Научная статья на тему 'Детерминированность и динамика развития организованной преступности в социально-экономической сфере современной России'

Детерминированность и динамика развития организованной преступности в социально-экономической сфере современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / SOCIO-ECONOMIC SPHERE / DETERMINISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибулин А.Г.

В данной статье автором анализируются детерминированность и динамика развития организованной преступности в социально-экономической сфере современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinism and dynamics of organized crime in the socio-economic sphere of modern Russia

In this article, the author analyzes the determinism and dynamics of organized crime in the socio-economic sphere of modern Russia

Текст научной работы на тему «Детерминированность и динамика развития организованной преступности в социально-экономической сфере современной России»

Детерминированность и динамика

развития организованной преступности в социально-экономической сфере современной России

Хабибулин А.Г.*

Становление и развитие организованной преступности в различных странах имеет множество особенностей. Это определяется социокультурными, экономическими, политическими факторами, а в ряде случаев и личными качествами конкретных политических лидеров. Вместе с тем, несколько упрощая ситуацию, в научной литературе выделяется два основных пути развития организованной преступности:

1. Запрещенные виды деятельности (имущественные преступления, легализация доходов, полученных преступным путем («отмывание» «грязных» денег), незаконный оборот наркотиков, нарушение правил валютных операций, проституция, азартные игры, торговля людьми, живыми органами, оружием, антиквариатом, контрабанда, запугивание, рэкет и т.д.).

2. Участие в законной экономической деятельности с использованием несовершенства законодательства либо иных методов и средств «теневой» деятельности (неуплата налогов, незаконный вывод средств за рубеж, незаконная приватизация, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение правил конкуренции при государственных закупках, снижение затрат за счет несоблюдения лицензионных условий добычи ископаемых и технологий переработки и производства продукции, перевод инвестиционных и вывод на нужды потребления инвестиционных, экологических, амортизационных, страховочных и иных средств развития производства, незаконное занижение прибыли, незаконное завышение наценок при осуществлении торговых операций, завышение расценок на продукцию и т.д.).

Оба этих направления и формы развития организованной преступности по мере своего развития идут по пути срастания и предполагают все более жесткое противостояние с органами государственной власти и обществом. В обоих случаях используются преступные методы и поэтому зачастую уголовно-преступные элементы составляют либо костяк организованных преступных формирований по деятельности в экономической сфере, либо осуществляют определенное влияние на сферы бизнеса и конкретные хозяйствующие субъекты и виды операций, тем самым осуществляя распространение на различные сферы экономики ценностей, норм поведения и отношений в рамках преступных сообществ.

Исследования историков позволяют утверждать, что тайные преступные организации, устроенные по типу сицилийской мафии, существовали в российском обществе еще в XV в.

Однако первый этап развития российской организованной преступности связывают с возникновением и существованием организации лидеров преступных сообществ (так называемых «воров в законе») (20-50 гг. ХХв).

Второй этап охватывает начало 60-х — конец 80-х гг., когда командно-административная система достигает пика своего развития и одновременно начинается ее упадок. В эти годы более изощренные формы принимает организованная корыстная преступность, появляются и первые преступные синдикаты, которые в годы застоя получают значительное распространение. Начинают развиваться различные теневые структуры («цеховики», позднее «кооператоры»). Современный этап остается во многом связанным с рас-

Начальник Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.

падом СССР и существовавшей в нем экономико-политической системы.

Стремительные социальные изменения закономерно сопровождаются явлениями аномии, которая в свою очередь всегда ведет к резкому росту преступности. На этом этапе организованная преступность воплощается в наиболее современные формы, значительный вес приобретает синдикализированная (мафиозная) преступность, которая существенно расширяет пределы своей деятельности, перешагивает через национальные границы.

Время, предшествовавшее распаду Советского Союза, может рассматриваться как «период тренинга и созревания» современной мафиозной преступности в сфере криминального бизнеса и теневых экономических структур и механизмов. Важной особенностью организованной преступности в России является то, что она быстро выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной стабильности и безопасности, а с другой стороны — проникает в мировые теневые финансовые процессы. Одиночек и разрозненные мелкие группы постепенно вытесняют хорошо организованные профессиональные преступные формирования, имеющие межрегиональные и межгосударственные связи, налаженные каналы легализации и сбыта похищенного. На территории Российской Федерации и за ее пределами преступные сообщества консолидируются, усиливается их организованность и масштаб преступных деяний.

Причем мировой финансовый кризис не только проявил и усилил известные проблемы организации мировой финансовой системы, но и позволил более четко выявить место в ней тех или иных стран. Так, национально-государственная специфика характера протекания кризиса в каждой стране оказалась обусловленной как внутренними причинами, так и местом и функциями национальной экономики в системе мировой экономики.

Организованная преступность экономической направленности в России происходит из теневой экономики и теневого бизнеса, с одной стороны, и профессиональной корпорации лидеров преступного мира (так называемых «воров в законе» и криминальных авторитетов), возникшей на базе взаимных интересов в преодолении бандитского беспредела в отношении теневой экономики («цеховиков»,

«кооператоров» в 70-х — 80-х гг. ХХ в.; периода становления предпринимательства в 90-х г.) и установления стабильных правил распределения теневых и криминальных доходов. Организованная преступность, первоначально ограничиваясь воздействием на теневой бизнес, в 90-е гг. активно включилась в процессы приватизации государственной собственности. Освоение и развитие механизмов легализации преступно нажитых доходов в последующем привело к вхождению организованной преступности в легальную экономику, её наиболее прибыльные секторы, отрасли и предприятия. Принимая во внимание то, что различные виды преступного промысла (контрабанда, торговля живым товаром, оружием, наркоэкономика и др.) все более и более принимают форму незаконной предпринимательской деятельности, отраслей «черной» (криминальной) экономики, мы вправе говорить о консолидации организованной и экономической преступности и образовании феномена организованной экономической преступности или организованной преступности экономической направленности.

Организованная преступность экономической направленности представляет собой не только деятельность отдельных преступных групп и/или сообществ, но и оформленное системное явление современных экономических отношений. Происходят процессы структуризации экономических отношений по принципам, ранее относившимся к хозяйственным преступлениям и преступным промыслам, и наносящим значительный вред обществу. Современное стремление получения прибыли мало соотносится с необходимостью сохранения окружающей среды и природных ресурсов, заботой о будущих поколениях, реализацией национально-государственных интересов.

Встраивание организованной преступности в систему экономических отношений в стране приводит не только к воспроизводству преступлений, но и к сдерживанию возможностей общественного развития. Происходит трансформация экономических отношений по принципам спекулятивной экономики, ориентированной лишь на перераспределение имеющихся ресурсов, а не на их создание.

Современный период характеризуется тем, что происходит своеобразная конвергенция в развитии экономики, экономической и организованной пре-

0) О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

О)

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ступности: экономическая преступность приобретает все более очевидные черты криминальной организации со своими институтами, менеджментом, экспертно-аналитической инфраструктурой, службами экономической разведки и контрразведки, физической защиты, при этом организованная преступность активно внедряется в экономическую систему страны.

Еще более опасной является политическая активность организованной экономической преступности, которая через коррумпирование государственной власти, стремление к прямому политическому представительству в законодательных органах, структурах исполнительной власти и местного самоуправления пытается непосредственно влиять на тенденции развития общества и государства в своих криминальных интересах.

Следует отметить, что противодействие организованной преступности экономической направленности является частью более широкой проблемы — необходимости обеспечения экономической безопасности как элемента национальной безопасности, что обусловливает необходимость:

• совершенствования и оптимизации национальной экономики, обеспечения конкурентоспособности как главной составляющей профилактики экономической преступности;

• создания условий и реализации задач по развитию и совершенствованию правовой базы обеспечения безопасности, сформированной в 90-е гг., которая во многом не соответствует современным реалиям, текущим и перспективным национальным интересам России;

• разработки оптимальных регламентов межведомственного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих функции обеспечения экономической безопасности. Сегодня, на наш взгляд, существует

определенная недооценка характера вызовов и угроз экономической безопасности, связанных с организованной экономической преступностью.

С одной стороны, усилия и меры политического и организационно-управ -ленческого характера, предпринятые во второй половине 90-х гг. и начале нового века позволили в существенной мере ослабить потенциал и активность мира организованной преступности.

С другой стороны, часть этого «мира», и весьма существенная, уходит из-под контроля правоохранительных органов и общества в целом, поскольку она интенсивно осваивает отрасли так называемой «новой экономики», виртуальный бизнес в интернет-сетях; разрабатывает юридически изощренные формы передела собственности и захвата предприятий, легализуется в респектабельном бизнесе легальной экономики. Кроме того, организованная экономическая преступность не менее интенсивно глобали-зуется, её деятельность приобретает международный характер в условиях кризиса, российские организованные преступные сообщества все более активно участвуют в своеобразном новом «криминальном переделе мира».

Иными словами, речь должна идти не о сокращении и ослаблении организованной экономической преступности, а о переходе её в новое качество.

К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем. Появление предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров «теневой» экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв» весьма крупные суммы. К примеру, 40 % опрошенных Институтом прикладной политики новых миллионеров отмечали, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22,5 % — в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый — и сейчас имеет связь с криминальной средой.

Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму. Нельзя не отметить и прослеживающуюся тенденцию сохранения на весьма невысоком уровне доли оплаты труда в составе валового внутреннего про-

дукта. При снижении доли оплаты труда увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и частая, особенно в условиях кризиса, невыплата зарплаты. Все это, а также ряд других негативных факторов, связанных с тяжелым кризисом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, заинтересованность в конечных результатах труда, качестве производимых товаров и оказываемых услуг и проч.). Из числа респондентов 5,1 % считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2 % опрошенных) и «отмывание» мафиозных денег (20,4 %).

Более того, из-за длительного спада производства, переживаемого во многих отраслях, постоянно растет число людей, лишь числящихся на производстве, находящихся в неоплачиваемых отпусках (от 5,5 до 7 % общей численности занятого населения), фактически же являющихся «временными» безработными — резервом безработицы реальной.

Отличительной чертой современной экономической системы является чрезвычайно высокая доля теневой экономики (до 25 % по данным Росстата; до 40 % и выше по оценкам ГИАЦ МВД России). Она имеет системный характер, что обусловлено не только ее всепроникающим характером, но и институциональным оформлением криминальных интересов и созданием специализированных механизмов, активно воспроизводящих эту часть экономики. Именно теневая экономика является питательной средой и экономической основой организованной преступности экономической направленности.

Одним из важнейших последствий чрезвычайно высокого уровня криминаль-нолизации экономической сферы является заметное снижение инвестиционной активности, неоправданно высокая доля финансовых (спекулятивных) инвестиций, непроизводительных вложений в недвижимость, предметы роскоши и т.п.

Следовательно, целесообразно начать систематический анализ различных экономических факторов, влияющих на расширение экономической преступности. Так, автор современной институциональной экономической теории и теории фирмы, лауреат Нобелевской премии 1991 г. по экономике Рональд Коуз, рассматривая экономическую деятельность в

условиях рынка, выделил наряду с производственными издержками, которые вынужден нести экономический агент, также еще одну важную категорию издержек, которая не принималась во внимание господствовавшей неоклассической экономической теорией. Эти издержки он назвал трансакционными или издержками сделок, издержками перехода прав собственности, издержками использования рыночного механизма. Собственно, именно они являются главным источником «притяжения» различного рода криминальных и теневых структур.

По данным ГИАЦ МВД России в 2008 г. в структуре преступлений экономической направленности, выявляемых правоохранительными органами преобладающее место занимают преступления против собственности (28,9 %); в сфере экономической деятельности совершается 18 % преступлений; 17, 8 % преступлений связаны с потребительским рынком; 22 % — с финансово-кредитной системой. 96 % всех преступлений экономической направленности выявляется органами внутренних дел (ОВД); от 65 до 80 % — подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями ОВД.

Характерно, что за 2004—2008 гг. уровень экономической преступности вырос. Общее количество преступлений экономической направленности возросло в 1,1 раза; количество преступлений против собственности — в 1,17 раза; в сфере экономической деятельности — в 1,7 раза; связанных с операциями с недвижимостью — в 2,7 раза. При этом за последние два года снизилось общее количество экономических преступлений; в сфере экономической деятельности; число преступлений на потребительском рынке, в кредитно-финансовой системе. Существенно выросло число преступлений экономической направленности в ТЭК (в 1,55 раза), при этом количество привлеченных к уголовной ответственности снизилось (75 по отношению к уровню 2004 г.); в лесопромышленном комплексе (в 1,8 раза); в сфере водных биоресурсов (в 1,8 раза). Отметим, что серьезно снизился уровень преступности в АПК (на 45 %).

Правоохранительными органами Российской Федерации в 2008 г. расследовано 341 013 преступлений экономической направленности (—2,5 % к АППГ). Из них совершено группой лиц 20 013, организованной группой или преступным сообществом — 21 581. Доля организован-

о>

О!

О) О О

сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ной преступности в совершении тяжких и особо тяжких преступлений еще выше. Из 109 517 (—3,4 %) преступлений указанной категории 21 546 совершены организованной группой или преступным сообществом.

Расследовано 16 585 (+1,8 %) преступлений налоговой направленности; 3 241 (—18,2%) преступление против интересов службы и службы в органах местного самоуправления; 65 826 (—6,2%) преступлений связано с потребительским

рынком; 54 542 — с финансово-кредитной системой; 10 879 (+23,2 %) — с топливно-энергетическим комплексом; 8 295 (+14,1) — с внешнеэкономической деятельностью.

Кроме того, в I квартале 2009 г. выявлено 16 преступлений (за аналогичный период прошлого года — 2), совершенных по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) и 22 лица, совершивших данные преступления.

Таблица 1

Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленных правоохранительными органами

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВСЕГО 376 791 402359 437719 489554 459198 448832

По отношению к предыдущему году - +6,8% +8,8 +11,8 -6,2 -2,3

В том числе:

Против собственности 102 366 109 929 113 881 118 516 131261 129 639

По отношению к предыдущему году - +7,4 +3,6 +4,1 +10,8 -1,2

В сфере экономической деятельности 38 432 47 097 73 251 92 317 84 665 80 743

По отношению к предыдущему году - +22,5 +55,5 +26 -8,3 -4,6

Против интересов службы в коммерческих и иных организациях 6 030 5 227 5 697 4 842 4 484 4 082

По отношению к предыдущему году - -13,3 +9,0 -15,0 -7,4 -9,0

Против государственной власти, интересов гос.службы и службы в органах местного самоуправления 25 570 30 603 34 498 36 777 35 714 40 473

По отношению к предыдущему году - +19,7 +12,7 +6.6 -2,9 +13,3

По сферам экономической деятельности

Потребительский рынок - - 71 921 83 154 82 369 79 830

По отношению к предыдущему году - - - +15,6 -0,9 -3,1

Финансово-кредитная система - - 98 306 118 617 101 557 98 943

По отношению к предыдущему году - - - +20,7 -14,4 -2,6

Внешнеэкономическая деятельность - - 9 081 9 384 9 734 10 556

По отношению к предыдущему году - - - +3,4 +3,7 +8,4

Операции с недвижимостью - - 4 144 3 575 9 379 11 170

По отношению к предыдущему году - - - -13,7 +162,3 +19,1

Данные по раскрываемости преступлений, совершаемых организованными преступными группами или преступными сообществами (ОПГ и ПС) показывают следующее. За 2004—2008 гг. число раскрытых преступлений данного вида возросло — в 1,5 раза. При этом ежегодно росло число преступлений экономической направленности в составе организованной преступности, а их общий уро-

вень возрос в 1,9 раза (при этом надо иметь в виду, что данный расчет не отражает в полной мере размаха экономической преступности в составе организованной, так как ввиду отсутствия сопоставимых данных в расчетах использовались сведения по раскрытию мошенничеств в составе преступлений, предварительное следствие по которым обязательно). Доля преступлений экономической направ-

ленности в числе раскрытых преступлений, совершенных в составе ОПГ и ПС (с учетом высказанных выше оговорок) возросла за эти годы с 23,9 до 34,6 %.

Подавляющая часть преступлений, совершаемых ОПГ и ПС, раскрывается подразделениями криминальной милиции органов внутренних дел. При этом доля участия подразделений уголовного розыска за эти годы снижалась, достигнув в 2008 г. 13,5 %; доля подразделений экономической безопасности росла (с 17,4 % до 31 % в 2008 г.); доля подразделений по борьбе с организованной преступностью до 2008 г. была стабильно высокой (37— 45 %). В 2008 г. в связи с организационно-структурными преобразованиями в МВД России она упала до 28,2 %.

В условиях кризиса организованная экономическая преступность приобретает новые формы. Пока нет полной информации об активности ОПГ и ПС в условиях кризиса, но обобщение имеющихся оперативных данных, сообщений СМИ дает основание утверждать, что огромные масштабы финансовых ресурсов для антикризисных целей с одной стороны, и отсутствие специальных контрольных и надзорных механизмов с другой стороны обусловливают высокую вероятность ухудшения криминогенной обстановки, увеличение числа экономических, в том числе, финансовых преступлений. Резко возрастают угрозы налоговых преступлений, нецелевое расходование бюджетных средств, утечка нелегальных капиталов за рубеж, легализация «грязных денег», невозврат кредитов.

Имеющиеся данные ФНС России свидетельствуют о сокращении собираемости налогов. Значительный недобор этих налогов дает дополнительные аргументы тем, кто выступает против серьезных реформ НДС и ЕСН, налогов и рентных платежей в ТЭК.

В условиях кризиса расширяются масштабы коррупции. Статистика ГИАЦ МВД отмечает рост преступлений экономической направленности, связанных с коррупцией (в первом квартале 2009 г. по сравнению с первым кварталом 2008 г. — в 1,5 раза).

Увеличение числа экономических преступлений в условиях кризиса вполне можно было бы предвидеть, определив соответствующие ориентиры для подразделений экономической безопасности, налогового и финансового контроля. Но в должной мере этого сделано не было,

что и предопределило характер динамики статистических показателей по ряду перечисленных преступлений в экономике.

Одновременно возникают новые разновидности и схемы совершения экономических преступлений. Так, коммерческие банки, получающие значительные ресурсы для поддержки предприятий реального сектора экономики, в условиях кризиса создают разнообразные схемы их использования для предприятий, испытывающих кризис ликвидности и покупки-перепродажи их активов, по сути, за бесценок.

В целях выявления причинно-следственных связей между уровнем организованной преступности, связанной с блоком экономических преступлений и факторами социально-экономического развития регионов в Академии экономической безопасности МВД России был проведен статистический анализ с использованием метода регрессии.

Исходя из предпосылок регрессионного анализа, массив исходных данных должен удовлетворять требованию однородности единиц наблюдения — регионов, составляющих объект исследования. Основываясь на данном требовании, были сформированы три массива данных:

1-й — Центральный и Северо-запад-

ный федеральные округа;

2-й — Южный и Приволжский феде-

ральные округа;

3-й — Уральский, Сибирский и Даль-

невосточный федеральные округа.

В основу такого деления положены экономико-географические особенности регионов, влияющие на специфику экономического развития.

В качестве объясняющих переменных (признаков-факторов) использованы следующие показатели за год, предшествующий отчётному 2008 г.:

Х1 — численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2008 г., чел.;

Х2 — среднегодовая численность безработных в 2007, тыс. чел.;

Х3 — оборот малых предприятий, млрд руб.;

Х4 — добыча полезных ископаемых, млн руб.;

Х5 — обрабатывающие производства, млн руб.;

Х6 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн руб.;

о>

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Х7 — объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», млн руб.;

Х8 — иностранные инвестиции в экономику российской федерации, тыс. долл. США;

Х9 — экспорт, млн долл. США.

В качестве результативного ^ принят показатель «Количество преступлений экономической направленности, зарегистрированных в 2008 г.».

По массиву данных, поступивших из регионов ЦФО и СЗФО, получена следующая регрессионная модель:

= 1780,1+0,05-Х1+8,25'Х2+1,08'Х3-0,006« Х4-0,004«Х5-0,005 -Х6+ +0,02 • Х7+0,07«Х8+0,07«Х8

По результатам проведенного регрессионного анализа можно сформулировать следующие выводы. Рост численности без-работньх способствует росту экономической преступности в рассматриваемых федеральных округах, что соотносится с мировой закономерностью. Увеличение численности безработных на 1000 чел. сопровождается ростом экономической преступности на 8—9 преступлений в год. Затруднительно говорить о чётком механизме прямого воздействия безработицы на преступность такого интеллектуального уровня, как экономическая. Прежде всего, можно говорить об индикативной связи между этими показателями, то есть экономическая преступность выступает индикатором экономической стабильности, и в частности, по состоянию занятости трудовых ресурсов. Констатируя рост численности безработных, следует ожидать соответствующего роста экономической преступности в указанных размерах.

При этом в регионах ЦФО (без г. Москвы) наблюдается значительно большая количественная зависимость: рост численности безработных на одну тыс. чел. предопределяет рост числа экономических преступлений на 44—45 ед. в среднем по регионам ЦФО. Значительно меньшая зависимость в регионах СЗФО (без г. Санкт-Петербурга): примерно на 7 преступлений растет экономическая преступность при росте численности безработных на одну тыс. чел. Параметры регрессионных моделей для ЦФО и СЗФО представлены в табл. 2.

Обращает внимание факт роста уровня экономической преступности при росте численности работников органов государственного управления по массиву из

28 регионов. Наблюдается рост экономической преступности на 5—6 преступлений при росте численности управленцев на одну тыс. чел. При этом рост экономических преступлений в регионах ЦФО (без г. Москвы) под влиянием данного фактора менее значительный: на 7—8 преступлений при росте численности работников органов государственной власти и местного самоуправления на одну тыс. чел. Вместе с тем, модель, построенная по регионам СЗФО (без г. С.-Петербурга), указывает на признаки высокого уровня коррумпированности в этих регионах: рост аппарата управления на одну тыс. чел предопределяет рост количества экономических преступлений в регионах на 260—270 преступлений.

Противоположно по своей направленности влияние оборота малых предприятий на уровень экономической преступности в рассматриваемых округах. Так, в целом по 28 регионам наблюдается рост экономических преступлений на 1—2 при росте оборота малых предприятий на один млрд руб. Вместе с тем, в регионах ЦФО процесс организации и становления малого предпринимательства можно считать «прозрачным», так как рост оборота малых предприятий на один млрд руб. способствует снижению роста экономической преступности примерно на 20 преступлений в год. Данная констатация вполне объяснима переходом целого спектра экономических видов деятельности в легальное русло рыночной экономики.

При этом в регионах СЗФО рост оборота малых предприятий на один млрд руб. сопровождается ростом числа экономических преступлений на 28—29 за год в среднем.

Достаточно подконтрольной можно считать ситуацию в добывающем и энергетическом комплексах, где рост объема производства на один млрд руб. сопровождается снижением числа экономических преступлений на 50—70 за год в среднем по 28 регионам ЦФО и СЗФО.

В обрабатывающих производствах наблюдается та же ситуация, что и в деятельности малых предприятий. В регионах ЦФО рост производства обрабатывающих отраслей на один млрд руб. способствует снижению экономической преступности в среднем на 40—45 преступлений в год, что свидетельствует о все большей прозрачности экономического учета по данным видам деятельности. В то же

время, рост обрабатывающего производства в регионах СЗФО на один млрд руб. сопровождается ростом числа экономических преступлений на 30—32 преступле-

ния в год, что говорит о преждевременности положительных выводов относительно обрабатывающих производств в регионах СЗФО.

Таблица 2

Параметры регрессионных моделей зависимости экономический преступности от социально-экономических факторов в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов в 2008 г.

ЦФО и СЗФО ЦФО СЗФО

У-пересечение 1780,143593 4835,482786 -37442,07164

X 1 Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2008 г., чел. 0,05197469 0,078432055 0,2690732415

X 2 Среднегодовая численность безработных, тыс. чел. 8,247600137 44,70768607 7,253271571

X 3 Оборот малых предприятий (миллиардов рублей) 1,077710169 -20,03945121 28,5974628

X 4 Добыча полезных ископаемых, млн руб. -0,00607497 -0,054089157 -0,050128869

X 5 Обрабатывающие производства, млн руб. -0,003731967 -0,043037019 0,031154762

X 6 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн руб. -0,049535713 -0,067078541 -0,598778804

X 7 Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», млн руб. 0,01792762 0,102236331 -1,156558922

X 8 Иностранные инвестиции в экономику российской федерации, тыс. долл. США 0,071533323 7,126991741 15,01606914

Х 9 Экспорт, млн долл. США Не включен 1,560006231 4,55624895

о>

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

Я <

I I-

О ф

со

По виду экономической деятельности «Строительство» можно отметить рост экономической преступности в регионах ЦФО. Рост объемов производства на один млрд руб. вызывает увеличение результативного показателя примерно на 100 экономических преступлений (без г. Москвы). Одновременно в регионах СЗФО рост строительства на ту же величину идёт параллельно со снижением количества экономических преступлений.

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются фактором не только экономического роста, но и экономической преступности в регионах обоих рассматриваемых федеральных округов. В ЦФО увеличение иностранных инвестиций на одину тыс. дол. США сопряжено с 7—8

экономическими преступлениями. Как показывает проведенный регрессионный анализ, в регионах СЗФО это число вдвое больше.

Аналогичная ситуация и во внешней торговле. В регионах ЦФО увеличение объемов экспорта на один млн долл. США сопровождается ростом экономической преступности на 1—2 преступления в год, а в регионах СЗФО — на 4—5 преступлений в год.

В целом, анализ состояния и динамики организованной экономической преступности подтверждает результаты теоретического анализа её воздействия на экономическую безопасность и необходимость специального комплекса мер по противодействию этому виду преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.