УДК 373 DOI 10.52772/25420291_2021_2_85
Ирина Николаевна Журавлева, Светлана Васильевна Савинова
г. Киров
Формирование представлений детей 6-7 лет о безопасном поведении в быту
в процессе создания мультфильма
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу по подготовке адаптированных к окружающей среде воспитанников, способных самостоятельно давать оценку возникающих ситуаций и строить свою деятельность с точки зрения безопасности. Данная задача требует от воспитателей формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в быту. Ребенок должен осознанно действовать в различных ситуациях. У дошкольников в обязательном порядке необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Статья раскрывает воздействие мультфильма в развитии представлений у детей 6-7 лет о безопасном поведении в быту. В статье дается трактовка понятия «безопасное поведение детей», раскрывается его содержание и специфика для дошкольного возраста. Показано воздействие работы с мультфильмом на органы восприятия информации: зрение и слух, что позволяет наиболее эффективно вовлечь ребенка в образовательный процесс и создать для него наиболее благоприятные педагогические условия. В статье описывается комплексная методика выявления уровня сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей дошкольного возраста. На основании констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент с использованием мультипликации. Результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что использование мультфильмов и их создание на занятиях будет способствовать развитию знаний о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольник, дошкольная образовательная организация, безопасное поведение в быту, навыки безопасного поведения, мультфильм.
Irina Nikolaevna Zhuravleva, Svetlana Vasilyevna Savinova Kirov
Formation of ideas of 6-7 years old children about safe behavior in everyday life in the
process of creating cartoon
Modern society, in accordance with the Federal State Educational Standard of primary general education and the Concept of Spiritual and Moral Development and Upbringing, sets before educational institutions the task of training responsible and trained pupils who are able to independently assess what is happening and build their activities in accordance with the interests of the people around them. The solution to this problem is associated with the formation of safe behavior skills for preschoolers in everyday life. The child must act consciously in various situations. It is imperative for preschoolers to develop independence and responsibility so that at dangerous moments in their lives, they can always act adequately. The purpose of the article is to reveal the psychological and pedagogical conditions for the development of ideas in 6-7 years old children about safe behavior in everyday life when creating a cartoon. The article gives an interpretation of the concept of "safe behavior of children", reveals its content and specificity for preschool age. The influence of working with a cartoon on the organs of perception of information: sight and hearing is shown, which allows the most effective involvement of the child in the educational process and create the most favorable pedagogical conditions for him. The article describes a comprehensive technique for identifying the level of formation of ideas about safe behavior in everyday life in preschool children. On the basis of the ascertaining experiment, a formative experiment was carried out using animation. The results of the control experiment allowed us to confirm our hypothesis that the use of cartoons and their creation in the classroom will contribute to the development of ideas about safe behavior in everyday life in children of 6-7 years old.
Keywords: preschool children, preschool educational organization, safe behavior in everyday life, safe behavior skills, cartoon.
Как говорится: «Дети - это наше будущее» и их безопасность первоочередная задача, которая стоит перед воспитателями и родителя. Детям с возрастом становится интересен окружающий мир: улица, детский сад, дом. Даже в пределах своей квартиры есть множество интересных предметов, которые могут таить в себе опасность. Сущность проблемы заключается в том, что природная любознательность, доверчивость ребенка, его стремление к познанию окружающего мира становится небезопасным для дошкольника. Поэтому обучение детей безопасному поведению
в быту - является актуальной педагогической задачей, которая требует большого внимания со стороны воспитателей, учителей и родителей.
Образование является главным и основным механизмом формирования ответственного отношения ребенка к своей безопасности (Л.Л. Тимофеева, К.Ю. Белая, В.А. Ананьев и др.). Очень важно проводить подготовку к дальнейшей безопасной жизни на всех ступенях образования, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. По мнению О.Л. Князевой, Р.Б. Стер-киной, Т.Г. Хромцовой, закладывать первые знания
необходимо с дошкольного возраста, начиная с ближайших опасностей, которые могут поджидать ребенка в собственном доме. Перед воспитателями стоит основополагающая задача по подготовке ребенка ко всем реалиям современного мира, к встрече с опасностями, которые могут подстерегать ребенка в окружающем мире [4].
По мнению Т.Г. Хромцовой, А. Л. Венгер, особую роль в формировании безопасного поведения ребенка играет дошкольный возраст. На дошкольные учреждения ложится колоссальная ответственность по формированию фундаментальных знаний о безопасном поведении ребенка. Они формируют бузу основных понятий об опасностях и опасных ситуациях, формируют умения предвидеть последствия своих действий, анализировать степень опасности ситуации и уровень своих сил, выбирать правильный путь решения в различных ситуациях.
Существует огромное количество определений понятия «безопасное поведение». Наиболее развернутое определение дает Т.Г. Хромцова. Она считает, что общее понятие безопасного поведения можно определить как совокупность знаний правил и мер предосторожности, умений избегать опасные ситуации и знание алгоритма действий в экстремальных ситуациях, которые исключают неверное поведение в опасной ситуации, [6, С. 173].
Обучение ребенка навыкам безопасного поведения формирует у него три основные составляющие: информационная - отвечает за формирование знаний и мер о безопасности жизнедеятельности человека; поведенческая - отвечает за формирование алгоритма действий в проблемных ситуациях; эмоционально-волевая - отвечает за формирование адекватного поведения в проблемных ситуациях [2].
Имея определенную базу знаний об опасностях и опасных ситуациях, ребенок получает возможность правильно проанализировать возникшую ситуацию, свои возможности и построить адекватную тактику поведения. Поведение ребенка будет основываться на использовании навыков безопасного поведения в повседневной жизни. Ребенок будет уверен в своих возможностях благодаря полученным знаниям, а также найдет выход из сложившейся ситуации, если не удалось ее избежать.
Таким образом, содержания представлений о безопасном поведении в быту у детей 6-7 лет должно включать следующие моменты: знания правил и мер предосторожности и безопасного поведения; навыки определения опасности и своих возможностей; умения действовать, а по возможности избегать потенциально опасных ситуаций.
Характерной особенностью современного общества является активизация инновационных процессов в образовании. Меняется содержание, вводятся иные подходы, направленные на многогранное развитие детей. Задача педагога заключа-
ется в том, чтобы поддерживать познавательную и творческую активность ребенка, используя при этом новейшие технологии. Одной из таких и является использование мультипликационных фильмов в процессе образования. Мультфильмы позволяют расширять у детей представления о безопасном поведении, воздействовать на их чувства, формировать алгоритм действий безопасного поведения [3].
Очень важно использовать педагогические возможности мультфильма:
- раздвижение рамок об окружающем мире, знакомство с новыми явлениями и ситуациями;
- расширение лексикона и кругозора ребенка;
- развитие памяти и мышления, фантазии и воображения;
- демонстрация поведенческих примеров, которые способствуют социализации ребенка;
- формирование оценочного отношения к миру;
- развитие эстетического вкуса и чувства юмора;
- реализацию эмоциональных потребностей.
Для использования мультфильма как средства воспитания необходимо учитывать следующие критерии:
- соответствие «картинки» возможностям детского восприятия;
- использование понятной, эмоционально окрашенной речи;
- соблюдение требований сюжета, в соответствии возрасту детей;
- правильная подборка персонажей мультфильма;
- соблюдение нравственных норм [2].
Мультфильм - это сложный многогранный
процесс, позволяющий раскрыть различные таланты детей: творческие, изобразительные, музыкальные, актерские и др. Раскрытие этих талантов позволяет развивать личные качества воспитанников: любознательность, самостоятельность, организованность, ответственность, трудолюбие и прочие.
Таким образом, мультфильм является наиболее эффективным способом подачи нового материала детям, т.к. позволяет воздействовать на два наиболее значимых органа восприятия: зрение и слух. Поэтому мультфильм имеет большой воспитательный заряд и является наиболее продуктивным наглядным материалом.
Рассмотрим, как происходит формирование представлений детей 6-7 лет о безопасном поведении в быту в процессе создания мультфильмов.
В эксперименте приняли участие две группы старших дошкольников: контрольная и экспериментальная, в количестве 20 человек каждая.
В ходе проведенной работы было выделено три этапа. На первом этапе опытно - поисковой работы была изучена методика формирования
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
представлений о безопасном поведении в быту у детей 6-7 лет. Проведен анализ общеобразовательных и парциальных программ, с выделением главных аспектов безопасного поведения детей. Было изучено воздействие мультфильма на формирование навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы были определены критерии и показатели безопасного поведения детей в быту. Определен первоначальный уровень сформированное™ представлений о безопасном поведении в быту у контрольной и экспериментальных групп.
Результаты констатирующего эксперимента осуществлению безопасно
Для этого было использована методика Н.Н. Авдеевой по изучению способностей ребенка к осуществлению безопасного поведения [1]. Главной целью методики является определение уровня знаний детей о правилах и мерах безопасного поведения, умений применять их на практике и их отношения к собственной безопасности. Каждое выполненное задание оценивается в один бал.
После проведения эксперимента была составлена таблица 1, содержащая данные по уровню развития представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1
методике изучения способностей ребенка к поведения Н.Н. Авдеевой
уровень сформированности экспериментальная группа (чел) контрольная группа (чел)
высокий 5 4
средний 10 9
низкий 5 7
В результате проведенной работы было установлено, что у основной массы ребят наблюдается средний уровень сформированности представлений о безопасном поведении в быту. Исследуемым известно большинство правил и мер безопасного поведения в быту на уровне передачи. Анализ опасной ситуации производят с помощью воспитателя, но без дополнительных деталей. Отсутствует аргументация своего выбора. Мотивация безопасного поведения проявляется по ситуации. Способы действия направлены на спасение своей жизни [5].
По результатам диагностического исследования констатирующего этапа была выявлена необходимость проведения дополнительной работы по формированию представлений о безопасном поведении в быту детей 6-7 лет в новых для них формах.
В процессе формирующего этапа провели опытно-поисковую работу по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста при создании мультфильма.
В соответствии с целью цели поставили следующие задачи:
1) Разработать серию занятий по формированию представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с мультфильмом и апробировать его на практике.
2) Разнообразить развивающую среду наглядными пособиями, направленными на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Раскрыть педагогические условия, способствующие успешному формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с мультфильмами.
Была разработана серия занятий формирующего эксперимента, направленная на повышение уровня сформированности представлений о безопасном поведении детей в быту в процессе работы с мультфильмами. В серию вошли следующие мероприятия:
1) Просмотр мультипликационных фильмов с последующим разбором: занятие 1 «В мире электричества», занятие 2 «Огонь. Горячие предметы», занятие 3 «Один дома».
Цели занятий: закрепить знания о правилах поведения в квартире, во время отсутствия взрослых; обобщить и закрепить знания детей об опасных предметах; сформировать бережное отношение к своей жизни.
2) Обучающие занятия «Кукольный мультфильм»: занятие 1 «История создания мультфильмов»; занятие 2 «Почувствуй себя режиссером».
Цель занятий: узнать все тонкости создания мультфильма, виды мультфильмов, основные профессии, связанные с созданием мультфильмов; примерить на себя различные роли, научиться менять свои голоса и эмоции; познакомиться с понятием «спецэффекты», попробовать самостоятельно создать мультфильм из подручных материалов.
3) Создание мультфильма по мотивам сказки «Один дома, или Волк и семеро козлят на новый лад» автора Юрия Энтина: занятие 1 «Выбор сказки», занятие 2 «Выбор вида мультфильма», занятие 3 «Изготовление фона», занятие 4 «Изготовление персонажей», занятие 5 «Изготовление декораций», занятие 6 «Озвучивание героев», занятие 7 «Съёмка мультфильма», занятие 8 «Монтаж мультфильма».
Цель занятий: задействовать дошкольников во всех видах деятельности по созданию мультфильма.
На протяжении всех занятий старались поддерживать интерес детей благодаря задействованию ребят во всех этапах создания мультфильма. Также это удавалось благодаря разнообразным пособиям в группе, которые стимулировали самостоятельное изучение вопроса. Были использованы различные формы и методы работы, которые также позволяли удерживать интерес воспитанников.
Работа велась регулярно и последовательно. В процессе работы были решены поставленные задачи: расширяли знания об опасных предметах и ситуациях, сформировали умения использовать полученные знания на практике, а также сформи-
ровали навыки анализа действий в опасных ситуациях на примере действий героев мультфильмов в различных ситуациях.
На этапе контрольного эксперимента мы выявили динамику в уровне развития представлений о безопасном поведении в быту у детей 6-7лет. Для повторного изучения уровня развития представлений о безопасном поведении в быту мы использовали аналогичные диагностические задания, что и на этапе констатирующего эксперимента. После проведения эксперимента была составлена общая таблица 2, в которую занесены результаты проведения контрольного эксперимента.
Таблица 2
Результаты контрольного эксперимента по методике изучения способностей ребенка к осуществлению
безопасного поведения Авдеевой Н.Н.
уровень сформированности экспериментальная группа (чел) контрольная группа (чел)
высокий 6 5
средний 11 8
низкий 3 7
Исходя из результатов контрольного эксперимента видно, что работа по повышению уровня сформированности представлений о безопасном поведении в быту у детей 6-7 лет посредством создания мультфильма в целом показала положительную динамику. У ребят экспериментальной группы увеличился уровень сформированности безопасного поведения в быту, повысилось коли-
чество воспитанников со средним и высоким уровнем сформированности.
Таким образом, данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанная серия занятий, используемые формы и методы работы, применяемые в процессе формирования представлений о безопасном поведении в быту посредством создания мультфильмов, оказались эффективными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безопасность на улицах и дорогах : метод. пособие для работы с детьми старшего дошк. возраста / Н.Н. Авдеева [и др.]. - Москва, 1997. - 24 с. - Текст : непосредственный.
2. Баринова, М.Н. О влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста / М.Н. Баринова, Т.В. Наумова. - Текст : непосредственный // Культура и образование : электрон. науч.-практ. журн. - 2014. - С. 19.
3. Козачек, О.В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? /
0.В. Козачек. - Текст : непосредственный // Здоровье и экология. - № 3. - С. 24-25.
4. Куниченко, О.В. Воспитательные возможности мультфильма и их использование в работе воспитателей дошкольного образовательного учреждения / О.В. Куниченко. - Текст : электронный // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. - 2014. - № 3(30), март. - URL: http://grani.vspu.ru/avtor/669.
5. Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе / Л.Л. Тимофеева. - Москва : Детство-Пресс, 2015. - 192 с. - Текст : непосредственный.
6. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. -Москва : Педагогическое общество России, 2005. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Avdeeva N.N., et al. Bezopasnost' na ulicah i dorogah: metod. posobie dlja raboty s det'mi starshego doshk. vozrasta [Safety on the streets and roads]. Moscow, 1997. 24 p.
2. Barinova M.N. Naumova T.V. O vlijanii mul'tfil'mov na razvitie detej doshkol'nogo vozrasta [On the influence of cartoons on the development of preschool children]. Kul'tura i obrazovanie: jelektron. nauch.-prakt. zhurn. [Culture and education], 2014, pp. 19.
3. Kozachek O.V. Sovremennye mul'tfil'my i deti: sredstvo vospitanija ili tehnologija manipulirovanija? [Modern cartoons and children: a means of education or technology of manipulation?]. Zdorov'e i jekologija [Health and ecology], 2007, no. 3, pp. 24-25.
4. Kunichenko O.V. Vospitatel'nye vozmozhnosti mul'tfil'ma i ih ispol'zovanie v rabote vospitatelej doshkol'nogo obra-zovatel'nogo uchrezhdenija [Educational capabilities of the cartoon and their use in the work of preschool educators]. Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU [The facets of knowledge], 2014, no. 3(30), mart. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/669.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291
5. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury bezopasnosti. Planirovanie obrazovatel'noj dejatel'nosti v starshej gruppe [Building a safety culture. Planning educational activities in the older group]. Moscow: Detstvo-Press, 2015. 192 p.
6. Hromcova T.G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu detej doshkol'nogo vozrasta [Education of safe behavior in the everyday life of preschool children]. Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.Н. Журавлева, воспитатель, МКДОУ д/с дошкольное «Сказка» пгт. Нижнеивкино Куменского района Кировской области, Россия, e-mail: irina83zhur@yandex.r, ORCID: 0000-0002-2895-0599.
С.В. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: ssavv@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1061-9216.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
I.N. Zhuravleva, Educator, Preschool educational establishment "Skazka", village Nizhneivkino, Kumensky district, Kirov region, e-mail: irina83zhur@yandex.r, ORCID: 0000-0002-2895-0599.
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: ssavv@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1061-9216.
УДК 378 DOI 10.52772/25420291_2021_2_89
Светлана Сергеевна Исаева г. Москва
Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов журналистов
Целью статьи является рассмотрение особенностей применения информационных компьютерных технологий в обучении студентов факультета журналистики на занятиях английского языка. В век информационных технологий данная тема является, наиболее актуальна, так как облегчает образовательный, процесс и достигаются более эффективные результаты. В статье рассматривается внедрение ИКТ в образовательный процесс высшего образования, для обучения английскому языку студентов-журналистов. Дается характеристика ИКТ, применяемых для обучения английскому языку студентов-журналистов. Рассматривается процесс владения ИКТ учителями для внедрения в обучение на занятиях для студентов-журналистов. Информационные технологии представляют собой инструмент для развития новых форм и методов обучения, которые призваны повысить качество образования английского языка в высшей школе.
Ключевые слова: ИКТ, образование, журналист, коммуникационные технологии, компьютерные технологии.
Svetlana Sergeevna Isayeva
Moscow
Information and communication technologies in teaching journalism students
The purpose of the article is to consider the features of the use of information computer technologies in teaching students of the Faculty of Journalism in English classes. In the age of information technology, this topic is urgent as it facilitates the educational process and achieves more effective results. The article discusses the introduction of ICT in the educational process of higher education, for teaching grammar to students-journalists. The article describes the ICTs used for teaching grammar to journalism students. The article considers the process of ICT proficiency by teachers for implementation in teaching grammar in the classroom for journalism students. Examines the role of grammar for the professional activities of journalism students. Information technologies are a tool for the development of new forms and methods of teaching which are designed to improve the quality of English language education in higher education.
Keywords: grammar, ICT, education, journalist, communication technologies, computer technologies.
В настоящее время место информационных и коммуникационных технологий в образовании сложно переоценить. В эпоху быстрого развития, особенно в области ИКТ, преподавателям английского языка необходимо адаптироваться к новым социальным и образовательным требованиям, чтобы соответствовать современным требованиям. Д-р Джессел (2012) предполагает, что «инновации, возникающие из новых технологий, предъявляют самые разные требования к роли учителя». В связи со всеми этими современными проблемами роль Учителя развивалась от инструктора до фасилитатора,
модератора, конструктора и создателя безопасной и более эффективной среды обучения [5].
Информационные технологии представляют собой инновацию, которая включает в себя сбор, обработку, хранение и представление информации, а также сотрудничество и общение. Информационные технологии могут использоваться по-разному и в разных сферах в зависимости от целей и задач. Однако роль ИКТ возрастает, и они занимают важное место в системе образования. Использование ИКТ подтверждает продуктивность преподавания и изучения иностранных языков в