68
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Швецова В.А.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В статье представлены результаты исследования учебно-профессиональной мотивации студентов - будущих педагогов. Почти половине испытуемых присуще эпизодическое любопытство к педагогической профессии, что можно оценить, как удовлетворительный уровень мотивации. Также выявлено, что особого внимания требуют второкурсники, так как у них снижается учебно-профессиональная мотивация.
Ключевые слова учебно-профессиональная мотивация, профессионально-педагогическая мотивация, профессиональная потребность, личность студента.
В период модернизации высшего профессионального образования одной из актуальных задач является повышение учебно-профессиональной мотивации студентов. В данной статье представлены результаты изучения мотивации будущих педагогов, студентов педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов, всего 180 человек. Оно проводилось с помощью методики «Самооценка профессионально-педагогической мотивации», адаптированной Н.П. Фетискиным [1]. Методика позволяет определить, на какой ступени мотивацинной лесенки находится исследуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое, поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина - профессиональная потребность сознательно изучать психолого-педагогические дисциплины и овладевать основами педагогического мастерства. А также позволяет оценить в целом уровень учебно-профессиональной мотивации (высокий, средний или низкий).
Характеристика результатов исследования профессионально-педагогической мотивации студентов. Полученные данные отражены в следующей таблице (см. табл. 1).
Анализ структуры профессионально-педагогической мотивации показал, что самую большую группу - 44,8 % (почти половина от общего числа) представляют собой студенты с доминирующим типом мотивации на уровне эпизодического любопытства. Это соответствует невысокому уровню профессиональной мотивации. Приоритетными являются положительные,
Доцент кафедры Общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент.
Психологические науки
69
внутренние по отношению к содержанию деятельности мотивы, но характеризующиеся неустойчивой и не глубокой заинтересованностью. Проявляется данный тип мотивации в том, что студенты обращают внимание на педагогические ситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты; принимают участие в организационных беседах с преподавателями только тогда, когда затрагиваются интересные для них темы; проявляют определенное любопытство к работе своих товарищей по группе, которые проходят с ними педагогическую практику. Данный тип мотивации выражено преобладает у студентов всех факультетов (их показатели равны 45,7 %; 42,8 % и 47,8 %).
Таблица 1
Характеристика профессионально-педагогической мотивации студентов
Объекты анализа Типы доминирующей мотивации личности Доминирующая мотивация в группе
профессиональная потребность функциональный интерес развивающаяся любознательность эпизодическое любопытство поверхностно положительное отношение равнодушное отношение
Целостная выборка испытуемых 3,8 % 7,6 % 10,2 % 44,8 % 25 % 8,3 % эпизодическое любопытство
Историко-филологический факультет 2,2 % 6,5 % 17,4 % 45,7 % 23,9 % 4,3 % эпизодическое любопытство
Факультет иностранных языков 4,7 % 9,5 % 3,4 % 42,8 % 30,1 % 9,5 % эпизодическое любопытство
Факультет дошкольного, начального и специального образования 0 % 4,4 % 17,4 % 47,8 % 17,4 % 13 % эпизодическое любопытство
1 курс обучения 9,1 % 9,1 % 9,1 % 45,4 % 22,8 % 4,5 % эпизодическое любопытство
2 курс обучения 1,7 % 9 % 19,6 % 34 % 21,4 % 14,3 % эпизодическое любопытство
3 курс обучения 3,8 % 6,3 % 3,8 % 52,5 % 28,2 % 5,1 % эпизодическое любопытство
Второе место в структуре профессиональной мотивации с большим отрывом занимает поверхностно положительное отношение, в котором поверхностное любопытство чередуется с равнодушием. Данный тип стоит еще на более низкой ступени профессиональной мотивации. Он доминирует у 25 % испытуемых. Развивающаяся любознательность, т.е. определенная заинтересованность доминирует у 10,2 % студентов. Она свидетельствует о более высоком уровне профессиональной мотивации и проявляется в том,
70
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
что студенты любят слушать лекции (рассказы) о работе учителей, преподавателей; интересуются проблемами современной молодежи; ищут материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг.
Функциональный интерес как доминирующий тип мотивации выявлен у 7,6 % студентов. Это более высокий уровень мотивации, чем развивающаяся любознательность. Проявляется он в том, что студенты соглашаются выступать на педагогическом кружке, на конференции; охотно принимают участие в анализе ситуаций, возникающих в школе, вузе; стараются при этом кое-что записать; покупают по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии. Самый высокий уровень учебно-профессиональной мотивации - сформированная профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства, выявлен только у 3,8 % испытуемых. Он проявляется в том, что студенты ждут с нетерпением педагогическую практику, ситуаций общения со студентами и педагогами, когда можно активно учиться, работать в условиях образовательного учреждения; любят работать с педагогической и психологической литературой в читальном зале, в библиотеке, дома в свободное время, любят решать педагогические задачи; собирают собственную библиотечку по педагогике и психологии. Устойчивое равнодушное отношение к педагогической профессии выявлено у 8,3 % студентов. Это самый низкий уровень учебно-профессиональной мотивации, который проявляется в низкой, недостаточной включенности студентов в учебный процесс, в слабой подготовке к семинарским и практическим занятиям, когда студенты делают необходимый минимум, то, за что надо отчитаться, что будут проверять; читают только выборочные отрывки из учебного материала.
Таким образом, первых три наиболее высоких ступени мотивации (профессиональную потребность, функциональный интерес и развивающуюся любознательность) можно считать относительно высоким уровнем учебнопрофессиональной мотивации, так как они сопровождаются достаточно устойчивым и содержательным интересом к будущей профессии. Эта мотивация присуща 21,6 % испытуемых, т.е. пятой части от общего числа студентов. Такие студенты имеют выраженный интерес к педагогической профессии. Самый распространенный тип мотивации - эпизодическое любопытство можно рассматривать как удовлетворительный или средний уровень мотивации. Он характеризует этап зарождения интереса к педагогической профессии. Средний уровень присущ 45,1 % студентов, т.е. чуть меньше половины испытуемых. «Равнодушное» и «поверхностное» отношение к педагогической профессии соответствует низкому уровню учебно-профессиональной мотивации. Она присуща 33,3 % студентов, т.е. каждому третьему.
Сравнение показателей у студентов разных факультетов выявило, что они имеют одинаковый уровень развития профессионально-педагогической
Психологические науки
71
мотивации и аналогичную ее структуру. Однако на факультете иностранных языков доля испытуемых с недостаточной мотивацией заметно выше (39,6 % против 28-30 % на других факультетах). Вероятно, это обусловлено наличием на данном факультете группы обучающихся, которые заинтересованы изучением иностранных языков, но изначально не расположенных к педагогической профессии, имеющие профессиональные планы, совершенно не связанные с системой образования (эта информация выявлена с помощью дополнительного анкетирования).
Сравнение показателей профессионально-педагогической мотивации у студентов разных курсов обучения указывает на то, что существенных различий в ее уровне и структуре не наблюдается, так как у всех курсов доминирует «эпизодическое любопытство», а на втором месте стоит «поверхностное отношение». Однако, в количественном выражении заметна некоторая динамика показателей. А именно, ко второму курсу число студентов с доминированием «эпизодического любопытства» к педагогической профессии заметно снижается (34 % по отношению к 45 % на первом курсе), а увеличивается число с недостаточной мотивацией (36 % против 27 % на первом курсе). Это указывает на некоторую отрицательную динамику, которая изменяется к третьему курсу в положительную сторону, в направлении выравнивания показателей на уровне, близком к первоначальному.
Такая динамика свидетельствует о некотором падении у студентов интереса к будущей профессии на втором курсе, а затем вновь его повышении к третьему курсу. Вероятно, это объясняется отсутствием у студентов-пер-вокурсников стойкого интереса к педагогической профессии. На начальном этапе профессионального обучения в ВУЗе студенты не имеют достаточно полного представления о требованиях, предъявляемых к человеку будущей профессией, содержании учебных дисциплин, их ожидания во многом расходятся с действительностью. На первом курсе мотивацию поддерживает фактор новизны: привлекают новые дисциплины, новые формы обучения, общение с новыми людьми, преподавателями и сокурсниками, новые условия обучения и т.д. На втором курсе действие фактора новизны исчезает. Однако повышение к учебно-профессиональной мотивации к третьему курсу свидетельствует о ее формировании в процессе профессионализации в ходе обучения. Данная положительная тенденция указывает на роль изучения профессиональных дисциплин и их влияние на профессионально-личностное становление будущих педагогов.
Результаты данного исследования указывают на необходимость уделять особое внимание студентам второго курса в вопросах формирования профессионально-педагогической мотивации, так как стихийные процессы могут привести к отрицательным результатам. Основным направлением повышения эффективности формирования учебно-профессиональной мотивации студентов второго курса должно быть, на наш взгляд, более активное
72
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
включение их в разные виды профессиональной деятельности (виды педагогической практики). Однако при этом следует соблюдать новые условия ее организации, разрабатывать более доступные и интересные ее формы, предоставлять студентам, с одной стороны более простые задания, с другой стороны, большее их разнообразие, с наличием творческого элемента.
Список литературы:
1. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.