Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ'

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕР / ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синагулова Л.Р.

В статье рассматривается проблема лидерства в коллективе. Особый акцент делается на основные типологии лидеров, качества и цели лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ»

И в заключении рассмотрим структуру налогового анализа: Блок 1. Анализ государственной налоговой политики государства: анализ на макро и микроуровне;

Блок 2. Налоговый анализ деятельности территорий. Блок 3. Налоговый анализ деятельности организации.

Использованные источники:

1. Ермолаев В.В. Анализ эффективности систем налогообложения предприятий (на материалах акционерных обществ Ульяновской области): автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., 08.00.12, Москва, 2005, 28 с., С. 13.

2. Сидорова Е.Ю. Совершенствование методов оценки эффективности механизма налогового регулирования Российской Федерации // EКОНОМIЧНИЙ ЧАСОПИС-XXI № 11-12, 2015. С.47-51.

3. Сидорова Е.Ю., Кононистов Д.В. Экономическая сущность налогового регулирования // Экономика и социум, 2014, № 1.

4. Смирнов Е.С. Налоговый анализ финансовых результатов коммерческой организации: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., 08.00.10, 08.00.12, Орел, 2013, 24 с., С.10.

5. Чипуренко Е.В. Методология налогового анализа и оценки влияния системы налогообложения на деятельность коммерческих организаций: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н., 08.00.12, 08.00.10. Москва 2011, 49, с. 17.

УДК 316.7

Синагулова Л.Р. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ Аннотация: в статье рассматривается проблема лидерства в коллективе. Особый акцент делается на основные типологии лидеров, качества и цели лидеров.

Ключевые слова: коллектив, лидер, формальное лидерство, неформальное лидерство, руководитель.

Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Лидерство в коллективе стало объектом исследования в 30 - 50 годах были предприняты ряд крупномасштабных исследований на системной основе, а начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства возрос, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа [1].

Лидер - член группы, за которым сами участники группы признают

приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер - это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе.

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

Различают формальное лидерство (процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности) и неформальное лидерство (процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов) [2; 4].

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда современных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач [3].

Качества лидера

Лидеры должны быть целеустремленными, ответственными, дисциплинированными, общительными, настойчивыми, уверенными в себе и стремиться к постоянному личностному росту. К качествам лидера так же можно отнести:

1. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда

другие уже падают от усталости.

2. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

3. Сензитивность и способность к сочувствию. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить.

4. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим.

5. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но принимая окончательное решение, они проявляют независимость. Лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен.

6. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем [5; 6].

Цели лидера

Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь.

Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды.

Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы [7; 9].

В заключение отметим, что лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Современные лидеры должны жить в гуще трудящихся, знать их жизнь вдоль и поперек, уметь безошибочно определять по любому поводу и в любой момент их настроения, их реальные потребности, стремления,

мысли, степень сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов [8].

Использованные источники:

1. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве».-М.: Диалектика. 2005. - 87с.

2. Шейнов, В.П. Психология лидерства [Текст] / В.П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2008. - 992 с.

3. Чернышева Л.И. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред.Л.И Чернышевой. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012.412 с.

4. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. - С. 55 -57.

5. Галимова Г.Н., Игебаева Ф.А. Стили руководства //Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: Материалы региональной научно-практической конференции. - Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2010. - С.59. - 62.

6. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

7. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.

8. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1 (16). с. 348-350.

9. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.

УДК 334.02

Синицина Е.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Прикладной инновационной экономики» Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация: в статье анализируются основные процессы функционирования и развития учреждений системы социальной защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.