Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ И РОССИИ'

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ-ПЕДАГОГИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Кэ, Пичугина Людмила Николаевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного высшего педагогического образования - развитию мотивации студентов к овладению основами педагогической профессии в условиях вуза. Мотивация является не только необходимым условием, но и средством повышения качества подготовки педагогических кадров. Отмечается, что мотивация, направленная на образовательную деятельность, формируется на основе различных взаимодействующих факторов: интересов, целевых установок, идеалов, личностных смыслов и т. д. Рассматриваются различные подходы к изучению профессионально-педагогической мотивации, трактовке понятия «мотивация» в работах российских и китайских авторов. На основе анализа работ выделяются ценностные, содержательные, процессуальные теории мотивации, а также теория когнитивного диссонанса, теория ожидаемой ценности. Приводятся классификация и анализ видов мотивации, которые необходимо учитывать при организации и управлении образовательным процессом в педагогическом вузе: мотивация внешняя и внутренняя; мотивация межличностных выборов; мотивация достижения; мотивация позитивная и негативная; мотивация устойчивая и неустойчивая. Анализируются функции учебной мотивации и условия достижения положительного результата в ее развитии у студентов к получению педагогического образования. Делается вывод о том, что мотивация к освоению теоретических и практических основ будущей профессии выступает условием и средством формирования и развития интереса студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ма Кэ, Пичугина Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARNING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA

This article is devoted to the actual problem of modern higher pedagogical education - the development of students’ motivation to master the basics of the teaching profession in a university setting. Motivation is not only a necessary condition, but also a means of improving the quality of teacher training. It is noted that motivation aimed at educational activities is formed on the basis of various interacting factors: interests, goals, ideals, personal meanings, etc. Various approaches to the study of professional and pedagogical motivation, the interpretation of the concept of “motivation” in the works of Russian and Chinese authors are considered. Based on the analysis of works, value, content, process theories of motivation, as well as the theory of cognitive dissonance, the theory of expected value, are distinguished. A classification and analysis of the types of motivation that must be taken into account when organizing and managing the educational process in a pedagogical university is given: external and internal motivation; motivation for interpersonal choices; achievement motivation; motivation positive and negative; motivation is stable and unstable. The functions of educational motivation and the conditions for achieving a positive result in its development among students to receive a pedagogical education are analyzed. It is concluded that the motivation to master the theoretical and practical foundations of the future profession is a condition and means of forming and developing students’ interest in future professional and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ И РОССИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:378.637 DOI 10.26170/2079-8717_2022_06_19

ББК Ч448.902.4 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 5.8.2

Ма Кэ,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; преподаватель, Педагогический университет, г. Чаньчунь, КНР; e-mail: 4389925@qq.com

Пичугина Людмила Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9; e-mail: milli-pi@yandex.ru

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ КИТАЯ И РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; китайские вузы; российские вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; учебная мотивация; классификация теорий мотивации; классификация видов мотивации

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена актуальной проблеме современного высшего педагогического образования - развитию мотивации студентов к овладению основами педагогической профессии в условиях вуза. Мотивация является не только необходимым условием, но и средством повышения качества подготовки педагогических кадров. Отмечается, что мотивация, направленная на образовательную деятельность, формируется на основе различных взаимодействующих факторов: интересов, целевых установок, идеалов, личностных смыслов и т. д. Рассматриваются различные подходы к изучению профессионально-педагогической мотивации, трактовке понятия «мотивация» в работах российских и китайских авторов. На основе анализа работ выделяются ценностные, содержательные, процессуальные теории мотивации, а также теория когнитивного диссонанса, теория ожидаемой ценности. Приводятся классификация и анализ видов мотивации, которые необходимо учитывать при организации и управлении образовательным процессом в педагогическом вузе: мотивация внешняя и внутренняя; мотивация межличностных выборов; мотивация достижения; мотивация позитивная и негативная; мотивация устойчивая и неустойчивая. Анализируются функции учебной мотивации и условия достижения положительного результата в ее развитии у студентов к получению педагогического образования. Делается вывод о том, что мотивация к освоению теоретических и практических основ будущей профессии выступает условием и средством формирования и развития интереса студентов к будущей профессионально-педагогической деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ма Кэ. Проблема мотивации студентов к обучению в педагогических вузах Китая и России / Ма Кэ, Л. Н. Пичугина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 147-156. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_19.

Ма Ке,

Postgraduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Lecturer, Pedagogical University, Changchun, Russia

Pichugina Lyudmila Nikolaevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

THE PROBLEM OF MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARNING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF CHINA AND RUSSIA

KEYWORDS: pedagogical universities; Chinese universities; Russian universities; student teachers; training of future teachers; learning motivation; classification of motivation theories; classification of types of motivation

АBSTRACT. This article is devoted to the actual problem of modern higher pedagogical education - the development of students' motivation to master the basics of the teaching profession in a university setting. Motivation is not only a necessary condition, but also a means of improving the quality of teacher training. It is noted that motivation aimed at educational activities is formed on the basis of various interacting factors: interests, goals, ideals, personal meanings, etc. Various approaches to the study of professional and pedagogical motivation, the interpretation of the concept of "motivation" in the works of Russian and Chinese authors are considered. Based on the analysis of works, value, content, process theories of motivation, as well as the theory of cognitive dissonance, the theory of expected value, are distinguished. A classification and analysis of the types of motivation that must be taken into account when organizing and managing the educational process in a pedagogical university is given: external and internal motivation; motivation for interpersonal choices; achievement motivation; motivation positive and negative; motivation is stable and unstable. The functions of educational motivation and the conditions for achieving a positive result in its development among students to receive a pedagogical education are analyzed. It is concluded that the

© Ма Кэ, Пичугина Л. Н., 2022

motivation to master the theoretical and practical foundations of the future profession is a condition and means of forming and developing students' interest in future professional and pedagogical activities.

FOR CITATION: Ma Ke, Pichugina, L. N. (2022). The Problem of Motivation of Students to Learning in Pedagogical Universities of China and Russia. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 147-156. DOI: 10.26I70/2079-8717_2022_06_19.

Введение. Как и любой вид учебной деятельности, образовательная деятельность студентов педагогических вузов обладает развивающим и воспитательным потенциалом. Но его успешная реализация возможна, если овладение педагогическими компетенциями в ходе обучения обретает для каждого личностный смысл, личностную мотивационную основу, определяющую сознательный и целенаправленный характер учебной деятельности. Актуальность всестороннего анализа проблемы мотивации к образовательной деятельности студентов в педагогических исследованиях обосновывается необходимостью выявления специфики мотивационной сферы, ее структуры и влияния на успешное вхождение в педагогическую профессию. Формирование профессиональной педагогической мотивации становится базовым направлением образовательной деятельности в педагогическом вузе.

Обладающий профессионально-

педагогической мотивацией студент представляется не пассивным «усвоителем» знаний, а субъектом активной деятельности по освоению основ педагогического мастерства, что является, по мнению В. В. При-писновой, гарантией успешности и эффективности профессиональной подготовки. Развивающий потенциал проявляется в том, что мотивация способна не только направлять деятельность, но и преодолевать возникающие проблемы в развитии определенных профессионально значимых качеств в период профессионального становления. Эта позиция подтверждается результатами исследования, во-первых, влияния мотивации на оптимизацию когнитивных процессов и успеваемость студентов, во-вторых, значения профессиональной направленности, мотивированности в достижении реализации профессиональных функций при углубленном изучении специальных дисциплин) [18].

Профессионально-педагогическая мотивация, представляя из себя частный вид мотивации, направленной на образовательную деятельность будущих педагогов, складывается и развивается на основании различных взаимодействующих факторов (интересов, целевых установок, идеалов, личностных образовательных смыслов и др.), оказывающих, по мнению Е. А. Верисоцкой, воздействие не только на отношение к процессу обучения (в разных случаях положительное или отрицательное), но и на после-

дующее усложнение структуры мотиваци-онной сферы обучающихся [5]. Поэтому установление и управление выявленными связями разных сторон мотивационной сферы должны стать одним из ключевых направлений организации образовательного процесса, условием повышения качества педагогического образования. А изучению сущности, условий, видов деятельности по развитию профессиональной мотивации у студентов педвузов должно уделяться более активное внимание в педагогических исследованиях.

Результаты исследования. Мотивация является одной из наиболее интересных, проблематичных и обсуждаемых областей исследований в изучении психологии личности, ее поведения, развития. В разработку понятийного аппарата, теоретических основ становления и развития мотивацион-ной сферы личности и ее влияния на учебную деятельность большой вклад внесли различные исследования в области психологии и педагогики. В них акцентируется внимание на рассмотрении деятельностно-го компонента в качестве базового, концептуального (Е. А. Верисоцкая, Г. А. Карпова, Я. П. Моисеева) [5; 11; 16].

Следует отметить наличие ряда подходов к изучению мотивационной сферы личности студентов, анализу мотивации образовательной деятельности, направленной на получение профессионального образования. В них отмечается необходимость разностороннего исследования развития мотиваци-онной сферы студентов вузов (Ю. А. Агарков, В. Н. Введенский, В. В. Глущенко, Е. Д. Заку-нова, М. А. Карпова, Е. М. Каргина, И. Н. Козубцов, О. А. Красильникова, Оуян Янфань. В. В. Приписнова, А. В. Смирнов)

[1; 4; 6; 7; 10; 12; 14; 15; 17-19].

В ряде исследований учебно-профессиональная мотивация представляется как процесс, метод и средства привлечения, побуждения к активной когнитивной учебной деятельности, включающей как интеллектуальный потенциал, так и эмоционально-волевую сферу личности. Исследование проблемы формирования мотивации в них связывается с выявлением и анализом изменений отношения студентов к профессиональной деятельности, проработкой условий формирования ценностного отношения к профессии, начиная с ранних этапов приобщения и постижения основ профессионального мастерства (О. А. Красиль-никова) [15].

Проблема развития мотивации к обучению является чрезвычайно важной и в китайской педагогике. Определяя теоретические основы ее изучения, китайский автор Ян Фэн выделяет в качестве базовых теории познания, самовосприятия, самоопределения личности как ее концептуальные основы, согласно которым необходимость понимания своей компетентности становится основой мотивации деятельности, поведения, в том числе мотивации к обучению [23].

Само понятие «мотивация» рассматривается в психологии и педагогике как:

- определенный побудитель направленной деятельности, причина поведения человека;

- психофизиологический процесс, высшая психическая функция, особая активность, направляющая поведение, порождающая и побуждающая деятельность на удовлетворение определенных личностных потребностей;

- совокупность и стимулятор внутренних и внешних движущих сил, побуждающих и направляющих к действиям в целях достижения личностных или коллективных целей [16; 12], предопределяющих форму и тенденцию этих действий [9; 11].

При этом Я. П. Моисеева отмечает смысловую двойственность рассматриваемого понятия. Она проявляется в том, что, с одной стороны, мотивация представляет из себя систему факторов, управляющих деятельностью (цели, намерения, мотивы и т. д.); с другой стороны, мотивация характеризует процесс стимулирования достижения активности деятельности [16].

Таким образом, в высказываемых психологами и педагогами концептуальных идеях развития мотивационной сферы личности прослеживаются два основных подхода к ее рассмотрению:

- представление мотивации как совокупности всех факторов, побуждающих к деятельности (в том числе образовательной) (С. А. Занюк) [8];

- определение мотивации как сложного психологического явления, формируемого в деятельности (в том числе учебной), зависимого от условий ее организации и осуществления и, в свою очередь, оказывающего значительное влияние на ее реализацию, успешность (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, А. К. Маркова).

В своей публикации, посвященной анализу вопросов динамики обучения, китайский исследователь Бай Сяохун рассматривает мотивацию как психологическую тенденцию поддерживать, направлять образовательную деятельность на достижение поставленных целей. При этом обучение вы-

ступает как целенаправленная деятельность, а учебная мотивация - как внутренняя движущая сила ее направления, осуществления, корректировки, поощрения, стимулирования. Автор выделяет направленный, поддерживающий и стимулирующий эффекты мотивации [2].

Стимулирующий эффект связан с появлением острой потребности в определенных знаниях, умениях, характеризующих профессиональную деятельность, стремления, желания овладеть ими в ходе обучения, что стимулирует мотивацию к обучению.

Направленный эффект в соответствии с предметом настоящего исследования может проявляться в следовании достижению отправной точки-цели поступления в педагогический вуз - например, получению профессии педагога, а поддерживающий эффект - в побуждении сохранять на протяжении всего обучения устойчивый, долгосрочный интерес к обучению, настойчивость в достижении поставленной цели, выполнении учебных задач.

Стимулирующий эффект - в стремлении поддержать, поощрить старания студентов в решении возникающих проблем, трудностей, связанных с недостатком педагогического опыта, неуверенностью в своих возможностях. Бай Сяохун подчеркивает взаимосвязанность всех трех обозначенных аспектов [2].

Мотивация, играя главную роль в организации и направлении деятельности, являясь, как это уже отмечалось, основной ее движущей силой, соединяя материальные и духовные стимулы, по мнению П. М. Якобсона, проявляется в следующих аспектах:

- в целях и перспективах деятельности. Их побудительное и стимулирующее дея-тельностное начало во многом определяется осмыслением личностью их значения;

- в уровне достижений, оказывающем влияние на динамику мотивации в ходе деятельности, в понимании не только достигнутых результатов, но и ее возможных перспектив [10].

Исходя из этого, применительно к рассматриваемой в настоящем исследовании проблеме, при формировании мотивации к постижению педагогической профессии в условиях вуза особую актуальность обретает понимание студентами целей выполняемой в процессе обучения образовательной деятельности во всей ее многогранности и перспектив их реализации в будущей самостоятельной педагогической работе.

В психологии существуют различные подходы к классификации теорий мотивации. Опираясь на представленную В. В. Глу-щенко классификацию, применительно к педагогическому образованию можно выде-

лить следующие мотивационные теории [6]:

- ценностные теории мотивации. В их основе лежит ориентация на значимость выполняемых действий. Например, определение личностной значимости для студента выполняемой учебной работы, личностного вклада каждого студента в результат коллективной деятельности при создании коллективного образовательного творческого проекта;

- содержательные теории, концептуально определяющие отношение студента к выполняемой деятельности. В то же время важное значение приобретает не только содержание самого образовательного процесса, но и проявляемое (выражаемое внешне или внутренне концентрируемое, но явно не демонстрируемое) студентами отношение к учебным занятиям, отдельным дисциплинам, выполнению отдельных видов учебной деятельности;

- процессуальные теории мотивации, изучающие мотивацию как разносторонний, неоднозначный деятельностный процесс, в котором на мотивацию оказывают влияние не только прилагаемые для достижения ожидаемого результата усилия, но и ожидание определенного оценивания как результатов, так и перспектив своей деятельности. Согласно этим теориям учебная деятельность студентов положительно мотивируется при условии объективного справедливого оценивания, не только учитывающего уровень совершения и выполнения определенных действий на настоящий момент, но и в сравнении с предыдущими усилиями и результатами их работы.

Важным условием положительной мотивации к обучению выступает не только понимание значимости обретаемых в ходе образовательной деятельности знаний, умений в формировании необходимых в будущей педагогической деятельности компетенций, в успешной профессионально-творческой самореализации, но и учет личностных интересов, побуждений к обучению, получению педагогической профессии, выделение различных стимуляторов, активизирующих учебную, познавательную, творческую деятельность.

В работах китайских исследователей выделяются такие теории мотивации к обучению в высших и средних образовательных учреждениях, как:

- теория когнитивного диссонанса, направленная на стимулирование мотивации студентов к учебе. Согласно этой теории на определенной ступени обучения возникает определенный когнитивный диссонанс. Одну из причин его появления Оуян Янфань [17] видит в неправильном осмыслении и толковании цели поступления в вуз.

Поступление представляется как конечная, достигнутая цель. Анализ причин падения интереса к занятиям показывает, что студенты должны выбрать два пути преодоления возникшего когнитивного диссонанса: изменение своего отношения к учебе; изменение своего понимания смысла учебы в вузе, то есть пересмотр смыслообразующей составляющей всей образовательной деятельности в вузе. Поступление в вуз студенту следует представлять не как конечную цель школьного этапа обучения, а как начало реализации своих жизненных целей, смыслов, выбранного пути профессиональной самореализации;

- теория ожидаемой ценности: проявляется в поисках ответа на стоящие перед студентами вопросы: В чем полезность обретаемых педагогических знаний и умений? Помогут ли они в будущем успешно профессионально самореализоваться? В данной теории можно найти отражение вышеобо-значенных ценностных, содержательных и процессуальных теорий мотивации.

В психологии приводится классификация видов мотивации, которые, несомненно, должны учитываться при организации и управлении образовательным процессом в педагогических вузах. Анализ классификации дает основание выделять:

- мотивацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на использовании подключения внешнего стимула, импульса-побуждения к выполнению действий в целях пробуждения или активизации интереса к поиску необходимой педагогической, методической информации, апробированию элементов педагогических технологий, попытке создания своего варианта решения возникшей педагогической проблемы. В качестве подвидов внешней мотивации выделяются социально-обусловленная, личностно-обусловленная мотивации (М. А. Карпова) [12].

По мнению Оуян Янфань, исследующей проблемы учебной мотивации обучения студентов китайских колледжей, внешнее мотивирование может наблюдаться: со стороны семьи, стимулирующей старательность в обучении или лишающей определенных материальных стимулов при нерадивом отношении к учебе (а получение учительской профессии в Китае считается правильным шагом в построении будущей профессиональной карьеры); со стороны сверстников, отмечающих удачи и неудачи в обучении [17].

При мотивации внутренней, наоборот, студент самостоятельно, сталкиваясь с той или иной проблемой (в ходе изучения отдельных дисциплин или их разделов, прохождения педагогической практики, анали-

за имеющегося своего первичного педагогического опыта), включается в активный поиск путей решения возникшей проблемы. При этом внутренняя мотивация носит более стабильный, устойчивый характер и выступает более сильным стимулом, активизато-ром учебной деятельности, нежели внешняя.

Выделяемые Тао Вэй автономную и контролируемую мотивации можно отнести к внутренней и внешней мотивациям. При этом автономная мотивация (autonomous motivation) относится автором не только к мотивации индивидом деятельности, поведения, исходя из своих интересов, желаний, убеждений, но и к мотивации, превосходящей по силе воздействия контролируемую (внешнюю) в ходе выстраивания и саморегуляции своей образовательной деятельности. Кроме того, Тао Вэй отмечает способствование этой мотивации развитию мета-когнитивного познания [22].

Внутренняя мотивация может быть связана с проявлением узко личностных интересов, например с желанием достичь определенного положения в социуме (авторитета в студенческой группе, коллективе учащихся, с которыми студент начинает свою педагогическую деятельность и желает «апробировать» на практике свой имеющийся педагогический потенциал), самореализоваться в выбранном профессионально-педагогическом пути.

Развитию внутренней мотивации студентов к учебной деятельности способствует соблюдение таких условий как:

- повышение значимости, оптимизация и расширение спектра форм и видов самостоятельной деятельности, выполнение которой основывается на четком осознании студентами достигнутого уровня когнитивного и практико-операционального компонентов (педагогических знаний, умений и навыков), наличия в них определенных проблемных зон и видении путей их решения (с учетом необходимого для этого методического, материально-технического обеспечения);

- использование в процессе обучения таких прогрессивных методов, как выделяемый Ван Чжухуа «генеративный», интерактивный метод [3];

- предоставление студентам возможности ощущать себя свободным при выполнении предлагаемых преподавателями различных заданий (например, в выборе тем докладов, сообщений, учебных проектов, курсовых исследований, апробировании привлекших внимание педагогических технологий, планировании и варьировании различных способов решения проблемных педагогических ситуаций и т. д.).

К важным факторам, объясняющим и влияющим на повышение внутренней мо-

тивации к учебной деятельности, следует отнести воздействие социальной среды (в том числе и семейного влияния), имеющихся гражданских и моральных жизненных установок, их переход в личностно значимые социальные устремления, интересы.

Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к педагогической профессии, и им необходимо уделять серьезное внимание в ходе подготовки педагогических кадров. Таким образом, обращается внимание на повышение роли взаимосвязи внешней и внутренней мотивации и в ходе освоения основ педагогической профессии:

- мотивация межличностных выборов, помогающая выявлять те или иные причины установления эмоционального контакта, включения в сотрудничество или нежелания взаимодействовать с кем-либо из студенческого или педагогического коллектива. Особенности проявления данного вида мотивации могут стать одним из показателей не только уровня коммуникативной составляющей развития студенческого коллектива, атмосферы направленности на активное творческое взаимодействие, построение образовательной деятельности на основе диалога всех ее субъектов, но и побудителем осуществления поисков оптимизации самого образовательного процесса;

- мотивация достижения (как разновидность внешней и внутренней мотивации), основанная на стремлении добиваться конкретных результатов в индивидуальной или коллективной образовательной, про-ектно-творческой деятельности, нередко реализуется в итоговом продукте образовательной деятельности, например: в презентации результатов проведенного курсового исследования по решению возникших в ходе педагогической практики проблемных ситуаций в рамках студенческой научной конференции или конкурса студенческих научных работ; демонстрации итогов работы по подготовке и осуществлению коллективных студенческих творческих проектов (например, организация и проведение фестивалей, представляющих культуру и искусство разных народов обучающихся в педагогическом вузе студентов).

Достижению ощущения продвижения в формировании педагогических компетенций, их положительной динамики способствует перевод организации учебного процесса из субъектно-объектных в субъектно-субъектные отношения. Как подмечает Оу-ян Янфань, мотивация, направленная на достижение определенной цели, нередко связанная со стремлением решить возникающие в процессе работы проблемы, преодолеть возможные или реальные неудачи, оказывает положительное влияние на ак-

тивное саморазвитие студентов [17];

- мотивация позитивная и негативная. Позитивная мотивация направлена на достижение личностно значимых целевых ориентиров, подтверждается успешным продвижением в решении поставленных задач, например в формировании педагогических компетенций, их реализации в условиях педагогической практики. Негативная мотивация, основанная на чувстве страха, неуверенности в своих силах, препятствует достижению положительных результатов в учебной деятельности, так как главное для обучающегося - избегание неудачи, а не продвижение к цели, реализации своих образовательных интересов, стремлений [12; 13]. Следует заметить, что негативная мотивация может стать причиной отказа от получения дальнейшего педагогического образования;

- мотивация устойчивая и неустойчивая, долговременная и кратковременная. Бай Сяохун под устойчивой и неустойчивой мотивацией обозначает долгосрочную и краткосрочную мотивации. Долгосрочную, то есть устойчивую и обобщенную мотивацию, автор относит к мотивациям, ориентированным на долгосрочные социально значимые и личностные цели, идеалы, ценности, убеждения, к реализации которых в своей будущей педагогической деятельности будет стремиться студент. Она носит стабильный характер и не зависит от возникающих трудностей, проблемных ситуаций, случайных факторов. Кратковременная мотивация связана с реализацией кратковременных целей и задач, достижением конкретных результатов в определенного вида образовательной деятельности. Например, освоение конкретного способа решения учебной (педагогической) задачи [2].

Как отмечают Е. А. Клокова, А. А. Мок-рова, К. Д. Трубникова, В. Н. Чережонова, студенты, обладающие устойчивой мотивацией к обучению, не требуют внешних дополнительных стимулов. Студенты с выраженной неустойчивой мотивацией требуют постоянного контроля, включения дополнительных стимуляторов, направляющих, поддерживающих и активизирующих образовательную деятельность, четко ориентирующих на будущую педагогическую деятельность [13].

В качестве подобных стимуляторов могут выступать примеры профессионального педагогического становления известных учителей, которые, преодолев многие трудности, ошибки, чувство усталости, неуверенности в своих решениях, сумели найти свой путь, свою «педагогическую тропинку» и добиться успехов в учительском труде, самореализоваться творчески, получить при-

знание у своих воспитанников и коллег.

Следует отметить, что все рассматриваемые виды мотивации не проявляются только в конкретно обозначенном виде. Чаще всего мотивация представляет из себя сложную динамичную систему, интегрирующую различные виды и подвиды мотиваций.

Профессионально-учебная мотивация, направляющая деятельность по постепенному восхождению к педагогической профессии, - также сложная развивающаяся система, построенная на синтезе разных личностных побуждений, направляющих и стимулирующих освоение различных составляющих профессиональной педагогической деятельности студентами в процессе обучения в педагогическом вузе.

При этом в мотивации студентов к обучению в педагогическом вузе большое значение имеет постоянное сочетание собственно учебных и профессионально направленных компонентов, «заточенных» на конкретный профиль получения педагогического образования. Именно эта конкретная специализация чаще всего является тем ориентиром, который привел к выбору определенного направления обучения в педагогическом вузе. Для таких студентов условия организации и содержание образовательного процесса, возможности получения желаемого результата в конкретном виде педагогической деятельности являются важным стимулирующим фактором активизации мотивации к обучению в вузе, поиску путей, средств, форм дальнейшего профессионального роста.

Следует учитывать тот факт, что учебная мотивация студентов, являясь динамичной системой, может изменяться на протяжении всего процесса обучения в педагогическом вузе: в связи с появлением новых установок, образовательных ориентиров, сменой профессиональных, образовательных интересов или их переходом на новый уровень развития. При этом учебная мотивация, как указывает Оуян Янфань, реализует четыре основных функции в процессе обучения:

- стимулирование, создание условий для включения в образовательный процесс;

- определение и достижение конкретных образовательных целей, осмысление каждым студентом целевых ориентиров как всех дисциплин образовательного цикла, так и каждой дисциплины в отдельности, значимости их изучения для вхождения в педагогическую профессию;

- поддержание устойчивого и динамичного развития интереса к обучению через усиление когнитивной, практико-ориентированной, творческой составляющих образовательной деятельности;

- регулирование и активизация интенсивной образовательной деятельности студентов, так как при отсутствии активизации снижается мотивация к обучению (это касается и оптимизации самостоятельной работы по изучаемым общим педагогическим и профильным дисциплинам) [17].

Ся Хуаю и Ян Сюэцзюнь выделяют следующие функции учебной мотивации:

- функция активации, направленная на поддержание и развитие интереса, как ко всему процессу обучения, так и к различным сторонам профессиональной деятельности педагога. Например, проводя в ходе педпрактики учебное занятие с детьми, студент сталкивается с ситуацией, в которой ощущается недостаточность имеющихся знаний и умений в организации действий обучающихся. Понимается необходимость получения новой учебно-методической информации, использования оригинальных приемов работы;

- функция направленного действия (у Ся Хуаю и Ян Сюэцзинь - направленного обслуживания), связанная, например, с интенсивностью ожиданий студентов в достижении поставленных конкретных профессиональных педагогических задач;

- функция регулирования и улучшения, обусловленная движением к намеченной цели, обеспечивающимся формированием необходимых педагогических компетенций [21].

Большую роль в стимулировании мотивации играют педагоги-наставники, преподаватели педагогического вуза, понимающие, что в первую очередь необходимо мотивировать студентов на постепенное вхождение в педагогическую профессию через выполнение различных видов образовательной деятельности. И уже на основе имеющейся учебной мотивации направлять на освоение необходимых для педагога более глубоких, разносторонних знаний, умений, компетенций.

Нельзя не согласиться с позицией Г. А. Карповой, утверждающей, что именно мотивация, являясь высшей формой регуляции деятельности (в том числе образовательной), определяет эффективность работы педагога (независимо, кто является его воспитанниками - учащиеся школы или студенты вуза) [11]. При этом следует признать, что мотивация к изучению педагогической теории, педагогических технологий, постоянному продвижению в формировании педагогических умений, лежащих в основе педагогических компетенций, для студентов также является важнейшим направляющим и стимулирующим фактором, во многом определяющим эффективность образовательной деятельности в условиях пе-

дагогического вуза и будущей самостоятельной педагогической деятельности.

Заключение. Проведенный системно-функциональный анализ материалов публикаций китайских [20; 21; 3] и российских авторов [4; 6; 7; 12] по проблеме развития мотивации студентов вузов к обучению позволяет обозначить достаточно широкий спектр не только видов образовательной мотивации, но и перспективных направлений и условий деятельности педагогических вузов по ее повышению и активизации.

Так, к значимым условиям достижения положительного результата в развитии мотивации студентов к получению педагогического образования можно отнести:

- изучение и анализ имеющейся у студентов мотивации, определившей выбор педагогической профессии и педагогического вуза;

- при изучении дисциплин образовательного цикла обращение внимания студентов на целевые ориентиры каждого предмета, значимость формируемых в ходе их изучения компетенций в будущей практической деятельности, конкретизация примерами из педагогической практики;

- акцентирование внимания на том, что устанавливаемые цели и задачи изучения образовательной дисциплины, выполнения учебных заданий должны быть осмысленны, эмоционально поддержаны, приняты как очередной шаг, ступень к саморазвитию, будущей педагогической самореализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ориентирование на повышение качества информационной наполняемости содержания дисциплин, направленной не на суммирование знаний, а на активизацию когнитивной составляющей образовательной деятельности по всем предметам образовательного цикла;

- повышение и оптимизация самостоятельной образовательной деятельности студентов, повышение в ней заданий творческой направленности, позволяющих ощутить себя не только собирателями и трансляторами знаний и умений, но и педагогами-исследователями, «открывателями и созидателями» педагогических идей;

- использование в процессе обучения студентов разнообразных подходов к стимулированию интереса, мотивации к обучению, формированию необходимых в будущей работе педагогических компетенций, гибкому транспонированию внешней мотивации во внутреннюю;

- создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях, способствующей личностной самореализации как в индивидуальных формах работы, так и коллективных видах творческого взаимодействия;

- повышение авторитета преподавателя вуза в глазах студентов. Личностные и профессиональные качества преподавателя, его харизма, демонстрация стремления к постоянному повышению профессиональной педагогической квалификации играют положительную роль в развитии мотивации студентов к образовательной деятельности;

- создание в вузе открытого культурно-образовательного пространства, ориентированного не только на демонстрацию студентам современных образовательных технологий с использованием достижений научно-технического прогресса, но и на их знакомство с примерами успешной творческой самореализации в педагогической профессии, педагогическими династиями, участие

в работе творческих студенческих лабораторий разных образовательных профилей, совместных с учащимися других образовательных учреждений объединений, школ мастерства и т. д.

Таким образом, мотивация студентов к глубокому всестороннему освоению теоретических и практических составляющих будущей профессии, представляющая сложный системный многокомпонентный процесс, является, с одной стороны, важнейшим условием, с другой стороны, эффективным средством повышения заинтересованности студентов к обучению в педагогическом вузе, развития и реализации творческого потенциала в педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков, Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Агарков Ю. А. - Тамбов, 2005. - 23 с.

2. Бай, Сяохун. Краткое обсуждение теории динамики обучения / Сяохун Бай // Изучение китайского языка, математики и иностранных языков. - 2013. - С. 92-93.

3. Ван, Чжухуа. Выбор эффективных стратегий обучения в университетских аудиториях с точки зрения теории учебной мотивации / Чжухуа Ван // Исследования в области образования в Цзянсу. - 2015. -С. 10-12.

4. Введенский, В. Н. Регулирование внешних факторов профессиональной мотивации студентов институтов культуры и искусства / В. Н. Введенский. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 7. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25673 (дата обращения: 23.10.2021).

5. Верисоцкая, Е. А. Особенности учебной мотивации в юношеском возрасте / Е. А. Верисоцкая. -Текст : электронный // Гуманитарные научные исследования. - 2019. - № 10. - URL: https://human. snauka.ru/2019/10/26341 (дата обращения: 04.10.2021).

6. Глущенко, В. В. Исследование системы мотивации студентов в высшем проектном образовании в период развития нового технологического уклада / В. В. Глущенко. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 10. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96671 (дата обращения: 23.10.2021).

7. Закунова, Е. Д. Мотивация студентов к обучению / Е. Д. Закунова, А. Е. Анисимова, К. В. Слюзне-ва, К. С. Гордеев, А. А. Жидков. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 11. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167 (дата обращения: 20.10.2021).

8. Занюк, С. А. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования / С. А. Занюк. - М. : Новейшая психология, 2001. - 352 с.

9. Канысова, Е. В. Эволюция понятия «мотивация» в теории и практике / Е. В. Закунова. - Текст : электронный // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. - № 2. - URL: https://ek0n0mika.snauka.ru/2018/02/15821 (дата обращения: 04.10.2021).

10. Каргина, Е. М. Анализ возможностей использования профессиональной направленности обучения в качестве ведущего мотивирующего фактора / Е. М. Каргина. - Текст : электронный / / Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 2. - URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5918 (дата обращения: 05.10.2021).

11. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников : методические рекомендации для классного руководителя / Г. А. Карпова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. университет, 2000. - 40 с.

12. Карпова, М. А. Определение учебных мотивов студентов Нижегородского педагогического университета / М. А. Карпова, А. С. Масленникова, А. Д. Чихутова, В. М. Юрина. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 11. - URL: https://web.snauka.ru/issues/ 2017/11/84612 (дата обращения: 21.10.2021).

13. Клокова, Е. А. Мотивация как часть нашей жизни / Е. А. Клокова, А. А. Мокрова, К. Д. Трубникова, В. Н. Чережонова. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2017. -№ 12. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85228 (дата обращения: 21.10.2021).

14. Козубцов, И. Н. Проектирование содержания педагогической технологии «мотивация» аспирантов к профессиональному развития личности / И. Н. Козодубцов. - Текст : электронный / / Портал научно-практических публикаций. - URL: https://p0rtalnp.snauka.ru/2015/09/8942 (дата обращения: 31.10.2021).

15. Красильникова, О. А. Проблема развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа / О. А. Красильникова. - Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 10. - URL: https://psych0l0gy.snauka.ru/2014/10/3755 (дата обращения: 04.10.2021).

16. Моисеева, Я. П. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников / Я. П. Моисеева. - URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ formirovanie-motivacii-uchebnoy-deyat/ (дата обращения: 23.09.2022). - Текст : электронный.

17. Оуян, Янфань. Взгляд на проблемы обучения студентов колледжа с точки зрения теории учебной мотивации / Янфань Оуян / / Азиатско-тихоокеанское образование. - 2016. - С. 262-263.

18. Приписнова, В. В. Особенности профессиональной мотивации студентов / В. В. Приписнова, Н. Ю. Максимова. - Текст : электронный // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 2. - URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14183 (дата обращения: 05.10.2021).

19. Смирнов, А. В. Формирование мотиваций учебной деятельности у студентов технического вуза / А. В. Смирнов. - Текст : электронный // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 12. - URL: https://psych0l0gy.snauka.ru/2012/12/1450 (дата обращения: 04.10.2021).

20. Сюй, Туген. Теория учебной мотивации и преподавание в классе / Туген Сюй, Хуа Хэ // Журнал Ханчжоу нормального университета. - 2004. - С. 540-542.

21. Ся, Хуаю. Новый прогресс и перспективы развития исследований мотивации обучения / Хуаю Ся, Сюэцзюнь Ян / / Преподавание и исследования китайского языка. - 2009. - С. 118-119.

22. Тао, Вэй. Краткое изложение теории и исследований учебной мотивации / Вэй Тао / / Журнал педагогического университета Цзуньи. - 2012. - С. 76-78.

23. Ян, Фэн. Краткое изложение теории учебной мотивации / Фэн Ян / / Гакуен. - 2018. - С. 16-17.

REFERENCES

1. Agarkov, Yu. A. (2005). Strukturno-tipologicheskaya model' motivatsii professional'nogo stanovleniya studentov-psikhologov [Structural-Typological Model of the Motivation for the Professional Development of Psychology Students]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Tambov. 23 p.

2. Bai, Xiaohong. (2013). Kratkoe obsuzhdenie teorii dinamiki obucheniya [Brief Discussion of Learning Dynamics Theory]. In Izuchenie kitaiskogo yazyka, matematiki i inostrannykh yazykov, pp. 92-93.

3. Wang, Zhuhua. (2015). Vybor effektivnykh strategii obucheniya v universitetskikh auditoriyakh s tochki zreniya teorii uchebnoi motivatsii [The Choice of Effective Learning Strategies in University Classrooms from the Point of View of the Theory of Educational Motivation]. In Issledovaniya v oblasti obrazovaniya v Tszyansu, pp. 10-12.

4. Vvedensky, V. N. (2013). Regulirovanie vneshnikh faktorov professional'noi motivatsii studentov insti-tutov kul'tury i iskusstva [Regulation of External Factors of Professional Motivation of Students of Institutes of Culture and Art]. In Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. No. 7. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2013/07/25673 (mode of access: 23.10.2021).

5. Verisotskaya, E. A. (2019). Osobennosti uchebnoi motivatsii v yunosheskom vozraste [Features of Educational Motivation in Adolescence]. In Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. No. 10. URL: https://human. snauka.ru/2019/10/26341 (mode of access: 04.10.2021).

6. Glushchenko, V. V. (2021). Issledovanie sistemy motivatsii studentov v vysshem proektnom obrazovanii v period razvitiya novogo tekhnologicheskogo uklada [Study of the System of Motivation of Students in Higher Design Education during the Development of a New Technological Order]. In Sovremennye nauchnye issledo-vaniya i innovatsii. No. 10. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/10/96671 (mode of access: 23.10.2021).

7. Zakunova, E. D., Anisimova, A. E., Slyuzneva, K. V., Gordeev, K. S., Zhidkov, A. A. (2018). Motivatsiya studentov k obucheniyu [Motivation of Students to Study]. In Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. No. 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167 (mode of access: 20.10.2021).

8. Zanyuk, S. A. (2001). Psikhologiya motivatsii. Teoriya i praktika motivirovaniya [Psychology of Motivation. Theory and Practice of Motivation]. Moscow, Noveishaya psikhologiya. 352 p.

9. Kanysova, E. V. (2018). Evolyutsiya ponyatiya «motivatsiya» v teorii i praktike [The Evolution of the Concept of "Motivation" in Theory and Practice]. In Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii. No. 2. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15821 (mode of access: 04.10.2021).

10. Kargina, E. M. (2014). Analiz vozmozhnostei ispol'zovaniya professional'noi napravlennosti obucheniya v kachestve vedushchego motiviruyushchego faktora [Analysis of the Possibilities of Using the Professional Orientation of Education as a Leading Motivating Factor]. In Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. No. 2. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5918 (mode of access: 05.10.2021).

11. Karpova, G. A. (2000). Pedagogicheskaya diagnostika uchebnoi motivatsii shkol'nikov [Pedagogical Diagnostics of Educational Motivation of Schoolchildren]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagog-icheskii universitet. 40 p.

12. Karpova, M. A., Maslennikova, A. S., Chikhutova, A. D., Yurina, V. M. (2017). Opredelenie uchebnykh motivov studentov Nizhegorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Determination of Educational Motives of Students of the Nizhny Novgorod Pedagogical University]. In Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. No. 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84612 (mode of access: 21.10.2021).

13. Klokova, E. A., Mokrova, A. A., Trubnikova, K. D., Cherezhonova, V. N. (2017). Motivatsiya kak chast' nashei zhizni [Motivation as Part of Our Life]. In Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. No. 12. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85228 (mode of access: 21.10.2021).

14. Kozubtsov, I. N. Proektirovanie soderzhaniya pedagogicheskoi tekhnologii «motivatsiya» aspirantov k professional'nomu razvitiya lichnosti [Designing the Content of Pedagogical Technology "Motivation" of Graduate Students for the Professional Development of Personality]. In Portal nauchno-prakticheskikh publikatsii. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/09/8942 (mode of access: 31.10.2021).

15. Krasilnikova, O. A. (2014). Problema razvitiya motivatsii uchebno-professional'noi deyatel'nosti studen-tov politekhnicheskogo kolledzha [The Problem of Development of Motivation for Educational and Professional Activities of Students of a Polytechnic College]. In Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. No. 10. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/10/3755 (mode of access: 04.10.2021).

16. Moiseeva, Ya. P. Formirovanie motivatsii uchebnoi deyatel'nosti kak osnovnoe uslovie uspeshnogo obucheniya shkol'nikov [Formation of Motivation for Educational Activity as the Main Condition for the Successful Education of Schoolchildren]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-motivacii-uchebnoy-deyat/ (mode of access: 23.09.2022).

17. Ouyang, Yangfan. (2016). Vzglyad na problemy obucheniya studentov kolledzha s tochki zreniya teorii uchebnoi motivatsii [A Look at the Problems of Teaching College Students from the Point of View of the Theory of Learning Motivation]. In Aziatsko-tikhookeanskoe obrazovanie, pp. 262-263.

18. Pripisnova, V. V., Maksimova, N. Yu. (2016). Osobennosti professional'noi motivatsii studentov [Features of Professional Motivation of Students]. In Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. No. 2. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/14183 (mode of access: 05.10.2021).

19. Smirnov, A. V. (2012). Formirovanie motivatsii uchebnoi deyatel'nosti u studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of Motivation for Educational Activity among Students of a Technical University]. In Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. No. 12. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1450 (mode of access: 04.10.2021).

20. Xu, Tugen, Hua, He. (2004). Teoriya uchebnoi motivatsii i prepodavanie v klasse [The Theory of Learning Motivation and Teaching in the Classroom]. In ZhurnalKhanchzhou normal'nogo universiteta, pp. 540-542.

21. Huayu, Xia, Xuejun, Yang. (2009). Novyi progress i perspektivy razvitiya issledovanii motivatsii obucheniya [New Progress and Prospects for the Development of Learning Motivation Research]. In Prepodavanie i issledovaniya kitaiskogo yazyka, pp. 118-119.

22. Tao, Wei. (2012). Kratkoe izlozhenie teorii i issledovanii uchebnoi motivatsii [Summary of Theory and Research on Learning Motivation]. In Zhurnalpedagogicheskogo universiteta Tszun'i, pp. 76-78.

23. Yang, Feng. (2018). Kratkoe izlozhenie teorii uchebnoi motivatsii [Summary of the Theory of Learning Motivation]. In Gakuen, pp. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.