Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО В НОВУЮ ЭПОХУ: СУПЕРЛИДЕРСТВО'

ЛИДЕРСТВО В НОВУЮ ЭПОХУ: СУПЕРЛИДЕРСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / КОЛЛЕКТИВ / СУПЕРЛИДЕРСТВО / УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО В НОВУЮ ЭПОХУ: СУПЕРЛИДЕРСТВО»

2. Агеева Т.В. Оценка источников финансирования современной кластерной политики России // Управление. Бизнес. Власть. - 2016. - № 2. - C. 9-13.

3. Агеева Т.В., Езангина И.А. Роль кластерных образований в повышении инновационной и инвестиционной привлекательности территорий/В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий международная научно-практическая конференция. 2016. С. 325-330.

4. Езангина И.А. Преимущества и недостатки межфирменного стратегического альянса как современной формы реализации международной и региональной стратегии бизнеса/ И.А. Езангина/ В сборнике: Управление экономикой регионов: функции и механизмы управления, формы и механизмы взаимодействия сборник материалов Международной конференции. Кишинев. 2013. С. 32-40.

5. Езангина И.А., Йованович Т.Г. Межфирменное сетевое взаимодействие -стратегический ресурс развития современного бизнеса//Экономика и предпринимательство. -2015. -№ 3 (56). -С. 977-981.

6. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с.

7. Сазонов С.П., Езангина И.А. К содержанию процесса инсорсинге в сетевой модели организации бизнеса//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 661.

8. Тиньгаев А.М. Формирование организационного механизма финансирования функционирования инновационных кластеров [Электронный ресурс] // Системное управление. - 2013 год. - № 4 - Режим доступа : http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/tingaev a m .pdf

УДК 316.7

Агзамова Л.А. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЛИДЕРСТВО В НОВУЮ ЭПОХУ: СУПЕРЛИДЕРСТВО Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли лидера в управлении организацией. Приводятся общие методологические проблемы лидерства. Особый акцент сделан на вопросе о формировании суперлидерства в коллектив.

Ключевые слова: лидер, коллектив, суперлидерство, умение управлять людьми.

«Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств» - сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения

очень многими навыками. Менеджер-руководитель должен знать обо всем -от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [1]. И, безусловно, он должен обладать лидерскими качествами.

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования ученых. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70 - х годов интерес к изучению лидерства еще более возрос, о чем свидетельствуют появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа [2; 3].

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского «Если вы - руководитель» об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований «Никколо М» - «Имидж лидера») [4].

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Теория и исследование лидерства начинались с идеи, что в эффективных лидерах, как людях, есть какая-то особая черта, которая отличает их ото всех остальных. На смену этой идее пришла гипотеза, что эффективное лидерство - это лишь вопрос выбора «правильных» моделей поведения; эта идея уступила место взгляду на лидерство как на процесс взаимного влияния. В настоящее время концепции лидерства, по-видимому, развиваются в сторону представления, что оптимальные лидеры - это те, кто отказывается от своей роли, обучая подчиненных тому, как быть лидером для самого себя [5; 6].

Манц и Симс (Manz & Sims, 1990, 1991, 1995; Sims & Manz, 1996) много писали о том, что лучший лидер («суперлидер») - это тот, кто превращает подавляющее большинство идущих за ним людей в лидеров для самих себя. Основная посылка, стоящая за суперлидерством, состоит в том, что человек должен сначала стать лидером для самого себя; затем он или она должны передать эти навыки подчиненным. Успех приходит тогда, когда подчиненные перестают нуждаться в лидере [7].

Первый шаг на пути к суперлидерству - стать лидером для самого

себя. Это достигается с помощью комбинирования поведенческих приемов (включая определение собственных целей, самонаблюдение и самовознаграждение) и когнитивных приемов, которые используют позитивные и конструктивные модели мышления (такие как разговор с самим собой, построение мысленных образов и мысленная репетиция) для создания себе возможностей в работе и в повседневной жизни.

Второй шаг - продемонстрировать пример настоящего «самолидерства» другим, давая им возможность увидеть, что оно приносит результаты, и вознаграждая других за их собственные успехи в самолидерстве.

Третий и четвертый шаги лидера при реализации плана суперлидерства - показывая уверенность в возможностях подчиненных, побудить их установить для себя цели и помочь сформировать идеи и планы для будущей работы.

Пятый шаг - добиться того, чтобы подчиненные включили вознаграждения в собственную работу, и делать подчиненным конструктивные замечания, а не деструктивные, когда это необходимо. Организация работы в бригадной форме - шестой шаг. Наконец, суперлидер полностью способствует формированию позитивной организационной культуры, которая помогает достичь высоких намеченных целей. Манц и Симс иллюстрируют свои взгляды ситуациями из жизни, но по суперлидерскому подходу, так же как и по многим другим новым концепциям лидерства, проведено недостаточное количество исследований, чтобы можно было делать какие-то выводы. В одном исследовании было показано, что некоторые из основных принципов способствуют успешному выполнению работы группой (Manz & Sims, 1987), но в другом -суперлидерство оказалось не столь эффективным, как традиционное лидерство при стимулировании гражданственного поведения работников организации (Schnake, Dumler & Cochran, 1993). Гражданственное

поведение включает в себя альтруизм, добросовестность, стойкость, вежливость и выполнение гражданских обязанностей. Данные Шнейка, Дамлера и Кокрана подрывают концепцию Манца и Симса в том, что теоретически все эти модели поведения должны вытекать из эффективного суперлидерства. Это также те модели поведения, которые, в будущем станут все более значимыми, по мере того, как многие производственные организации продолжат свое превращение в трудовые сообщества [8; 9].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - одна из важнейших функций руководителя //Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития [Текст]: материалы II Международной научно-практической конференции. -Курск, 2012. - С.122 - 124.

2. Асадов А. Н. Культура делового общения : учеб. пособие - М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и

финансов, Каф. социологии и упр. персоналом. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

3. Бланшар Кен. Лидерство: к вершинам успеха. - СПб.: Питер, 2013.

4. Горулев Д. А., Сафонова О. М. Психология и педагогика. Тьютинг профессионального и личностного роста. - СПб.: Инфо-Да, 2010.

5. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.

6. Игебаева Ф.А. Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 152-155.

7. Донской В. Ф. Деловой этикет для менеджеров: учебное пособие. -Иркутск : Изд-во Иркутского государственного университета, 2008.

8. Коттер Джон П. Лидерство Мацуситы: [уроки выдающегося предпринимателя XX века : перевод с английского] - Москва: Бизнеском, 2014.

9. Спивак В. А. Командообразование: система ключевых компетенций современного менеджера //Управление развитием персонала.- 2013.- №3

(15).

УДК 336.647

Аглиуллин Р.И. студент 1 курса магистратуры специальность «Финансы и кредит»

Абаева Н.П. профессор кафедра «Финансы и кредит» ФГБОУВО «Ульяновский государственный технический университет» Россия, г. Ульяновск

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность управления дебиторской задолженностью, рассматриваются проблемы на разных этапах её управления и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление, пути решения.

PROBLEMS OF RECEIVABLES COMPANIES AND SOLUTIONS

Abstract: This article reveals the essence of the management of accounts receivable, deals with the problems at different stages of its management and suggests ways to address them.

Keywords: accounts receivable, management solutions.

Дебиторская задолженность - сумма долгов, предназначенная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.