Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ'

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ГРУППА / ОРГАНИЗАЦИЯ / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Латыпова Л.Р.

Статья посвящена проблемам лидерства в коллективе. Приведена классификация основных типов лидеров. Особый акцент сделан на вопросе о влиянии лидера на коллектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ»

1161602047. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/ 2016/02/pdf/47.pdf.

3. Липаев В.В. Экономика производства программных продуктов. - М.: СИНТЕГ, 2011. - 358 с.

4. Нестеров А.В. Основы экспертно-исследовательской деятельности. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2009. - 163с.

5. Стебеняева Т.В., Юдинова В.В., Юрятина Н.Н. Управление экспертной оценкой качества инновационных программных продуктов на основе выявления ошибок при их тестировании // Materialy XI mezinarodni vedecko -prakticka konference «Dny vedy - 2015». - Dil 2. Ekonomicke vedy.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran. С. 75-82. [Электронный ресусрс]. URL: http://www.ukrnauka.ru/2015_DN/2015-03-27_ A4_tom-2.pdf.

Латыпова Л.Р. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ Аннотация: Статья посвящена проблемам лидерства в коллективе. Приведена классификация основных типов лидеров. Особый акцент сделан на вопросе о влиянии лидера на коллектив.

Ключевые слова: лидер, лидерство, группа, организация, умение управлять коллективом.

«Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» - сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем -от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1; 11; 12]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2; 6; 7].

В любой человеческой группе существуют лидер и общество, идущее за лидером, поэтому лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой

структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу так же не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижается.

Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях [3; 8; 9].

Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным. Исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у лидера информацию.

Влияние лидера на коллектив является наиболее действенным инструментом эффективного управления. Для того чтобы сложная организация эффективно выполняла свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Влияние и власть в равной мере

зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности лидера. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие [10].

При этом, когда речь идет о взаимоотношениях топ-менеджера и собственника лучшим вариантом будет партнерство, так как в этом случае соблюдается баланс власти, и деятельность предприятия наиболее эффективна, т. к. менеджер сохраняет относительную независимость, а собственник контроль над бизнесом

Подведя итоги, можно сказать, что современные лидеры должны жить в гуще событий, знать жизнь своих сотрудников, уметь безошибочно определять их настроения, реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов [5].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.

2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.

3.Андреева Г. М. Социальная психология - М.: Аспект пресс. 2001. - 217 с.

4. Канджеми Дж. П. «Психология современного лидерства: Американские исследования» - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.

5. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - одна из важнейших функций руководителя В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Курск, 2012. С. 122-124.

6. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materialy X mi$dzymrodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.

7. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-

практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016.- С. 55-57.

8. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

9. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. в сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.

10. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal'. 2015. с. 1073-1079.

11. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

12. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.

Латыпова Э.А. аспирант Латыпов Э.Р. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА Аннотация: В статье рассматриваются особенности делового телефонного этикета. Разговор по телефону - это самый быстрый способ связи. От вашей манеры общаться по телефону во многом зависит репутация фирмы и успех ее деловых операций.

Ключевые слова: деловое общение, телефонный разговор, правила телефонного этикета, репутация фирмы.

Значение телефонного общения для современных деловых людей трудно переоценить, поскольку это самый простой способ быстрого установления контакта, телексы, телетайпы, факсы лишь дополняют его. По телефону ведутся важные переговоры, назначаются встречи, даже заключаются сделки. Умение деловых людей грамотно вести телефонную коммуникацию влияет на их личный авторитет и на реноме фирмы, организации, предприятия, которую они представляют. Соблюдая правила этикета при телефонном разговоре, вы демонстрируете не только свой деловой профессионализм, но и общую культуру, образованность [1; 2; 3].

Культура делового общения предполагает знание: общих правил телефонного разговора и основных правил телефонного делового этикета.

Общие правила телефонного разговора: • Поднимайте трубку до четвертого звонка: первое впечатление о вас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.