Научная статья на тему 'Проблема культуры предпринимательства в экономической науке'

Проблема культуры предпринимательства в экономической науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ECONOMIC CULTURE / BUSINESS CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банкет А. Н.

Культура – один из важнейших факторов эффективности предпринимательской деятельности. Однако трансформацию культуры в соответствии с меняющимися условиями ведения бизнеса осложняет теоретическая неразработанность этой проблемы. В статье рассматриваются различные взгляды на изучаемый феномен, существующие в современной экономической науке, что позволяет сформулировать выводы о состоянии культуры предпринимательства как научной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BUSINESS CULTURE IN ECONOMIC INVESTIGATIONS

Culture is one of the most important factors in business efficiency. However, the transformation of culture in accordance with the changing business conditions complicates the theoretical undeveloped this problem. The article examines different views on the studied phenomenon existing in the modern Economics, which allows to formulate conclusions about business culture as a scientific problem.

Текст научной работы на тему «Проблема культуры предпринимательства в экономической науке»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 334.722:316.7

А.Н. Банкет

старший преподаватель, кафедра «Общая экономика и право», ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. Культура - один из важнейших факторов эффективности предпринимательской деятельности. Однако трансформацию культуры в соответствии с меняющимися условиями ведения бизнеса осложняет теоретическая неразработанность этой проблемы. В статье рассматриваются различные взгляды на изучаемый феномен, существующие в современной экономической науке, что позволяет сформулировать выводы о состоянии культуры предпринимательства как научной проблемы.

Ключевые слова: экономическая культура, культура предпринимательства, организационная культура.

A.N. Banket, Siberian State Automobile and Highway academy

THE PROBLEM OF BUSINESS CULTURE IN ECONOMIC INVESTIGATIONS

Abstract. Culture is one of the most important factors in business efficiency. However, the transformation of culture in accordance with the changing business conditions complicates the theoretical undeveloped this problem. The article examines different views on the studied phenomenon existing in the modern Economics, which allows to formulate conclusions about business culture as a scientific problem.

Keywords: economic culture, business culture, organizational culture.

Современные тенденции экономического развития общества предполагают создание устойчивых и эффективных производственных отношений, базирующихся на соответствующем уровне экономической культуры и, в том числе, культуры предпринимательства. Это связано с осознанием того, что культура предпринимательства является важным фактором, влияющим как на эффективность деятельности отдельной предпринимательской структуры, так и, в конечном счете, на благосостояние страны в целом.

В экономической науке существует и развивается экономическая концепция культуры, которая с позиции экономического знания комплексно изучает взаимосвязь между экономикой и культурой. Но при изучении культуры предпринимательства как экономической проблемы одним из наиболее существенных затруднений является отсутствие единой терминологии. Прежде всего, необходимо разделять понятия «культура предпринимательства» и «экономическая культура».

В современных исследованиях экономической культуры прослеживается восприятие культуры как специфического актива, ресурса. Все чаще культура рассматривается в качестве инструмента управления, используемого для влияния на основные параметры функционирования предприятия, а также как стратегический ресурс, от эффективного использования которого зависит успешность ведения бизнеса. Такая позиция достаточно четко прослеживается в работах Агеева А.И. [1], Левкина Н.В. [4], Харрингтона Дж. [8], Томилова В.В. [7] и др.

Культура предпринимательства является частью экономической культуры, од-

24

№ 7 (23) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

нако ограничивает рамки исследования исключительно предпринимательством. Проблема культуры предпринимательства изучается отечественными и зарубежными исследователями по нескольким направлениям. Томилов В.В. [7], Багиев Г.Л., Асаул А.Н. [2], Левкин Н.В. [4] отождествляют культуру предпринимательства с организационной культурой предпринимательских структур, утверждая, что эти понятия могут рассматриваться как идентичные; другие исследователи сужают понятие до профессиональной этики и этики делового общения. Рассмотрим различные трактовки культуры предпринимательства.

В «Большом толковом социологическом словаре» предлагается следующее определение: «Культура предпринимательства (enterprise culture) - набор ценностей, символов и практических действий, включающих следующие обязательства: создание прибыли, владение предприятием, разработка новшеств, обладание инициативой, уверенностью в себе, творческим потенциалом и конкурентоспособностью» [3]. Отметим, что данное определение концентрируется на личностных качествах предпринимателя, что, безусловно, сужает поле исследования.

Макеева В.Г. определяет культуру предпринимательства как «совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъекты на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени» [5, с. 12]. Здесь присутствует привнесенное из экономической социологии понимание культуры как «социальной памяти», определение достаточно широкое, охватывающее различные формы проявления культуры предпринимательства.

Шевченко И.К. дает следующее определение: «Культура предпринимательства -это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса [9]. По нашему мнению, это понимание культуры предпринимательства можно назвать инструментальным, так как она рассматривается преимущественно с методологической точки зрения, как способ деятельности в заданных условиях.

Шихирев П.Н. в качестве синонима культуры предпринимательства в своей работе использует понятие «деловая культура» и определяет ее как характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических взаимоотношений [10, с. 10]. В приведенном определении, в отличие от рассмотренных выше, «прибыль -это системообразующий элемент» [10, с. 10], что акцентирует основную цель предпринимательской деятельности.

Рюттингер Р. рассматривает культуру предпринимательства на двоякой основе: во-первых, культура результируется из суммы представлений о ценностях, нормах,

№ 7 (23) - 2013

25

Проблемы экономики и менеджмента

принципах и образцах поведения, которые члены привносят в организацию. Во-вторых, культура на предприятии развивает свою собственную динамику - как положительную, так и отрицательную [6]. В этом определении культура предпринимательства отождествляется с организационной культурой. Сходную позицию можно встретить и среди отечественных ученых: некоторые авторы не проводят четкой границы между понятиями «культура предпринимательства» и «экономическая культура» [1], «культура предпринимательства» и «организационная культура» [7]. Предлагается даже использовать объединяющие понятия, а именно - «организационная культура предпринимательства» [7, с. 9], а также «организационная культура предпринимательской системы» [4, с. 16]. Таким образом, одни исследователи отождествляют культуру предпринимательства с понятиями «организационная культура» и «корпоративная культура», другие исследователи считают организационную (корпоративную культуру) частью культуры предпринимательства, а третьи считают, что эти понятия - отдельные феномены, имеющие пересечения в своих элементах.

В результате анализа определений культуры предпринимательства, предлагаемых в работах различных авторов, выяснено, что в научной литературе представлено достаточно большое их разнообразие, и каждое из них имеет как достоинства, так и недостатки. Их рассмотрение показало, что современная экономическая наука не предлагает однозначного, конкретного определения этого понятия, более того, неясно, ограничиваться ли при изучении вопроса отдельной предпринимательской структурой (организацией) или рассматривать предпринимательство в целом, как явление и как процесс. Можно сделать вывод о том, что культура предпринимательства как научная проблема находится пока что на стадии продолжающегося осмысления, во-первых, по причине ее сложности и многогранности, охвата многообразных сфер предпринимательской деятельности, во-вторых, по причине ее междисциплинарности, и, в-третьих, потому, что понятию «культура» в экономической теории традиционно отводилась незначительная роль.

Список литературы:

1. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры

[Электронный ресурс] / А.И. Агеев. - М., 2006. - URL:

http://www.ageev.net/2009/04/predprinimatelstvo-problemy-sobstvennosti-/ (дата обращения: 15.07.2013).

2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. - URL: http://exsolver.narod.ru/Books/Other/org_enterp/c3.html (дата обращения: 15.07.2013).

3. Дэвид, Д.Д. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. [Электронный ресурс] / Д.Д. Дэвид. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/567 (дата обращения: 15.07.2013).

4. Левкин, Н.В. Современные тенденции управления культурой в системе предпринимательства [Текст] / Н.В. Левкин ; под. ред. А.И. Добрынина. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - 342 с.

5. Макеева, В.Г. Культура предпринимательства [Текст] / В.Г. Макеева. - М.:

26

№ 7 (23) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

ИНФРА-М, 2002. - 218 с.

6. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства [Текст] / Р. Рюттингер. - М.: ЭКОМ, 1992. - 240 с.

7. Томилов, В.В. Культура предпринимательства [Текст] / В.В. Томилов. - СПб: Питер, 2000. - 368 с.

8. Харрингтон, Дж. Совершенство управления ресурсами [Текст] / Дж. Харрингтон. - М.: Стандарты и качество, 2008. - 352 с.

9. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с.

- URL: http://www.aup.ru/books/m91/06.htm (дата обращения: 15.07.2013).

10. Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру [Текст] / П.Н. Ши-хирев. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. - 203 с.

List of references:

1. Ageev, A.I. Entrepreneurship: problems of property and culture [Electronic resource] / A.I. Ageev. - M., 2006. - URL: http://www.ageev.net/2009/04/predprinimatelstvo-problemy-sobstvennosti-/ (date accessed: 15.07.2013).

2. Bagiev, G.L. The organization of business [Electronic resource] / G.L. Bagiev, A.N. Asaul. - URL: http://exsolver.narod.ru/Books/Other/org_enterp/c3.html (date accessed: 15.07.2013).

3. David, J.J. Great sociological explanatory dictionary, 2001 [Electronic resource] / J.J David. - URL: http://voluntary.ru/dictionary/567 (date accessed: 15.07.2013).

4. Levkin, N.V. Modern trends of culture management in the system of business [Text] / N.V. Levkin.

- Petrozavodsk: Petrozavodsk state University Publishing, 2009. - 342 p.

5. Makeeva, V.G. Culture of entrepreneurship / V.G. Makeeva. - M: INFRA-M, 2002. - 218 p.

6. Ruttinger, R. Culture of entrepreneurship [Text] / R. Ruttinger. - Moscow: ECOM, 1992. - 240 p.

7. Tomilov, V.V. Culture of entrepreneurship [Text] / V.V. Tomilov. - St. Petersburg: Piter, 2000. - 368 p.

8. Harrington, J. Excellence in management resource [Text] / J. Harrington. - Mockow: Standards and quality, 2008. - 352 p.

9. Shevchenko, I.K The organization of business [Electronic resource]: a tutorial / I.K. Shevchenko. -Taganrog: TSURE, 2004. - 92 p. - URL: http://www.aup.ru/books/m91/06.htm (date accessed: 15.07.2013).

10. Shikhirev, P.N. Introduction to the Russian business culture [Text] / P.N. Shikhirev. - Moscow: News, 2000. - 203 p.

№ 7 (23) - 2013

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.