Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ'

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1587
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕРСТВО / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янгиров И. Р.

В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводятся общепринятые классификации лидеров. Особо подчеркивается необходимость повышения роли и ответственности лидера, как элемента упорядочивания деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ»

УДК 316.7

Янгиров И.Р. магистрант ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

Аннотация: В статье рассматриваются общие методологические вопросы лидерства. Приводятся общепринятые классификации лидеров. Особо подчеркивается необходимость повышения роли и ответственности лидера, как элемента упорядочивания деятельности организации.

Ключевые слова: лидер, коллектив, лидерство, умение управлять людьми.

Лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия [1; 2].

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального [3; 4].

Эмоциональный лидер («душа группы») - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами,

потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

В зависимости от преобладающих функций, реализуемых в деятельности, в отечественной психологии выделяют пять типов лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело.

Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому руководителю порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот стиль его руководства.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов.

Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию [5; 6].

В зарубежной психологии существует достаточно большое разнообразие в подходах к типологии лидеров, однако наиболее популярен психоаналитический. З.Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны - групповой, а с другой индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ее лидером [8].

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный лидер» представляется ими в образе

строгого, но любимого отца (матери), способного подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.

2. «Вожак». В нем люди видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -носитель этих стандартов, вот ему и стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становиться лидером только потому, что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Его считают сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Организатор». Он выступает для группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает у людей чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей.

5. «Соблазнитель». Такой человек становится лидером, играя на слабостях других людей. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его отдельных, даже существенных, недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой других людей группы.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение. Его любят, боготворят, идеализируют.

Два последующих типа лидеров согласно психоаналитическому подходу («Изгой» и «Козел отпущения») по существу антилидеры, поскольку являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа может начать распадаться, так как пропал общегрупповой стимул [7; 9].

Использованные источники:

1. Шейнов, В.П. Психология лидерства [Текст] / В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2008. - 992 с.

2. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 - 108.

3. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

4. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. - С. 55 -

5. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

6. Андреева И.В. «Организационное поведение». Серия «Шпаргалка». Санкт-Петербург, Издательский Дом «Нева», 2003.

7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. -М. Аспект Пресс, 2010.

8. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.

9. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1 (16). с. 348-350.

УДК 316.7

Ярмиева З.А. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

СТРЕСС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме стресса. Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.

Ключевые слова: стресс, стрессоры, признаки стресса, причины стресса, секреты борьбы со стрессом.

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет также и многообразие подходов к изучению этого состояния.

Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему [1].

Так как стресс возникает главным образом от восприятия угрозы, то в основе его в определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.