Научная статья на тему 'Исследование уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студента как фактор успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии'

Исследование уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студента как фактор успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ПРАВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / MOTIVATION / COMPETENCE / TEACHER OF LAW / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT / PROFESSIONAL WORK / LEVEL OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунавирова Лейсан Ринатовна

Исследуются мотивационный компонент профессиональной компетентности, уровень его сформированности у будущих учителей права. По результатам проведенного исследования предполагаются варианты формирования мотивационной компетентности для обучения студентов и осуществления ими профессиональной деятельности по выбранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мунавирова Лейсан Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thearticledealswiththe motivational component of the professional competence. The level of development of the motivational competence of future teachers of law is researched. As the result of the research the author suggests the variants that favour the development of the motivational competence for learning and professional work.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студента как фактор успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии»

* * *

1. Vereshhagin V.V. Professiogramma uchitelja fizicheskoj kul'tury. Serpuhov, 2011.

2. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vos-pitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Pros-veshhenie, 2009.

3. Muhametzjanova N.V. Osobennosti profes-sional'no vazhnyh kachestv budushhih uchitelej fizicheskoj kul'tury // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2007. №5. S.30-33.

4. Ognistyj A.V., Ognistaja K.M. Fizicheskaja podgotovlennost' budushhih pedagogov v sravnenii s mirovymi sistemami ocenki // Sbornik materialov V Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoj konferencii. Rostov n/D.: Izd-vo JuFU, 2016. S.76-83.

5. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / S.A.Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shijanov, T.I. Babaeva i dr.; pod red. S.A. Smirnova. M.: Akademija, 1998.

6. Sivashinskaja E.F., Zhurlova I.V. Pedagogika sovremennoj shkoly: kurs lekcij dlja stud. ped. spec. vuzov / pod obshh. red. E.F. Sivashinskoj. Minsk: Jekoperspektiva, 2009.

7. Timofeeva O.A., Babich O.V. Issledovanie urovnja fizicheskogo razvitija studentov // Valeo-pedagogicheskie problemy zdorov'eformirovanija podrostkov, molodezhi, naselenija: sb. materialov 10-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh i stud. Ekaterinburg, 2014. S. 324-326.

8. Hakunov N.H., Hazova S.A., Gunazho-kov I.K., Korjagin N.V. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva sportivnogo pedagoga // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija. 2013. №2 (117). S.153-160.

9. Hybyrtov R.B., Ushenin A.I. Fizicheskaja podgotovka - jeffektivnoe sredstvo povyshenija professional'nogo masterstva sotrudnikov policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. №4 (56). S. 242-245.

Special vocational abilities of a physical training teacher

The article deals with the special vocational abilities of a physical education teacher which are necessary for effective work: their physical development, physical training, competitive work, organizational abilities. The research methods that could determine special vocational abilities of a physical training teacher are reflected in the article.

Key words: physical training teacher, vocational abilities, physical training, competition.

(Статья поступила в редакцию 18.08.2016)

О Мунавирова Л.Р., 2016

л. р. мунавирова

(казань)

исследование уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности студента как фактор успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии

Исследуются мотивационный компонент профессиональной компетентности, уровень его сформированности у будущих учителей права. По результатам проведенного исследования предполагаются варианты формирования мотивационной компетентности для обучения студентов и осуществления ими профессиональной деятельности по выбранной специальности.

Ключевые слова: мотивация, компетентность, учитель права, профессиональная компетентность, студент, профессиональная деятельность, уровень сформированности.

Социально-экономические события в современном мире требуют обновления профессионального образования, что служит основанием для актуализации компетентного подхода в подготовке специалистов. Данный подход ориентирован на совершенствование форм обучения, подготовку квалификационных профессиональных кадров, способных воспроизводить знания и умения в современном конкурентном рынке труда. В то же время анализ научных источников по данному вопросу раскрывает факт многомерности трактовок понятия «компетентность». Единого мнения в вопросе оценивания уровня сформированности компетентности обучающихся и педагогов нет (Е.Я. Коган, А.М. Новиков, Б.Д. Эльконин и др.).

Актуализируя вопрос о подготовке будущих специалистов, необходимо проанализировать трактовки понятия «компетентность». Изучение научной литературы дает возможность утверждать, что существует два подхода к рассмотрению данного понятия. Первый

подход определяет данный термин с точки зрения совокупности знаний, осведомленности в определенной области. В данном случае речь идет лишь о знаниевом компоненте, не предполагающем его практическую реализацию (С.И. Ожегов) [1].

второй же подход предполагает не только наличие базовых знаний в определенном круге вопросов, но и умение применять, реализо-вывать их на практике, подчеркивает значимость их в процессе самореализации (И.А. Зимняя, А.М. Новикова, О.Е. Лебедев) [2; 3; 4]. Мы придерживаемся представлений второго подхода.

Компетентность реализуется посредством определенного набора компетенций, которые определяются как совокупность знаний, умений и навыков.

Анализ требований стандарта высшего образования, сопоставление результатов статистических данных и отзывов работодателей об эффективности обучения и осуществления трудовой деятельности молодыми специалистами позволяет определить основные противоречия, выраженные в высоких требованиях работодателей к уровню профессиональной компетентности специалистов и недостаточной конкурентоспособности последних, отсутствии оценочных методик по выявлению уровня сформированности компетентности и необходимости определения уровня их развития на этапе обучения в высшей школе.

Немаловажным в формировании компетентности является личностное отношение будущего специалиста к процессу освоения знаний в профессиональной области, осуществления профессиональных обязанностей. одним из компонентов, непосредственно характеризующих данные способности, является мотивационная компетентность, которая представляется основополагающей среди выделенных нами иных компетент-ностей (социальная, учебно-воспитательная, рефлексивная и др.).

Данная компетентность связана с внутренними мотивами, интересами, личным выбором человека. Что же касается определения «мотивация», то она, согласно краткому психологическому словарю, представляется как побуждение, вызывающее активность организма и определение ее направленности [5]. Термин «мотив», согласно интерпретации того же словаря, это «побуждение и деятельность, которые связаны с удовлетворением потребно-

стей субъекта; осознаваемая причина, которая лежит в основе выбора действий и поступков личности» [Там же].

Мотивация выступает одной из стержневых психологических характеристик личности. Мотивационная компетентность интегрирует в себе знание сущности мотивации и способность личности осознавать мотивацию собственностью и осуществлять управление ею.

Изучение каждой компетентности опирается на определение уровней освоения. Мы предложили три таких уровня - низкий, средний, высокий. каждый уровень имеет определенную значимость. для каждого уровня предусматриваются свои результаты и степень его достижения.

вопрос развития мотивационного компонента профессиональной компетентности будущих учителей права побудил осуществить изучение уровня его сформированности у студентов 2, 3 и 4-х курсов Казанского (Приволжского) федерального университета, очной формы обучения, в количестве 83 человек. оно проводилось с помощью методики, адаптированной И.П. Фетискиным, «Самооценка профессионально-педагогической мотивации». Она дает возможность определить, на какой стадии мотивационного развития находятся обучающиеся. выделяются такие критерии оценки, как равнодушное отношение, эпизодическое любопытство, развивающая заинтересованность, показательная заинтересованность, функциональный интерес, профессиональная потребность.

Анализ результатов свидетельствует, что наибольшее количество студентов - в среднем 41% - являются представителями такого типа мотивации, как эпизодическая заинтересованность. По 2-му курсу данный показатель равен 40%, по 3-му - 45%, по 4-му - 36% (см. рис. 1 на с. 57).

Представители данной группы обладают спорадическим (сиюминутным) характером мотивации, их заинтересованность неустойчива, и интерес проявляется только в случаях активизации внутреннего мотива, который выражается в определенной любопыт-ности, заинтересованности конкретной сложившейся педагогической ситуацией, затрагивающей интересные темы. данный тип является показателем невысокой профессиональной мотивации.

Показательная заинтересованность определяется в среднем у 24% студентов в про-

8% 3%

10%

26%

13%

24%

10%

40%

45%

8% 4%

12%

22%

19%

36%

Условные обозначения: профессиональнаяпотребность

функциональныйинтерес

развивающаялюбознательность

эпизодическоелюбопытство

показательнаязаинтересованность

равнодушноеотношение

Рис. в Характеристика уровня сформированное™ мотивацаонной компетентности студентов 2-го курса (а); 3-го курса (б); 4-го курса (в)

центном соотношении по всем исследуемым. Представители данной группы не ставят цели профессионального и личностного роста, они ориентированы на внешнее одобрение. Речь идёт о внешней мотивации. Пробуждение к действию происходит за счёт принуждения либо побуждения осуществлять деятельность в целях одобрения либо похвалы. данный тип представлен ещё на более низкой ступени профессиональной мотивации.

следующим типом доминирующей мотивации исследуемой группы является развивающая любознательность, которая выражается в определенной заинтересованности процес-

сом обучения и выбранной профессиональной деятельностью. данный тип доминирует в среднем по всем курсам у 14% студентов и является показателем более высокого уровня профессиональной мотивации. Группа свуден-тов, представляющих данный тип, стремится к приобретению новых знаний, навыков, проявляет интерес к обучению и ориентирована на практический опыт в профессиональной деятельности. Ими движет внутренний мотив удовлетворения познавательной потребности. любознательность проявляется в готовности учиться, обеспечивается внутренним стимулом.

б

а

Функциональный интерес как доминирующий тип мотивации проявляется в среднем по всем курсам у 10% студентов. Этот тип на уровень выше развивающей любознательности и характеризуется целенаправленным участием в процессе обучения и освоения основ профессиональной деятельности, ориентированных на получение педагогических и правовых знаний. Основным мотивом является желание успешно закончить обучение и стать конкурентоспособным на рынке труда.

Самым же высоким уровнем доминирующей учебно-профессиональной мотивированности является сформированная профессиональная потребность в освоении основ педагогики и права. Данный тип выявлен в среднем у 3% студентов от общего числа респондентов всех курсов. они ориентированы на сознательное овладение профессионально-педагогическими и правовыми знаниями, основами педагогического мастерства. студенты стремятся реализовать себя в педагогической деятельности, с увлечением изучают педагогическую и правовую литературу, заинтересованы практической стороной данных сфер, стремятся самореализоваться по выбранной специальности, готовы самосовершенствоваться и пополнять базу знаний.

Полностью противоположное отношение к обучению и самореализации в профес-

сии наблюдается в среднем по всем курсам у 9% студентов. Данный тип представлен устойчивым равнодушным отношением к правовой и педагогической профессиям, что является показателем низкого уровня учебно-профессиональной мотивации. Для данной группы характерны низкая включенность в процесс обучения, неподготовленность к занятиям, выборочное изучение учебного материала, незаинтересованность выбранной профессиональной сферой, уверенность в ошибочности своего выбора.

Показатели эпизодической любознательности и демонстрируемой заинтересованности мы отнесли к средней ступени сформирован-ности учебно-воспитательной мотивации профессиональной компетентности. Представители данной группы в среднем по всем курсам составляют 65% студентов от общего числа студентов, проявляющих зарождающийся интерес к вопросам педагогики и права. Высокий уровень определяется такими показателями, как развивающая любознательность, функциональный интерес и профессиональная потребность, которая наблюдается в среднем у 9% студентов всех курсов и характеризуется сформировавшимся устойчивым интересом к выбранной профессии. Низкий уровень сформированности профессиональной мотивации - в среднем у 9% студентов всех курсов. Как видим на рис. 2, показатели мотивационного элемента профессиональ-

равнодушное отношение показательная заинтересованность

эпизодическое любопытство развивающая любознательность функциональный интерес профессиональная потребность

3 курс ш 2, курс ■ 1 курс

Рис. 2. Сравнительные данные профессионально-педагогической мотивации студентов всех изучаемых курсов

ной компетентности различных курсов обучения появляются на одинаковом уровне, доминирующим является эпизодическое любопытство, при этом имеет место различие в количественном выражении.

На каждом этапе обучения происходит снижение таких показателей, как эпизодическое любопытство, показательная заинтересованность и равнодушное отношение. Таким образом, число студентов с недостаточной мотивацией со 2-го по 4-й курс становится заметно меньше (равнодушное отношение на 2-м курсе - 8% против 7% на 4-м курсе, показательная заинтересованность на 2-м курсе составляет 26% по отношению к 22 % на 4-м курсе). Но прослеживается динамика наиболее положительной мотивированности, выражающаяся в увеличении показателей развивающей любознательности, профессиональной потребности (на 2-м курсе - 10%, на 4-м курсе - 12%), функционального интереса (2-й курс - 3% против 4% на 4-м курсе), при этом все показатели на 3-м курсе заметно уменьшены по отношению ко 2-му и 4-му курсам, что говорит об отрицательной динамике к 3-му курсу, но изменении в сторону положительного роста к 4-му курсу. Это можно объяснить определенным кризисом выбора профессии, однако после прохождения педагогической практики происходит формирование положительного отношения к выбранной профессии, приходит осознание скорого трудоустройства, адаптация к условиям обучения. Данная динамика показателей определяет необходимость активной работы с представителями 2-го и 4-го курсов в целях формирования эффективной профессионально-педагогической мотивации в силу предупреждения дальнейших отрицательных результатов.

Основными условиями формирования мотивации студентов могут служить изучение практико-ориентированных дисциплин, применение технологий обучения, которые предполагают практическую работу студентов, осуществление тренинговых воздействий. Важно создать педагогические условия, способствующие переводу внешней мотивации во внутреннюю, с учетом индивидуальных особенностей мотивации студентов на каждом курсе при проведении занятий, учебно-воспитательной работы. Необходимо внедрить в практику инновационные и интерактивные технологии обучения. Комплексная реализация данных условий будет

способствовать успешной адаптации к условиям обучения и реализации будущей профессии.

Поскольку правильная мотивация не только способствует эффективному обучению и профессиональной деятельности, но и создает возможность социально адаптироваться в жизни, то перед высшей школой определяется первостепенная задача - создание условий, удовлетворяющих социальные, личностные, эмоциональные и профессиональные потребности обучающихся.

список литературы

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1968.

2. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 1. Актуальные задачи обновления и развития образовательных стандартов. М., 2003.

3. Новикова Л. И. Профессиональный словарик: компетенция и компетентность - одно и то же? // Преподаватель. XXI век. 2005. №1. С. 49-51.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

5. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 210.

* * *

1. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka. M.: Sov. jencikl., 1968.

2. Zimnjaja I. A. Kompetentnost' cheloveka -novoe kachestvo rezul'tata obrazovanija // Problemy kachestva obrazovanija. Kn. 1. Aktual'nye zadachi obnovlenija i razvitija obrazovatel'nyh standartov. M., 2003.

3. Novikova L. I. Professional'nyj slovarik: kompetencija i kompetentnost' - odno i to zhe? // Prepodavatel'. XXI vek. 2005. №1. S. 49-51.

4. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Shkol'nye tehnologii. 2004. № 5. S. 3-12.

5. Petrovskij A.V., Jaroshevskij M.G. Kratkij psihologicheskij slovar'. Rostov n/D.: Feniks, 1999. S. 210.

Research of level of development of the motivational component of student's professional competence as the factor of successful adaption to the educational conditions and implementation of future profession

Thearticledealswiththe motivational component of the professional competence. The level of development of the motivational competence of future teachers of law is researched. As the result of the research the author suggests the variants that favour the development of the motivational competence for learning and professional work.

Key words: motivation, competence, teacher of law, professional competence, student, professional work, level of development.

(Статья поступила в редакцию 22.08.2016)

с.л. писаренко

(ростов-на-дону)

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ (на примере подготовки дизайнеров)

Рассматриваются две основные задачи, имеющие отношение к развитию восприятия цвета у студентов при обучении основам реалистической живописи. Первая задача заключается в становлении способности к цельному видению тоновых и цветовых отношений, а вторая - в приобретении умения передавать в живописи влияние световоздушной среды на предметные цвета. Анализируется изобразительная деятельность будущих дизайнеров в процессе изучения основ живописной грамоты.

Ключевые слова: живопись, тоновые и цветовые отношения, этюд, восприятие, световоз-душная среда.

Эффективность обучения живописной грамоте во многом зависит от развития специальных качеств зрительного восприятия цвета. вопросы совершенствования восприятия

цвета на занятиях живописью рассматриваются как в учебно-методической литературе [1; 3; 5], так и в диссертационных исследованиях [4; 6]. В то же время эта тема представляется настолько многоаспектной, что многие ее стороны могут быть предметом дальнейшего осмысления. Вопросы развития восприятия цвета при обучении живописи анализируются в настоящей статье на примере подготовки студентов дизайнерских специальностей Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета. Подготовка будущих дизайнеров различного профиля имеет свои особенности, с учетом которых следует вести поиск путей дальнейшего совершенствования методики обучения живописи. обучение студентов по дизайнерским специальностям не предполагает развития живописных умений на уровне художников-профессионалов, но, тем не менее, подразумевает серьезное ознакомление с основными принципами реалистической живописи и развитие соответствующих качеств восприятия цвета.

В данном тексте идет речь о занятиях в условиях учебной мастерской и не рассматриваются вопросы обучения живописи на пленэре, хотя можно оговориться, что работа и в интерьере, и на открытом воздухе в значительной мере базируется на общих положениях теории изобразительной грамоты.

Становление профессионального видения цвета на начальных этапах обучения живописи предполагает решение двух основных задач. Первой задачей является развитие способности к цельному восприятию, что проявляется в возможности верно передавать в работе большие отношения натуры и подчинять изображаемые детали основным тонально-цветовым массам. Вторая задача заключается в приобретении умения отображать световоз-душную среду в живописи, передавать многообразные влияния среды на предметные цвета. обе эти задачи тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в неразрывном единстве. Успешное решение обеих задач предполагает анализ изобразительной деятельности студентов, в связи с чем можно привести ряд фактов из педагогической практики.

Характерной особенностью изобразительной деятельности многих студентов является то, что они в силу недостаточного развития целостного видения на начальных этапах обучения воспринимают натурный мотив и соб-

О Писаренко С.А., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.