ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
165
АН. МУХАМЕДШИНА
Алла Николаевна МУХАМЕДШИНА — аспирантка кафедры маркетинга СПбГЭУ.
В 2010 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 8 публикаций.
Область научной специализации — культура предпринимательства, социальная ответственность.
^ ^ ^
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА* *
ХХ! век, характеризующийся ростом глобализации [13] и интернационализации экономики, привнес изменения в понимание управленцами и экономистами значимости культурных аспектов [3] и осознание их влияния на успешность осуществления предпринимательской деятельности, что нашло отражение в трудах ведущих зарубежных специалистов. Важным является тот факт, что феномен культуры может оказывать значительное влияние на результат предпринимательской деятельности — на достижение ее конечных или промежуточных целей. Так, нидерландский социолог Г. Хофстеде, на основе опроса более 60 тыс. респондентов в 70 странах мира (вопросы о жизненных целях, взаимоотношениях с коллегами, начальством, об отношении к труду и т. д.), установил, что базовые ценности национальных и этнических культур «решающим образом» влияют на «формирование деловой культуры» и «определяют культурную идентичность участников бизнес-процесса» [6, с. 148]. Согласно подходу профессора Н.Дж. Холдена, любое крупное предприятие нацелено на решение определенных задач, при этом «факторы культуры» предстают «внутренними стимулами», оказывающими влияние на управление компанией и ее деятельность, а потребительские ценности создаются предприятием с помощью «стратегических активов», таких как: финансовые (кредиты, структура капитала), материальные (оборудование, местоположение), нематериальные (персонал, организационная культура) ценности. Американский социолог Т. Парсонс разработал модель AGIL (адаптация, достижение целей, интеграция, легитимность), отражающую «связь между культурой предпринимательства и результатами деятельности организации» [там же, с. 150].
Итак, необходимость установления в реальной социальной практике оптимального равновесия между коммерческими интересами предприятий, нарастающими требованиями государства и потребностями общества в социальной защищенности способствует формированию определенной субкультуры — культуры предпринимательства, в рамках которой функционирование предприятий призвано в большей степени отвечать интересам всех трех субъектов взаимодействия. Актуальность представленной проблематики для российского бизнеса очевидна: важным аспектом предпринимательской деятельности является поиск компромисса между ориентацией предприятия на прибыль и такими категориями, как мораль [5, с. 3], нравственность, этика, а также соблюдение правовых, экологических, социальных и других норм [11], что находит отражение в культуре предпринимательства.
В настоящее время культура предпринимательской деятельности признается одним из важнейших факторов успеха в условиях жесткой конкуренции, в связи с чем данному аспекту уделяется значительное внимание [2, с. 7] как со стороны научных кругов, так и с позиции практикующих специалистов. Рассмотрим несколько подходов к трактовке исследуемого термина.
ГРНТИ 06.56.21 © А.Н. Мухамедшина, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.И. Мелентьевой.
166
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Немецкий психолог и управляющий Р. Рюттингер определяет культуру предпринимательства как «систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях» [4]. Данная трактовка, на наш взгляд, носит общий характер, в связи с чем не может претендовать на роль основной. Более узкое понимание термина представлено С.В. Спесивцевой, по мнению которой культура предпринимательства выражается в «совокупности установленных и разделяемых» принципов и ценностных норм организации, формальных и неформальных правил поведения персонала, что позволяет предприятию «эффективно использовать конкурентные преимущества... в ходе осуществления предпринимательской деятельности» [11, с. 8-9]. Данная позиция, на наш взгляд, в большей степени отражает сущность более узких понятий, таких как «корпоративная культура», «организационная культура» и т. д., в силу того, что ограничивается уровнем предприятия и не отражает масштабов культуры предпринимательства как субкультуры в целом. Схожую позицию занимает Г.А. Абулханова, уточняя, что культура предпринимательства представляет собой «систему материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой и отражающих индивидуальность и восприятие» сотрудников, при этом «проявляющихся в предпринимательской активности, новшествах и в разумной доле риска для достижения целей предприятия» [там же]. Так, достоинством указанного подхода является акцентирование внимания на важной характеристике предпринимательской деятельности — ее инновационном характере, однако в целом представленное определение нельзя назвать исчерпывающим, так как, на наш взгляд, культура предпринимательства представляет собой совокупность характеристик всех субъектов предпринимательской деятельности определенного уровня (отрасль, регион, страна), а не отдельно взятой организации. В.Г. Макеева понимает под культурой предпринимательства «систему» ценностей, традиций, знаний, символов, смыслов, «обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятия ее обществом» [8, с. 100-101]. Мы считаем обоснованным представленное толкование культуры предпринимательства как совокупности категорий, влияющих на развитие предпринимательской деятельности, однако в данном определении отсутствует указание на необходимость следования (в рамках ее осуществления) не только экономическим, но и правовым, социальным, этическим и экологическим нормам, что, с нашей точки зрения, крайне важно. В связи с этим выделим определение Ю.В. Дворцова, рассматривающего культуру предпринимательства как «социально-экономическую категорию, отражающую социальный и экономический аспекты предпринимательской деятельности». При этом в качестве «главного индикатора, определяющего уровень культуры предпринимательства» автор справедливо выделяет «социальную ответственность предприятий» [6, с. 10]. Активность предпринимателей в социальной сфере является важным показателем уровня культуры предприятия, а совокупность подобных культур формирует общеотраслевую культуру предпринимательства. Однако следует подчеркнуть, что в ее основе лежат не только экономические и этические, но и социальные, правовые и экологические аспекты, что должно быть отражено в определении исследуемого понятия. Наиболее развернутое определение культуры предпринимательства представлено М.Г. Лапустой, рассматривающим ее как «определенную, сложившуюся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (нормативными актами, законами)», нравственными и этическими правилами, обычаями делового оборота, нормами поведения «при осуществлении цивилизованного бизнеса» [7, с. 470]. В данном подходе находят отражение практически все основные сферы, которые необходимо выделить в рамках определения понятия культуры предпринимательства, а именно: экономическая (осуществление предпринимательской деятельности подразумевает необходимость получения и максимизации прибыли), правовая (необходимость соблюдения установленных законов и норм), этическая (необходимость выполнения нравственных и этических установок, принятых в обществе и бизнес-среде), социальная (в том числе осуществление цивилизованного бизнеса). Между тем следует отметить, что важной составляющей культуры предпринимательства является деятельность предприятий в экологической сфере, однако в определении М.Г. Лапусты данный аспект не затронут.
Таким образом, под «культурой предпринимательства» следует понимать определенную, сложившуюся совокупность методов, норм, принципов, приемов осуществления субъектами предпринимательской деятельности, нацеленной на экономические инновации и реализуемой в соответствии с действующими в стране (обществе, отрасли) правовыми и экологическими нормами, традициями социальной деятельности, нравственными и этическими принципами ведения бизнеса.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
167
Отметим, что в современных условиях одним из важных векторов развития деятельности предприятий становится совершенствование культуры предпринимательства, направленное на обеспечение устойчивого развития как бизнеса, так и общества в целом. Так, любое коммерческое предприятие, согласно уставу, преследует экономическую цель — получение прибыли, однако современные предприниматели постепенно приходят к пониманию того, что реализация дополнительной деятельности в социальной и этической сферах, в сфере экологической безопасности, а также в правовой сфере становится все более актуальным аспектом деятельности успешных компаний в условиях нарастающей конкуренции и усугубляющегося процесса глобализации [12]. В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения составляющих культуры предпринимательства, в рамках которого автором были впервые выделены пять ключевых групп ее элементов, таких как: 1) ценности; 2) нормы; 3) язык, знаки, символы и атрибуты; 4) герои; 5) традиции, а также разработан принцип их дифференциации в соответствии с целями деятельности предприятия: коммерческой целью, состоящей в достижении прибыли, и некоммерческой целью, направленной на обеспечение устойчивого развития предприятия и общества в целом (см. табл.).
Таблица
Элементы культуры предпринимательства в зависимости от целей предприятия
Элемент Коммерческая цель Некоммерческая цель
1. Ценности Стремление к росту прибыли; уровень развития предприятия, инновационность; готовность к риску, самостоятельность, ответственность Имидж, репутация, миссия
2. Нормы Установленные законом (на любом уровне: от внутрифирменного до государственного и международного) правовые акты, правила, нормы, стандарты и т. д. Неправовые, т. е. не закрепленные законодательно (принятые в конкретном обществе или в сфере бизнеса правила поведения, осуществления сделок, делового этикета, осуществления информационной политики и т. д.)
3. Язык, знаки, символы, атрибуты Логотип, слоган, торговая марка, герб, эмблема, флаг; система внутренних (интранет, обучающие материалы) и внешних (сайт, финансовые отчеты, издания для клиентов и партнеров и др.) коммуникаций; корпоративный стиль (в том числе оформление помещения, сайта, презентаций, раздаточных материалов, сувениров и т. д., стиль одежды сотрудников и др.) Система внутренних (внутрикорпоративные форумы, издания) и внешних (социальные отчеты, издания для клиентов и партнеров о деятельности предприятия в свободной форме и др.) коммуникаций; корпоративный дух (в том числе наличие сплоченности в коллективе, формирование командного единства, наличие обратной связи с руководством и т. д.)
4. Герои Основатели и (или) владельцы бизнеса, руководители, лидеры предприятий — конкурентов, конкуренты, лидеры из других отраслей (бенчмаркинг), в том числе представители иностранных компаний и т. д., а также «герои» прошлых лет: Э. Карнеги, Р. Вуд, Г.Форд и др. Отдельные представители бизнеса или целые предприятия, успешно реализовавшие в прошлом или осуществляющие в текущий период деятельность в социальной и (или) этической сфере, а также в сфере экологической безопасности (в том числе бенчмаркинг)
5. Традиции (в том числе обычаи, ритуалы, обряды) Активный и перманентный поиск способов расширения бизнеса (завоевания новых ниш, расширения рынков сбыта, осуществление научно-технических разработок и др.); обучение персонала (корпоративные практики внутреннего обучения, семинары, тренинги); бенчмаркинг (выявление, изучение, оценка лучших практик других организаций или внутри предприятия и их применение на предприятии); стиль руководства (авторитарный, демократический или либеральный); обычай делового оборота и т. д. Корпоративные мероприятия, не связанные с основной деятельностью персонала (волонтерство, праздничные, спортивные и экологические мероприятия и др.); система наставничества и адаптации молодых специалистов и т. д.; система внутрифирменных поощрений (материальная и нематериальная формы мотивации персонала) и наказаний, санкций; дополнительные социальные гарантии сотрудникам; реализация проектов в сфере защиты окружающей среды; ведение бизнеса в рамках этических норм, т. е. основанного на уважении интересов партнеров и осуществлении честной конкуренции; схема взаимодействия с заинтересованными сторонами; пути разрешения конфликтных ситуаций и т. д.
168
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
В целом, совершенствование культуры предпринимательства в значительной степени способствует формированию дополнительных конкурентных преимуществ компаний, при этом выделение элементов ее некоммерческой направленности позволяет отразить их значимость и уделить им особое внимание как важной составляющей успешной предпринимательской деятельности. Таким образом, культура предстает важным элементом предпринимательской деятельности, а ее формирование и развитие становятся необходимыми факторами получения предприятием дополнительных преимуществ на высококонкурентном рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности / под ред. А.Н. Асаула. СПб.: Гуманистика. 2004. 448 с. URL: http://www.aup.ru/books/m498/3_3.htm (дата обращения: 20.11.2014).
2. Багиев Г.Л. Маркетинг и культура предпринимательства / Г.Л. Багиев, В.В. Томилов, З.А. Чернышева; под общ. ред. А.И. Муравьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 115 с.
3. Безуглова Н.П. О необходимости введения культурного параметра в исследования по экономике и менеджменту // Полигнозис. 2010. № 3 (39). URL: http://www.polygnozis.m/default.asp?num=6&num2=522#_ftn10 (дата обращения: 20.11.2014).
4. Богданова А.К. К определению культуры предпринимательства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. URL: http://www.jumal.org/artides/2011/ekon42.html (дата обращения: 20.11.2014).
5. Васильева Е.Н. Становление культуры предпринимательства в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 25 с.
6. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 288 с.
7. Дворцов Ю.В. Методические подходы к формированию культуры предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2012. 22 с.
8. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. Внешэкономбанк. М., 2011. 56 с. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf (дата обращения: 20.11.2014).
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/94562 (дата обращения: 20.11.2014).
10. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики // Академия естествознания. 2011. 437 с. URL: http://www.rae.ru/monographs/139 (дата обращения: 20.11.2014).
11. Сайт «Социальная ответственность бизнеса». URL: http://www.soc-otvet.ru (дата обращения: 20.11.2014).
12. Сайт Центра экономического анализа и экспертизы. URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (дата обращения: 20.11.2014).
13. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Chern/index.php (дата обращения: 20.11.2014).