Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давлетшина Анна Александровна

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности детей дошкольного возраста. В ней раскрывается актуальность исследуемого явления, связанная с отсутствием полноценной защиты детей на этапе дошкольного детства. Детально представлены основные направления государственной политики в сфере сохранения безопасности подрастающего поколения, выделено ключевое определение понимания сущности безопасности детей. В содержании статьи представлен анализ существующих парциальных программ по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста («Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», «Дорогою добра», «Мир без Опасности»), детально отражающих требования Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Обосновывается необходимость поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давлетшина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ENSURING THE PRESCHOOL CHILDREN SAFETY IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY DEVELOPMENT

The article is devoted to the issues of ensuring the safety of preschool children. It reveals the relevance of the phenomenon under study associated with the lack of full protection of children at the stage of preschool childhood. The main directions of the state policy in the field of preserving the safety of the younger generation are presented in detail and the key definition of understanding the essence of child safety is highlighted. The content of the article presents an analysis of existing partial programs for the formation of safe behavior in preschool children (“Fundamentals of the safety of preschool children”, “Formation of a safety culture in children from 3 to 8 years”, “The Road of Good”, “A World without Danger”), which reflect in detail the requirements of the Federal State Standard of Preschool Education. The article substantiates the need to find optimal ways to form a conscious and responsible attitude to the issues of personal safety and the safety of others in children.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.С. Гуляева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: tvilgu12@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6904-531X.

К.А. Вершинина, студентка 5 курса направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Английский язык», «Немецкий язык», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: ksush.verschinina@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3918-1665.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.S. Gulyaeva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associated Professor, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: tvilgu12@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6904-531X.

K.A. Vershinina, 5th year student, the direction "Pedagogical Education", profile "English and German languages", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: ksush.verschinina@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3918-1665.

УДК 373.2 DOI 10.52772/25420291_2021_2_61

Анна Александровна Давлетшина г. Глазов

Проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста в контексте

развития современного общества

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности детей дошкольного возраста. В ней раскрывается актуальность исследуемого явления, связанная с отсутствием полноценной защиты детей на этапе дошкольного детства. Детально представлены основные направления государственной политики в сфере сохранения безопасности подрастающего поколения, выделено ключевое определение понимания сущности безопасности детей. В содержании статьи представлен анализ существующих парциальных программ по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста («Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», «Дорогою добра», «Мир без Опасности»), детально отражающих требования Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Обосновывается необходимость поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Ключевые слова: Российская Федерация, безопасность, дети дошкольного возраста, семья, дошкольная образовательная организация, парциальная программа.

Anna Alexandrovna Davletshina

Glazov

The problem of ensuring the preschool children safety in the context of modern society

development

The article is devoted to the issues of ensuring the safety of preschool children. It reveals the relevance of the phenomenon under study associated with the lack of full protection of children at the stage of preschool childhood. The main directions of the state policy in the field of preserving the safety of the younger generation are presented in detail and the key definition of understanding the essence of child safety is highlighted. The content of the article presents an analysis of existing partial programs for the formation of safe behavior in preschool children ("Fundamentals of the safety of preschool children", "Formation of a safety culture in children from 3 to 8 years", "The Road of Good", "A World without Danger"), which reflect in detail the requirements of the Federal State Standard of Preschool Education. The article substantiates the need to find optimal ways to form a conscious and responsible attitude to the issues of personal safety and the safety of others in children.

Keywords: Russian Federation, security, preschool children, family, preschool educational organization, partial program.

На сегодняшний день существует большое количество литературы, посвященной проблемам безопасности детей. Это говорит о том, что данная тема очень значима для современного общества, но вместе с тем существуют определенные сложности ее решения. Обеспечение безопасности детства, создание условий для полноценного проживания жизни детьми определяется государством в качестве приоритетных направлений национальной политики. Несмотря на достаточно обширное количество правовых документов в данной сфере, меры по

защите детей не всегда осуществляются на должном уровне, в связи с этим Правительством Российской Федерации, и в частности Президентом все чаще, особенно на протяжении последних лет, затрагиваются вопросы гарантии сохранения безопасности подрастающего поколения [5].

Так, 29 мая 2017 года Президентом был подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», целью которого является совершенствование государственной политики в сфере защиты детей.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

61

28 ноября 2018 года, на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, активно обсуждались вопросы укрепления института семьи, создания равных возможностей для полноценного развития всех детей, особые акценты ставились на сферу защиты интересов детства.

27 декабря 2019 года был подписан «Федеральный закон N 514 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части создания дополнительных гарантий безопасности в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

30 ноября 2020 года, на заседании Совета при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, В.В. Путин возложил на правительство обязанность по определению федерального органа, который будет заниматься вопросами защиты семьи и детей: «Рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей».

7 февраля 2021 года, выступая на коллегии ведомства в рамках темы информационной безопасности, президент России В.В. Путин подчеркнул особую важность проблемы защиты жизни и здоровья детей: «работать надо так, чтобы не создавать дополнительных угроз для их жизни и здоровья». Особо обратил внимание Президент и на то, что дети являются абсолютной ценностью нашей страны.

4 марта 2021 года, на встрече Президента с волонтерами движения «Мы вместе», центральной для разговора стала тема безопасности детей и подростков.

17 марта 2021 года, на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, В.В. Путин отметил необходимость совершенствования системы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, а так же напомнил о недопустимости домашнего насилия. «Среди безусловных приоритетов - охрана прав несовершеннолетних» - особо отметил В.В. Путин.

Ведущий научный сотрудник Центра политологических исследований, Э.П. Литвинов, в своей статье, посвященной философским основам концепции безопасности, указывает: «безопасность необходима личности, обществу и государству по той причине, что они находятся в постоянном движении, изменении и развитии, которое связано с преодолением противоречий и опасностей в практической деятельности, осуществляемой в условиях неопределённости и риска, реально существующих внешних и внутренних угроз» [3, С. 66]. К сожалению, самой незащищенной и уязвимой категорией, нуждающейся в обеспечении безопасности, являются дети дошкольного

возраста. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами в силу определенных возрастных особенностей. Дети дошкольного возраста еще не способны к адекватной оценке фазиса безопасности определенной ситуации и сознательной регуляции собственных действий в соответствии с ней.

Несомненно, ведущая роль в обеспечении безопасности детей дошкольного возраста принадлежит родителям. Данный факт находит свое отражение в таких документах как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка. Так как родители являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах обеспечения безопасности своих детей, то, соответственно, они обязаны обеспечить условия для полноценного роста и развития, постараться создать для детей пространство безопасного детства.

По мнению О.Н. Русака «Безопасность детей может быть определена как область знаний, изучающая потенциальные опасности, угрожающие детям, и разрабатывающая соответствующие методы и средства защиты» [7, С.343]. Следовательно, можно предположить, что несмотря на ключевую роль семьи в обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка, основные задачи по ее реализации все же возлагаются на образовательные учреждения. Так, детские сады, регламентирующие свою деятельность в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) реализуют задачи по обеспечению безопасности через одно из важнейших направлений развития детей, а именно образовательную область «социально-коммуникативное развитие» направленную, в том числе, на «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [8]. Работа в рамках данного направления в дошкольных образовательных организациях происходит посредством специальных программ развития, воспитания и образования детей, как основных, так и парциальных.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой представляет собой комплекс развивающих заданий для детей и одновременно руководство для взрослых по взаимодействию с детьми. Содержание программы отражено в учебном пособии и четырех рабочих тетрадях. Основной ориентир программы - учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения и предпочтений. Авторы обращают внимание на право использования различных форм и методов организации обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, социокультурных различий и своеобразия домашних и бытовых условий. В программе представлено шесть основных разделов, предложены формы работы с родителями и примерные конспекты занятий. Авторы подчеркивают, что работа в рамках содержания программы должна

PEDAGOGICAL SCIENCES

проводиться комплексно и охватывать все разделы. Если же один из разделов не буден учтен, то дети окажутся незащищенными от опасностей, представленных в данном разделе. В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми, авторы обращают внимание на отсутствие единой модели планирования педагогической работы, однако подчеркивают важность соблюдения принципов (полноты, системности, сезонности, учета условий городской и сельской местности, возрастной адресованности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье) [1]. Безусловно, программа Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой необходима педагогам дошкольных организаций в процессе ознакомления дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения. Однако указания по ее реализации носят общий характер, не соотнесены с конкретными периодами дошкольного детства. В дальнейшем авторами так же была разработана программа по предупреждению детского травматизма: «Как избежать неприятностей». Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и предполагает формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений посредством использования русских народных и авторских сказок.

В программе Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» формирование знаний о безопасности рассматривается в процессе приобщения детей к социальной культуре (раздел «Человек среди людей», блок «Я - человек: я - мальчик, я - девочка»). Для детей старшего дошкольного возраста прописаны правила, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности. Работа по формированию у дошкольников безопасного поведения осуществляется в рамках следующих блоков: правила безопасного поведения на автомобильных дорогах; правила безопасного поведения в поездах и на железных дорогах; правила личной безопасности дома и на улице. Каждый блок имеет ряд вопросов, обозначена необходимость знаний и применения их на практике. Реализация данного направления осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения задач, представленным по трём сферам: когнитивной, эмоционально - чувственной, поведенческой. Показатели развития детей в данной области представлены как знания детьми правил и владение способами безопасного поведения; осознанное выполнение правил поведения, принятых в социальной культуре [2].

Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеевой предлагает пути решения задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, а так же выбор наиболее уместных методов

и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Программа построена на основе учета тенденций современного образования и опирается на основные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В программе автором выделены следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в обществе», «Безопасность в помещении». Каждый из представленных разделов отражает свое содержание во всех возрастных группах детского сада. Следует отметить, что в содержании так же имеются планируемые результаты освоения программы, представленные некоторыми аспектами целевых ориентиров. Показатели изменений, в рамках работы по данному направлению, выражаются в когнитивной (знания, представления), эмоционально-ценностной (интерес к различным аспектам образовательного процесса, эмоциональные реакции) и поведенческой (применение освоенных знаний опыта в разных видах деятельности) сферах ребенка. Так же в программе представлено содержание работы по повышению родительской компетентности и детальное описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания программы [6].

Авторская программа И.А. Лыковой «Мир без опасности» направлена на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования и рассчитана на работу с детьми с 3 до 7 лет. Содержание программы охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная. Основная часть программного материала направлена на формирование культуры безопасности личности. Содержание образовательной работы по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержания по пяти образовательным областям. Название программы «Мир без Опасности» раскрывает ключевые идеи: создание условий для безопасного вхождения ребенка в окружающий мир, становление гармоничной картины мира, формирование культуры безопасности, расширение опыта предвосхищения и преодоления опасностей на основе традиций и ценностей культуры. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Особое внимание в программе уделяется принципам организации развивающей предметно-пространственной среды. Особенностью авторского подхода является моделирование образова-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

63

тельных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями [4].

Таким образом, современный этап развития общества в целом и государства, в частности, доказывает необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного воз-

раста - появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура. Несмотря на достаточно широкое освещение данной проблемы в программах дошкольного образования, важным остается вопрос поиска оптимальных путей формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. -144 с. - Текст : непосредственный.

2. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра : прогр. соц.-коммуникатив. развития и соц. воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - Пермь, ТЦ СФЕРА, 2015. - 160 с. - Текст : непосредственный.

3. Литвинов, Э.П. Философские основы концепции безопасности / Э.П. Литвинов. - Текст : непосредственный // Пространство и время : междисципл. науч.-аналит. и образоват. журн. -2012. - № 1 (7). - С. 66-73.

4. Лыкова, И.А. Мир Без Опасности: парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва, Цветной мир, 2017. - 128 с. - Текст : непосредственный.

5. Матненко, М.А. Проблемы безопасности детей в Российской Федерации / М.А. Матненко. - Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы III Междунар. науч. конф. - Краснодар, 2016. - С. 101-103.

6. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет : парциал. прогр. / Л.Л. Тимофеева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. - 160 с. - Текст : непосредственный.

7. Русак, О.Н. О некоторых проблемах безопасности детей / О.Н. Русак. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саратов, 2017. - С. 342-346.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г., №1155. - Москва, 2013. - Текст : непосредственный.

REFERERENCES

1. Avdeeva N.N., Knjazeva O.L., Sterkina R.B. Bezopasnost': uchebnoe posobie po osnovam bezopasnosti zhiznedeja-tel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Safety: a textbook on the basics of life safety for older preschool children]. Sankt-Peterburg: DETSTVO-PRESS, 2009. 144 p.

2. Kolomijchenko L.V. Dorogoju dobra: progr. soc.-kommunikativ. razvitija i soc. vospitanija doshkol'nikov [On the road of kindness]. Perm', TC SFERA, 2015. 160 p.

3. Litvinov Je.P. Filosofskie osnovy koncepcii bezopasnosti Philosophical foundations of the concept of security]. Pros-transtvo i vremja: mezhdiscipl. nauch.-analit. i obrazovat. zhurn. [Space and Time], 2012, no. 1 (7), pp. 66-73.

4. Lykova I.A. Mir Bez Opasnosti: parcial'naja obrazovatel'naja programma dlja detej doshkol'nogo vozrasta [A World Without Danger: Partial Education Program for Preschool Children]. Moscow, Cvetnoj mir, 2017. 128 p.

5. Matnenko M.A. Problemy bezopasnosti detej v Rossijskoj Federacii [Problems of child safety in the Russian Federation]. Pravo: sovremennye tendencii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. [Law: current trends]. Krasnodar, 2016, pp. 101-103.

6. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury bezopasnosti u detej ot 3 do 8 let: parcial. progr. [Formation of a safety culture in children from 3 to 8 years old]. Sankt-Peterburg: DETSTVO-PRESS, 2019. 160 p.

7. Rusak O.N. O nekotoryh problemah bezopasnosti detej [On some problems of child safety]. Aktual'nye problemy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti detej iputi ih reshenija: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. [Urgent problems of life safety of children and ways to solve them]. Saratov, 2017, pp. 342-346.

8. Federal'nyj Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 17 okt. 2013 g., №1155 [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. Moscow, 2013.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Давлетшина, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов, Россия, e-mail: an.davletschina@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8020-6073. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Davletshina, Lecture, Department of Preschool and Primary Education, Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Russia, e-mail: an.davletschina@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8020-6073.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.