Научная статья на тему 'К вопросу о понятии культуры предпринимательства'

К вопросу о понятии культуры предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURIAL CULTURE / ELEMENTS OF THE CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамедшина Алла Николаевна

В статье отражена важность культуры в предпринимательстве, представлены и проанализированы ключевые подходы к трактовке понятия «культура предпринимательства», обосновано авторское уточнение исследуемого термина. Также обозначены пять ключевых групп элементов культуры предпринимательства и разработан принцип их дифференциации в соответствии с коммерческой и некоммерческой целями деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the concept of a culture of entrepreneurship

The article discusses the importance of the culture in the entrepreneurship; it deals with presentation and analysis of key approaches to the interpretation of the concept of «entrepreneurial culture» and substantiation of the author’s definition. Also, five key groups of elements of the entrepreneurial culture are reflected along with the principle of their differentiation according to commercial and non-commercial objectives of the enterprise.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии культуры предпринимательства»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

165

АН. МУХАМЕДШИНА

Алла Николаевна МУХАМЕДШИНА — аспирантка кафедры маркетинга СПбГЭУ.

В 2010 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 8 публикаций.

Область научной специализации — культура предпринимательства, социальная ответственность.

^ ^ ^

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА* *

ХХ! век, характеризующийся ростом глобализации [13] и интернационализации экономики, привнес изменения в понимание управленцами и экономистами значимости культурных аспектов [3] и осознание их влияния на успешность осуществления предпринимательской деятельности, что нашло отражение в трудах ведущих зарубежных специалистов. Важным является тот факт, что феномен культуры может оказывать значительное влияние на результат предпринимательской деятельности — на достижение ее конечных или промежуточных целей. Так, нидерландский социолог Г. Хофстеде, на основе опроса более 60 тыс. респондентов в 70 странах мира (вопросы о жизненных целях, взаимоотношениях с коллегами, начальством, об отношении к труду и т. д.), установил, что базовые ценности национальных и этнических культур «решающим образом» влияют на «формирование деловой культуры» и «определяют культурную идентичность участников бизнес-процесса» [6, с. 148]. Согласно подходу профессора Н.Дж. Холдена, любое крупное предприятие нацелено на решение определенных задач, при этом «факторы культуры» предстают «внутренними стимулами», оказывающими влияние на управление компанией и ее деятельность, а потребительские ценности создаются предприятием с помощью «стратегических активов», таких как: финансовые (кредиты, структура капитала), материальные (оборудование, местоположение), нематериальные (персонал, организационная культура) ценности. Американский социолог Т. Парсонс разработал модель AGIL (адаптация, достижение целей, интеграция, легитимность), отражающую «связь между культурой предпринимательства и результатами деятельности организации» [там же, с. 150].

Итак, необходимость установления в реальной социальной практике оптимального равновесия между коммерческими интересами предприятий, нарастающими требованиями государства и потребностями общества в социальной защищенности способствует формированию определенной субкультуры — культуры предпринимательства, в рамках которой функционирование предприятий призвано в большей степени отвечать интересам всех трех субъектов взаимодействия. Актуальность представленной проблематики для российского бизнеса очевидна: важным аспектом предпринимательской деятельности является поиск компромисса между ориентацией предприятия на прибыль и такими категориями, как мораль [5, с. 3], нравственность, этика, а также соблюдение правовых, экологических, социальных и других норм [11], что находит отражение в культуре предпринимательства.

В настоящее время культура предпринимательской деятельности признается одним из важнейших факторов успеха в условиях жесткой конкуренции, в связи с чем данному аспекту уделяется значительное внимание [2, с. 7] как со стороны научных кругов, так и с позиции практикующих специалистов. Рассмотрим несколько подходов к трактовке исследуемого термина.

ГРНТИ 06.56.21 © А.Н. Мухамедшина, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.И. Мелентьевой.

166

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Немецкий психолог и управляющий Р. Рюттингер определяет культуру предпринимательства как «систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях» [4]. Данная трактовка, на наш взгляд, носит общий характер, в связи с чем не может претендовать на роль основной. Более узкое понимание термина представлено С.В. Спесивцевой, по мнению которой культура предпринимательства выражается в «совокупности установленных и разделяемых» принципов и ценностных норм организации, формальных и неформальных правил поведения персонала, что позволяет предприятию «эффективно использовать конкурентные преимущества... в ходе осуществления предпринимательской деятельности» [11, с. 8-9]. Данная позиция, на наш взгляд, в большей степени отражает сущность более узких понятий, таких как «корпоративная культура», «организационная культура» и т. д., в силу того, что ограничивается уровнем предприятия и не отражает масштабов культуры предпринимательства как субкультуры в целом. Схожую позицию занимает Г.А. Абулханова, уточняя, что культура предпринимательства представляет собой «систему материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собой и отражающих индивидуальность и восприятие» сотрудников, при этом «проявляющихся в предпринимательской активности, новшествах и в разумной доле риска для достижения целей предприятия» [там же]. Так, достоинством указанного подхода является акцентирование внимания на важной характеристике предпринимательской деятельности — ее инновационном характере, однако в целом представленное определение нельзя назвать исчерпывающим, так как, на наш взгляд, культура предпринимательства представляет собой совокупность характеристик всех субъектов предпринимательской деятельности определенного уровня (отрасль, регион, страна), а не отдельно взятой организации. В.Г. Макеева понимает под культурой предпринимательства «систему» ценностей, традиций, знаний, символов, смыслов, «обеспечивающих мотивацию и регуляцию предпринимательской деятельности, определяющих форму ее осуществления, а также восприятия ее обществом» [8, с. 100-101]. Мы считаем обоснованным представленное толкование культуры предпринимательства как совокупности категорий, влияющих на развитие предпринимательской деятельности, однако в данном определении отсутствует указание на необходимость следования (в рамках ее осуществления) не только экономическим, но и правовым, социальным, этическим и экологическим нормам, что, с нашей точки зрения, крайне важно. В связи с этим выделим определение Ю.В. Дворцова, рассматривающего культуру предпринимательства как «социально-экономическую категорию, отражающую социальный и экономический аспекты предпринимательской деятельности». При этом в качестве «главного индикатора, определяющего уровень культуры предпринимательства» автор справедливо выделяет «социальную ответственность предприятий» [6, с. 10]. Активность предпринимателей в социальной сфере является важным показателем уровня культуры предприятия, а совокупность подобных культур формирует общеотраслевую культуру предпринимательства. Однако следует подчеркнуть, что в ее основе лежат не только экономические и этические, но и социальные, правовые и экологические аспекты, что должно быть отражено в определении исследуемого понятия. Наиболее развернутое определение культуры предпринимательства представлено М.Г. Лапустой, рассматривающим ее как «определенную, сложившуюся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (нормативными актами, законами)», нравственными и этическими правилами, обычаями делового оборота, нормами поведения «при осуществлении цивилизованного бизнеса» [7, с. 470]. В данном подходе находят отражение практически все основные сферы, которые необходимо выделить в рамках определения понятия культуры предпринимательства, а именно: экономическая (осуществление предпринимательской деятельности подразумевает необходимость получения и максимизации прибыли), правовая (необходимость соблюдения установленных законов и норм), этическая (необходимость выполнения нравственных и этических установок, принятых в обществе и бизнес-среде), социальная (в том числе осуществление цивилизованного бизнеса). Между тем следует отметить, что важной составляющей культуры предпринимательства является деятельность предприятий в экологической сфере, однако в определении М.Г. Лапусты данный аспект не затронут.

Таким образом, под «культурой предпринимательства» следует понимать определенную, сложившуюся совокупность методов, норм, принципов, приемов осуществления субъектами предпринимательской деятельности, нацеленной на экономические инновации и реализуемой в соответствии с действующими в стране (обществе, отрасли) правовыми и экологическими нормами, традициями социальной деятельности, нравственными и этическими принципами ведения бизнеса.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

167

Отметим, что в современных условиях одним из важных векторов развития деятельности предприятий становится совершенствование культуры предпринимательства, направленное на обеспечение устойчивого развития как бизнеса, так и общества в целом. Так, любое коммерческое предприятие, согласно уставу, преследует экономическую цель — получение прибыли, однако современные предприниматели постепенно приходят к пониманию того, что реализация дополнительной деятельности в социальной и этической сферах, в сфере экологической безопасности, а также в правовой сфере становится все более актуальным аспектом деятельности успешных компаний в условиях нарастающей конкуренции и усугубляющегося процесса глобализации [12]. В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения составляющих культуры предпринимательства, в рамках которого автором были впервые выделены пять ключевых групп ее элементов, таких как: 1) ценности; 2) нормы; 3) язык, знаки, символы и атрибуты; 4) герои; 5) традиции, а также разработан принцип их дифференциации в соответствии с целями деятельности предприятия: коммерческой целью, состоящей в достижении прибыли, и некоммерческой целью, направленной на обеспечение устойчивого развития предприятия и общества в целом (см. табл.).

Таблица

Элементы культуры предпринимательства в зависимости от целей предприятия

Элемент Коммерческая цель Некоммерческая цель

1. Ценности Стремление к росту прибыли; уровень развития предприятия, инновационность; готовность к риску, самостоятельность, ответственность Имидж, репутация, миссия

2. Нормы Установленные законом (на любом уровне: от внутрифирменного до государственного и международного) правовые акты, правила, нормы, стандарты и т. д. Неправовые, т. е. не закрепленные законодательно (принятые в конкретном обществе или в сфере бизнеса правила поведения, осуществления сделок, делового этикета, осуществления информационной политики и т. д.)

3. Язык, знаки, символы, атрибуты Логотип, слоган, торговая марка, герб, эмблема, флаг; система внутренних (интранет, обучающие материалы) и внешних (сайт, финансовые отчеты, издания для клиентов и партнеров и др.) коммуникаций; корпоративный стиль (в том числе оформление помещения, сайта, презентаций, раздаточных материалов, сувениров и т. д., стиль одежды сотрудников и др.) Система внутренних (внутрикорпоративные форумы, издания) и внешних (социальные отчеты, издания для клиентов и партнеров о деятельности предприятия в свободной форме и др.) коммуникаций; корпоративный дух (в том числе наличие сплоченности в коллективе, формирование командного единства, наличие обратной связи с руководством и т. д.)

4. Герои Основатели и (или) владельцы бизнеса, руководители, лидеры предприятий — конкурентов, конкуренты, лидеры из других отраслей (бенчмаркинг), в том числе представители иностранных компаний и т. д., а также «герои» прошлых лет: Э. Карнеги, Р. Вуд, Г.Форд и др. Отдельные представители бизнеса или целые предприятия, успешно реализовавшие в прошлом или осуществляющие в текущий период деятельность в социальной и (или) этической сфере, а также в сфере экологической безопасности (в том числе бенчмаркинг)

5. Традиции (в том числе обычаи, ритуалы, обряды) Активный и перманентный поиск способов расширения бизнеса (завоевания новых ниш, расширения рынков сбыта, осуществление научно-технических разработок и др.); обучение персонала (корпоративные практики внутреннего обучения, семинары, тренинги); бенчмаркинг (выявление, изучение, оценка лучших практик других организаций или внутри предприятия и их применение на предприятии); стиль руководства (авторитарный, демократический или либеральный); обычай делового оборота и т. д. Корпоративные мероприятия, не связанные с основной деятельностью персонала (волонтерство, праздничные, спортивные и экологические мероприятия и др.); система наставничества и адаптации молодых специалистов и т. д.; система внутрифирменных поощрений (материальная и нематериальная формы мотивации персонала) и наказаний, санкций; дополнительные социальные гарантии сотрудникам; реализация проектов в сфере защиты окружающей среды; ведение бизнеса в рамках этических норм, т. е. основанного на уважении интересов партнеров и осуществлении честной конкуренции; схема взаимодействия с заинтересованными сторонами; пути разрешения конфликтных ситуаций и т. д.

168

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В целом, совершенствование культуры предпринимательства в значительной степени способствует формированию дополнительных конкурентных преимуществ компаний, при этом выделение элементов ее некоммерческой направленности позволяет отразить их значимость и уделить им особое внимание как важной составляющей успешной предпринимательской деятельности. Таким образом, культура предстает важным элементом предпринимательской деятельности, а ее формирование и развитие становятся необходимыми факторами получения предприятием дополнительных преимуществ на высококонкурентном рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности / под ред. А.Н. Асаула. СПб.: Гуманистика. 2004. 448 с. URL: http://www.aup.ru/books/m498/3_3.htm (дата обращения: 20.11.2014).

2. Багиев Г.Л. Маркетинг и культура предпринимательства / Г.Л. Багиев, В.В. Томилов, З.А. Чернышева; под общ. ред. А.И. Муравьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 115 с.

3. Безуглова Н.П. О необходимости введения культурного параметра в исследования по экономике и менеджменту // Полигнозис. 2010. № 3 (39). URL: http://www.polygnozis.m/default.asp?num=6&num2=522#_ftn10 (дата обращения: 20.11.2014).

4. Богданова А.К. К определению культуры предпринимательства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. URL: http://www.jumal.org/artides/2011/ekon42.html (дата обращения: 20.11.2014).

5. Васильева Е.Н. Становление культуры предпринимательства в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 25 с.

6. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 288 с.

7. Дворцов Ю.В. Методические подходы к формированию культуры предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2012. 22 с.

8. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. Внешэкономбанк. М., 2011. 56 с. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/kso/ksobook2011.pdf (дата обращения: 20.11.2014).

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/94562 (дата обращения: 20.11.2014).

10. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики // Академия естествознания. 2011. 437 с. URL: http://www.rae.ru/monographs/139 (дата обращения: 20.11.2014).

11. Сайт «Социальная ответственность бизнеса». URL: http://www.soc-otvet.ru (дата обращения: 20.11.2014).

12. Сайт Центра экономического анализа и экспертизы. URL: http://www.ceae.ru/urid-ko-kul.htm (дата обращения: 20.11.2014).

13. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Chern/index.php (дата обращения: 20.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.