УДК 334.722 : 316.7
Л. Н. БАНКЕТ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье показана эволюция концепции социальной ответственности как основы формирования предпринимательской культуры!, исследованы конструктивная и деструктивная формы экономической активности предпринимательских структур как результат проявления культуры предпринимательства. Категория «социально ориентированная культура предпринимательства» трактуется с точки зрения ее проявления в форме конструктивной экономической активности субъектов предпринимательской деятельности на основе баланса интересов бизнеса и общества.
Ключевые слова: социальная ответственность, культура предпринимательства, социальная ориентированность, конструктивная экономическая активность, деструктивная экономическая активность, устойчивое развитие.
Культура предпринимательства определяющим образом влияет на результаты предпринимательской деятельности, отражая то, в какой степени отечественное предпринимательство соответствует современным условиям и потребностям экономического развития. Во многом от культуры зависит: станет ли предпринимательство драйвером реализации социально ориентированного сценария инновационного развития России или, наоборот, сыграет роль тормозящего фактора [1, 2].
Повышение значимости культурных факторов ставит перед предпринимательскими структурами задачи по управлению ими и, в первую очередь, по определению концептуальной основы для формирования культуры предпринимательства. В качестве такой основы предлагается социальная ориентированность, учитывающая взаимное влияние бизнеса и общества, характеризующая культуру предпринимательства с позиции социального критерия. Поиск способов уравновешивания интересов бизнеса и общества составляет основную проблему концепции социальной ответственности.
Проблемы социальной ответственности предпринимательства достаточно давно исследуются зарубежными учеными. Начиная с 1950-х гг. в мировой управленческой литературе, прежде всего американской, было разработано множество концепций, увязанных с развитием теории корпоративной социальной ответственности (КСО) как «ядра», согласованного с альтернативными концепциями или трансформирующегося в них. Эволюция концепции социальной ответственности показана на рис. 1.
Основные этапы развития концепции КСО характеризуют работы таких авторов, как Г. Боуен, К. Девис, Р. Бломстром, Дж. МакГуир, С. Сети, А. Ке-ролл. При этом А. Кероллу принадлежит особая роль, так как именно его подход получил наибольшее распространение и стал во многом определять рамки современных исследований в области социальной ответственности. Согласно модели А. Керолла, КСО — это многоуровневая ответственность, которую можно представить в форме пирамиды [3]. В основании — экономическая ответственность (базо-
вая функция предпринимательской структуры как производителя товаров и услуг, позволяющая извлекать прибыль). Затем правовая ответственность — соответствие предпринимательской деятельности правовым нормам, этическая ответственность — соответствие нормам морали, и филантропическая (дискреционная) ответственность — добровольное участие в реализации социальных программ, направленных на развитие благосостояния общества. Принципиально важна соподчиненность уровней: этичный бизнес — это не бизнес, занимающийся благотворительностью, а бизнес, стандартные транзакции которого удовлетворяют не только экономическому и правовому, но и этическому критериям [4, с. 20].
Несмотря на быстрое распространение практики КСО в деятельности компаний, теоретические подходы к трактовке содержания и оценке корпоративной социальной ответственности далеки от единства, а зачастую противоречивы. Альтернативные подходы к рассмотрению концепции КСО представлены в табл. 1.
Приведенные подходы отражают общую логику развития концепции КСО, но не исчерпывают всего многообразия трактовок содержания корпоративной социальной ответственности, рассмотренных в мировой управленческой литературе. Все существующие подходы можно представить в виде континуума.
На одном полюсе континуума подходы, трактующие корпоративную социальную ответственность как абсолютно неприемлемый вариант развития бизнеса. М. Фридмен [5] утверждал, что корпорация должна ориентироваться на максимизацию прибыли для акционеров, а менеджеры, которые практикуют социальную ответственность, по сути, «воруют деньги у собственников», а также вторгаются в сферу, лежащую за пределами их профессиональной компетенции. Такая позиция имеет своих последователей, в частности, по мнению Д. Хендерсона, социальная ответственность бизнеса, «несмотря на свою популярность, является обманчивой и разрушительной... базируется на искаженной картине мира» [6, с. 24].
На другом полюсе теоретической мысли, с которой в последние годы солидаризируются многие меж-
1950 -1970-е гг.
1980- -1990-е гг.
2000-е гг.
- социальная ответственность бизнеса \ ■ социальная ответственность бизнесмена - корпоративная социальная ответственность
■ корпоративная социальная восприимчивость
- корпоративная социальная деятельность
■ корпоративная социальная добросовестность
- концепция «заинтересованных сторон» - этика бизнеса (в применении к социальной ответственности)
- устойчивое развитие
- корпоративное гражданство у
JJ Л
Роль предпринимательства в общественном развитии
Деятельность конкретной предпринимательской структуры
Рис. 1. Эволюция концепции КСО (разработано автором на основе [4, с. 18-19])
дународные и государственные организации, а также неправительственные институты, располагаются разработки последователей идей социальной ответственности бизнеса; они настаивают на том, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли, но и делать максимально допустимый вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообществ той страны, где он размещен, а также в сохранение окружающей среды. Между этими полюсами существуют теории промежуточного типа.
В научной литературе предлагалось большое количество определений социальной ответственности. Но, после того как в 2010 г. был принят Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является наиболее точным и полным, универсальным, обобщающим международный опыт: «социальная ответственность — ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
— содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
— учитывает ожидания заинтересованных сторон;
— соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
— интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях» [7, с. 16].
Термин «социальная ответственность» в данном исследовании применяется к любым предпринимательским структурам, что соответствует нормам Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», согласно которым «социальная ответственность — это ответственность организации» [7, с. 16]. Субъектом социальной ответственности, таким образом, является предпринимательская структура (термины «коммерческая организация», «компания», «предприятие», «корпорация», «бизнес» в данном случае могут употребляться как синонимы).
Для целей данного исследования важность представляет, прежде всего, то, что социальная ответственность предпринимательских структур является проявлением социально-ориентированной культуры предпринимательства.
Культура предпринимательства — это феномен, присущий всем без исключения предпринимательским структурам. Любой субъект предпринимательской деятельности сознательно или спонтанно транслирует во внешнюю среду определенные ценности, нормы, образцы и стереотипы ведения бизнеса. Но именно характер культуры определяет то, в какой форме будет проявляться экономическая активность предпринимательских структур.
Можно выделить два альтернативных типа экономической активности предпринимательских структур: конструктивный и деструктивный. Рассмотрим каждый из этих типов более подробно.
Конструктивная экономическая активность предпринимательских структур понимается в статье как
Таблица 1
Альтернативные подходы к рассмотрению концепции КСО*
«Корпоративный эгоизм» «Разумный эгоизм» «Корпоративный альтруизм»
1970-е гг., М. Фридмен: социальная ответственность бизнеса состоит в повышении его прибылей. Т. Левитг: социальная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели — извлечения прибыли — и в принципе является опасной для социума. Социальная ответственность бизнеса сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Комитет по экономическому развитию, США, 1970-е гг. Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества, в котором они функционируют.
'Разработано автором на основе [8, 9]
Таблица 2
Экономическая активность предпринимательских структур как форма проявления культуры предпринимательства*
Деструктивная экономическая активность Конструктивная экономическая активность
Цели/ ценности Приоритет средне- и краткосрочных целей. Экономическая эффективность Приоритет стратегических целей. Экономическая эффективность и социальная эффективность
Собственники и менеджеры Обострен конфликт интересов собственников и менеджеров Взаимодействие собственников и менеджеров
Персонал Эксплуатация в рамках закона Развитие кадрового потенциала
Потребители/ клиенты Источник дохода Выстраивание взаимоотношений
Конкуренты Соперники в борьбе за долю рынка, прибыль и т.д. Разобщенность бизнес-сообщества Партнеры по некоммерческим организациям (ассоциациям и т.п.), совместно отстаивают общие интересы перед органами государственного регулирования
Экология Экстенсивное потребление природных ресурсов, природоохранные мероприятия в рамках закона Добровольные мероприятия по охране окружающей среды, вложения в развитие территорий прис утствия
'Разработано автором
предпринимательская деятельность, соответствующая принципам устойчивого развития (sustainable development), то есть «развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» [7, с. 16]. Концепция устойчивого развития отражает изменение отношений бизнеса и общества, бизнеса и природы и проявляется в трех аспектах: экономическом, социальном и экологическом. Актуальность этой концепции объясняется растущим пониманием того, что путь потребительского отношения к окружающей среде и к социуму является тупиковым: нельзя только брать, ничего не отдавая взамен. В последние столетия человечество беспощадно уничтожало природу, что нашло свое отражение в резком ухудшении среды обитания, прежде всего, самого человека. Экономическая деятельность людей воздействует на состояние природных систем: увеличивается загрязнение окружающей среды, истощаются запасы традиционных сырьевых ресурсов. То же самое можно отметить и по отношению к обществу, в котором функционируют предпринимательские структуры: бизнес всегда исходит из собственных интересов, интересы же общества не принимаются во внимание — отсюда многочисленные социальные проблемы, имеющие в настоящее время обостренный характер.
Устойчивое развитие предполагает, что дальнейшее взаимодействие человека и природы должно строиться на основе гармонии людей и окружающего мира. На микроэкономическом уровне это проявляется в том, что современный потребитель желает получить не просто практичный и привлекательный товар, но и экологически чистый и безопасный. В целом, конструктивная экономическая активность предпринимательских структур и устойчивое развитие относится к объединению целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и сохранением способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии.
Деструктивная экономическая активность предпринимательских структур означает несоответствие предпринимательской деятельности принципам устойчивого развития, при этом предпринимательские структуры могут быть прибыльными, эффективными с экономической точки зрения, но в то же время оказывать негативное воздействие на социальную или экологическую обстановку. Деструктивная экономическая активность в стратегической перспективе приводит к потере эффективности: снижению прибыли, рентабельности и других показателей.
В современных условиях, когда возможности использования традиционных факторов экономического развития близки к исчерпанию, обострены проблемы социального и экологического характера, актуальность приобретает именно конструктивный вариант экономической активности предпринимательских структур.
Признаки деструктивной и конструктивной экономической активности субъектов предпринимательства представлены в табл. 2.
Деструктивная экономическая активность выступает как отсутствие стратегической возможности оказывать позитивное влияние на внешнюю среду. Отсутствие такой возможности в долгосрочной перспективе неизбежно приведет к усилению роли факторов внешней среды, негативно влияющих на деятельность субъекта предпринимательства, или к возникновению новых. Предпринимательская структура столкнется с проблемами, которые поставят под угрозу дальнейшее существование бизнеса.
Таким образом, в современных условиях устойчивость бизнеса напрямую зависит от способности предпринимательской структуры управлять рисками устойчивого развития, которые существуют во внешней среде и являются по своей природе нефинансовыми рисками (рис. 2).
Конструктивный тип экономической активности (соответствующий принципам устойчивого развития) предполагает изменение отношения к внешней среде и, прежде всего, признание того, что у субъектов предпринимательства существует возможность воздействовать на нее, находить долгосрочный баланс между интересами бизнеса, общества и окружающей среды. Социально ориентированная культура предпринимательства при этом является инструментом для такого воздействия, основой для эффективного развития бизнеса и общества. Такой подход позволяет субъекту предпринимательства получить целый ряд положительных эффектов, среди которых: повышение устойчивости предпринимательской структуры, более эффективное стратегическое управление, повышение эффективности управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами, рост инвестиционной привлекательности предпринимательской структуры и т.д.
Конструктивная экономическая активность — это деятельность предпринимательских структур, соответствующая таким концепциям, как устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, корпоративное гражданство. Соответственно, необходимо смещение акцента с изучения культуры
ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ИННОВАЦИИ
Дефицит персонала, способного работать эффективно в сложных условиях Неспособность работников адаптироваться к современным условиям труда Неспособность обеспечить растущие требования по качеству Отставание от конкурентов в производстве новых продуктов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЫНОК ТРУДА
Оборудование и технологии, требующие модернизации Доступность современных производственных и Н технологий Дефицит квалифицированного персонала Дефицит квалифицированных поддерживающих услуг
ИНФРАСТРУКТУРА, РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЭКОЛОГИЯ
Невозможность эффективной логистики и увеличение транспортных расходов Ухудшение качества жизни в регионах присутствия Рост затрат из-за ужесточения экологических нормативов Нехватка природных и переработанных ресурсов для производства
Рис. 2. Риски устойчивого развития бизнеса и общества [10, с. 28]
предпринимательства «как она есть» (в том числе деструктивный тип) на целенаправленное формирование культуры предпринимательства как фактора устойчивого развития с учетом социальных потребностей общества (конструктивный тип). Следовательно, можно говорить о социальной ориентированности культуры предпринимательства как о способе гармонизации интересов общества и бизнеса. Не любая, а только социально ориентированная культура предпринимательства переводит экономическую активность предпринимательских структур из деструктивной в конструктивную плоскость, позволяя не только получать прибыль, но и находить разумный баланс с интересами общества, обеспечивая тем самым возможность развития в стратегической перспективе.
Социальная ориентированность культуры предпринимательства, таким образом, понимается как направленность культуры предпринимательства, определяемая на основе баланса интересов предпринимательской структуры и общества, которая проявляется в форме конструктивной экономической активности субъектов предпринимательства. Отметим, что при формировании социально ориентированной культуры предпринимательства необходимо исходить не из приоритета социальных потребностей общества, что противоречит основной цели предпринимательства, а находить баланс между интересами общества и бизнеса, добиваясь при этом максимальной прибыли.
Библиографический список
1. Бирюков, В. В. Институты и институционально-эволюционная парадигма развития малого предпринимательства / В. В. Бирюков, Е. В. Романенко // Омский научный вестник. — 2012. — № 1(105). — С. 34-38.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030 г.) [Электронный ресурс] — М.: Российская академия наук, 2008. — URL: http://old.mon.gov.ru /files/materials/5053/prog.ntr.pdf (дата обращения: 26.11.2013).
3. Carroll, A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders / A. B. Carroll// Business Horizons. — 1991.— 34 (4). — Рр. 39-48.
4. Благов, Ю. E. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю. E. Благов // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3. — С. 17 — 34.
5. Friedman, M. The social responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // New York Times Magazine. — 1970. — 13 Sept. — 33. — Pp. 122—126.
6. Хендерсон, Д. Нужна ли бизнесу социальная ответственность?/ Д. Хендерсон// Бизнес и общество.— 2003.— № 15.— С. 24 — 26.
7. ISO 26000 Руководство по социальной ответственности [Электронный ресурс]: Международный стандарт. — 2010. — URL: http://www.iso. org/iso/ru/ iso catalogue/manage-ment_and_leadership standard.htm (дата обращения: 26.11.2013).
8. Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. — 2-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2008. — 216 с.
9. Туркин, С. Зачем бизнесу социальная ответственность? [Электронный ресурс] / С. Туркин. — 17.01.2006. — URL: http:/ /www.cfin.ru/press/zhuk/2004-7/16.shtml (дата обращения: 08.05.2008).
10. Видение 2020: стратегия лидерства Метинвест // CSR JOURNAL Корпоративная социальная ответственность. — 2012. — № 1. — С. 25 — 33.
БАНКЕТ Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры «Общая экономика и право». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2013 г. © А. Н. Банкет