Научная статья на тему 'О некоторых вопросах определения феномена лидерства'

О некоторых вопросах определения феномена лидерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1466
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивановский Валерий Валерьевич

Исследуются различные подходы к выяснению содержания понятий "лидер", "лидерство"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах определения феномена лидерства»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 95(13)

УДК 347.471.33.37

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА

В.В. ИВАНОВСКИЙ

Статья представлена профессором Козловым A.C.

Исследуются различные подходы к выяснению содержания понятий "лидер", "лидерство"

Перефразируя фразу Вольтера, можно сказать, что лидерство, как любовь: все о нем говорят, но никто не знает, что оно такое. Действительно, о лидерстве написано много книг, еще больше статей, тема лидерства разрабатывается психологами, социологами, специалистами в области менеджмента и качества, но единой признанной концепции лидерства до сих пор не существует.

Можно утверждать достоверно, что лидерство многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что лидерство проявляется всегда и везде, когда людям, объединенным в группу, приходится решать задачи, которые затрагивают интересы всех или большинства ее членов. Невероятная вариативность ситуаций и соответствующих им лидеров порождает подобные трудности. Наиболее заметными лидерские отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоят задачи перехода из одного состояния в другое или же когда группа занимается распределением ресурса.

В настоящее время существует около десятка различных подходов, которые, рассматривая феномен лидерства с тех или иных позиций, пытаются дать ему объяснение и определение. Рассмотрим кратко наиболее известные и популярные из существующих подходов и, преодолев их односторонность, попытаемся дать наше определение данному явлению.

Итак, наиболее популярными являются следующие теории лидерства:

Теории черт

Теории лидерских черт, или теории " великого человека" опираются на утверждение, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его личные качества - природный дар, наследственность. Отсюда идея: если лидер одарен качествами, которые отличают его от последователей, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств. Так родилась теория лидерских черт, авторы которой объясняли процесс лидерства проявлением тех пли иных черт характера индивида. Известно, что теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф.Гальтона, пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не удалось.

Только в 1940г. американский психолог К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерские". Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты

лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Такой разброс мнений американский психолог Ю.Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, в большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

С течением времени интерес к феномену лидерства только возрастал, на смену первым упрощенным концепциям личностных черт пришли более масштабные исследования, которые пытаются проследить весь путь становления лидера, начиная с его колыбели, включая в иоле исследования демографические характеристики: иол, возраст, принадлежность к

определенному классу, а также наличие братьев и сестер, род занятий, образование и т.д.

Ситуативные теории

На смену теории черт пришли ситуативные теории лидерства, в соответствии с которыми появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, то есть в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена. Это, по его мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период.

В качестве еще одного примера можно привести следующие рассуждения: сегодняшний лидер из демократической ФРГ оказался бы явно «не ко двору» в той же Германии периода гитлеризма или в нынешнем консервативном исламском Иране. То же можно сказать и в отношении конкретных ситуаций. Один человек хорошо руководит митингом, но не подходит для лидерства в повседневной работе. Другой умеет повести за собой в личном общении с людьми, но теряется перед митингующими массами. Третий успешно возглавляет научный коллектив, но «не тянет» на лидера партии и т. д.

Таким образом, лидерские качества относительны. Главное не они, а те сложившиеся конкретные обстоятельства (время, место, ситуация), которые могут «позвать» именно данного человека на определенное лидерство. Задача же «позванного» угадать, «почувствовать» момент и место, когда и где он может завоевать «трон».

Итак, суть ситуационной концепции заключается в том, что лидерские качества относительны: для каждого возможного лидера существуют свои конкретные обстоятельства (определенный момент, место и ситуация). Другими словами, ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность, черт присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров.

Личностно-ситуативные теории

Размытые формулировки теории среды не сняли односторонности, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий - более или менее компромиссные личностноситуативные теории. В 1952г. Герт и Милз выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена лидерства: 1) черты и мотивы лидера как человека с., 2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним с., 3) характеристики роли лидера с., 4) институциональный контекст, т.е. официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида.

Следуя этой традиции, Р.Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей. В этой же традиции работали и другие американские психологи, в том числе Э.Холландер и Дж. Джулиан. Собственно говоря, на современном этапе развития социально-политической науки практически все исследования в

области политического лидерства можно отнести к ситуативно-личностным теориям, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость учета обоих факторов.

Теория ожидания-взаимодействия

Существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы. Например, теория ожидания - взаимодействия. Наиболее яркие ее представители: Дж. Хомане, Дж. Хемфилл, Р.Стогдилл, С.Эванс, Ф.Фидлер. Этой школе принадлежит попытка создания операциональной модели лидерства, в частности, Ф.Фидлер предлагает свой вариант -"вероятностную модель эффективности лидерства", в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря, инструментальное и эмоциональное лидерства. (Можно заметить, что подобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельности инструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминает разделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественной социальной психологии. На наш взгляд, выделяемые задачи, стоящие перед лидером, являются атрибутами одного феномена, и введение двух различных понятий, мало связанных друг с другом, несколько надуманно.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.

В дальнейшем были сделаны попытки включить в эту модель дополнительные личностные переменные, например, интеллект или факторы организации задачи (координацию и сотрудничество членов группы) и групповую композицию (совместимость членов группы).

Теории гуманистического направления

Иное понимание лидерства дается в теориях так называемого гуманистического направления, утверждающего, что человеческое существо по природе своей - сложномотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей, потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации. Эти идеи были развиты в работах Р.Блейка, Дж. Макгрегора и других американских психологов. Гуманистические теории лидерства скорее применимы к малым социальным группам. Что же касается лидерства в больших социальных группах, например, политического лидерства, то вряд ли имеет смысл говорить о личных целях каждого из последователей, хотя, возможно, этот вопрос все же требует особого рассмотрения (но не входит в задачу этого обзора).

Мотивационные теории лидерства

Довольно широкое распространение в США получила и так называемая мотивационная теория лидерства, представители которой (С.Митчел, С.Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы.

Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения: поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на достижение качественного результата. Установки и поведение

последователей учитывают удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение лидера. Мотивация поведения обусловлена ситуативными факторами, включающими, во-первых, индивидуальные черты последователей и, во-вторых, фактор "окружающей среды" (поставленная задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.

Мотивационная теория лидерства позволяет не только предполагать заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной ситуации, но и объяснить, почему.

Теории обмена и трансактного анализа

Заметное место среди исследований проблемы лидерства занимают и теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хомане, Дж. Марч, Г.Саймон, Дж. Тибо, Г.Келли, К.Джерджен рассматривают лидера как чувствующего потребности и желания своих последователей и предлагающего им способы их осуществления. Здесь акцент делается на эмоциональной стороне процесса. Лидер может быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, а может придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в этих теориях, когда межличностные отношения выступают на передний план.

Атрибутивные теории

Атрибутивные теории рассматривают лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу.

Ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой - это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных политических сил через средства массовой информации. В американской действительности характеристики телевизионных героев нередко проецируются на политических "героев".

Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях последователей.

Как видно, многие американские социологи понимают феномен социальнополитического лидерства как взаимодействие лидера и его последователей. Оно рассматривается либо с акцентом на активности лидера, либо с акцентом на активности последователей, либо как результат двустороннего влияния.

Теория " Суперлидерства"

Как явствует из всего вышеизложенного, теория и исследование лидерства начинались с идеи, что в эффективных лидерах как людях есть какая-то особая черта, которая отличает их от всех остальных. На смену этой идее пришла гипотеза, что эффективное лидерство - это лишь вопрос выбора "правильных" моделей поведения. Эта идея уступает место взгляду на лидерство как на процесс взаимного влияния. В настоящее время концепции лидерства развиваются в сторону представления, что оптимальные лидеры - это те, кто отказывается от своей роли, обучая подчиненных тому, как быть лидером для самого себя.

Манц и Симс (Manz & Sims, 1990, 1991, 1995; Sims & Manz, 1996) много писали о том, что лучший лидер ("суперлидер") - это тот, кто превращает подавляющее большинство идущих за ним людей в лидеров для самих себя. Основная посылка, стоящая за суперлидерством, состоит в том, что человек должен сначала стать лидером для самого себя, а затем он или она

должны передать эти навыки подчиненным. Успех приходит тогда, когда подчиненные перестают нуждаться в лидере.

Рассмотрев вышеизложенные подходы к предложенной проблеме, можно сделать несколько предварительных выводов, которые позволят нам дать свое определение лидерства.

1.Большинство авторов сходятся в том, что лидерство- это концепция, которая прежде всего охватывает отношения между лидером и последователями или членами команды (группы). И это логически обоснованно, ведь без наличия ведомых, последователей исчезает смысл феномена.

2.Лидер может занимать свое положение либо в результате более эффективной деятельности по сравнению с другими членами группы, в данном случае правомерно говорить о лидерстве, основанной на компетентности, и как следствие более высокой оценке другими членами социальной группы, что составляет ядро такого явления как авторитет, либо он обладает способностью определенным образом влиять на членов группы благодаря присущим ему личностным качествам (харизма) или в результате сложившейся ситуации.

3.Взаимодействие между лидером и другими членами группы возникает ради решения общих проблем или достижения общих целей. Причем групповая деятельность осуществляется членами группы добровольно, поскольку лидеру нет нужды употреблять власть.

4.Некоторые исследователи указывают, что лидерство ведет к социальным изменениям, и в конечном итоге к развитию общества.

Таким образом, посылки о том, что лидерство предполагает наличие двух сторон, а именно лидера и других членов группы, наличие общегрупповых целей и идеалов, к реализации которых группа стремится, позволяют нам дать определение лидерства как реализации оптимальной системы взаимодействия между членами группы, направленного на достижения значимых для нее целей.

Подобное определение, описывающее феномен лидерства с точки зрения системного подхода, упрощает и в то же время достаточно рельефно объясняет суть феномена. Согласившись с мнением авторов, указывающих, что лидерство ведет к социальным изменениям и, в конечном счете, к развитию общества, можно расширить наше определение лидерства - как процесса реализации оптимальной системы взаимоотношения между членами группы, направленного на достижение значимых для нее целей, ведущих к позитивным изменениям и развитию группы.

Такая формулировка снимает многие нравственные и методологические вопросы, на которые не могли дать ответа формулировки лидерства, выведенные в вышеописанных подходах к феномену. Применив наше определение, надо ответить на три вопроса: сумел лидер создать оптимальную систему взаимоотношений внутри группы? Второй: были ли цели лидера и остальных членов группы идентичны? Третий: привело ли лидерство к достижению общегрупповых целей и развитию группы?

Таким методом можно идентифицировать практически любого руководителя прошлого и настоящего как лидера или нелидера. Очень интересна с этой точки зрения проверка таких политиков нашего времени, как например, Г.Греф, М.Зурабов, и др. Даже самый поверхностный анализ выявляет хронический недостаток лидеров в высшем управленческом звене государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блондель. Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. - М, 1992.

2. Ивановский В.В. Харизма и харизматический лидер // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Общество, экономика, образование, № 68, 2003.

3. Князев С.Н. Управление: наука, искусство, практика. - Минск, 2002.

4. Райков Г.И., Воротников В.П. О лидерстве и политической воле в преодолении теневизации общества. - М., 2003.

5. Психология лидерства. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчанок. Мн., Харвест, 2004.

6. Ротенфельд Ю.А. Проблема сверхчеловека. Вестник Российского философского общества. 2003, №1(25).

7. Халипов В.Ф. Наука о власти. - М., 2002.

8. Шейнов В.П. Психология власти. - М., 2003.

Ivanovsky V.V.

ABOUT SOME QUESTIONS OF DEFINITION PHENOMENON OF A LEADERSHIP

This article is about some questions which we face with them then try to find out the strict and proper meaning of the

definition leader and leadership.

Сведения об авторе

Ивановский Валерий Валерьевич, 1977г.р., окончил Военный университет

Министерства Обороны (1999), Московский национальный институт им. Екатерины Великой (2002), академик Международной Академии Духовного Единства народов мира (МАДЕНМ), аспирант кафедры гуманитарных и социально- политических наук МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов- социология управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.