Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ'

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
384
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ГРУППА / ЛИДЕРСТВО / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атнагулов Т.Т.

Статья посвящена общим методологическим проблемам лидерства. Приводятся общепринятые типологии лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ»

Атнагулов Т. Т. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ

Аннотация: Статья посвящена общим методологическим проблемам лидерства. Приводятся общепринятые типологии лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров.

Ключевые слова: лидер, группа, лидерство, умение управлять людьми.

Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1, с.60]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2, с.113].

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может.

Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим - «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей.

В то же время одного наличия их и стремления достичь этих целей в одиночку явно недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемый атрибут лидерства - наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер - это элемент, упорядочивающий систему людей.

Лидерство - всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа [3, 87].

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет

доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие - это признание высоких достоинств, заслуг, полномочий, необходимости, правильности и результативности действий лидера. Это внутреннее согласие с авторитетной личностью, готовность действовать в соответствии с ее установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь благодаря доверию. И это означает, что люди внутренне согласны, едины со своим лидером.

Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества [4, 57].

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих общностях, коллективах. Этот человек выступает как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его «пересаживание» в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно. Почему человек становится лидером? Теории, дающие на это ответ, многообразны. Среди них можно выделить подходы, опирающиеся на личные качества лидера, - поведенческий и ситуационный.

Не подтвердилась концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила). Напротив, иногда лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных качеств личности.

Личностные качества лидера:

♦ интеллигентность (вербальная и символическая);

♦ инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;

♦ уверенность в себе, благоприятная самооценка;

♦ привязанность к сотрудникам;

♦ мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

♦ зрелость;

♦ мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей, обеспечивая работу, финансовое вознаграждение, власть над другими, самореализацию, достижение успехов в работе [5, 91].

Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров:

> Обаятельный/авторитетный. Обаятельный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих. Авторитетный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.

> Лидер «с воображением», «душевный» лидер-контролер, манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчиненных, способен выдвигать инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя «нежную любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко прикрытым сожалением». Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из нас», «как нашего выразителя», который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач [6, 163].

В заключение отметим, что лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и его работоспособность.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.

2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.

3. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве» М. : Диалектика. 2005г. - 87с.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. - 57 с.

5. Кешаван Наир «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди». -М.

: 2001. - 160 с.

6. Канджеми Дж. П. «Психология современного лидерства: Американские исследования». М. : Когито-Центр. - 2006. - 288 с.

Лукина А.И.,

доцент

кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита ФГБОУ ВО РЭУ имени Плеханова Г.В. Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Россия, г. Саратов ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЕЖТНОМ УЧЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены изменения бюджетной классификации РФ. Рассмотрено соответствие кодов видов расходов кодам КОСГУ, применимых для казенных учреждений в сфере правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: бюджетная классификация РФ, бюджетный учет, КОСГУ, КВР, казенные учреждения , правоохранительная деятельность

Aukena A. I., candidate of economic Sciences Associate Professor, Department of accounting,

business analysis and audit Federal STATE budgetary educational institution ATREU named after

Plekhanov G.V.

Saratov socio-economic Institute (branch),

Russia, Saratov

CHANGES IN ACCOUNTING BUDESCHEM INSTITUTIONS IN THE FIELD OF LAW ENFORCEMENT

The article examines changes in the budget classification. Reviewed compliance with codes expenditure codes KOSHU applicable to state-owned institutions in the field of law enforcement.

Keywords: budgetary classification of the Russian Federation, budgetary accounting, CASHU, CWR, state agencies , law enforcement

Федеральным законом №83-Ф3 был ограничен перечень учреждений, которые должны быть образованы в статусе казенных учреждений в обязательном порядке. Основную долю среди них занимают правоохранительные органы и учреждения МВД. [2].

Бюджетный бухгалтерский учет в правоохранительных учреждениях ведется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина Росси от 01.12.2010г.№157н, а также Планом счетов бюджетного учета и Инструкция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.