Б01 10.24411/2077-7639-2019-10034
Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса
Мамаев А.И.
Представлены данные статистики, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в России. Указан вклад данного сегмента экономики в валовый внутренний продукт страны в настоящее время. Рассмотрены целевые установки «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» по повышению роли данного сегмента бизнеса в экономике страны. Обозначены элементы внешней и внутренней среды субъектов малого и среднего предпринимательства. В отношении внешней среды прямого воздействия указано на необходимость целенаправленного взаимодействия со стейкхолдерами компаний. При рассмотрении внешней среды косвенного воздействия особое внимание уделено таким факторам, как политическая стабильность и законодательное регулирование, экономическая ситуация. Они являются условием, при котором компании действуют этично и ответственно, с расчетом на долгосрочную перспективу. Обозначена взаимосвязь между уровнем доверия в стране и распространением практики ответственного поведения. Определены основные проблемы реализации социальной ответственности среди компаний малого и среднего бизнеса: неэффективный административный контроль со стороны государства (органов власти); слабость институциональной составляющей; низкий уровень доверия в обществе; недостатки нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего предпринимательства. На основе анализа индекса деловой активности малого и среднего бизнеса на период с 2015 года по 2019 год дана характеристика его внешней среды как нестабильной. Сделаны выводы о необходимости повышения качества мер, предпринимаемых государственными органами по созданию инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса.
для цитирования гост 7.1-2003
Мамаев А.И. Проблемы развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса // Дискуссия. - 2019. - Вып. 95. - С. 30-36.
ключевые слова
Стейкхолдеры, индекс доверия, корпоративная социальная ответственность, социальные проекты, экосистема социально ответственного предпринимательства, деловая среда, предпринимательская среда, внешняя среда, индекс деловой среды.
Введение. Тенденции социализации экономики проявляются в повышении ожиданий со стороны общества и ответа бизнеса на эти ожидания в виде развития этичного поведения и социальных проектов. Концепции корпоративной социальной ответственности, корпоративного гражданства были взяты на вооружение первоначально круп-
ным бизнесом как наиболее активным участником экономической деятельности. Но принципы ответственного ведения бизнеса позже стали распространяться и среди малого и среднего бизнеса. Социальная ответственность в среде малого и среднего предпринимательства проявляется в выплате достойной заработной платы, развитии
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10034
Problems of the development of social responsibility of small and medium
business
Mamaev A.I.
The article presents statistics of the number of small and medium-sized businesses in Russia, its contribution to the gross domestic product of the country at present. The author notes that the Russian government set an objective to increase the role of this business segment in the economy. This target indicator is fixed in the Strategy for the development of small and medium-sized businesses until 2030.
The article discusses the elements of internal and external environment of small and medium-sized businesses.
The special attention is paid to such factors as political stability, economic situation and legislative regulation within external environment. These factors set the conditions for companies to act ethically and responsible according to the long term perspective. The author points to the link between the level of trust in the country with the level of the responsible business among small and medium-sized businesses.
The article identifies the main problems of social responsibility among SMEs: inefficient administrative control by the state (authorities); weakness of the institutional component; low level of trust; shortcomings of the regulatory framework for small and medium-sized businesses. These conclusions are confirmed by the results of the analysis of the Russia Small Business Index within period from 2015 to 2019.
The author concluded that the government is the main actor to improve infrastructure of the Russian SME development.
for citation apa
Mamaev A.I. An Problems of the development of social responsibility of small and medium business. Diskussiya [Discussion], 95, 30-36.
keywords
Stakeholders, trust index, corporate social responsibility, social projects, ecosystem of socially responsible entrepreneurship, business environment, business environment, external environment, business environment index.
сотрудников, благотворительной деятельности, использовании ресурсосберегающих технологий, этичном отношении к клиентам и пр.
В последние годы тенденции социализации не обошли стороной и сектор малого и среднего бизнеса. Речь идет о распространении ценностей ответственности, этичного поведения, заботы об экологии в среде предпринимательства. Концепция социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития проникла в деловую среду и меняет поведение предпринимателей не только крупного, но и малого бизнеса.
Цель исследования. Существуют особенности в проявлениях социальной ответственности в среде малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным бизнесом. Эксперты исследуют влияние ценностей собственников на социально ответственное поведение, стейкхолдеров, влияние рынка и пр. В данной статье рассмотрено влияние среды на социальную ответственность малого и среднего бизнеса (МСБ).
По данным Федеральной налоговой службы, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 мая 2019 года зарегистрировано
6 497 419 субъектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [1]. В этом секторе задействована наиболее активная часть населения. Успешно работающие представители МСБ формируют средний класс - гарант стабильности государства. Поэтому так важно создавать условия для успешного развития малого и среднего бизнеса и его ответственного поведения.
Президентом Правительству поставлена задача повысить роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны. В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» указана цель довести количество занятых в данном секторе с 19 млн человек в 2019 году до 25 млн занятых к 2024 году. Планируется повысить долю малого и среднего бизнеса в ВВП за этот же период с 20,0 до 32,5% [ 2 ].
Материал и методы исследования. Социальная ответственность бизнеса представляет собой добровольный отклик на рост общественных запросов. Если взять за основу данное определение, то на первый план выходит влияние внешней среды как важнейший фактор социально ответственного поведения МСБ. Особенностям социальной ответственности малого бизнеса по сравнению с крупным, влиянию ценностей собственников, роли этики, внешнего окружения посвящены работы зарубежных исследователей - таких, как Д. Джамали [3], Л. Спенс [4] и других. Проблему влияния предпринимательской среды изучают многие российские авторы. Среди них И.Е. Трубехина [5], Е.В. Горшенина, К.Н. Вицелярова [6], О.Н. Кусакина, Н.И. Пальцев [7], Б.С. Батаева, Л.М. Чеглакова, О.А. Мелитонян [8] и др. Внутреннюю среду образуют миссия компании, цели и задачи,структура собственности компании, сфера бизнеса, технологии, организационная структура, организационная культура и пр. Во внешней среде выделяют среду прямого и косвенного воздействия.
Внешняя среда прямого воздействия представляет собой ближайший круг стейкхолдеров компании. Развитие концепции заинтересованных сторон инициирует целенаправленное развитие инструментов и способов взаимодействия с окружением предприятия.
Руководство компании проводит мониторинг изменения внешней среды, чтобы успевать реагировать на сигналы и изменения. Эффективное управление взаимодействием со стейкхолдерами, формирующими среду прямого воздействия, представляет собой акт балансирования между интересами разных стейкхолдеров и компании.
Сегодня в развитых странах сформировалась прослойка ответственных, этичных потребителей, которые принимают во внимание социальную ответственность производителя при выборе товара или услуги. Многие крупные компании разрабатывают кодексы этики для поставщиков, в которых прописывают условия и принципы социальной ответственности. Предприятия малого и среднего бизнеса для того, чтобы получить контракт с данной компанией, стараются соответствовать этим требованиям и повышают свою социальную ответственность.
Потребители из развитых стран оказывают влияние на производителей в странах третьего мира, требуя от компаний проводить социальный аудит в сети поставщиков. Данная практика широко распространена в транснациональных корпорациях. Местные сообщества и общество в целом могут вынуждать компании менять практику безответственного поведения путем проведения акций протеста против деятельности того или иного производителя.
Внешняя среда косвенного воздействия (макросреда) оказывает влияние, создавая благоприятные условия либо барьеры (угрозы) для деятельности МСБ.
К экономическим факторам относятся уровень спроса, рынки сбыта, наличие доступа к финансовым ресурсам и пр. Политический фактор приобретает особое значение в последние годы -с ростом нестабильности и развертыванием торговых войн. Стабильная политическая ситуация, наличие внятных программ у партий, находящихся у власти, позволяют компании прогнозировать направления своего развития с учетом направлений развития экономики. И наоборот, нестабильность внешней среды не позволяет принимать решения с длинным горизонтом видения и способствует принятию краткосрочных планов.
Социальная ответственность как вложение в репутацию окупается лишь по прошествии некоторого времени. В этих условиях существует прямая зависимость между благоприятной экономической ситуацией и социально ответственным поведением предпринимателей в целом. Нестабильность негативно сказывается на возможности реализации социально ответственного поведения.
Социокультурный фактор является еще одним моментом, влияющим на социальную ответственность представителей в МСБ. Появление новых ценностей, стремление к здоровому образу жизни создают возможности для одних компаний
и угрозу для других. Немаловажное значение приобретает наличие доверия в обществе как основы для самоорганизации и взаимодействия граждан. Наличие в обществе доверия способствует поддержанию моральных устоев. Эксперты выделяют базовый, личностный и социальный уровни доверия [ 9 ], а также культурный уровень доверия [10]. Согласно идее Ф. Фукуямы, «доверие основано на соблюдении этических принципов и норм, существующих в обществе» [Цит. по: 10]. Следовательно, чем ниже в обществе уровень доверия, тем меньше шансов на высокий уровень социальной ответственности малого и среднего бизнеса.
Результаты исследования и их обсуждение.
Согласно экспертным оценкам, уровень доверия в России находится на невысоком уровне. Так, по данным Л.А. Беляевой, совокупный индекс доверия в России составляет 4,65 по 10-балльной шкале [11]. В обществах с низким уровнем доверия потребители не доверяют информации о благотворительности, о социальных инициативах и практиках. В сложившихся условиях социально ответственные компании, занимающиеся благотворительностью и заботящиеся о сотрудниках, помогающие в решении социальных проблем, не получают общественного одобрения. Их деятельность не вознаграждается в должной степени со стороны клиентов и потребителей. Для преодоления недоверия компании вынуждены
тратить больше средств на рекламу социальных и экологических проектов. Это отвлекает ресурсы из их бюджетов. Такая особенность российского контекста, характеризующегося невысоким уровнем доверия в обществе, позволяет сделать вывод, что в сложившихся условиях социальная ответственность малого и среднего бизнеса будет развиваться очень медленно.
Среди институциональных факторов, влияющих на развитие МСБ, важнейшее значение имеет государство как институт. Государство создает инфраструктуру для развития малого и среднего предпринимательства. Господдержка проявляется в облегчении доступа к финансированию, помощи в лицензировании, снижении административного контроля и пр. За последние годы произошло существенное снижение административного контроля в соответствии с указами Президента. Однако результаты оценки деловой среды показывают недостаточность предпринимаемых мер, о чем будет сказано ниже.
Природно-географические факторы внешней среды также влияют на деятельность МСБ. Это касается выбора сферы деятельности. Рост волнений общественности в связи с изменениями климата отражается в принятии новых законов и общественных инициатив в области сохранения природной среды. Передовые компании раньше других переходят на ресурсосберегающие технологии, занимаются вторичной перера-
боткой сырья, проводят природоохранные акции. По данным статистики, в отдельных странах Европы именно МСБ максимально занят в сфере экологии.
Научно-технические факторы определяют использование инновационных технологий, автоматизацию и роботизацию производства. Внедрение роботов имеет двоякие последствия: снижает объем тяжелого, изнурительного труда, но и способствует сокращению рабочих мест.
Экосистема социально ответственного предпринимательства является еще одним фактором, влияющим на деятельность представителей МСБ. В современных условиях наличие фондов социально ответственных инвестиций, фондовых индексов социально ответственных компаний, рейтингов социально ответственных компаний, составляемых для крупного бизнеса, оказывает существенное влияние и на представителей малого и среднего предпринимательства. Крупные компании разрабатывают принципы ответственных закупок, устанавливают минимальные пределы закупок у предприятий малого и среднего предпринимательства, стимулируя развитие местных производителей. Крупные компании, устанавливая и принимая кодексы этики для своих поставщиков, распространяют социально ответственные нормы на малый и средний бизнес. Эти и другие факторы значительно влияют на социальную ответственность данного сегмента экономики.
Все перечисленное выше имеет отношение к теории. На практике для комплексной оценки влияния деловой среды на малое и среднее пред-
принимательство рассчитывается индекс деловой активности (Russian Small Business Index - RSBE) [12]. Его рассчитывает «Опора России» по 2000 компаний из 24 регионов России c 2014 года. При составлении индекса RSBE учитываются 4 критерия деловой среды: продажи, доступность финансирования, инвестиции и кадры (рост или снижение занятых в сфере малого и среднего бизнеса). Значение ниже 50 пунктов означает падение деловой активности, а превышение 50 пунктов -рост. На рисунке приведена динамика индекса с 2015 года по настоящее время [12].
Согласно приведенным данным, в 2015 году (в начале расчета) индекс составлял 45,1 пункта. Затем он показывал разнонаправленную динамику. В 3-м квартале 2018 года значение индекса снизилось до 48,5 пункта, в 4-м квартале опустилось до 47,1 пункта. В конце 2018 года предприниматели пессимистично оценивали перспективы малого и среднего бизнеса на ближайшие два года. Такое мнение высказали 68% опрошенных бизнесменов. В этот период основное падение индекса пришлось на продажи (в условиях роста цен покупательная способность населения и компаний снизилась) и кадры (малый и средний бизнес начал сокращать персонал) [13]. Негативные ожидания представителей малого и среднего бизнеса не оправдались. Уже в 1-м квартале 2019 года значение индекса повысилось и достигло значения 52,0. Падение индекса деловой активности характеризует контекст - неустойчивость российской деловой среды. Нестабильность негативно влияет на развитие МСБ в целом и на социально ответственное поведение в том числе.
Динамика индекса деловой активности, 2015-2019 годы
Можно сделать вывод, что российскую деловую среду характеризуют недостаточная эффективность мер господдержки малого и среднего предпринимательства, недоверие в обществе, отсутствие должной поддержки социально ответственных предпринимателей со стороны клиентов и потребителей. Неэффективный налоговый и административный пресс удерживает часть представителей малого бизнеса в «тени», где его «курируют» криминальные структуры [14].
Для того, чтобы компании стали развивать свои социальные программы, они должны быть
Список литературы
1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/about.html (дата обращения: 16.02.2019).
2. Дымова И. От меньшего к большему // Вестник экономики Евразийского союза. Дек. 2018 - янв. 2019. С. 66-71.
3. Jamali D., Zanhour M., Keshishian Т. Peculiar Strengths and Relational Attributes of SMEs in the Context of CSR // Journal of Business Ethics. 2009. № 87. Р. 355-377.
4. Spence L.J. Small Business Social Responsibility: Expanding Core CSR Theory // Business & Society. 2016. Vol. 55 (1). Р. 23-55.
5. Трубехина И.Е. Социальный капитал и экономическое развитие в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Economics/13_105842. doc.htm (дата обращения: 13.02.2019).
6. Горшенина Е.В., Вицелярова К.Н. Социальная ответственность и культура предпринимательства [Электронный ресурс] // Экономические исследования. 2017. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-i-kultura-predprinimatelstva (дата обращения: 12.02.2019).
7. Кусакина О.Н., Пальцев Н.И. Формирование благоприятной предпринимательской среды и социальная ответственность бизнеса // Российское предпринимательство. 2009. Т. 10, № 2. С. 10-14.
8. Батаева Б.С., Чеглакова Л.М., Мелитонян О.А. Социальная ответственность бизнеса в представлениях собственников и менеджеров малых и средних организаций России //
References
1. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal tax service]: ofic. sajt. Access mode: https://ofd.nalog.ru/about.html (access date: 16.02.2019).
2. Dymova I. Ot men'shego k bol'shemu [From less to more]. Vestnik ekonomiki Evrazijskogo soyuza. Dek. 2018 - yanv. 2019. S. 66-71.
3. Jamali D., Zanhour M., Keshishian T. Peculiar Strengths and Relational Attributes of SMEs in the Context of CSR. Journal of Business Ethics. 2009. № 87. P. 355-377.
4. Spence L.J. Small Business Social Responsibility: Expanding Core CSR Theory. Business & Society. 2016. Vol. 55 (1). P. 23-55.
5. Trubekhina I.E. Social'nyj kapital i ekonomicheskoe razv-itie v regionah Rossii [Social capital and economic development in Russian regions]. Access mode: http://www.rusnauka. com/10_DN_2012/Economics/13_105842.doc.htm (access date: 13.02.2019).
6. Gorshenina E.V., Vicelyarova K.N. Social'naya otvetstvennost' i kul'tura predprinimatel'stva [Social responsibility and busi-
уверены в завтрашнем дне и положительно оценивать состояние деловой среды. Формирование благоприятной предпринимательской среды -одна из функций государства. Можно согласиться с мнением Л.А. Беляевой, что государству следует демонстрировать и доказывать бизнесу свое одобрение и самому проводить взвешенную ответственную политику в отношении МСБ [11]. От того, как оно справится с этой задачей, во многом зависит степень развития социальной ответственности малого и среднего бизнеса в ближайшие годы.
Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 13-52.
9. Удовицкий П.В., Швец Л.Г. Роль доверия в гражданском обществе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 24. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/104/24160/ (дата обращения: 09.06.2019).
10. Мышляева Т.В. Доверие в современном обществе: подходы к анализу [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 1. С. 301-307. Режим доступа: http://www.unn.ru/ pages/issues/vestnik/99990201_West_soc_2006_1%285%29/34. pdf (дата обращения: 09.06.2019).
11. Беляева Л.А. Социальный капитал в России и проблемы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Социологический мониторинг. ФН - 10/2016. 97 с. Режим доступа: http://phisci.ru/files/issues/2016/10/RJPS_2016-10_ Belyaeva.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
12. Опора России [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://opora.ru/upload/iblock/b33/b332ba464986 25f72adcc9d5591370f3.pdf (дата обращения: 13.05.2019).
13. Агеева О., Ильина Н., Ткачёв И. Малый бизнес оценил перспективы роста как худшие за последние пять лет [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 12 февр. Режим доступа: ttps://www. rbc.ru/economics/12/02/2019/5c61751c9a79477e42b33c2d (дата обращения: 12.05.2019).
14. Филин С.А. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 8 (23). С. 4-15.
ness culture]. Ekonomicheskie issledovaniya. 2017. Access mode: https://cyberleninka.ru/artideAi/sotsialnaya-otvetstven-nost-i-kultura-predprinimatelstva (access date: 12.02.2019).
7. Kusakina O.N., Pal'cev N.I. Formirovanie blagopriyatnoj pre-dprinimatel'skoj sredy i social'naya otvetstvennost' biznesa [Formation of favorable business environment and social responsibility of business]. Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2009. T. 10, № 2. S. 10-14.
8. Bataeva B.S., CHeglakova L.M., Melitonyan O.A. Social'naya otvetstvennost' biznesa v predstavleniyah sobstvennikov i menedzherov malyh i srednih organizacij Rossii [Social responsibility of business in the views of owners and managers of small and medium-sized organizations in Russia]. Organizacionnaya psihologiya. 2018. T. 8, № 1. S. 13-52.
9. Udovickij P.V., SHvec L.G. Rol' doveriya v grazhdanskom obshchestve [The role of trust in civil society]. Molodoj uchenyj. 2015. № 24. Access mode: https://moluch.ru/archive/104/24160/ (access date: 09.06.2019).
10. Myshlyaeva T.V. Doverie v sovremennom obshchestve: podhody k analizu [Trust in modern society: approaches to analysis]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. № 1. S. 301-307. Access mode: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_ soc_2006_1%285%29/34.pdf (access date: 09.06.2019).
11. Belyaeva L.A. Social'nyj kapital v Rossii i problemy predprinim-atel'skoj deyatel'nosti [Social capital in Russia and problems of entrepreneurship]. Sociologicheskij monitoring. FN - 10/2016. 97 s. Access mode: http://phisci.ru/files/issues/2016/10/ RJPS_2016-10_Belyaeva.pdf (access date: 12.06.2019).
12. Opora Rossii [support of Russia]. Ofic. sajt. Access mode:
http://opora.ru/upload/iblock/b33/b332ba46498625f72ad-cc9d5591370f3.pdf (access date: 13.05.2019).
13. Ageeva O., Il'ina N., Tkachyov I. Malyj biznes ocenil perspektivy rosta kak hudshie za poslednie pyat' let [Small businesses rated growth prospects as the worst in five years]. RBK. 2019. 12 fevr. Access mode: ttps://www.rbc.ru/economics/12/02/2019/5c-61751c9a79477e42b33c2d (access date: 12.05.2019).
14. Filin S.A. Malyj i srednij biznes v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Small and medium business in Russia: problems and prospects]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2005. № 8 (23). S. 4-15.
Информация об авторе
Мамаев А.И., аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 15.06.2019
Дата принятия к публикации: 15.08.2019
© Мамаев А.И., 2019.
Author Info
Mamaev A. I., PhD Student, Department of corporate finance and corporate governance, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia). Corresponding author: [email protected]
Article Info
Received for publication: 15.06.2019 Accepted for publication: 15.08.2019
© Mamaev А.I., 2019.