше, чем работающая молодежь или безработные (школьники — 28,3%, работающая молодежь — 13,5%).

Женщины лучше мужчин осведомлены о региональной долгосрочной программе «Молодежь Орловщины» (21,3% женщин и 16,5% мужчин — соответственно).

Уровень информированности о региональном законе не зависит от места проживания. А вот уровень информированности относительно долгосрочной региональной программы «Молодежь Орловщины» выше у жителей села.

В социологическом исследовании респондентам, знакомым с региональной программой «Молодежь Орловщины», был предложен перечень основных направлений программы с предложением указать наиболее полезные

и актуальные с их точки зрения. Этот перечень включал в себя направления как ныне действующей программы («Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы»), так и предыдущих программ («Молодежь Орловщины (2001-2005 годы), «Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)».

Каждый шестой затруднился ответить на данный вопрос. Наиболее востребованным и популярным оказалось направление, отсутствующее в последней программе, — содействие обеспечению молодых семей жильем (его отметил каждый третий опрошенный). Причем среди респондентов в возрасте 26-30 лет это направление указал почти каждый второй (44,4%). Каждый четвертый отметил важность поддержки талантливой молодежи, волонтерства, общественных объединений молодежи.

Среди направлений, которые, с точки зрения респондентов, также должны включаться в региональную программу, молодые орловча-не назвали следующие: организация досуга молодежи, помощь в обеспечении работой, поддержка сирот, инвалидов, малообеспеченных, воспитание терпимости, уважения, привитие моральных норм (перечислены в порядке убывания).

Работающие респонденты в два раза чаще школьников и студентов отмечают как полезный раздел «Обеспечение жильем молодых семей» (работающие — 44,1%, школьники — 20%, студенты вузов — 25%). Полезность и актуальность борьбы с наркоманией выделяют прежде всего школьники (школьники — 33,3%, студенты вузов — 18,2%, работающая молодежь — 5,9%).

Подавляющее большинство респондентов (60,2%) не знают или затрудняются (22,8%) назвать органы государственной власти, отвечающие в Орловском регионе за реализацию государственной молодежной политики. Только 17% опрошенных молодых людей оказались готовыми ответить на данный вопрос.

Среди образовательных групп по степени осведомленности впереди оказались люди с высшим образованием (22,6%). О своем знании органов власти, отвечающих за проведение государственной молодежной политики, заявила каждая пятая женщина и только 13,8% мужчин.

Таким образом, на основании проведенного опроса можно заключить, что, несмотря на относительно невысокий уровень понимания сути государственной молодежной политики и знания законов и программ ее осуществления на Орловщине, большая часть молодежи региона осознает ее необходимость и надеется на ее помощь в процессе социализации и решения ряда актуальных социально-экономических проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. №5090-01 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993) [Электр. ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3228 [архивировано в Archive.Is] (дата обращения:

12.07.2013).

Долгосрочная областная целевая программа «Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы» (2011) [Электр. ресурс] // Портал Орловской области — публичный информационный центр. URL: http://orel-region.ru/sendfile.php?id=6583 [архивировано в WebCite] (дата обращения:

12.07.2013).

Дата поступления: 15.08.2013 г.

THE IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN ORYOL OBLAST P. A. Merkulov (The Russian State University of Tourism and Service)

The article studies the level of awareness and young people’s estimation of the prospects for the regulatory and legal framework development in the field of the state youth policy. The conclusions of the article are based on the results of a sociological survey of the youth of the Oryol region.

Keywords: state youth policy, regulatory environment, youth, youth legislation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Postanovlenie Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii ot 3 iiunia 1993 g. №5090-01 «Ob osnovnykh napravleniiakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii» (1993) [Elektr. resurs] // Federal’noe gosudarstvennoe biudzhetnoe uchrezhdenie «Federal’nyi tsentr obra-zovatel’nogo zakonodatel’stva». URL: http://www.lexed.ru/doc.php?id=3228 [arkhivi-rovano v [архивировано в Archive.Is] (data obrashcheniia: 12.07.2013).

Dolgosrochnaia oblastnaia tselevaia programma «Molodezh’ Orlovshchiny na 2011-2015 gody» (2011) [Elektr. resurs] // Portal Orlovskoi oblasti — publichnyi informatsionnyi tsentr. URL: http://orel-region.ru/sendfile.php?id=6583 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia:

12.07.2013).

Научная жизнь

В октябре 2013 г. в Московском гуманитарном университете прошло 27-е заседание Русского интеллектуального клуба, посвященное 95-летнему юбилею ВЛКСМ. Тема заседания «Комсомол: мифы и реальность». Члены РИК, приглашенные гости обсуждали вопросы, связанные с вымыслами и правдой о самороспуске ВЛКСМ, формах и методах партийного руководства комсомолом, участии комсомольцев в Великой Отечественной войне, строительстве БАМа, а также говорили о том, какие уроки из прошлого можно извлечь при объективном изучении истории комсомола.

Во вступительном слове президент Русского интеллектуального клуба ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский предложил рассматривать феномен комсомола широко, в том числе учитывая особенности современного мифотворчества, его цели и задачи. Исследователям в работе по демифологизации истории ВЛКСМ важно, опираясь на документы, показать, что комсомол представлял собой уникальную организацию, которая выполняла важнейшие социальные функции, причем выполняла очень эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.