дорожки. Виды покрытий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/21
7. Moskladka: Дорожное строительство и благоустройство [Электронный ресурс] / Режим доступа:_http://moskladka.ru/asphalting/prices
8. Ppkdikom: Составляющие детской площадки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ppkdikom.ru/produkts/
9. Футбольное поле [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.abcbiznes.ru/biznes-idei/400-mini-futbolnoe-pole-i-biznes.html
Искандарова А.М.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ» Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ
Аннотация: Статья посвящена проблемам лидерства в коллективе. Приведена классификация основных типов лидеров. Особый акцент сделан на вопросе о влиянии лидера на коллектив.
Ключевые слова: лидер, лидерство, группа, организация, умение управлять коллективом.
«Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» - сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем -от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1, с.60]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.
Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2, с.113].
В любой человеческой группе существуют лидер и общество, идущее за лидером, поэтому лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу так же не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах
лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижается.
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.
Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях [3, с.167].
Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным. Исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у лидера информацию.
Влияние лидера на коллектив является наиболее действенным инструментом эффективного управления. Для того чтобы сложная организация эффективно выполняла свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности лидера. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть, только отчасти определяется иерархией.
Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие [4, с. 89].
При этом, когда речь идет о взаимоотношениях топ-менеджера и собственника лучшим вариантом будет партнерство, так как в этом случае соблюдается баланс власти, и деятельность предприятия наиболее эффективна, т. к. менеджер сохраняет относительную независимость, а собственник контроль над бизнесом
Подведя итоги, можно сказать, что современные лидеры должны жить в гуще событий, знать жизнь своих сотрудников, уметь безошибочно определять их настроения, реальные потребности, стремления, мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов [5]
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.
2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.
3.Андреева Г. М. Социальная психология - М.: Аспект пресс. 2001. - 217 с.
4. Канджеми Дж. П. «Психология современного лидерства: Американские исследования» - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
5. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - одна из важнейших
функций руководителя В сборнике: Исследование инновационного
потенциала общества и формирование направлений его стратегического
развития. Курск, 2012. С. 122-124.
Исмагилова Д.Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация: В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности каждого психологического типа, можно контролировать ход беседы, уменьшить риск возникновения конфликтной ситуации.