Научная статья на тему 'Экспликация смысложизненных ценностей студентов вуза спортивного профиля'

Экспликация смысложизненных ценностей студентов вуза спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / LIFE VALUES / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / LIFE GOALS / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спесивцева Ольга Ивановна

Смысложизненные ценности, это существующие в сознании каждого человека ориентиры, связанные с осмыслением человеком своего бытия, определяющие его на самоизменение, самосовершенствование, самореализацию и наполнение жизни уникальным смыслом, который позволяет понять, что личность способна обрести новое качество. Экспликация смысложизненных ценностей это есть интуитивное понимание человеком экзистенциальных и жизненных ценностей, лежащих в основе целей, которые человек ставит перед собой, ради достижения которых проживает свою жизнь. Категория «жизненные ценности и цели» являет собой основу человеческой личности: глобальные убеждения, которые направляют действия и определяют определенный способ поведения личности, мощную внутреннюю силу, влияющую и воздействующую на организационное поведение личности. Основным вопросом проведенного социологического исследования в УралГУФКе среди студентов 1-2 курсов двух факультетов: факультета оздоровительных технологий и спортивной медицины и факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук, является исследование взаимосвязи «жизненных ценностей и целей» студентов университета с факторами (компонентами) «субъективного благополучия». Выявили, что рамках данного вопроса респонденты оценивали не столько конкретных людей, сколько идеализированный образ референтного другого, которому они хотели бы подражать и на которого хотели бы быть похожими. Современный студент по структуре своих жизненных ориентаций оказывается амбивалентной, разорванной, внутренне противоречивой и даже шизофренической личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLICATION THE MEANING OF THE VALUES UNIVERSITY STUDENTS OF THE SPORTS PROFILE

The meaning of the values are the existing in the minds of each person reference points related to the comprehension of a person's being, defining it to self-change, self-improvement, self-realization and filling life with a unique meaning that allows us to understand that the person is able to acquire a new quality. Explication of meaningful values this is an intuitive understanding of existential and vital values by man, underlying the goals that people set for themselves, for the sake of achieving which lives their lives. The category «vital values and objectives» shows a basis of the human person: global belief which direct actions and define the certain way of behaviour of the person, the powerful internal force influencing and influencing organizational behaviour of the person. Main issue of carried out sociological research in Urals State University of Physical Culture among students of 1-2 rates of faculties of improving technologies and sports medicine and economy, jurisprudence and the humanities, is research of interrelation « vital values and objectives » students of university with factors (components) of «subjective well-being ». Have revealed, that frameworks of the given question respondents estimated not so much specific people, how many idealized an image referent another to which they would like to imitate and on which would like to be similar. The modern student on structure of the vital orientations appears ambivalent, broken off, internally controversial and even schizophrenic the person.

Текст научной работы на тему «Экспликация смысложизненных ценностей студентов вуза спортивного профиля»

Spesivtseva Olga Ivanovna EXPLICATION THE MEANING ..

pedagogical sciences

УДК 37.013.78

ЭКСПЛИКАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

© 2017

Спесивцева Ольга Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Уральский государственный университет физической культуры и спорта (445020, Россия, Челябинск,ул.Орджоникидзе,l,e-mail:spoi@mail.ru) Аннотация. Смысложизненные ценности, - это существующие в сознании каждого человека ориентиры, связанные с осмыслением человеком своего бытия, определяющие его на самоизменение, самосовершенствование, самореализацию и наполнение жизни уникальным смыслом, который позволяет понять, что личность способна обрести новое качество. Экспликация смысложизненных ценностей - это есть интуитивное понимание человеком экзистенциальных и жизненных ценностей, лежащих в основе целей, которые человек ставит перед собой, ради достижения которых проживает свою жизнь. Категория «жизненные ценности и цели» являет собой основу человеческой личности: глобальные убеждения, которые направляют действия и определяют определенный способ поведения личности, мощную внутреннюю силу, влияющую и воздействующую на организационное поведение личности. Основным вопросом проведенного социологического исследования в УралГУФКе среди студентов 1-2 курсов двух факультетов: факультета оздоровительных технологий и спортивной медицины и факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук, является исследование взаимосвязи «жизненных ценностей и целей» студентов университета с факторами (компонентами) «субъективного благополучия». Выявили, что рамках данного вопроса респонденты оценивали не столько конкретных людей, сколько идеализированный образ референтного другого, которому они хотели бы подражать и на которого хотели бы быть похожими. Современный студент по структуре своих жизненных ориентаций оказывается амбивалентной, разорванной, внутренне противоречивой и даже шизофренической личностью.

Ключевые слова: жизненные ценности, жизненные цели, личностные качества.

EXPLICATION THE MEANING OF THE VALUES UNIVERSITY STUDENTS

OF THE SPORTS PROFILE

© 2017

Spesivtseva Olga Ivanovna, Ph.D. Associate Professor of the Department «Life Safety» Ural State University of Physical Education and Sports (445020, Russia, Chelyabinsk, Ordzhonikidze St. 1, e-mail: spoi@mail.ru)

Abstract. The meaning of the values are the existing in the minds of each person reference points related to the comprehension of a person's being, defining it to self-change, self-improvement, self-realization and filling life with a unique meaning that allows us to understand that the person is able to acquire a new quality. Explication of meaningful values - this is an intuitive understanding of existential and vital values by man, underlying the goals that people set for themselves, for the sake of achieving which lives their lives. The category «vital values and objectives» shows a basis of the human person: global belief which direct actions and define the certain way of behaviour of the person, the powerful internal force influencing and influencing organizational behaviour of the person. Main issue of carried out sociological research in Urals State University of Physical Culture among students of 1-2 rates of faculties of improving technologies and sports medicine and economy, jurisprudence and the humanities, is research of interrelation « vital values and objectives » students of university with factors (components) of «subjective well-being ». Have revealed, that frameworks of the given question respondents estimated not so much specific people, how many idealized an image referent another to which they would like to imitate and on which would like to be similar. The modern student on structure of the vital orientations appears ambivalent, broken off, internally controversial and even schizophrenic the person.

Keywords: life values, life goals, personal qualities.

Люди сталкиваются с обстоятельствами принятия решения в различных жизненных условиях ежедневно. Эти обстоятельства испытывают человеческие характеры, терпение, выявляют различные эмоции. Во многом жизненное благополучие личности зависит от приобретенных и воспитанных в себе жизненных ценностей, направляют действия личности и формируют приоритеты, реакции и жизненные цели.

Важнейшей аксиологической составляющей человеческого бытия является «смысл жизни», как интуитивное понимание человеком экзистенциальных и жизненных ценностей, лежащих в основе целей, которые человек ставит перед собой, ради достижения которых проживает свою жизнь. Данное интуитивное понимание мы рассматриваем как «экспликацию смысложизнен-ных ценностей».

Экспликация (от лат. ехрЬсайо — разъяснение) смысложизненных ценностей и планов - один из важнейших механизмов и способов для личности, понять содержание социальных и индивидуальных целей и своих экс-пектаций (ожиданий).

Проводимые ранее отечественными российскими социологами и педагогами исследования с целью ранжирования значимости для студентов жизненных целей и ценностей выявили, что «на первом по значимости месте находится ценность «семья», на втором - ценность «здоровье», на четвертом - «уважение к родителям»,

«ценность «власть» замыкает иерархию [10, 9, с. 117, 198]. Отмеченные российские исследователи предлагают решать проблемы студентов педагогическими средствами через диагностику, но, по итогам исследования отмечают трудности в реализации, неготовность педагогов к такой работе [9, с. 118].

Процесс постановки «жизненных целей» позволяет студентам выбирать, «чего они хотят достичь», «на чем должны сосредоточиться», «что улучшить». Постановка «жизненных целей» дает студентам долгосрочное видение и краткосрочные мотивации[1,5].

Устанавливая жизненные цели и критерии измерения их достижения, студенты имеют возможность видеть то, что они сделали и на что они способны. «Жизненные цели» конкретизируются и уточняются, осознаются постоянно, а не только на этапе «выбора специальности, профессии» [6, 7]. По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов, такой комплекс как соотношение «типа жизненных целей и личностных качеств» на примерном жизненном отрезке от 18 до 23 лет, играет важную роль в прогнозировании субъективного благополучия личности[3, 8]. А это возраст студентов, первокурсников и второкурсников университета спортивного профиля.

Основным вопросом нашего исследования среди студентов 1-2 курсов УралГУФКа факультета оздоровительных технологий и спортивной медицины и фа-

педагогические науки

Спесивцева Ольга Ивановна ЭКСПЛИКАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ...

культета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук является вопрос о жизненных ценностях. На основе данного исследования, мы выделили следующие 10 жизненных ценностей студентов. (См. Таблица 1. Индексирование жизненных ценностей), (чем меньше индекс, тем более он значим) («1» - максимальная значимость ценности для респондента, «10» - значимость минимальная; соответственно, наименьший индекс -значимость максимальная и, наоборот, наибольший индекс - значимость минимальная).

Таблица 1. Индексирование жизненных ценностей (чем меньше индекс, тем более он значим)

Анализ показал, что наиболее значимой жизненной ценностью для респондентов оказалось здоровье. Эту ценность, как наиболее важную, отметило подавляющее большинство респондентов, что на порядок превышает все последующие максимальные значимости. Так, на втором месте. оказалась дружба (для 8,5% респондентов). Третье (в общем ранжировании по индексам) почетное место занимает любовь.

Самое удивительное в этих результатах то, что такая ценность, как общественное признание оказалась на первом месте - 28% поставили этот пункт на высокое место.

Если мы откроем работы зарубежных исследователей (особенно американских, воспитанных на прагматизме), то увидим, что они параметр «общественного признания» выделяют в качестве одного из ведущих мотивов поведения студентов. В силу этого представляется в российских исследованиях необходимым ориентироваться на отечественные теории и эксперименты.

Приведем таблицу, отражающую то, каким образом распределились жизненные ценности:

Таблица 2. Жизненные ценности (первое место) (в % к числу опрошенных)

Общая тенденция здесь, на наш взгляд, такова:

1.Самыми важными из жизненных ценностей оказываются здоровье, свобода, любовь, дружба и саморазвитие.

2.Наименее важными являются такие жизненные ценности, как счастье других, общественное признание и развлечения.

Мы видим, что имеет место эклектическое смешение индивидуалистических и альтруистических ценностей, что вполне адекватно отражает амбивалентность аксиологической и эмоциональной сторон жизни студентов. (см. таблица 3).

Таблица 3. Мнение студентов о смысле жизни (в % к числу опрошенных)

Ранг В чем заключается основной смысл жизни человека? в % к числу опрошенных

1. Создание крепкой семьи 24%

2. Самопознание 15%

3. Необходимость помогать людям, любить всех 13%

4 Необходимость оставить после себя наследников 11%

5 Достижение общественного признания 9%

6 Стремление встретить настоящую любовь 9%

7 Получать максимальное удовольствие от жизни 8%

8 Найти, постичь бога, заслужить спасение души 4%

9 Стать известным человеком в своей деятельности 4%

10 Стать богатым 3%

Исследование показало, что на первом месте основным смыслом для респондентов является создание крепкой семьи (24%) и самопознание (15%). Далее следуют необходимость помогать людям (13%), что явно противоречит индивидуалистическим установкам в оценке положительных качеств личности других, и необходимость оставить после себя наследников (по 11%). А профессиональную сторону жизни, достижение общественного признания и стремление встретить настоящую любовь отметили всего лишь по 9%. В некотором отношении поражает тот факт, что значение «Получать максимальное удовольствие от жизни» отметили только 8% респондентов.

Одним из важнейших, на наш взгляд, вопросов анкеты был вопрос о том, каких жизненно важных целей желают в первую очередь достичь респонденты. Результаты оказались следующими:

Таблица 4. Степень значимости жизненных целей (чем меньше индекс, тем более он значим)

Ранг Жизненная цель Индекс

1 Дело по душе, интересная работа 2,3

2 Встретить большую любовь 2,7

3 Материальное благополучие 2,8

4 Душевное равновесие 3,7

5 Открыть свое дело 4,4

6 Не работать, жить в свое удовольствие 5,5

7 Целей нет - живу, как живется 6,6

Общий вывод такой: главной, первоочередной и наиболее важной целью студенты считают интересную работу, дело, которое было бы им по душе. Собственно говоря, это - показатель здорового самосознания. То же самое относится и к такому показателю, как любовь. Эти цели занимают, как видно из таб. 3, две первые позиции.

Однако настораживает тот факт, что душевное равновесие располагается ниже материального благосостояния. В опросе 2015 - 2016 гг года эти два показателя имели одинаковый индекс, что интерпретировалось нами как имманентная зависимость душевного спокойствия и материального благосостояния (человеку не надо беспокоиться о хлебе насущном, и можно, соответственно, сосредоточится на самореализации или интересной работе).

С другой стороны, имеет место положительная динамика в наименее значимых целях: только 2,5% респондентов в качестве самой важной указали, что у них нет никаких целей, и они живут, как живётся, т.е. плывут по течению. 79% поставили этот пункт на последнее место.

Не хотят работать, но при этом хотят жить в своё удовольствие всего менее 1,0% респондентов.

Достаточно равнодушно респонденты отнеслись и к перспективам открыть свое дело (4-ая позиция).

№ п/п Жизненные ценности Индекс

1 Здоровье 2,8

2 Наличие хороших и верных друзей 4

3 Любовь 4,7

4 Саморазвитие 5,1

5 Свобода 5,3

6 Уверенность в себе 5,3

7 Материально обеспеченная жизнь 5,9

8 Развлечение 6,7

9 Счастье других 7,6

10 Общественное признание 7,7

Ранг Максимальная значимость ценности в % к числу опрошенных

1 Здоровье 56 %

2 Свобода 10 %

3 Любовь 10 %

4 Дружба 10 %

5 Саморазвитие 6 %

6 Счастье других 3%

7 Развлечение 3%

8 Общественное признание 2%

Spesivtseva Olga Ivanovna

EXPLICATION THE MEANING .

pedagogical sciences

В анкете было представлено несколько вопросов, связанных с видением респондентами своего личного будущего.

Во-первых, в силу того, что профессиональное образование сегодня является одним из необходимых условий для приема на работу, то важно было выяснить, собираются ли респонденты продолжить получение образования после окончания вуза в магистратуре.

Основными целями вузовского образования у студентов выступают такие мотивы, как получение профессии, которая им нравится (24%) и для получения престижной и высокооплачиваемой работы (23%). Мотив будущего обнаруживает себя и в таком варианте ответа, занявшего третье место, как получение образования для того, чтобы обеспечить своим планируемым детям будущее (18%). Получение профессионального образования через реализацию своих способностей связывают 14% респондентов. Для повышения своего социального статуса и значимости в глазах окружающих («чтобы не выглядеть глупым в глазах окружающих») учатся 7% опрошенных респондентов. Удовлетворяют свои познавательные интересы 5%. То же самое количество респондентов продолжают образование только потому, что «так принято» (в обществе, семье).

И, наконец, «ради корочки» в вузе учится 0% опрошенных.

В целях более глубокой экспликации жизненных планов студентов им был задан вопрос о перспективах на ближайшие пять лет. Как показывают полученные данные, основные жизненные цели респондентов концентрируются на интеллектуальном и духовном развитии.

Так, 25% в качестве доминирующей цели указали получение образования, 10% отметили самореализацию; 9% - получение новой профессии; 8% - творческую реализацию, по 7% - духовное развитие и создание семьи; 6% выбрали помощь родителям. И только 5% указали на достижение стабильного материального положения.

Несколько противоречит с жизненными ценностями совершенно незначительный показатель по такой цели, как здоровье, которое было указано в качестве основной жизненной ценности (56%,), в то время как в качестве ближайшей цели на 5 лет на таковое указали всего лишь 3% респондентов.

Единственно возможное объяснение этому факту состоит в том, что здоровье в качестве основной жизненной ценности берется в перспективе на всю жизнь, а в перспективе на ближайшие 5 лет оно оказывается нерелевантным, во-первых, в силу достаточно хорошего состояния здоровья у подростков; во-вторых, в силу более насущной проблемы выбора будущей профессии и получения образования.

На последних местах в рейтинге ближайших планов стоят такие цели, как карьера и профессиональный рост (3%), улучшение жизни всего общества (2%), решение жилищного вопроса (2%) и на последнем месте - рождение детей (1%). Собственно говоря, все эти цели ещё не всегда осознаются в качестве жизненно важных.

Одним из основных аспектов, на наш взгляд, по которому можно судить о содержание и структуре жизненных ценностей студентов, является характеристика положительных и отрицательных качеств личности. Среди положительных качеств наибольший ранг заняли: честность (15%) и ответственность (чувство долга, умение держать слово, - 12%).

Чуть меньше ценятся такие положительные качества личности, как образованность, жизнерадостность, стремление к успеху и твёрдая воля, - ценности, набравшие по 7,6%.

Наименее ценятся такие качества личности, как скромность, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и аккуратность (всего по 1%). А вот хитрость (т.е. умение подстраиваться под других и получать желаемое) не отметил никто._

Это показывает, что, по крайней мере, на этот вопрос респонденты отвечали вполне честно, ибо наиболее значимым для себя качеством личности отметили честность, а наименее - хитрость, которую в определённом смысле можно отождествить с лживостью.

Интересно отметить следующие особенности ответов респондентов на данный вопрос:

- как ни странно, но, ни одного положительного качества не было указано большинством опрошенных, видимо у студентов , еще не совсем вырисовывается целостный образ характерологический тип положительного человека, что связано с амбивалентностью поведенческих реакций подростков, о которой мы говорили выше;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ощущается влияние капиталистической эры: стремление к успеху (8%) явно превалирует над такими ранее ценимыми качествами как скромность и трудолюбие (по 1%), порядочность и образованность (5%) и чуткость (7%), - здесь индивидуализм явно доминирует над альтруистическими факторами оценки других;

- жизнерадостность и чувство юмора набрали по 8%, что выглядит несколько странно на фоне отрицательной динамики общей удовлетворенностью жизнью (см. выше диаграмму 8). Однако это вполне можно объяснить тем, что в рамках данного вопроса респонденты оценивали не столько конкретных людей, сколько идеализированный образ референтного другого, которому они хотели бы подражать и на которого хотели бы быть похожими;

- что касается полового и возрастного распределения, то оно в ответах на этот вопрос было минимальным, т.е. в оценке положительных качеств других людей респонденты оказались единодушными.

Что касается отрицательных, неприемлемых и отвратительных качеств человеческой личности, то результаты распределились следующим образом: наиболее неприемлемыми оказались способность легко предавать друга или любимого человека (17%), лживость (16%) и жестокость (10%).

Среднюю позицию заняли зазнайство (9%), нечестность (8%), хамство (8%), жадность (7%) и наглость (6%) в купе с грубостью (5%).

А вот отрицательные качества личности, к которым студенты относятся наиболее толерантно, оказались неприветливость (2%), равнодушие (3%) и злобность (4%). Это вполне подтверждает мысль Э. Фромма о том, что равнодушие становится сегодня одной из ведущих характерологических свойств личности современного капиталистического мира.

С другой стороны, весьма показательным является указание дружбы и любви в качестве базовых экзистенциальных ценностей. Вывод здесь можно сделать только один: современный студент по структуре своих жизненных ориентаций оказывается амбивалентной, разорванной, внутренне противоречивой и даже шизофренической личностью.

Интересно отметить, что такое качество личности, как равнодушие, неприемлемым и отвратительным считают фактически только юноши (87% из ответивших). Однако наиболее интересным в ответах на предложенные варианты является значение 11 («Способность легко предавать друга (любимого человека)»), оказавшееся самым отрицательно значимым качеством личности для респондентов (17%).

Нас заинтересовало половое распределение тех, кто не отметил это качество в качестве отвратительного. Результат оказался поразительным! 80% таковыми оказались девушки, и только 20% - юноши. Представляется, что отсюда можно сделать вывод о том, что девушки в этом возрасте (17-18 лет) более склонны к предательству, нежели юноши. Впрочем, эта тема требует более тщательных социологических и социально-психологических исследований.

Оценка студентами своих преподавателей и их отношение к респондентам дала следующие цифры:

педагогические науки

Спесивцева Ольга Ивановна ЭКСПЛИКАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ...

Таблица 5. Отношение преподавателей к респондентам с точки зрения респондентов

Ранг Как Вы оцениваете отношение преподавателей к Вам? в % к числу опрошенных

1. Приветливы, но иногда бывают строгими 67%

2. Всегда приветливы и дружелюбны 19%

3. Докапываются до всяких мелочей 7%

4. Равнодушные 4%

5. Злые и неприветливые 3%

При этом были выявлены следующие особенности: то, что преподаватели равнодушны по отношению к учащимся, считают только одни юноши (5% от объёма всей выборки); злыми и неприветливыми преподавателей считают также только одни юноши; в то время как приветливыми и дружелюбными их видят в основном девушки.

Интересно заметить, что наметилась тенденция за последние 2 года увеличения положительной оценки в этом вопросе. Так, если в 2015 - 2017 году году преподавателей приветливыми считали только 45%, то в 2016 -2017 гг таковых уже 67%. Думается, что периодические опросы общественного мнения постепенно конституируют действительно атмосферу взаимопонимания между преподавателями и студентами: они, посредством опросов, узнают друг о друге больше, что их и сближает.

Другой стороной вопроса является уважение студентов к преподавателям: здесь мы наблюдали ту же самую ситуацию за последние два года - резкое снижение негативных оценок: 5% в 2015 - 2016 году против 2% в году 2016 - 2017 гг.

Все 3%, не уважающие преподавателей, оказались юношами (включая и тех, которые считают преподавателей злыми и неприветливыми). Таким образом, можно сделать вывод о том, налицо позитивная динамика уменьшения количества тех, кто учителей не уважает и относится к ним равнодушно.

Наиболее «жизненно важной» целью, студенты считают «интересную работу», дело, которое было бы им «по душе» и «любовь» - это показатель здорового самосознания. Еще не совсем вырисовывается у студентов целостный образ - «характерологического типа положительного человека», что связано с амбивалентностью поведенческих реакций; ощущается влияние «капиталистической эры» и «индивидуализм» явно доминирует над «альтруистическими факторами» оценки других: «стремление к успеху», явно превалирует над такими ранее ценимыми качествами как «скромность и трудолюбие», «порядочность и образованность» и «чуткость». В оценке положительных качеств других людей, респонденты оказались единодушными. Можно отметить, что, во - первых, в университете имеет место положительная оценка ППС студентами, во-вторых, налицо позитивная динамика уменьшения количества тех, кто преподавателей «не уважает и относится к ним равнодушно».

Таким образом, рассмотрев «жизненные ценности и жизненные цели» студентов университета спортивного профиля, отмечаем, что важной проблемой в современной России остается формирование жизненных целей и ценностей молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.)N.Y.: Harper & Row, 1970;

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: АСТ,1999. 207

3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1989. - 255 с.

4. Корсини Р., Ауэрбах А. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2005. 936 с.

5. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. М., Изд-во МГУ , 1971.

6. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. В кн.: Ученые записки кафедры об-

щей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: Смысл, 2006. Вып. 2, с. 85-105.

7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. - М.: Смысл, 1997. - 64с

8. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М: Изд-во МГУ, 1982. С. 182-186.

9. Митрюшин, С. А. Жизненные цели студенческой молодежи как регуляторсоциального поведения : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 [Текст] / Митрюшин Сергей Анатольевич. - М., 2008. - 237 с.

10. Смирнова, И. Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Смирнова Ирина Федоровна. - Пенза, 1998. - 203 c.

11. Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society (1955) / Перевод Т. В. Банкетовой. — Москва: Аст, Хранитель, 2006. — 544 с.

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.