Научная статья на тему 'К вопросу об организационной культуре и других видах культуры в компании'

К вопросу об организационной культуре и других видах культуры в компании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ORGANIZATIONAL CLIMATE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / BUSINESS CULTURE / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MANAGEMENT CULTURE / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ENTREPRENEURIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Купфер Л. В.

В данной статье рассматриваются различные виды культуры в организации и устанавливается связь между ними; на основе теоретических исследований выявляется сложность в определении сущности этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZATIONAL CULTURE AND OTHER TYPES OF CULTURE IN THE COMPANY

This article discusses the different types of culture in the organization and establish a connection between them, on the basis of theoretical studies revealed the complexity in determining the nature of these concepts.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организационной культуре и других видах культуры в компании»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 81'1:304.2

Л.В. Купфер

аспирант, кафедра теории языка, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

университет»

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ КУЛЬТУРЕ И ДРУГИХ ВИДАХ КУЛЬТУРЫ В КОМПАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные виды культуры в организации и устанавливается связь между ними; на основе теоретических исследований выявляется сложность в определении сущности этих понятий.

Ключевые слова: организационная культура, организационный климат, предпринимательская культура, управленческая культура, деловая культура.

L.V. Kupfer, Chelyabinsk State University

ON THE ORGANIZATIONAL CULTURE AND OTHER TYPES OF CULTURE IN THE COMPANY

Abstract. This article discusses the different types of culture in the organization and establish a connection between them, on the basis of theoretical studies revealed the complexity in determining the nature of these concepts.

Keywords: organizational culture, organizational climate, entrepreneurial culture, management culture, busi-

В последние годы исследования в области культуры корпораций становятся всё более актуальными, и это не случайно. Организационная культура - явление сложное, многогранное, охватывающее практически все стороны жизни организации и потому имеющее огромное значение для компании в целом. Культура фирмы признаётся главнейшим стратегическим инструментом, позволяющим объединить коллектив организации, настроить сотрудников на достижение важных для компании целей, воздействовать на стремление работников повысить свой профессиональный уровень и проявить творческий потенциал.

На современном этапе развития науки об организационной культуре в литературе употребляются сходные с этим понятием термины, что зачастую приводит к терминологической путанице при исследовании культуры фирм. В связи с этим существует объективная необходимость в рассмотрении часто встречающихся понятий, являющихся близкими в содержательном плане, в изучении концептуальной сложности исследуемых терминов и выявлении взаимосвязи между ними. Рассмотрим эти терминологические сочетания отдельно с целью определения различий в их понимании.

Во-первых, назовём организационный климат (М. Армстронг) (иначе: психологический климат [Б. Балтс, Н.С. Мансуров, В.М. Шепель], социально-психологический климат [Г.М. Андреева, Р.Р. Гайнуллина, О.М. Дудина, Р.Р. Каримова, Б.Д. Парыгин], управленческий климат [Д. МакГрегор]).

Первоначально в рамках психологического подхода при изучении культуры компаний учёные заменяли понятие «культура» термином «климат». В 1936 году К. Левин, Р. Липпит и Р. Уайт впервые в своих исследованиях руководствовались идеей психологического климата в организации. В 1951 году К. Левин изучал групповую атмосферу, в 1953 году Д. Картрайт и Э. Зандер - групповое мышление, а в 1958 году К. Арджирис использовал в своих научных трудах термин «климат» одновременно с понятием «неформальная культура». В конце 1960-х годов наблюдается отождествление терминов «культура» и «климат» в работах Р. Литвина и Дж. Стрингера (1968 г.), Б. Шнейдера и Бартлетта (1968 г., 1970 г.) [8].

ness culture.

Проведённый Е.Б. Моргуновым контент-анализ определений «организационный климат» и «организационная культура» свидетельствует о наличии у них общего смыслового ядра: организационных характеристик и восприятия компании сотрудниками. Анализ доказывает, что организационный климат является отражением того, как члены организации воспринимают свою фирму и описывают её специфические черты. Организационная культура, в свою очередь, демонстрирует, каким образом формируются способы действий сотрудников и каковы направления динамики компании [3].

В современных исследованиях, посвящённых культуре компаний, организационный климат определяется как её важнейшая эмоциональная составляющая (например, работы А.Н. Асаула, Ю.П. Дмитриевой, О. Свергуна) и понимается как «общее ощущение единства и взаимопонимания, создающееся и физической организацией пространства, способствующей беспрепятственным коммуникативным потокам, и стилем восприятия информации, влияющим на последующее поведение работника, и формами передачи информации, зависящей в том числе и от стиля руководства организации» [19, с. 2].

Вторым синонимичным терминологическим сочетанием мы назовём предпринимательскую культуру (Н.В. Дулина, О.В. Конина, О.Ю. Ожерельева, В.В. Томилов) (иначе: культура предпринимательства [В.И. Брунова, Ю.С. Емельянов, В.Г. Макеева, А.А. Радугин, Р. Рюттингер, А.А. Хачатурян], культура предпринимательской деятельности [А.М. Балбеко, Г.С. Балбеко]).

С точки зрения Р. Рюттингера, «культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях» [6, с. 52]. Употребляемые в данном случае понятия «убеждения», «представления» и «ценности» соотносятся с сущностью организационной культуры. Более обобщенно культуру предпринимательской деятельности трактует В.В. Томилов: «Это комплекс взаимодействующих факторов, включающих опыт прошлого и настоящего, структурные характеристики, взгляды руководителей, правила и нормы хозяйственного поведения конкретной фирмы» [10, с. 68].

Исследователи А.К. Богданова, В.Г. Макеева и П.В. Харитонова считают культуру организации частью предпринимательской культуры: «Культура предпринимательства включает систему ценностей и убеждений самого предпринимателя и организационную культуру, т.е. совокупность норм и правил поведения, которые формируются с момента образования организации, разделяются большинством сотрудников и направляют деятельность организации к достижению намеченных целей» [16, с. 2].

И.К. Шевченко к основным элементам культуры предпринимательской деятельности относит её законность, «строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота» [15, с. 68] и честное ведение бизнеса. Нельзя не согласиться с мнением И.К. Шевченко о зависимости культуры предпринимательства от «формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура» [15, с. 68].

И.В. Грошев, разграничивая анализируемые термины, полагает, что понятие «организационная» необходимо применять к локальной отраслевой организации, «корпоративная» - к многопрофильной международной корпорации, а «предпринимательская» - к культуре малых предприятий [4]. П.В. Харитонова, напротив, утверждает, что для разделения данных терминов важны не столько сфера деятельности компании и ее размер, сколько принцип получения прибыли: в бюджетных организациях, учреждениях и фондах формируется организационная культура, а в коммерческих фирмах складывается культура предпринимательской деятельности [12].

Нам близка позиция В.В. Лепихина и Ю.С. Фукаловой, согласно которой под культурой предпринимательства понимается «совокупность принципов при осуществлении предприниматель-

ской деятельности, не противоречащих нормативно-правовой базе государства, обычаям и сложившимся традициям, а также нормам делового поведения предпринимателей» [18, с. 1]. Также ученые отмечают близость между предпринимательской и профессиональной культурами.

В-третьих, отметим такое терминологическое сочетание, как деловая культура (Т.С. Ва-вакина, В.В. Керров, А.Д. Кузьмичев, И.Г. Минервин, Л.В. Торопов, Г.М. Шеламова и др.). Ученый А.И. Пригожин разводит понятия «деловая культура» и «организационная культура», однако в его научных трудах наблюдается размытость границ в описании этих явлений [5].

Г.Л. Тульчинский в своих исследованиях оперирует термином «деловая культура» совместно с понятиями «национальная», «международная» и «национально-этническая» культура, таким образом концентрируя внимание на его интернациональном характере [11]. Подобный подход мы находим в работах Е.Б. Моргунова («деловая культура страны»), М.И. Лапицкого («американская»), Е.И. Нестеренко («деловая культура в современной России»), А.И. Пригожи-на («западная», «голландская»), О.С. Струковой («деловая культура России»), П.Н Шихирева («российская») и у других авторов. В связи с этим приемлемой становится формулировка деловой культуры, данная Р.Д. Льюисом. Это «набор общечеловеческих, общегуманитарных базовых ценностей и морально-этических норм как фундамент взаимопонимания и взаимодействия представителей разных наций, как основа для установления деловых контактов» [13, с. 332].

И.А. Серикова рассматривает анализируемые термины как самостоятельные понятия и устанавливает взаимосвязь между ними: «...организационная культура определяется деловой культурой страны, а деловая культура, в свою очередь, определяется общей культурой народа.» [9, с. 4]. Н.В. Куприянова трактует деловую культуру как «жизнь людей в организации, их идейно-нравственное состояние, ощущения, мышление, действия» [1, с. 6] и одновременно с этим отождествляет её с культурой делового общения.

М.Л. Лучко под деловой культурой организации подразумевает «внутрифирменные традиции и ритуалы; общие ценности, разделяемые её работниками; систему коммуникаций, включая неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации работы» [2, с.12]. Безусловно, в данном контексте речь идёт об организационной культуре компании. В таком же аспекте В.Ю. Шаповалов предлагает изучать деловую культуру как организационную культуру или культуру данной конкретной фирмы [14].

Иное представление об исследуемом феномене встречаем у Г.Н. Саукова: деловую культуру он называет способом «ведения дел в рамках экономической культуры», проявляющимся «в трудовой деятельности, в экономическом общении и поведении, которые осуществляются в подсистемах производства, распределения, обмена и потребления» [7, с. 69]. Г.Н. Сауков замечает, что зачастую в современном научном сообществе говорят о деловой и предпринимательской культурах как о синонимичных понятиях. Однако, по его мнению, первое явление намного шире, поскольку культура предпринимательской деятельности - это «культура предпринимателей, владельцев компаний, менеджеров, не являющихся их собственниками, а также организаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих» [7, с. 69], а деловая культура формируется и в других субъектах экономики.

В целом анализ научных публикаций о деловой культуре позволяет сделать вывод об отсутствии её чётких дефиниций и о смешении данного понятия с другими терминами.

Наконец, назовем управленческую культуру (М.А. Васьков, С.В. Королюк, С.Н. Красно-пир, И.А. Мяготина, Ю.И. Палеха, Д.А. Почевалов, Л.Б. Сергеева, А.Я. Строилова и др.).

Многие авторы, в частности А.В. Бусыгин, К.С. Камерон, В.М Попов, А.А Максименко и Р. Рюттингер, придерживаются мнения, что организационная, предпринимательская и управленческая культура являются тождественными понятиями [12], однако с этим сложно согласиться. Большинство исследователей всё же предлагает рассматривать анализируемые термины как самостоятельные понятия.

Психологический подход при определении управленческой культуры использует К. Шольтс: он понимает её как «неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей, и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения» [17, с. 101].

При изучении корпоративной культуры И.С. Шаповалова приходит к выводу о том, что культура фирмы состоит из таких подсистем, как идеологическая основа организации (идеология); управленческая культура организации (управление); социальная культура организации (социум) [20]. Аналогичную мысль высказывает и В.А. Киселёв: он также указывает на сходство понятий «управленческая» и «организационная» культура и полагает, что последнее наименование шире и намного глубже и «включает в себя основную часть параметров управленческой культуры» [17, с. 106]. Эта точка зрения отчасти отражает позицию П.В. Харитоновой: организационная культура, по её мнению, «представляет собой синтез предпринимательской и управленческой культуры» [12, с. 116].

Другие учёные связывают понятие «управленческая культура» непосредственно с субъектами, принимающими управленческие решения, осуществляющими руководство, в частности, с руководителями, начальниками подразделений и отделов, менеджерами (Е.П. Кортунова, П. Милютин, П.В. Харитонова). Данный подход к формулировке термина соотносится с утверждением К. Левина о том, что лидер управляет с помощью созданной им управленческой культуры [17]. При рассмотрении управленческой культуры в таком аспекте мы трактуем её как совокупность личностных и профессиональных качеств руководителя, его ценностей, норм и идей, выражающихся в поведении, стиле управления, способах мотивации сотрудников и организации труда.

Таким образом, проведённый нами анализ отечественных и зарубежных научных работ, посвящённых исследованию культуры компаний, позволяет утверждать, что изучаемые термины не являются идентичными по содержанию и, следовательно, не могут употребляться как абсолютные синонимы. В целом важно отметить отсутствие чёткости в дефинициях рассмотренных терминов, их недостаточную разработанность и, как следствие, смешение, которое приводит к отождествлению различных видов культуры в компании.

Список литературы:

1. Куприянова Н.В. Деловая культура и психология общения: (пособие по трудоустройству молодых специалистов): учеб. пособие. - Казань: КазГАСУ, 2013. - 225 с.

2. Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. - М.: Эксмо, 2006. - 317 с.

3. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учеб. пособие / под ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. - 464 с. - (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).

4. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.

5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

6. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: ЭКОМ, 1992. - 240 с.

7. Сауков Г.Н. Деловая культура в системе экономики // Общественная организация социально-культурной деятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г. Тюмень, 15-16 апр. 2004 г.) / научн. ред. В.В. Попов; отв. ред. Ф.Х. Попова. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2004. - С. 68-70.

8. «Свое» и «чужое»: межкультурные коммуникации в полипарадигмальном аспекте: коллектив. моногр. / под ред. Л.А. Шкатовой. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. - 185 с.

9. Серикова И.А. Гуманитарные принципы управления современной российской организацией: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Москва, 2008. - 30 с.

10. Томилов В.В. Культура предпринимательства. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

11. Тульчинский Г.Л. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Г.Л. Тульчинский, В.И. Терентьева. - М.: Вершина, 2006. - 352 с.

12. Харитонова П.В. Анализ взаимосвязи и модель исследования предпринимательской, управленческой и организационной культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - Новосибирск, 2011. - Т. 11, вып. 3. - С. 115-120.

13. Чайка Г.Л. Культура делового общения менеджера: учеб. пособие. - Киев: Знание, 2005. - 442 с.

14. Шаповалов В.Ю. Характерные черты деловых культур Запада и Востока: их влияние на развитие деловой культуры современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. Культура, культурология. - 2010. - № 4 (6). - С. 111-116.

15. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с.

16. Богданова А.К. К определению культуры предпринимательства [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2011. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/ekon42.html.

17. Киселёв В.А. Влияние управленческой культуры на успешность деятельности малых организаций в условиях современной российской экономики // Труды СГА. Социология. - 2008. - № 10. - С. 100-111. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/10_2008/12.pdf.

18. Лепихин В.В. Нормативно-правовое регулирование предпринимательской культуры в современной России [Электронный ресурс] / В.В. Лепихин, Ю.С. Фукалова // Интернет-журнал «Современные технологии управления». - 2013. - № 7 (31). - Режим доступа: http://sovman. ru/all-numbers/archive-2013/july2013/item/186-standard-and-legal-regulation-of-predprinima-telskoy-of-culture-in-modern-russia.html.

19. Соломанидина Т. Организационная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании [Электронный ресурс] / Т. Соломанидина, В. Кишеня // Управление персоналом. - 2005. - № 4. - Режим доступа: http://www.top-personal.ru/ issue.html?368 (дата обращения: 10.03.09).

20. Шаповалова И.С. Подсистемы корпоративной культуры организации [Электронный ресурс] / Интернет-журнал социальных дискурс-исследований «Соционавтика». Режим доступа: http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/shapov2.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.