Научная статья на тему 'Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности'

Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3924
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЭГОИЗМА / STAKEHOLDER THEORY OF CORPORATE SELFISHNESS / ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО АЛЬТРУИЗМА / CORPORATE ALTRUISM THEORY / ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА / THE THEORY OF RATIONAL SELF-INTEREST / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / SOCIAL INVESTMENT / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО / CORPORATE CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киварина М. В.

В статье рассматривается процесс становления и развития концепции корпоративной социальной ответственности; излагается ее сущностное содержание как многоаспектной и многоуровневой категории, органически связанной с институциональной средой функционирования корпораций, стейкхолдеров и общества; приводятся различные подходы к классификации ее уровней. Обосновывается новая парадигма корпоративной социальной ответственности, отражающая эволюционное единство социального инвестирования, социального партнерства и корпоративного гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE CONCEPT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

This article discusses the process of formation and development of the concept of corporate social responsibility, outlines its essential content as multidimensional and multilevel categories, organically related to the institutional environment functioning corporations, stakeholders and society are different approaches to the classification of its levels. Substantiates the new paradigm of corporate social responsibility, reflecting evolutionary unity of social investment, social partnership and corporate citizenship.

Текст научной работы на тему «Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности»

УДК 330.341

М.В. Киварина

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития концепции корпоративной социальной ответственности; излагается ее сущностное содержание как многоаспектной и многоуровневой категории, органически связанной с институциональной средой функционирования корпораций, стейкхолдеров и общества; приводятся различные подходы к классификации ее уровней. Обосновывается новая парадигма корпоративной социальной ответственности, отражающая эволюционное единство социального инвестирования, социального партнерства и корпоративного гражданства.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, стейкхолдеры, теория корпоративного эгоизма, теория корпоративного альтруизма, теория разумного эгоизма, социальные инвестиции, социальное партнерство, корпоративное гражданство.

M.V. Kivarina, Novgorod state University named after Yaroslav the Wise

EVOLUTION OF THE CONCEPT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Abstract. This article discusses the process of formation and development of the concept of corporate social responsibility, outlines its essential content as multidimensional and multilevel categories, organically related to the institutional environment functioning corporations, stakeholders and society are different approaches to the classification of its levels. Substantiates the new paradigm of corporate social responsibility, reflecting evolutionary unity of social investment, social partnership and corporate citizenship.

Keywords: corporate social responsibility, stakeholder theory of corporate selfishness, corporate altruism theory, the theory of rational self-interest, social investment, social partnership, corporate citizenship.

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) в ее современном понимании зародилась в начале ХХ века в западных странах. Первое ее появление в США связано с деятельностью таких предпринимателей, как Э. Карнеги, Д. Рокфеллер, Р. Вуд. Например, Э. Карнеги, являясь крупным производителем стали и принимая активное участие в финансировании социальных программ, в 1900 г. опубликовал работу под названием «Евангелие богатства», где обосновал доктрину благотворительности, суть которой сводилась к необходимости направлять часть получаемой предпринимателями прибыли на нужды общества. В свою очередь, Р. Вуд, рассматривая возможные пути разрешения социальных проблем с позиций управляющего, пришел к выводу о существовании взаимного влияния бизнеса и общества, что позволило ему одному из первых выделить группы организаций и индивидов, влияющих на работу компании и/или испытывающие на себе влияние ее деятельности, которые в дальнейшем получили название «стейкхолдеры» (заинтересованные стороны).

Дальнейшее свое развитие концепция корпоративной социальной ответственности получила в США в 40-50-х гг. ХХ века, что было обусловлено ростом участия предпринимательских структур в разрешении социально-экономических проблем послевоенных лет. В 1953 г. был опубликован один из заметных трудов на рассматриваемую тему под названием «Социальная ответственность бизнесмена», автором которого стал Х. Боуэн [1]. В названной работе автор перенес концепцию социальной ответственности на бизнес, который, осознавая наличие более широких социальных целей и принимая необходимые деловые решения, способен приносить не только экономические, но и социальные выгоды всему обществу. В последующие годы в США сложились два альтернативных подхода к развитию социальной ответственности предпринимательских структур: с одной стороны, преобладали аргументы в пользу данной концепции, а с другой стороны, выдвигались и обосновывались доводы против нее.

В конце ХХ века концепция социальной ответственности бизнеса значительно расширилась, и ее различные интерпретации были условно сведены к трем теориям.

1. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон), согласно которой существует лишь одно направление социальной ответственности предпринимательских структур - эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимизации прибыли, действуя при этом в рамках правового поля. Такой подход сводится к ответственности бизнеса исключительно перед своими собственниками (акционерами).

2. Теория корпоративного альтруизма (разработана Комитетом по экономическому развитию США), в рамках которой, социальная ответственность рассматривается широко, а представители бизнеса обязаны существенно воздействовать на повышение уровня благосостояния населения путем ее наиболее полной реализации.

3. Теория «разумного эгоизма», представляющая собой некий синтез первой и второй теорий. В

соответствии с таким подходом, КСО сводится к успешному ведению бизнеса, что сокращает потери прибыли в будущем. Расходуя средства на финансирование социальных и филантропических программ, предприниматели неизбежно сокращают величину текущей прибыли, однако подобные действия способствуют формированию благоприятного социального бизнес-пространства, что, в свою очередь, ведет к получению устойчивых прибылей в долгосрочной перспективе.

Современное определение корпоративной социальной ответственности появилось благодаря транснациональным компаниям, которые на Всемирном саммите 1992 г., проходившем в Рио-де-Жанейро, предложили программу саморегулирования при решении социальных проблем. По их мнению, корпорации должны осуществлять свою деятельность с учетом интересов различных стейкхолдеров для достижения экономических, социальных и природоохранных целей.

Российские подходы к определению термина КСО имеют свою специфику. В узком смысле под корпоративной социальной ответственностью подразумевается обязанность предпринимательских структур эффективно осуществлять функцию создания добавленной стоимости, честно и в полном объеме выполнять взятые на себя экономические, социальные и экологические обязательства, согласно установленным законам и принятым в обществе этическим нормам и правилам. В широком смысле корпоративную социальную ответственность рассматривают как добровольное участие предпринимательских структур в развитии социальной, экономической и экологической сфер общества, зачастую не связанное с основной деятельностью компании и выходящее за рамки определенного законом минимума этических норм, принятых в обществе.

На наш взгляд, корпоративную социальную ответственность следует определить как сложную, многоаспектную и многоуровневую категорию, тесно связанную с институциональной средой, в которой осуществляют свою деятельность отдельные бизнес-структуры и заинтересованные стороны, испытывающие на себе влияние бизнеса и/или влияющие на его работу (стейкхолдеры), и общество в целом. При этом социальная ответственность бизнеса выступает как условие комплементарности институтов и фактор институционального равновесия в социальной сфере. Таким образом, можно сформулировать следующее определение: корпоративная социальная ответственность - это совокупность институциональных, политических, финансовых, социально-экономических и прочих отношений, складывающихся в результате взаимодействия государства, бизнеса и общества в процессе формирования и реализации социальной политики.

На основе данного определения и сущностного содержания КСО можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса имеет многоуровневый характер. При этом можно выделить три основных уровня социальной ответственности.

Первый уровень рассматривается как необходимая предпосылка социально ответственного поведения бизнес-структуры: регулярная выплата работникам заработной платы, своевременная уплата налогов, соблюдение законодательства в экономической сфере, сфере охраны окружающей среды, техники безопасности, здоровья работников и т.д.

Второй уровень предполагает развитие внутрифирменных партнерских отношений и непосредственно связан с учетом социально-экономических интересов всего коллектива предприятия на основе переговорного процесса. В дополнение к перечисленным выше базовым обязательствам социально ответственного поведения, данный уровень обеспечивает предоставление работникам предприятия полного социального пакета и реализацию социальных гарантий.

Третий уровень охватывает социальные проекты и программы, сфера действия которых выходит за внутрифирменные рамки. Объектом социальной ответственности в данном случае выступает население территории размещения предприятия. Сюда следует отнести те направления деятельности бизнеса, которые преследуют цель создания благоприятных социально-экономических условий его развития, а также участие предприятия в муниципальных, региональных и государственных (национальных) программах и проектах.

Идея многоуровневости феномена КСО не нова. Еще в конце 1970-х годов А. Кероллом была предложена трактовка социальной ответственности бизнеса как «соответствия экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный момент времени» [2]. Следовательно, А. Керолл выделил четыре уровня КСО: экономический, правовой, этический и дискреционный. Дискреционную ответственность А. Керолл соотнес со сферой, в которой общество еще не сформировало каких-либо ясных ожиданий от бизнеса, что позволяет предпринимателям самостоятельно принимать решения по поводу участия в тех или иных социальных программах или проектах.

В 1991 году А. Керолл придал своей модели законченную форму, согласно которой КСО представляет собой многоуровневую ответственность, представленную в виде пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность определяется базовой функцией предприятия на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности общества и, следовательно, извлекать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизне-

са в условиях рыночной экономики и соответствие деятельности компании ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах.

Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики соответствия ожиданиям общества, не оговоренным в соответствующих правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через ее добровольное участие в реализации социальных программ и проектов.

Существуют и другие подходы к выделению уровней корпоративной социальной ответственности. Например, такие [3].

1. Микроуровень - подразумевает ответственность бизнеса перед собственниками, персоналом, партнерами и потребителями. При этом социальная защищенность сотрудников компании обеспечивается путем разработки и реализации внутрифирменных программ, направленных на формирование и развитие корпоративной культуры, а также приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании. Существующие программы социальных льгот, добровольно предоставляемых работникам, включают: медицинские услуги (здравпункт, поликлиника, добровольное медицинское страхование, предоставление путевок для отдыха и оздоровления работников и членов их семей и пр.); надбавки к очередному отпуску, материальную помощь, выдачу возвратных беспроцентных ссуд; организацию питания сотрудников, доставку к месту работы транспортом компании, скидки работникам при покупке продукции предприятия и т.д.

2. Мезоуровень - предполагает ответственность предпринимательских структур перед местным сообществом территории присутствия.

3. Макроуровень - включает ответственность бизнеса перед государством.

4. Мегауровень - подразумевает социальную ответственность бизнеса перед всем мировым сообществом.

Другая классификация предусматривает следующие уровни [4].

1. Базовый или обязательный уровень - включает полную и своевременную выплату заработной платы, соблюдение налогового и природоохранного законодательства, условий труда и техники безопасности работников, этичное поведение с партнерами и потребителями. Реализация перечисленных требований на практике является необходимым условием выхода компании на цивилизованный рынок.

2. Уровень благотворительности - на первом этапе подразумевает традиционную адресную благотворительность, а затем - стратегическую, т.е. реализацию долгосрочных программ помощи и спонсорства.

3. Уровень социальной ответственности перед персоналом корпорации. Данный уровень предусматривает предоставление работникам расширенного пакета социальных услуг, реализацию внутрифирменных программ по медицинскому обслуживанию, создание собственной пенсионной системы, организацию питания и отдыха, развитие физкультуры и спорта, обеспечение работников жильем и т.д.

4. Уровень социальных инвестиций - предполагает реализацию целенаправленной долгосрочной социо-эколого-экономической политики компании на территории присутствия, направленной на решение общественно значимых задач и подразумевающей взаимное вложение ресурсов представителей местных сообществ и приносящей взаимные выгоды всем участникам.

5. Уровень венчурной филантропии, представляющей собой «нестандартную» благотворительную деятельность, возникшую в результате внедрения в филантропическую деятельность принципов венчурного предпринимательства. Главной ценностью венчурной филантропии является творческий инновационный подход к решению социально-экономических проблем, основывающийся на долгосрочном финансировании и партнерстве.

Как видно из приведенных примеров, каждый подход к определению уровней КСО не противоречит предыдущему, а лишь уточняет и конкретизирует виды ответственности предпринимательских структур. По мнению отдельных исследователей, высшей формой КСО является реализация принципов социального партнерства, что позволяет перераспределить сферы ответственности предпринимательских и властных структур по решению социально значимых проблем, а также способствует созданию механизмов общественного контроля над выполнением государством принятых на себя социальных обязательств [5].

На наш взгляд, социальное партнерство является лишь промежуточной стадией эволюции корпоративной социальной ответственности, успешная реализация которой на практике способствует формированию и развитию корпоративного гражданства, рассматривающего поведение современных корпораций аналогичным поведению отдельных граждан, несущих ответственность перед обществом, в котором они функционируют.

Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в настоящее время социальная активность предприятий выходит за рамки традиционной благотворительности и постепенно становится частью деловой активности, осуществляемой усилиями всех подразделений компании. Социальное инвестирование при этом является тем центром, вокруг которого формируется репутация современных пред-

принимательских структур. Расширение сферы ответственности бизнеса в настоящее время так же неизбежно, как и расширение сферы его влияния. С одной стороны, бизнес действует под давлением государства и общества, а с другой - приобретает все более реальную возможность активно влиять на социально-экономическое окружение в своих целях. Следовательно, можно говорить о формировании новой парадигмы корпоративной социальной ответственности (рис. 1), основными элементами которой являются следующие моменты:

1. Социальное инвестирование, расширяющее сферу реализации корпоративной социальной ответственности и способствующее решению актуальных национальных проблем в сфере занятости, образования, жилья, безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с бедностью и т.д., посредством перехода от традиционной благотворительности к долгосрочным фокусированным социальным инвестициям как на уровне страны в целом, так и на уровне ее отдельных регионов.

2. Социальное партнерство, обеспечивающее конструктивный диалог власти, бизнеса и населения, в результате чего происходит перераспределение сфер ответственности властных и предпринимательских структур по решению общественно-значимых проблем.

3. Корпоративное гражданство, предусматривающее взаимную ответственность предпринимательских и властных структур в гражданском обществе, а также согласование интересов компании и ее основных стейкхолдеров не только в экономической, но и в социальной, экологической, политической и других сферах.

Рисунок 1 - Эволюционное развитие корпоративной социальной ответственности

Таким образом, формирование и развитие взаимовыгодных механизмов социального инвестирования, социального партнерства и корпоративного гражданства должно стать важным элементом долгосрочной стратегии конструктивного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в современной России.

Список литературы:

1. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper-Rom, 1953.

2. Carroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. № 34 (4). P. 39-48.

3. Руденко К.А. Методика определения степени социальной ответственности предпринимательских структур [Электронный ресурс] // Российский экономический интернет-журнал. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006 /Rudenko.pdf

4. Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития: сборник тезисов науч.-практ. конф. Великий Новгород, 2006.

5. Висельская Е.Н. Направления развития социальной ответственности российских корпораций: автореф. дис. ...канд. экон. наук. Тамбов, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.