Научная статья на тему 'Опыт исследования ценностных ориентаций студентов'

Опыт исследования ценностных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ / A CONTEMPORARY STUDENT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE SYSTEM / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / TERMINAL VALUES / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INSTRUMENTAL VALUES / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / HIERARCHY OF VALUES / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / LIFE GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Татьяна Анатольевна

Изучены изменения ценностных ориентаций студентов по социологическим данным последних лет. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций современного студента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета посредством методики М. Рокича. Раскрыта специфика понятия «ценностные ориентации». Определены значимые терминальные и инструментальные ценности, а также проведен сравнительный анализ потребностей, жизненных целей студентов 1-го и 4-го курсов технических и гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASUREMENT OF STUDENT’S VALUE SYSTEM

Sociological research witnesses Essential shifts in the students’ value system that are observed over past years. The paper represents the results of the survey of contemporary student at St. Petersburg State Polytechnic University and deals with identifying the student’s value system with the methods by M. Rokitch. It defines the terms “a value system”, “essential terminal” and “instrumental values”. Also it describes the results of the comparative analysis of needs and life goals set by the students of polytechnic departments and departments of humanities

Текст научной работы на тему «Опыт исследования ценностных ориентаций студентов»

УДК 378.14.013:316.48

Баранова Т.А.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Изучены изменения ценностных ориентаций студентов по социологическим данным последних лет. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций современного студента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета посредством методики М. Рокича. Раскрыта специфика понятия «ценностные ориентации». Определены значимые терминальные и инструментальные ценности, а также проведен сравнительный анализ потребностей, жизненных целей студентов 1-го и 4-го курсов технических и гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: современный студент; ценностные ориентации; терминальные ценности; инструментальные ценности; потребности; иерархия ценностных ориентаций; жизненные цели.

На современном этапе определился ряд тенденций, характеризующих процесс модернизации вузовского обучения. Среди них следует отметить интеграцию профессиональной и общекультурной подготовки специалистов в единстве с развитием у них индивидуально-личностных качеств, в частности, определение и формирование ценностных ориентаций.

Согласно данным возрастной психологии в период студенчества происходит ускоренное социальное, биологическое и психическое развитие личности, получающее выражение в активном формировании таких процессов, как самопознание и самоопределение, потребностей в индивидуализации, лидерстве, готовности к рефлексии, которые приводят к возникновению ценностно-смысловой системы, где объединены представления о себе и мире. Отличительной чертой данного возрастного периода является глубокий психологический конфликт, так как, с одной стороны, студент стремится определить связи «я - другие», «я - мир», «я - история», «я - современность» и др., с другой - он еще только начинает пробовать различные социальные роли, обретая опыт в различных сферах общения, включая профессиональную. В этой связи, особую актуальность обретает изучение ценностных ориентаций, идеалов, предпочтений, интересов и отношений к ним студенческой молодежи как социокультурной группы.

В данной статье под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров [3]. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности...Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных

ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам; способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности ...» [4: 720]. Иначе говоря, ценностные ориентации вырабатывают жизненную позицию и регулируют не только настоящее состояние личности, но и ее цели, задачи и идеалы в будущем.

По мнению М.Рокича, ценности личности характеризуются следующими признаками:

• истоками ценностей, которых прослеживаются в культуре, обществе и личности;

• влиянием ценностей, что прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

• общим числом ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

• тем, что все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

• ценности организованы в системы [5].

На современном этапе выделяют четыре основных типа систем ценностей:

• смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, то есть общечеловеческие ценности;

• витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;

• интеракционистскую систему - это ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь;

• социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [1].

С целью выявления иерархии ценностных ориентаций современных студентов нами было проведено диагностическое исследование посредством методики, предложенной М.Рокича и апробированной Д.А.Леонтьевым [2] .

Основой данной методики служат два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич трактует как убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные ценности определены как убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [5]. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности -средства. Состав ценностных ориентации каждого вида одинаков для всех людей, разница наблюдается только в степени важности конкретной цели для

каждого человека. Терминальные и инструментальные ценностные ориентации ранжируются отдельно. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

В число респондентов включены испытуемые в количестве 100 человек -студенты гуманитарных специальностей (институт прикладной лингвистики, гуманитарного образования) и студенты технических специальностей (инженерно-строительный институт, институт металлургии, машиностроения и транспорта) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (возраст испытуемых студентов 1 и 4 курсов, составляет от 18 до 22 лет).

Обратимся к результатам тестирования студентов гуманитарных и технических специальностей по терминальным ценностям (см.таблицу 1)

Таблица 1

Результаты диагностирования терминальных ценностей

Студенты

Терминальные ценности гуманитарных Студенты технических

специальностей (%) специальностей (%)

1 4 1 4

курс

здоровье 35 26 18 15

развитие 10 12 34 29

любовь 10 12 10 9

интересная работа 18 19 17 21

семья 27 31 28 26

Итак, первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей занимает здоровье (физическое и психическое). Эта ценность для большинства студентов гуманитарных специальностей занимает первое ранговое место, но для 9% испытуемых студентов 4 курса является менее значимой. У студентов технических специальностей на первом месте стоит развитие, хотя на 4 курсе эта ценность для 5% студентов менее важна. Это означает, что потребность реализуется, и её ценность потеряла своё значение.

На втором месте у студентов гуманитарных специальностей находится интересная работа, у студентов технических направлений - счастливая семейная жизнь.

Таким образом, в иерархии терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:

• здоровье (физическое и психическое);

• счастливая семейная жизнь;

• интересная работа;

• развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие.

Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов гуманитарных специальностей составляют девушки, которые уже создали или собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.

Рассмотрим итоги диагностирования студентов гуманитарных и технических специальностей в аспекте инструментальных ценностей (см.Таблицу 2).

Таблица 2.

Результаты диагностирования инструментальных ценностей

Инструментальные ценности Студенты гуманитарных специальностей (%) Студенты технических специальностей (%)

1 4 1 4

курс

жизнерадостность 14 11 19 16

ответственность 22 21 17 21

исполнительность 20 18 27 29

образованность 26 35 23 19

честность 18 15 14 15

В иерархии инструментальных ценностей, как у студентов гуманитарных специальностей, так и у студентов технических специальностей абсолютно доминируют следующие ценности:

• образованность;

• ответственность;

• честность.

Следующее ранговое место разделили такие ценности, как:

• исполнительность;

• воспитанность;

• жизнерадостность.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования свидетельствуют, что для современной студенческой молодежи превалирующими становятся инструментальные ценности, в частности

ответственность, исполнительность, целеустремленность и др. Образованность как ценность является для студентов самым значимым средством достижения жизненных целей, в качестве которых приоритетно выступают счастливая семейная жизнь, развитие (постоянное физическое и духовное самосовершенствование) и здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилюк В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол.исслед. - 2002. - №1. - С.96-105.

2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем.слово», 2005. - 720с.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

5. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A. theory of organization and change. - San. Francisco, 1972.

УДК: 372.881.111.1

Дроздов С.В.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100400 ТУРИЗМ)

В данной статье анализируется роль мотивации и мотивов как факторов педагогической стратегии, проанализированы научные подходы к данным понятиям, приведен алгоритм диагностики мотивов обучения в вузе и по специальности, проанализированы результаты проведенных опросов и тестов, проанализирована роль профессиональной мотивации с использованием принципов контекстного подхода в обучении. На основании проведенного исследования сделаны практические выводы.

Ключевые слова: диагностика мотивации; потребность в активности, анкета; сравнительный анализ; профессиональные мотивы, стратегия обучения.

Начиная процесс обучения предмету (в нашем случае - английскому языку) на качественно новом для студента-первокурсника уровне, преподаватель должен структурировать этот процесс, базируясь на определенных основах. К таким основам можно отнести: материалы ФГОС ВПО, формируемые компетенции, применяемые в обучении подходы (личностно - деятельностный, коммуникативный, культурологический и др.) и некоторые другие.

Диагностика мотивации на начальном этапе (перед непосредственным обучением) необходима для понимания причин поступления студента на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.