Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ'

ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА / ВЕКТОР / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Д.Я.

Автор в своей статье показывает, как в условиях глобализации и информатизации общественной жизни складывается поликультурный диалог образовательного процесса в высшей школе, как в педагогическом вузе через понимание друг друга и непосредственного обмена ценностями в процессе обучение в образовательной среде происходит подход к понятию выбора написания магистерской работы «понять - значит обнаружить смысл» означает, исходную «конечную» предпосылкой процесса понимания. Выпускник, получивший степень / квалификацию магистра педагогики должен уметь использовать современные методов науки, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в сфере образования, проектирование, организация информационных и инновационных технологий, предусматривать определённую вариативность при проектировании содержания своей научно-исследовательской работы с целью учёта своих индивидуальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Д.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RESEARCH ACTIVITY OF MASTER STUDENTS IN THE PROCESS OF WORK ON THE MASTER'S DISSERTATION

The author in his article shows how, in the context of globalization and informatization of public life, a multicultural dialogue of the educational process in higher education develops, how in a pedagogical university, through understanding each other and direct exchange of values in the process of learning in an educational environment, there is an approach to the concept of the choice of writing a master's work " to understand means to discover meaning ”means the initial“ final ”prerequisite of the process of understanding. A graduate who has received a master's degree / qualification in pedagogy must be able to use modern methods of science, implement and evaluate the results of scientific research in the field of education, design, organize information and innovative technologies, provide for a certain variability in the design of the content of his research work in order to take into account his individual abilities ...

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ»

Гурезов Бахтовар - магистр кафедры специалист педагогики и инклюзивного оброзования Таджикского государственного педагогического Университета имени Садриддин Айни. Тел:+992918106816.

About the authors:

Majidova Bibihafiza - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Special. Pedagogy and Inclusive Education of the Tajik State Pedagogical University named afer Sadriddin Aini. Tel: +992985831902, Email; Bibihafiza@mail.ru

Gurezov Bakhtovar - Master's degree student of the Department of Special Pedagogy and Inclusive Education of the Tajik State Pedagogical University named afer Sadriddin Aini. Tel: (+992) 918106816.

ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

Шарапова Д.Я.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Существенное повышение качества подготовки выпускников, в частности педагогических вузов к продуктивной профессиональной деятельности, которая основывается на гуманитарных ценностных ориентациях педагогов, креативности, критичности и инновационности их мышления, овладения будущими педагогами интерактивными информационными технологиям обучения и воспитания детей и молодёжи являются требованиями современного общества в реформирование высшего образования.

Как поликультурный диалог в условиях глобализации и информатизации общественной жизни складывается образовательный процесс в высшей школе. По мнению современных философов, феноменологический тип диалога или полилога происходит в педагогическом вузе через понимание друг друга и непосредственный обмен ценностями в процессе обучение в образовательной среде. «Понять -значит обнаружить смысл» означает, исходную «конечную» предпосылкой процесса понимания.

Диалогичность образовательного процесса, осуществляемой в различных формах и видах в многообразной познавательной деятельности студентов проявляется в вузе через:

- общение со сверстниками и окружающим социумом;

- учение и научное исследование;

- художественное познание и досуг и мн. др.;

Важным вектором модернизации профессионально образования будущих педагогов становится стимулирование и включение студентов в познавательную деятельность, активное их участие в реализации самостоятельных социально-педагогических проектированиях.

Информационным и экзистенциальным взаимодействием студента с окружающим миром, то есть «речь для других», как через мышление и «речь для себя», так и внешний диалог или полилог через общение с текстами является продуктивно понимаемым и достаточно широко осуществляемым внутренним диалогом студента.

Организация образовательного процесса в педагогическом вузе позволяет развивать педагогическое мышление у студентов, как важнейший компонент профессиональной культуры, который проявляется в решение педагогической задачи с вычленениями анализа ситуации.

В будущем развитое профессиональное мышление позволяет педагогу:

- стимулировать активность учащихся;

- анализировать грамотно в образовательном процессе ситуацию;

- ставить чётко собственные педагогические задачи.

Развитый уровень профессиональной культуры педагога характеризует:

- умение педагогом анализировать степень освоения учебно-воспитательной реальности;

- в значительной мере решать педагогические задачи и уметь их вычленять;

- развитие диалогичности профессиональной культуры педагога и её доминантности;

- развитие как смыслообразования процессов понимания;

- преодоление педагогом смысловых барьеров;

- профессиональная деятельность педагога и определение её стратегии;

- гуманизация и ориентация образовательного процесса.

Научно-исследовательская деятельность студентов-магистров в процессе работы над магистерской диссертацией и направлена именно на становление гуманитарно-ориентированной профессиональной культуры педагога. Полученный в процессе написания выпускной дипломной квалифицированной

работы в бакалавриате магистры имеют некоторый опыт исследовательской деятельности, но, несмотря на это реальная практика свидетельствует о том, что их подготовка явна недостаточна к самостоятельной исследовательской деятельности в области педагогических наук.

В проведение педагогической и научно-исследовательской деятельности магистров, преподавателям - руководителям диссертаций и практики магистров необходимо:

- помочь более чётко спланировать организационный аспект исследовательской деятельности;

- помочь осмыслить научную идеологию образовательного процесса в современном педагогическом вузе;

- систематизировать знания по методологии и методам педагогических исследований;

- личный опыт педагога формировать в исследовательской работе;

- формировать умения в области оформления результатов научных исследований.

Выпускник, получивший степень / квалификацию магистра педагогики должен быть готов к следующим задачам:

- решать исследовательские и образовательные задачи, которые в предметной области знаний ориентированы на научно-исследовательскую работу;

- в полученных экспериментальных данных использовать современные обработки технологии сбора и интерпретации;

- владеть и применять в области психолого-педагогического образования современные методы исследования;

- в различных типах учебных заведениях, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения, уметь анализировать процессы обучения и воспитания и их результаты;

- уметь проектировать и реализовывать новое содержание учебных предметов в практике обучения;

- уметь диагностировать уровень образованности.

Выпускник, получивший степень / квалификацию магистра, должен знать:

- Конвенцию о правах ребёнка;

- Конституцию Республики Таджикистан;

- Законы Республики Таджикистан в области образования;

- решения Правительства Республики Таджикистан и органов управления образованием по вопросам образования и науки;

- решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач, основанных в объёме необходимых для общетеоретических дисциплин;

- перспективы развития образования и основные направления педагогической науки;

- научную организацию труда и основы права.

Выпускники должны быть подготовлены к выполнению профессиональной деятельности по направлению «Педагогика» в соответствии с уровнем своей квалификации:

- преподавательской;

- организационно-воспитательской;

- научно-исследовательской;

- социально-педагогической;

- культурно-просветительской;

- коррекционно-развивающей;

- консультативной.

Оценивания результаты образования в процессе модернизации содержания, технологий и системы средств преподаватели должны придерживаться нескольких основных принципов.

Принцип интегративности должен отражаться в содержании профессиональной подготовки магистров в первую очередь в, а также в её формах организации образовательного процесса.

Основное направление научно-исследовательской деятельности кафедры «Общей педагогики» необходимо включать в вузовский компонент стандарта и блока дисциплин по выбору, которыми являются следующие дисциплины:

- «Методология психолого-педагогических исследований»;

- «Современные проблемы науки» - дисциплины теоретического характера, направленность которых делает особенно значимыми их внутрипредметную связь с другими предметами;

- «Теоретическая педагогика», содержание которой связана и с задачами научно-исследовательской работы магистров. Дисциплину достаточно читать один семестр.

К решению определённых задач в подготовке будущей профессиональной деятельности магистров будет способствовать изучения данных дисциплин, следующим образом:

- осуществление личностного роста через профессиональное самообразование;

- проектирование профессиональной карьеры и дальнейшего образовательного маршрута;

- использование современных методов науки, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования, проектирование, организация информационных и инновационных технологий;

- проектирование и содержания новых дисциплин в элективных курсах для предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

- проектирование различных видов, форм и методов контрольно-измерительных материалов и самого контроля и др.

При отборе содержания образования идёт опора на междисциплинарный подход бакалавриата, где учитывается, не только то, что выпускники магистратуры могут стать преподавателями педагогики, но и предметных дисциплин по направлению педагогических наук.

Таким образом, при проектировании содержания учебных дисциплин обеспечивается преемственность различных дисциплин учебного плана магистратуры, а также программ бакалавриата.

Необходимо предусматривать определённую вариативность при проектировании содержания учебных дисциплин с целью учёта индивидуальных способностей студентов. В полной мере должен быть сделан акцент на востребованность диссертационных исследований магистрантов, а также реализован принцип «связи обучения с жизнью».

Исследовательская работа предполагает научно-исследовательскую деятельность, направленную на развитие у студентов теоретических и практических суждений, выводов и способности к самостоятельным умениям объективной оценки научной информации, стремление к применению научных знаний в образовательной деятельности и свободы научного поиска.

Итогом проведения выбранной научно-исследовательской работы магистранта является подготовка и защита магистерской диссертации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В.Бережнова, ВВ.Краевский - М: Изд. Центр «Академия», 2007. - 128 с.

2. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики [Текст] / Е.В.Боцдаревская // Педагогика. - 2007. - N° :. - С. 3-10.

3. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие / О.АГраничина . - СПб.: Изд-во РГПУ имАИГерцена, 2002.

ПРОБЛЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ

Автор в своей статье показывает, как в условиях глобализации и информатизации общественной жизни складывается поликультурный диалог образовательного процесса в высшей школе, как в педагогическом вузе через понимание друг друга и непосредственного обмена ценностями в процессе обучение в образовательной среде происходит подход к понятию выбора написания магистерской работы «понять - значит обнаружить смысл» означает, исходную «конечную» предпосылкой процесса понимания.

Выпускник, получивший степень / квалификацию магистра педагогики должен уметь использовать современные методов науки, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в сфере образования, проектирование, организация информационных и инновационных технологий, предусматривать определённую вариативность при проектировании содержания своей научно-исследовательской работы с целью учёта своих индивидуальных способностей.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа магистранта, вектор, модернизация профессионально образования, проектирование содержания учебных дисциплин, повышение качества образования, подготовки выпускников, поликультурный диалог, глобализация и информатизация общественной жизни, объективная оценка научной информации.

THE PROBLEM OF RESEARCH ACTTVTTY OF MASTER STUDENTS TN THE PROCESS OF WORK ON THE MASTER'S DTSSERTATTON

The author in his article shows how, in the context of globalization and informatization of public life, a multicultural dialogue of the educational process in higher education develops, how in a pedagogical university,

through understanding each other and direct exchange of values in the process of learning in an educational environment, there is an approach to the concept of the choice of writing a master's work " to understand means to discover meaning "means the initial" final "prerequisite of the process of understanding.

A graduate who has received a master's degree / qualification in pedagogy must be able to use modern methods of science, implement and evaluate the results of scientific research in the field of education, design, organize information and innovative technologies, provide for a certain variability in the design of the content of his research work in order to take into account his individual abilities...

Keywords: research work of a master's student, vector, modernization of vocational education, designing the content of academic disciplines, improving the quality of education, training graduates, multicultural dialogue, globalization and informatization of public life, objective assessment of scientific information.

Сведения об авторе:

Шарипова Д.Я. - д.пн. профессор кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Тел: (+992) 905507778

About the author:

Sharipova D.Y. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chiar ofGeneral Pedagogy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Phone: (+992) 905507778

УДК:323:3713(5753) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Инклюзивное образование, как стратегическое направление и тенденция развития образования в современном мире, предусматривает реализацию прав каждого ребенка в плане предоставления ему качественного образования исходя из его познавательных возможностей в соответствии с адекватными для его здоровья средой по месту жительства [4, с. 167; 1, с. 9-13].

В целом система инклюзивного образования базируется на ряде положений, представленных: Конвенцией о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), Законом Республики Таджикистан «Об образовании» (2013), Национальной стратегией развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, Законом Республики Таджикистан «О социальной защите инвалидов», Национальной концепцией инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства от 30 апреля 2011 года, за № 228 [6], Концепции инклюзивного образования [5].

При этом социальной реабилитации подрастающего поколения отводится особая роль, которая выдвигается в качестве одной из главных тенденций в системе дошкольного, общего и высшего образования, проявляясь особым вниманием к детям, которые имеют ограниченные возможности в физическом и психическом здоровье, нуждающихся в организации для них специальных условий для получения образования.

Востребованность в реализации Концепции инклюзивного образования исходит из ряда причин, обусловленных современной ситуацией в республике:

- необходимостью обеспечения детей, имеющих ограниченные возможности, условиями для организации их обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствием требуемых условий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях республики и

т.п.

Данными проблемами обусловлена необходимость создания благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в одном ряду с детьми, не представленных отклонениями в здоровье.

На сегодня республика представлена рядом образовательных заведений специального типа, в функциональные обязанности которых входит организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями, в частности, для слабовидящих, глухих, немых, слабослышащих детей и детей, имеющих психические отклонения.

Государственная политика в сфере образования в Республике Таджикистан предусматривает радикальные изменения по всей системе образования. Изменения в сфере инклюзивного образования были обусловлены в свою очередь Дакарской рамочной концепцией, которая имела значимость международного документа, предусматривающего решение проблем в области специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.