Научная статья на тему 'Проблема криминализации экономики России: анализ в контексте динамики и структуры преступности экономической направленности'

Проблема криминализации экономики России: анализ в контексте динамики и структуры преступности экономической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
криминализация экономики / преступность экономической направленности / материальный ущерб / экономическая безопасность / criminalization of the economy / economic crime / material damage / economic security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Викторовна Быковская, Елена Васильевна Егорова, Елена Анатольевна Сафохина

Проведен анализ уровня преступности экономической направленности, причиненного и возмещенного материального ущерба от преступлений в сфере экономики за последние пять лет. Сделан вывод, что существующая ситуация представляют угрозу экономической безопасности. Сегодня важное значение имеет определение реальных масштабов теневой экономики в России, сфер деятельности, наиболее подверженных и доступных для совершения экономических преступлений. Это даст возможность для разработки адекватного комплекса мер по противодействию экономическим преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: ANALYSIS IN THE CONTEXT OF THE DYNAMICS AND THE STRUCTURE OF ECONOMIC CRIME

The article analyzes the level of economic crime, caused and compensated material damage from crimes in the sphere of economy over the past five years. It is concluded that the current situation is a threat to economic security. Today, it is important to determine the real scope of the shadow economy in Russia, the spheres of activity most susceptible and accessible for committing economic crimes. This will provide an opportunity to develop an adequate set of measures to counter economic crime.

Текст научной работы на тему «Проблема криминализации экономики России: анализ в контексте динамики и структуры преступности экономической направленности»

УДК 338 ББК 65

ПРОБЛЕМА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПРЕСТУПНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Юлия Викторовна Быковская,

доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности Института экономики РАН,

кандидат экономических наук E-mail: zima732 7@yandex.ru; Елена Васильевна Егорова, начальник кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук E-mail: e_e_v@list.ru; Елена Анатольевна Сафохина, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент, E-mail: saf-ea@yandex.ru

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проведен анализ уровня преступности экономической направленности, причиненного и возмещенного материального ущерба от преступлений в сфере экономики за последние пять лет. Сделан вывод, что существующая ситуация представляют угрозу экономической безопасности. Сегодня важное значение имеет определение реальных масштабов теневой экономики в России, сфер деятельности, наиболее подверженных и доступных для совершения экономических преступлений. Это даст возможность для разработки адекватного комплекса мер по противодействию экономическим преступлениям.

Ключевые слова: криминализация экономики, преступность экономической направленности, материальный ущерб, экономическая безопасность.

THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: ANALYSIS IN THE CONTEXT OF THE DYNAMICS AND THE STRUCTURE OF ECONOMIC CRIME

Yuliya V. Bykovskaya,

Associate Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, leading scientific employee of the economic security sector of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences,

Candidate of Economic Sciences;

Elena V. Egorova, Head of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Economic Sciences;

Elena A. Safokhina,

Associate Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

candidate of economic sciences, associate professor

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Abstract. The article analyzes the level of economic crime, caused and compensated material damage from crimes in the sphere of economy over the past five years. It is concluded that the current situation is a threat to economic security. Today, it is important to determine the real scope of the shadow economy in Russia, the spheres of activity most susceptible and accessible for committing economic crimes. This will provide an opportunity to develop an adequate set of measures to counter economic crime.

Keywords: criminalization of the economy, economic crime, material damage, economic security

В мае 2017 года была принята новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2] (Далее — Стратегия). Стратегия разработана в целях реализации стратегических национальных приоритетов России, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] и направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности и предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни российских граждан. В Стратегии выделены наиболее опасные вызовы и угрозы экономической безопасности России, среди которых — высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранение значительной доли теневой экономики в России. К основным задачам реализации Стратегии в части развития системы российского государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики отнесены борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Сказанное подтверждает особую важность проблемы противодействия криминализации экономики для современной России и актуализирует необходимость осмысления и научного анализа современной

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000

ситуации, касающейся высокого уровня преступности экономической направленности, исследования ее структуры и динамики, а также выработки комплекса мер по локализации и снижению степени воздействия данной угрозы экономической безопасности.

Обзор данных официальной статистики МВД России за последние пять лет [5] позволяет говорить о том, что преступления экономической направленности широко распространены. Так, в 2012—2016 гг. количество экономических преступлений, зарегистрированных органами внутренних дел, составило от 64,5 тыс. преступлений (2016 г.) до 127,1 тыс. преступлений (2012 г.) (рис. 1).

Хотя количество преступлений в сфере экономики ежегодно сокращается и за последние пять лет этот показатель снизился почти в два раза, тем не менее:

• на сегодняшний день масштабы данного вида преступности велики;

• в 2014—2016 гг. темпы снижения количества зарегистрированных преступлений замедлились;

• уменьшение размера рассматриваемого показателя зависит не только от снижения уровня совершаемых преступлений в сфере экономики и повышения эффективности работы по профилактике совершения преступлений, но также от изменений, вносимых в нормативную правовую

2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Динамика преступлений экономической направленности за 2012—2016 гг.

0

базу, прежде всего касающихся либерализации уголовного законодательства; • экономические преступления имеют латентный характер, что не позволяет в полной мере и объективно оценить сложившуюся ситуацию. В результате, существующий уровень преступности экономической направленности, замедление темпов снижения рассматриваемого показателя, отсутствие реальной картины о масштабах экономических преступлений в силу их латентности, негативные последствия от данного вида преступности, носящие пролонгированный характер, оказывают огромное влияние на российскую экономику, приводят к ухудшению ее состояния, тормозят и замедляют ее рост. Сложившаяся ситуация представляет серьезную опасность не только для современной экономики России, но и для дальнейшего успешного социально-экономического развития Российской Федерации в целом и обеспечения ее национальной, прежде всего экономической безопасности.

Иная картина наблюдается в отношении причиненного и возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности (рис. 2).

Так, за 2012—2016 гг. на фоне тенденции ежегодного сокращения количества зарегистрированных преступлений экономической направленности объемы причиненного и возмещенного материального ущерба от экономических преступлений ежегодно растут (за исключением 2014 г.). Если в 2012 г. размер причиненного материального ущерба соста-

вил 119 647 630,0 тыс. рублей, возмещенного ущерба — 61 823 172,0 тыс. рублей, то к 2016 г. величина этих показателей значительно возросла и составила 298 570 594,0 тыс. рублей и 107 783 155,0 тыс. рублей, соответственно.

Вместе с этим анализ данных официальной статистики МВД России и расчеты, проведенные на основании этих данных, показывают, что:

• темпы роста объемов причиненного материального ущерба были выше темпов роста объемов возмещенного материального ущерба;

• темпы роста объема материального ущерба (причиненного и возмещенного) от преступлений экономической направленности, скорректированные на уровень совокупной инфляции за рассматриваемый период, значительно ниже номинальных величин. Так, к 2016 г. размеры причиненного и возмещенного материального ущерба, скорректированные на величину инфляции, возросли в 1,7 и 1,2 раза по сравнению с 2012 г., в то время как номинальные значения этих показателей — 2,5 и 1,7 раза или почти в 1,5 раза выше (рис. 2);

• удельный вес возмещенного материального ущерба по отношению к причиненному материальному ущербу имеет тенденцию ежегодного сокращения. Если в 2012 году этот показатель был равен 51,7%, то к 2016 году его величина снизилась до 36%;

• средний размер причиненного и возмещенного материального ущерба на одно преступление

350000000 300000000 250000000 200000000 150000000 100000000 50000000 0

2012

2013

2014

2015

2016

■Причиненный материальный ущерб

Возмещенный материальный ущерб

Причиненный материальный ущерб (скоррект. на уровень инфляции) Возмещенный материальный ущерб (скоррект. на уровень инфляции)

Рис. 2. Динамика размеров причиненного и возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности, за 2012—2016 гг., тыс. рублей

5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Причиненный

материальный

ущерб на одно

преступление

экономической

направленности

Возмещенный

материальный

ущерб на одно

преступление

экономической

направленности

2012

2013

2014

2015

2016

Рис. 3. Динамика размеров причиненного и возмещенного материального ущерба на одно преступление экономической направленности за 2012—2016 гг., тыс. руб.

экономической направленности ежегодно растет. Например, за последние пять лет величина причиненного материального ущерба на одно преступление была равна: в 2012 г. — 941,7 тыс. рублей, в 2016 г. — 4 363,7 тыс. рублей, размеры возмещенного материального ущерба на одно преступление составили: в 2012 г. — 486,6 тыс. рублей, в 2016 г. — 1 575,3 тыс. рублей. При этом темпы роста размеров причиненного материального ущерба на одно преступление были выше темпов роста размеров возмещенного материального ущерба на одно преступление. В итоге за последние пять лет размеры данных показателей увеличились в 4,6 и 3,2, раза соответственно (рис. 3).

Снижение уровня экономической преступности при значительном ежегодном росте объемов причиненного и возмещенного материального ущерба на первый взгляд демонстрирует положительные тенденции в части криминализации экономики, говорит о снижении ее уровня и повышении эффективности работы органов внутренних дел в этом направлении, а также о локализации угрозы экономической безопасности. Однако приведенные данные, помимо высокой степени латентности данного вида преступлений и ее увеличения в последние годы могут говорить о том, что преступления экономической направленности становятся все более интеллектуальными, сложными, запутанными, многоэтапными, все чаще появляются новые схемы совершения данных преступлений, все чаще к противоправной деятельности привлекаются высококвалифицированные специалисты различных

областей профессиональных знаний. Все это затрудняет работу органов внутренних дел при выявлении подобных преступлений и реальной оценке материального ущерба, причиненного государству, обществу и гражданам. При этом повышение размеров причиненного материального ущерба и снижение удельного веса возмещенного материального ущерба (учитывая латентный характер данного вила преступности) также может свидетельствовать об увеличении объемов финансовых ресурсов, выводимых из легальной экономики, и разрастании ее теневого сектора.

Если рассматривать направления деятельности, в которых совершаются преступления экономической направленности, то наиболее часто эти преступления совершаются:

• в сфере потребительского рынка;

• при осуществлении внешнеэкономической деятельности, деятельности органов власти и управления;

• в финансово-кредитной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, оборонно-промышленный комплексе, топливно-энергетическом комплексе, сельском хозяйстве;

• при обороте биологических водных ресурсов, освоении бюджетных средств, реализации госзаказа, совершении операций, связанных с земельными отношениями, недружественном поглощении предприятий и нарушении антимонопольного законодательства (табл. 1).

Так, за 2012—2016 гг. удельный вес преступлений экономической направленности, выявленных органами внутренних дел по указанным выше направ-

Таблица 1

Количество преступлений экономической направленности, выявленных по направлениям деятельности за 2012—2016 гг.

Направления деятельности 2012 2013 2014 2015 2016

Всего преступлений экономической направленности зарегистрированных в отчетном периоде в РФ 127 061 100 466 74 491 74 813 68 451

Потребительский рынок 27 654 21 356 10 583 9 940 8 706

Финансово-кредитная сфера 41 533 30 334 23 406 22 913 20 315

Внешнеэкономическая деятельность 1 027 689 589 509 438

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 381 264 246 206 140

Недружественное поглощение предприятий 141 173 106 91 75

Деятельность органов власти и управления 2 785 2 525 1 399 1 315 997

Нарушение антимонопольного законодательства 17 2 6 3 8

Освоение бюджетных средств 11 768 13 364 8 837 7 839 6 441

Госзаказ 291 339 326 362 489

Земельные отношения, операции с землей 1 822 1 876 1 335 1 547 1 563

Жилищно-коммунальное хозяйство 3 211 3 156 2 033 2 006 1 644

Оборонно-промышленный комплекс 153 209 108 117 187

Топливно-энергетический комплекс 2 710 1 867 1 329 1 228 1 271

Преступления в сельском хозяйстве 3 334 2 668 1 722 1 670 1 698

Удельный вес преступлений экономической направленности, выявленных по направлениям деятельности в общем объеме преступлений экономической направленности, % 76,2 78,5 69,8 66,5 64,2

лениям, составил от 64,2% (2016 г.) до 78,5% (2013 г.) в общем объеме преступлений экономической направленности. За рассматриваемый период наиболее подвержены процессу криминализации были финансово-кредитная система (от 29,7% (2016 г.) до 32,7% (2012 г.)), потребительский рынок (от 12,7% (2012 г. до 21,7% (2012 г.)) и деятельность, связанная с освоением бюджетных средств (от 9,3% (2012 г.) до 13,3% (2013 г.)). В результате на долю данных преступлений приходилось от 51,8% (2016 г.) до 63,8% (2013 г.) всех преступлений экономической направленности, выявленных органами внутренних дел. Наименьшее количество преступлений экономической направленности выявлено в сфере госзаказа, в деятельности органов власти и при нарушении антимонопольного законодательства. При этом динамика количества экономических преступлений в топливно-энергетическом комплексе, по операциям, связанным с земельными отношениями, в сфере внешнеэкономической деятельности, касающихся недружественного поглощения предприятий имела скачкообразный характер. Причем за рассматриваемый период изменение количества выявленных экономических преступлений в топливно-энергетическом комплексе и по опера-

302

циям, связанным с земельными отношениями, по сравнению с предыдущим годом было довольно резким. Увеличение/уменьшение рассматриваемого показателя в разные годы достигало отметки более, чем в несколько раз. Так, если в 2013 г. количество преступлений в ТЭК увеличилось в 6,1 раза по сравнению в 2012 г., то в 2015 г. уменьшение данного показателя составило 2 раза по сравнению с 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ структуры преступности экономической направленности за 2012—2016 гг. также показывает:

• ежегодное сокращение удельного веса рассматриваемых направлений в общем объеме экономических преступлений, выявленных органами внутренних дел, в целом. Так, если в 2012 году данный показатель составил 76,2%, то к 2016 г. он сократился до 64,2%;

• снижение удельного веса отдельных направлений экономической преступности в общем объеме выявленных экономических преступлений, например, преступлений во внешнеэкономической деятельности, преступлений в сфере госзаказа. Такая ситуация может свидетельствовать о появлении новых направлений преступности экономи-

№ 4/2017

Вестник экономической безопасности

ческой направленности, а также о распространении процесса криминализации в те сферы, которые не были или были в незначительной степени охвачены преступным сообществом. В результате анализ данных официальной статистики в разрезе структуры преступности экономической направленности позволяет говорить не только о сохранении угрозы экономической безопасности для Российского государства, но и ее усилении в последние годы, и, как следствие, — о важности разработки комплекса эффективных мер, направленных на противодействие данному виду преступности, и повышения эффективности и результатов работы правоохранительных структур [3].

Если проводить анализ структуры преступности экономической направленности в контексте причиненного и возмещенного материального ущерба, то картина выглядит следующим образом (табл. 2—6).

В 2012—2016 гг. наибольший материальный ущерб от преступлений экономической направленности был причинен и возмещен в финансово-кредитной сфере, в сфере потребительского рынка и при освоении бюджетных средств. Например, в 2016 г. величина причиненного материального ущерба в финансово-кредитной сфере составила 152 530 819,0 тыс. рублей и по сравнению с 2012 г.

увеличилась в 3,9 раза. Величина возмещенного материального ущерба от преступлений в финансово-кредитной сфере составила 35 249 224,0 тыс. рублей и по сравнению с 2012 г. возросла в 2,4 раза. Иными словами, анализ показывает, что в данном случае прослеживается следующая тенденция: по тем направлениям деятельности, по которым за рассматриваемый период было выявлено наибольшее количество экономических преступлений, по этим же направлениям деятельности причинен и возмещен наибольший материальный ущерб.

При этом за последние пять лет по большинству направлений экономической преступности размеры причиненного и возмещенного материального ущерба изменяются скачкообразно — как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Однако к 2016 г. практически по всем размариваемым направлениям удельный вес возмещенного материального ущерба в общем объеме причиненного материального ущерба от преступлений экономической направленности снизился по сравнению с 2012 г. По некоторым направлениям этот показатель снизился существенно (внешнеэкономическая деятельность, нарушение антимонопольного законодательства, незаконный оборот биологических ресурсов), по другим направлениям — незначительно (зе-

Таблица 2

Динамика причиненного материального ущерба от преступлений экономической направленности по направлениям деятельности, выявленных за 2012—2016 гг.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016

Потребительский рынок 12 110 321 42 238 395 11 665 313 13 405 901 5 710 882

Финансово-кредитная система 38 894 676 76 836 912 40 438 486 112 455 437 152 530 819

Внешнеэкономическая деятельность 560 350 9 464 890 1 721 455 834 225 999 311

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 214 664 154 975 128 260 258 401 55 152

Недружественное поглощение предприятий 1 566 052 555 583 1 741 900 1 847 772 2 040 465

Деятельность органов власти и управления 469 344 571 245 151 073 423 474 169 424

Нарушение антимонопольного законодательства 573 0 2100 4103 0

Освоение бюджетных средств 4 043 250 9 733 593 15 703 648 15 956 314 15 885 134

Госзаказ 314 672 474 934 1 220 377 1 557 719 2 131 325

Земельные отношения, операции с землей 3 683 731 6 481 933 1 886 270 4 130 078 2 816 020

Жилищно-коммунальное хозяйство 1 193 509 3 571 748 4 648 326 4 492 857 4 954 189

Оборонно-промышленный комплекс 197 673 570 724 560 201 1 517735 1 581 816

Топливно-энергетический комплекс 5 435 544 17 134 095 8 831 425 6 059 289 14 314 727

Преступления в сельском хозяйстве 3 050 900 5 149 695 4 033 251 3 723 539 8 394 646

Таблица 3

Динамика возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности по направлениям деятельности, выявленных за 2012—2016 гг.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016

Потребительский рынок 5 727 779 4 963 964 4 913 628 4 675 688 4 758 344

Финансово-кредитная система 14 457 692 18 996 150 18 605 001 33 052 611 35 249 224

Внешнеэкономическая деятельность 1 923 188 989 162 1 941 459 558 397 1 105 199

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 254 964 169 913 56 421 165 348 62 298

Недружественное поглощение предприятий 860 034 433 680 2 871487 527 636 1 637 565

Деятельность органов власти и управления 194 718 409 249 144 477 307 074 129 116

Нарушение антимонопольного законодательства 1 302 0 20 1 083 0

Освоение бюджетных средств 3 050 849 5 373 479 6285 585 10 115 669 7 587 086

Госзаказ 20 970 272 763 1 942 980 897 647 437 732

Земельные отношения, операции с землей 2 397 002 5 417 773 1 949 429 4 234 208 2 162 607

Жилищно-коммунальное хозяйство 143 999 1 706 655 1 792 846 1 554 235 2 726 871

Оборонно-промышленный комплекс 36 162 258 709 707 463 1 032 440 735 143

Топливно-энергетический комплекс 2 267 603 13 750 328 6 119120 3 021 674 12 371 885

Преступления в сельском хозяйстве 2 413 344 3 022 950 3 690 918 2 572 642 7 678 408

Таблица 4

Динамика удельного веса возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности по направлениям деятельности, за 2012—2016 гг.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016

Потребительский рынок 47,3 11,8 42,1 34,9 83,3

Финансово-кредитная система 37,2 24,7 46,0 29,4 23,1

Внешнеэкономическая деятельность 343,2 10,5 112,8 66,9 110,6

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 118,8 109,6 44,0 64,0 113,0

Недружественное поглощение предприятий 54,9 78,1 164,8 28,6 80,3

Деятельность органов власти и управления 41,5 71,6 95,6 72,5 76,2

Нарушение антимонопольного законодательства 227,2 0,0 1,0 26,4 0,0

Освоение бюджетных средств 75,5 55,2 40,0 63,4 47,8

Госзаказ 6,7 57,4 159,2 57,6 20,5

Земельные отношения, операции с землей 65,1 83,6 103,3 102,5 76,8

Жилищно-коммунальное хозяйство 12,1 47,8 38,6 34,6 55,0

Оборонно-промышленный комплекс 18,3 45,3 126,3 68,0 46,5

Топливно-энергетический комплекс 41,7 80,3 69,3 49,9 86,4

Преступления в сельском хозяйстве 79,1 58,7 91,5 69,1 91,5

мельные отношения, финансово-кредитная система, незаконный оборот биологических ресурсов).

Вместе с этим, важно отметить, что по отдельным направлениям экономической преступности к 2016 г. по сравнению с 2012 г. удельный вес рассма-

304

триваемого показателя увеличился (потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство, недружественное поглощение предприятий). Учитывая, что объемы причиненного и возмещенного материального ущерба по тем направлениям, по которым про-

№ 4/2017

Вестник экономической безопасности

Таблица 5

Динамика среднего размера причиненного материального ущерба на одно преступление экономической направленности по направлениям деятельности, за 2012—2016 гг.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016

Потребительский рынок 437,9 1 977,8 1 102,3 1348,7 656,0

Финансово-кредитная система 936,5 2 533,0 1 727,7 4 907,9 7 508,3

Внешнеэкономическая деятельность 545,6 13 737,1 2 922,7 1 638,9 2 281,5

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 563,4 587,0 521,4 1 254,4 393,9

Недружественное поглощение предприятий 11 106,8 3 211,5 16 433,0 20 305,2 27 206,2

Деятельность органов власти и управления 168,5 226,2 108,0 322,0 169,9

Нарушение антимонопольного законодательства 33,7 0,0 350,0 1367,7 0,0

Освоение бюджетных средств 343,6 728,3 1 777,0 2 035,5 2 466,3

Госзаказ 1 081,3 1 401,0 3 743,5 4 303,1 4 358,5

Земельные отношения, операции с землей 2 021,8 3 455,2 1 412,9 2 669,7 1 801,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 371,7 1 131,7 2 286,4 2 239,7 3 013,5

Оборонно-промышленный комплекс 1 292,0 2 730,7 5 187,0 12 972,1 8 458,9

Топливно-энергетический комплекс 2 005,7 9 177,3 6 645,2 4 934,3 11 262,6

Преступления в сельском хозяйстве 915,1 1 930,2 2 342,2 2 229,7 4 943,8

Таблица 6

Динамика среднего размера возмещенного материального ущерба на одно преступление экономической направленности по направлениям деятельности, за 2012—2016 гг.

Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016

Потребительский рынок 207,1 232,4 464,3 470,4 546,6

Финансово-кредитная система 348,1 626,2 794,9 1 442,5 1 735,1

Внешнеэкономическая деятельность 1 872,6 1 435,6 3 296,2 1 097,0 2 523,3

Незаконный оборот биологических водных ресурсов 669,2 643,6 229,4 802,7 445,0

Недружественное поглощение предприятий 6 099,5 2 506,8 27 089,5 5 798,2 21 834,2

Деятельность органов власти и управления 69,9 162,1 103,3 233,5 129,5

Нарушение антимонопольного законодательства 76,6 0,0 3,3 361,0 0,0

Освоение бюджетных средств 259,2 402,1 711,3 1290,4 1177,9

Госзаказ 72,1 804,6 5 960,1 2 479,7 895,2

Земельные отношения, операции с землей 1 315,6 2 887,9 1 460,2 2 737,0 1 383,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 44,8 540,8 881,9 774,8 1658,7

Оборонно-промышленный комплекс 236,4 1 237,8 6 550,6 8 824,3 3 931,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топливно-энергетический комплекс 836,8 7 364,9 4 604,3 2 460,6 9 734,0

Преступления в сельском хозяйстве 723,9 1 133,0 2 143,4 1 540,5 4 522,0

изошло увеличение удельного веса возмещенного материального ущерба, невелики по сравнению с другими рассматриваемыми направлениями (за исключением потребительского рынка), то в целом, как уже отмечалось ранее, за 2012—2016 гг. наблюдается

устойчивая тенденция снижения удельного веса возмещенного материального ущерба по преступлениям экономической направленности.

Анализ среднего размера причиненного и возмещенного материального ущерба на одно преступле-

ние за 2012—2016 гг. демонстрирует скачкообразную тенденцию. При этом наибольшее значение размера причиненного материального ущерба на одно преступление выявлено при недружественном поглощении предприятий, в оборонно-промышленном комплексе и в финансово-кредитной системе, а наибольший размер причиненного и возмещенного материального ущерба на одно преступление — при недружественном поглощении предприятий и в топливно-энергетическом комплексе.

В результате, анализ данных официальной статистики МВД России в разрезе структуры преступности экономической направленности позволяет говорить о том, что в настоящее время наиболее острую угрозу экономической безопасности представляет финансово-кредитная система, как в части количества выявленных преступлений, так и в части причиненного материального ущерба. Также серьезную угрозу экономической безопасности представляют сфера потребительского рынка и бюджетная сфера. При этом по большинству направлений экономической преступности наблюдается снижение удельного веса возмещенного материального ущерба, что говорит об усилении угрозы экономической безопасности.

Таким образом, принимая во внимание результаты проведенного анализа, а также высокую степень латентности данного вида преступности, на сегодняшний день важным является:

• определение и систематизация имеющихся проблем при выявлении экономических преступлений по всем направлениям экономической деятельности, и. прежде всего, по направлениям, наиболее подтвержденных процессу криминализации [4];

• расчет реального размера причиненного материального ущерба от преступлений экономической направленности по всем направлениям экономической преступности. Это позволит увидеть реальные масштабы теневой экономики в России, сферы деятельности, наиболее подверженные экономической преступности и доступные для совершения экономических преступлений, а также даст возможность для разработки адекватного комплекса мер по противодействию экономическим преступлениям. Важно сказать о том, что на сегодняшний день

существует довольно много методов, описывае-

мых в научных исследованиях, с помощью которых предлагается определить реальный объем теневой экономики России и размеры материального ущерба от преступлений экономической направленности. Каждый из этих методов имеет большое количество плюсов и минусов. По этой причине для того, чтобы наиболее точно и полно проводить необходимые расчеты нужна дальнейшая глубокая научная проработка ряда вопросов методологического, организационного, методического характера, касающихся, например, того, являются ли предлагаемые методы универсальными или же они могут быть использованы только для отдельных сфер деятельности государства; учитывают ли эти методы региональную специфику; достаточен ли объем имеющихся информационных данных, собираемых, в частности органами государственной статистики, ФНС России, ФАС России и другими министерствами и ведомствами и т.д., для проведения всех необходимых расчетов. Вместе с тем, очевидно, что подход к оценке реального размера материального ущерба от преступлений экономической направленности должен быть комплексным и основываться как на данных официальной статистики МВД России, так и на совокупности научных методов.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Быковская Ю.В. Обеспечение экономической безопасности органами внутренних дел в условиях современных угроз и вызовов и стратегических приоритетов долгосрочного социально-экономического развития РФ // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 5. С. 439—453.

4. Егорова Е.В. Проблемы выявления экономических преступлений в финансово-кредитной сфере // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 42. С. 202—207.

5. Официальная статистика ГИАЦ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.