Научная статья на тему 'Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей'

Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИЧНОСТИ / VALUES / MOTIVATION OF THE FUTURE PROFESSION / LIFE GOALS OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Марина Юрьевна

Развитие мотивации и ценности будущей профессии один из важнейших аспектов профессионального и личностного становления студента. Актуализация и структуризация жизненных целей студентов рассматриваются в качестве условия развития ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценности и мотивации будущей профессии, особенности жизненных целей студентов, приводится обоснование и результаты апробации тренинга со студентами «Основы эффективного целеполагания». Данный тренинг направлен на осознание и структуризацию жизненных целей студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF VALUE AND MOTIVATION OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF AWARENESS AND STRUCTURING OF LIFE GOALS

The development of motivation and value of the future profession is one of the most important aspects of professional and personal formation. Actualization and structuring of life goals of students are considered as a condition of forming the value and motivation of the future professional activity. The article contains results of the research of the value and motivation of the future profession and explanation of the training with students: Basics of effective goalputting. This training is aimed at the realization and structuring the life goals of students.

Текст научной работы на тему «Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей»

УДК 159.922 Маркова Марина Юрьевна

проректор по учебной работе Нижнекамского муниципального института тел.: (917) 243-21-16

ДИНАМИКА ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСОЗНАНИЯ И СТРУКТУРИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Markova Marina Yurievna

vice rector on educational work, Nizhnekamsk Municipal Institute tel.: (917) 243-21-16

DYNAMICS OF VALUE AND MOTIVATION OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF AWARENESS AND STRUCTURING OF LIFE GOALS

Аннотация:

Развитие мотивации и ценности будущей профессии - один из важнейших аспектов профессионального и личностного становления студента. Актуализация и структуризация жизненных целей студентов рассматриваются в качестве условия развития ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценности и мотивации будущей профессии, особенности жизненных целей студентов, приводится обоснование и результаты апробации тренинга со студентами «Основы эффективного целеполагания». Данный тренинг направлен на осознание и структуризацию жизненных целей студенческой молодежи.

Ключевые слова:

ценности, мотивация будущей профессии, жизненные цели личности.

The summary:

The development of motivation and value of the future profession is one of the most important aspects of professional and personal formation. Actualization and structuring of life goals of students are considered as a condition of forming the value and motivation of the future professional activity. The article contains results of the research of the value and motivation of the future profession and explanation of the training with students: “Basics of effective goal-putting". This training is aimed at the realization and structuring the life goals of students.

Keywords:

values, motivation of the future profession, life goals of personality.

Качественная подготовка студентов вузов к будущей профессиональной деятельности является одним из значимых факторов общественного развития. Как отмечают многие современные исследователи, у студентов и выпускников школ обнаружено недостаточное осознание необходимости профессионального образования и ценностно-смыслового восприятия будущей профессии [1, 2, 3]. В то же время признается, что только глубокая личностная переработка и осмысление собственных мотивов студентом способствует формированию успешной учебной и профессиональной деятельности. В середине обучения многие студенты испытывают «мотивационный кризис», проявляющийся в спаде интереса к учебе, разочарованием в собственном выборе [4, 5]. По мнению Н.Ю. Воронковой, кризис связан с неоправданными ожиданиями обучения в вузе.

Жизненные цели выступают важнейшей характеристикой жизнедеятельности личности, определяющей общую направленность ее поступков. Они являются компонентом мотивационно-ценностной сферы и предвосхищают близкие и отдаленные результаты деятельности в различных сферах. Такое предвосхищение-образ выполняет функцию стимулирования, программирования жизнедеятельности индивида [6]. Как отмечает Г.В. Дружинин: «Жизненная цель содержит в себе представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование» [7, с. 315].

В структуре сознания ценностные ориентации и жизненные цели личности занимают центральное место. Жизненные цели рассматриваются в одном ряду с ценностными ориентациями и нравственными идеалами как наиболее обобщенные и направляющие регуляторы поведения, демонстрирующие, что направленность личности может выступать в качестве ее долгосрочной жизненной программы [8]. Таким образом, цель - своего рода реализация той или иной ценности личности, в том числе и профессиональных ценностей.

В период поздней юности происходит формирование комплекса жизненных целей личности как устойчивой системы ценностей. Начиная со старшего подросткового возраста, именно жизненные цели существенным образом характеризуют направленность личности, находясь в динамических связях с другими ее компонентами [9]. В юношеском возрасте жизненные цели приобретают особое значение, когда человек определяет направление своего профессионального развития [10]. Положительная профессиональная мотивация тесно переплетается со смысложизненными ориентирами, ценностями, жизненными

планами. Но глубокая личностная переработка и осмысление собственных мотивов, целей, соотнесение их с собственной системой ценностей не доступно многим студентам и выпускникам школ.

Поэтому в процессе формирования будущего профессионала необходимо уделять внимание жизненным целям как фактору формирования ценности и мотивации будущей профессии. На сегодняшний день в образовательном пространстве не представлены психолого-педагогические программы, направленные на осознание и структуризацию жизненных целей личности. В опытно-экспериментальной части исследования была предпринята попытка создания и внедрения тренинга, направленного на осознание и структуризацию жизненных целей студентов.

Эмпирическое исследование организовано на базе Нижнекамского муниципального института, Нижнекамского педагогического колледжа и Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Общий объем выборки составил 87 студентов. На констатирующем этапе опытноэкспериментального исследования происходило изучение особенностей жизненных целей, ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. Проанализированы особенности жизненных целей студентов, у которых ценности и мотивация будущей профессии неадекватны учебной и профессиональной деятельности, то есть выбор профессии был случайным, мотивы учебной деятельности не связаны ни с содержанием, ни с целями будущей профессии. Для изучения ценностей и мотивации студентов использованы методики: опросник «Мотивация обучения в вузе», «Морфологический тест жизненных ценностей» (усовершенствованный вариант методики И.Г. Сенина), анкета. В качестве средств диагностики жизненных целей студентов были использованы следующие методики: «Смысложизненные ориентации» (СЖО), адаптированная Д.А. Леонтьевым, методика «Оценивание пятилетних интервалов» (модифицированный вариант методики А. Кроника).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что ведущим мотивом обучения в высшем учебном заведении у сравнительно большого количества студентов выступает мотив «получение диплома» и «приобретение знаний». Отвечая на вопросы анкеты, некоторые студенты указывают на случайный выбор профессии, учебного заведения, не связанный с их интересами, личными предпочтениями. Мотив «овладение профессией» менее присущ молодым людям.

Наиболее важными терминальными ценностями оказались: «собственный престиж», «высокое материальное положение», «развитие себя». Далее (в порядке убывания значимости) находятся такие ценности, как: «сохранение собственной индивидуальности», «достижение», «креативность», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты». Наиболее значимыми жизненными сферами для студенческой молодежи является: «семейная жизнь». На втором месте находятся «сфера образования» и «сфера профессиональной жизни».

На основе теоретического анализа и результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что в процессе формирования будущего профессионала необходимо уделять внимание жизненным целям студентов, как фактору формирования ценности и мотивации будущей профессии. В Нижнекамском муниципальном институте в процессе изучения психологических дисциплин со студентами, обучающимися на втором и третьем курсах, был создан и реализован тренинг «Основы эффективного целеполагания» [11]. Целью тренинга является овладение способами формулировки целей, достижения долгосрочных целей, овладение навыками самомотивации через осознание и структуризацию целей.

Тренинг направлен на решение следующих задач: осознание своих жизненных, профессиональных целей; определение личностной значимости тех или иных целей; выработка умения строить систему последовательных, непротиворечивых, мотивирующих целей; распознавание маркеров достижения целей; определение системы долгосрочных целей; соотнесение учебных задач с профессиональными, жизненными целями.

На контрольном этапе исследования была изучена динамика ценностно-мотивационных отношений студентов к будущей профессиональной деятельности и жизненных целей после тренинговых занятий. Контрольное исследование происходило через шесть месяцев после констатирующего эксперимента. Необходимо было оценить, имеется ли динамика в ценностно-мотивационных отношениях студентов к будущей профессиональной деятельности и в жизненных целях. Для статистической обработки на данном этапе исследования более целесообразным был признан Т-критерий Вилконсона.

Значимые отличия по Т-критерию Вилконсона с уровнем достоверности р<0,01 были получены по следующим показателям: «осознанность жизненных целей», показатель по шкале «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» теста СЖО. Значимые отличия по Т-критерию Вилконсона с уровнем достоверности р<0,05 были получены по следующим показателям: «мотив получения диплома», ценность «достижение», по представленности жизненной сферы «увлечения», «образование» показатель по шкале «процесс» теста СЖО.

Изменения показателя «осознанность жизни», говорит о том, что увеличилось количество целей, которые сознательно ставили студенты. Положительная динамика по шкалам «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» теста СЖО может свидетельствовать о тенденции увеличения уверенности контролировать собственную жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Увеличение средних значений по шкале «достижения» методики «Морфологический тест жизненных ценностей» может говорить о том, что есть постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

После тренинга также можно увидеть тенденцию к увеличению баллов по шкале «процесс» теста «Смысложизненные ориентации». Данная шкала отражает интерес и эмоциональную насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Положительная динамика по данной шкале может говорить об увлеченности самим процессом жизни, способности получать удовольствие от событий.

В динамике ценности и мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности можно увидеть, что уменьшились показатели по шкале «мотив получения диплома». В ходе исследования обнаружилось, что показатели шкалы «сфера образования» стали больше и можно констатировать об увеличении значимости данной сферы для студентов. Показатели шкалы «сфера увлечений» также обнаруживает, что студенты больше внимания стали придавать сфере своих увлечений, хобби.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в некоторых показателях жизненных целей студентов, ценности и мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности студентов после тренинга «Основы эффективного целеполагания».

Ссылки:

1. Хабаева Л.М. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

2. Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008.

3. Кагальницкая О.Г. Психологические особенности стереотипизации смысложизненных ориентаций девушек на начальном этапе профессионального самоопределения: дис. . канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2006.

4. Воронкова Н.Ю. Указ. соч.

5. Горбачева А.И. Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления: дис. . канд. психол. наук. Самара, 2002.

6. Луговская И.Р. Формирование жизненных целей старшеклассников в коллективе: 9-10 классы: ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. Ленинград, 19В9.

7. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. Г.В. Дружинина. СПб., 2002.

В. Гарипов М.И. Опыт формирования жизненных

целей молодежи села // Советская педагогика. 1983. № 6. С. 27-30.

9. Там же.

10. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

11. Маркова М.Ю. Основы эффективного целеполага-ния: программа тренинга, Нижнекамск, 2011.

References (transliterated):

1. Khabaeva L.M. Vliyanie tsennostnykh orientatsiy na razvitie professional'noy motivatsii studentov vuza: dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2002.

2. Voronkova N.Y. Dinamika razvitiya professional'noy motivatsii studentov novykh spetsial'nostey v protsesse vuzovskoy podgotovki: dis. ... kand. psikhol. nauk. Nizhniy Novgorod, 2008.

3. Kagal'nitskaya O.G. Psikhologicheskie osobennosti stereotipizatsii smyslozhiznennykh orientatsiy de-vushek na nachal'nom etape professional'nogo sa-moopredeleniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. Rostov n/D, 2006.

4. Voronkova N.Y. Op. cit.

5. Gorbacheva A.I. Professional'nye i smyslozhiznennye orientatsii studentov tekhnicheskikh vuzov v protsesse professional'nogo stanovleniya: dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara, 2002.

6. Lugovskaya I.R. Formirovanie zhiznennykh tseley starsheklassnikov v kollektive: 9-10 klassy: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Leningrad, 1989.

7. Psikhologiya: uchebnik dlya gumanitarnykh vuzov / under general ed. by G.V. Druzhinin. SPb., 2002.

8. Garipov M.I. Opyt formirovaniya zhiznennykh tseley molodezhi sela // Sovetskaya pedagogika. 1983. No. 6. P. 27-30.

9. Ibid.

10. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. M., 1991.

11. Markova M.Y. Osnovy effektivnogo tselepolaganiya: programma treninga, Nizhnekamsk, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.