УДК 37.015.3 ББК 88.69
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITIES
Володина Светлана Алексеевна
Доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат педагогических наук, магистр психологии
E-mail: [email protected]
Volodina Svetlana A.
Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Master in Psychology E-mail: [email protected]
Филиппов Сергей Петрович
Доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается место учебной мотивации в системе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, представлены основные результаты изучения профессионально-педагогической мотивации студентов педагогического вуза, показаны такие качественные составляющие мотивации, как наличие/отсутствие равнодушия к овладению
Filippov Sergey P.
Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology
E-mail: [email protected]
Abstract. The article considers the place of educational motivation in the system of training intended teachers for their professional activity, presents the main results of the study of professional and pedagogical motivation of students of pedagogical universities, shows such qualitative components of motivation as the presence/
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Володина С. А., Филиппов С. П., 2021
профессией, эпизодического любопытства,
absence of indifference to the mastery of the profession, episodic curiosity, inquisitiveness, functional interest, professional need for
любознательности, функционального интереса, профессиональной потребности сознательного изучения педагогики и психологии и овладения основами педагогического мастерства.
conscious study of Pedagogy and Psychology and mastering the basics of pedagogical skills.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, педагогическая деятельность, потребность, интерес.
Keywords: educational and professional activities, professional motivation, pedagogical activity, need, interest.
Происходящие в различных сферах деятельности человека изменения требуют новых подходов к качеству профессиональной подготовки студентов. Современный специалист должен не только владеть специальными знаниями и умениями, но и ощущать потребность в личностной и профессиональной самореализации. В связи с этим одной из задач профессионального обучения является необходимость формирования у обучающихся интереса к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.
Подготовка специалиста, отвечающая современным требованиям, является главной задачей любого вуза, и педагогического особенно. Московский педагогический государственный университет (МПГУ) на протяжении многих лет осуществляет подготовку профессиональных педагогов для всей страны. Но действительно ли наши студенты готовы к тому, чтобы войти в класс и предстать перед школьниками? Готовы ли они к продуктивному освоению и осуществлению педагогической деятельности?
Качество профессиональной подготовки, отвечающей вызовам современности, зависит от многих факторов. К важнейшим составляющим психологической готовности человека к профессиональной деятельности относят мотивационный компонент [1-4]. Он является субъективным фактором, определяющим активность обучающегося в освоении будущей профессии.
Мотивация служит внутренней движущей силой профессионального становления личности студента, источником его саморазвития и самореализации в профессионально-педагогической деятельности. В первую очередь сюда относятся учебно-познавательные мотивы, мотивы достижения, профессиональные мотивы. Более того, как показали исследования А. А. Реана, высокая познавательная мотивация выступает в роле компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. А в плане успешной учебы мотивация оказывается даже более значимой, чем интеллект [5].
Как известно, мотивационная составляющая является важным психологическим элементом любой деятельности. Мотив, с точки зрения А. Н. Леонтьева, - это «.. .то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность» [6, с. 381], а также его поведение и конкретные действия в определенное русло. Мотивированный студент осознает смысл получения выбранной профессии и целенаправленно стремится к получению соответствующих знаний и умений.
Однако мотив - не самопорождающееся явление, а результат деятельного отношения к предмету активности. В процессе осуществления деятельности мотивация может иметь как положительную, так и отрицательную динамику. Л. М. Митина справедливо отмечает распространенную ошибку преподавателей вузов, что они в своей педагогической деятельности «неправомерно полагаются на тот факт, что студенты пришли учиться по собственной воле и уже поэтому достаточно мотивированы и заинтересованы в изучаемом предмете» [3, с. 59]. Задача современного преподавателя заключается, в первую очередь, в том, чтобы понимать мотивацию учения студентов и целенаправленно способствовать ее формированию и развитию. А для того чтобы понимать мотивацию и прогнозировать ее динамику, важно знать о ее состоянии, опираясь на результаты надежного диагностического инструментария.
Проблема мотивации в профессиональной подготовке будущих педагогов не теряет своей актуальности, несмотря на значительное количество исследований в этой области в отечественной педагогике и психологии (А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин). На это существуют несколько причин, связанных с изменением характера самого труда педагога, изменением высшего образования, среди которых можно выделить следующие:
1) меняются условия осуществления педагогической деятельности;
2) изменяется статус педагога в современном обществе;
3) становятся другими сами обучающиеся.
Цифровое общество изменило роль педагога как основного носителя знаний, дало новые технические средства обучения, новые возможности подачи учебного материала. Продолжающиеся демократизация и гуманизация образования привели к необходимости применения субъектно-личностного подхода к обучающимся, к индивидуализации процесса обучения [7]. Современный педагог из «транслятора» знаний все больше становится в позицию тьютора, сопровождающего школьника в его учебно-познавательной деятельности и личностном развитии. При этом педагогу необходимо постоянно обновлять свои научные и профессиональные знания, развивать свои личностные качества, чтобы сохранять высокий уровень квалификации.
В связи со сказанным выше необходимо понять - что меняется в стремлении выпускников школ выбирать педагогическую профессию. Что привлекает сегодняшнего выпускника в педагогический вуз? Каков уровень его интереса к этой профессии?
Описывая становление профессиональной направленности личности, А. К. Маркова отмечает, что в процессе профессионального обучения мотивация заметно меняется. Если на этапе выбора профессии доминирует общее стремление войти в определенную профессиональную сферу, то на этапе обучения происходит адаптация личности к избранной профессии и уточнение профессиональных предпочтений, появление собственно профессиональной мотивации. На данном этапе возможно как усиление профессиональной мотивации, так и ее ослабление. При этом к характеристикам зрелой мотивационной сферы профессиональной деятельности А. К. Маркова относит такие, как множественность и разнообразие, осознанность и устойчивость, иерархичность, гибкость и конструктивную направленность [2].
С целью изучения уровня профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов было проведено исследование среди студентов третьего курса МПГУ. Одной из причин выбора третьего курса является то, что большая часть имеющихся исследований
в основном проведено среди студентов первого или последнего курсов. Кроме того, данный выбор обоснован тем, что этот этап обучения является серединой освоения профессии и, согласно А. К. Марковой, в его ходе профессиональная мотивация может развиться в новое качество и усилиться, а может ослабнуть на основе приобретенного студентами ситуативного опыта педагогической практики: например, некоторые из них работали в школе или занимались репетиторством, имели возможность работать в летних детских лагерях.
В исследовании приняли участие 86 респондентов, преимущественно девушки в силу специфики образовательного учреждения. Студентам была предложена методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (в адаптации П. П. Фетискина). Данная методика позволяет определить, на каком уровне мотивационной лестницы находится стремление студентов овладевать педагогической профессией. Имеет ли место равнодушие к овладению профессией, эпизодическое любопытство или уже развивающаяся любознательность, складывается функциональный интерес или достигается вершина мо-тивационной лестницы - профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и психологию, овладевая основами педагогического мастерства.
В соответствии с применяемой методикой высокий уровень профессионально-педагогической мотивации определяется диапазоном от 11 баллов и выше, средний уровень -6-10 баллов, и менее 5 баллов является показателем низкого уровня. По итогам проведенного исследования был получен средний балл уровня профессионально-педагогической мотивации студентов по каждой из шкал методики (рис. 1).
Учитывая логику авторов методики, начало профессионального интереса к педагогической профессии начинается с «равнодушного отношения» и постепенно, трансформируясь в «эпизодическое любопытство, идет далее, доходя до собственно «профессиональной потребности» (см. рис. 1). Полученные в ходе нашего исследования результаты свидетельствуют о том, что студенты продемонстрировали показатель
Профессиональная потребность
1
за интересова нность
Развивающаяся любознательность
Функциональный интерес
Эпизодическое любопытство
Показная
Равнодушное отношение
9.7
Рис. 1. Уровни профессионально-педагогической мотивации студентов-педагогов (средние значения)
профессионально-педагогической мотивации равный 8,9 баллам, что, согласно методике, соответствует «среднему уровню мотивации».
При этом также можно было заметить некоторую специфику, характерную для каждой «ступени» этой мотивационной лестницы. Наибольшее значение было выявлено по шкале «функциональный интерес» (9,7 баллов), что вполне, с нашей точки зрения, закономерно отражает ориентацию студентов третьего курса на сам процесс получения выбранной профессии в стенах высшего учебного заведения. При этом обращают на себя внимание два других значения в отношении «эпизодического любопытства» (9,1 баллов) и «развивающейся любознательности» (9,0 баллов). Мы видим в этом свидетельство хорошего потенциала в стремлении к освоению профессии. Позитивным моментом в этой «мотивационной лестнице» студентов выглядят сравнительно низкие значения «показной заинтересованности» (8,6 баллов) и равнодушного отношения (8,5 баллов), которые как раз свидетельствуют об отсутствии стремления к овладению педагогической специальностью.
В завершение следует обратить внимание на шкалу «профессиональная потребность», в которой представлены невысокие показатели по сравнению с другими шкалами. Это вполне можно объяснить тем, что развитие этой высшей ступени профессиональной мотивации требует воплощения в какой-либо практической деятельности. И мы надеемся, что выход студентов на педагогическую практику станет такой возможностью.
Более детальное представление результатов распределения по уровням профессионально-педагогической мотивации у студентов представлено на рис. 2.
Как видно из диаграммы, представленной на рис. 2, профессиональная потребность студентов третьего курса выглядит следующим образом: высокий уровень профессиональной потребности продемонстрировали 26,6% респондентов, средний уровень - 59,4%, низкий уровень - 14,0%. Это вполне адекватный показатель, так как он свидетельствует
Профессиональная потребность
Функциональный интерес
Развивающаяся любознательность
Показная заинтересованность
Эпизодическое любопытство
Равнодушное отношение
59.4%
64.0%
67.2%
81.3%
64.0%
67.2%
высокий средний низкий
Рис. 2. Уровни профессионально-педагогической мотивации у студентов-педагогов
о соответствии профессионального выбора студентами их ценностным ориентациям, о готовности развиваться в выбранной профессии в дальнейшем.
Теперь рассмотрим результаты по функциональному интересу студентов как формы побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом, ориентированным на освоение профессиональной деятельности (см. рис. 2). Полученные результаты показали, что такой вид интереса находится на высоком уровне у 32,9% студентов, на среднем - у 64,0%, на низком - у 3,1%.
Шкала «развивающаяся любознательность» позволяет выявить, у какого количества студентов постепенно повышается интерес к педагогической деятельности по мере обучения в университете. По данной шкале высокий уровень выявлен у 26,6% респондентов, средний уровень - у 67,2%. Низкий уровень показали 6,2% студентов. Это подтверждается данными, полученными по показателю «профессиональная потребность».
Также представляет интерес результаты по шкале «показная заинтересованность». Исследование позволило выявить в том числе и мотивы, которые на время студенчества связаны с выполнением заданий по предметам, а в рамках теста на определение профессиональной мотивации - и с жизненным выбором профессии. Как показали результаты исследования, представленные на рис. 2, на данном этапе обучения высокий уровень показной заинтересованности имеют 12,5% студентов, средний - 81,3%, низкий - 6,2%.
Существует в профессиональной сфере и такое понятие, как эпизодическое любопытство, возникающее нечасто, но вызывающее у человека достаточно сильный интерес. У 29,7% студентов, принявших участие в исследовании, отмечается высокий уровень эпизодического любопытства, у 64,0% - средний. Низкий уровень эпизодического любопытства выявлен у 6,3% респондентов. Этот вид мотивационной структуры свидетельствует о наличии резерва для развития профессиональной мотивации и требует целенаправленной работы со стороны преподавателей.
Последний показатель, который был определен при помощи методики «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» - «равнодушное отношение». Исследование показало следующие результаты: у 20,3% студентов наблюдается высокий уровень равнодушия, у 67,2% - средний и у 12,5% - низкий уровень. Студенты с высоким уровнем равнодушия, скорее всего, являются «случайными людьми» в выбранной профессии и учатся лишь для получения диплома.
Для повышения достоверности результатов исследования студентам также предлагалось сделать собственные выводы по итогам выполнения задания. Если сопоставить результаты исследования и сделанные студентами выводы, то складывается благоприятная картина. В целом показатели студентов третьего курса находятся на среднем уровне, что свидетельствует об их заинтересованности в профессиональной педагогической деятельности и стремлении расти и развиваться в будущем.
В своих выводах большинство студентов отмечает, что в дальнейшем они ожидают увеличения показателей по отдельным параметрам, так как их ждет педагогическая практика с возможностью самостоятельного проведения уроков в образовательном учреждении. Также средний показатель уровня мотивации объясняется тем, что некоторые студенты видят себя в смежных с педагогикой профессиях. Многие уже работают не только
учителями и репетиторами, но и вожатыми, педагогами дополнительного образования. Студенты отмечают свою заинтересованность методикой преподавания профильного предмета. Это означает, что в целом мотивация в сфере направления и профиля обучения у студентов находится на оптимальном уровне.
Полученные результаты соотносятся с данными проведенных ранее исследований. Так, изучение профессионально-педагогической мотивации студентов будущих учителей биологии показало, что средний уровень проявления наиболее значимого показателя - профессиональной потребности - зафиксирован у 89,66% студентов. В другом исследовании выявлено, что характер мотивации студентов является адекватным учебной деятельности и свидетельствует о педагогической направленности их личности (79% респондентов подчеркнули значимость и важность профессии учителя) [8; 9].
В то же время следует отметить, что есть результаты исследований, которые показывают, что к третьему курсу у студентов-педагогов имеет место тенденция некоторого снижения учебно-профессиональной мотивации [10], что актуализирует необходимость работы над формированием профессиональной мотивации у студентов-педагогов.
Таким образом, проведенное исследование среди студентов третьего курса педагогического университета показало, что профессионально-педагогическая мотивация у них находится еще на стадии формирования. Несмотря на то, что в целом будущие педагоги в достаточной степени демонстрируют потребности и интересы, необходимые для эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности, тем не менее формирование мотивации остается актуальной задачей их обучения. Важным также представляется решение противоречия между мотивационной основой актуально осуществляемой учебной деятельности студента и его будущей профессиональной деятельностью [1].
Для решения данной задачи возможно предложить преподавателям ориентироваться на следующие ключевые моменты организации учебного процесса, которые лежат в логике развития мотивации от учебной к «квазипрофессиональной деятельности»: использование кейс-стади и проектов из профессиональной деятельности педагога при изучении специальных дисциплин, применение активных форм и методов обучения, таких как деловые и ролевые игры, с целью создание наиболее полного представления студентов о будущей профессии; а также планирование организации производственной практики студентов, наиболее приближенной к реалиям их будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Вербицкий А. А., Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
3. Митина А. М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 2004. № 2. С. 56-65.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
5. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан и др. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
7. Высшее образование в немецкой и русской традициях: колл. моногр. / М. В. Богуславский, Е. В. Неборский, В. В. Неборская [и др.]; под общ. ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. 272 с.
8. Володина С. А. Мотивация обучения современных студентов педагогического вуза // Преподаватель XXI век. 2014. № 4. С. 68-72.
9. Шапран Ю. П. Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 882-886. URL: https:// moluch.ru/archive/61/9154/ (дата обращения: 16.12.2020).
10. Карпова Е. В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2019. № 5 (92). С. 209-218.
References
1. Verbitskiy A. A., Bakshaeva N. A. Psikhologiya motivatsii studentov: ucheb. posobie. Moscow: Logos, 2006. 184 p.
2. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. Moscow: Znanie, 1996. 312 p.
3. Mitina A. M. Zarubezhnye issledovaniya uchebnoy motivatsii vzroslykh. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 14: Psikhologiya. 2004, No. 2, pp. 56-65.
4. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika. Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.
5. Rean A. A. et al. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. St. Petersburg: Praym-Evroznak, 2006. 479 p.
6. Leontiev A. N. Lektsii po obshchey psikhologii. Moscow: Smysl, 2000. 511 p.
7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V., Neborskaya V. V. et al. Vysshee obrazovanie v nemetskoy i russkoy traditsiyakh: koll. monogr. Izhevsk: In-t kompyuternykh issledovaniy, 2016. 272 p.
8. Volodina S. A. Motivatsiya obucheniya sovremennykh studentov pedagogicheskogo vuza. Prepodavatel XXI vek. 2014, No. 4, pp. 68-72.
9. Shapran Yu. P. Formirovanie professionalnoy motivatsii studentov-biologov pedagogiche-skogo universiteta. Molodoy uchenyy. 2014, No. 2 (61), pp. 882-886. Available at: https://moluch. ru/archive/61/9154/ (accessed: 16.12.2020).
10. Karpova E. V. Formirovanie professionalno-pedagogicheskoy motivatsii budushchikh pedagogov. Vestn. Cherepovetskogo gos. un-ta. 2019, No. 5 (92), pp. 209-218.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1
Статья поступила в редакцию 06.07.2020 The article was received on 06.07.2020