УДК 378.14.013:316.48
Баранова Т.А.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Изучены изменения ценностных ориентаций студентов по социологическим данным последних лет. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций современного студента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета посредством методики М. Рокича. Раскрыта специфика понятия «ценностные ориентации». Определены значимые терминальные и инструментальные ценности, а также проведен сравнительный анализ потребностей, жизненных целей студентов 1-го и 4-го курсов технических и гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: современный студент; ценностные ориентации; терминальные ценности; инструментальные ценности; потребности; иерархия ценностных ориентаций; жизненные цели.
На современном этапе определился ряд тенденций, характеризующих процесс модернизации вузовского обучения. Среди них следует отметить интеграцию профессиональной и общекультурной подготовки специалистов в единстве с развитием у них индивидуально-личностных качеств, в частности, определение и формирование ценностных ориентаций.
Согласно данным возрастной психологии в период студенчества происходит ускоренное социальное, биологическое и психическое развитие личности, получающее выражение в активном формировании таких процессов, как самопознание и самоопределение, потребностей в индивидуализации, лидерстве, готовности к рефлексии, которые приводят к возникновению ценностно-смысловой системы, где объединены представления о себе и мире. Отличительной чертой данного возрастного периода является глубокий психологический конфликт, так как, с одной стороны, студент стремится определить связи «я - другие», «я - мир», «я - история», «я - современность» и др., с другой - он еще только начинает пробовать различные социальные роли, обретая опыт в различных сферах общения, включая профессиональную. В этой связи, особую актуальность обретает изучение ценностных ориентаций, идеалов, предпочтений, интересов и отношений к ним студенческой молодежи как социокультурной группы.
В данной статье под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров [3]. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности...Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных
ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам; способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности ...» [4: 720]. Иначе говоря, ценностные ориентации вырабатывают жизненную позицию и регулируют не только настоящее состояние личности, но и ее цели, задачи и идеалы в будущем.
По мнению М.Рокича, ценности личности характеризуются следующими признаками:
• истоками ценностей, которых прослеживаются в культуре, обществе и личности;
• влиянием ценностей, что прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
• общим числом ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
• тем, что все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
• ценности организованы в системы [5].
На современном этапе выделяют четыре основных типа систем ценностей:
• смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, то есть общечеловеческие ценности;
• витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;
• интеракционистскую систему - это ценности и суждения, важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь;
• социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [1].
С целью выявления иерархии ценностных ориентаций современных студентов нами было проведено диагностическое исследование посредством методики, предложенной М.Рокича и апробированной Д.А.Леонтьевым [2] .
Основой данной методики служат два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич трактует как убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные ценности определены как убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [5]. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности -средства. Состав ценностных ориентации каждого вида одинаков для всех людей, разница наблюдается только в степени важности конкретной цели для
каждого человека. Терминальные и инструментальные ценностные ориентации ранжируются отдельно. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
В число респондентов включены испытуемые в количестве 100 человек -студенты гуманитарных специальностей (институт прикладной лингвистики, гуманитарного образования) и студенты технических специальностей (инженерно-строительный институт, институт металлургии, машиностроения и транспорта) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (возраст испытуемых студентов 1 и 4 курсов, составляет от 18 до 22 лет).
Обратимся к результатам тестирования студентов гуманитарных и технических специальностей по терминальным ценностям (см.таблицу 1)
Таблица 1
Результаты диагностирования терминальных ценностей
Студенты
Терминальные ценности гуманитарных Студенты технических
специальностей (%) специальностей (%)
1 4 1 4
курс
здоровье 35 26 18 15
развитие 10 12 34 29
любовь 10 12 10 9
интересная работа 18 19 17 21
семья 27 31 28 26
Итак, первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей занимает здоровье (физическое и психическое). Эта ценность для большинства студентов гуманитарных специальностей занимает первое ранговое место, но для 9% испытуемых студентов 4 курса является менее значимой. У студентов технических специальностей на первом месте стоит развитие, хотя на 4 курсе эта ценность для 5% студентов менее важна. Это означает, что потребность реализуется, и её ценность потеряла своё значение.
На втором месте у студентов гуманитарных специальностей находится интересная работа, у студентов технических направлений - счастливая семейная жизнь.
Таким образом, в иерархии терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:
• здоровье (физическое и психическое);
• счастливая семейная жизнь;
• интересная работа;
• развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие.
Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов гуманитарных специальностей составляют девушки, которые уже создали или собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
Рассмотрим итоги диагностирования студентов гуманитарных и технических специальностей в аспекте инструментальных ценностей (см.Таблицу 2).
Таблица 2.
Результаты диагностирования инструментальных ценностей
Инструментальные ценности Студенты гуманитарных специальностей (%) Студенты технических специальностей (%)
1 4 1 4
курс
жизнерадостность 14 11 19 16
ответственность 22 21 17 21
исполнительность 20 18 27 29
образованность 26 35 23 19
честность 18 15 14 15
В иерархии инструментальных ценностей, как у студентов гуманитарных специальностей, так и у студентов технических специальностей абсолютно доминируют следующие ценности:
• образованность;
• ответственность;
• честность.
Следующее ранговое место разделили такие ценности, как:
• исполнительность;
• воспитанность;
• жизнерадостность.
Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования свидетельствуют, что для современной студенческой молодежи превалирующими становятся инструментальные ценности, в частности
ответственность, исполнительность, целеустремленность и др. Образованность как ценность является для студентов самым значимым средством достижения жизненных целей, в качестве которых приоритетно выступают счастливая семейная жизнь, развитие (постоянное физическое и духовное самосовершенствование) и здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаврилюк В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол.исслед. - 2002. - №1. - С.96-105.
2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Соврем.слово», 2005. - 720с.
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
5. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A. theory of organization and change. - San. Francisco, 1972.
УДК: 372.881.111.1
Дроздов С.В.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100400 ТУРИЗМ)
В данной статье анализируется роль мотивации и мотивов как факторов педагогической стратегии, проанализированы научные подходы к данным понятиям, приведен алгоритм диагностики мотивов обучения в вузе и по специальности, проанализированы результаты проведенных опросов и тестов, проанализирована роль профессиональной мотивации с использованием принципов контекстного подхода в обучении. На основании проведенного исследования сделаны практические выводы.
Ключевые слова: диагностика мотивации; потребность в активности, анкета; сравнительный анализ; профессиональные мотивы, стратегия обучения.
Начиная процесс обучения предмету (в нашем случае - английскому языку) на качественно новом для студента-первокурсника уровне, преподаватель должен структурировать этот процесс, базируясь на определенных основах. К таким основам можно отнести: материалы ФГОС ВПО, формируемые компетенции, применяемые в обучении подходы (личностно - деятельностный, коммуникативный, культурологический и др.) и некоторые другие.
Диагностика мотивации на начальном этапе (перед непосредственным обучением) необходима для понимания причин поступления студента на