16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
16.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ В ГОДЫ КРИЗИСОВ И РЕФОРМ
Сафин Урал Закуанович, д-р экон. наук, доцент, начальник кафедры экономических дисциплин
Место работы: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Уфа, Россия
[email protected] Аннотация: В статье на основе анализа статистических данных дана общая характеристика экономической преступности в России в годы кризисов и реформ
Ключевые слова: экономические преступления, экономическая безопасность, угрозы, теневая экономика, коррупция, материальный ущерб
THE ANALYSIS OF ECONOMIC CRIME IN RUSSIA IN THE YEARS OF CRISIS AND REFORMS
Safin Ural Z., dr. of economic sciences, associate professor, chief of chair of economic disciplines,
Work place: Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Ufa Law Institute of the Interior of Rus-sia», Ufa, Russia
Annotation: In this article on the basis of the analysis of statistical data is given the general characteristic of economic crime in Russia in the years of crises and reforms
Keywords: economic crime, economic security, threats, shadow economy, corruption, and property damage
Экономическая преступность всегда представляла реальную угрозу национальной, экономической безопасности страны, изменяя свое проявление в разные годы под воздействием финансовых, политико-экономических реформ и кризисов, динамичного развития глобальной экономики, уголовно-правовой политики и результатов деятельности правоохранительных органов и др. Исследование динамики экономической преступности по данным ГИАЦ МВД России за 1990— 2014 годы показывает, что различный характер воздействия этих факторов отражается на темпах ее развития по определенным годичным циклам: 1990-1997 гг., 1998-2006 гг. и 2007-2014 гг.
Во время экономического кризиса 90-х годов была разрушена советская экономическая система и начался переход к экономической модели рыночного типа. Тогда на основе массовой приватизации государственных и муниципальных предприятий началось первоначальное накопление капитала. Этот период сопровождался резкой криминализацией экономики, последствия которой сказываются до сих пор.
В 90-е годы реформ обострению криминальной обстановки в стране, росту масштабов теневой экономики и количества экономических преступлений способствовало ослабление системы контроля, законодательные пробелы в регулировании правовых и эконо-
мических отношений, непоследовательность, противоречивость принимаемых управленческих решений на различных уровнях властных структур, слабая подготовка сотрудников правоохранительных органов к работе в новых условиях рынка. Так, по данным ГИЦ МВД России, в 1990 г. по сравнению с 1988 г. количество зарегистрированных преступлений увеличилось в 1,5 раза, а в 1993 г. - в 2,3 раза. В результате реализации правоохранительными органами ряда мер по борьбе с преступностью в 1993-1997 гг. началось сокращение общего количества зарегистрированных преступлений, но обозначилась тенденция роста экономической преступности. В 1997 г. общее количество преступлений уменьшилось по сравнению с 1993 г. на 24,4%, а количество экономических преступлений увеличилось на 32,7% и удельный вес их в общей структуре преступлений возрос с 5,9 до 9,1%.
Одной из причин роста экономической преступности в те годы явилось интенсивное расширение масштабов теневой экономики. В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства» от 20 марта 1998 г. было отмечено, что на долю теневой экономики приходится почти 40% ВВП [1]. Внутри теневой экономики сформировалась организованная преступность, которая, развивая криминальный бизнес, начала проникать в политическую систему страны и осваивать международные связи. По данным ГИАЦ МВД России, количество преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, увеличилось за 1993-1997 гг. в 2,1 раза. При этом произошло слияние капиталов общеуголовных группировок и криминального теневого бизнеса и начала формироваться организованная преступность экономической направленности. Эти группировки создали теневой рынок изготовления и сбыта поддельных денег, ценных бумаг, кредитных карт и платежных документов. В условиях отсутствия законодательной базы преступные сообщества активно использовали несовершенство механизма приватизации государственной собственности, а также начали поглощать и коммерческие предприятия. Уголовные правонарушения мошенников в этой сфере в основном оставались безнаказанными до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г.
Передел государственной собственности сопровождался крупными злоупотреблениями и преступлениями должностных лиц в тесной связи с организованными криминальными группами. Криминальная приватизация была связана с занижением балансовой стоимости приватизируемых объектов, с неправомерным разделом имущества предприятий, умышленным нарушением правил организации конкурсов и аукционов, куплей и продажей приватизационных чеков и др. В 1993 г. из зарегистрированных 110,4 тыс. преступлений в сфере экономики 25% были связаны с приватизацией [2, с. 41-42].
В 90-е годы наиболее криминогенной сферой становится финансово-кредитная сфера, где быстрыми темпами увеличиваются экономические преступления в банковских, страховых и пенсионных структурах. В
1997 г. в общей структуре экономических преступлений каждое девятое было совершено в финансово-кредитной сфере. Хищение денежных средств с использованием подложных пластиковых документов приобрело массовый характер. Отмечается резкий рост мошенничества. В 1991 г. преступлений, совершенных путем мошенничества, практически не было зарегистрировано, а в 1995 г. количество таких преступлений составило 24,4 тыс. Мошенники под предлогом выгодного размещения, инвестирования разных проектов, проведения трастовых и других операций присваивали денежные средства у граждан и юридических лиц. В сфере денежного обращения интересам государства значительный ущерб наносится фальшивомонетничеством. Бюджет лишается существенных денежных поступлений в результате незаконного валютного обращения.
Несмотря на существенное снижение государственного сектора в экономике, количество должностных преступлений не уменьшилось. По данным ГИЦ МВД РФ, в 1993-1997 гг. количество зарегистрированных должностных преступлений колебалось от 14 до 16 тыс. в год, выявление фактов взяточничества возросло от 4,5 тыс. до 5,6 тыс. Традиционно на потребительском рынке сохранялся высокий уровень криминальных проявлений. Так, в 1997 г. в общей структуре экономических преступлений каждое двенадцатое было совершено на потребительском рынке [3, с. 9].
Обобщая результаты анализа преступности в России за 1990-1997 гг., можно отметить, что в данный период основные характеристики экономической преступности определялись:
- разрушением командно-административной системы управления экономикой и государством, активным проникновением в ее структуры преступников из организованных криминальных группировок и связанных с ними коррупционеров;
- ростом как традиционных экономических преступлений, так и новых видов, характерных для рыночной экономики, где приоритетом для человека становится личное обогащение любыми способами.
К концу 90-х годов государство начало активные действия по преодолению экономического кризиса и формированию стратегии экономической безопасности государства. В 1996-1997 гг. была создана определенная правовая база обеспечения экономической безопасности страны после подписания 29 апреля 1996 г. Президентом Российской Федерации Указа № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации» и принятия нового Уголовного кодекса РФ (1996 г.) [4,5].
В это время криминальный бизнес начал ускоренно легализовать незаконно нажитый капитал, активно проникать в государственные структуры и осваивать зарубежные рынки. Необходимо отметить, что тогда государством не были приняты своевременные и действенные меры по противодействию незаконному обогащению чиновников. В результате существенно расширились масштабы коррупции, и она превратилась в реальную угрозу экономической и национальной безопасности.
Следующий цикл в динамике экономической преступности (1998-2006 гг.) характеризуется дальнейшим ее ростом вплоть до 2007 г. В 1997-1998 гг. произошел мировой финансовый кризис, который начался резким падением азиатского фондового рынка из-за высокого уровня дефицита платежного баланса, девальвации национальных валют стран Юго-Восточной Азии. В этот период Россия, находящаяся уже в мировом рыночном
финансовом пространстве, оказалась под влиянием одновременно внутренних и внешних экономических угроз. В 1998 г. в результате снижения цен на сырьевые ресурсы на мировом рынке, накопления непомерно высокого внешнего и внутреннего долга страны попытка формирования рыночной финансовой системы закончилась дефолтом, т. е. правительство не смогло расплатиться по своим долгам в срок. Это обстоятельство негативно повлияло на криминогенную обстановку в экономике. Общее количество преступлений 1998 г. возросло по сравнению с 1997 г. на 7,7%, а экономических преступлений - на 15%. В структуре экономических преступлений, следствие по которым обязательно, удельный вес тяжких и особо тяжких посягательств составил 66,6%, размер причиненного материального ущерба превысил 20 млрд руб., в т. ч. в наиболее уязвимой перед преступным валом финансово-кредитной сфере - 7,9 млрд руб. [6, с. 9].
В кризисный год набирают обороты экономические преступления в сфере, связанной со внешнеэкономической деятельностью, - 3218 фактов, рост по ним по сравнению с 1997 г. составил 29%. Зарегистрировано в тот год около 3,5 тыс. случаев контрабанды (рост по сравнению с 1997 г. - 6,7%), свыше 2 тыс. из них - в крупных размерах, 793 преступления совершены в составе организованных групп или по предварительному сговору (рост за год - в 3,8 раза). Материальный ущерб, нанесенный контрабандой, составил 74,3 млн руб. [6, с. 9] .
Использование нового Уголовного кодекса РФ (1996 г.) расширило возможности выявления правоохранительными органами сравнительно новых экономических преступлений. Так, за 1998 г. количество таких преступлений, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем увеличилось в 4,8 раза (1003 факта), криминальное банкротство - в 2,8 раза (39 фактов), незаконная банковская деятельность - в 2,4 раза (79 фактов), незаконное получение кредита - в 1,9 раза (118 фактов), уклонение от уплаты налогов с организаций - в 1,3 раза (2645 фактов).
В 1998 г. социально-экономическая стабильность общества резко ухудшилась: уровень безработицы достиг 13,2% экономически активного населения страны (по методологии МОТ) [7], доля населения с уровнем доходов, ниже прожиточного минимума - 23,3% и отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения -составило 13,8 [8]. Это обстоятельство, по нашему мнению, способствовало сохранению высокого удельного веса преступлений против собственности (38%) в общей массе экономических преступлений.
В 1999-2006 гг. экономика России восстанавливалась с высокими темпами роста ВВП: от 5 до 10% в год [9, с. 37]. В результате, отдельные угрозы экономической безопасности были преодолены (задолженность по заработной плате, дефицит бюджета и др.), а некоторые ослаблены (безработица, внешний долг, дифференциация доходов населения и др.) Однако одна из угроз экономической безопасности - экспортно-сырьевая направленность экономики России с зависимостью ее от колебаний мировой рыночной конъюнктуры - сохранилась. Также в негативном плане, стоит отметить, что экономическая преступность укрепила свои позиции и осталась реальной угрозой экономической безопасности государства. По данным ГИАЦ МВД РФ, за этот период темпы роста количества выявленных экономических преступлений колебались
от 6,8 до 20,4% в год, без учета некоторого «затишья» в 2001-2003 гг. (одной из причин снижения темпов роста выступило введение в действие с 1 июля 2002 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ), а удельный вес их в общей массе преступлений возрос в 2008 г. до 14%. В структуре преступлений экономической направленности при сохранении количества преступлений против собственности в пределах 100120 тыс. в год их удельный вес в 2006 г. снизился до 24,2%, а доля преступлений в сфере экономической деятельности увеличилась до 18,8%.
В 2004-2006 гг. произошел резкий рост экономической преступности за счет преступлений в сфере экономической деятельности. За этот период количество их увеличилось в 2 раза, а удельный вес в структуре преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, - с 11,7 до 18,8 %. Высокие темпы роста экономических преступлений по отдельным сферам экономической деятельности наблюдаются на потребительском рынке: увеличение в 1,8 раза, в финансово-кредитной сфере - в 2 раза; во внешнеэкономической деятельности - в 1,5 раза. Резко возросли угрозы налоговых преступлений : если в 2004 г. было выявлено 6,5 тыс. таких фактов, то в 2006 г. - 10,9 тыс., т. е. рост в 1,7 раза.
Разросшаяся в 90-е годы коррупция в органах власти различных уровней управления и в первую очередь в контролирующих и надзорных органах продолжала расти и оказывать негативное влияние на состояние экономической безопасности государства. В 2004-2006 гг. количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления увеличилось с 30,6 тыс. до 36,8 тыс., т. е. их рост составил 1,2 раза.
Пик роста экономических преступлений приходится на 2006 г., затем, в 2007-2008 гг. (цикл спада) начинается тенденция устойчивого снижения количества выявляемых экономических преступлений (соответственно темпы спада - 6,2 и 2,3% в год) в основном в связи с изменением правил учета преступлений и организационными преобразованиями в МВД РФ. По нашему мнению, на снижение экономической преступности оказали влияние и положительные изменения в социально-экономической сфере общества. За эти годы ряд индикаторов экономической безопасности России улучшились. Так, по данным Росстата, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в сравнении со всем населением увеличилась с 17,7% в 2005 г. до 13,3% в 2007 г., уровень безработицы по методологии МОТ соответственно - с 7,1% до 5,7% [10, 11]. При среднегодовых темпах прироста ВВП в 8,2-8,5%, финансирование здравоохранения, образования и культуры возросло в 2005 г. с 6,9% ВВП до 8,5% в 2008 г. Однако за эти же годы по другим индикаторам экономической безопасности потенциальные угрозы в социальной сфере постепенно накапливались. Так, коэффициент фондов увеличился с 15,2 в 2005 г. до 16,8 в 2008 г. при пороговом значении данного индикатора экономической безопасности не более 7 [9, с. 115-126].
В 2008 г. разразился глобальный экономический кризис, который перекинулся в Россию и вызвал в 2009 г. резкий спад экономики (7,8%). Это усилило действие сохранившихся угроз и инициировало появление новых. В 2007-2009 гг. такие индикаторы экономической безопасности, как уровень безработицы (5,7-8,2%),
доля бедного населения (13,2-13,4%), оказались выше порогового значения безопасности в 2 раза, т. е. социальная сфера оказалась в опасной зоне [12; 9, с. 116]. На этом фоне ухудшения состояния экономики страны вновь проявляются характерные черты экономической преступности. По данным ГИАЦ МВД РФ, в предкризисные 2007-2008 гг. и кризисный 2009 г. преступления против собственности снова увеличились до 125131 тыс. в год, а удельный вес их в структуре преступлений экономической направленности - до 29,1%. Данный анализ еще раз показывает, что между ростом экономических преступлений против собственности и кризисной ситуацией в экономике, снижением уровня жизни населения страны существует определенная взаимозависимость.
Анализ криминогенной ситуации в 2009 г. подтверждает тенденцию перемещения интересов преступников в сферу экономической деятельности в годы экономического кризиса. Так, если в 1998 г. количество преступлений в сфере экономической деятельности составляло 24,9 тыс., а удельный вес в структуре преступлений экономической направленности - 9,8% (высокий уровень для того периода), то в 2009 г. количество преступлений увеличилось до 82,9 тыс., а их удельный вес - до 19,3%.
Во время экономического кризиса резко ухудшается криминогенная обстановка в финансово-кредитной сфере. Преступники проявляют активность в условиях неопределенности рыночных отношений, выделения государством огромных финансовых ресурсов для преодоления кризисной ситуации без четких условий их возврата и слабого взаимодействия контролирующих органов. Криминальные угрозы в этой сфере наиболее опасны, так как они нарушают целостность и устойчивость национальной финансовой системы, основы обеспечения экономической безопасности государства. В 2009 г. в финансово-кредитной сфере правоохранительными органами выявлено 101 тыс. преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, из них совершенных в крупном и особо крупном размере - 17,6 тыс. преступлений. Окончены расследованием уголовные дела по 4,9 тыс. преступлениям, совершенным группой лиц по предварительному сговору, и по 7,8 тыс. преступлениям, совершенным организованной группой либо преступным сообществом. По оконченным уголовным делам размер материального ущерба составил 76,2 млрд руб. Наложен арест на имущество, добровольно погашено и изъято имущества и денежных средств, имеющих отношение к преступной деятельности на сумму 22,9 млрд руб.
Высокий уровень экономической преступности сохранялся на потребительском рынке: в 2009 г. было совершено 75,7 тыс. преступлений, что меньше по сравнению с 2008 г. на 5,2%, однако по оконченным уголовным делам материальный ущерб огромен - 21,9 млрд руб.
Под давлением коррупции и криминальных структур в экономике усилились угрозы интересам собственников. В 2009 г. выявлено 53 преступления, связанных с недружественным поглощением предприятия, в том числе совершенных в крупном или особо крупном размере - 37 фактов. Размер материального ущерба по ним составил 19,4 млрд руб. Интересы преступников в данной сфере были связаны с незаконным захватом
имущества оборонно-промышленного комплекса, земель и других природных ресурсов.
В условиях кризиса организованная экономическая преступность повышала свою активность. В 2009 г. количество преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами или преступными сообществами, достигло 15,4 тыс., т. е. рост по сравнению с 2003 г. составил 1,6 раза. Их доля в общем числе раскрытых правоохранительными органами преступлений экономической направленности увеличилась до 49%.
В кризисный 2009 г. наблюдался самый высокий уровень выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 43,1 тыс. фактов, т. е. рост по сравнению с 2003 г. отличался в 1,7 раза, из них 1,4 тыс. преступлений были совершены в крупном и особо крупном размере. По оконченным уголовным делам размер причиненного материального ущерба составил 4,2 млрд руб. Арест был наложен на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денежных средств на сумму 2,2 млрд руб. До 111 увеличилось количество раскрытых коррупционных преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами.
На 2009 г. пришелся и самый высокий уровень выявленных налоговых преступлений, следствие по которым обязательно - 21,4 тыс. фактов, т. е. рост по сравнению с 2005 г. - в 1,3 раза, при этом 16,7 тыс. преступлений (78% от общего количества), было совершенно в крупном и особо крупном размере. Раскрыто было 707 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, 317 - организованной группой либо преступным сообществом. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил 49 млрд руб. были приняты меры по обеспечению возмещения материального ущерба на сумму 37 млрд руб.
В 2010-2013 гг. темпы роста экономики снизились с 4,3% до 0,6% в год, что предвещало наступающий экономический кризис в 2015 г. [9, с. 191]. При этом, по данным ГИАЦ МВД РФ, тенденция снижения количества экономических преступлений резко усилилась. За эти годы среднегодовые темпы спада колебались от 15% до 35%. В 2009 г. было совершено 428,8 тыс. преступлений экономической направленности, а в 2014 г. - 107,8 тыс., т. е. отмечается снижение в 4 раза. Это в основном связано с реформой МВД РФ, переаттестацией сотрудников МВД, либерализацией уголовного законодательства и системы контроля, изменением норм закона, регламентирующих размер ущерба экономических преступлений в сторону увеличения, и др.
Для 2010-2014 гг. характерна тенденция резкого снижения общего количества зарегистрированных преступлений и преступлений против собственности. За 2009-2014 гг. их количество уменьшилось с 124,8 до 36,1 тыс., т. е. в 3,5 раза. Однако за этот период удельный вес экономических преступлений против собственности в структуре преступлений экономической направленности колебался в диапазоне от 30% до 42%, как в кризисные 1998 г. и 2009 г., а также сохранился негативный уровень индикаторов экономической безопасности в социальной сфере.
В предкризисном 2014 г. количество преступлений в сфере экономической деятельности по сравнению с 2009 г. уменьшилось в 3,1 раза, а их удельный вес в структуре преступлений экономической направленности
возрос с 19,3 до 24,8%. В 2009-2014 гг. наибольшее снижение произошло по следующим видам преступлений: незаконное предпринимательство - с 2531 до 374, т. е. в 6,8 раза; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступным путем, - с 8791 до 774, или в 11,3 раза; изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг - с 45251 до 20525, или в 2,2 раза [13, с. 311].
Сумма материального ущерба от совершенных преступлений является важным индикатором угроз экономической безопасности государства. Динамика регистрации за последние 6 лет тяжких и особо тяжких экономических преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб, аналогична развитию ситуации в общей экономической преступности, т. е. количество их уменьшается. Однако они наносят огромный ущерб экономике страны: в 2014 г. размер его составил 150,1 млрд руб., или 77 % от общей суммы ущерба от преступлений экономической и коррупционной направленности. Опасность таких преступлений заключается и в том, что усиливается тенденция возрастания их доли в общей численности экономиче-
Рис. 1. Доля тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб, в общем объеме экономической преступности (по данным ГИАЦ МВД РФ) Анализ динамики нанесенного ущерба экономике страны по выявленным экономическим преступлениям показывает что, несмотря на уменьшение их количества, экономическая преступность остается реальной угрозой национальной безопасности. В 2007-2014 гг., по данным ГИАЦ МВД РФ, среднегодовые темпы снижения количества экономических преступлений колебались от 2,3 до 35,5 %. В то же время через каждые 2-3 года (2007, 2009, 2013) наблюдается рост сумм материального ущерба от экономических преступлений. За последние годы также увеличивается размер ущерба на одно преступление (табл. 1.).
Таблица 1
Динамика выявленных правоохранительными органами РФ преступлений экономической направленности и материального ущерба по оконченным уголовным делам
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество экономических преступлений 459,2 448,8 428,8 276,4 202,5 172,9 141,2 107.8
Темпы в % (+,-) -6,2 -2,3 -4,5 -35,5 -26,8 -14,6 -18,4 -23,7
Материальный ущерб, млрд руб. 223,8 142,5 1075,7 176 4 160,7 144,8 229,9 194,6
Темпы в % (+,-) 175,4 -36,3 754,9 - 609,8 -8,9 -9,9 +58,8 -15,4
Размер ущерба на 1 преступление, млн руб. 0,5 0,3 2,5 0,6 0,8 0,8 1,6 1,8
В 2014 г. в общей сумме причиненного материального ущерба экономическими преступлениями наибольшая его доля принадлежит преступлениям против собственности (около 60%, в том числе мошенничеству -41%). В среднем на преступление, связанное с мошенничеством, приходится 3,8 млн руб. ущерба.
По преступлениям, совершенным в сфере экономической деятельности, материальный ущерб составляет свыше 50 млрд руб., т. е. около 27% от общей суммы материального ущерба по экономическим и коррупционным преступлениям. Крупные суммы материального ущерба отмечены по преступлениям, связанным с финансово-кредитной системой, операциями с недвижимостью, освоением бюджетных средств, потребительским рынком.
Экономико-правовые условия развития рыночных отношений в России все еще оставляют возможности совершению преступлений, связанных с переделом собственности. Криминализация этих отношений связана с криминальным банкротством, недружественными поглощениями, земельными операциями [14, с. 281-292]. В 2014 г. по преступлениям, связанным с криминальным банкротством, материальный ущерб составил около 15 млрд руб. Эти все преступления совершены в крупном или особо крупном размере и в среднем на одно преступление приходится 47 млн руб. материального ущерба.
В 2010-2014 гг. наблюдалась тенденция уменьшения количества выявляемых налоговых преступлений. Одной из причин такой ситуации выступило ограничение внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Если в 2009 г. количество зарегистрированных налоговых преступлений составило 21,3 тыс., то в 2014 г. - 4,7 тыс., то есть уменьшение в 4,5 раза. За эти годы материальный ущерб от налоговых преступлений уменьшился от 49 млрд руб. до 38 млрд руб., т. е. на 22,4%. Однако в 2009 г. на одно налоговое преступление приходилось 2,3 млн руб., а в 2014 г. - 4,5 млн руб.
Отличительная особенность экономической преступности последних лет заключается еще в сочетании роста угроз в финансово-кредитной сфере, (негативное давление на ВВП и государственный бюджет) с уменьшением объемов инвестиций - основы роста экономики.
Коррупция является наиболее опасной угрозой в экономике. Наибольшие обороты борьба с коррупцией набрала в 2009 г., однако по статистике выявляемых преступлений коррупционной направленности она пошла на убыль. В 2012 г. по новой методике учета экономических преступлений количество коррупционных
преступлений составило 49 тыс., а в 2014 г. - уменьшилось до 30 тыс.
Можно предположить, что коррупция достигла определенного институционального уровня, а также объемов уголовного преследования, при этом роль правоохранительных органов в борьбе с коррупцией не снижается, но действенное противодействие коррупции требует определенных изменений социально-экономических и политических условий жизни общества [15, с. 208]. Сегодня коррупция остается основой криминализации экономических отношений и угрозой социально-экономической стабильности общества. В 2014 г. общая сумма материального ущерба от коррупционных преступлений составила 39 млрд руб., а средний размер взяток (ст. 290 УК РФ) увеличился по сравнению с 2012 г. в 2,6 раза и достиг 139 тыс. руб.
Анализ состояния экономической преступности в России позволяет сделать следующие выводы:
1. В последние годы в России в результате активизации правоохранительными органами борьбы с преступностью, реализации уголовно-правовых, экономических мер и под воздействием других факторов уменьшение количества выявляемых экономических преступлений приобрело устойчивый характер. Однако более тщательный анализ криминальной ситуации в экономике дает основание предположить, что опасность экономической преступности не снижается и она остается реальной угрозой национальной безопасности страны.
2. В динамике экономических преступлений проявляется определенная цикличность, связанная с ростом преступлений в предкризисные и кризисные годы. В связи с этим можно прогнозировать, что данная особенность может проявиться и в ближайшие годы рецессии российской экономики.
3. Заложенные в 90-е, годы кризиса и реформ, криминальные основы до сих пор отражаются в современной характеристике экономических преступлений. По нашему мнению , воздействие их на криминальную ситуацию будет продолжаться на более высоком качественном уровне, так как сохраняются социально-экономические корни преступности.
4. Современный характер экономической преступности проявляется в локализации ее в определенных высокодоходных направлениях экономики, увеличении размера наносимого ущерба, использовании легального бизнеса, коррупционных связей для прикрытия криминальной деятельности. При учете высокой латентности экономических преступлений угроза их для экономической безопасности страны становится особо ощутимой.
5. Количество выявляемых коррупционных преступлений также уменьшается. Коррупция несколько изолируется от экономики, но ее условия ужесточаются, а размеры взяток увеличиваются.
6. В структуре преступлений экономической направленности при сохранении общего количества выявляемых преступлений против собственности их удельный вес в структуре экономической преступности снижается, а доля преступлений в сфере экономической деятельности увеличивается, особенно в финансово-кредитной сфере. Необходимо отметить, что между ростом экономических преступлений против собственности и снижением уровня жизни населения в условиях экономического кризиса страны существует определенная взаимозависимость. По критериям экономической безопасности показатель дифференциации
доходов населения находится в опасной зоне, что не совместимо с задачами снижения преступлений против собственности.
7. Высокий уровень экономической преступности сохраняется на потребительском рынке, так как до сих пор немалая часть розничного товарооборота связана с теневой экономикой (нелегальная торговля, использование «черного нала»).
8. Сегодня идет формирование новой модели российской экономики, позволяющей выйти из кризисного состояния, поиск точек роста, чтобы не отставать от мировых тенденций развития экономики, при этом следует учитывать и задачи противодействия экономической преступности, разрушения каналов теневой экономики, обеспечения безопасности ведения бизнеса.
9. Для получения более полной и объективной картины экономической преступности, наряду с привлечением для анализа статистических источников, необходимы: расчетные данные латентной преступности; материалы судебной практики; отчеты специальных комиссий; данные опросов населения и осужденных, отбывающих срок наказания; статистические данные экономических, демографических и других показателей по территориям страны и пр. Считаем, что различные источники информации, вместе взятые, взаимно дополняющие и корректирующие друг друга, помогут изучению такого сложного и многогранного социального явления, как экономическая преступность.
Список литературы:
1. Постановление ГД ФС РФ от 20.03.1998 № 2318-II ГД «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и
0 стратегии экономической безопасности государства» // Собрание законодательства РФ, 06.04.1998, № 14, ст. 1531.
2. Состояние преступности в России за 1993 год: Стат. сб. / Главный информационный центр МВД России. - М., 1994. С. 41-42.
3. Преступность и правонарушения (1993-1997): Стат. сб. / Главный информационный центр МВД России. - М., 1998. С. 9.
4. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Собрание законодательства РФ, 29.04.1996, № 18, ст. 2117.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
6. Преступность и правонарушения (1994-1998): Стат. сб. / Главный информационный центр МВД России. - М., 1999. С. 9.
7. Российский статистический ежегодник - 2003 г. [сайт] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe /Stg/d010/i010880r.htm (дата обращения 06.10.2015 г.).
8. Российский статистический ежегодник - 2003 г. [ Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/
1 ssWWW.exe/Stg/d010/i011510r. htm (дата обращения 06.10.2015 ).
9. Россия в цифрах. 2011. Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 581 с.
10. Российский статистический ежегодник - 2007 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/ IssWWW.exe/Stg/8d02/06-25.htm (дата обращения 06.10.2015).
11. Российский статистический ежегодник - 2009 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13 /IssWWW.exe/Stg/html1/06-24.htm (дата обращения 06.10.2015).
12. Российский статистический ежегодник - 2011 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13 /I s sWWW .exe/Stg/d1/05-03.htm (дата обращения 06.10.2015).
13. Герасин А.Н. Механизм легализации преступных доходов [Текст] / А.Н. Герасин, Е.Н. Лукьянченков // Бизнес в законе. - 2012. - № 6. - С. 311.
14. Сафин У.З. О продовольственной безопасности России [Текст] / У.З. Сафин // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 6. - С. 281 -292.
15. Лунеев В.В. Экономика и преступность. Проблемы противодействия экономической преступности [Текст] / В.В. Лунеев // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. -№ 6. - С. 208.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью д.э.н., доцента Сафина Урала Закуановича на тему: «Анализ состояния экономической преступности в России в годы кризисов и реформ» Экономическая преступность в России представляет серьезную опасность в условиях развивающегося экономического кризиса, падения уровня жизни населения и преодоления международных санкций против РФ. В последние годы по данным статистики количество выявленных экономических преступлений правоохранительными органами устойчиво снижается. Отражает ли данная тенденция реальный уровень экономической преступности в стране? По этому поводу есть некоторые сомнения. В связи с этим современная экономика нуждается в тщательном экономико-правовом исследовании, в т. ч. анализе состояния экономической преступности.
Характеризуя криминальную обстановку в Российской Федерации, автор статьи отмечает, что за последние 25 лет развитие экономической преступности приобрело ряд негативных тенденций, особенно во время экономических кризисов и реформ. Анализируя тенденцию уменьшения количества регистрируемых экономических преступлений, он указывает на качественные изменения преступности, в первую очередь, на повышение степени опасности, увеличения размеров материального ущерба от различных видов преступлений экономической направленности.
Теоретическая значимость статьи заключается в выработке собственного системного подхода к анализу состояния экономической преступности.
В практическом плане ценность статьи состоит в том, что данное исследование будет способствовать проведению качественного мониторинга масштабов и тенденций экономической преступности, выработке и реализации научно обоснованных экономических и правоохранительных мер по обеспечению экономической безопасности страны.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не опубликовывалась.
Рецензент:
доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
P.P. Яруллин