ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОСМАНОВ ЖАСЫМ ДЖАФАРОВИЧ
Центр макроэкономики, финансов и управления Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алма-Аты, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
В представленной статье рассмотрена роль экономической преступности в системе экономической безопасности национальной экономики. Экономическая безопасность определена как один из компонентов федеральной и региональной безопасности, который определяет интересы человека, общества и государства. Автором указывается, что высокий уровень экономической преступности определяет огромные затраты на инвестиции, а его нивелирование требует дополнительных масштабных вложений практически во все сферы деятельности. В современных условиях хозяйствования экономическая деятельность в России характеризуется достаточно большой долей теневой составляющей. Исследуя неблагоприятное воздействие теневых отношений на экономическую безопасность, автором определены ключевые признаки экономического преступления как ключевой угрозы безопасного развития национального хозяйства. Проведенный анализ масштабов экономической преступности в России показал, что усилилась тенденция к снижению количества экономических преступлений, но выросла доля преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Доказана причастность организованных групп и преступных сообществ к совершению преступлений экономической направленности. Внимание автора обращено на деятельность органов власти по предотвращению экономической преступности: продолжена реализация мер по выявлению, предупреждению и пресечению криминальных банкротств, а также фактов противоправного передела собственности, приняты меры по пресечению криминальных посягательств на бюджетные средства, выделенные на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, реализованы меры, направленные на стабилизацию обстановки на потребительском рынке, в том числе по выявлению и пресечению фактов незаконного производства и оборота контрафактной продукции. В заключении сделан вывод, что, несмотря на такие значительные успехи в раскрываемости экономических преступлений, в 2015 г. из-за экономического кризиса и негибкой налоговой системы, преступления в экономической сфере снова начнут расти в своем количестве.
Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности
Экономическая безопасность - один из компонентов федеральной и региональной безопасности. Как любая безопасность, согласно Закону РФ «О безопасности», состояние защиты жизненных интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Экономическая сфера диктует специфические особенности понятия жизненных интересов, содержания внутренних и внешних угроз. Эти интересы, определяемые вышеназванным законом как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, носят выраженный экономический характер» [1].
Наличие значительных угроз в сфере экономической безопасности или просто состояние не-
устойчивого экономического развития любого субъекта хозяйствования мешает эффективному его функционированию во всех сферах жизнедеятельности - достижению все целей: от политических и военных до медицинских и юридических. К примеру, недостаточная произвольность труда или несовершенство экономических отношений, с одной стороны, свидетельствуют о несостоятельности власти и недостаточной защите экономических интересов человека, общества, а с другой -способствуют усилению политической и экономической слабости органов власти, а следовательно, приводят к снижению уровня или отсутствию полной политической безопасности [2].
Обратимся к такому аспекту безопасного развития страны как экологическая безопасность. Из-
вестно, что ее обеспечение требует огромных затрат на соответствующие материалы и инвестиций в охрану и восстановление природного баланса. Непосредственно из-за наличия угроз в сфере экономической безопасности, что проявляется в дефиците финансовых средств, возрастают угрозы и безопасности окружающей среды - экологической безопасности. Аналогичным образом проявляется взаимосвязь экономической и технологической безопасности, медицинской, информационной и т. д. [3]. Даже правовая (юридическая) безопасность будет иметь место только при создании реальных гарантий защиты прав и свобод граждан со стороны государства, что возможно только при нивелировании экономической преступности, которая составляет до 80-90 % всех правонарушений. Таким образом следует отметить, что выбор того или иного аспекта безопасности в некоторой степени искусственен, поскольку они тесно взаимосвязаны с экономической безопасностью, и в данном случае можно говорить именно о трактовке безопасности, которая представлена в федеральном законе от 1992 г. Экономическая ситуация в России характеризуется огромной теневой экономикой, острой стратификацией общества на богатых и бедных; отсутствием слоя населения среднего дохода; обнищанием обширного числа социально незащищенных масс (пенсионеры, сотрудники образования, медицины, студентов, и т. д.); безработицей (последнее имеет и скрытую форму, что предоставляет собой существование большого количества предприятий, которые в течение определенного периода осуществляют убыточную деятельность и, соответственно, либо не выплачивают заработную плату, либо выплачивают ее работающим «в конверте»); несправедливым перераспределением собственности в процессе приватизации.
Проблема исследования экономических преступлений привлекает к себе внимание ученых и практиков с момента исторического возникновения данного общественного явления. Однако, несмотря на широкое использование понятия «экономическое преступление» в науке и практике, важно отметить, что даже в хозяйственной деятельности чаще всего используется определение, данное в криминологической или уголовной практике. Так, изначально под экономической преступностью подразумевалась имущественная преступность, однако со временем к этому добавились преступления в сфере предпринимательства и уголовная ответственность налогоплательщиков. Важный факт говорит о том, что в середине XIX в., ведущие эксперты видели проблему экономического преступления как огромную социальную
проблему нашего будущего, которая в течение долгого времени будет расширять свое влияние на общество. До настоящего времени 70 % всего ущерба, нанесенного преступлениями, имели отношение к экономическим преступлениям. Это означает, что проблема экономического преступления - фактически очень большое бремя нашего общества. Относительно экономического преступления в России, есть некоторые определенные тенденции этого явления, самые важные:
1. Непрерывное улучшение методов преступных нападений. Это означает, что примитивное преступление заменяется интеллектуальным. Преступники приспосабливаются к новым типам бизнеса и используют для их собственной выгоды новые информационные технологии и текущее состояние рынка. Стоит отметить, что пропорция «традиционных» преступлений против собственности значительно ниже по сравнению с преступлениями, совершенными в сфере высоких технологий.
2. Сократились значения показателей, характеризующих экономическую преступность. В первую очередь, уменьшилось время ожидания результатов проведения расследований. За прошлые два года время обнаружения экономических преступлений и время обнародования результатов проведенного исследования сократилось на 30 %. В 2014 г., по сравнению с 2013 г., уровень экономической преступности сократился на 24 %. Так, зарегистрировано только 107 тыс. преступлений экономической направленности, материальный ущерб от которых составил 194 млрд руб.
3. Существует растущее межнациональное и межрегиональное экономическое преступление. Коммуникация в иностранных экономических системах также используется в преступных целях, таких как отмывание денег и внедрение преступных нападений.
4. Создается более сложная система легализации доходов от преступной деятельности, имеется ввиду то, что «отмытые» средства вводятся в экономический оборот, а далее инвестируются уже в легальный бизнес, что дает возможность их легально вывести за границу.
Анализируя неблагоприятное воздействие экономического преступления в экономической и другой безопасности, необходимо отметить: у экономического преступления как независимого явления есть свои собственные особенности. В литературе существуют различные виды признаков экономической преступности, среди них:
1) высокая степень ее распространенности. Большинство преступлений, совершенных в нашей стране - экономические;
гы. эг. 08млыоу
2) высокая степень ее серьезности. Ущерб, нанесенный экономической преступностью, часто распространяется и на другие сферы деятельности, кроме того он неисчислим;
3) высокая степень ее повторяемости при полученном положительном эффекте, особенно если речь идет о профессиональных преступлениях;
4) высокая степень ее организации.
Перечисленные характеристики экономической
преступности уже сами по себе свидетельствуют об угрозе с ее стороны экономической безопасности.
Обратимся к оценке масштабов экономической преступности в России. В результате принятых мер в 2013 г. правоохранительные органы выявили 141,2 тыс. преступлений экономической направленности. Усилилась тенденция к снижению их количества, сложившаяся в предыдущие годы в связи с принятыми государством уголовно-правовыми и налоговыми мерами по ослаблению давления на бизнес. При сокращении количества преступлений данной категории, совершенных в крупном и особо крупном размерах, вырос их удельный вес в структуре экономической преступности (21,2 %).
Основная масса экономических преступлений (92 %) выявлена органами внутренних дел (130 тыс.), три четверти из них - подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями (106,6 тыс.). Причиненный материальный ущерб по оконченным и приостановленным уголовным делам составил 229,9 млрд руб., из которых 210,0 млрд руб. по преступлениям, выявленным сотрудниками органов внутренних дел [4].
По 105,7 тыс. находившимся в производстве экономическим преступлениям расследование завершено, в том числе по 99,1 тыс. преступлений виновные лица установлены сотрудниками органов внутренних дел.
Доказана причастность организованных групп и преступных сообществ к совершению 6,3 тыс. преступлений экономической направленности, в том числе 3,3 тыс. - в кредитно-финансовой системе, 1,9 тыс. - на потребительском рынке, 540 -связанных с операциями с недвижимостью, 537 - с освоением бюджетных средств, 138 - в сфере лесозаготовок, обработки древесины и на целлюлозно-бумажном производстве, 110 - в топливно-энергетическом комплексе, 48 - во внешнеэкономической деятельности [5].
Реализация государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности осуществляется в тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, правоохранительными и контролирующими органами.
Во исполнение поручений Президента, Правительства совместно с ФСБ России, ЦБ России, Росфинмониторингом реализован комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций, противодействие незаконному выводу капитала за рубеж и в теневой оборот.
В результате в финансово-кредитной сфере выявлено более 39,4 тыс. (из них 38,2 тыс. - органами внутренних дел) преступлений экономической направленности. Выявлено 5,5 тыс. (+5,2 %) лиц, совершивших такие преступления, из них в отношении 4,5 тыс. (+1,5 %) лиц уголовные дела направлены в суд.
В рамках мероприятий по защите бюджетных средств, посягательства на которые реализуются путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, выявлено 882 преступления, в том числе 686 совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб. Раскрыто 66 криминальных посягательств, совершенных группой лиц по предварительному сговору, 83 - организованной группой либо преступным сообществом. Размер причиненного ущерба составил более 4,3 млрд руб. [5].
Для исполнения поручений Президента от 6 февраля 2010 № Мк-242 и в рамках реализации Межведомственного плана совместных мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Росфинмониторин-га и ФНС России по усилению борьбы с преступностью в оборонно-промышленном комплексе подразделениями МВД России осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на борьбу с нарушениями законодательства в сфере оборонной промышленности.
Всего в оборонно-промышленном комплексе выявлено 396 (+57,8 %) преступлений, из них 220 (+40,1 %) - органами внутренних дел. К уголовной ответственности привлечено 70 (+84,2 %) лиц. Размер причиненного материального ущерба превысил 1 млрд руб.
Продолжена реализация мер по выявлению, предупреждению и пресечению криминальных банкротств, а также фактов противоправного передела собственности. Выявлено 426 преступлений, связанных с криминальным банкротством, все они -в крупном и особо крупном размерах. К уголовной ответственности привлечено 83 лица.
Приняты меры по пресечению криминальных посягательств на бюджетные средства, выделенные на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, в ходе которых выявлено 78
преступлений экономической направленности. По 20 деяниям уголовные дела направлены в суд. Причиненный ущерб составил 83,4 млн руб., приняты меры к его возмещению на сумму 60,7 млн руб. [6].
Декриминализация объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФСБ России, ФТС России, Минэнерго России, Росприроднадзором, Ростех-надзором, Росфинмониторингом, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также крупнейшими государственными компаниями нефтегазового комплекса «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Роснефть». В результате принятых мер в данной сфере выявлено 2,2 тыс. преступлений экономической направленности, в том числе более 1 тыс. - совершенных в крупном или особо крупном размерах. В суд направлены уголовные дела по 1,3 тыс. деяний [5]. К уголовной ответственности привлечено 952 лица, их совершивших. Раскрыто 110 преступлений, совершенных организованной группой либо преступным сообществом.
Всего в 2013 г. в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлено 3156 преступлений, в том числе 1588 - коррупционной направленности. Раскрыто 2,4 тыс. (+15,7 %) противоправных посягательств. Выявлено 954 (+93,5 %) лица, их совершивших. В суд направлены уголовные дела по 2120 (+17,3 %) деяниям в отношении 757 (+101,3 %) лиц. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил более
3.5 млрд руб.
В рамках мер по декриминализации лесопромышленного комплекса, совместно с территориальными подразделениями ФСБ России и ФТС России, на территории субъектов Российской Федерации, обладающих значительными лесными ресурсами, в два этапа проведено региональное специальное оперативно-профилактическое мероприятие «Лес». В результате выявлено более
3.6 тыс. преступлений, в том числе 1,6 тыс. совершенных в крупном или особо крупном размерах, 28 -в составе организованной группы или преступного сообщества. Размер причиненного ущерба составил 11,8 млрд руб., в счет его погашения изъято имущества и денежных средств на 6,1 млн руб.
Всего в этой сфере выявлено 1,6 тыс. преступлений экономической направленности (92,4 % -сотрудниками органов внутренних дел), в том числе - 960 совершенных в крупном или особо крупном размерах. Размер нанесенного материального ущерба составил 7 млрд руб., приняты меры к его возмещению на 5,1 млрд руб.
Реализованы меры, направленные на стабилизацию обстановки на потребительском рынке, в том числе по выявлению и пресечению фактов незаконного производства и оборота контрафактной продукции.
Во взаимодействии с Роспотребнадзором и Росздравнадзором проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Контрафакт», в результате двух этапов которого выявлено 6,3 тыс. правонарушений, в том числе 1,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции. Установлено 480 лиц, их совершивших. Размер выявленного ущерба составил 134 млн руб. Из незазаконного оборота изъято свыше 5,3 млн единиц фальсифицированной и контрафактной продукции на общую сумму более 138 млн руб.
Пресечена незаконная деятельность 148 предприятий и подпольных цехов, производивших контрафактную продукцию. Приостановлена незаконная деятельность 109 интернет-сайтов, при помощи которых распространялась контрафактная и фальсифицированная продукция [7].
Таким образом, в 2013-2014 г. в крупном или особо крупном размере совершались все преступления, связанные с оборотом и изготовлением немаркированной продукции, а также все правонарушения, касающиеся банкротства (такие как фиктивное и преднамеренное банкротство). Практически стопроцентный результат показали нарушения смежных и авторских прав, а также незаконное предпринимательство. Немаловажным фактом является то, что в течение 2014 г. не было зафиксировано ни одного крупного коммерческого подкупа. Также не было выявлено крупных случаев сбыта ценных бумаг или поддельных денег. Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на такие значительные успехи в раскрываемости экономических преступлений, в 2015 г. из-за экономического кризиса и негибкой налоговой системы, преступления в экономической сфере снова начнут расти в своем количестве.
Литература
1. Лопашенко Н. Экономическая преступность как угроза экономической и иной безопасности // Уголовное право. 2000. № 1. С. 94-90. URL: http:// www.portalus.ru/modules/russianlaw/rus_show_archives.p hp?subaction=showfull&id= 1105645260&archive=old&st art_from=&ucat=4&
2. Колесниченко Е. А., Гильфанов М. Т. Анализ экономической безопасности предпринимательской структуры: многоуровневый подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7.
ZH. DZ. OSMANOV
3. Колесниченко Е. А., Гильфанов М. Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 11 (127).
4. Белослудцев В. И., Пирогова О. Е. Юридическая ответственность за преступления в сфере экономической деятельности // Вестник российского государственного аграрного заочного университета. Научный журнал. № 8 (13). 2010. С. 138-142. URL: http://www.rgazu.ru/db/iiles/ scientific_work/vestnik_08.pdf#9
5. Шарихин А. Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. ... док-ра. юрид. наук. М., 2007.
6. Мазур С. Ф. Уголовно-правовая охрана экономических отношений в сфере частного предпринимательства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
7. Макарова О. Н. Экономическая экспертиза как инструмент противодействия криминальным явлениям в экономике: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2012.
References
1. Lopashenko N. Ekonomicheskaya prestupnost' kak ugroza ekonomicheskoj i inoj bezopasnosti [Economic crime as threat of economic and other security] // Ugolov-noye pravo. 2000. № 1. S. 94-90. URL: http:// www.portalus.ru/modules/russianlaw/rus_show_archrves.p hp?subaction=showfull&id=1105645260&archive=old&st art_from=&ucat=4&
2. Kolesnichenko E. А., Gil'fanov M. T. Analiz ekonomicheskoj bezopasnosti predprinimatel'skoj
struktury: mnogourovnevyj podkhod [Analysis of economic security of enterprise structure: multilevel approach] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7.
3. Kolesnichenko E. A., Gil'fanov M. T. Metodicheskiye aspekty otsenki i obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya [Methodical aspects of an assessment and providing economic security of the enterprise] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. № 11 (127).
4. Belosludtsev V. I., Pirogova O. E. Yuridicheskaya otvetstvennost' za prestupleniya v sfere ekonomicheskoj deyatel'nosti [Legal responsibility for crimes in the sphere of economic activity] // Vestnik rossijskogo gosudarstven-nogo agrarnogo zaochnogo universiteta. Nauchnyj zhurnal. № 8 (13). 2010. S. 138-142. URL: http://www.rgazu.ru/db/files/ scientific_work/ vestnik_ 08.pdf#9
5. Sharikhin A. E. Nauchnye osnovy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii posredstvom opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti [Scientific bases of providing economic security of Russia by means of operational search activity]: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2007.
6. Mazur S. F. Ugolovno-pravovaya okhrana ekonomicheskikh otnoshenij v sfere chastnogo predprini-matel'stva [Criminal legal protection of the economic relations in the sphere of private business]: avtoref. dis. ... dok-ra. yurid. nauk. M., 2007.
7. Makarova O. N. Ekonomicheskaya ekspertiza kak instrument protivodejstviya kriminal'nym yavleniyam v ekonomike [Economic examination as the instrument of counteraction to the criminal phenomena in economy]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. SPb., 2012.
* * *
ECONOMIC CRIME AS THREAT OF ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL ECONOMY
OSMANOV ZHASYM DZHAFAROVICH Center of Macroeconomic, Finance and Management of Institute of Economy of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Alma-Ata, the Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]
In the presented article the author considered the role of economic crime in system of economic security of national economy and defined economic security as one of components of federal and regional security which defines interests of the person, societies and the states. The author specified that the high level of economic crime defines huge costs of investments, and its leveling demands additional large-scale investments practically in all fields of activity. In modern conditions of managing rather big share of a shadow component characterize economic activity in Russia. Investigating an adverse effect of the shadow relations on economic security, the author defined key signs of an economic crime as key threat of safe development of national economy. The carried-out analysis of scales of economic crime in Russia showed that the tendency to decrease in quantity of economic crimes amplified, but the share of the crimes committed in large and especially large sizes grew. The author proved participation of organized groups and criminal communities in commission of crimes of an economic orientation. The author paid attention to activities of authorities for prevention of economic crime: implementation of measures for identification, the prevention and suppression of criminal bankruptcies, and also continued the facts of illegal repartition of property, took measures for suppression of criminal infringement of the budgetary funds allocated for preparation and carrying out the XXII Olympic winter Games and the XI Paraolympic winter Games
fl. OCMAHOB
125
of 2014 in Sochi and realized the measures directed on stabilization of a situation in the consumer market including for identification and suppression of the facts of illegal production and a turn of counterfeit production. In the conclusion the author drew the conclusion that, despite such considerable achievements in solvability of economic crimes, in 2015 because of an economic crisis and nonflexible tax system, a crime in the economic sphere will start over again grow in the quantity.
Key words: economic crime, economic security, threats of economic security
ZH. DZ. OSMANOV