Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ТИПЫ ЛИДЕРОВ'

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ТИПЫ ЛИДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕРСТВО / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Н. И.

В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводится одна из общепринятых классификаций лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров - руководителей организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ТИПЫ ЛИДЕРОВ»

Гусейнов Н.И. магистр

ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ. ТИПЫ ЛИДЕРОВ

Аннотация. В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводится одна из общепринятых классификаций лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров - руководителей организаций.

Ключевые слова: лидер, коллектив, лидерство, умение управлять людьми.

«Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» - сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем -от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [ 1, с.60]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2, с.113].

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

В зависимости от преобладающих функций, реализуемых в деятельности, в отечественной психологии выделяют пять типов лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За

ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот стиль его руководства.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в трудовом коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию [3, с. 416-417].

Понятно, что приведенная классификация является достаточно условной.

В заключение отметим, что общее лидерство в коллективе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер («душа группы») - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

Использованные источники: 1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.

2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.

3. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576с.

Давыденко А. С. студент

магистерская программа «Корпоративные финансы» кафедра «Финансовый менеджмент» Финансовый Университет при правительстве РФ

Россия, г. Москва

КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Статья посвящена вопросу финансовой устойчивости компаний. В связи с последними экономическими и политическими проблемами, которые затронули российские компании, вопрос финансовой устойчивости становится все более актуальным. В статье рассмотрены основные принципы оценки финансовой устойчивости компаний методом коэффициентов, которые на практике были применены к ПАО «Газпром нефть». Рассмотрены возможные варианты повышения финансовой устойчивости компании в условиях экономического кризиса.

Экономический кризис, финансовая устойчивость, финансовая отчетность, коэффициенты финансовой устойчивости

Актуальность изучения вопросов финансовой устойчивости заключается в том, что в период кризисных явлений, которые происходят экономике России с 2014 г. по настоящее время управление финансовой устойчивостью имеет главное значение для поддержания ликвидности, платежеспособности и конкурентоспособности компании. Основной задачей российской экономики в настоящее время является поиск выход из кризиса, обусловленного введением антироссийских санкций и падением мировых цен на нефть и другие сырьевые активы. Рост российской экономики, произошедший в период 2000-2013 гг. заставляет по-иному смотреть на казавшиеся традиционными цели и инструменты, на основе которых российские предприятия добивались устойчивого финансового положения . В кризисные же периоды экономического развития особую значимость приобретает не декларативность целей, а результативность мероприятий в сфере управления финансовой устойчивостью. Кризисные тенденции приводят к иному характеру взаимодействия всех уровней работы субъектов хозяйствования, и большинство проблем могут быть решены не только путем реформирования системы отношений внутри компании, а быть обусловленными влиянием макроэкономических тенденций. Так, для компаний нефтегазового сектора конец 2015-начало 2016 г. было ознаменовано рядом негативных событий, таких как, падение цены на нефть и выход иранской нефти на международный рынок. То есть управление финансовой устойчивостью компаний сырьевого сектора экономики будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.