Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ'

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ГРУППА / ЛИДЕРСТВО / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Халилов Б.Р.

Статья посвящена общим методологическим проблемам лидерства. Приводятся общепринятые типологии лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ»

информационных технологий, нацеленный на гармоничное сочетание интересов клиента организации, персонала и окружающей среды.

Таким образом, эффективное управление предприятием невозможно без принятия решений по важнейшим направлениям и сферам деятельности, в том числе по оперативному и стратегическому планированию в разрезе рынков, товаров, клиентов, подразделений предприятия и т.д. Принятие большинства таких решений осуществляется на базе контроллинга.

Использованные источники:

1. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. и др. - М.: «Аудит, ЮНИТИ», 1998.

2. Андронова А.К., Печатнова Е.Д. Оперативный контроллинг: Учебное пособие - М.: «Дело и сервис», 2006.

3. Гиляровская Л., Белкин В. Контролинг как база обоснования и принятия управленческих решений //Управление собственностью. - 2009 - №2 - С.31-37.

4. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг. - «Финансы и статистика» - 2006 - 336 с.

5. Орлов А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга. - Журнал «Контроллинг». - 2008 - №1 - С.42-53.

6. Слуцкий М.Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

7. Штайнхюбель Ф. Стратегический контроллинг в управлении современным предприятием: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб., 1994.

Халилов Б.Р. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЛИДЕРСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ Аннотация: Статья посвящена общим методологическим проблемам лидерства. Приводятся общепринятые типологии лидеров. Автор подчеркивает необходимость повышения роли и ответственности современных лидеров.

Ключевые слова: лидер, группа, лидерство, умение управлять людьми. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1; 8]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Лидер - это наиболее авторитетный член группы, который определяет

и организует ее деятельность для достижения групповых целей. Различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер обычно назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который выдвигаясь благодаря своим личным качествам, наиболее полно отвечает групповым ценностям и нормам [2; 9].

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает лидера. Без него ни одна группа существовать не может.

Лидера следует определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Соответственно это понятие связано с другим - «цель». В самом деле, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий целей.

В то же время одного наличия их и стремления достичь этих целей в одиночку явно недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемый атрибут лидерства - наличие хотя бы одного последователя. Важно умение повести людей за собой, обеспечить существование таких системных связей между ними, которые бы способствовали решению конкретных задач по достижению единой цели. То есть лидер - это элемент, упорядочивающий систему людей.

Лидерство - всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа [3; 10].

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие - это признание высоких достоинств, заслуг, полномочий, необходимости, правильности и результативности действий лидера. Это внутреннее согласие с авторитетной личностью, готовность действовать в соответствии с ее установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь благодаря доверию. И это означает, что люди внутренне согласны, едины со своим лидером.

Механизмы воздействия лидеров на коллектив обусловлены качествами последователей, потому что авторитетная личность зависит от группы. Имея модель лидерства, последняя требует от реального человека, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — способности выражать ее интересы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят этого.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств превосходства, т. е. тех, которые внушают веру в него, побуждают признать его влияние. «Естественное» лидерство возникает в том случае, когда влияние проистекает из признания

другими личного превосходства лидера. Важно здесь не то, что он обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто лидеру присущи эти качества [4; 11].

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Важна склонность к доминированию, а именно: умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность «разговаривать на языке» своих сторонников. Роль лидера заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. Он может вести своих последователей в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих общностях, коллективах. Этот человек выступает как своеобразное зеркало группы в целом. Следовательно, им бывает только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе людей. Поэтому его «пересаживание» в другой коллектив или назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно. Почему человек становится лидером? Теории, дающие на это ответ, многообразны. Среди них можно выделить подходы, опирающиеся на личные качества лидера, - поведенческий и ситуационный.

Не подтвердилась концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила). Напротив, иногда лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных качеств личности.

Личностные качества лидера:

♦ интеллигентность (вербальная и символическая);

♦ инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;

♦ уверенность в себе, благоприятная самооценка;

♦ привязанность к сотрудникам;

♦ мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

♦ зрелость;

♦ мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей, обеспечивая работу, финансовое вознаграждение, власть над другими, самореализацию, достижение успехов в работе [5; 12].

Опираясь на ряд категорий, можно выделить следующие типы лидеров:

> Обаятельный/авторитетный. Обаятельный лидер пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние

вдохновляет окружающих. Авторитетный лидер опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.

> Лидер «с воображением», «душевный» лидер-контролер,

манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчиненных, способен выдвигать инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя «нежную любовную заботу», участие в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчиненным «с легко прикрытым сожалением». Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из нас», «как нашего выразителя», который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного, мудрого из нас, способного быть экспертом в решении групповых задач [6; 7; 13].

В заключение отметим, что лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и его работоспособность.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Стиль управления - главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 - 61.

2. Игебаева Ф.А. Социология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 2015. -236с.

3. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве» М. : Диалектика. 2005г. - 87с.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. - 57 с.

5. Кешаван Наир «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди». -М. : 2001. - 160 с.

6. Канджеми Дж. П. «Психология современного лидерства: Американские исследования». М. : Когито-Центр. - 2006. - 288 с.

7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materialy X mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.

8. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016.- С. 55-57.

9. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

10. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей.

NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

11. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.

12. Гимазова Н.Н., Игебаева Ф.А. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины. Инновационная наука.2016. №3-4. - С. 158-160.

13. Игебаева Ф.А. Диалектически противоречивый характер воспроизводства населения города //Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 142-145.

Хасанова Д.Р. студент

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА

Аннотация: В статье рассматривается этика деловых отношений в работе менеджера. Основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

Ключевые слова: этика делового общения, менеджер, управленческая деятельность, профессиональная этика.

Анализ управленческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трёх основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных [1].

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика делового общения менеджера с персоналом проявляется в умении управлять людьми. Ему необходимо хорошо знать профессиональные возможности, индивидуальные особенности своих сотрудников, чтобы рационально распределять задания, четко формулировать цель и тактику её достижения. Ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения профессиональных задач, влияют на формирование профессиональной этики.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, определяющих отношение личности к своему труду. В процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.