УДК 316.34;316.35
РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОЦЕНКАХ ОРЛОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Меркулов Павел Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и политологии, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The article reveals the essence of the state youth policy, reveals the mechanism of its implementation, provides a brief analysis of the existing legal framework in this area. Article examines the level of awareness and assessment youth Orel process of state youth policy and development prospects of the legal framework of the state youth policy. Conclusions of the article are based on the results of a sociological survey of young people Orel region, conducted in April - May 2013
В статье раскрывается сущность государственной молодежной политики, рассматривается механизм ее реализации, дается краткий анализ существующей нормативно-правовой базы в данной сфере. Статья посвящена изучению уровня осведомленности и оценке молодежью Орловской области процесса реализации государственной молодежной политики и перспектив развития нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. Выводы статьи базируются на результатах социологического опроса молодежи Орловской области, проведенного в апреле - мае 2013 года.
Keywords: state youth policy, norm-legal base, youth, federal law on youth
Ключевые слова: государственная молодежная политика, нормативно-правовая база, молодежь, Федеральный закон о молодежи
Молодежь - органическая составная часть российского общества. Как любая социальная группа, она обладает рядом уникальных особенностей, определяющих ее роль и место в социальной структуре. Не перечисляя особенности данной социальной группы, следует сразу указать на главное - именно молодежь во многом определяет лицо России в настоящем и будет определять в ближайшей и отдаленной перспективе.
Государство заинтересовано в формировании поколения, способного обеспечить жизнеспособность российского общества. Главным механизмом воздействия государства на молодежь является проводимая им государственная молодежная политика.
«Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека» [1].
Государственная молодежная политика последних двух десятилетий определялась рядом нормативных актов, в том числе Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992) [2], Постановлением
Верховного совета РФ «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993) [3], Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации» (1995) [4], Постановлениями правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (2000) [5], «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (2000) [6], Распоряжением Правительства «О Стратегии государственной
молодежной политики в Российской Федерации» (2006) [7] и др.
В регионах разработаны и осуществляются на практике региональные законы, программы, направленные на решение молодежных проблем.
Однако до сегодняшнего дня отсутствует единый Федеральный закон о молодежи, что снижает эффективность предпринимаемых усилий как на федеральном, так и на региональном уровне.
Необходимость разработки Федерального закона в настоящее время осознается многими специалистами, работающими в сфере реализации молодежной политики и научным сообществом. Важно, чтобы эта необходимость осознавалась и самим субъектом воздействия молодежной политики - молодежью.
Одной из задач социологического исследования, проведенного весной 2013 года, являлось определение уровня заинтересованности молодежи Орловского региона в
совершенствовании законодательства, регулирующего государственную молодежную политику.
Социологический опрос проведен в апреле - мае 2013 года. Объектом исследования явилась молодежь Орловской области в возрасте 14-30 лет. Метод сбора информации -индивидуальное и групповое анкетирование.
В опросе использовалась смешанная выборка: на первом этапе стратифицированная. В качестве страт выступают: учащиеся средних школ, средних профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений и работающая молодежь. На втором этапе применялась районированная выборка. Место опроса: г. Орел, Болховский, Мценский, Ливенский, Орловский, Шаблыкинский районы области. Всего опрошено 659 респондентов.
Полученная выборочная совокупность состоит из 48% мужчин и 52% женщин. Страты представлены следующим образом:
Состав выборочной совокупности %
Ученики школы 7,0
Студенты колледжа 6,7
Студенты вуза 29,0
Работающая молодежь 51,9
Временно не работающая молодежь 5,5
Структура выборочной совокупности в целом соответствует численности молодежи Орловской области. Ошибка выборки не превышает 5%, что позволяет считать стратифицированную выборку репрезентативной.
1. Реализация государственной молодежной политики в Орловском регионе
Государственная молодежная политика - направление деятельности государства по формированию молодого поколения, способного эффективно решать задачи социальноэкономического и социально-политического развития России. Это один из действенных инструментов развития страны.
В социологическом опросе выяснялось, знакомо ли респондентам само понятие «государственная молодежная политика». Положительно ответили на этот вопрос 41,6% респондентов, 43,6% заявили, что данное понятие им не знакомо, остальные затруднились с ответом, что дает основание считать их недостаточно сведущими в данной сфере.
Большинство опрошенных (63,3%) уверены в необходимости проведения государственной молодежной политики, что значительно превышает долю имеющих о ней какое-либо представление. Отрицают необходимость государственной молодежной политики всего 13,5% респондентов и 23,2 % затруднились с ответом. Таким образом, даже при условии, что все знакомые с данным понятием согласились с объективной необходимостью проведения государственной молодежной политики, каждый третий сделал это «вслепую», не имея четкого представления, что это такое.
Данное заключение подтверждается корреляцией вопросов «Знакомо ли Вам понятие «государственная молодежная политика»?» и «Нужна ли государственная молодежная политика?». Среди респондентов, знакомых с понятием «государственная молодежная политика», подавляющее большинство убеждены в необходимости ее проведения. Но и в группе тех, кто с данным понятием, по собственному признанию, не знаком, поддерживают проведение государственной молодежной политики около половины опрошенных (рис. 1).
• 1 понятие "государственная молодежная политика" знакомо
Рис. 1. Оценка респондентами необходимости государственной молодежной политики в зависимости от их знакомства с понятием «государственная молодежная политика», %
Наиболее высокий уровень как осведомленности о понятии «государственная молодежная политика», так и признания ее необходимости декларировала самая молодая группа респондентов в возрастном интервале 14-17 лет (рис. 2).
80 -1 70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -
75.4
65.8
56.5
62
14-17 пет
18-21 год
22-25 пет
26-30 пет
Рис. 2. Уровень осведомленности респондентов о понятии «государственная молодежная политика» и признания ее необходимости в зависимости от возраста опрошенных, %
Меньше, чем учащиеся и студенты, представляют себе государственную молодежную политику работающие (38,6%) и временно не работающие молодые люди (19,4%).
Как видно из рис. 3, женщины опережают мужчин по уровню осведомленности на 16,7%, а по осознанию необходимости проведения государственной молодежной политики - на 16,4%.
80 60 -40 -20 -о -
□ понятие "государственная молодежная политика" знакомо
□ государственная молодежная политика нужна
54,7
71,1
мужчины
женщины
Рис. 3. Соотношение уровня осведомленности респондентов о понятии «государственная молодежная политика» и осознания необходимости государственной молодежной
политики в зависимости от пола, %
Жители города Орла лучше жителей райцентров, но хуже сельской молодежи осведомлены о том, что такое государственная молодежная политика. Три четверти селян уверены, что молодежную политику проводить необходимо, 62,7% опрошенных жителей города Орла и только половина жителей райцентров рассуждают таким же образом (рис. 4).
Более высокие показатели сельской молодежи объясняются, по всей видимости, тем, что респонденты, относящие себя к категории «сельская молодежь», в основном находятся на обучении или на заработках в более крупных населенных пунктах, оставаясь селянами по месту прописки. Это по большей части молодые люди, стремящиеся к определенному жизненному успеху и находящиеся на пути к нему, что порождает надежду и придает им ощущение большего социального оптимизма по сравнению с коренными горожанами.
□ понятие "государственная молодежная политика" знакомо
Рис. 4. Соотношение уровня осведомленности респондентов о понятии «государственная молодежная политика» и осознания необходимости ее проведения в зависимости от места
жительства, %
В 1997 году в Орловской области был принят закон «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области» [8], который с определенными поправками действовал на протяжении 13 лет. В декабре 2010 года был принят новый закон Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области» [9]. Данный закон «устанавливает правовые основы, общие принципы, основные направления государственной молодежной политики в Орловской области, а также полномочия органов государственной власти Орловской области в указанной сфере» [9].
Закон определяет субъектов, принципы государственной молодежной политики в Орловской области, полномочия Губернатора, Областного Совета народных депутатов, правительства, органа исполнительной государственной власти специальной компетенции в сфере государственной молодежной политики в Орловской области. Кроме того, в законе перечислены основные направления государственной молодежной политики в Орловском регионе и источники финансирования.
Однако, как показал опрос, знают о наличии закона «О государственной молодежной политике в Орловской области» лишь 16,5% опрошенных молодых людей.
На протяжении многих лет в Орловском регионе реализуется долгосрочная целевая программа «Молодежь Орловщины». В частности в данное время действует утвержденная в 2010 году программа «Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы» [10]. О данной программе известно лишь 19% респондентов.
Как видно из рис. 5, чем старше опрошенные, тем ниже уровень их осведомленности. Школьники и студенты знают о региональном законе «О государственной молодежной политике в Орловской области» значительно лучше, чем работающая молодежь или безработные (школьники - 28,3%, работающая молодежь - 13,5%).
45 1 40 -
35 -
30 -
25 -
20 -
15 -
10 -
5 -
0 -
□ знают о законе "О государственной молодежной политике в Орловской области"
□ знают о региональной программе "Молодежь Орловщины"
38,6
15,3
12,9
14-17 лет
18-21 год
22-25 лет
26-30 лет
Рис. 5. Уровень осведомленности о региональном законе «О государственной молодежной политике в Орловской области» и о программе «Молодежь Орловщины» в зависимости от
возраста респондентов, %
Женщины лучше мужчин осведомлены о региональной долгосрочной программе «Молодежь Орловщины» (21,3% женщин и 16,5% мужчин соответственно).
Уровень информированности о региональном законе не зависит от места проживания. А вот уровень информированности относительно долгосрочной региональной программы «Молодежь Орловщины» выше у жителей села (рис. 6).
Рис. 6. Уровень осведомленности о региональном законе «О государственной молодежной политике в Орловской области» и о программе «Молодежь Орловщины» в зависимости от
места проживания, %
В социологическом исследовании респондентам, знакомым с региональной программой «Молодежь Орловщины», был предложен перечень основных направлений программы с предложением указать с их точки зрения наиболее полезные и актуальные. Этот перечень включал в себя как направления ныне действующей программы («Молодежь Орловщины на 2011-2015 годы»), так и предыдущих программ («Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)» [11], «Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)» [12] (рис.
7).
35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
15,(
Поддержка талантливой Обеспечение Нравствен- Противо- Затрудн
молодежи, общественных жильем ное патрио- действие яюсь
организаций, волонтерства молодых тическое наркомани ответить
- 26,6 семей - 31,2 воспитание -11 и - 15,6 - 15,6
Рис. 7. Наиболее популярные направления программы «Молодежь Орловщины», %
Каждый шестой затруднился ответить на данный вопрос. Наиболее востребованным и популярным оказалось направление, отсутствующее в последней программе - содействие обеспечению молодых семей жильем (его отметил каждый третий опрошенный). Причем среди респондентов в возрасте 26-30 лет это направление указал почти каждый второй (44,4%). Каждый четвертый отметил важность поддержки талантливой молодежи, волонтерства, общественных объединений молодежи.
Среди направлений, которые, с точки зрения респондентов, также должны включаться в региональную программу, молодые орловчане назвали следующие: организация досуга молодежи, помощь в обеспечении работой, поддержка сирот, инвалидов, малообеспеченных, воспитание терпимости, уважения, привитие моральных норм (перечислены в порядке убывания).
Работающие респонденты в два раза чаще школьников и студентов отмечают как полезный раздел «обеспечение жильем молодых семей» (работающие - 44,1%, школьники - 20%, студенты вузов - 25%). Полезность и актуальность борьбы с наркоманией выделяют, прежде всего, школьники (школьники - 33,3%, студенты вузов - 18,2%, работающая молодежь - 5,9%).
Подавляющее большинство респондентов (60,2%) не знают или затрудняются (22,8%) назвать органы государственной власти, отвечающие в Орловском регионе за реализацию государственной молодежной политики. Только 17% опрошенных молодых людей оказались готовыми ответить на данный вопрос.
Среди образовательных групп по степени осведомленности впереди оказались люди с высшим образованием (22,6%). О своем знании органов власти, отвечающих за проведение государственной молодежной политики, заявила каждая пятая женщина и только 13,8% мужчин.
Таким образом, на основании проведенного опроса, можно заключить, что, несмотря на относительно невысокий уровень понимания сути государственной молодежной политики и знания законов и программ ее осуществления на Орловщине, большая часть молодежи региона осознает ее необходимость и надеется на ее помощь в процессе социализации и решения ряда актуальных социально-экономических проблем.
2. Оценка молодежью перспектив развития нормативно-правовой базы
государственной молодежной политики
Очевидно, что региональная молодежная политика должна строиться на основе общегосударственной молодежной политики, так же, как региональный закон о молодежной политике в Орловской области и конкретные молодежные программы должны опираться на соответствующие федеральные документы. Однако до сегодняшнего дня в России отсутствует Федеральный закон «О молодежи». В связи с этим предметом нашего дальнейшего исследования становится определение уровня осознания необходимости принятия данного закона, его содержания и возможных последствий для социальной группы, которая является объектом воздействия данного закона.
Согласно полученным данным, 58,7% опрошенных считают, что такой закон нужен, 13,8% уверены в обратном - закон не нужен, остальные затруднились ответить.
Наиболее активно за принятие данного закона ратуют представители самой молодой возрастной группы респондентов (рис. 8).
90 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -
14-17 пет 18-21 год 22-25 пет 26-30 пет
Рис. 8. Распределение мнений респондентов, уверенных в необходимости принятия федерального закона «О молодежи», в зависимости от возраста, %
Понятно, что больше всего сторонников принятия закона среди лиц с неполным средним образованием (84,1%). На втором месте по числу сторонников - группа опрошенных с высшим образованием (64,2%).
Женщины чаще, чем мужчины выражают уверенность в необходимости появления Федерального закона «О молодежи» (рис. 9).
мужчины женщины
Рис. 9. Распределение мнений респондентов, уверенных в необходимости принятия Федерального закона «О молодежи», в зависимости от пола, %
Как нам кажется, выявленная разница в позиции гендерных групп объясняется тем, что женщин отличает более рациональный склад ума в решении жизненно-бытовых проблем. А в условиях стабилизации социально-экономической ситуации, характерной для современной России, женщины лучше мужчин понимают, что удовлетворение фундаментальных потребностей молодежи возможно только в условиях, обеспеченных механизмами государственно-правового регулирования. Фундаментом этого механизма, необходимым условием эффективной реализации государственной молодежной политики и должен стать Федеральный закон «О молодежи».
Активно поддерживают появление нового Федерального закона жители села (рис.
10).
г Орел райцентр село
Рис. 10. Распределение мнений респондентов, уверенных в необходимости принятия Федерального закона «О молодежи», в зависимости от места жительства, %
Таким образом, проведенный опрос показал, что принятие Федерального закона приветствуется большинством представителей всех социально-демографических групп молодежи Орловщины.
Распределение ответов респондентов о наиболее предпочтительных сферах, на регулирование которых должен быть направлен Федеральный закон «О молодежи», представлено на рис. 11.
поддержка общ. объединений | профилакт. преступности | развитие туризма и спорта [ поддерж. талантливой мол. | гражданско-патр. и нравств. воспитание [ противод. наркомании I поддержка учащ. молод. | решение жилищ, пробл. | содействие занятости | соц. поддержка мол. семьи I О
Рис. 11. Сферы, на регулирование которых, по мнению опрошенных, должен быть направлен Федеральный закон «О молодежи», %
Приоритеты молодежи во многом зависят от возраста респондентов. Чем старше опрашиваемые, тем чаще они указывают на то, что закон о молодежи должен быть направлен на поддержку молодой семьи, на решение жилищных проблем. И наоборот, чем моложе респонденты, тем чаще они говорят о необходимости поддержки учащейся и студенческой молодежи, о необходимости противодействия распространению наркомании и СПИДа, о развитии молодежного туризма и спорта и т.д. По поводу таких направлений, как гражданско-правовое воспитание и профилактика правонарушений разницы в ответах различных возрастных категорий не выявлено.
Как видно из рис. 12, проблематика занятости беспокоит довольно значительную часть молодежи, но особенно часто о ней задумываются молодые люди, заканчивающие
] 5,9
I 12,1 I 15 I 16,1 I 16,1 I 17,3 I 20,6
1 31,3
I 42,6
I 47,2
10 20 30 40 50
школу и работающие орловцы. Безработные несколько отстают от вышеперечисленных групп в своем желании включить вопрос занятости в будущий закон. По всей видимости, молодежь, столкнувшаяся на собственном опыте с проблемами поиска работы, обнаружила, что работа в Орловской области есть, правда не всегда такая, какую хотелось бы (на рынке представлены в основном вакансии рабочих специальностей, строителей, продавцов и т.п.).
48
36 -
34 -I----------------т-----------------,-----------------,-----------------,-----------------,
школьники студ. колледжей студенты вузов работающие безработные
Рис. 12. Мнение респондентов о необходимости включения в закон «О молодежи» направления по содействию занятости молодежи в зависимости от социального статуса, %
Гендерная специфика проявилась только в оценке пяти направлений закона (рис. 13). Мужчины опережают женщин в своем стремлении включить в закон направление, связанное с поддержкой молодежного туризма и спорта. Женщины чаще мужчин возлагают надежды на помощь закона по остальным, представленным на рис. 13, направлениям.
□ поддержка семьи ■ решение жилищных проблем
□ профилактика преступлений и правонарушений Оразвитие молодежного туризма и спорта
ПППППОПТ1Г1ГЯ ГТ\/П М уияшрмга МППППВЖМ
мужчины женщины
Рис. 13. Мнения респондентов о сферах, на которые должен быть направлен закон, в зависимости от пола, %
Оценивая перспективы принятия закона, около половины опрошенных считают, что принятие закона «О молодежи» поможет решению молодежных проблем, однако 30% респондентов полагают, что новый закон ничего не изменит в жизни молодежи или даже породит новые проблемы (рис. 14).
поможет в решении ничего не изменит породит новые проблемы затрудняюсь ответить
молодежных проблем
Рис. 14. Последствия принятия Федерального закона «О молодежи», %
Относительно высокая степень скептицизма обусловлена не особенностями молодежи как социальной группы, а бытующим в российском обществе недоверием к механизмам государственно-правового регулирования. К сожалению, как показывает практика современной России, нередко исполнение самых замечательных законов «пробуксовывает», а порой приводит к негативным для общества последствиям.
46.7
22.6
22.9
7,7
Не удивительно, что самые оптимистичные оценки принадлежат наиболее молодым респондентам, тогда как старшие респонденты намного осторожнее в своих высказываниях (рис. 15).
14-17 лет 18-21 год 22-25 лет 26-30лет
Рис. 15. Оценки последствий принятия Федерального закона «О молодежи» в зависимости
от возраста респондентов, %
Похожее распределение ответов выявлено у респондентов в зависимости от их социального статуса. Так, 71,7% школьников уверены, что принятие закона поможет в решении молодежных проблем. Уровень уверенности студентов колледжей, вузов, работающей молодежи колеблется в интервале от 45,6% до 47,7% и только 29,1% безработных выражают подобный оптимизм.
Ответы респондентов зависят также от уровня их образования (рис. 16). Среди респондентов с незаконченным средним образованием, как и ожидалось, больше всего тех, кто уверен в пользе принятия закона о молодежи. На втором месте по численности лиц, думающих таким образом, находится группа респондентов с высшим образованием.
□поможет в решении проблем молодежи 75
ничего не изменит □ породит еще большие проблемы
незак. среднее среднее средне специальное незак. высшее высшее
Рис. 16. Оценки последствий принятия федерального закона «О молодежи» в зависимости от уровня образования респондентов, %
Женщины более оптимистичны в отношении закона «О молодежи». Более половины из них уверены, что закон поможет решению молодежных проблем, в то время как по группе мужчин такой ответ дали лишь треть респондентов. Кроме того, среди мужчин гораздо больше затруднившихся с ответом (рис. 17).
60 -і 50 -40 -30 -20 -10 -о -
□ поможет в решении молодежных проблем ■ ничего не изменит □ породит новые проблемы
56,3
36,4
мужчины
женщины
Рис. 17. Оценки последствий принятия Федерального закона «О молодежи» в зависимости
от пола респондентов, %
Вера в положительные последствия принятия Федерального закона (в его способность решать молодежные проблемы) характерна в большей степени для жителей сельской местности (54,6%). Среди горожан таких респондентов оказалось 45,5%, среди жителей райцентров - 42,9%.
Итак, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, молодежь, тем не менее, хотела бы получить от государства определенные социальные гарантии и поддержку в решении жизненно важных проблем, с которыми сталкиваются молодые
люди в начале жизненного пути. Около 60% опрошенной молодежи являются сторонниками принятия Федерального закона о молодежи. Группами в наибольшей мере поддерживающими идею принятия закона являются: школьники, студенты колледжей, жители деревень, женщины и люди с высшим образованием.
При разработке нового закона о молодежи следует учитывать сферы потребностей различных категорий молодежи, поскольку, как показало социологическое исследование, приоритеты молодых людей значительно варьируются в зависимости от их конкретных социально-демографических характеристик.
Оценивая перспективы принятия закона «О молодежи», около половины опрошенных выразили мнение, что он поможет решению молодежных проблем. Данная тенденция согласуется и с мнением специалистов-практиков. Так, за необходимость принятия закона единодушно высказались участники научно-практической конференции «Государственная молодежная политика: из прошлого в настоящее и будущее», прошедшей в г. Орел 13 апреля 2013 года [13, с. 250- 251].
Литература
2.
3.
4.
5.
6. 7.
9.
8
1.
«Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» Постановление ВС РФ, 1993 г.
http://www.lexed.ru/doc.php?id=3228&q=# (дата обращения 10.07.2013). См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ, 12.09.1992, N 12, ст. 924.
См.: Ведомости СНД и ВС РФ", 24.06.1993, N 25, ст. 903.
См.: Собрание законодательства РФ, 3.07.1995, N 27, ст. 2503.
См.: Собрание законодательства РФ, 31.07.2000, N 31, ст. 3292.
См.: Собрание законодательства РФ, 24.09.2001, N 39, ст. 3770.
См.: Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (Ч. III), ст. 5622. Закон Орловской области от 21.04.1997 № 32-ОЗ «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». Орловская правда, № 90-91, 13.05.1997,
«Ведомости Орловской областной Думы», N 8-9, 1997.
Закон Орловской области от 3.12.2010 № 1154-ОЗ "О государственной молодежной политике в Орловской области". Орловская правда, 08.12.2010, № 181.
10.
Долгосрочная областная целевая программа «Молодежь Орловщины на
2011-2015
годы».
http://orel-
region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=5&op=8&in=3 (дата обращения
10.07.2013)
11. Закон Орловской области от 4.03.2002 № 242-ОЗ «Об областной комплексной Программе "Молодежь Орловщины"».
Собрание нормативных правовых актов Орловской области, 2002, № 13.
12. Закон Орловской области от 26.12.2005 N 566-ОЗ «Об областной целевой комплексной программе "Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)». Собрание нормативных правовых актов Орловской области", 2005, № 30, октябрь-декабрь.
13. Государственная молодежная политика: из прошлого в настоящее и
будущее. Труды международной научно-практической конференции (Орел, 13 апреля 2013 г.). Брянск: ГУП «Брянск. обл. полигр.
объединение», 2013.