Научная статья на тему 'Факторы формирования социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России'

Факторы формирования социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банкет Анастасия Николаевна

В статье рассмотрена социально-ориентированная культура предпринимательства и социальная ответственность как форма ее проявления, проанализированы процессы и выявлены факторы, оказывающие непосредственное воздействие на формирование социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of socio-directed business culture in modern Russia

The article considers the socio-directed business culture and social responsibility as a form of its manifestation, and analyzes the processes and factors that have a direct impact on the formation of a socio-directed business culture in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России»

(ОЭЛ ИЭОПП СО РАН). Направление научных исследований: Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов. Общее количество публикаций: 8. e-mail: oelab2@mail.ru.

Алещенко Виталий Викторович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Омская экономическая лаборатория

ФГБУН Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук (ОЭЛ ИЭОПП СО РАН). Направление научных исследований: Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов. Общее количество публикаций: 91. е-таН: 564435@mail.ru.

УДК 334.722: 316.7

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. Н. Банкет

Аннотация. В статье рассмотрена социально-ориентированная культура предпринимательства и социальная ответственность как форма ее проявления, проанализированы процессы и выявлены факторы, оказывающие непосредственное воздействие на формирование социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России.

Ключевые слова: социальная ответственность, социально-ориентированная культура, предпринимательство.

Введение

Предпринимательство - один из немногих общественных институтов, способный эффективно работать с личной и общественной энергетикой и выполнять развивающую, модернизирующую и инновационную социальную роль. Однако это становится возможным лишь при наличии соответствующей культуры ведения предпринимательской деятельности.

Значение культуры предпринимательства заключается в том, что она ориентирует предпринимательские структуры на те или иные формы экономической активности, проявляясь в конкретной деятельности и в результатах этой деятельности.

Происходящие в современных условиях рост уровня конкуренции, глобализация, повышение требований к экологическим и социальным аспектам ведения бизнеса обусловливают необходимость

формирования нового типа культуры предпринимательства - социально-ориентированной культуры, основанной на балансе интересов предпринимательской структуры и общества, соответствующей принципам устойчивого развития. В связи с этим весьма актуальным становится исследование процессов и выявление факторов, оказывающих воздействие на формирование социально-ориентированной культуры и социальной ответственности предпринимательства.

В современной научной литературе данный вопрос освещен недостаточно, в основном, исследования культуры предпринимательства имеют общий характер и либо сводятся к этическим аспектам предпринимательской деятельности, либо ограничиваются рамками организационной культуры. В данном исследовании культура предпринимательства выводится за эти рамки и рассматривается как эффективный инструмент управления для воздействия на внешнюю среду и ее изменения в желательном для бизнеса и общества направлении; факторы, влияющие на формирование социально-ориентированной культуры предпринимательства в современной России, рассматриваются впервые.

Основная часть

Для целей данного исследования важность представляет, прежде всего, то, что социальная ответственность

предпринимательских структур является проявлением социально-ориентированной культуры предпринимательства и в то же время социально-ориентированная культура предпринимательства выступает как необходимое условие социальной ответственности (рис. 1.).Взаимосвязь между социальной ответственностью и

формированием социально-ориентированной культуры предпринимательства проявляется следующим образом.

Рис. 1. Взаимосвязь социальной ответственности и социально-ориентированной культуры предпринимательства (разработано автором)

С одной стороны, реализация принципов социальной ответственности формирует новые ценностные ориентации и новую предпринимательскую культуру. Принятие социальной ответственности трансформирует традиционные предпринимательские

ценностно-мотивационные установки,

стереотипы поведения, нормы и образцы взаимодействия, а значит,

предпринимательскую культуру, в сторону социальной ориентированности посредством включения в сферу стратегических интересов, помимо финансовых результатов, еще и широкого круга вопросов, касающихся воздействия бизнеса на общество и окружающую среду. Нельзя не отметить, что в настоящее время социально-ответственное ведение бизнеса стало своеобразным трендом, привлекая все больше сторонников, формируя тем самым культурный стереотип.

Более того, без изменения культурных основ ведения предпринимательской деятельности социальная ответственность рискует остаться только очередным веянием бизнес-моды и не принести ожидаемых результатов. Таким образом, можно утверждать, что следование принципам социальной ответственности без

трансформации культуры

предпринимательства не только

трудноосуществимо, но и низкоэффективно.

С другой стороны, социальная ориентация культуры предпринимательства подразумевает следование принципам социальной ответственности с целью устойчивого развития в стратегической перспективе. Уровень социальной ответственности показывает, насколько сильна и выражена социальная ориентация культуры предпринимательства. Характеризуя социальную ответственность, мы тем самым даем описание и

предпринимательской культуре.

Следовательно, социальная ответственность может рассматриваться как важнейшая характеристика культуры современного предпринимательства с позиции социального критерия.

Несмотря на тесную взаимосвязь, эти два изучаемых явления все же следует разграничивать. Говоря о культуре предпринимательства, мы подразумеваем совокупность ценностно-мотивационных

установок, стереотипов поведения, норм и образцов взаимодействия в

предпринимательстве. Социальную

ответственность же мы рассматриваем, прежде всего, как форму проявления социально-ориентированной предпринимательской культуры во взаимоотношениях, которые возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками, финансовыми организациями, наемными работниками, государством, обществом в целом и другими заинтересованными сторонами в процессе предпринимательской деятельности.

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование социально-ориентированной культуры предпринимательства.

Систематизация положений, выдвинутых в работах Никитиной Л. М. [6], Перекрестова Д. Г., Поварич И. П., Шабашева В. А. [7], Фихтнер О. А. [10], Айвазяна С. А., Балкинд О. Я., Басниной Т. Д. [9], Агеева А. И. [1], Шевченко И. К. [11], а также в материалах Внешэкономбанка [5], Ассоциации менеджеров и Программы Развития ООН [3], позволила выделить и предложить совокупность факторов, под влиянием которых происходит процесс формирования социально-ориентированной культуры

предпринимательства (рис. 2.).

социально-значимые процессы макроэкономика и государственное регулирование

_ повышение влияния заинтересованных сторон (потребителей, общества в цепом) и уровня общественного контроля над бизнесом -■ ухудшение состояния окружающей среды ■■ демографическая ситуация >-■?' соци неопределенность экономического развития переход к инновационному типу ■экономического роста - усиление механизмов государственного регулирования и повышение зависимости от власти - развитие механизмов государствен но-частного партнерства альная

перемены а ,'' орирнтир системе ценностных 1 -упк- ориентаций и пррпприниг мотивации персонала ь^принир. и собственников бизнеса -усложнение предпринимательской и трудовой деятельности, и, как следствие, необходимость роста образовательного и профессионально-квалификационного уровня персонала снижение значения физических навыков и возрастание роли концептуальных навыков необходимость быстрого оеагиоования на потоебности оынка '' -глобализация оранная гСрл / и связанное с ней ,лХрпкгтдд / обострение конкуренции / -возрастающая роль нематериальных, активов ■ - растущие размеры и Епияние предпринимательских структур Обострение конкуренции за квалифицированный персонал - растущие потребности в привлечении инвестиций - усложнение хозяйственных связей предпринимательских структур и повышение щ взаимозависимости

внутренняя бизнес-среда бизнес -взаимодеиствие

Рис. 2. Факторы формирования социально-ориентированной культуры предпринимательства (разработано автором)

Выделенная совокупность факторов является движущей силой развития предпринимательства в сторону осознания и повышения социальной ответственности, формирования социально-ориентированной культуры. Выделенные факторы по критерию «источник воздействия» сгруппированы следующим образом:

- факторы социально-значимых процессов;

- факторы макроэкономики и государственного регулирования;

- факторы бизнес-взаимодействия;

- факторы внутренней бизнес-среды (рис. 2).

Рассмотрим эти факторы более подробно.

1. Изменения в сфере социально-

значимых процессов включают в себя:

- во-первых, повышение влияния заинтересованных сторон (потребителей, общества в целом) и уровня общественного контроля над бизнесом. Успешное ведение бизнеса сегодня зависит не только от покупателей, партнеров и клиентов, но и от общества в целом, которому далеко не безразлично, какими средствами достигаются стратегические цели предпринимательской структуры, как она выполняет свои обязательства и каких социальных принципов придерживается. События последних лет -

отказ многих потребителей приобретать продукцию социально безответственных компаний, банкротство крупнейших корпораций Enron,

WorldCom, - показали, что общество, активно выражая свою позицию, может реально воздействовать на результаты бизнеса. Нельзя не отметить при этом роль IT-технологий.

Социальные сети, блоги и специализированные Интернет-платформы предоставляют реальные возможности влиять на принимаемые предпринимательскими структурами решения. Значительно повысилась доступность информации о деятельности любого субъекта

предпринимательства. Это означает, что у общества в целом и у отдельных заинтересованных лиц по всей стране и по всему миру появились возможности оказывать влияние на деятельность

предпринимательских структур. Руководствуясь принципами социально-ответственного

ведения бизнеса, предпринимательская структура может эффективно снизить уровень общественного давления.

- во-вторых, ухудшение состояния окружающей среды заставляет многих

представителей бизнеса приходить к пониманию того, что в стратегической перспективе они столкнутся со значительными рисками экологического характера, угрожающими существованию бизнеса. Это заставляет предпринимательские структуры активизировать внедрение социально-ответственных практик, направленных на снижение рисков такого рода. Примерами таких практик является «зеленый» бизнес (Timberland, Body Shop, Yves Rocher и др.), внедрение системы экологического менеджмента (международный стандарт ISO 14000), мероприятия по охране окружающей среды сверх требований законодательства, проводимые многими компаниями. Например, ЛУКОЙЛ отчитывается по экологическому стандарту ISO 14000 и по стандарту OHSAS, регламентирующему нормы в сфере безопасности и охраны здоровья на рабочем месте, что является принятой практикой для компаний, котирующихся на Лондонской бирже [4, с. 10]. Внедрение технологий с более высокой производительностью и

ресурсоэффективностью создает

дополнительные возможности экономии энергии, воды и других ресурсов, а также снижения объемов отходов производства.

- в третьих, демографическая ситуация: сокращение численности населения, ухудшение здоровья населения, низкая продолжительность жизни, - для предпринимательской структуры, прежде всего, вызывает риск нехватки квалифицированных кадров. По словам топ-менеджеров многих крупных российских компаний, отсутствие необходимого числа работников высокой квалификации ставит под вопрос расширение и модернизацию производства даже для наиболее мощных частных российских корпораций [3, с. 15]. Однако, как показывают данные современных исследований, «при прочих равных условиях соискатели с большей вероятностью отдают предпочтение трудоустройству в социально-ответственные компании» [3, с. 21]; [12]. Это позволяет снизить кадровую напряженность, кроме того, мероприятия по улучшению здоровья, проводимые социально-ответственными компаниями, помогают сохранить работоспособность сотрудников.

2. Изменения в сфере бизнес-взаимодействия включают в себя следующие аспекты:

- во-первых, глобализация и связанное с ней обострение конкуренции. Внедрение в национальную экономику иностранных компаний, образование транснациональных

компаний с участием отечественных предпринимательских структур,

заимствование зарубежного опыта деловой практики приводит к трансформации отечественных традиций ведения бизнеса и к возникновению новых институциональных предпосылок его развития [10]. Для того чтобы выдерживать обострившуюся конкуренцию на глобальном уровне, национальные предпринимательские структуры вынуждены принимать унифицированные нормы и правила ведения бизнеса, в том числе, социально-ответственные практики.

- во-вторых, возрастающая роль нематериальных активов (имиджа, деловой репутации и брендов), что, в свою очередь, актуализирует репутационные, имиджевые риски, риски потери доверия и т.п. Деятельность предпринимательских структур в области социальной ответственности и социально-ориентированная культура существенно улучшает их имидж. Это способствует росту нематериальных активов социально-ответственных компаний, повышает ценность их бренда и формирует кредит доверия, что, в конечном счете, оказывает положительное влияние на экономические показатели их деятельности.

- в-третьих, растущие размеры и влияние предпринимательских структур. По мере увеличения масштабов деятельности предпринимательских структур круг вопросов, относящихся к сфере социальной ответственности бизнеса, также расширяется. Так, высшие строчки рейтинга РБК «Тор-15 социально-ответственных российских компаний» занимают Газпром, Сбербанк, ОАО «РЖД», ЛУКОЙЛ и МегаФон [8]. Крупные предпринимательские структуры часто становятся провайдерами инноваций в сфере социальной ответственности. Масштабы ответственности растут пропорционально масштабам бизнеса, что вызвано, прежде всего, стремлением укрепить имидж и снизить нефинансовые риски.

- в-четвертых, обострение конкуренции за квалифицированный персонал. Способность предпринимательской структуры привлекать и удерживать квалифицированные кадры напрямую связана с уровнем ее социальной ответственности. Большое значение имеет и внутрифирменное развитие персонала, как одно из направлений реализации социальной ответственности. От постоянного обучения персонала, удовлетворения его социальных потребностей напрямую зависит творческая, инновационная составляющая

предпринимательства и экономическая эффективность предпринимательских структур.

- в-пятых, растущие потребности в привлечении инвестиций оборачиваются растущим значением риска потери инвестиционной привлекательности. При определении инвестиционной привлекательности компаний на зарубежных фондовых рынках рядом инвесторов учитывается их эффективность в области КСО. Дополнительным стимулом для повышения социальной ответственности предпринимательства также является постоянный рост числа финансовых институтов, придерживающихся принципов ответственного финансирования.

- в-шестых, усложнение хозяйственных связей предпринимательских структур и повышение их взаимозависимости, что является проявлением процесса формирования современной сетевой модели предпринимательства. Как отмечает Фихтнер O.A. [10], предпринимательские сети стали необходимым условием эффективного существования экономического субъекта в деловом мире. Получая выгоды от объединения в сеть вследствие кооперации, интеграции планирования и исполнения, сотрудничество участников осуществляется на основе четких принципов взаимопомощи и взаимодоверия. Роль социальной ответственности заключается в том, что она способствует превращению закрытых экономических сетей в открытые, что помогает созданию и укреплению институтов рыночной экономики. Последнее, в свою очередь, влияет на эффективность компании и повышение прибыльности бизнеса [2].

3. Факторы внутренней бизнес-среды показывают, каким образом продолжающиеся процессы оптимизации внутриорганизационной деятельности предпринимательских структур, а также изменения в характере и содержании предпринимательской и трудовой деятельности обусловливают движение в сторону социальной ответственности. К ним относятся:

- во-первых, перемены в системе ценностных ориентаций и мотивации персонала и собственников бизнеса. Для собственников и сотрудников возрастает важность вклада в благополучие общества и окружающей среды, который делает бизнес. Мотивационные приоритеты смещаются в сторону нематериальных стимулов, значение организационной культуры повышается.

-во-вторых, усложнение

предпринимательской и трудовой деятельности и необходимость роста образовательного и

профессионально-квалификационного уровня персонала, что требует постоянного развития и самого предпринимателя, и персонала. Это повышает востребованность программ обучения и повышения квалификации, как одного из приоритетных механизмов реализации социальной ответственности в отношении персонала;

- в-третьих, снижение значения физических навыков и возрастание роли концептуальных навыков, таких, как: системное и стратегическое мышление, умение собирать, обрабатывать и транслировать информацию, способность к планированию и т.д. Все это требует повышения культуры ведения предпринимательской деятельности.

- в-четвертых, необходимость быстрого реагирования на потребности рынка. Знание потребностей заинтересованных сторон позволяет бизнесу предлагать востребованные обществом товары и услуги и осваивать новые рынки. В контексте социальной ориентированности это означает предоставление качественных товаров и услуг, не представляющих угрозы для здоровья и жизни потребителей; добросовестное информирование о свойствах товаров и услуг; производство и продвижение среди покупателей товаров и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами (подлежащих переработке и повторному применению, потребляющих возобновляемые источники энергии и ресурсы и т.д.)

4. Изменения в сфере макроэкономики и государственного регулирования заключаются в следующем: - во-первых, неопределенность экономического развития («турбулентность»), вызванная как переходными процессами в рамках национальных экономик, так и кризисными явлениями общемирового масштаба. Это приводит к необходимости постоянной адаптации поведения всех

предпринимателей, участвующих в экономическом кругообороте, к

изменяющейся внешней среде. Социальная ответственность является эффективным решением проблемы стратегической устойчивости бизнеса с социальной и экологической точек зрения, она же повышает экономическую стабильность предпринимательской структуры;

- во-вторых, переход к инновационному типу экономического роста. Инновационность является одним из важнейших принципов предпринимательской деятельности.

Социально-ответственный бизнес получает возможности стать провайдером позитивных изменений и инноваций в рамках своей основной деятельности, в том числе через поддержку научных исследований, разработку социально значимых товаров и услуг и освоение пустующих рынков, и одновременно увеличивает свою

конкурентоспособность и эффективность;

- в-третьих, усиление механизмов государственного регулирования и повышение зависимости от власти. Здесь необходимо отметить два аспекта. С одной стороны, это повышение риска правового регулирования (изменения законодательства) - изменение требований к ведению предпринимательской деятельности по широкому спектру вопросов: от лицензирования и налогообложения до взаимоотношений работодателя и работника и нормативов по воздействиям на окружающую среду. С другой стороны, это повышение зависимости бизнеса от власти в результате стремления предпринимателей к экономическому успеху за счет не повышения эффективности производства, а получения выгодных правительственных заказов, льготных кредитов или ссуд. Зависимость предпринимателей от власти сопровождается коррупцией, подкупом должностных лиц и иными негативными социально-экономическими явлениями. Социальная ответственность подразумевает систематическое взаимодействие с заинтересованными сторонами, в том числе, с государственными структурами. Это может стать основой для поиска взаимовыгодных решений, уравновесить интересы бизнеса и государства с учетом общественных интересов.

- в-четвертых, развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), благодаря которому могут быть решены важные и ресурсоемкие социальные задачи. Как отмечает Башарина Е. Н., данный вид партнерства является важным стратегическим направлением для России при реализации крупных инфраструктурных проектов, особенно для отраслей, находящихся в кризисном состоянии (таких, как реконструкция предприятий энергетической отрасли, ЖКХ, строительство жилья, дорог и т.д.) и требующих существенных финансовых вложений и адекватных управленческих компетенций [2, с. 22]. ГЧП предполагает взаимодействие частного сектора и государства для решения социально значимых проблем и является

одним из важнейших инструментов социальной ответственности.

Перечисленные факторы отражают те обстоятельства, которые необходимо учитывать предпринимательским структурам сегодня. В современных условиях предпринимательские структуры испытывают на себе постоянное влияние широкого круга заинтересованных сторон, действия и решения которых в значительной мере отражаются на успешности бизнеса. Кроме того, с усилением процессов глобализации и развитием 1Т-технологий, в особенности Интернета и социальных сетей, это влияние усиливается. В результате

предпринимательские структуры сталкиваются с целым рядом нефинансовых рисков, источник которых заключается в свободе заинтересованных сторон выбирать свое поведение в отношении предпринимательской структуры. К таким рискам относятся: экологические риски, социально-трудовые риски, репутационные риски, риски потери инвестиционной привлекательности, риски правового регулирования (изменения законодательства) и другие.

Угроза возникновения нефинансовых рисков, обусловленных воздействием рассмотренных факторов, ставит перед предпринимательскими структурами задачи по управлению ими. Повышение социальной ответственности и формирование социально-ориентированной культуры

предпринимательства, как инструмент управленческого воздействия на внешнюю среду, способствует повышению

управленческой эффективности и минимизации отмеченных рисков путем интеграции экологических и социальных аспектов в процесс принятия управленческих решений, что создает предпосылки для устойчивого долгосрочного развития как отдельных предпринимательских структур, так и экономики в целом.

Выводы

В исследовании рассмотрена социальная ответственность как форма проявления социально-ориентированной культуры

предпринимательства, обозначена

взаимосвязь этих категорий. Установлено, что социальная ответственность является важнейшей характеристикой культуры предпринимательства с позиции социального критерия. Проанализированы процессы и выявлены факторы, оказывающие

непосредственное воздействие и являющиеся движущими силами формирования социальной ответственности и социально-ориентированной

культуры предпринимательства, которые были сгруппированы следующим образом: факторы социально-значимых процессов, факторы макроэкономики и государственного регулирования, факторы бизнес-

взаимодействия и факторы внутренней бизнес-среды. Выявлено, что воздействие этих групп факторов, с одной стороны, актуализирует нефинансовые риски различного характера, с другой стороны, превращает социально-ориентированную культуру и социальную ответственность предпринимательства в эффективный инструмент минимизации этих рисков, обеспечивая повышение устойчивости предпринимательской структуры и экономики в целом.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. Учебное пособие. URL: http://www.ageev.net/2009/04/predprinimatelstvo-problemy (дата обращения: 04.07.13).

2. Башарина Е. Н. Корпоративная социальная ответственность в системе управления организацией: Автореф. дисс. канд. экон. наук. -М., 2008. - 29 с.

3. Бизнес и общественное развитие России: проблемы и перспективы. Национальный доклад / Под общей ред. С. Е. Литовченко - М: Ассоциация Менеджеров, 2006 г. - 58 с.

4. Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО, 2008. URL: http://www.csrjournal.com/1759-issledovanie-iz-rossii-s-ljubovju.html (дата обращения: 02.02.10).

5. Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса. Учеб. пособие. - М.: Внешэкономбанк, 2011. - 57 с. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobo ok (дата обращения: 15.06.13).

6. Никитина Л. М. Факторы формирования корпоративной социальной ответственности с позиции требований времени и институциональной среды // Вестн. Воронеж. Гос. ун-та. Сер. Экономика и упр. - 2008. - № 2. - С. 21-25.

7. Перекрестов Д. Г., Поварич И. П., Шабашев В. А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. - М.: Изд. дом «Академия Естествознания», 2011. - 216 с.

8. РБК-Рейтинг «Top15 социально-ответственных российских компаний» http://rating.rbc.ru/mini/index.shtml72012/01/31/33548 313 (дата обращения: 05.09.13).

9. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С. А., Балкинд О. Я., Баснина Т. Д. и др. / Под ред. Г. Б. Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. URL: http://www.aup.ru/books/m71/ (дата обращения: 10.10.13).

10. Фихтнер О. А. Сетевая предпринимательская культура в России // Экономический журнал. - 2011. - №1. URL:

http://www.nisse.ru/business/article/article_1729.html7e ffort (дата обращения: 15.10.13).

11. Шевченко И. К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с. URL: http://www.aup. ru/books/m91 /06. htm (дата обращения: 22.05.11).

12. Corporate Social Responsibility: Recruiting Well by Doing Good? An Empirical Exploration of the Corporate Social Performance - Employer Attractiveness Link. April - September 2006. MSc Management - Dissertation. - 93 p.

THE FACTORS OF SOCIO-DIRECTED BUSINESS CULTURE IN MODERN RUSSIA

A. N. Banket

The article considers the socio-directed business culture and social responsibility as a form of its manifestation, and analyzes the processes and factors that have a direct impact on the formation of a socio-directed business culture in modern Russia.

Keywords: social responsibility, socio-directed culture, business.

Bibliographic list

1. Ageev A. Entrepreneurship: problems of property and culture. The tutorial. URL: http://www.ageev.net/2009/04/predprinimatelstvo-problemy-sobstvennosti-i-kultury/ (date of access: 04.07.13).

2. Basharina E. Corporate social responsibility in the system of organization management: Avtoref. Diss. Cand. Econ. - M, 2008. - 29 p.

3. Business and social development in Russia: problems and prospects. A national report submitted / Under General edition Litovchenko S. - Moscow: the Russian Managers Association, 2006 - 58 p.

4. From Russia with love. National contribution to the global context of CSR, 2008. URL: http://www.csrjournal.com/1759-issledovanie-iz-rossii-s-ljubovju.-nacionalnyjj.html (date of access: 02.02.10).

5. Corporate social responsibility: a new business philosophy. Textbook. manual. - M: Vnesheconombank, 2011. - 57 p. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobo ok (date of access: 15.06.13).

6. Nikitina L. Factors of formation of corporate social responsibility with the position of requirements of time and institutional environment, Vestn. Voronezh. St. Univ. Ser. Economy. - 2008. - № 2. - P. 21-25.

7. Perekrestov D., Povarich I., Shabashev V. Corporate social responsibility: questions of theory and practice. - M: «Academy of Sciences» Publishing, 2011. - 216 p.

8. RBC-Rating «Top15 social responsible Russian companies» http://rating.rbc.ru/mini/index.shtml72012/01/31/33548 313 (date of access: 05.09.13).

9. Business strategy: an Analytical guide. Ayvazyan S., Balkind O., Basnina T., etc. / edited by

G. B. Kleiner's works. - M: Conseco, 1998. URL: http://www.aup.ru/books/m71/ (date of access: 10.10.13).

10. Fihtner O. Network entrepreneurial culture in Russia // Economic journal. - 2011. - №1. URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1729.html? effort (date of access: 15.10.13).

11. Shevchenko I. Organization of entrepreneurial activity. Textbook. - Taganrog: TRTU Publishing, 2004. - 92 p. URL: http://www.aup.ru/books/m91/06.htm (date of access: 22.05.11).

12. Corporate Social Responsibility: Recruiting Well by Doing Good? An Empirical Exploration of the

Corporate Social Performance - Employer Attractiveness Link. April - September 2006. MSc Management - Dissertation. - 93 p.

Банкет Анастасия Николаевна - старший преподаватель кафедры «Общая экономика и право», Сибирской государственной

автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований -проблемы культуры и социальной ответственности предпринимательства. Имеет 13 опубликованных работ. E-mail: forkush@yandex.ru

УДК: 338.27

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

А. А. Кораблева

Аннотация. В статье исследованы зарубежные и отечественные подходы к определению экономической безопасности территории. Рассмотрена история становления теории и законодательства в части экономической безопасности в России. Уточнена взаимосвязь составляющих понятия экономической безопасности региона. Предложен подход к формированию перечня индикаторов и авторское определение экономической безопасности региона.

Ключевые слова: экономика региона, экономическая безопасность, индикаторы экономической безопасности.

Введение

Проблема анализа экономической безопасности России и ее регионов начала активно исследоваться отечественными учёными-экономистами в 90-е годы на этапе перехода к методам рыночного хозяйствования. В настоящее время этот вопрос также не теряет своей актуальности на фоне мировых финансово-экономических кризисов. В то же время процессы регионализации экономики сопровождаются усилением дифференциации регионов России по уровню развития, что снижает их возможность противостоять угрозам экономической безопасности. В этой связи исследование теоретических и

методологических аспектов экономической безопасности региона представляется актуальным и востребованным.

Проблематика экономической

безопасности (далее ЭБ) довольно обширна и неоднозначна. Некоторые авторы полагают, что на сегодняшний день проблемы экономической безопасности региона выходят на первый план. Однако другие исследователи отрицают принадлежность понятия ЭБ к экономической или какой-либо иной науке, обращают внимание на

проблемы в определении ЭБ, аналитическом инструментарии, наличии терминологической экспансии и т.п. [3, с. 30]. Тем не менее, на первом этапе исследования необходимо вывить основные методологические положения ЭБ, принятые в настоящее время.

Экономическая безопасность понимается многими авторами как многоуровневое явление и рассматривается применительно к стране, региону, отрасли, предприятию и человеку. В данном исследовании раскрывается проблематика экономической безопасности региона (далее ЭБР). Таким образом, предметом нашего изыскания является экономическая безопасность, объектом исследования выступает регион как субъект Российской федерации. Выделение региона по административному признаку представляется наиболее удачным, поскольку у системы ЭБР должен быть субъект управления, в качестве которого могут выступать региональные власти. Однако такое понимание региона не отрицает использование системного подхода, при котором регион как субъект Российской Федерации рассматривается во взаимосвязях с уровнями высшего порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.