происхождения, непонятных большинству корреспондентов. Зачастую этот выбор обусловлен влиянием моды. Меняется не только лексический пласт деловой речи. Меняется состав реквизитов, правила оформления писем, появляются новые обращения.
При помощи письменного текста сегодня, как и много лет назад, решаются сложные вопросы взаимоотношения, производственные и коммерческие проблемы. Деловое письмо является серьезным орудием экономической политики, обладая мощнейшим рычагом-каналом официально, юридически и процедурно значимого общения.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Служебная переписка как составная часть деловой коммуникации // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. - В 2-х частях. - Ч 1. - Саратов, Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2012. - С.79 - 81.
2. Дускаева, Л. Р. Стилистика официально-деловой речи [Текст]: учеб. пособие / Л. Р. Дускаева. - М.: Академия, 2011. - 264 с.
3. Игебаева Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. - 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.1. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.124 - 125.
4. Кривокора, Е. И. Деловые коммуникации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 189 с.
Ахметова А.Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ» Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИДЕРОВ
Аннотация: В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводится одна из общепринятых классификаций лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров - руководителей организаций.
Ключевые слова: лидер, группа, лидерство, умение управлять людьми.
«Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» - сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем -от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1, с.60]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.
Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2, с.113].
Всюду, где собираются вместе два и более человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.
Потребности лидера заключаются в следующем - как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера). В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя - вожака:
> Физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
> Личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
> Интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
> Способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером
(«делай, как я»). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы [3, с.257].
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.
Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное -позитивных и негативных лидеров.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.
2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.
3. Шейнов, В.П. Психология лидерства [Текст] / В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2008. - 992 с.
Ахметова А. Т. старший преподаватель работник кафедры «Гражданского права и процесса» Башкирский Государственный Университет
Визгалова К.А. студент 3 курса Журавлева Т. С. студент 3 курса факультет «Юриспруденция» Россия, г. Стерлитамак ЗНАЧЕНИ БРАЧНОГО ДОГОВОРА И ПРИЗНАНИЕ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ В статье анализируются значение брачного договора в Российской Федерации. Проводится краткий анализ брачного договора и его недействительность.
Ключевые слова: брак, брачный договор, недействительность The article analyzes the significance of the marriage contract in the Russian Federation . A brief analysis of the marriage contract and its invalidity Keywords: marriage, marriage contract, invalid.
В законодательстве Российской Федерации определения брака как такого не имеется. Брак можно определить как добровольный союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи, где у каждого супруга возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности. Понятие «брачного договора» появилось совсем недавно. В семейном