Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баротова Гульчехра Юсуфджановна

Данная статья посвящена подготовке будущих специалистов-учителей к работе с детьми с особенными образовательными потребностями. Современные условия глобализирующегося мира, представленного социокультурными, духовно-нравственными, энергетическими и финансовыми кризисами, и в этой связи - выявлением позиций, связанных с обустройством новых социальных моделей в развитии государств, особую актуальность приобретают человеческие ресурсы. По отношению к образовательной системе данная ситуация характеризуется следующими позициями: с одной стороны - необходимостью формирования высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески ориентированных специалистов, а, с другой, - толерантных, сопереживающих, коммуникабельных личностей, подготовленных к проявлению самостоятельного мышления и анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to the preparation of future specialist teachers to work with children with special educational needs. The current conditions of a globalizing world, represented by sociocultural, spiritual, moral, energy and financial crises, and in this regard - the identification of positions associated with the arrangement of new social models in the development of states, human resources are particularly relevant. In relation to the educational system, this situation is characterized by the following positions: on the one hand, the need to form highly qualified, competitive and creatively oriented specialists, and, on the other, tolerant, empathic, communicative personalities prepared for the manifestation of independent thinking and analysis.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

through understanding each other and direct exchange of values in the process of learning in an educational environment, there is an approach to the concept of the choice of writing a master's work " to understand means to discover meaning "means the initial" final "prerequisite of the process of understanding.

A graduate who has received a master's degree / qualification in pedagogy must be able to use modern methods of science, implement and evaluate the results of scientific research in the field of education, design, organize information and innovative technologies, provide for a certain variability in the design of the content of his research work in order to take into account his individual abilities...

Keywords: research work of a master's student, vector, modernization of vocational education, designing the content of academic disciplines, improving the quality of education, training graduates, multicultural dialogue, globalization and informatization of public life, objective assessment of scientific information.

Сведения об авторе:

Шарипова Д.Я. - д.пн. профессор кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни. Тел: (+992) 905507778

About the author:

Sharipova D.Y. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Chiar ofGeneral Pedagogy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Phone: (+992) 905507778

УДК:323:3713(5753) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Инклюзивное образование, как стратегическое направление и тенденция развития образования в современном мире, предусматривает реализацию прав каждого ребенка в плане предоставления ему качественного образования исходя из его познавательных возможностей в соответствии с адекватными для его здоровья средой по месту жительства [4, с. 167; 1, с. 9-13].

В целом система инклюзивного образования базируется на ряде положений, представленных: Конвенцией о правах ребенка (1989), Конвенцией о правах инвалидов (2006), Законом Республики Таджикистан «Об образовании» (2013), Национальной стратегией развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, Законом Республики Таджикистан «О социальной защите инвалидов», Национальной концепцией инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства от 30 апреля 2011 года, за № 228 [6], Концепции инклюзивного образования [5].

При этом социальной реабилитации подрастающего поколения отводится особая роль, которая выдвигается в качестве одной из главных тенденций в системе дошкольного, общего и высшего образования, проявляясь особым вниманием к детям, которые имеют ограниченные возможности в физическом и психическом здоровье, нуждающихся в организации для них специальных условий для получения образования.

Востребованность в реализации Концепции инклюзивного образования исходит из ряда причин, обусловленных современной ситуацией в республике:

- необходимостью обеспечения детей, имеющих ограниченные возможности, условиями для организации их обучения;

- отсутствием требуемых условий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях республики и

т.п.

Данными проблемами обусловлена необходимость создания благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в одном ряду с детьми, не представленных отклонениями в здоровье.

На сегодня республика представлена рядом образовательных заведений специального типа, в функциональные обязанности которых входит организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями, в частности, для слабовидящих, глухих, немых, слабослышащих детей и детей, имеющих психические отклонения.

Государственная политика в сфере образования в Республике Таджикистан предусматривает радикальные изменения по всей системе образования. Изменения в сфере инклюзивного образования были обусловлены в свою очередь Дакарской рамочной концепцией, которая имела значимость международного документа, предусматривающего решение проблем в области специального образования.

Современный подход к инклюзивному образованию в контексте данной Концепции предусматривает развитие системы образования с учетом целей тысячелетия в целом [8, с. 527] .

Понятие «инклюзивное образование» связано с предоставлением образования детям с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Наряду с этим, более широкая интеграция данного понятия предусматривает доступность образования для всех без исключения детей, что предполагает совершенствование всей системы общего образования, которая должна быть учитывать различные потребности детей. В этой связи, на основании неоднократного рассмотрения и результатов международной практики (ЮНЕСКО), термин «интегрированное образование» был заменен -«инклюзивное образование» [8, с.527].

Концепция инклюзивного образования - это закрепление на уровне государственной власти предоставление образования детям с физическими отклонениями. Как новый государственный акт она предусматривала развитие данного процесса и в основе своей содержала 6 ратифицированных соглашений по правам человека и ряд документов международного характера.

Широкий охват деятельности учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение детей отмечен на сегодня присутствием ряда проблем:

• нехваткой специалистов - дефектологов, представленных олигофрено-педагогами, сурдопедагогами, психологами, логопедами;

• необеспеченностью медицинскими и психолого-педагогическими консультантами учреждений специализированного типа и т.п.

Именно поэтому Правительством Республики Таджикистан реализация основ по инклюзивному образованию детей, имеющих отклонения в здоровье, относится к приоритетным направлениям в развитии системы государственного образования.

Востребованность реализации Концепции по инклюзивному образованию представлена ее принципами, направленными на создание специальных условий для организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих ограниченные возможности, начиная с учреждений дошкольного воспитания (детских садов), школ общего типа, вплоть до получения ими высшего образования.

Государственные органы по соответствующим сферам, деятельность которых связана с комплексной реализацией мер по внедрению инклюзивного образования, в целях с необходимостью формирования системы инклюзивного образования, должны осуществлять внедрение ее принципов в образовательную практику. Ими должна обеспечиваться системность и согласованность действий при решении вопросов, связанных с развитием инклюзивного образования в республике. Осуществление специальной деятельности по данному направлению базируется на привлечении ряда социальных отраслей: образования, здравоохранения, социальной защиты

Реализация Концепции по инклюзивному образованию сориентирована на решение вопросов по:

• обеспечению прав детям и подросткам с ОВЗ для получения качественного образования через доступные информационные коммуникационные ресурсы для жизнедеятельности и воспитания в семейных условиях;

• пересмотру и совершенствованию нормативно-правовой основы в области инклюзии;

• принципам интегрирования детей с ОВЗ в сферу инклюзивного обучения;

• реализации выдвинутых в Концепции условий, связанных с охватом детей, имеющих ограниченные возможности, общим средним образованием.

В целом, инклюзивным образованием представлена форма обучения, сориентированная и адаптированная на обучающихся, у которых имеются особые ограниченные возможности в здоровье (ОВЗ) для: посещения ими тех же школ, в которых обучаются здоровые дети; совместного обучения их со своими сверстниками; возможности предоставления им индивидуального обучения, представленного соответствующими для их потребностей и возможностей программами; поддержка и соответствующее психолого-педагогическое и медицинской сопровождение.

Таким образом, основная задача по инклюзивному образованию, в том числе и в системе высшего педагогического образования, представлена созданием безбарьерной среды, которая должна обеспечивать профессиональную подготовку для обучающихся, представленных ограниченными возможностями в плане физического и психического здоровья. Решение данной задачи предполагает:

- проведение адаптационных мер по всему техническому оснащению в образовательных организациях (в том числе и в педагогических вузах);

- диверсификацию по всем формам, способам и технологиям в рамках оказания своевременной психолого - педагогической поддержки обучающимися с ОВЗ;

- систему диагностики, ориентирующую студентов в выборе подходящих для них высших учебных заведений;

- систему тьюторства;

- подготовку инновационных спецкурсов для будущих педагогических кадров, которым предстоит реализация активного включения детей с особыми потребностями в учебные заведения.

Проблема, связанная с изменением общественного отношения к людям с особыми образовательными возможностями обусловлена формированием инклюзивной культуры личности, которая, является достаточно важной. Что же означает понятие «инклюзивная культура»?

Философский энциклопедический словарь трактует понятие «культура» - (от лат. cultura - как возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), определенный исторический период, представленный конкретным уровнем социального развития общественной среды, творческих сил и способностей человека, который выражен типами и формами жизнедеятельности людей через их взаимоотношения, а также через создаваемые ими материальные и духовные ценности [9].

Опираясь на него, нами дается следующее определение: инклюзивная культура - это определенный уровень общественного развития, который представлен толерантным, гуманным, терпимым, безопасным отношением между людьми, основанным на сотрудничестве, стимулировании развития всех участников образовательного процесса, где формирование всеми принимаемых инклюзивных ценностей является основой для общих достижений, обусловленных ценностью каждого участника процесса. Инклюзивными ценностями как важнейшими компонентами инклюзивной культуры, представлены ее нормы и идеалы.

Инклюзивная культура является важнейшей составляющей в инклюзивном образовании. Ее несформированность проявляется отрицательными факторами в развитии всего образовательного процесса и недостаточно высокими результатами. Ибо даже при создании идеальных условий при обучении здоровых детей и детей, имеющих проблемы со здоровьем, невозможно исключение человеческого фактора.

Инклюзивную культуру в условиях Республики Таджикистан следует понимать не только в виде фактора, которым обусловлена успешная реализация основ по инклюзивному образованию, но и как фактор, определяющий развитие поликультурного образования. Ибо в республике представлен определенный контингент населения, в частности дети мигрантов из Афганистана, представители некоторой части национальных меньшинств, которые недостаточно полно охвачены сферой образования.

В этом контексте нами поддерживается понимание инклюзивной культуры через ее близость к «поликультурному образованию», которое в педагогической науке определяется как образование, сориентированное на подготовку подрастающего поколения к осуществлению жизнедеятельности в условиях, представленных многонациональной и поликультурной средой. Цель данного вида образования представлена формированием умений, направленных на организацию общения и сотрудничества с представителями людей разной национальности, расы, вероисповедания путем осознания своеобразных особенностей в других культурах, искоренения отрицательного к ним отношения. Современный человек должен быть воспитан в духе толерантности, терпимости, развитого чувства уважения к представителям других культур, умения жить на основе мирного согласия, готовности к осуществлению активного взаимодействия [3, с. 609].

Взаимосвязь инклюзивного и поликультурного образования обусловлена общностью их целей и задач, заложенных в идеях и концепциях. Особая близость данных направлений представлена требованиями по их реализации, обусловленных особого рода толерантностью, которая достигается лишь через планомерную систему по нравственному воспитанию» общества [7, с. 414-419], формирование, пропаганду, просветительскую деятельность по инклюзивной культуре. Понятие «инклюзивная культура» в его соотношении с поликультурным образованием понимается через его составляющую в инклюзивном образовании. Ибо все качества данного определения относятся как к людям, имеющими ограниченные возможности в здоровье, так и к людям, представленных другой национальностью, вероисповеданием или какой-либо другой особенностью. Уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека.

В связи с этим, инклюзивная культура рассматривается нами, путем ее овладения людьми, и в первую очередь, преподавательскими кадрами, родителями, обучающимися. Она рассматривается нами как наиважнейший фундамент в поликультурном и инклюзивном образовании. Так как, при условии, что современным сообществом будет усвоено «принятие каждого его представителя таким, каков он в действительности», то преодолевать «в себе чувство раздражения, вызываемого непохожестью других», не будет представляться проблемой в воспитании, связанной с пробуждением интереса и уважительного отношения, терпимого отношения к людям, имеющим ограниченные возможности в здоровье, и к другим культурам.

На сегодня в республике реализация основных принципов инклюзии представлена недостаточной профессиональной готовностью будущих учителей к организации учебно-воспитательного процесса с «особыми» детьми, имеющих проблемы со здоровьем, или, наоборот, имеющих неординарные способности в виде различного рода способностей, детей - представителей национальных меньшинств, нуждающихся в индивидуальном подходе.

В этом плане С.В. Алехиной, М.Н. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой выявлен основной фактор, обеспечивающий перевод системы образования на рельсы инклюзивного обучения и воспитания. Он

предусматривает трансформацию психологических и ценностных ориентаций у ее специалистов путем формирования у них специальных профессиональных компетентностей [2, с. 83-92].

Формирование профессионально-педагогической культуры у будущих учительских кадров связана с освоением студентами педвузов инклюзивной направленности в содержании ряда дисциплин. Цель подобных занятий - формирование у студентов психологической готовности к принятию детей с ОВЗ, у которых имеются проблемы с обучением. Кроме того организация обучения студентов в данном направлении способствует у них выработке правильных ориентиров в организации собственного поведения и в будущей профессиональной сфере. В этом плане особенно важно принятие студентами специфических ценностей профессиональной социальной работы, а не только знание ими роли и значимости учителя в организации коррекционно-образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алова Н.Н. Педагогическая культура: функциональный анализ / Н.Н. Алова [Текст] // Вестник ЧГПУ. - 2013. - N»1(77). - С. 9-13.

2. Агафонова Е.Л., Алексеева МН., Алехина С.В Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / ЕЛ. Агафонова, М.Н. Алексеева, СВ. Алехина [Текст] // Психологическая наука и образование: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании - 2011. - №1. - С.83-92.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова [Текст]. - М.: Аспект-Пресс, 2003. -609

с.

4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / Под ред. Староверовой М.С. [Текст]. - М Владос,2011. - 167 с.

5. Концепция инклюзивного образования Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа davaiknamiu/text/koncepciya-

6. Национальная концепция инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан на 20112015 годы от 30 апреля 2011 года, N»228 [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.adHatj/show_doc.lwx?Rgn=16492

7. Нигматов ЗГ. Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования / ЗГ. Нигманов // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: «Поликультурное образовательное пространство Поволжья пути и формы интеграции» [Текст]. - Казань: ИПП КФУ, 2013. - С. 414 - 419.

8. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]. - Режим доступа conventions.iu/view_base.php?id=118

9. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 527 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена подготовке будущих специалистов-учителей к работе с детьми с особенными образовательными потребностями.

Современные условия глобализирующегося мира, представленного социокультурными, духовно-нравственными, энергетическими и финансовыми кризисами, и в этой связи - выявлением позиций, связанных с обустройством новых социальных моделей в развитии государств, особую актуальность приобретают человеческие ресурсы. По отношению к образовательной системе данная ситуация характеризуется следующими позициями: с одной стороны - необходимостью формирования высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески ориентированных специалистов, а, с другой, - толерантнътх, сопереживающих, коммуникабельных личностей, подготовленных к проявлению самостоятельного мышления и анализа.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, профессионально-педагогическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

STATE POLICY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to the preparation of future specialist teachers to work with children with special educational needs.

The current conditions of a globalizing world, represented by sociocultural, spiritual, moral, energy and financial crises, and in this regard - the identification of positions associated with the arrangement of new social models in the development of states, human resources are particularly relevant. In relation to the educational system, this situation is characterized by the following positions: on the one hand, the need toform highly qualified, competitive and creatively oriented specialists, and, on the other, tolerant, empathic, communicative personalities prepared for the manifestation of independent thinking and analysis.

Key words: inclusive education, inclusive culture, professional and pedagogical culture, children with disabilities.

Сведения об авторе:

Баротова Гульчехра Юсуфджановна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Общая и педагогическая психология» Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. Тел: (+992) 918170700, E-mail: gulchehrabarotova@mail.ru

About the autor:

Barotova Gulchehra Yusufjanovna - candidat pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini. Phone: (+992) 91817070, E-mail: gulchehrabarotova@mail.ru

KMIIIHIIIXQH ВОЛИДАЙН БАРОИ РУШДИ МАРОМНОКИИ

фарзаНд дар раванди таълим

Худойдодова Ф.С

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Кисми зиёди одамон, алалхусус кудакон ва наврасон дар нимарохи ба хадафи худ расидан таслим мешаванд, зеро касе ба онхо намегуяд: "Ман ба ту бовар мекунам, ту муваффак хохй шуд!". Бисёре аз падару модароне, ки фарзандони мактабхон, ё синну соли томактабй доранд, бо мушкилоти набудани хавасмандй ба тахсил бо фарзандонашон рубару мешаванд. Чй тавр бояд хохиш ва шавки толибилмонро барои омузиш ташаккул дод? Ба чй бояд боварй кард, ки у хавасмандии ботинии худро барои омухтани чизхои нав аз даст надихад? Чй тавр як хонандаеро, ки фикр мекунад, тахсил дар мактаб дилгиркунанда аст, хавасманд гардонд? Хавасмандй чист, чаро кохиш ва талафи он дар байни хонандагон рух медихад? Хавасмандй ба таълим чй гуна ташаккул меёбад ва чй кор бояд кард, то толибилм аз раванди таълим лаззат барад ва муваффак гардад?

Маромнокй ва хавасмандй- ин хохиш ва омодагй барои ичрои ягон кор аст. Дар магзи сари инсон кисматхое хастанд, ки системаи хавасмандкуниро ташкил медиханд. Барои он ки ин кисматхо ба кор чалб карда шаванд, се чузъ лозим аст: таваччух, эътироф аз тарафи дигарон ва худбаходихй.

Яке аз мушкилоти асосии имруз ин набудани хохиш ва хавасмандии хонандагон барои таълим ва гирифтани дониш мебошад. Дар баъзе хонандагон, ангеза барои чараёни таълим пеш аз пайдоиши онхо нопадид мешавад, дар дигар холатхо бо сабабхои гуногун, бо мурури замон гум мешаванд. Чаро ин ходиса рух медихад, кй айбдор аст ва сабабхои он кадомхоянд? Албатта, хар як падару модар дар ин бора андеша мекунад ва дар бисёр оилахо ин масъала то ба хол ахамияти худро гум накардааст. Баъзе волидайн барои хавасмандкунии фарзанди худ одамони муваффак ва сарватманди муосирро хамчун намуна ба фарзандон нишон медиханд, дигарон фарзандони худро метарсонанд, ки агар хуб нахонанд ,хавлируб ё аробакаш мешаванд, яки дигар итминон дорад, ки таваччухи кудак ба таълим аз муаллимону равоншиносон вобастагй дорад ва хамин тарик масъулиятро ба мактаб мепартоянд. Дигарон роххои радикалии халли ин масъаларо пешниход мекунанд: чазо додан ба бахохои бад, махрум кардани компютер, планшет, телефон, рафтуомад ва гуфтугу бо дустон ва тухфахо барои хар як бахои аз 4 паст, дар байни волидон шахсоне хастанд, ки аз усулхои кухнаи исботшуда, ба мисли тасма ё калтак истифода мебаранд. Роххо гуногун ва андешахо зиёданд ва чи хеле, ки мегуянд хар як шахс барои ибрози акидаи худ хукук дорад. Аммо хадафи ман он аст, ки падару модарон ба масъалахои хавасмандгардонии фарзандони худ ба раванди таълим аз тарафхои гуногун назар кунанд.

Крбили кайд аст, ки баъд аз кабули Крнуни ЧТ "Дар бораи масъулияти падару модар дар таълиму тарбияи фарзанд" (2 августи соли 2011, № 762 ) падару модарон ба масъулияту ухдадорихои худ боз чиддитар назар афканданд. Пештар аксарияти падару модарон дар бурду бохти фарзандон муассисахои таълимиро масъул мехисобиданд. Крнуни мазкур барои таълиму тарбияи фарзандон падару модар, омузгор, давлат ва чомеаро вазифадор мехисобад ва тазаккур медихад, ки барои раванди таълиму тарбияи хонандагон хамагон бояд дастачамъона камари химмат банданд. Хавасмандмандй, ё бо истилохи русй мотиватсия ба илму дониш андухтан дар хонандагон метавонад аз тарафи падару модар, омузгор, давлат ва чомеа бедор карда шуда, сайкал дода шавад, ё метавонад тамоман пайдо нашуда, нобуд шуда равад.

Истилохи "хавасмандкунй", " маромнокй" ё худ "мотиватсия" аз калимаи англисии "movere" - " ба харакат андохтан" омадааст. Ба ибораи дигар, хавасмандкунй одамро водор мекунад, ки у як супоришро бо часорат ва суботкорона ичро кунад ва ба суи хадафи худ биравад. Шахси хавасманд ба осонй ба муваффакиятх,ои зехнй, варзишй ва эчодй ноил мешавад.

Маромнокй барои омузиш дар мо табиатан барномарезй шудааст: дониш ё малакаи нави азхудшуда сабаби афзоиши гармонхои хушбахтй мегардад. Омузиш метавонад хатто ба як васвасаи сахт табдил ёбад, аз ин ру, микдори дурусти хавасмандкунй хеле мухим аст. Агар хонанда аник надонад, ки оё у супоришро ичро карда метавонад ё не ва ба хар хол, кори худро хуб ичро кунад, хисси дарачаи муваффакият дар у баланд мешавад. Ва, албатта, маромнокй барои тахсил дар вай хеле мустахкам мешавад. Аммо агар подош ё ситоиши пешбинишуда риоя карда нашавад, ё аз хад зиёд аз у талаб карда шавад, системаи маромнокии табии у вайрон мешавад.

Бори аввал, вакте ки кудак тасвирхо, кубхо ва конструкторхоро дуруст ба тартиб медарорад, у аз мувафаккияти худ хеле ифтихор мекунад ва баъдтар дар дафъахои чорум , панчум, вай комилан ором мебошад. Ана хамин хиссиёт, аз нуктаи назари илмй хавасмандй, ё ангезаи омухтан мебошад. Он дар мактаб ибтидо намегирад, балки хеле пештар - хатто дар кудакй дар хона сар мешавад. Махз волидайн дар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.